Скачать epub pdf Учение святителя Григория Паламы о Преображении Господнем и наследие преподобных Максима Исповедника и Иоанна Дамаскина При всей оригинальности и своеобразии учения святого Григория Паламы о Фаворском свете и о Преображении Господа Иисуса Христа, в творениях Фессалоникийского святителя хорошо заметно его стремление выстроить свои богословские интуиции на твердом основании святоотеческого наследия. Говоря о таинственном явлении обоживающего Фаворского света, Палама постоянно обращается к трудам своих святых отцов-предшественников – святителей Василия Великого , Григория Богослова , Григория Нисского , Иоанна Златоуста , преподобных Максима Исповедника , Андрея Критского , Иоанна Дамаскина , – а также к содержанию Ареопагитского корпуса. При этом, размышляя о природе Фаворского света как о зримом явлении апостолам нетварных Божественных энергий, святитель Григорий ставит вопросы, которыми до него задавались лишь немногие из святых отцов: чем же было Преображение для Самого Христа и Его апостолов? Только ли внешним и зримым явлением Божественного достоинства Спасителя Своим ученикам, свидетельством Богосыновства Господа – в преддверии Его будущих Крестных страданий? Безусловно – и этим тоже. Но только ли этим? Произошла ли также и в Самом Христе – в Его преобразившемся человеческом естестве – в миг Преображения на Фаворе некая реальная перемена? Ведь мы традиционно говорим о Преображении Христовом , то есть о том, что как бы изменилось в Нем Самом. Приобрел ли в момент Преображения Господь нечто такое, чем Он прежде – до Своего восхождения на Фавор – не обладал? Следует сразу же подчеркнуть, что Палама решительнейшим образом отвергает мысль о том, что в момент Преображения человечество Господа приобрело какую-либо большую полноту обожения, новую меру Божественных энергий, нетварного света – в сравнении с той, которой оно уже было исполнено прежде. Господь с самого момента безмужного зачатия, Воплощения изначально обладал предельной и совершенной мерой полноты того самого нетварного света, который был позднее явлен апостолам на Фаворе.

http://azbyka.ru/otechnik/Petr_Malkov/sv...

Об отсутствии иконы в умо-сердечном молитвенном делании вряд ли можно заявлять категорично, как-то делают некоторые исследователи (о. И. Осэр, Ж. Например, А.П. Каждан утверждает, что «прямое мистическое общение с Богом», проповедуемое исихастами и их предшественниками, главным образом преподобным Симеоном Новым Богословом, «было в явном противоречии с православным богослужением, которое ассоциируется с таинствами Церкви и Более умеренную позицию занимает А. Риго – он не видит единства без-образной молитвы и иконопочитания, полагая, что эти стороны благочестия у исихастов не Что касается таинств Церкви, то они, как основа мистицизма преподобного Симеона Нового Богослова, убедительно представлены на основании анализа его сочинений в исследованиях Василия Кривошеина «Симеон Новый Богослов» и иеромонаха Иллариона (Алфеева) «Преподобный Симеон Новый Богослов и православное Предание». Аналогичная их роль в исихазме свидетельствуема тематикой и содержанием сочинения исихаста нач. XIV-XV вв. Николая Кавасилы «Семь слов о жизни во Христе». Оно, являясь « торжественным манифестом в смысле утверждения реальности и достижимости для человека общения с Богом, показывает, что это общение осуществляется в семи таинствах Православной Церкви. Само иконопочитание также являлось неотъемлемой частью духовной жизни Симеона Нового Богослова и исихастов, о чем свидетельствуют агиографические материалы. Так, мистическое видение света, по описанию прп. Симеона Нового Богослова, произошло с ним сразу же после поклонения иконе В XIV веке современник и близкий по духу Григорию Синаиту прп. Максим Кавсокаливит ощущал в груди теплоту и пламень «веющие от иконы, не жгущие, но прохлаждающие и услаждающие, производящие в душе великое В XV в. прп. Андрей Рублев соединил иконопочитание и исихастскую практику: для него иконы были посредниками в созерцании фаворского света. По свидетельству Иосифа Волоцкого Андрей Рублев и Даниил Черный во время праздников, сидя перед своими иконами и созерцая их, становились причастными благодати в видении фаворского света: «Божественныя благодати сподобитися, …всегда ум и мысль возносити к невещественному и божественному Во всех этих случаях икона выступает проводником божественной энергии благодати, посредником между Богом и человеком.

http://ruskline.ru/opp/2024/04/09/ikonop...

