На каком основании эти " аргументы " В. Гинзбурга " правильные " ? Вернее не аргументы и доводы, а просто провокационные измышления, полностью противоречащие фактам. Никаких " обострений " не вызывает изучение православной культуры там, где оно проводится в школах, в разных областях и краях России. Так же, заметим, не приносит пока никакого вреда для межнациональных и межконфессиональных отношений изучение иудаизма в государственных еврейских школах по всей России. Но В. Гинзбург, похоже, желает возбудить эти противоречия, распространяя ругань в отношении изучения православной культуры. Ведь очевидно, что, если изучению православной культуры в российской школе и дальше будут чиниться искусственные препятствия В. Гинзбургом и его антихристианской компанией, то и с изучением иудаизма в российских школах рано или поздно возникнут проблемы. " С эволюционной же точки зрения вид Homo sapiens (человек разумный, современный) является результатом длительной эволюции и имеет общего предка с обезьянами... К сожалению, Русская Православная Церковь (РПЦ) не желает считаться с велением времени и, в отличие от некоторых других конфессий, хочет сохранить преподавание креационизма даже в школе... Да, стоять на креационистской точке зрения не возбраняется законом, как и, например, в отношении распространения астрологических прогнозов. Но нас интересует другое: можно ли в младших классах государственной (а не частной) школы преподносить креационизм детям? Как и многие другие, я отвечаю на этот вопрос отрицательно. Зачем же знакомить детей с неправдой, с тем, что будет опровергаться в старших классах на уроках биологии? Другое дело, что в школе нужно в старших классах ввести такой предмет, как религиоведение или история мировых религий, название не играет роли " Это не веление времени. Это " веление " таких малограмотных, идеологически накрученных людей, как В. Гинзбург. Зачем с их " велениями " должны считаться разумные, нормально мыслящие люди? Вот поэтому большинство людей на Земле являются религиозными, как и большинство ученых практически во всех странах (в том же любимом В. Гинзбургом Израиле), да уже и в нашей стране. Вместо того чтобы болтать эту чушь, В. Гинзбург взял бы, да и опровергнул научно креационизм. Дал бы, так сказать, материал для учителя биологии в старших классах. А то вот ученые биологи не додумались до такого опровержения, а неуч в биологии В. Гинзбург додумается, даст такое опровержение. Или куда он посылает школьных учителей по биологии? Если учитель по биологии в старшей школе заявит, что научно неоспоримо доказано все то, что говорит бестолковый В. Гинзбург, его должны будут выгнать из школы за профессиональную непригодность.

http://ruskline.ru/analitika/2008/11/01/...

64 Для лиц, не обучавшихся в гимназии, экзамен зрелости включал в себя все предметы гимназического курса. Сдавались письменные экзамены: русское сочинение, латинское и греческое экстемпорале, математика (4 задачи: по арифметике, алгебре, геометрии и тригонометрии). Экзамен по греческому языку и латыни заключался в переводе с русского на греческий или на латынь какого-либо классического отрывка (например, 3-я глава 1-й книги Цезаря «О завоевании Галлии»); по греческому текст выбирался менее объемный и более простой, чем по латыни. Семинаристы должны были из письменных экзаменов сдавать только классические экспромты после 6 класса семинарии и математику в том случае, если они дер­жали экзамен после 4 класса семинарии, так как общеобразовательный курс в семинариях заканчивался на четвертом году (в двух старших классах изуча­лись в основном богословские предметы). Считалось, что знание богословия свидетельствует о достаточной умственной и нравственной зрелости и извиняет недостаточное знание математики. См.: Сборник постановлений и распоряжений по гимназиям и прогимназиям ведомства Министерства народного просвещения. СПб., 1874. 67 Арифметику проходили во всех четырех классах духовного училища (в 1–3 классах – по три урока в неделю, в 4 классе – два); в семинариях математика изучалась первые три года (в 1 классе – три часа в неделю, во 2–3 классах – по четыре часа). В семинарский курс входили: алгебра, геометрия, плоская тригонометрия и основания пасхалии (способы вычисления Пасхи). См.: Уставы и штаты православных духовных семинарий и училищ, Высочайше утвержденные 14 мая 1867 года. СПб., 1868. 71 Регент – управляющий хором в православной церкви, подбирает певчих для хора, обучает их, руководит ими при богослужении. 72 Так в оригинале. Должно быть «во главе с отцом ректором». С 1875 по 1883 гг. исполняющим должность ректора Кишиневской духовной семинарии был протоиерей Василий Михайлович Пархомович (1828–1910), будущий архиепископ Донской и Новочеркасский Афанасий (1894–1908).

http://azbyka.ru/otechnik/Arsenij_Stadni...

