2007 год – это год многих забытых юбилеев. 90 лет февральской и октябрьской революции. И, так сложилось что это юбилейный год и для 1937 года. Этот год – целая веха церковной истории, и всей мировой истории — одна из самых массовых волн расстрелов. Источник: www.martyr.ru Священнослужители и миряне, пострадавшие в Бутово 2007 год – это год многих забытых юбилеев. 90 лет февральской и октябрьской революции. И, так сложилось что это юбилейный год и для 1937 года. Этот год – целая веха церковной истории, и всей мировой истории — одна из самых массовых волн расстрелов. Исполняется 70 лет с года мученической кончины тысяч православных христиан, священников, епископов- расстрелянных только за то, что они не отреклись от Христа, не сняли крест, не предали на допросах http://www.pravmir.ru/article_400.html , не извергали ругательств http://www.pravmir.ru/article_1591.html … Только на Бутовском полигоне похоронены десятки тысяч http://www.pravmir.ru/article_1752.html верных чад Православной Церкви. Мы начинаем публиковать серию материалов о новомучениках, на чьей крови стоит возрождение Церкви в наши дни, чьей молитвой живы все мы… О, велицыи страстотерпцы Новомученицы Российстии, с любовию припадаем к вам, и прославляюще ваша подвиги, Благоговейно лобызаем раны ваша, молите спастися душам нашим. (Из службы святым Новомученикам и Исповедникам Российским) Незадолго до своего последнего ареста св. митрополит Серафим (Чичагов) говорил: «Православная Церковь сейчас переживает время испытаний… Сейчас многие страдают за веру, но это — золото очищается в духовном горниле испытаний. После этого будет столько священномучеников, пострадавших за веру Христову, сколько не помнит вся история христианства». (За Христа пострадавшие. Гонения на Русскую Православную Церковь. 1917 — 1956. Библиографический справочник. М. ПСТБИ. 1997. Книга вторая (готовится к печати). В России, как нигде в XX веке, проявилось противостояние Добра и Зла. Семьдесят лет, прошедшие с октября 1917 года, стали временем беспримерных гонений за веру, превзошедших даже гонения первых веков христианства. Сонмом мучеников преисполнилась Русская Православная Церковь, сохранившая в дни жестоких испытаний чистоту и крепость веры. Духовный опыт мучеников, их страдания, место их гибели святы для нас. «Русской Голгофой» назвал Патриарх Алексий II одно из мест массовых расстрелов — Бутовский полигон под Москвой.

http://pravmir.ru/k-70-letiyu-1937-goda-...

В.Лавров: Учебники надо делать так, как сделана эта книжка. Интересно, завлекательно, все основано на документах, много иллюстраций, фотографий. Только так молодые люди могут заинтересоваться. Это именно анализ, какой урок надо извлечь из Февральской революции. Книга издана большим тиражом в 40 тысяч экземпляров. Ощущение после ознакомления, что издать нужно в несколько раз большим тиражом, поскольку люди совершенно не знают, что там происходило. А ведь это важнейшее событие, которое повлекло за собой все остальные события 20 века. Я как преподаватель сталкиваюсь с тем, что многие не знают, когда была Октябрьская революция. И что революций вообще было две. Про Февральскую ничего не знают совсем. В книге это раскрывается в увлекательной форме. Такую книгу хорошо обсуждать в школах. Сейчас вводят какие-то странные уроки «Разговоры о важном», но боюсь, как бы это не были уроки политинформации. Я сам в брежневские времена был таким политинформатором. Если бы несколько человек прочитали, обсудили, что произошло в те годы, кто виноват. «Красное колесо» (термин Солженицына) покатилось не в октябре, но в феврале, начавшись свержением Николая II,  государственным переворотом. У Солженицына было 4 тома «Красного колеса», а потом отдельно еще статья о Февральской революции, но этот жанр неудачный, что-то вроде киносценария. Даже образованные люди не читали это сложное произведение, что уж говорить о более широкой публике. Солженицын разобрал вопрос досконально, глубоко, но жанр, который избрал владыка Тихон, оптимален, чтобы достучаться до широкой аудитории, чтобы люди поняли, что произошло. Подход к событиям у Солженицына и митрополита Тихона в одном – оба видят, что главную роковую роль сыграло образованное общество или передовое общество, - интеллигенция. Такое умопомрачение… Книга еще интересна тем, что дает эффективный анализ того, что представляла собой Империя перед 1917 годом. Мы видим факты, цифры, данные, которые приводит владыка, и они показывают, что страна хорошо развивалась и была на первом месте по темпам развития. По производству мы были на 5 месте, вышли на 4-е в 1916 году во время войны. Больше всех производили сельскохозяйственной продукции. Подумать только, в учебниках даже не говорится, что карточек у нас в Российской империи не было.