Свет Фавора Учение святителя Григория Паламы о Преображении Господнем и наследие преподобных Максима Исповедника и Иоанна Дамаскина Петр Малков Преображение Господне. Кипрская фреска При всей оригинальности и своеобразии учения святого Григория Паламы о Фаворском свете и о Преображении Господа Иисуса Христа , в творениях Фессалоникийского святителя хорошо заметно его стремление выстроить свои богословские интуиции на твердом основании святоотеческого наследия. Говоря о таинственном явлении обоживающего Фаворского света, Палама постоянно обращается к трудам своих святых отцов-предшественников – святителей Василия Великого, Григория Богослова, Григория Нисского, Иоанна Златоуста, преподобных Максима Исповедника, Андрея Критского, Иоанна Дамаскина, – а также к содержанию Ареопагитского корпуса. При этом, размышляя о природе Фаворского света как о зримом явлении апостолам нетварных Божественных энергий, святитель Григорий ставит вопросы, которыми до него задавались лишь немногие из святых отцов: чем же было Преображение для Самого Христа и Его апостолов? Только ли внешним и зримым явлением Божественного достоинства Спасителя Своим ученикам, свидетельством Богосыновства Господа – в преддверии Его будущих Крестных страданий? Безусловно – и этим тоже. Но только ли этим? Произошла ли также и в Самом Христе – в Его преобразившемся человеческом естестве – в миг Преображения на Фаворе некая реальная перемена? Ведь мы традиционно говорим о Преображении Христовом, то есть о том, что как бы изменилось в Нем Самом. Приобрел ли в момент Преображения Господь нечто такое, чем Он прежде – до Своего восхождения на Фавор – не обладал? «Христос… всегда имел, всегда имеет и всегда будет иметь свет с Собою» Следует сразу же подчеркнуть, что Палама решительнейшим образом отвергает мысль о том, что в момент Преображения человечество Господа приобрело какую-либо б о льшую полноту обожения, новую меру Божественных энергий, нетварного света – в сравнении с той, которой оно уже было исполнено прежде.

http://pravoslavie.ru/105813.html

Скачать epub pdf Спор о природе Фаворского света, явленного Спасителем Своим ученикам, апостолам Петру, Иакову и Иоанну, совершался в Византии на соборах середины XIV столетия. «… И просияло лице Его, как солнце, одежды же Его сделались белыми, как свет» ( Мф. 17:2 ). Смысл Преображения стал главным предметом полемики между исихастами, во главе которых стоял святитель Григорий Палама , и гуманистами, возглавленными калабрийскими монахами Варлаамом и Анкиндином. Собственно, именно в тех спорах и сложилось окончательно то, к чему были предрасположены, что несли в себе, не всегда в проявленном виде, Православие и западное христианство . Гуманисты, поверженные в спорах и затем давшие своими рассуждениями мощный дополнительный толчок развитию возрожденческих идей, утверждали, что Фаворский свет есть свет физический, новоявленный преобразившимся Христом, доступный земному зрению. Исихасты же учили: Фаворский свет есть свет Божественный, недоступный обычному человеку. Этот свет по самой Божественной природе присущ Христу и был невидим в Его земном воплощении, ибо пребывал прикрытый плотью. В момент Преображения Христос отверз очи Своим ученикам, позволив им узреть то, что они земным зрением увидеть прежде не могли. Поистине не Христос преобразился, но по благодати Господней ученики Его, и преображенным зрением своим они узрели Истину. Смысл исихазма, его цель заключается именно в таком преображении человека, чтобы его духовному взору оказалось открытым вечно существующее, но по несовершенству человеческому его физическому зрению невидимое и неведомое. Если же Фаворский свет имел природу тварную, то преображения духовного, чтобы узреть его, от человека не требуется. Так полемика вокруг, казалось бы, чисто богословской проблемы оказалась связанной с пониманием смысла человеческой жизни. Два типа мировидения и мироосмысления в Православии и западных конфессиях явственно отразились в религиозной живописи, в самом отношении к иконе – и на этом следует задержать свое внимание, ибо это многое прояснит в наших дальнейших рассуждениях. Помимо этого, это же дает и единственно верный критерий в осмыслении злободневных эстетических проблем и теорий.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Dunaev/...

