223–224. Авторитет Церкви и наша интеллигенция В деле веры опасность нашего времени в том, что в сознании наших интеллигентов, даже верующих, считающих себя православными, все более и более тускнеет значение авторитета Церкви и чистоты догмата веры и все дело веры сводится к нравственным истинам и доброй жизни по вере. Отсюда – охлаждение к Церкви и к вопросам догматического свойства и равнодушие к истинам Православия по их существу. Что враги Церкви стараются сознательно поддерживать в среде интеллигентов такое отношение к Церкви, к догматам веры, это понятно: вытравление из народной души Православия и разрушение Церкви – их заветная мечта. К несчастью, сами верующие, особенно получившие образование в светских школах, бессознательно подготовляют почву для врагов Церкви, чтобы сеять среди них семена равнодушия к догматам веры. Появляется ересь, ложное учение, искажающее православное учение – нашим образованным “чадам Церкви» и дела нет до самой сущности возникающего спора о том или другом пункте православного учения; мало того: незнакомые с догматикой, они и сами иногда готовы “подогматствовать», высказать то или иное мнение, не желая справляться даже с тем, как излагается тот или другой пункт учения в изложениях веры православной, писанных православными богословами. Стоит неосторожно как-нибудь задеть самолюбие такого дилетанта-богослова, и он готов уже упорно отстаивать свое, иногда только что ему пришедшее в голову мнение, а если вы вздумаете горячо опровергать его, – он примется еще с большею настойчивостью отстаивать свою мысль, иногда совсем противоположную учению Церкви. Ему и на мысль не приходит авторитет Церкви: он сам себе авторитет. По поводу афонского лжеучения об именах Божиих теперь и происходит такое самочинное богословствование в среде образованных людей, именующих себя православными. Мы, служители Церкви, копаемся в писаниях отцов и учителей Церкви, чтобы возможно лучше выяснить истинное понимание учения церковного, возможно тверже обосновать его и обличить лжеучение; противники наши тоже роются в книгах, не пренебрегая даже такими уродливыми апокрифами, как “Посмертные вещания Нила мироточивого», которые сам же Булатович называет “безграмотной и бессмысленной болтовней»; и, конечно, не будь они заражены духом противления Церкви и самоценом в своем богословствовании, они сами пришли бы к сознанию своей ошибки.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikon_Rozhdest...

По поводу книги прот. Н. Афанасьева «Служение мирян в Церкви». протоиерей Иоанн Мейендорф Содержание Предисловие Введение. Царственное священство Глава 1. Поставление лаиков Глава 2. Служение верных в области священнодействия I. Место верного в Евхаристическом собрании II. Кто является совершителем священнодействий? III. Изменения в литургическом строе, вызванные идеей посвящения IV. Участие верных в священнодействиях Глава 3. Служение верных в области церковного управления Глава 4. Участие верных в церковном учительстве     Предисловие Одной из наиболее актуальных тем современной западной богословской мысли, особенно католической, является учение о мирянах. Православное богословие уделяет очень мало внимания этой теме. Школьное православное догматическое богословие, когда оно говорит о мирянах, почти исключительно ограничивается указанием на их обязанности, игнорируя совсем их участие в жизни Церкви. Но то, что не было сделано школьным богословием, восполнено было практикой церковной жизни, особенно последнего времени. Мирянам было отведено довольно большое место в жизни Церкви и больше всего в церковном управлении. В силу этого неизбежно возник разрыв между церковной практикой и богословским учением. Церковная практика оказалась без богословского обоснования, и богословское учение не соответствует церковной практике. Не пришло ли время рассмотреть вопрос о мирянах, исходя из православного учения о Церкви, а не из потребностей современной церковной жизни? Эклезиологическое учение о мирянах позволило бы установить норму деятельности мирян, которая содержится в Церкви. Заглавие моей работы «Служение мирян в Церкви» показывает, что я не ставлю себе задачу дать полное учение о деятельности мирян, а только учение об их служении в Церкви, т. е. в области священнодействия, церковного управления и церковного учительства. Поэтому из моего горизонта выпадают разнообразные формы деятельности мирян, которые стоят в тесной связи с их жизнью в Церкви, но в прямом смысле не могут быть отнесены к служению в самой Церкви, как например, их участие в религиозном воспитании и в социальной работе в самом широком смысле. Кроме того, я оставляю без рассмотрения вопрос о деятельности мирян в миру. Я делаю это вполне сознательно не только потому, что размеры моей работы не позволяют мне рассмотреть все вопросы, касающиеся учения о мирянах, но и потому, что я хочу поставить в центре этого учения служение мирян в Церкви, т. к. существует определенная тенденция направить активность мирян в сторону вне-церковной или прицерковной деятельности за счет их служения в Церкви.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Afanas...