http://radonezh.ru/2024/03/11/gibel-impe...

Закрыть itemscope itemtype="" > Филипп Эгалите русской революции Великий князь Николай Михайлович (1859—1919) 03.10.2016 2197 Время на чтение 22 минут В рамках рубрики «Исторический календарь» мы продолжаем наш историко-популярный проект , посвященный приближающемуся 100-летию революции 1917 года. Проект, названный нами «Могильщики Русского царства», посвящен виновникам крушения в России самодержавной монархии профессиональным революционерам, фрондирующим аристократам, либеральным политикам; генералам, офицерам и солдатам, забывшим о своем долге, а также другим активным деятелям т.н. «освободительного движения», вольно или невольно внесшим свою лепту в торжество революции сначала Февральской, а затем и Октябрьской. Продолжает рубрику очерк, посвященный члену Императорской фамилии, известному русскому историку, внуку Императора Николая I Великому князю Николаю Михайловичу, возглавившему накануне Февральской революции «великокняжескую фронду». Великий князь Николай Михайлович родился 14 апреля 1859 года в Царском Селе. Его отцом был Великий князь Михаил Николаевич (18321909) младший сын Императора Николая I, генерал-фельдмаршал, наместник на Кавказе и председатель Государственного совета, положивший начало ветви Романовых, именуемой «Михайловичами». Мать Великая княгиня Ольга Федоровна (18391891) до принятия православия звалась Цецилией Августой, и была до замужества принцессой и маркграфиней Баденской. Являясь натурой темпераментной, в великосветских кругах Ольга Федоровна имела репутацию смелой женщины, не воздержанной на язык и даже не боявшейся перечить Императору Александру III, который как-то с досадой сказал о ней: «Ольгу Федоровну все признают умною женщиной. В чем же выражается этот ум? Сплетничает и читает пустейшие романы, а никаким серьезным делом заниматься не хочет». С.Ю. Витте отзывался об Ольге Федоровне крайне нелестно: « Красивая, умная, с волею, она обладала прескверным характером, имела постоянных фаворитов и была самой хитрой и бессердечной. Она совершенно держала мужа в своих руках. Молва говорила, будто действительный отец ее был некий банкир-еврей, барон Haber. Император Александр III иногда называл ее в интимном кружке " тетушка Haber " ».

http://ruskline.ru/history/2016/10/04/fi...

