Закрыть itemscope itemtype="" > Духовное образование: не реформы, а развитие Беседа с председателем Синодального Учебного комитета Русской Православной Церкви 04.03.2019 1130 Время на чтение 22 минут Анатолий Степанов: Сегодня в связи с ростом епархий, приходов, семинарий усложняется система духовного образования Русской Православной Церкви. Создана вот не так давно Общецерковная аспирантура. Что сегодня входит в ведение Учебного комитета РПЦ, который Вы возглавляете? Отец Максим: Учебному комитету Русской Православной Церкви подведомственны все высшие духовные учебные заведения. Непосредственно подведомственны на территории России и консультативно-рекомендательно на территории других государств, входящих в область канонической ответственности Русской Церкви, за исключением Украины , где есть свой Учебный комитет. По понятным обстоятельствам сегодня жизнь Украинской Церкви определяется своими внутренними решениями. Хотя, конечно, есть стремление идти в одном направлении. В России сегодня 39 высших духовных учебных заведений - семинарий и Академий (духовных академийна территории России две - Московская и Санкт-Петербургская). Есть еще Таврическая семинария в Симферополе, но она в церковном отношении подчинена Учебному Комитету Украинской Православной Церкви. Хотя, конечно, мы работаем вместе, потому что им необходимо находиться в сфере российского законодательства, - и тут они не справились бы без Учебного комитета Русской Православной Церкви.Кстати, о Таврической семинарии, - когда мы ее в первый раз посетили с ознакомительным визитом, заметили, как нахождение на территории близлежащего государства тормозило образовательные процессы. Но с Божией помощью, выровняется и крымская духовная школа. Кроме семинарий и академий у нас есть Свято-Тихоновский университет, Российский православный университет, который с конца прошлого года решением Святейшего Патриарха подчинен Учебному комитету, и Новосибирский православный институт. Зоной ответственности Учебного комитета являются также в значительной мере Центры по подготовке приходских специалистов, которые сейчас созданы в разных епархиях в количестве почти четырех десятков. Центры занимаются подготовкой молодежных, социальных работников, катехизаторов и миссионеров. По конкретным профилям с ними работают другие Синодальные отделы - Миссионерский, Молодежный, Социальный, но богословская, вероучительная составляющая вся была прописана и контролируется Учебным комитетом. С недавнего времени существуют также Курсы повышения квалификации духовенства, которые организуют и проводят епархии, но программы, сроки, преподавательский состав и прочее согласовывается с Учебным комитетом.

http://ruskline.ru/analitika/2019/03/05/...

В Смоленской духовной семинарии прошел семинар «Методическое обеспечение учебного процесса духовных школ в условиях перехода на новые образовательные стандарты» 11 ноября 2011 г. 19:00 8-9 ноября 2011 года в Смоленской православной духовной семинарии под председательством главы Учебного комитета  Русской Православной Церкви архиепископа Верейского Евгения состоялся семинар «Методическое обеспечение учебного процесса духовных школ в условиях перехода на новые образовательные стандарты». Цель семинара — оказание консультативной и методической помощи в процессе лицензирования и аккредитации семинарий и в условиях перехода на государственный образовательный стандарт «Теология» второго и третьего поколения. В работе семинара приняли участие представители практически всех духовных школ России. Первый день работы открыл доклад заместителя председателя Учебного комитета священника Михаила Вахрушева «Порядок и документационное сопровождение процесса лицензирования духовных учебных заведений». В выступлении были приведены статистические данные о состоянии процесса лицензирования духовных школ на современном этапе. Прозвучали рекомендации относительно поэтапной схемы лицензирования учебных заведений, а также даны разъяснения относительно оформления документов, необходимых для лицензирования образовательной деятельности. Выступление проректора по учебной работе Смоленской семинарии О.Г. Ребизова было посвящено планированию учебного процесса в духовной семинарии в рамках образовательных стандартов второго и третьего поколения. Докладчик ознакомил присутствующих с особенностями стандарта «Теология» второго и третьего поколения, с учебным планом семинарии, составленным в соответствии с данными стандартами. Также был рассмотрен вопрос об организации режима учебной деятельности семинарии в соответствии с требованиями учебного плана, лицензионными и аккредитационными требованиями. Руководитель учебно-методического отдела Смоленской семинарии Л.Н. Урбанович рассказала об организации деятельности отдела в связи с подготовкой к аккредитации и о приведении нормативной учебно-методической базы в соответствие с требованиями Госстандарта.

http://patriarchia.ru/db/text/1671255.ht...

