«Книга восьмая Апостольских Уставов, по мнению Дрея, представляет произведение во всех отношениях отличное от первых семи книг». – Мнение совершенно верное. К ней только вполне приложимо наименование: Διατγαι – уставы, перенесенное неудачно компилятором восьмикнижия и на первые семь книг, тогда как для них самым характерным заглавием служит: διδαχ или διδασκαλα– учение, наставление: ибо они сплошь представляют поучение, назидание, убеждение, разъяснение и доказательства необходимости христианину вести жизнь свою так-то и так-то, любить и прославлять Бога, относиться к церкви, ее иерархии и сочленам христианского общества и вне церкви стоящим – неверным и еретикам так-то и так-то. Книга восьмая, наоборот, ничему не поучает, ничего не разъясняет и не доказывает, а только предписывает, категорически требует действовать так-то и так-то, и при том почти исключительно имея в виду епископа и клир. Для мирян в ней весьма немного предписаний, и это опять-таки предписания, а не поучение. Дрей был точно также прав, утверждая, что важнейшая составная часть ее «чин литургии» представляет черты глубокой древности, что первая часть литургии – чтение Свящ. Писания и проповедь за ним следовавшая и имевшая его предметом – есть та самая, которая излагается во II книге, и которая совершалась действительно уже при Тертуллиане и Иустине. Отделение литургии верных от литургии оглашенных, особенные молитвы за этих последних, точно также как за одержимых злыми духами и кающихся, вполне соответствуют дисциплинарным установлениям, какие существовали уже к концу II-ro века во всей церкви; тоже самое должно сказать о молитвах за верную общину, также точно и об обряде целования мира». Дрей был прав, когда утверждал, что «встречаются не только определенные чины литургии еще от II-ro века, но есть и свидетельства, из которых видно, что в средине и ранее III-ro века существовали уже литургические книги или служебники (Pontificalbücher). Сведения о существовавших чинах и обрядах при литургии находятся, кроме представляемых Иустином, хотя и разрозненно, в сочинениях Тертуллиана , Климента Александрийского , Киприана и Оригена ; у последнего (Contra Cels.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Zaozer...

Отдел В Уставы и месяцесловы в них Без сомнения с древнейших времен существовали в церквах определенные правила, как совершать службы дневные и в разные праздники, когда и как править память великих святых, существовали уставы сначала краткие и в разных церквах отличавшиеся один от другого, с течением времени изменявшиеся в одной и той же церкви; были разные уставы в патриархиях и разных обителях, сначала более в практике, чем в письмени хранившиеся. Общий тип богослужения повседневного и праздничного установился рано в церквах востока, не позднее 4 и 5 веков. Но главное содержание уставов – точнейшее определение разных богослужебных действий по различию времен (посты, пятьдесятница и т. п. – содержание триоди) и лиц празднуемых (синаксарь) стало раскрываться в последующее время и до XI-XII веков изменяемость в уставах была очень велика, ибо до сего времени самые службы во славу Господа I. Христа, Пречистой Его Матери и святых, как увидим ниже, во многом изменялись; одни песнопения заменялись другими, дни праздования святым, самые памяти святых установлялись в разных местах и даже в одних и тех же местах, но в разные времена, различно; открывались новые празднества по случаю открытия и перенесения мощей, проявления новых святых, по случаю поражения еретиков на соборах, отражения внешних врагов и т. п. В уставах можно различать две главные части: 1 Богослужебную и 2 дисциплинарную или о поведении и образе жизни иноков. Вторая содержится в уставах иноческих, в уставах основанных знаменитыми подвижниками или создателями (ктиторами) монастырей, царями, патриархами и более или менее славными и достаточными лицами. Ктиторскими в обширном смысле называются и монастыри, основанные подвижниками 147 . Эта часть уставов не входит в пределы нашего исследования. В последнее время явились в русской литературе замечательные труды и даже открытия в отношении в этой части. Таковы киновиальные правила пр. Саввы освященного, врученные им пред кончиною его (539) преемнику его игумену Мелиту. Они открыты в Синайской рукописи проф. А. Дмитриевским и изданы в Трудах Киевской Академии в 1890 году и в Описании литургических рукописей Т. 1. 1895 г. Другой замечательный труд в этом роде принадлежит преосвященному епископу Феофану; это изданные им в 1892 г. Древние иноческие уставы пр. Пахомия великого , св. Василия Великого , пр. Иоанна Кассиана и пр. Вепедикта. В книге Дмитриевского: Описание литургических рукописей Т. I есть уставы с правилами монашеской жизни; из них вполне издан устав Евергетидского монастыря. Много в предисловии говорится о порядках в пантократорском константинопольском монастыре. Студийский устав в редакции патриарха Алевсия описан полно в Истории русской церкви Голубинского (Т. I вторая половина).

http://azbyka.ru/otechnik/Sergij_Spasski...

