Монахиня на тракторе расчищает дорожки      - Говорят, что «Запад загнивает». Там возможно христианское возрождение? - Так называемый Запад не однороден. Это видно на примере Германии. Буквально в двух часах езды от нас начинается федеральная земля Баден-Вюртемберг, где большей частью живут протестанты, а дальше, на север, их ещё больше. И когда мы туда приезжаем, то чувствуем иной дух, какую-то пустоту для нас. А Бавария, где мы живём, богата традициями, и немцы их хранят. Пусть у них короткие богослужения, но народ-то ходит. Рядом с нашим монастырём стоит католическая деревенская церковь, и прихожане, кто приезжает на воскресное богослужение, паркуются у нас во дворе. И мы видим, сколько там людей собирается. Фактически на эти полчаса является вся деревня - и это радует. И они тоже радуются нам. Когда мы только здесь поселились, был канун западного Христова Рождества. И мы пошли по деревне с мелкими сувенирами, чтобы познакомиться и поприветствовать своих соседей. Встретили очень хорошо! Они не только не отрицают православие, но даже приветствуют его. Обычная картина: идёт сельчанин по улице, встречает нашу монахиню - и кланяется, снимая шляпу в знак почтения. Часто к нам обращаются не по фамилии, а Schwester такая-то (то есть сестра такая-то). В целом традиционные немцы весьма благочестивы. Например, Новый год у них не светский праздник, а Silvesterabend - день святого исповедника Сильвестра, память которого у католиков отмечается 31 декабря. У нас, православных, он, кстати, отмечается сразу после Старого Нового года, 15 января. Но тут есть особенность. Для нас образ святителя Сильвестра, Папы Римского, связан с известным диспутом, устроенным иудеями, на котором присутствовали равноапостольный царь Константин и мать его, святая царица Елена. На нём Папа Римский Сильвестр победил раввина, который пытался пустить в ход и своё чародейство. А немцы в связи со святителем вспоминают другое. По одной красивой легенде, в 314 году нашей эры Сильвестр изловил ветхозаветное чудовище, морского змея Левиафана, и тем спас мир от предстоящего конца света. По предсказаниям, этот библейский зверь должен был вырваться на свободу в 1000 году и погубить мир. И в Новый год немцы празднуют как бы дарованное продлённое время. То есть в их благочестии много такого народного элемента.

http://pravoslavie.ru/78352.html

Он служил сначала в храме во имя свт. Иннокентия, епископа Иркутского, и прп. Серафима Саровского в курортном городе Бад-Наухайме ( ныне – федеральная земля Гессен). В военные годы здание храма превратили в склад различных вещей и предметов, вынесенных из разрушенных во время бомбардировок городских зданий. Большая часть церковного имущества вместе с ценными иконами, вывезенными во время бомбардировок с целью их укрытия, бесследно исчезли. Церковные колокола были отобраны немецкими властями для военных целей. В первые послевоенные годы в Бад-Наухайме заметно увеличилось число русских беженцев и выросла греческая диаспора. Храмом попеременно пользовались русская и греческая православные общины, поэтому отцу Василию Виноградову приходилось поочередно проводить богослужения на двух языках. После Бад-Наухайма служение отца Василия некоторое время было продолжено в православной общине при храме Святителя Николая в Штутгарте – столице земли Баден-Вюртемберг. Купол и башня храма были разрушены попаданием бомбы в сентябре 1944 г., в огне сгорели убранство и библиотека, но стены храма выстояли. Возглавляемая отцом Василием православная община стала местом утешения нескольких сотен российских и украинских граждан, находившихся на принудительных работах в Штутгарте и его окрестностях.  В 1951 г. 66-летний отец Василий переехал в Мюнхен и стал " душепопечителем Михайловской церкви в Шляйсхайме " , расположенном в окрестностях Мюнхена. В этой церкви в Шляйсхайме служил отец Василий. (Фото из архива Михаило- Архангельской церкви в Людвигсфельде) Одновременно его назначили редактором " Церковных ведомостей " Германской епархии РПЦЗ, а в 1954 г. поручили читать лекции и возглавлять пастырские курсы при епархиальном управлении. В 1952 –1954 гг. в мюнхенских и гамбургских церковных изданиях появились несколько переведенных на немецкий язык богословских статей отца Василия. В 1959 г. в Мюнхене выходит его мемуарная книга " О некоторых особенно важных моментах последнего периода жизни и деятельности святейшего патриарха Тихона " (71 стр.), где содержатся ценные материалы, свидетельствующие о трагической эпохе в истории Русской Православной Церкви в советские годы.