  Слово в Неделю 2-ю Великого Поста Святителя Григория Паламы, архиепископа Фессалонитского (XIV) Всенощное бдение 9 марта 1996 года   Во имя Отца и Сына и Святаго Духа! Второе воскресенье Великого Поста посвящено памяти святителя Григория Паламы - великого богослова XIV-ro века, который учил о нетварном Фаворском свете. Эта неделя называется Неделею светотворных постов. Постом, молитвою и покаянием мы должны узнать о том, что Господь призывает нас к жизни, где свет и радость и где мы делаемся причастниками Божественного естества. Мы призваны с вами вкусить и увидеть, что Господь благ. Мы призваны узнать, что эта благодать дается в Церкви Христовой не только для великих святых, но и для каждого, без исключения, христианина, и что все мы, приходящие в храм и молящиеся Господу в течение Поста молитвою преподобного Ефрема Сирина " Господи и Владыко живота моего... " , молимся именно в этом благодатном свете. Мы молимся о том, чтобы Господь избавил нас не просто от праздности, уныния и празднословия, а от духа зла, которым живы эти грехи. И чтобы он даровал нам дух целомудрия, смиренномудрия, терпения и любви - тот свет, который нам дано было ощутить как новую жизнь, ради которой создан человек; как жизнь, ради которой Бог воплотился и принял все, что есть в нашей человеческой судьбе. Жизнь, ради которой Он постился сорок дней, чтобы через этот пост мы соединялись с Ним и приобщались Его Кресту и Воскресению. Этот свет, эта благодать дают нам понять, почему в нашей главной молитве Великим Постом Церковь молится словами, которые являются печатью всех прошений: " Господи, дай мне зрети мои прегрешения и не осуждати брата моего " . - Чтобы понимать, что каждый человек призван Господом к вечности, и ради каждого из нас Господь воплотился и принял страдания. В духовной жизни существует порядок, и мы понимаем, что начинаем видеть свои грехи только тогда, когда в нашей жизни появляется хоть капля благодатного нетварного света. Когда этого света нет, нам кажется, что у нас все благополучно. Мы не видим грехов не потому, что их нет, а потому, что так темно, что мы не различаем уже свет от тьмы, и только по мере нашего приближения к этому свету начинаем видеть в себе ту страшную тьму, которая присутствует в каждом грешном человеке, в каждом из нас. Порядок духовной жизни, к которому призывает нас Святая Церковь Великим Постом, заключается в том, чтобы прежде, чем стремиться достигнуть благодати, света нетварного, мы научились противостоять всякой неправде, всякому греху, всякой праздности, всякому унынию, которое в нас есть; чтобы мы старались изо всех сил стяжать те главные качества, о которых напоминает нам Церковь. И только после этого можем мы надеяться, что нам будет дано приобщиться духу, стоящему за красотою нашей внутренней жизни.

http://moral.ru/propoved/Prop_VPost-1_31...