Определения собора Православной Российской Церкви 1917–1918 гг. 1. О высшем управлении Православной Российской Церкви 4 ноября 1917 г. В Православной Российской Церкви высшая власть – законодательная, административная, судебная и контролирующая – принадлежит Поместному Собору, периодически, в определенные сро­ки созываемому, в составе епископов, клириков и мирян. Восстановляется Патриаршество, и управление церковное возглавляется Патриархом. Патриарх является первым между равными ему епи­скопами. Патриарх вместе с органами церковного управления подотчетен Собору. Опубликовано: Собрание определений и постановлений Священного Собора Православной Российской Церкви 1917–1918 гг. М., 1918. Вып. 1. Приложение к «Деяниям» второе. С. 3. 2. О правах и обязанностях Святейшего Патриарха Московского и всея России 8 декабря 1917 г. 1. Патриарх Российской Церкви есть Первоиерарх ее и носит титул: «Святейший Патриарх Московский и всея России». 2. Патриарх а) имеет попечение о внутреннем и внешнем благосостоянии Российской Церкви, в потребных случаях предлагает о надлежащих для того мероприятиях Священному Сино­ду или Высшему Церковному Совету и является представителем Церкви пред государственною властью; б) созывает Церковные Соборы, согласно положению о них и председательствует на Соборах; в) председательствует в Священном Синоде, Высшем Церковном Совете и соединенном присутствии обоих учреждений; г) представляет Собору отчеты о состоянии Российской Церкви за междусоборное время; д) сносится с автокефальными Православными Церквами по вопросам церковной жизни во исполнение постановлений Всероссийского Церковного Собора или Священного Синода, а равно и от своего имени; е) имеет долг печалования пред государственною властью; ж) имеет право помилования и сокращения сроков епитимий и увещаний в пределах, предоставленных Собором; з) обращается ко всей Русской Церкви с учительными посланиями и пастырскими воззваниями; и) преподает нарочитое благословение духовным и светским лицам за их полезную для Церкви деятельность:

http://azbyka.ru/otechnik/pravila/oprede...

См. также: Совершил ли св. Киприан Карфагенский переворот в учении Церкви? Великая война и вызванные ею потрясения с новой силой возбудили в христианском мире никогда не умирающую жажду своего единства. Православие в лице своих автокефальных церквей приняло участие в этих новых попытках христиан восстановить братское общение друг с другом. Участие его представителей в Движениях и организациях, стремящихся к соединению разрозненных современных конфессий в лоне Единой Вселенской Церкви, ставит перед Православным сознанием ответственнейшую задачу точного определения, как сущности единства вселенской Церкви, так и ее видимых границ. Её успешное разрешение потребует несомненно длительной и напряженной работы; но этот вопрос поставлен самой жизнью и настоятельная потребность в скорейшем ее обсуждении равно диктуется как наличием расколов внутри самого Православия, так и непрерывным развитием взаимоотношений Восточной Церкви с инославным миром. Православие обладает богатейшим материалом для исчерпывающего ответа на этот вопрос. Он содержится в Новом Завете, в творениях Учителей Церкви, в Соборных постановлениях и, наконец, в действующих правилах современных автокефальных церквей. Но этот материал в его теперешнем виде не может быть использован для нужды нашего времени, т.к. он не систематизировался и не проверялся в течение столетий соборным сознанием Церкви. Писания Святых Отцов, Каноны Соборов представляют из себя разнообразные попытки найти ответы на вопрос о единстве Церкви. Они части не только не согласованы, но даже иногда и противоречат друг другу. В них наряду с основными для всех обязательными постановлениями можно найти элементы временного и местного значения. Православные церкви уже давно отказались от ряда соборных предписаний, многие положения, выдвигавшиеся Святыми Отцами, тоже вышли из употребления, но это произошло без должного обсуждения, без санкций соборного решения всей церкви. Подобное положение явилось результатом почти полного прекращения соборной жизни Восточного христианства в течение последних десяти столетий. Порабощенное и разрозненное, оно не могло продолжать соборную работу над дальнейшим изучением и постижением таинства церковной жизни. Поэтому оно не имеет готовых ответов на ряд запросов нашего времени и не разрешает тех новых недоумений и проблем, которыми характеризуют взаимоотношения церквей в XX столетии.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Zernov...