http://bogoslov.ru/article/3621207

Закрыть itemscope itemtype="" > Король шахмат из немецкого Триберга Боголюбов Ефим Дмитриевич (01.04.1889 — 18.06.1952) 31.03.2023 947 Время на чтение 9 минут В Шварцвальде (федеральная земля Баден-Вюртемберг) хорошо известно имя гроссмейстера Ефима Дмитриевича Боголюбова (01.04.1889 — 18.06.1952), одного из первых деятелей российского шахматного движения. Этого немецкого мастера-профессионала с российскими корнями, одного из шести сильнейших шахматистов мира в 20-х годах прошлого столетия называли в Германии «королем шахмат из Триберга». В этом небольшом курортном городке Боголюбов обосновался с семьей по окончании Первой мировой войны. В разные годы он представлял на крупных шахматных соревнованиях не только Российскую империю, Германию, но и СССР. Немецкие любители шахмат помнят Боголюбова как четырёхкратного чемпиона Германии в 1925, 1931, 1933 и 1949 годах, добавившего славы Трибергу, где ныне местный шахматный клуб носит имя легендарного гроссмейстера. Однако у Боголюбова была непростая жизнь шахматного профессионала. В советской стране его называли «ренегатом и фашистом», а в гитлеровской Германии Боголюбову припоминали его «неарийское происхождение». Находясь в эмиграции, Боголюбов не прерывал связей с Россией, приезжал в Москву и дважды посещал родной ему Киев. Боголюбов Ефим Дмитриевич происходил из семьи сельского священника, проживавшей в Киевской губернии Российской империи. Малой его родиной является село Станиславчик Ставищенского района Киевской области. Учился Ефим Боголюбов сначала в Киевской духовной семинарии, а позже — в политехнических институтах Киева и Варшавы. В Киеве он серьезно увлекся игрой в шахматы и вскоре выдвинулся в число лучших игроков города. В двадцатилетнем возрасте Боголюбов принял участие «Южнорусском турнире», проходившем в 1909 — 1910 гг. в Одессе, где занял призовое второе место. Спустя четыре года Боголюбов завоевал звание мастера на Всероссийском турнире мастеров в Санкт-Петербурге. В 1914 году Боголюбов как продолжатель творческой манеры русской шахматной школы стал широко известен в России. Летом того же года в составе группы русских шахматистов он участвовал в представительном международном турнире — XIX конгрессе Германского шахматного союза в Мангейме. Однако в августе Германия объявила войну России и турнир неожиданно прервали. Игрокам из нейтральных стран разрешено было вернуться домой, а российским участникам предстояло испытать в Германии немало мытарств. Боголюбов и другие шахматисты были интернированы как граждане враждебного государства. После пребывания в полицейском участке в Мангейме Боголюбов с коллегами попытался на поезде уехать в Баден-Баден, однако его сняли с поезда и поместили в тюрьму. Боголюбов находился в одной камере с А. Алехиным, И. Рабиновичем и С. Вайнштейном. В немецких застенках Боголюбов сблизился с Алехиным и часами играл с ним вслепую в шахматы.

http://ruskline.ru/analitika/2023/03/31/...