Другой воп­рос — законченность этих реформ и их последовательность. Но в том и состоит учительское мастерство, чтобы собственной эмоциональной оценкой излагаемой информации не исказить правду исторического процесса, не подменить факты инсинуациями, избежать тенденциозности. Разумеется, мы неукоснительно следуем общероссийскому стандарту школьного образования. И по меркам ЕГЭ историю наши ученики знают неплохо. — Как вообще вы бы охарактеризовали уровень преподавания истории в средней школе России? Приходится слышать полуанекдотичное изложение ответов на уроках о том, что Ленин воевал с Гитлером и потом был репрессирован Сталиным, а Хрущев вместе с Горбачевым боролся против Брежнева и Лукьянова. — В нашу гимназию приходят ученики из различных московских школ, но ответов, похожих на приведенные вами, у нас не бывает. Правда, история у нас — приоритетная дисциплина. В старших классах это профильный предмет, в средних ее дополнительно изучают в региональном и школьном компонентах, а также благодаря межпредметным связям с курсами мировой художественной культуры и истории Церкви. От учеников 753-й школы подобных «версий» слышать тоже не доводилось. В коррекционных классах, где я также преподавал, случалось всякое, но там и спрос другой. Полагаю, в целом на фоне обычной московской школы наша гимназия выглядит неплохо: наш средний троечник имел бы там твердую «четверку». Главная проблема в другом. Одного урока в неделю для отечественной истории ХХ века «от Николая II до Медведева», как буквально определяются хронологические рамки этого периода, девятиклассникам явно недостаточно. Дети в этом возрасте не понимают специфики советской эпохи, не знают ее контекста, и всё это зачастую приводит к механической зубрежке. Хорошо еще, если «до Медведева» они доходят! Одна экскурсия плюс одно общешкольное мероприятие — образуется дефицит часов, и либо приходится обрывать изучение на Брежневе, либо гнать галопом по Европам. — А почему вы говорите о девятиклассниках? Разве изучение вашего предмета в непрофильных классах заканчивается за два года до получения аттестата зрелости? — Нет. Дело в том, что федеральный стандарт школьного изучения истории выстроен по концентрическому принципу. На первом этапе дети с 5-го по 9-й класс изучают всю всемирную и отечественную историю за 68–70 часов в год. Второй этап в 10–11-х классах углубляет полученные в основной школе знания на философски осмысленном уровне при той же паре часов в неделю на оба курса (всеобщей и отечественной истории).

http://e-vestnik.ru/history/monopoliya_n...

– Dieu lui-même, dit Makrena sans baisser les yeux. – Savez-vous bien à qui vous parlez, et ne vous rappelez-vous point que j’ai été votre pasteur, et que je suis maintenant plus qu’un évêque? – Oui, vous fûtes jadis notre pasteur; mais vous êtes devenu le loup dévorant de votre propre troupeau». Siemazsko grinça des dents; mais voyant que toutes les sœurs partageaient les sentiments de leur supérieure: «Calmez-vous, lui dit-il, et redevenez ce que vous étiez autrefois, bonne et douce comme un ange, tandis que vous me paraissez maintenant un démon. Notre clément empereur vous accorde trois mois de réflexion; si vous obéissez à ses ordres, vous jouirez de tous vos biens, et vous mériterez la grâce de Sa Majesté; mais si vous vous obstinez dans votre résistance, je vous annonce le sort le plus affreux. – Plutôt la mort que de renoncer à la sainte foi catholique, apostolique et romaine!» s’écrièrent toutes les sœurs. Trois jours s’étaient à peine écoulés qu’une troupe de soldats força à cinq heures du matin les portes du couvent, et Siemazsko, accompagné d’Usracoff, gouverneur civil de Minsk, se présenta de nouveau aux religieuses tremblantes, qui se groupèrent autour de leur supérieure. «Je vous ai donné trois mois pour vous décider; mais j’ai réfléchi que ce long espace de temps ne pouvait qu’empirer le mal. Voici donc le dernier instant de liberté qui vous reste; choisissez entre vos richesses et celles que la générosité de l’empereur vous destine encore, si vous embrassez la religion qu’il professe lui-même, ou les travaux forcés et la Sibérie, si vous persistez dans votre refus. – Ah! notre choix n’est pas douteux, s’écrièrent les religieuses; les travaux et mille Sibéries plutôt que d’abandonner Jésus-Christ et son vicaire! – Attendez, reprit-il; lorsqu’à force de verges je vous aurai enlevé la peau dans laquelle vous êtes nées et qu’une autre peau recouvrira vos os, vous deviendrez plus traitables». Un cri d’indignation couvrit ces paroles barbares, et la sœur Wawezecka prenant la parole:

http://azbyka.ru/otechnik/Iosif_Semashko...