Протоиерей Максим Козлов. Фото Михаила Еремина ЖМП 4 апрель 2021 /  26 апреля 2021 г. 17:19 Протоиерей Максим Козлов: «Мы можем научить и организовать, но человек сам должен идти к той цели, ради которой существует семинария» Председатель Учебного комитета Русской Православной Церкви протоиерей Максим Козлов в интервью «Журналу Московской Патриархии» дает свою оценку современному состоянию духовного образования в Русской Церкви, обозначает те главные задачи, которые сегодня ставит перед собой Учебный комитет, рассказывает о системе рейтинга семинарий и делится своими соображениями о возможностях финансирования региональных духовных школ.  PDF-bepcuя. Большинство учащихся — вчерашние школьники — Ваше Высокопреподобие, на протяжении большей части своей жизни вы так или иначе связаны с духовным образованием — многие годы преподавали в МДА и Сретенской семинарии , а в последнее время возглавляете Учебный комитет. Как вы оцениваете современное состояние духовного образования в Русской Церкви? — Начнем с простого, посмотрим на количественные показатели. В системе духовного образо­вания на территории Российской Федерации сейчас действует Общецерковная аспирантура и докторантура , три академии, тридцать восемь семинарий, Православный Свято-Тихоновский гуманитарный университет  и Российский православный университет. Это главные вузы, которые и являются фундаментом духовного образования. За рубежом действует одна духовная академия (Минская) и семь духовных семинарий (без учета учебных заведений Украинской Православной Церкви ). Но надо учесть и ассоциированные учреждения — центры подготовки приходских специалистов, которых на сегодня сорок один. Также Учебным комитетом курируются и курсы повышения квалификации духовенства, они есть во всех митрополиях и во многих епархиях. Всего в системе высших духовных учебных заведений Русской Православной Церкви ­обучается 9341 человек, из них в духовных школах России — 8225 человек. Преимущественно это, конечно, юноши, готовящиеся к священническому служению. Но также на регентских и иконописных факультетах учится немалое количество девушек 1 .

http://e-vestnik.ru/db/protoierey_maksim...

2. Утвердить следующий состав Высшего Церковного Совета под председательством Патриарха:   ЖУРНАЛ 11 СЛУШАЛИ: Сообщение Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла о продолжающейся реформе системы духовного образования Русской Православной Церкви. Справка: Продолжая реформирование системы духовного образования, Учебный комитет при Священном Синоде разработал ее новую модель, адаптированную к современным требованиям государственных и международных образовательных стандартов. К разработке данной модели были привлечены представители ведущих духовных учебных заведений Русской Православной Церкви. Также проект обсуждался на многочисленных форумах с участием как представителей духовных академий и семинарий, так и экспертов в области образования, в том числе: Основные положения новой модели были представлены Святейшим Патриархом Московским и всея Руси Кириллом в докладе на Архиерейском Соборе (2-4 февраля 2011 г.). В соборном определении «О внутренней жизни и внешней деятельности Русской Православной Церкви», в частности, сказано: «Освященный Архиерейский Собор одобряет разработанную Учебным комитетом Русской Православной Церкви модель духовного образования, представленную в докладе Святейшего Патриарха Кирилла. После подготовки соответствующих документов Учебному комитету надлежит направить их на утверждение Священного Синода…» (п. 29). ПОСТАНОВИЛИ: 1. Одобрить: 2. В процессе апробации новой системы духовного образования в учебных заведениях Русской Православной Церкви Учебному комитету проанализировать промежуточные результаты и сформулировать предложения по ее дальнейшему усовершенствованию.   ЖУРНАЛ 12 ИМЕЛИ СУЖДЕНИЕ: О положении церковных дел в Челябинской и Ставропольской епархиях. ПОСТАНОВИЛИ: 1. Преосвященного Иова, митрополита Челябинского и Златоустовского, почислить на покой по состоянию здоровья, выразив ему сердечную благодарность за многолетние архипастырские труды. Местом пребывания Преосвященного Иова определить г. Москву. 2. Преосвященным Челябинским и Златоустовским быть Преосвященному Феофану, архиепископу Ставропольскому и Владикавказскому.

http://patriarchia.ru/ua/db/text/1434632...