Интервью с церковным историком, профессором Санкт-Петербургской духовной академии, протоиереем Георгием Митрофановым Интервью с церковным историком, профессором Санкт-Петербургской духовной академии, протоиереем Георгием Митрофановым, подготовлено порталом Благословение – Отец Георгий, среди малоизученных моментов русской истории, особенное место занимает ситуация, в которой наша страна оказалась 90 лет назад – между Февральской и Октябрьской революциями. И уж совсем мало кто знает, как Церковь в эти дни готовилась к проведению первого за три века Поместного Собора. Петербург, а тогда он уже назывался Петроградом, в те дни продолжал быть столицей – но Российская империя доживала последние месяцы. Что происходило тогда? – Подобно большинству подданных Российской империи, наше духовенство в дни февральской революции оказалось совершенно не готово к происходящим событиям. И все, происходившее в Петрограде, оставалось в первые дни по настоящему не понятым, не осмысленным. Конечно, для церковной иерархии столь же неожиданным было и отречение Государя от престола. Тем более, что в акте об отречении, Николай II никак не оговорил перспективу развития церковной жизни. Не было сказано столь ожидавшихся в Церкви слов о созыве Поместного Собора. Вывод из Манифеста об отречении был только один – судьба Церкви будет зависеть от дальнейшей политики нового императора великого князя Михаила Александровича. Впрочем, обнародованный через два дня манифест великого князя Михаила Александровича об условиях принятия высшей государственной власти также ничего не оговаривал относительно перспектив развития церковной жизни. Речь шла о том, что великий князь вступит на престол при условии, что учредительное собрание, созданное на основе всеобщего, прямого, равного и тайного голосования, выскажется за сохранение монархии. Сроки этого собрания не обозначались, а в период, который должен был предшествовать созыву учредительного собрания, вся власть в стране оказывалась в руках временного правительства – формально легитимного. И вот первый глава временного правительства князь Львов был назначен еще Государем Николаем Александровичем главой Российского правительства.

http://pravmir.ru/90-let-nazad-russkaya-...

Закрыть Сталин и его маршалы 3. Главный маршал авиации Александр Голованов 22.05.2023 5939 Время на чтение 10 минут III Часть I Часть II От Императорского кадетского корпуса до советского аэроклуба Начало и истоки Голованов не мог не обратить на себя внимание. По воспоминаниям бывавших на кремлевских приемах первых послевоенных лет, Главный маршал авиации, голубоглазый блондин двухметрового роста, вместе со своей красавицей женой Тамарой Васильевной внешностью и элегантностью напоминали кинозвезд. В 2001 году в издательстве объединения «Мосгорархив» вышла в свет книга – сборник документов и материалов «Главный маршал авиации Голованов», где в воспоминаниях сослуживцев, друзей и близких приоткрыты ранее неизвестные или малоизвестные страницы его биографии. Сталинский маршал имел дворянские корни, что ему приходилось скрывать, и, похоже, единственная «неточность» в его официальной «Автобиографии» это его происхождение «из крестьян Калининской области». Впрочем, Рокоссовский тоже не афишировал свои шляхетские корни. Для тогдашних отделов кадров это было «не модно». Александр Евгеньевич родился 25 июля (7 августа по старому стилю) 1904 года в Нижнем Новгороде. Отец Евгений Александрович – коренной волжанин, капитан-речник. Многие из рода Головановых служили в гвардии, в Семеновском полку. Отличались ростом, статью и железной силой. Мать – Вера Ивановна Голованова, ставшая оперной певицей, «по случайности рождения» родилась в Томской тюрьме – ее отцом был участник покушения на Александра II и «ракетный мечтатель» Николай Иванович Кибальчич. Потомки павших в Крымской войне могли поступать на государственное обеспечение в кадетские корпуса. И будущий маршал авиации, а тогда просто Шура, вместе с братом Толей стал кадетом 1-го Московского Императрицы Екатерины II кадетского корпуса. Братья Головановы в Московском кадетском корпусе имени Екатерины II. Шура – сидит второй слева. Толя – во втором ряду третий справа До Октябрьской революции 1917 года успел закончить два класса училища. В официальной автобиографии от 1947 года, он отметил: «Во время февральской и Октябрьской революций жил при матери в г. Москве, участия в революциях не принимал по малолетству».

http://ruskline.ru/analitika/2023/05/22/...