Скачать epub pdf Явление Царства Божия Содержание Событие Преображения Природа Фаворского Света Богослужение праздника Тропарь Кондак Канон на Преображение Обычай освящения винограда и других плодов     Каждый человек инстинктивно стремится к счастью. Однако часто человек не знает, в чем оно состоит и ищет его там, где его нет и не может быть. Своим Преображением на Фаворской горе Господь Иисус Христос показал, что истинное счастье состоит в соединении с Богом. В этом соединении все существо человека изменяется – преображается: в его душе водворяется неизреченный мир, гармония и радость; ум просветляется и все способности человека получают свое высшее раскрытие; душа наполняется божественным светом и делается богоподобной. Здесь Царство Божие входит в человека. Преображение Спасителя было откровением высшего благодатного состояния «Царства Божия, пришедшего в силе». На Фаворе засиял не физический, а духовный свет божественной природы Христа, до этого времени скрываемый под кровом Его человеческой плоти. Чудо состояло в том, что с физических очей апостолов спала пелена, закрывавшая от них духовный мир, и они своими духовными очами увидели Христа в Его Божественной славе. Тогда их сердце наполнило такое блаженство, какое они никогда до этого не испытывали. После сошествия Святого Духа на апостолов и до наших дней многие христиане, в особенности святые, приобщались к фаворскому чуду и удостаивались видеть отблески Божественного света. То всегда были для них незабываемые и счастливейшие моменты их жизни. Но Божественный свет не есть удел только некоторых избранников. Он вселяется в каждого христианина в момент его крещения и с тех пор таинственно пребывает в нем. Он усиливается по мере христианского совершенствования и приближения к Богу, в особенности после Причащения. Чтобы человек не ленился и не гордился, ему не дается чувствовать всю радость общения с Богом. Ведь то – награда будущего века. Однако Божественный свет – в усердном христианине пребывает и, иногда, Господь по Своей милости дает нам почувствовать особую радость общения с Собой. Это общение воспринимается, как сияние таинственного света внутри человека. Оно приносит с собой особое блаженное состояние, которое нельзя забыть и нельзя объяснить тем, кто его никогда не испытывал. В сравнении с ним все земные радости кажутся ничтожными и жалкими. Мы верим, что после этого временного мира, начнется вечная жизнь, когда «праведники воссияют, как солнце, в Царстве Отца их» ( Мф. 13:43 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Mile...

Неделя святителя Григория Паламы О неделе Григория Паламы Неделя (т .е воскресенье) 2-я Великого поста. Святителя Григория Паламы – 31 марта 2024 года.   В первую неделю Великого Поста Церковь говорила о Торжестве Православия, победе догматической истины. Как связан пост, покаяние, догматика и вера — мы говорили здесь . Вторая неделя Поста тоже посвящена догматике, а именно — учению о Божественных энергиях, которое защищал Палама. Скажем несколько слов об этом учении. В XIV веке в Византии разгорелся спор о природе Фаворского света: был ли он феноменом тварным («чудесным», но сотворенным, или даже просто атмосферным явлением) или же нетварным, то есть Самим Богом.  Почему это важно? Подвижники во время углубленной молитвы тоже видели Свет. Они верили (или, точнее, чувствовали, знали), что видимый ими Свет — Бог. Речь, таким образом, шла об опытном Богопознании, о реальной жизни с Богом. Опыт показывал, что Сам Бог непосредственно соединяется с людьми. Противники же Паламы — Варлаам, Григора, Акиндин — разными богословскими средствами отвергали паламитское учение о нетварности Света. (Часто взгляды антипаламитов сводят к «варлаамитской ереси». Это полемическое упрощение. На самом деле паламитский догмат атаковали с разных сторон и по разным причинам).  Как и всегда в догматике, истина явила себя в форме антиномии: Бог непознаваем и недоступен Сам по Себе, но его энергии познаваемы и доступны. (Энергия здесь означает «действие», ее не стоит путать с «энергетикой»). Речь идет о том, что делает Бог — о Божественной Жизни, действии, реальности. Так Палама вводит различие между сущностью Бога и Его энергиями. Насколько реально это различие? Энергия Бога и есть Сам Бог — поэтому Его познание возможно через жизнь с Ним. Энергии Бога неслиянны, но и нераздельны с сущностью Бога. Различие сущности и энергии не вносит сложности в простоту Бога. Бог непознаваем по сущности, но познаваем в Своих энергиях, которые есть Он Сам (т. е. они — нетварны).  Почему все это так сложно? Потому что самое сложное — говорить о простом. Бог бесконечно прост. Божество выше всяческих понятий и совершенно свободно. Бог несводим к понятиям сущности и энергии. Паламитский догмат, как и всякий догмат, — парадокс. Он не информирует о чём-то, но лишь указывает на Тайну и преображает ум этим указанием.