«Немцы дисциплинированные, сказано им сидеть по домам – и все сидят». Очевидец — о карантине и низкой смертности Люди очень ответственно отнеслись ко всем предупреждениям и предписаниям властей 26 марта, 2020 Люди очень ответственно отнеслись ко всем предупреждениям и предписаниям властей Федеральная земля Баден-Вюртемберг сегодня занимает третье место в Германии по числу зараженных COVID-19, ненамного отставая от Северного Рейна-Вестфалии и Баварии. О том, как живется сегодня людям в этом регионе, корреспонденту «Правмира» рассказала русскоязычная гражданка Германии Татьяна Иваненко из города Лёррах, находящегося в приграничье Франции и Швейцарии. — О том, насколько все серьезно, я узнала 23 февраля. В этот день мы с семьей гуляли по городу, встречались со знакомыми, делились новостями. Новости из Италии о стремительном распространении болезни и закрытии северных регионов на карантин вызвали тревогу. Дело в том, что в нашем городе и земле работает очень много итальянцев, и они традиционно ездят на выходные и праздники к себе домой, через Швейцарию. А тут как раз только каникулы закончились, итальянцы массово возвращались на работу в Германию, плюс много людей ехало с горнолыжных курортов Швейцарии. Уже понятно было, что коронавирус скоро накроет и нас. Сразу стало страшно. На следующий день, 24 февраля, я пошла в аптеку и купила маски, при этом обнаружила, что почти во всех аптеках масок уже не было. Люди отреагировали мгновенно. Хотя несколько дней назад мы еще гуляли по улицам и видели, как гуляют другие. Но сейчас, после объявления карантина, улицы безлюдны. Мы практически никуда не выходим, кроме как в магазин за необходимыми продуктами. Все время сидим дома, выезжая только на работу. Страшно, просто страшно на фоне всех этих событий. Власти очень строго следят за соблюдением карантинных мер. На улицах нельзя находиться группам больше 2 человек. Полиция может сделать исключение только для членов одной семьи, а всех остальных оштрафуют. Штрафы очень большие, я не помню всего списка, но самый большой – 25 тысяч евро. Столько заплатит тот, кто устроит сборище людей у себя в заведении или еще где-то. Закрыты торговые центры, развлекательные заведения, культурные учреждения, парки – все, кроме продуктовых магазинов. Не работают кафе и рестораны – прийти поесть нельзя, только заказать доставку. В Макдональдсе до недавнего времени при заказе записывали твои данные – на всякий случай, хотя сейчас, наверное, уже и его закрыли. Город полностью опустел.

http://pravmir.ru/nemczy-discziplinirova...

В Германии прошел съезд православной молодежи Москва, 29 сентября 2007 г. Центр русской культуры и истории при православном храме Преображения Господня (РПЦЗ) в Баден-Бадене (федеральная земля Баден-Вюртемберг) 27 -28 октября провел съезд православной молодежи Германии. В ходе прошедшей на форуме дискуссии его участники обсудили понятие «свобода». Об этом Седмице.Ru сообщил протоиерей Миодраг Глишнич. «Наш съезд представил возможность студентам и молодым людям не только больше узнать о таком полифоническом понятии, каким является «свобода», но и реально представить себе само содержание духовной свободы человека как образа Божьего. На форуме состоялся обмен мнениями о понятии «свобода» с точки зрения православной христианской традиции, кроме того, его участники глубже познакомились с Православием, поделились своими соображениями относительно проблемы «виртуальной или компьютерной зависимости» в современных условиях. Главное, эти два дня съезда молодежь провела в общении и молитве», — отметил отец Миодраг. Основным докладчиком на съезде была выпускница Технического университета города Саарбрюкен Мария фон Унгерн-Штернберг, сообщившая в своем выступлении, что «внутренняя свобода соответствует духовной свободе, являющейся «властью человека над своими страстями». С тезисом докладчицы о том, что «жизнь по заповедям Господа нашего Иисуса Христа служит главным путем приобретения духовной свободы» согласились все 70 участников съезда. Это уже пятый по счету съезд православной молодежи, проводимый Русской Православной Церковью зарубежом в Баден-Бадене, и на сей раз в нем участвовали молодые люди из двух германских епархий. Руководство Центра русской культуры и истории и настоятель храма во имя Преображения Господня протоиерей Миодраг Глишнич организовали и провели для участников съезда не только дискуссии, но литургии и молебны, а также прогулки по живописным местам Шварцвальда. 29 октября 2007 г. скрыть способы оплаты Подпишитесь на рассылку Православие.Ru Рассылка выходит два раза в неделю: Мы в соцсетях Подпишитесь на нашу рассылку