14. Послесловие В погоне за временем Работая над этой книгой, мы стремились проследить, каким образом православные миссионеры реагировали на изменения в общественной ситуации, и более широко в какой степени Русская Церковь могла воздействовать на граждан страны, не вызывая при этом неприятия и отторжения. Именно по этой причине нас интересовала реакция миссии на процессы общественной модернизации, в частности – те изменения в деятельности миссии, которые были вызваны Февральской и Октябрьской революциями. И позднейшую историю миссии Русской Церкви следует описывать как постоянный поиск путей установления диалога как со своими прихожанами, так и с теми, кто оказался вне церковной ограды. Чрезвычайно важными для нашей темы являются перемены в общественном мнении, начало которым положила эпоха массовых реабилитаций. Хотя официальная пропаганда ничего не говорила о реабилитации пострадавших за веру (героем официальной идеологии был отправленный в лагерь честный коммунист), общественное мнение стало постепенно менять свое отношение к тем, кого раньше считали врагами. Люди, абсолютно лояльные режиму, с удивлением обнаруживали, что среди тех, кого еще совсем недавно называли врагами народа, японскими шпионами и агентами мирового империализма, были честные люди, много сделавшие для своей страны. К этому следует добавить, что для диссидентской культуры страдание за убеждения было одной из высших ценностей. Выросшие во внецерковной среде и с детства привыкшие относиться к религии как к уделу темных и необразованных старух, шестидесятники не могли не проникнуться уважением к тем, кто открыто исповедовал свои убеждения и был готов платить за них свободой, а то и жизнью. Если раньше (в значительной степени благодаря усилиям советской пропаганды) в сознании демократически настроенной общественности Церковь ассоциировалась с гонителями, то теперь общество начало понимать, что гонима сама Церковь . Этот перелом, произошедший в общественном сознании в 60-е годы, во многом определил дальнейшее развитие событий. Среди диссидентской молодежи возник интерес к религии (не только к православию: в те же годы появился интерес и к «востоку»). Церковные люди с определенным недоверием относились к приходящим в храмы «мальчишкам-комсомольцам», которые хотя и живо всем интересовались, но задавали казавшиеся провокационными вопросы и были невероятно чужими. Отвечать на вопросы, интересующие прихожан нового поколения, умели очень немногие. В течение десятилетий полуподпольного существования Церковь боролась за выживание, а задачи миссионерской проповеди практически не ставились. Подавляющее большинство прихожан просто не понимало тех вопросов, которые волновали новое поколение.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr-Krav...

#lx_706553 #lx_706553 .lx_home_button #lx_706553 .lx_home_button svg #lx_706553 .lx_home_button svg path #lx_706553 .lx_home_button:hover #lx_706553 #lx_706553 .lx_close_button #lx_706553 .lx_close_button .lx_close_button_text #lx_706553 .lx_no_click #lx_706553[data-height="" ] .lx_close_button @import url( " http://fonts.googleapis.com/css2?family=Fira Sans:wght@400;500;700&display=swap " );@import url( " " );@import url( " " );@import url( " " );@import " " #ya-site-form0 .ya-site-suggest#ya-site-form0 .ya-site-suggest-popup#ya-site-form0 .ya-site-suggest__opera-gap#ya-site-form0 .ya-site-suggest-list#ya-site-form0 .ya-site-suggest__iframe#ya-site-form0 .ya-site-suggest-items#ya-site-form0 .ya-site-suggest-items li#ya-site-form0 .ya-site-suggest-elem#ya-site-form0 a.ya-site-suggest-elem:link,#ya-site-form0 a.ya-site-suggest-elem:visitedhtml body #ya-site-form0 .ya-site-suggest-elem-link,html body #ya-site-form0 .ya-site-suggest-elem:link#ya-site-form0 .ya-site-suggest-elem:hover,html body #ya-site-form0 .ya-site-suggest-elem_state_hover#ya-site-form0 .ya-site-suggest-elem_nav:hover,#ya-site-form0 .ya-site-suggest-elem_nav .ya-site-suggest__link#ya-site-form0 .ya-site-suggest-elem_translate .ya-site-suggest__link#ya-site-form0 .ya-site-suggest-elem .ya-site-suggest__info#ya-site-form0 .ya-site-suggest-elem_selected#ya-site-form0 .ya-site-suggest__fact#ya-site-form0 .ya-site-suggest__highlight Закрыть «Даже не желая этого, мы революцию творили» Василий Витальевич Шульгин (1878—1976) Андрей Иванов   00:01 13.09.2016 2431 Время на чтение 17 минут После летнего перерыва, мы продолжаем в рамках рубрики «Исторический календарь» проект, посвященный приближающемуся 100-летию революции 1917 года . Проект, названный нами «Могильщики Русского царства», посвящен виновникам крушения в России самодержавной монархии профессиональным революционерам, фрондирующим аристократам, либеральным политикам; генералам, офицерам и солдатам, забывшим о своем долге, а также другим активным деятелям т.н. «освободительного движения», вольно или невольно внесшим свою лепту в торжество революции сначала Февральской, а затем и Октябрьской. Продолжает рубрику очерк, посвященный видному русскому политику, депутату II IV Государственных дум, одному из вождей русского национализма В.В. Шульгину, на долю которого выпало принять отречение Императора Николая II.

