На Востоке чин А. известен ныне только в Армянской Церкви, где порядок поставления в А. восходит к порядку рим. Сакраментария папы Григория (см. выше, а также статьи Алтарник , Дьячок , Иподиакон , Параекклисиарх , Пономарь ). Ист.: Ignatius Antiochenus. Ep. 5: Ad Philadelphios// Ignace d " Antioche, Polycarpe de Smyrne. Lettres. Martyre de Polycarpe. P., 19694. (SC; 10) (рус. пер.//Ранние отцы Церкви: Антология. Брюссель, 1988. С. 133); Justinus Martyr. Apologia I//PG. 6. Col. 429 (рус. пер.//Ранние отцы Церкви. С. 337, 339); Damasus. Carmen 18//PL. 13. Col. 392; Cyprianus Carthaginensis. Ep. 7, 28, 34, 52, 59, 78, 79//CSEL. T. 3. Pars 1. P. 435-461 (рус. пер.: Письма 42, 47//Творения. М., 1999. С. 513, 547); Cabrol F., Leclercq H. Monumenta Ecclesiae liturgica. P., 1902; Eusebius. Hist. Eccl. VI 43//PG. 20. Col. 621 (рус. пер: Евсевий. Церк. ист. С. 239); idem. Vita Constantini// Eusebius. Werke. Bd. 1. Teil 1: Über das Leben des Kaisers Konstantin/Hrsg. v. F. Winkelmann. B., 1975. (Die griechischen christl. Schriftsteller d. ersten Jh.) (рус. пер.: М., 19982. С. 105); S. Siricii papae Ep. I: Ad Himerium Tarraconensem//PL. 13. Col. 1142; Innocentii I Ep. ad Decentium. Cap. 8//PL. 20. Col. 556; Collectio Canonum Hibernensis. Giessen, 1874. P. 23-26; Statuta Ecclesiae antiquae// Mansi. T. 3. Col. 949, 951; Iohannes Diacon. Ep. ad Senarium//PL. 59. Col. 404; Ordines Romani I, VII, VIII//PL. 78. Col. 937, 946, 995, 999, 1003 etc.; Liutprandus Cremonensis. Antapodosis. VI 6// Muratori L. A. Rerum Italicarum scriptores. Mediolani, 1723-1751. T. 2. Pars 1. P. 473; Sacramentarium Gregorianum// Muratori L. A. Liturgia Romana vetus. Venetiis, 1748. T. 2. P. 407, 420; Denzinger H. Ritus orientalium coptorum, syrorum et armenorum in administrandis sacramentis. Würzburg, 1863. T. 2. P. 282. Лит.: Mabillon J. Commentaria in Ordines Romani//Museum Italicum. P., 1724. T. 2; Harnack A. Die Quellen der sogenannten apostolischen Kirchenordnung nebst einer Untersuchung über den Ursprung der niederen Weihen//TU.

http://pravenc.ru/text/Аколуф.html

Таким образом, эти свидетельства совпадают с вышеприведенными указаниями о заключении канона. Косвенное подтверждение сему мнению можно находить в свидетельствах книг: Ездры об Езд-е, как знающем закон Бога Небесного, совершенном его учителе, книжнике (1 Ез. 7, 6–26), и – Неемии об общенародном еврейском собрании, на котором Ездра долгое время читал „книгу закона Господня“ ( Неем. 8, 1–18 ),– в коей находились кроме законоположительных книг и писания исторические, пророческие и псаломские ( Неем. 9, 24–34. 12, 46 ). Посему можно думать, что Ездра читал народу собрание всех священных ветхозаветных книг. Христианские писатели и отцы церкви признавали Ездру собирателем, хранителем и издателем „истинного“ списка ветхозаветных книг (Ириней, Прот. ерес. 3, 21. Златоуст, Бес. на посл. к Евр. 8, 4 . Синопсис св. Афанасия, 20 стр. Евсевий, Церк. Ист. 5, 8 и мн. др. Tiberias, 103–104 рр.). Итак, согласно иудейскому и христианскому преданию, можно Ездре, Неемии и великой синагоге приурочивать последнее собрание священных книг и окончательное установление объема и состава ветхозаветного канона 9 . Иудейский ветхозаветный канон разделяется на три отдела: закон, пророки и писания. В первый отдел ( ) входит одно пятокнижие Моисея. Во второй отдел ( ) входят: книги Иисуса Навина, Судей, Царств; это – старшие пророки ( ... ) Затем, книги пророков: Исаии. Иеремии, Иезекииля и 12 малых; это – младшие пророки ... .Третий отдел писания. В него входят: Псалтирь, книга Иова, Притчи, Екклезиаст, Песнь Песней, Руфь, Плач Иеремии, Есфирь, Даниил, книги: 1-я Ездры, Неемии и Хроники (т. е. Парэлипоменон). В этом отделе часто выделяются в синагогальных списках: Песнь Песней, Руфь, Плач, Екклесиаст и Есфирь и составляют отдельный сборник, называемый „пять свитков“, по богослужебному употреблению сих книг в праздники. История канона после заключения. Палестинские и вавилонские иудеи относились с глубочайшим уважением к ветхозаветному канону, тщательно изучали его, хранили, как величайшую святыню, и в эпоху гонений жертвовали не редко жизнию, чтобы не дать погибнуть священным свиткам и не оставить их без исполнения ( 1Мак. 1, 56–57. 2, 50. 12, 9 .