http://pravoslavie.ru/24606.html

Роттенбург (Германия), 14 октября, Fides/Благовест-инфо. Бенедиктинское аббатство Вайнгартен (земля Баден-Вюртемберг) может принять беженцев из Сирии. С таком предложением выступил епископ Роттенбургско-Штутгартский Гебхард Фюрст, который отреагировал таким образом на призыв Папы Франциска помочь жертвам конфликта в Сирии. Историческое аббатство в настоящее время пустует и может принять в своих стенах ограниченное количество беженцев. Впоследствии их число может быть увеличено. Аббатство Вайнгартен расположено на самом юге Германии, неподалеку от швейцарской границы, на холме, посвященном св. Мартину – покровителю нищих, узников и беженцев. Монастырь, пишет Википедия , был основан в 1056 году герцогом Баварским Вельфом I и впоследствии стал одной из крупнейших и богатейших обителей Германии, получив в XIII веке статус имперского аббатства – это означало, что никто в его дела не мог вмешиваться никто из местных князей, а только император. В XVIII веке в аббатстве развернулось масштабное строительство: вместо старой романской церкви был построен огромный барочный храм. В 1803 году, во время медиатизации немецких земель, аббатство было упразднено. В 1922 году в обители возродилась монашеская жизнь, но при Гитлере аббатство вновь закрыли. После Второй мировой войны  Вайнгартен опять стал действующим монастырем. В 1956 году монастырская церковь св. Мартина получила статус малой папской базилики. Однако в последующие годы число братии сильно сократилось, и когда к 2010 году в Вайнгартене осталось всего четыре монаха, аббатство вновь закрылось. Ваш Отзыв Поля, отмеченные звездочкой, должны быть обязательно заполнены. Мнение редакции может не совпадать с мнением авторов отдельных материалов. © 2005–2019 «Благовест-инфо» Адрес электронной почты редакции: info@blagovest-info.ru Телефон редакции: +7 499 264 97 72 12+ Зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций: серия Эл ФС 77-76510 от 09 августа 2019. Учредитель: ИП Вербицкий И.М. Главный редактор: Власов Дмитрий Владимирович Сетевое издание «БЛАГОВЕСТ-ИНФО» loading

http://blagovest-info.ru/index.php?ss=2&...

Из Константинополя моя семья в конце концов перебралась в Италию и некоторое время жила в Кастельгандольфо недалеко от Рима. (Дом, принадлежавший моей матери, был позже приобретен Ватиканом и превращен в одну из его летних резиденций.) Из Италии, связавшись с семьей моей матери в Германии, они переехали в Баден–Баден, знаменитый немецкий курорт, популярный в девятнадцатом столетии у богатых русских, куда Гагарины часто ездили до войны ради целительных минеральных вод. У Гагариных была там прекрасная вилла, с картиной Рембрандта, коллекцией редких кружев и ценными высокими напольными часами мастерской краснодеревщика Чарльза Андре Буле. И теперь вся семья матери собралась на этой вилле. Вскоре по приезде в Баден–Баден моя мать родила третьего ребенка, девочку Иулианию — меня. Меня назвали в честь святой Иулиании, одной из предков Осоргиных (она приходится мне прапра(14 раз)бабушкой) [  ]. Это была чудесная святая: богатая замужняя многодетная женщина, она не покладая рук трудилась, чтобы во время голода накормить и спасти как можно больше людей. Она была благочестива, скромна, любила людей и умела молиться. Ее муж был военным. Когда Иулиания попросила его отпустить ее в монастырь, он напомнил о брачных обетах, и она подчинилась. Св. Иулианию очень почитают в нашей семье, она — настоящая наша семейная святая. В 1931 г. св. мощи прав. Иулиании попали в Муромский музей, а в 1989 г. рака со св. мощами была возвращена Церкви и перенесена в муромский Благовещенский монастырь, где была поставлена перед иконой Николая Угодника. В 1993 г. она была перенесена в Николо–Набережную церковь. Там я недавно приложилась к мощам нашей семейной святой. Меня очень тронуло, что прихожане радовались встрече со мной, Иулианией Осоргиной, которая любила нашу святую не меньше их самих. В Германии Итак, мои родные поселилась на вилле в Баден–Бадене, но денег в семье было очень мало. Они продали Рембрандта как раз перед обвалом 1923–1924 г. (гиперинфляция и обесценивание немецкой марки), так что вырученные деньги потеряли в одночасье свою стоимость. Тогда они продали коллекцию кружев и часы Буле, а деньги поделили между моей мамой и ее братьями и сестрами. Плохое вложение денег в плохое время! Я мало что помню из жизни в Баден–Бадене. Помню, как в трехлетнем возрасте сидела на рояле и пела под аккомпанемент моего отца. Немецкая песенка «Ach du lieber Augustine, Augustine, Augustine» («Ах, мой милый Августин…») до сих пор звучит в моих ушах как напоминание о блаженстве детства, об устремленных на меня глазах отца» полных обожания. (Шестьдесят лет спустя я приехала на эту виллу вместе с сыном и его семьей. И я узнала колонны, окружавшие поместье, и узкую дорогу к дому, но больше ничего.)