http://ruskline.ru/history/2016/09/13/da...

@import url( " http://fonts.googleapis.com/css2?family=Fira Sans:wght@400;500;700&display=swap " );@import url( " " );@import url( " " );@import url( " " );@import " " #lx_718112 #lx_718112 .lx_home_button #lx_718112 .lx_home_button svg #lx_718112 .lx_home_button svg path #lx_718112 .lx_home_button:hover #lx_718112 #lx_718112 .lx_close_button #lx_718112 .lx_close_button .lx_close_button_text #lx_718112 .lx_no_click #lx_718112[data-height="" ] .lx_close_button #5c2a433739 Закрыть «Страстный самовлюбленный честолюбец» Александр Иванович Гучков (1862—1936) Андрей Иванов   00:01 21.06.2016 4631 Время на чтение 25 минут Как сообщалось , в рамках рубрики «Исторический календарь», мы начали новый проект, посвященный приближающемуся 100-летию революции 1917 года. Проект, названный нами «Могильщики Русского царства», посвящен виновникам крушения в России самодержавной монархии профессиональным революционерам, фрондирующим аристократам, либеральным политикам; генералам, офицерам и солдатам, забывшим о своем долге, а также другим активным деятелям т.н. «освободительного движения», вольно или невольно внесшим свою лепту в торжество революции сначала Февральской, а затем и Октябрьской. Продолжает рубрику очерк, посвященный А.И. Гучкову, политику, про которого одна их эмигрантских газет с полным основанием писала: «Февральская революция 1917 года исторически связана с его именем». Александр Иванович Гучков родился 14 октября 1862 года в Москве . Его прадед, выходец из крепостных крестьян, в конце XVIII века перебрался в Москву, где основал ткацкое производство, положив тем самым начало знаменитой купеческой династии; дед, помимо успешного ведения бизнеса, активно занимался общественной работой и в 1857 году был избран московским городским головой. Род Гучковых имел старообрядческие корни, но чтобы избежать ненужных проблем с московским начальством, дед Александра Ивановича перешел в единоверие, хотя и продолжал до конца жизни поддерживать старообрядцев. Отцом будущего политика был купец первой гильдии Иван Ефимович Гучков учредитель и руководитель Московского учетного банка; матерью православная француженка Корали Петровна (урожденная Вакье).

http://ruskline.ru/history/2016/06/21/st...