Основы православной культуры - от растерянности к поиску Правмир Помочь «Правмиру» Фонд Вера Беседы о главном Дорога к храму Молитвы Пост Православные праздники в 2024 году Таинства Церкви Жизнь Церкви Люди Церкви Оккультизм и мифы Общество Человек Безопасность Благотворительность Законодательство Викторины Милосердие Патриотизм Политика Работа Экология Семья Взаимоотношения в семье Беременность и роды Воспитание детей Детям До брака Измена. Развод Многодетные семьи Приемные дети Усыновление Аборты. Планирование семьи Здоровье Образование Культура Архитектура Искусство Кинематограф Великая Отечественная Война История Церкви Литература Поэзия Притчи Проза Юмор Нравственное кино Музыкальная гостиная Страницы истории Подкасты EN Вера Беседы о главном Дорога к храму Молитвы Пост Православные праздники в 2024 году Таинства Церкви Жизнь Церкви Люди Церкви Оккультизм и мифы Общество Человек Безопасность Благотворительность Законодательство Викторины Милосердие Патриотизм Политика Работа Экология Семья Взаимоотношения в семье Беременность и роды Воспитание детей Детям До брака Измена. Развод Многодетные семьи Приемные дети Усыновление Аборты. Планирование семьи Здоровье Образование Культура Архитектура Искусство Кинематограф Великая Отечественная Война История Церкви Литература Поэзия Притчи Проза Юмор Нравственное кино Музыкальная гостиная Страницы истории Подкасты Помочь «Правмиру» Фонд Фото Видео Аудио От автора Ответ специалиста Наука Наши современники Литература, история, кинематограф Герои среди нас О смерти и болезни Подростки Словарь Правмира Pravmir.com Матроны.ру Неинвалид.ру Коронавирус Дополнительные настройки поиска Фильтр по дате Сортировать по Исключить новости Главная Видео Основы православной культуры — от растерянности к поиску 16 марта, 2010. Андрей Кураев (признан иноагентом) Наш курс – это судорожная попытка России спасти саму себя. Цена вопроса – наше будущее. я вычислил формулу конца света: «Когда передачу «Дом-2» станут показывать по телеканалу «Культура». Чтобы сериал «Школа» не стал реальной школой, воспитание должно вернуться в школу Протодиакон Андрей Кураев продолжает встречи с учителями в разных регионах страны. 4 и 5 марта в Томском областном институте состоялась встреча отца Андрея с директорами образовательных учреждений, специалистами муниципальных методических служб, учителями и всеми, кого интересует проблема преподавания основ православной культуры в школе.

http://pravmir.ru/vstrecha-protodiakona-...

Скачать epub pdf Введение Курс предназначен для учащихся факультета дополнительного образования ПСТГУ и разработан в соответствии с концепцией программы «Теология». Этот краткий курс в его очной форме читается по одногодичной (двухсеместровой) программе. В предлагаемой программе унифицировано содержание учебного материала очной, заочной и дистанционной форм обучения. Курс носит обзорный характер. Предметный модуль призван познакомить слушателя с наукой «Патрология». Обучение по модулю должно познакомить слушателей с жизнеописаниями (житиями) и творениями (некоторыми в первоисточниках) Отцов и учителей Церкви с I по XV вв. Слушатели должны составить общее представление об основных тенденциях и закономерностях развития святоотеческой традиции, о догматических, аскетических, нравственных, апологетических и экзегетических взглядах древних отцов Церкви (до XV в.). Обучение должно продемонстрировать взаимосвязь содержания курса с предметными модулями «Православное вероучение» и «История христианской Церкви», а также целым рядом других дисциплин науки «Теология». Обучение должно продемонстрировать место и значение святоотеческого наследия в Православном Предании, как одной из его важнейших форм. При изучении святоотеческого наследия слушателями курса предполагается их активная работа с источниками. Цель курса – знакомство с наследием Святых Отцов древней Церкви, как одной из важнейших форм Священного Предания. Задачи курса · знакомство слушателей курса с жизнеописаниями (житиями) Отцов и учителей Церкви с I по XV вв.; · знакомство с хронологически последовательной историей развития древнецерковной письменности; · знакомство с творениями древних Святых Отцов и учителей Церкви; · знакомство с догматическими, аскетическими, нравственными, апологетическими взглядами древних Отцов Церкви (до XV в.); · знакомство со святоотеческой богословской терминологией; · знакомство со святоотеческими принципами толкования Священного Писания ; · понимание уникального значения святоотеческой письменности в жизни Церкви;

http://azbyka.ru/otechnik/Petr_Malkov/sv...