Архив Сретенская духовная семинария Сретенская духовная семинария: Информация для абитуриентов Последнее обновление: 17 июня 2008 года Сретенская духовная семинария объявляет набор учащихся на 2008/2009 учебный год. Сретенская семинария – высшее учебное заведение Московского Патриархата, готовящее священнослужителей Русской Православной Церкви. Семинария располагается на территории московского Сретенского монастыря . Срок обучения – 5 лет. В семинарии изучается более 30 различных дисциплин. Среди них: Священное Писание Нового и Ветхого Заветов, патрология, литургика, общецерковная история, история Русской Церкви, церковное искусство, история философии, древние и новые языки и другие предметы, рекомендованные Учебным комитетом Русской Православной Церкви для духовных семинарий. Помимо этих дисциплин в семинарии читается курс всемирной истории (история Древнего Востока, античная история, история Средних веков, новая и новейшая история), история русской литературы, зарубежная литература. По окончании семинарии выпускники получают диплом об окончании семинарии и могут продолжить обучение в духовной академии. Ректор семинарии – наместник Сретенского монастыря, действительный член РАЕН, архимандрит Тихон (Шевкунов). Лекционные курсы ведут преподаватели из Московской духовной академии, Московского государственного университета, Государственной академии славянской культуры, а также столичное духовенство. Среди них: действительный член РАЕН, доктор философских наук, заслуженный профессор Г. Г. Майоров; доктор исторических наук, профессор О. Ю. Васильева ; кандидат богословия, профессор   протоиерей Максим Козлов ; кандидат культурологии, профессор А. Н. Ужанков ; кандидат богословия,  профессор А. К. Светозарский ; кандидат исторических наук, доцент Н. Н. Трухина , кандидат филологических наук, доцент Л. И. Маршева и другие. Периодически в семинарии читают лекции профессора зарубежных духовных учебных заведений. В минувшие учебные годы лекции были прочитаны известными патрологами епископом Афанасием (Евтичем) (Сербия) и Эндрю Лаутом (Великобритания). Полный список преподавателей семинарии смотрите ниже.

http://pravoslavie.ru/sm/000101214232.ht...

В рамках Рождественских образовательных чтений митрополит Волоколамский Иларион встретился с представителями духовных школ Русской Православной Церкви 29 января 2019 г. 10:17 28 января 2019 года председатель Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата, ректор Общецерковной аспирантуры и докторантуры имени равноапостольных Кирилла и Мефодия митрополит Волоколамский Иларион встретился с представителями администраций духовных учебных заведений Русской Православной Церкви. На встрече, которая прошла в конференц-зале Синодальной библиотеки имени Святейшего Патриарха Алексия II , также присутствовали митрополит Барнаульский и Алтайский Сергий , председатель Учебного комитета Русской Православной Церкви протоиерей Максим Козлов , его заместители протоиерей Михаил Вахрушев и протоиерей Валентин Васечко. Обращаясь к присутствующим, митрополит Иларион, в частности, рассказал о работе ОЦАД, а также о деятельности Научно-образовательной теологической ассоциации. Общецерковная аспирантура и докторантура имени святых Кирилла и Мефодия — высшее учебное заведение Русской Православной Церкви, созданное по инициативе Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла на первом заседании Священного Синода после его возведения на Патриарший престол. Председатель ОВЦС отметил: «Предыстория это учебного заведения связана с Отделом внешних церковных связей Московского Патриархата, при котором действовала аспирантура Московской духовной академии . И когда руководство Отделом внешних церковных связей было передано мне, одновременно мне было передано и руководство аспирантурой. Однако Святейший Патриарх Кирилл предложил сделать ее отдельным учебным заведением, причем не на базе какой-либо из существующих духовных академий, и придать ей соответствующий статус». В настоящее время Общецерковная аспирантура располагается на Черниговском Патриаршем подворье на Пятницкой улице. Владыка сообщил, что на базе ОЦАД осуществляется несколько программ: «То есть она дает несколько уровней образования. Наша основная программа — аспирантская, направленная на написание диссертаций на степень кандидата богословских наук. Кроме того, у нас есть докторантура, которая позволяет готовить и защищать диссертации на степень доктора богословия или доктора церковной истории. На базе Общецерковной аспирантуры действует Общецерковный докторский диссертационный совет, который я возглавляю, и в нем защищаются докторские диссертации, которые признаются Церковью».

http://patriarchia.ru/db/text/5362337.ht...