Nous nous bornerons à citer un passage d’un grand théologien byzantin du XIV e siècle, saint Grégoire Palamas: «La nature superessentielle de Dieu ne peut être ni dite, ni pensée, ni vue – car elle est éloignée de toutes choses et plus qu’inconnaissable, étant portée par les vertus incompréhensibles des esprits célestes – inconnaissable et ineffable pour tous et à jamais. Il n’y a point de nom dans ce siècle ni dans le siècle futur pour la nommer, ni de parole trouvée dans l’âme et proférée par la langue, ni de contact sensible ou intelligible, ni d’image pour donner une connaissance quelconque à son sujet, si ce n’est l’incognoscibilité parfaite que l’on professe en niant tout ce qui est et peut être nommé. Personne ne peut le nommer essence, ou nature d’une manière propre, s’il cherche vraiment la vérité qui est au-dessus de toute vérité 50 .» «Si Dieu est nature, tout le reste n’est pas nature si ce qui n’est pas Dieu est nature, Dieu n’est pas nature et même Il n’est pas, si les autres êtres sont 51 .» Vis-à-vis de cet apophatisme radical propre à la tradition théologique de l’Orient, on peut se demander s’il correspond à une attitude extatique, s’il y a une recherche de l’extase chaque fois qu’il s’agit de la connaissance de Dieu par la voie des négations. La théologie négative est-elle nécessairement une théologie de l’extase, ou bien peut-elle avoir un sens plus général ? Nous avons vu, en examinant la Théologie mystique de Denys que la voie apophatique ne consiste pas en une opération intellectuelle, qu’elle est quelque chose de plus qu’un jeu de l’esprit. Comme chez les extatiques platoniciens, comme chez Plotin, il s’agit d’une κθαρσις, d’une purification intérieure, avec cette différence que la purification platonicienne était surtout de nature intellectuelle, ayant pour but d’affranchir l’intelligence du multiple corrélatif à l’être, tandis que pour Denys c’est un refus d’accepter l’être comme tel, en tant qu’il dissimule le non-être divin, un renoncement au domaine du créé pour accéder à l’incréé, un affranchissement pour ainsi dire, plus existentiel, engageant l’être entier de celui qui veut connaître Dieu.

http://azbyka.ru/otechnik/Vladimir_Lossk...

Письма к верующим. Сан-Франциско. 1962. Диалог с церковной Россией. П. 1967. стр. ИЗ. Утверждение поместной Церкви. Н-Й. 1971. стр. 24. Ряд произведений Архиепископа Иоанна переведены на английский, немецкий, сербский и японский языки. ИОАНН. Епископ. (Евграф Евграфович КОВАЛЕВСКИЙ) (1905–1970) Родился 26 марта в Санкт-Петербурге. Покинул Россию в 1920 г. Окончил Сорбонну и Богословский Институт в Париже. Рукоположен в священники в 1937 г. Основал и возглавлял Православный Институт (французский) св. Дионисия с его основания в 1947 г. до своей кончины. Доктор Богословия «Онорис кауза» Московского Патриархата вместе с В. Н. Лосским и В. Н. Ильиным. Хиротонисан во епископа Сен-Денисского в Сан-Франциско в 1964 г. Возглавлял Французскую Православную Церковь до своей кончины. Умер в Париже 30 января. Его памяти посвящен 9–10 «Presence Orthodoxe», Р. 1970, а также книга «Jean de Saint Denis», P. 1970. Le pouvoir souverain dans l’Eglise. Paris. 1948. La Sainte Messe selon le rite des Gaules. Paris. 1956. Homelies. (nouvelle edition.) Paris. 1971. Vol. I. 106 pp. Genese (cours professe a l " Institut St. Denis). 192 pp. Mariologie. (Ibid.) Technique de la Priere. (Edite par l " Institut St. Denis et par «Presence Orthodoxe». Nouvelle edition 1971. 218 pp. «Auferstehung und zukunftige Welt.» Oecumenische texte und Studien Edel Verlag. Marburg. 1959. «Arbeit,Ruhe, Gebet.» (Ibid.) 1964. Многочисленные статьи на французском и немецком языках в «Cahiere Saint Irenee» и в «Presence Orthodoxe» и в других журналах. КАНДИНСКИЙ Василий Васильевич (1866–1944) Родился в Москве. Окончил юридический факультет Московского университета. Оставил научную карьеру ради живописи. Изучал ее в Мюнхене, 1898–1900. Создал там же свою школу, 1902–1914. Основоположник абстрактной живописи. Вернулся в Германию в 1921 г. и до 1933 преподавал в Веймаре. Переселился во Францию, где и умер. Uber das Geistige In der Kunst. Издано в 1911 году и с тех пор переведено на большинство европейских языков. On the Spiritual in Art. N.Y. 1946. Рус. пер.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Zernov...