http://predanie.ru/tema/nedelja-svjatite...

Но главный дар в этот день – не «начатки овощей» Священник Сергий Круглов У нас в Минусинске на Преображение Господне приносят освящать, конечно, и яблоки тоже, но не они в этот день главенствуют в храме, а помидоры. Здесь, в природной котловине на юге Красноярского края, помидоры возрастают особенно крупными и обильными, к 19 августа традиционно приурочивают общегородской праздник – День минусинского помидора, и этот Спас в наших краях – не яблочный, а скорее помидорный. Обычай освящать плоды нового урожая на Преображение – один из обычаев Церкви, по которому особенно любят пройтись критики, объявляя его пережитком язычества. Это обвинение критиков появилось не на пустом месте – многие из крещеных людей в России, увы, несут в этот день на освящение плоды, но не раздают их в честь праздника, а уносят домой, чтобы потом прикладывать «свячоное» к больным местам, при этом – знают и понимают ли они, во что именно они крещены и что такое христианство, открывали ли Евангелие, применяли ли заповеди Христа в своей жизни… Ну, «многие» – слово риторическое, конечно, разговор на эту тему велик зело, и заниматься сейчас сомнительным делом подсчета процента «истинно верующих» я не хочу. Я сейчас о другом: о том, что в таком, казалось бы, однозначно радостном событии, как праздник Фаворского света и откровения человеку Божества, кроется глубочайшая тайна и трагедия… Тайна Бога, тайна человека. Мир должен быть преображен Тайна Божественного света… Читая в Евангелиях о событии Преображения, не могу не вспомнить другие страницы Библии. За много веков до того, как Христос привел Своих учеников на вершину горы, на вершину другой горы поднялся вождь Израиля, пророк Моисей. Именно он принес людям великий дар от Бога, дар, перевернувший мировоззрение, веру, смысл жизни человечества – Его заповеди, и свет Божества стал таинственным, но явным для всех удостоверением истинности Богооткровения: «Господь сказал Моисею: „Запиши всё, что Я сказал тебе, ибо это и есть соглашение, которое Я заключил с тобой и с народом Израиля”. И пробыл там Моисей с Господом 40 дней и 40 ночей. Он ничего не ел и воды не пил; и написал слова соглашения на двух плоских камнях.

http://pravmir.ru/tajna-boga-tajna-chelo...