Закрыть itemscope itemtype="" > Важен каждый человек 19.10.2020 502 Время на чтение 10 минут Самым важным и неожиданным событием этого года в жизни епархии стало назначение на Саратовскую кафедру нового архиерея. Им стал митрополит Игнатий (Депутатов), возглавлявший до этого Вологодскую митрополию. Мы поговорили с владыкой о его жизненном пути и об отношении к различным вопросам современной церковной жизни. —Владыка, позвольте попросить Вас немного рассказать о себе: из какой Вы семьи, кто Ваши родители, где Вы учились? —Родился я в 1977 году в Подмосковье, в семье сельского священника. После окончания школы поступил в Рязанское духовное училище, затем — в Самарскую духовную семинарию, на третий курс. После семинарии поступил в Санкт-Петербургскую духовную академию, окончил ее в 2002 году и был направлен Учебным комитетом в Рязанскую епархию для преподавательской деятельности. Там я принял и монашеский постриг, и священный сан из рук ныне покойного митрополита Рязанского и Касимовского Симона. В Рязани я прослужил около девяти лет: преподавал в семинарии и служил в возрожденном Спасо-Преображенском мужском монастыре — я стал первым игуменом этой обители после ее открытия. В 2011 году меня избрали епископом Шахтинским и Миллеровским, Шахтинская епархия — это территория Ростовской области. А в 2014 году, когда была образована Вологодская митрополия, меня перевели на Вологодскую кафедру, где я и нес служение чуть больше шести лет. В семье нас было четверо детей, и все мои братья тоже стали священниками. —Это такое мощное влияние отца или какие-то были другие причины? —С одной стороны, влияние отца, а с другой — моя мама тоже из священнической династии. Ее предки были священнослужителями на Дону, в Ростовской области. Корни этой династии уходят глубоко в XIX век, это две священнические семьи — Кузьминых и Коробейниковых. Я не так давно занимался изучением этого вопроса, даже нашел фотографию этой большой семьи конца позапрошлого века. Прадеда моего расстреляли в 1937 году в Ростовской области. Его арестовали прямо во время молебна, на глазах у жены и детей. Долгое время семья не знала, что с ним, где он, и только в 2000 году стало известно, что он был расстрелян. Мой дедушка рассказывал, как, уже будучи священником, он получал документы отца, и у него от волнения тряслись руки… Я нашел дело прадеда, читал его — там есть допрос так называемой «тройки» НКВД, приговор. Видно, что дело сфабриковано, что неграмотные люди его писали и что показания подписаны не им. Ужасное было время…

http://ruskline.ru/opp/2020/10/19/vazhen...

Их цель — регламентация процесса духовного образования с учетом тех реалий, которые сложились в нашем мире, государстве и обществе на протяжении последних десятилетий. Поскольку духовные учебные заведения в первую очередь нацелены на подготовку хорошо образованных пастырей, способных нести священническое служения в условиях быстроизменяющегося мира, ставящего перед сознанием православного человека новые острые вопросы, то можно сказать, что эти постановления имеют важнейшее значения для жизни всей Русской Церкви. — Означает ли это, что образовательный процесс в духовных учебных заведениях до этого не был регламентирован? — Нет конечно. Регламентация была и довольно серьезная. Однако, не секрет, что наши духовные семинарии и академии являются преемниками традиций и форм обучения дореволюционных духовных школ, а также семинарий и академий более позднего периода XX века, сумевших в условиях жесточайшего идеологического прессинга сохранить дух и традиции русского богословия. В советские времена в Русской Православной Церкви было 3 семинарии и 2 академии, сейчас их число выросло многократно. Мы имеем 37 семинарий и 5 академий. При этом следует отметить, что семинарии находятся в разных регионах, большинство из них не имеет еще достаточного опыта организации учебного процесса, поскольку их становление начиналось в буквальном смысле «с нуля». Концепция и образовательные стандарты дают этим учебным заведениям возможность выстроить процесс воспитания и образования в соответствии с общими требованиями, упорядочивающими деятельность духовных школ. Жизнь не стоит на месте. Поэтому Церковь сообразуется с изменяющимися условиями своей деятельности, в том числе и в области образования. Полезно будет вспомнить, что Архиерейские соборы 1989 и 1994 гг. приняли решения о реформировании системы духовного образования. В частности говорилось о повышении статуса семинарий, ставших высшими духовными учебными заведениями. В соответствии с этими соборными определениями в последние годы Учебный комитет Русской Православной Церкви активно осуществлял процесс реформирования духовных учебных заведений. В результате накопился достаточно большой опыт, требующий осмысления и структуризации, что и было осуществлено при составлении принятых Священным Синодом документов.

http://patriarchia.ru/ua/db/text/1205561...