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=742...

Хотя вел. кн. Ольга Феодоровна жила в основном в Петербурге и Тифлисе, где ее супруг был наместником Кавказа, она, тем не менее, часто навещала родной город, который полюбился больным и отдыхающим из России. «Одни уже с давнего времени приобрели здесь недвижимую собственность и безвыездно проживают в собственных виллах; другие жительствуют по десяткам лет в наемных квартирах; много русских приезжает сюда также только на летние месяцы». В городе, где одна из гостиниц называлась «Руссишер Хоф» бывали и жили В. А. Жуковский (он здесь и умер), П. А. Вяземский, Н. В. Гоголь, Н. А. Некрасов, И. С. Тургенев (он провел здесь семь лет), Л. Н. Толстой, Вл. С. Соловьев. Многих русских, в том числе Ф. М. Достоевского, привлекало местное казино с его рулеткой. Путеводители подчеркивали, что «на водах господствует французский язык» и «собирается лучшее общество Европы». Мысль иметь в городе православные богослужения появилась в конце 1830-х, и великий герцог даже обещал приезжим русским место для этого в Старом замке, но дальше разговоров дело не пошло. Время от времени священники из Висбадена и Карлсруэ приезжали в Баден-Баден и служили в своих квартирах, как было, например, на Пасху 1849, когда это сделал прот. Василий Полисадов. Чтобы устроить для своих соотечественников в Баден-Бадене постоянную православную церковь, российский посланник Н. А. Столыпин и кн. Е. Э. Трубецкая открыли в 1857 подписку среди русской колонии. 1 июля 1858, в почтовом доме на Лихтенталерштрасе, была установлена привезенная из Штутгарта походная церковь, пожертвованная в 1844 кн. П. П. Лопухиным. За одно лето «положено было начало капитала для устройства постоянной церкви» и образован строительный комитет во главе с католичкой кн. Гагариной (урожд. Потоцкой) и протестантом бар. А. С. Мюленом. В почтовом доме церковь, однако, действовала всего несколько месяцев. Новый храм на Шиллерштрасе, 5 был освящен лишь в 1865 в присутствии принцессы Марии Максимилиановны. Он разместился в частном доме, и служить в него раз в неделю приезжал прот. Александр Андреевич Измайлов из придворной Кресто-Воздвиженской церкви в Карлсруэ, где жила принцесса. Содержался храм исключительно на пожертвования.