Можно думать, что пастыри принадлежали к некоторому особому типу христианского служения в сравнении с апостолами, пророками и евангелистами о чем будет речь ниже. Что касается учителей, то их можно относить более всего к первому, но отчасти и к последнему типу. Преимущественно же учители характеризуются, как странствующие лица, подобно апостолам, пророкам и евангелистам. Другими словами, они принадлежали к миссионерам в первоначальной Церкви. По всему видно, что в первоначальной Церкви они не утратили еще этой своей основной характеристики. Как относительно апостолов, пророков и евангелистов, так и относительно первоначальных христианских учителей должно сказать, что мы не наблюдаем строгого разграничения обязанностей последних от обязанностей других лиц, служивших в Церкви. Прежде всего учительство в высочайшей степени усвояется в Новом Завете Самому Господу Иисусу Христу 302 . Так называли Спасителя и церковные писатели 303 . Апостолы поставляли главною своею обязанностью служение Слову 304 и потому фактически считались также учителями 305 . Но формально они были, хотя и не всегда, далеки от того, чтобы присваивать себе титул учителей. Слова Спасителя: «вы не называйтесь учителями, ибо один у вас Учитель – Христос, все же вы братья» 306 имели полную силу в первые века христианства. Вот что говорит по этому поводу один из выдающихся представителей немецкой «отрицательной» критики по вознесении на небо Иисуса Христа «не осталось никакой школы, и ученики Его не получили никакого авторитета в качестве учителей закона. Об атом свидетельствует один достоверный факт. Ученики ясно помнили, что Учитель запретил им занимать такое положение. Ни один из них, даже самый выдающийся, не мог позволить называть себя учителем, наставником, господином и обращаться к себе с произнесением таких приветствий. Живость, с которою переходила из уст в уста эта заповедь, ясно показывает, что она соблюдалась, по крайней мере, в первое образцовое время. Вследствие этого все, принимавшие слово, были вполне учениками только одного Иисуса; в этом выражался принцип равенства всех, и это же служило основанием для мысли, что взаимная связь учеников Христа заключалась кое в чем другом и что они не составляли только школы для изучения закона. К этому присоединялось еще обстоятельство, что цель их учения заключалась не в сообщении знания закона, но веры в Иисуса, как Христа, и в Его царство, и что этим само собою исключалось учение об общественной власти, какая была бы свойственна школе, как такой» 307 . Может быть, дело здесь и преувеличено несколько. Однако, факт, что мы в первых христианских памятниках почти не встречаем названия апостолов учителями, сам по себе достоверен и имеет значительную апологетическую важность, подтверждая слова, сказанные Спасителем. Только один апостол Павел в двух местах своих посланий называет себя «учителем народов» (язычников) 308 . Но и он употребляет эти выражения совсем не в том смысле, в каком употребляли их иудейские учители.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Fivejsk...

Закрыть itemscope itemtype=" http://schema.org/Article " > Снова падают Кресты, снова грабят православные храмы… Иеромонах Герман (Люкшин) считает, что для пресечения расползающегося внутри Церкви зла необходимы адекватные меры 30.08.2012 1597 Все понимают, что война на уничтожение в 5-м и затем в 17-м году XX века против Церкви и против России беспрецедентно развернута через столетие теми же большевиками, теми же богохульниками, кощунниками, крестоборцами. Тот же безбожник Гапон-Кураев насаждает перестройку в Церкви. Под знаменем Нерукотворного Спаса крестным ходом на мотоциклах демонстративно едет колонной с голой байкершой через всю Россию. (Может тогда он приноровился щипать за гениталию ведьм-плясуний и кормить их блинами.) Через свой интернет-форум воспитывает обновленческую школу, умножающую еще худшие форумы для священнослужителей с поддержкой кощунников, хулы на святых Церкви, поношения Патриарха, архиереев, духовенства, с использованием нецензурной брани, пропаганды пользы наркотиков, введения многобрачия священства… Недаром кощунственный шабаш в Храме Христа Спасителя на удивление имеет такую громкую поддержку среди духовенства, которое скандальный протодиакон поучает «миссионерить по самое немогу». Благодаря Гапонам-Кураевым подступает черед огненных испытаний. И то, что сегодня опять (как, например, в октябре 1993 г.) дана команда зоологическими ненавистниками Церкви Христовой и России «Раздави гадину», - это виток новых известных событий. Снова падают Кресты, грабят православные храмы. Теперь у профессора должна быть большая миссионэрская забота щипать крестоповальщиц, угощать блинами. Такие предатели в рясах и без ряс по канонам Церкви не могут стоять у святого Престола, не могут проповедовать, учительствовать. Необходимы адекватные меры пресечения расползающегося внутри Церкви зла. Желание переждать и дождаться «удобного» времени увеличивает метастазы безбожия, и враги приобретают все большие симпатии и поддержку. Требуется посреди Церкви с того самого Амвона назвать зло своим именем и изгнать его за ограду, как это делалось ранее на Соборах святителями, учителями и исповедниками Церкви и воспето в литургическом богословии.

http://ruskline.ru/news_rl/2012/08/30/sn...