Подпишитесь на наш Телеграм Вторая неделя Великого Поста посвящена святителю Григорию Паламе. На первой неделе Церковь говорила о Торжестве Православия, победе догматической истины. Как связан пост, покаяние, догматика и вера — мы говорили в блоге . Вторая седмица Поста тоже посвящена догматике, а именно — учению о Божественных энергиях, которое защищал Палама. Скажем несколько слов об этом учении. В XIV веке в Византии разгорелся спор о природе Фаворского света: был ли он феноменом тварным («чудесным», но сотворенным, или даже просто атмосферным явлением) или же нетварным, то есть Самим Богом. Почему это важно? Подвижники во время углубленной молитвы тоже видели Свет. Они верили (или, точнее, чувствовали, знали), что видимый ими Свет — Бог. Речь, таким образом, шла об опытном Богопознании, о реальной жизни с Богом. Опыт показывал, что Сам Бог непосредственно соединяется с людьми. Противники же Паламы — Варлаам, Григора, Акиндин — разными богословскими средствами отвергали паламитское учение о нетварности Света. (Часто взгляды антипаламитов сводят к «варлаамитской ереси». Это полемическое упрощение. На самом деле паламитский догмат атаковали с разных сторон и по разным причинам). Как и всегда в догматике, истина явила себя в форме антиномии: Бог непознаваем и недоступен Сам по Себе, но его энергии познаваемы и доступны. (Энергия здесь означает «действие», ее не стоит путать с «энергетикой»). Речь идет о том, что делает Бог — о Божественной Жизни, действии, реальности. Так Палама вводит различие между сущностью Бога и Его энергиями. Насколько реально это различие? Энергия Бога и есть Сам Бог — поэтому Его познание возможно через жизнь с Ним. Энергии Бога неслиянны, но и нераздельны с сущностью Бога. Различие сущности и энергии не вносит сложности в простоту Бога. Бог непознаваем по сущности, но познаваем в Своих энергиях, которые есть Он Сам (т. е. они — нетварны). Почему все это так сложно? Потому что самое сложное — говорить о простом. Бог бесконечно прост. Божество выше всяческих понятий и совершенно свободно. Бог несводим к понятиям сущности и энергии. Паламитский догмат, как и всякий догмат, — парадокс. Он не информирует о чём-то, но лишь указывает на Тайну и преображает ум этим указанием.

http://blog.predanie.ru/article/velikiy_...

1857–1858 годы 3аписи на второй стороне переплета дневниковой тетради за 1857–1858 годы О Промысле ( Лк.12–13 ). Ты – раб человеческий, а не раб Божий. Служебник, Требник и церковные книги после Священного Писания да будут у тебя главным источником и руководством при составлении катехизических бесед. NB Взять из церкви Триодь Постную и один Служебник. Сказать проповеди : о неперемене духовника без крайней надобности; о том, как приступать к исповеди и причастию; о несписывании бессмысленных рукописей. Археология человека и человечества. Хочешь убедиться, что Источник человеческой жизни есть Сын Божий или Бог в Троице – читай от Луки главу 7 и о Лазаре. Несомненно, что душа моя – создание Божие, но как она создана – не знаю: Творец мне этого не открыл; так точно и хлеб и вино – Тело и Кровь; но как это сотворено из хлеба и вина – не знаю; знаю только несомненно то, что это Тело и Кровь моего Жизнодавца, потому что я душевно и телесно преисполняюсь жизнию по принятии их. Ты хочешь знать, точно ли Сын Божий сотворил море – смотри: Он велит ему перестать от бури – и оно перестает. Хочешь убедиться, что Творец света есть Сын Божий – посмотри на фаворское преображение ( Мк.9 ). Хочешь убедиться, Кто сотворил мир невидимый, – посмотри на Господа, как Он обращается с духами, как добрые Ангелы служат Ему, а злые трепещут. Хочешь убедиться, что рыбы сотворены Сыном Божиим, – читай от Луки главу 5 и от Иоанна 21 ; ...животных четвероногих ... (как Он взял осла молодого... 3 ). О необходимости бдения над собой. Multa fiunt eadem sed aliter Многие становятся (одним и) тем же, но по-разному (лат). Вдумываться при молитве. Дарование Святого Духа на пользу душевную. Место, кипящее медом и млеком, дал мне Бог: et quidem incontentus и все же я недоволен (неудовлетворен) (лат). Духовные опыты, наблюдения, мысли и советы начинающего с Божиею помощью познавать себя или ходить духом, по Апостолу. Светлые и мрачные минуты жизни. Беседовать о прелюбодейцах, о рукописях бестолковых. Сначала христиане не говорили: я Павлов, я Аполлосов, я Кифин, а было все – одно. Кто виноват в разделении, знает история: «Христианское чтение» за 58-й и др. годы.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Kronshta...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010