http://sobory.ru/article/?object=08337

Когда началась Первая мировая война, храм был закрыт, золоченое покрытие купола снято и переплавлено. Лишь иногда здесь служил военнопленный русский священник, заключенный местного лагеря. После революции к обедневшей знати в Баден-Бадене присоединилось около 500 беженцев из России, и летом 1920 богослужения в церкви возобновились — их до 1979 свершал прот. Михаил Стефирца, «простенький, тихий батюшка», родом из Бессарабии, близко стоявший к митрополиту Западноевропейскому Евлогию (Георгиевскому). С 1926 он окормлял также приходы в Бад-Эмсе и Карлсруэ. Поначалу среди приблизительно сотни прихожан имелись известные люди: С. В. Рахманинов, Ф. И. Шаляпин, артистка Ольга Чехова и др. Экономический кризис в Германии в конце 1920-х заставил, однако, половину прихода переехать во Францию и Бельгию, и он захирел. Церковь держалась лишь благодаря дотациям Вюртембергского дома. В годы Второй мировой войны службы стали редкими, иконы и сосуды были спрятаны в крипте. После войны приходская жизнь вновь оживилась, ибо в земле Баден-Вюртемберг скопилось почти 20 000 беженцев из СССР, но большая их часть через несколько лет перебралась за океан и в самом городе и его окрестностях остались лишь немногие. С окончанием войны приход из РПЦЗ перешел в Московскую Патриархию, в которой и оставался до смерти прот. Стефирцы в 1979, после чего церковью попеременно пользовались прихожане Патриархии и РПЦЗ. В результате долгой судебной тяжбы здание было в 1988 окончательно передано РПЦЗ. Однако свое столетие 15 августа 1982 храм с его настоятелем архимандритом Авениром отметил еще в московской юрисдикции. В 1988–1990 здание, считающееся памятником архитектуры, было — в основном за казенный счет — полностью отреставрировано, позолота купола восстановлена, в крипте устроен зал для собраний. Сейчас на богослужение, которое по расписанию совершают священник-серб прот. Миодраг Глишич и о. Евгений Скопинцев, верующие (среди них — сербы и немцы) приезжают в основном из соседних городов. Клир окормляет также общины в Мангейме и Саарбрюкене. Настоятелем является архиепископ Берлинский и Германский Марк (Арндт). Московская Патриархия имеет в городе свою Преображенскую общину во главе со священниками из немцев.

http://sobory.ru/article/?object=08337

Однопрестольный храм стоит среди деревьев и невелик по размерам. Это — невысокое без колокольни кубическое здание, облицованное песчаником и увенчанное золоченой главкой на стройном барабане. Фасады завершены кокошниками и прорезаны трехчастными окнами. Портал решен как сложной формы ризалит и декорирован килевидной аркой, заимствованной из старомосковской архитектуры. Освещается церковь витражами и пятью паникадилами (самое большое — на 64 свечи), изготовленными из латуни местными мастерами. Несколько лет новоосвященный храм не имел своего причта и его до 1893 продолжал окормлять прот. Измайлов. Храм числился приписным к придворной церкви в Карлсруэ (где служили зимой); но позже положение изменилось на обратное. В 1903–1905 настоятелем в Баден-Бадене состоял прот. Николай Петрович Апраксин, известный своими переводами богослужебных текстов на чешский язык и созданием русской церкви в Карлсбаде. В год в русской церкви бывало 2–5 свадеб и погребений, а число причастников колебалось от 20 до 50 человек. Умерших после отпевания увозили на родину или хоронили на местном кладбище. Прихожанами придворного храма были отдыхающие русские, обладавшие, как правило, значительным состоянием. Они подарили несколько дорогих икон, которые, увы, позже были утрачены при ограблениях церкви. Однако к концу XIX века, как сообщал российский посланник, «богатые русские сановники, жившие здесь круглый год, постепенно выбыли, приезжающие только на летний сезон русские, естественно, менее интересовались судьбой баденской церкви, доходы стали быстро уменьшаться…», хотя молиться в Баден-Бадене стали приезжать русские из новооткрытых курортов в Шварцвальде. 19 октября 1899 в храме побывал Император Николай II с супругой, гостивший в те дни в Дармштадте. Он обратил внимание на росписи стен и похвалил их: «Как много оригинального и единственного в своем роде». В 1904 участок с храмом перешел из личного владения принцессы к российскому правительству, которое ежегодно выделяло 6750 руб. на содержание. После смерти Марии Максимилиановны покровителем церкви стал ее сын принц Марк Баденский, который в день рождения и смерти матери служил по ней панихиду. Он передал храму некоторые вещи из закрытой придворной церкви в Карлсруэ. В 1905 кжн. Т. С. Гагарина подарила участок для постройки церковного дома, но денег на него не нашлось.

http://sobory.ru/article/?object=08337

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010