Пред лицем седого востани, заповедал Господь чрез Моисея, и почти лице старчо, и да убоишися Господа Бога твоего. Аз Господь Бог ваш ( Лев.19:32 ). Так Сам Господь ясно определяет почитать старших и при этом указует, что тот, кто почитает старших, тем самым свидетельствует, что он боится Господа Бога своего. Правда, братие, бывают старцы, которые по своим личным качествам не заслуживают особенного почтения, но все-таки они должны быть почитаемы по своему возрасту. Св. Апостол Павел писал ученику своему Тимофею, старца не укоряй, но умоляи, якоже отца юноши, якоже братию, старицы, якоже матери ( 1Тим.5:1–2 ). Обратите, братие, при этом внимание на то, что ученик Апостола Тимофей, к которому он так писал, был епископом. Если Апостол так обходиться со старшими, заповедует епископу, пастырю и учителю, то тем более должны почитать старших возрастом остальные члены Церкви. Отсюда следует, что если кому-либо придется по долгу ли то начальника, или по силе христианской любви, вразумлять или удерживать от каких-либо порочных действий старших себя по возрасту, то должно делать кротко, с любовию и с уважением к старости, должно не укорять, но, по слову Апостола, умолять. Так заповедует, братие, слово Божие относиться к старшим возрастом. К сожалению, заповедь эта в наше время часто нарушается, и теперь не редко можно видеть примеры того, как старшие не только не пользуются почитанием и любовию, но терпят укоризны и обиды от младших. Все это от того, что люди забыли страх Божий, ибо, как вы слышали, Сам Господь указал, что только тот, кто боится Бога, может почитать старшего. Ныне как будто совсем не признают важности заповеди о почитании старших. Но, братие, помните, что всякая заповедь Божия, по слову св. Апостола, свята, праведна и блага ( Рим.12:10 ), и посему, если боитесь Господа Бога, исполняйте и эту заповедь; почитайте и уважайте старших, будьте готовы услужить им, если видите немощи их, и в тех случаях, когда видите в них недостатки, не показывайте презрения или неуважения к ним, но с любовию и с терпением переносите их, или, если можете, с кротостию и с любовию вразумите их.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Sadkovs...

С 1932/33 учебного года в русских учебных заведениях введено следующее распределение уроков по Закону Божию: с I по VI классы - 2 недельных часа, в VII и VIII классах - 1 недельный час. Причём час в VI классе прибавлен за счёт часа русского языка, но с переносом этого часа в V класс. В V классе добавлен час за счёт истории. Закон Божий изучался по программе сербских школ с добавлением в курсы II и V классов сюжетов из истории Русской православной церкви и Сербской православной церкви. Новый учебный план и программа по Закону Божию с 1932/33 учебного года вводились в I, V, VI, VII и VIII классах и с 1933/34 учебного года - в II, III и IV классах. В IV классе изучался катехизис . Согласно постановлению Учебного совета от 12 декабря 1932 г. в школы Державной комиссии разослан циркуляр Министерства народного просвещения от 1 ноября 1932 г. о вероисповедных правилах для учащихся. В частности ученикам русских школ православного вероисповедания предписывалось читать соборно молитвы перед началом первого урока и по окончании занятий, посещать церковные службы и причащаться . С 1939/40 учебного года учащиеся русских средних учебных заведений занимались по единому учебному плану и программам, разработанным в соответствии с учебным планом и программами сербских государственных школ. 28 декабря 1938 г. опубликована новая программа по Закону Божию. В I классе изучался Ветхий Завет, во II классе - Новый Завет, в III классе - катехизис, в IV классе - богослужение, в V классе - история Церкви, в VI классе - история сербской Церкви, в VII классе - основное богословие, в VIII классе - моральное богословие. Во всех классах Закон Божий проходился по программе сербских гимназий с дополнением в курсы II и V классов сюжетов из истории Русской православной церкви и Сербской православной церкви . Несмотря на то, что различное правовое и материальное положение русских беженских учебных заведений не способствовало выработке единого стандарта образования и согласованных критериев учебно-воспитательной работы, накоплен значительный опыт проведения духовно-нравственного воспитания в школе, который в определённой степени может найти применение и в современной образовательной практике.

http://ruskline.ru/analitika/2015/10/04/...