Закрыть itemscope itemtype="" > Запах ладана и хвои 29.12.2005 358 До Рождества еще целых десять дней. Но поскольку " НВ " выходит в этом году последний раз, не лишним будет напомнить, как встречают этот праздник. Печальное несоответствие между церковным и светским календарем вновь создает проблемы для тех, кто намерен прийти к светлому празднику достойно. В старой России Новый год завершал праздничную череду, в новой - начинает. Увы, для многих пост нарушается, прерывается благоговейное ожидание рождественской радости. Однако, как ни удивительно, год от года на литургии утром 1 января число причастников все возрастает. Если вспомнить, что подходить к Святым Дарам следует после нескольких дней строгого поста, факт этот говорит о том, что многие люди предпочитают выполнение христианского долга пьяному застолью. Впрочем, в этом году получилось некоторое послабление - 1 января приходится на воскресенье. Это значит, что пост, весьма строгий в предрождественские дни, в этот день несколько смягчается. Во всяком случае, разрешается употребление рыбы. А это значит, что, не нарушая церковных уставов, можно сесть в Новый год за праздничный стол, выпить шампанского, закусить икрой, балыком, съесть постный рыбный пирог. Только к литургии в таком случае 1 января лучше не ходить. Тем более что для этого еще будет время - вплоть до сочельника, 6 января (н. с.). В сочельник служится более долгая и торжественная литургия Василия Великого, а вечером, обычно в шесть часов, начинается праздничное всенощное бдение. По традиции в сочельник следует поститься " до первой звезды " , то есть до темноты. На деле православные садятся за стол, вернувшись с вечерней службы. При этом не надо набивать желудок скоромным - разговение происходит на следующий день, после праздничной литургии. Традиционная пища сочельника - сочиво, пшеничная каша с изюмом, медом и орехами. Но можно и просто перекусить чем-нибудь постным. Самая главная служба Рождества - литургия 7 января. Все духовенство в белых облачениях, запах ладана упоительно смешивается с запахом хвои от стоящих там нарядных елок.

http://ruskline.ru/monitoring_smi/2005/1...

Беседа в четвертую неделю Великого Поста (о церковных заповедях) Аще (брат твой) и Церковь преслушает, буди тебе якоже язычник и мытарь. ( Мф. 18:17 ). Церковь Святая, отродившая нас Св. крещением для жизни, сообразной с волей Божией, просвещая нас светом Евангельского учения и освещая таинствами нового Завета Божия, руководствует нас, при посредстве своих Пастырей и строителей тайн Божиих, к вечному нашему назначению, к наследию царствия небесного. Но врач не в состоянии исцелить больного, наставник не может ничему научить ученика, руководитель не доведет слепца к желанной цели: если больной не станет слушаться врача, ученик не будет внимать своему учителю, а слепец не предастся руководству своего водителя. Подобно сему, все попечения о нас Св. Церкви останутся для нас тщетными, и не доведут нас к вожделенной цели бытия нашего на земле – к вечному блаженству, если мы не будем внимательны и верны учению Св. Церкви, не станем повиноваться благодетельным для нас ее установлениям, будем уклоняться от исполнения ее заповедей. Чего Святая Церковь от нас требует, сие, вообще, можно узнать из Св. Писания, из правил Св. Апостолов, святых Вселенских и Поместных Соборов и святых отцов, также из церковных Уставов. Но Св. Церковь от каждого Христианина преимущественно требует исполнения священных постановлений своих, изложенных в так именуемых Церковных заповедях. Итак, Церковь , во-первых, повелевает нам, своим детям, во все воскресные и праздничные дни приходить в храмы Божии, слушать утреню, литургию, вечерню и поучения, молиться Богу с сокрушением и умилением сердца, и исполнять церковные уставы, относящиеся к открытому и общественному Богопочтению. Сколь спасительно это учреждение видно из того, что постоянным участием в Богослужении Св. Церкви Христианин, утверждаясь в ее учении, не подвергается опасности уклониться на распутья ересей и расколов; что посредством общественного Богослужения – распространяется и укрепляется взаимная между Христианами любовь: потому что, собираясь для самой возвышенной на земле цели в одних и тех же местах, и, не смотря на различие состояний, участвуя в одних и тех же таинствах, Христиане опытно убеждаются, что все они суть дети одного Отца небесного, призванные для достижения одного и того же назначения, – т.

http://azbyka.ru/otechnik/Anatolij_Marty...