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/pravos...

The Anaphora. P. 115–120; idem. The Liturgy. P. XXIII–XXVII; Maxwell. The Prayers. P. 255–277); другие считали, что эпиклеза, sanctus и institutio были записаны на утраченных частях папируса (Andrieu, Collomp. Fragments. P. 489–515; Gamber. Das Papyrusfragment. S. 31–45). Порядок Причащения упоминается в письмах свт. Дионисия Александрийского: священнослужители предстоят престолу, верные протягивают руки для принятия Св. Даров и отвечают: «Аминь» (Евсевий. Церк. ист. VI 43, VII 7). Распространена была практика хранения преждеосвященных Даров дома; допускалось самопричащение, считалось необходимым причаститься перед смертью (Евсевий. Церк. ист. VI 45 ). В Египте долго сохранялись агапы — по свидетельству Сократа Схоластика, еще в V в. христиане Египта (но не Александрии) по субботам принимали Св. Тайны после совместной трапезы (Сократ. Церк. ист. V 22). Основной источник, описывающий александрийские агапы в III в.,— творения Климента Александрийского (Педагог II 1; Строматы III 2). Он обличал христиан в злоупотреблениях на агапах и, в частности, сообщал о том, что «после пищи Слова глупо удивляться предложенным кушаньям» (Педагог II 1. 11). Это выражение можно истолковать как факт, свидетельствующий о том, что в Александрии в кон. II в. Евхаристия уже предваряла агапу. У Климента впервые упоминаются частные агапы, организуемые богатыми благотворителями (Там же. II 1. 10). К обычаю поминальных агап, вероятно заимствованному у христиан Рима, он относится с осуждением (Там же. II 1. 8–9). Несколько позже Ориген также упоминает об агапах и защищал их перед язычниками (Против Цельса I 1). В отличие от Климента Ориген одобрял поминальные трапезы (Беседы на Иова 3). Климент Александрийский указывал на существование общепринятого обычая молиться в 3, 6 и 9-й часы дня, считая его недостаточным и настаивая на том, что христианин должен молиться непрестанно (Строматы VII 7. 40); кроме того, он говорил о молитве при пробуждении, до, во время и после трапезы, перед сном и среди ночи (Строматы VII 7.