Сортировать по Исключить новости Возрождение православия: Сегодня все больше американцев принимают православие В последнее время православному христианству посвящено больше количество публикаций в западной прессе. Предлагаем Вашему вниманию одну из них — статью, опубликованную информационным агентством Associated Press. Учитель воскресной школы, католик Грег Менкотти переживал, что никогда не обретет своего духовного пристанища. Уйдя из лона католической церкви, он сначала стал атеистом, а впоследствии … 16 января, 2007 В последнее время православному христианству посвящено больше количество публикаций в западной прессе. Предлагаем Вашему вниманию одну из них — статью, опубликованную информационным агентством Associated Press. Учитель воскресной школы, католик Грег Менкотти переживал, что никогда не обретет своего духовного пристанища. Уйдя из лона католической церкви, он сначала стал атеистом, а впоследствии … В последнее время православному христианству посвящено больше количество публикаций в западной прессе. Предлагаем вашему вниманию одну из них — статью, опубликованную информационным агентством Associated Press. Учитель воскресной школы, католик Грег Менкотти переживал, что никогда не обретет своего духовного пристанища. Уйдя из лона католической церкви, он сначала стал атеистом, а впоследствии вернулся к вере и провел несколько лет в методистской церкви. Однако он по-прежнему чувствовал, что поиск не завершен. Этот поиск привел его в храм Святого Духа Антиохийской Православной Церкви в Хантингтоне. Сегодня Менкотти – один из 250 миллионов православных верующих, и еще большего числа тех, кто только еще на пути к принятию православия. Столь быстрое распространение православия особенно примечательно и потому, что о нем в США знают очень мало. «Я был таким, как и большинство американцев» – говорит Менкотти. Его путь к православию начался с просьб жены обратить внимание на практику православной молитвы. «Я ничего не понимал в Православии». В США сегодня насчитывается около 1,2 миллионов православных христиан. Раньше православные приходы создавались в основном эмигрантами, формировались на этнической основе, некоторые принимали православие, заключая брак с православными.

http://pravmir.ru/vozrozhdenie-pravoslav...

II. О СОСТАВЕ И УСТРОЙСТВЕ ЦЕРКВИ § 171. Общий взгляд на это устройство Определив объем Церкви своей, указав ей цель и дав необходимые средства для цели, Господь Иисус дал ей вместе определенное устройство, которым вполне обеспечивается и облегчается достижение этой цели. Устройство Церкви состоит в том, что – а) она разделяется, по составу своему, на две существенные части: паству и Богоучрежденную иерархию, поставленные в известном отношении между собою; б) иерархия подразделяется на свои три существенные, отличные одна от другой, и связанные между собою, степени; в) паства и иерархия подчинены верховному судилищу Соборов, и – г) наконец, все стройное тело Церкви, образующееся из столь разных и премудро расположенных между собою членов, имеет единую главу в самом Господе Иисусе Христе, оживляющем ее пресв. Духом своим. § 172. Паства и Богоучрежденная иерархия с их взаимным отношением I. Не трудно показать, вопреки мнению некоторых неправомыслящих 522 , что разделение членов Церкви на два упомянутые класса ведет свое начало от самого Спасителя. Неоспоримо, что сам Господь учредил в Церкви своей особое сословие людей, составляющее собою иерархию, и что этих-то собственно людей, и только их одних, Он уполномочил распоряжаться теми средствами, какие даровал Он Церкви для ее цели: т. е. уполномочил быть в ней учителями, священнослужителями и духовными управителями, а отнюдь не предоставил сего безразлично всем верующим, повелевши им, напротив, только повиноваться пастырям (Правосл. испов. ч. 1, отв. на вопр. 109; посл. восточн. патриарх. о прав. вере чл. 10; простр. Хр. Катих. о чл. IX). 1. Читая св. Евангелие, содержащее в себе историю жизни и действий нашего Спасителя, мы видим: а) Что Он сам непосредственно и из всех своих учеников набрал именно двенадцать, которых назвал своими апостолами. Егда бысть день, повествует св. Лука, призва (Иисус) ученики своя: и избра от них дванадесяте, ихже и апостолы нарече ( Лук. 6, 13 ), и потому говорил к ним: не вы мене избрасте, но аз избрах вас ( Иоан. 15, 16 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Makarij_Bulgak...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010