В. Колокольцев Утром, 8 июля настоящего года, после тяжелой и продолжительной болезни скончался заслуженный ординарный профессор Александр Федорович Гусев. В лице почившего Казанская Академия потеряла одного из видных и талантливых работников в области богословия. Его имя было известно не только духовной школе, но и обществу, потому что А. Ф. не был кабинетным богословом, а писателем, внимательно следящим за течением современной ему общественной жизни. Долго болел А. Ф., но никто не ожидал скорой развязки: все думали, что покойный „переутомился“, надеялись на летний каникулярный отдых, да и самому А. Ф. не хотелось умирать в глухую академическую пору, когда в академии не осталось ни одного студента, большинство сослуживцев тоже уехало из Казани. Благодаря последнему обстоятельству отпевание не могло состояться в академической церкви, а происходило в приходской во имя Грузинской Божией Матери. Заупокойную литургию совершал Преосвященнейший Хрисант, Епископ Чебоксарский, второй викарий Казанской епархии, в сослужении протоиереев: ординарного профессора академии Е. А. Малова, ректора семинарии А. Ф. Зеленецкого, инспектора академии Н. П. Виноградова , настоятеля Грузинской церкви В. В. Приклонского, священников: М. К. Источникова и о. Четаева – духовника усопшего. Вместо запричастного стиха э.-ординарный профессор академии священник А. И. Дружинин произнес слово, в котором охарактеризовал нравственно-духовные качества почившего, как профессора и как человека вообще. Блажени мертвии, умирающии о Господе. Ей, глаголет Дух, да почиют от трудов своих ( Апок.14:13 ). Великое таинство смерти еще раз совершилось пред нами, возлюбленные братия и сестры. Смерть снова лишила нас одного из ярких светильников высшей богословской науки. На веки замолкли уста, еще так недавно поражавши всех нас силою красноречивого, убежденного, мудрого слова; неподвижна рука, без устали трудившаяся во славу Божию и во благо Святой церкви Великую, невознаградимую утрату понесла в лице почившего собрата и учителя нашего и академическая семья нашего города, потерявшая в нем крупную научную силу, и православная богословская наука, лишившаяся в лице его видного деятеля, давно уже пользующегося вполне заслуженною известностью среди весьма обширного круга читателей, и православная церковь , имевшая в нем горячего, убежденного и могучего защитника, до конца дней своих мужественно боровшегося против врагов Ее учения, Ее уставов и учреждений

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Guse...