http://sedmitza.ru/text/398641.html

Порядок причащения упоминается в письмах свт. Дионисия Александрийского: священнослужители предстоят престолу, верные протягивают руки для принятия Св. Даров и отвечают: «Аминь» (Евсевий. Церк. ист. VI 43; VII 7). Распространена была практика хранения преждеосвященных Даров дома; допускалось самопричащение, считалось необходимым причаститься перед смертью (Там же. VI 45). В Египте долго сохранялись агапы - по свидетельству Сократа Схоластика , еще в V в. христиане Египта (но не Александрии) по субботам принимали Св. Таины после совместной трапезы (Сократ. Церк. ист. V 22). Основной источник, описывающий александрийские агапы в III в.,- творения Климента Александрийского (Педагог. II 1; Строматы. III 2). Он обличал христиан в злоупотреблениях на агапах и, в частности, сообщал о том, что «после пищи Слова глупо удивляться предложенным кушаньям» (Педагог. II 1. 11). Это выражение можно истолковать как факт, свидетельствующий о том, что в Александрии в кон. II в. Евхаристия уже предваряла агапу. У Климента впервые упоминаются частные агапы, организуемые богатыми благотворителями (Там же. II 1. 10). К обычаю поминальных агап, вероятно заимствованному у христиан Рима, он относился с осуждением (Там же. II 1. 8-9). Ориген также говорил об агапах и защищал их перед язычниками (Против Цельса. I 1). В отличие от Климента Ориген одобрял поминальные трапезы (Беседы на Иова 3). Климент Александрийский указывал на существование общепринятого обычая молиться в 3, 6 и 9-й часы дня, считая его недостаточным и настаивая на том, что христианин должен молиться непрестанно (Строматы. VII 7. 40); кроме того, он говорил о молитве при пробуждении, до, во время и после трапезы, перед сном и среди ночи (Строматы. VII 7. 49; Педагог. II 9-10) и упоминал об обычае молиться, повернувшись на восток (Строматы. VII 7. 43). Ориген также описывал обычай преклонять колени и воздевать руки для молитвы, обратясь на восток (О молитве. 31-32) и называл 4 часа молитвы: 3 дневных (утром, в 6-й ч. и вечером) и ночной (Там же. 12). Вечернюю молитву Ориген связывал со словами Пс 140 ( «Господи воззвах» ), неотъемлемого компонента вечерни практически всех литургических традиций; ночную - со словами Пс 118. 62 и сейчас входящего в будничную полунощницу . Он писал и о христ. гимнах Отцу и Единородному Сыну (Против Цельса. VIII 67). Тем не менее нек-рые исследователи (Taft. Liturgy of the Hours. P. 14-17) видят в сообщениях Климента и Оригена не описание суточного круга богослужений, а аллегорическое изображение молитвы во всякое время суток.

http://pravenc.ru/text/АЛЕКСАНДРИЙСКОЕ ...

Обычай усиленной молитвы во время Б. с. и вообще о хорошей погоде, о политической стабильности и т. п. перешел и в христ. традицию. Самое раннее свидетельство о совершении христ. богослужения по поводу Б. с.- цитируемый писателями II-IV вв. рескрипт имп. Марка Аврелия (161-180), в к-ром сообщается о нисхождении дождя по молитвам христиан-легионеров во время войны 174 г. с квадами, когда рим. войско длительное время страдало от жажды ( Iust. Martyr. I Apol. 71; Tertull. Apol. 5. 7//PL. 1. Col. 295; Евсевий. Церк. ист. V 5. 1-7). В состав Божественной литургии уже в очень раннее время были внесены моления об избавлении от природных катаклизмов, войн и т. п.- они присутствуют среди прошений ектений и в intercessio анафор таких классических вост. евхаристических чинопоследований, как литургии ап. Марка, свт. Василия Великого, ап. Иакова и др. (ср.: СДЛ. Вып. 1. С. 166, 180; Вып. 2. С. 33, 74-75; Вып. 3. С. 26, 33 и т. д.). Соответствующие молитвы для мессы приводятся уже в древнейших лат. Сакраментариях - Веронском (Veron. 85, 1-я четв. VII в.) и Старогеласиевом (Vat. Reg. lat. 316, VIII в.; часть этой рукописи вплетена в рукопись Paris. 7193 (Fol. 41-56)) (см.: Palazzo. Liturgical books. P. 38-46). Наиболее распространенная форма особой службы по поводу Б. с. в древности - молитвенное шествие: таково, напр., шествие, совершенное св. Порфирием, еп. Газским († 420), после бдения (греч. γρυπνα) по случаю бездождия ( Marcus Diaconus. Vita Porphyrii episcopi Gazensis. 19-20// Marc le Diacre. Vie de Porphyre, évêque de Gaza/Ed. H. Grégoire, M.-A. Kugener. P., 1930. 1-79). Хотя шествия во время Б. с. имеют аналоги как в ВЗ (ср.: Нав 6. 1-14), так и в синагогальной традиции (Вавилонский Талмуд. Таанит. 2. 1), их появление в христ. практике во многом связано с противостоянием магическому характеру аналогичных языческих церемоний; можно также отметить, что практика устраивать шествия во время таких нередких для Средиземноморья Б. с., как землетрясение, вызваны и практическими соображениями: во время землетрясений находиться внутри помещений просто опасно.