В 1808 г. Епифаний переведен в Казань на должность ректора академии. С ним приехал в Казань и Анастасий и с сентября 1808 г. по 1815 был учителем в низших классах академии; 9 мая 1809 года он был пострижен в монашество и 29 июля того же года произведен в иеромонаха; 1811 г. назначен строителем Феодоровского монастыря. В 1815 г. ректор Епифаний рукоположен был в епископа воронежскаго. С ним в Воронеж уехал и Анастасий. 22)Михаил Вознесенский (1808–1809). Скончался протоиереем и благочинным в курмышском уезде. 23)Петр Черников (1812–1814). Вышел в светское звание и был учителем симбирской гимназии. 24)Михаил Скворцов (1812–1813). После был директором астраханской гимназии. 25)Петр Кочетков (1813–1814), священник. Умер в 1814 г. 26)Софроний Беляев (1813–1816), священник Петропавловского собора, преподавал в классах нижнем греческом и математической географии; по уничтожении сих классов в августе 1816 года уволен за штат. 27)Николай Милонов (1810–1818). Был библиотекарем библиотеки чтения (1817) и секретарем академического правления (1817–1818). 28)Василий Иванов (1813–1818), с 3 ноября 1818 г. был библиотекарем библиотеки чтения и продажной и секретарем академического правления в 1818. Скончался в 1830 г. священником казанского монастыря. 29)Аполлоний (Александр), иеромонах, строитель Ивановского монастыря (1814–1818), по окончании курса в здешней академии в 1809 г., был сначала священником; в 1815 г. пострижен в монашество и помещен в Спасо-Преображенском монастыре. Должность учителя проходил в низших классах до синтаксимы; с 1817 г. он, будучи сеньором, сделан был первым помощником инспектора. При преобразовании семинарии, с увольнением от управления Ивановским монастырем, определен экономом семинарии. 30)Нафанаил (Николай), иеромонах, учил в русских классах (1814–1816). По окончании курса в здешней академии в 1804 г. до 1813 был священником; после овдовел, в 1814 г. пострижен в монашество и определен учителем во второй русский класс. В 1818 г., но представлению семинарского правления, московским академическим правлением утвержден смотрителем чебоксарских уездного и приходского училищ, а вместе определен и присутствующим духовного правления. Скончался архимандритом чебоксарского монастыря около 1827 года.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

В летние каникулы 1911 г. прот. Н.К. Чуков дважды побывал в Петербурге, докладывая начальству в Учебном комитете и Хозяйственном управлении Синода об образовавшемся в предыдущие годы дефиците, о том, что семинария нуждается в ремонте, и представил подготовленную им лично смету необходимых расходов. Все стороны учебно-воспитательского дела, подбор кадров, хозяйственные нужды семинарии, преподавателей и воспитанников, порядок в семинарии и стройность церковного служения, стали предметом заботы нового ректора. В семинарии в первых четырех классах преподавались общеобразовательные предметы, а в старших - специально богословские. По положению как ректор прот. Николай преподавал Священное Писание Нового Завета (послания апостольские) в VI классе, однако временно, замещая больных либо отсутствующих преподавателей читал также литургику в V классе, русскую церковную историю в VI, французский язык в I и II классах, еврейский язык и дидактику в V и VI классах. Ректор регулярно посещал занятия всех наставников, делал записи в ежедневнике и после высказывал свои замечания. Когда в 1913 г. вышел циркуляр Учебного комитета Синода о введении в семинариях классных воспитателей, прот. Н.Чуков, основываясь на своем положительном опыте в этом смысле во второклассных учительских школах, ввел этот институт в семинарии. Выбранные собранием правления воспитатели еженедельно устраивали воспитательные беседы со своими учениками. По нескольку раз в течение года по инициативе ректора в семинарии устраивались доклады и защиты рефератов воспитанников, т.е. прививались навыки научной работы. Во время выступлений рефераты подвергались подробному разбору, что расширяло кругозор и углубляло познания семинаристов. С каждым годом «успешность» учеников на экзаменах повышалась, многие выпускники поступали в Духовные Академии. Первыми из числа экзаменовавшихся поступили В. Некрасов (в 1913 г., в Санкт-Петербургскую Академию) и А. Никонов (в 1914 г., в Московскую). Особенно выпускники семинарии благодарили ректора «за церковь».

http://bogoslov.ru/article/592451

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010