Опыт переложения на русский язык священных книг Ветхого Завета проф. П.А. Юнгерова (с греческого текста LXX). Одобрено Учебным комитетом при Священном Синоде как пособие по библеистике для духовных учебных заведений Русской Православной церкви. Издательский совет русской православной церкви. Москва 2006 По благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II. Аннотация О церковном и научном значении переводов П.А. Юнгерова Книга пророка Исаии Введение Глава 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 51 52 53 54 55 56 57 58 59 60 61 62 63 64 65 66     Аннотация Настоящей книгой начинается переиздание пророческих и учительных книг Ветхого Завета в переводе, выполненном известным библеистом профессором Казанской духовной академии П.А. Юнгеровым (1856–1921). Русскому читателю предлагается библейский текст, усвоенный православным святоотеческим и литургическим преданием. Перевод сделан не с еврейского текста (масоретской редакции), положенного в основу русского синодального перевода, а с греческого языка древнейшего перевода «семидесяти толковников» (Септуагинта, LXX), с учетом церковнославянской Библии . Русский перевод сопровождается церковнославянским – так, как это было задумано П.А. Юнгеровым , но не было осуществлено при дореволюционной публикации из-за технических трудностей. Многочисленные примечания помогают уяснить разницу между греческим и церковнославянским текстами. Книга, впервые переиздаваемая после революции, станет настольным пособием не только для преподавателей, студентов и переводчиков, но и для всех христиан, внимательно изучающих Священное Писание . Остальные тома переводов П.А. Юнгерова (малые пророки и учительные книги, а также книга Бытия) будут выпущены в ближайшее время. О церковном и научном значении переводов П.А. Юнгерова Павел Александрович Юнгеров (1856–1921) принадлежал к плеяде замечательных русских ученых XIX–XX веков, выпускников русских духовных академий. Отец П.А. Юнгерова был выдающимся священником-пастырем, и глубокую и искреннюю любовь к Православию и православному богослужению его сын сохранил в неизменности до конца дней. Этой же любовью диктовалась и подготовка ученым ряда фундаментальных трудов по библеистике 1 .

http://azbyka.ru/otechnik/Pavel_Yungerov...

Подготовленный Издательским Советом и Учебным комитетом Русской Православной Церкви сборник «Православное учение о церковной иерархии: Антология святоотеческих текстов» — актуальное издание, необходимость в котором давно назрела. Следует сразу оговориться: выход в свет данного небольшого корпуса святоотеческих текстов на тему соборности Церкви и послушания Священноначалию — это проявление пастырской заботы о тех, кто зачастую, движимый «благими намерениями», вступает на опасную дорогу раскола. Христианская традиция понимает иерархию как богоустановленный порядок жизни человеческого общества, в соответствии с этим и церковная иерархия приобретает значение важнейшего фактора жизни Церкви, которым определяется и авторитет иерархии. Однако сегодня наше общество переживает кризис авторитета. Среди людей не только светских, но и считающих себя церковными часто господствует ложное понимание авторитета, который воспринимается многими всего лишь как неотъемлемый атрибут личной власти. В то же самое время правильное, подлинно церковное отношение к авторитету иерархии является залогом гармонии и стабильности Церкви. Две крайности — абсолютизация авторитета и его отсутствие, — чаще всего и приводят к расколу, а причина обоих зол — явная или скрытая гордость. Борцы со всякого рода несправедливостью, которая является принадлежностью нашего падшего, лежащего во зле мира, забывают, что обостренное, гипертрофированное чувство справедливости — чаще всего признак гордыни. Святитель Иоанн Златоуст, прибегая к образному сравнению, показывает, что смирение, пусть даже сопряженное с грехом, лучше праведности, которую обуяла гордость: «Чтобы знать тебе, какое благо не воображать о себе ничего великого, начертай словом две колесницы. Впряги в одну праведность и высокоумие, а в другую грех со смиренномудрием и увидишь, что колесница греха опередит праведность не по собственной силе, но по крепости сопряженного с ним смиренномудрия; а первая колесница останется позади не по немощи праведности, но по тяжести и дебелости высокоумия» 1 . Константинопольскому святителю вторит египетский отшельник, преподобный авва Исаия: «Надеющийся на свою праведность и воли своей держащийся не может ни избежать козней диавольских, ни покой найти, ни увидеть, чего в нем недостает» 2 .

http://patriarchia.ru/db/text/2678474.ht...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010