http://pravenc.ru/text/77782.html

Структура и содержание. Текст Апостольского предания разбит на главы различного объема, которые имеют заглавия позднего происхождения (SC. 11bis. P.25). Апостольское предание состоит из 3-х основных разделов, обрамляемых краткими прологом (гл.1) и эпилогом (гл.43), раскрывающими значение Свящ. Предания в жизни Церкви. 1-й разд. состоит из глав, повествующих о порядке поставления в священные и церковные степени (гл.2-3,7-14), а также молитвы Евхаристии (гл.4-6). 2-й содержит указания о порядке христ. посвящения, описание условий и чина принятия в число оглашаемых, порядка оглашения, последования Крещения и Миропомазания и крещальной литургии (гл.15-21). В 3-м разд. даны общедисциплинарные указания и регламентации молитвенной жизни христианской общины: главы об агапах, о посте, о приношении первых плодов, о ежедневной молитве и поучении, о крестном знамении, о Евхаристии, о диаконах и иподиаконах как помощниках епископа, о ежедневных собраниях пресвитеров и диаконов и о местах погребения (гл.22-42). Церковная иерархия. Иерархическая структура христианской общины в указанных памятниках состоит из степеней епископа, пресвитера, диакона, исповедника, чтеца, пребывающих в девстве, и целителя. Кроме того, степени иподиакона, вдовицы и диакониссы имеют второстепенное значение, что видно из непостоянства их положения при сопоставлении разных источников. Эта структура близка к устройству Александрийской Церкви 1-й пол. III в. по описаниям Климента Александрийского и Оригена, но далека от иерархического устройства Римской Церкви того же периода в описании папы Корнелия (Евсевий. Церк. ист. VI 43.11): степень иподиакона здесь весьма высока, есть степени аколуфа и привратника, целитель имеет наименование экзорциста, чтец занимает предпоследнюю позицию в иерархической лестнице. Евхаристия. Евхаристическое собрание описано в Апостольского предания дважды: в связи с чинами епископской хиротонии (гл.4-6) и Крещения (гл.21). Литургия верных состоит из следующих частей: после общих молитв и лобзания мира диаконы приносят приношения к предстоятелю, который возлагает руки на дары, потом читается анафора, возможны также приношение и благословение елея, сыра и маслин, затем следует преломление св. Хлеба, причащение и благодарение. В Апостольском предании литургия еще не вполне отделена от трапезы (что свидетельствует о ее архаичности), на это указывают возможность благословения пищи сразу после анафоры и вкушение воды, молока и меда вместе со Святыми Таинами в чине крещальной литургии.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/4...

Если, по почину блаженного Иеронима (Прот. Геловид. гл. XIII), многие католические ученые (Корнелий а-Ляпиде, Минь, Корнели и др.), протестантские (Баумгартен, Лянге) и некоторые русские (митр. М. Филарет, архиеп. Черниг. Филарет, проф. И. В. Чельцов , проф. М. Д. Муретов ) отожествляли Иакова, брата Господня, с Иаковом Алфеевым – Апостолом из числа 12-ти, то и новозаветные данные и свидетельства церковного предания говорят против этого отожествления. В Евангелии братья Господа по плоти – Иаков, Иосия, Симон и Иуда – ясно отличаются от апостолов или первых и ближайших учеников Господа, напр., в Ин.2:12 : «после сего пришел в Капернаум Сам, и Матерь Его, и братья Его, и ученики Его». Если здесь и в некоторых других местах Евангелия ( Мф.12:48 ; Mk III:31 ; Лk VIII:19 ) братья Господни стоят в стороне от учеников или апостолов Господа, то в Ин.7:5 определенно говорится, что сначала братья Господни не веровали в Господа Иисуса Христа, следовательно, не могли быть в числе апостолов, – и это тем более примечательно, что евангелист Иоанн сделал это замечание о неверии братьев Господних почти непосредственно после упоминания о составившемся уже и существующем круге 12-ти апостолов ( Ин.6:70–71 ). Даже после воскресения Господа, когда братья Господа уверовали в Него, они все-таки отличаются от апостолов ( Дeяh I:13–14 ), хотя иногда и сопоставляются с ними ( 1Kop IX:5 ). И древнее церковное предание, при всей своей неясности относительно братьев Господних, все же в большинстве случаев подтверждает, что Иаков, брат Господень, есть лицо, отличное от Апостола Иакова Алфеева. Так, в «Апостольских Постановлениях» Иаков, брат Господень, ясно отличается от апостолов из 12-ти. «Мы двенадцать, говорится в Пост. Ап. VI:12, собравшись в Иерусалиме, явились Иакову, брату Господню», а ниже, VI:14, в качестве возвестивших кафолическое учение называются сначала апостолы лика 12-ти (в том числе и Апостол Иаков Алфеев), а затем присоединяются еще «Иаков, брат Господень и епископ Иерусалимский, и Павел, учитель языков». Климент Александрийский у Евсевия говорит: «Петр, Иаков и Иоанн, хотя от Самого Господа предпочтены были (другим ученикам), однако по вознесении Спасителя не стали состязаться о слове, но Иерусалимским епископом избрали Иакова Праведного» (Церк. Ист. II:1). Сам Евсевий в I:12 своей Ц. Ист. причисляет Иакова, брата Господня, к 70 апостолам, а в VII:19 говорит, что Иаков, брат Христов, «первый получил епископство над Иерусалимскою церковью от Самого Спасителя и апостолов», чем, в том и другом случае, Иаков, брат Господень, определенно выделяется из круга 12-ти апостолов. Наконец, и в Четьи-Минее под 23 октября, Иаков, брат Господень, причисляется к 70-ти апостолам.