@import url( " http://fonts.googleapis.com/css2?family=Fira Sans:wght@400;500;700&display=swap " );@import url( " " );@import url( " " );@import url( " " );@import " " Закрыть «Великая русская революция» или три в одном? Новую терминологию обсудили историки Санкт-Петербурга Анна Бархатова   19:24 13.04.2017 1703 Время на чтение 4 минуты Новой терминологии в обозначении названий Февральской и Октябрьской революций, а также изменений их хронологических рамок была посвящена пресс-конференция, состоявшаяся 27 марта в петербургском отделении ТАСС. Термин «Великая русская революция» появился при разработке концепции единого учебника истории России в 2013 году. В концепции говорится о Великой русской (иногда употребляется термин «российской») революции, прошедшей несколько этапов - в феврале 1917 года, в октябре и гражданскую войну 1917 - 1923 годов как продолжение этих событий. Напоминаем, что единый стандарт преподавания истории в школе разработала группа с участием спикера Госдумы Сергея Нарышкина, бывшего министра образования Дмитрия Ливанова, министра культуры Владимира Мединского и директора Института всеобщей истории РАН Александра Чубарьяна в качестве научного руководителя. Из единого учебника истории новый термин тихо перекочевал в научную и медийную сферы и, став реальностью, с которой волей-неволей приходится считаться, и возбудил в различных кругах споры, которые активизировались к 100-летию эпохального перелома в российской истории. Мы публиковали ранее мнение по этому вопросу главного редактора РНЛ Анатолия Дмитриевича Степанова. На конференции своими размышлениями о различных подходах к периодизации октябрьского переворота и переосмыслении событий того времени поделились доктор исторических наук, профессор, директор Санкт-Петербургского института истории РАН Николай Смирнов, директор Института истории СПбГУ, доктор исторических наук Абдулла Даудов, доктор исторических наук, ведущий научный сотрудник Санкт-Петербургского института истории РАН Борис Колоницкий, кандидат исторических наук, научный сотрудник Санкт-Петербургского института истории РАН Константин Тарасов.

http://ruskline.ru/news_rl/2017/04/13/ve...

     Беседа с одним из самых известных священников Москвы, педагогом, автором многих книг. – Отец Артемий, ровно сто лет назад нашу страну потрясли две революции – февральская и октябрьская. Драматические события того рокового года повлияли на весь ход российской истории. Ураган революции разъединил семьи; первые декреты большевиков были против религии, Церкви и верующих; мир раскололся на две системы, стремившиеся подавить друг друга. Огромнейшее влияние оказало распространение атеизма. Но даже спустя век не остыли еще отголоски тех революционных страстей. Смута, как мне кажется, царит в умах до сих пор. Что вы думаете о прошлом? Можно ли по прошествии стольких лет дать объективную оценку тем событиям? – История является лучшей из всех учительниц для разумных учеников, готовых делать выводы, извлекать уроки как из своей жизни, так и из опыта ушедших поколений. В начале XX столетия, по Божиему попущению, произошла великая трагедия, – великая по своим беззакониям, ужасная по своим последствиям, безбожная по своему характеру и существу, – антихристианская революция. Слово «революция» в русском языке означает «насильственный переворот». Непосредственная участница событий преподобномученица Елизавета Феодоровна (человек высочайшей не только духовной, но и светской культуры, с сильным умом, умеющим обобщать, делать аналогии) говорила: «Да, великая Россия гибнет, рушится, распадается, но Святая Русь сохранится». Думаю, что Великая княгиня оценивала историческую государственную мощь России и её духовный стержень, именуемый Святой Русью, примерно так же, как Господь соотносит тело и душу человека: ...не бойтесь убивающих тело и потом не могущих ничего более сделать» (Лк. 12, 4). Великая княгиня верила в Святую Русь – ядро русской культуры, историческое русское Православие. Вместе с тем говорила, что нельзя отождествлять бесчинства, ужасы, которые творились тогда по всей стране, с самой Россией, с её народом. Сегодня-то мы знаем, что не только революционный вирус, бацилла нигилизма, но и сами беспорядки были импортированы, инициированы профессионально обученными провокаторами, растлителями, соблазнявшими наш народ.

http://pravoslavie.ru/105620.html

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010