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

Они принимали тела святых (христиан) на распростертыя руки и перси, закрывали им глаза, заключали уста, несли их на своих плечах, прижимали их к себе и обнимали, украшали их омываниями и одеждами, а вскоре и сами сподоблялись того же... Совершенно напротив поступали язычники, продолжает историк: они прогоняли начавших хворать, убегали от самых любезных, выбрасывали на улицу полумертвых, оставляли без погребения мертвых, и таким образом старались избавиться от передаваемой и сообщающейся смерти, которую, однакоже, при всех их усилиях, не легко было им отклонить от себя» (Церк. ист. Евсев. т. I, кн. 7, гл. 22). Могло ли язычество представить такое дело благотворительности, какое, например, представили христиане малоазийского города Амида, которые, по совету своего пастыря – епископа Акакие, продали церковные сосуды и выкупили 7,000 пленных персов, захваченных римскими войсками, томившими их в тяжкой неволе? Не удивительно, что и царь персидский был изумлен такою добротою амидийских христиан и как на чудо пожелал посмотреть на их епископа Акакие. III. Вот чем и нам, братия, нужно смягчать грубыя, упорные сердца других и склонять их к святой правде и добру. Не гневом и бранью, не жестокостию и побоями, а ласковым словом, обходительностию, участливостию, добротою побеждайте ваших недоброжелателей; или иначе: добром побеждайте злое. В таком только случае победа несомненно будет на вашей стороне. Аминь. (Сост. по проп. прилож. к «Рук. для сельск. паст.» за 1889 г., июнь). Читать далее Источник: Полный годичный круг кратких поучений, составленных на каждый день года применительно к житиям святых, праздникам и др. свящ. событиям воспоминаемым церковью и приспособленных к живому проповедническому слову (импровизации) : в 2 т./Сост. по лучшим проповедническим образцам свящ. магистр Григорий Дьяченко. – Изд. 2-е пересмотр. и значительно доп. - Москва : Изд. книгопр. А.Д. Ступина, 1896-1897./Т. 1: Первое полугодие (330 поучений). - 1896. - XLVIII, 548 c.; Т. 2: Второе полугодие (375 поучений). - 1897. - XXXII, 795 с.

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Djach...

– Св. Апостол Иаков «Праведный» и его послание . – Писателем соборного послания св. Апостола Иакова, по общепринятому среди защитников подлинности послания мнению, был Иаков брат Господень ( Гал.1:19 ) или Иаков Праведный (Евсев., Церк. Ист. 2, 23; 4, 22). Вопрос весьма спорный, нужно ли отличать Иакова, брата Господня, от Иакова Алфеева, Апостола из XII, или же это лица тожественные. Католические ученые н некоторые из наших богословов (см. ниже у проф. Ал. П. Лебедева) держатся последнего мнения, опираясь в этом случае на авторитет блаж. Иеронима (Ad Helv. 13). Но о различии рассматриваемых лиц ясно говорит следующее. В Евангелии братья Господа по плоти (Иаков, Иосия, Симон и Иуда) определенно отличаются от учеников Господа ( Ин.2:12 ). О братьях Господа по плоти повествуется, что они сначала не веровали в Него ( Ин.7:5 ) и потому не могли быть в числе Апостолов; даже после уверования в Господа, – по Его воскресении, – они ясно отличаются от XII учеников, как видно из Деян. 1:13, 14 (ср. 1Кор.9:5 ). По наиболее вероятному предположению, Иаков Алфеев есть одно лицо с Иаковом малым ( Мк.15:40 ), т.е. малым, м.б., по росту. Но последний имел не трех братьев, а одного только брата Иосию ( Мф.27:55 . Мк.15:40 ), и нет никакого основания утверждать, что Евангелисты, называя одного брата Иакова Алфеева, двух других его братьев – Симона и Иуду – подразумевают; тем более нельзя доказать, что Иуда Иаковлев ( Лк. 6:16 ), которого Матфей именует Леввеем. нареченным Фаддеем ( Мф.10:3 ), а св. Марк прямо Фаддеем ( Мк.1:19 ), был брат Иакова Алфеева: Иуда Иаковлев есть сын Иакова, а не брат Иакова ( – Евангелист Лука Лк.6:16 поставляет Иуду Иаковлева вместе с Иудою Искариотским, что едва ли было бы возможно, если бы Иуда Иаковлев был братом Иакова Алфеева – ). Нельзя далее доказать, чти Иаков Алфеев стоял в кровном родственном по плоти отношении к Господу. Правда, отожествляя Иакова Алфеева с Иаковом малым, мы лично, – на основании сличения евангельских мест ( Мф.27:56 , Мк.15:40 , Ин.19:25 ), – допускаем, что мать его была Мария Клеопова, т.е. Мария жена Клеопы, и след. Алфей и Клеопа имена тожественные 19 ; иначе придется отличать Иакова Алфеева от Иакова малого. Но Клеопа­Алфей – отец Иакова Алфеева – не есть Клеопа, брат Иосифа Обручника (см. ниже), имевший, согласно рассматриваемому взгляду, четырех сыновей, а лицо нам неизвестное; с другой стороны, родство Иакова Алфеева с Господом не может быть показано и по его матери, ибо в Ин.19:25 лучше усматривать, согласие о Пешито, указание на четырех, а не на трех жен, так что Мария Клеопова, мать Иакова Алфеева или Иакова малого, не была сестрою Богоматери (ср. у Н.Н. Глубоковского op. cit., стр. 64).

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/pravos...

И еще: и рече Господь к Моисею глаголя: пойми левиты от среды сынов израилевых и да очистиши я; и аще да сотвориши им очищение их: покропиши на них воду очищения ( Числ.8:5–7 ). И еще: вода окропления очищение есть ( Числ.19:9 ). Отсюда ясно, что и окропление воды действует на подобие спасительной бани, и когда это бывает в церкви, при чистой вере и принимающего и дающего, то все может восполниться и совершиться величием Господним и истиною веры. И потому, сколько нам дано разуметь верою и мыслить, мое мнение таково, что всякого, кто получил божественную благодать в церкви, по закону и праву веры, должно почитать законным христианином. И если кто считает их ничего не получившими, ничего не имущими, потому что они только облиты спасительною водою; то все же пусть не обольщает их, заставляя креститься, по освобождении от тяготы болезни и выздоровлении. Не могут быть крещаемы те, которые уже освящены церковным крещением; так для чего же соблазнять их в их вере и благости Господней? Или они и получили Господню благодать, но только сокращенною и меньшею мерою дарования божественного и Св. Духа, так что можно считать их хрисианами, но равнять с прочими не должно? Напротив, Дух Святой дается не мерою, но на каждого верующего изливается весь» (том 1-й, 62-е пис. к Магну, стр. 320–321). III. Евсевий Кесарийский : «Новат впал в тяжкую болезнь и, признаваемый едва не мертвым, на той же кровати, где лежал, принял крещение посредством окропления, если только можно сказать, что такой человек принял его... Этот славный муж оставил церковь Божию, где он, принял веру, по милости епископа, который рукоположил его в пресвитера, достиг степени пресвитерства. Рукоположение его совершалось вопреки желанию не только всего клира, но и многих мирян; потому что облитого на кровати во время болезни, как было с Новатом, не следовало возводить ни на какую церковную степень. Но епископ просил позволить ему рукоположить только этого одного» (Церк. Ист., кн. 6-я, гл. 43, стр. 358–359). IV. Владимирский собор 1274 года при м. Кирилле.

http://azbyka.ru/otechnik/Serafim-Aleksa...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010