Введение На северо-востоке Руси конец XIV – XV и XVI века были временем расцвета монастырского строительства. Учениками и духовными друзьями преподобного Сергия Радонежского основано до 40 монастырей, из них вышли основатели еще около 50-ти монастырей, так что духовное потомство великого радонежского подвижника распространилось по всей Северо-Восточной Руси. Имена основателей монастырей и подвижников уже в конце XVI – начале XVII веков встречаем в русском месяцеслове. Внутренняя жизнь каждого монастыря регламентировалась определенными правилами, в основе которых лежал церковный устав, соединявший в себе два больших отдела: литургический и дисциплинарный. Он дает решения по вопросам церковной службы, монашеской жизни и общехристианского поведения. По классификации Ф. Лилиенфельд необходимо различать следующие типиконы: 1) богослужебный, 2) дисциплинарный, 3) монастырский – типикон в собственном смысле 1 . Третий вид типикона также содержит указания богослужебного или дисциплинарного характера, но лишь для монахов данного монастыря и только 2 . Монастырский устав давался основателем, первым игуменом монастыря. В настоящее время известны всего несколько монастырских уставов XV-XVI веков 3 . Согласно сложившемуся обычаю основатели монастырей передавали свой «закон» в духовном завещании, но чаще устно. Устно был передан устав монастырской жизни и преподобным Кириллом Белозерским. В духовной же грамоте он дает благословение всем, кого оставляет в этом мире, назначает преемником своим священноинока Иннокентия, а также излагает просьбу к белозерскому князю Андрею Дмитриевичу: 1) сохранить в неприкосновенности все пожалования монастырю, 2) надзирать за тем, чтобы его устав в монастыре не нарушался «...а техъ бы еси, господине, зчюнул крепко, кто по моему житьицю не ходитъ, а игумена не иметь слушати. И ты, господине, техъ вели изъ монастыря выслати» 4 . Впоследствии, в 1462 году, Пахомий Серб, при составлении Жития преподобного Кирилла, изложил устав в пересказе его учеников 5 . В этом уставе можно выделить три основных темы.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Глава III. Отдельные молитвы, относящиеся к исповеди I. Молитвы о кающихся. II. Молитвы о исповедающихся. III. Молитвы, разрешительные от епитимии, клятвы и всякого греха. IV. Молитвы, разрешительные от внешнего осквернения. V. Постные молитвы и отношение их в исповеди. VI. Общие и специальные молитвы, разрешительные по смерти вообще. VII. Грамоты разрешительные по смерти. VIII. Молитвы – разрешительные для умерших под отлучением. IX. Покаянные молитвы субъективного характера. Сверх целых уставов, так или иначе соприкасающихся с понятием исповеди и обследованных нами в предыдущей главе, – и в печатных литургических книгах, и тем более в литургико-канонических рукописях – имеется весьма обширный цикл отдельных молитв, которая или непосредственно относятся к исповеди, или известною стороною соприкасаются с нею. Историко-критическому обозрению этих молитв мы и посвящаем настоящую главу. Количество таких молитв по нашим разысканиям весьма обширно, при этом значительная доля их, с тем или другим значением, имела место в старинных исповедных уставах. По их внутреннему характеру, они распадаются на два типа, это: молитвы в известной мере с объективным характером, как долженствующие совершаться священнослужителем для другого лица, и всецело субъективный, как читаемый совершителем для самого же себя. Что касается до назначения подобных молитв, то в этом отношении он подразделяются на долгий ряд категорий, исчисленных нами в перечне содержания настоящей главы. Применительно к этому последнему делению мы и имеем далее их рассматривать, – рассматривать, – насколько они известны нам по рукописям. I. Молитвы о кающихся. а) Εχ π μετανοοτων (Молитва о кающихся). Под таким надписанием в Евхологиях, а равно и в славяно-русских Служебниках и Требниках отдельно помещалась уже известная нам молитва «Господи Боже наше, иже пророком своим Нафаном покаявшуся Давиду о своих прегрешениях...» и пр. По происхождению – эта молитва относится, несомненно, к глубочайшей христианской древности. За это говорят – простота ее конструкции, влияние ее на текст других молитв, составлявшихся позднее, обязательное присутствие почти во всех уставах и чинопоследованиях исповеди 421 и, наконец, присутствие ее во всех древнейших Евхологиях 422 . На основании всех подобных данных, ее происхождение с полным правом можно отнести ко времени до VI в. Очевидно, она служит свидетелем практики древней Восточной церкви вообще, в деле совершения ею исповеди. Только при таком понимании времени происхождения этой молитвы и можно объяснить, почему, не смотря на существование особых чинов исповеди, она продолжала и продолжает в настоящее время изолированно от устава исповеди помещаться в Требнике – и в Греции 423 , и у нас 424 . Если бы она была составлена по появлении устава исповеди Иоанна Постника , то ее не было бы никакой нужды выделять из этого устава и помещать особо в Евхологии.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Alma...

Журналы заседания Священного Синода Украинской Православной Церкви от 20 июля 2016 года 20 июля, 2016. Новостная служба 20 июля 2016 года на территории Свято-Успенской Киево-Печерской Лавры состоялось очередное заседание Священного Синода Украинской Православной Церкви. ЖУРНАЛ 24 В заседании Священного Синода Украинской Православной Церкви под председательством Блаженнейшего Митрополита Киевского и всея Украины Онуфрия – СЛУШАЛИ: Информацию Блаженнейшего Митрополита Киевского и всея Украины Онуфрия о Всеукраинском крестном ходе – ходе мира, любви и молитвы за Украину, который проходит с 3 по 27 июля 2016 года. Справка: По благословению Предстоятеля Украинской Православной Церкви Блаженнейшего Митрополита Киевского и всея Украины Онуфрия, с 3 июля из Свято-Успенской Святогорской Лавры на востоке Украины и с 9 июля из Свято-Успенской Почаевской Лавры на западе Украины начался многотысячный Всеукраинский крестный ход с молитвой за Украину. Крестные ходы, которые сопровождают одни из самых уважаемых чудотворных икон Божией Матери – «Почаевская» и «Святогорская», проходят по территории Донецкой, Харьковской, Полтавской, Черкасской, Тернопольской, Ровенской, Хмельницкой, Житомирской и Киевской областей. 27 июля в канун празднования дня Крещения Киевской Руси и памяти святого равноапостольного князя Владимира крестные ходы встретятся в г. Киеве на Владимирской горке, откуда, после традиционного ежегодного молебна, вместе отправятся в Свято-Успенскую Киево-Печерскую Лавру, где будут совершены торжественные богослужения. 28 июля на площади перед Успенским собором Киево-Печерской Лавры состоится торжественная Божественная литургия. ПОСТАНОВИЛИ: ЖУРНАЛ 25 В заседании Священного Синода Украинской Православной Церкви под председательством Блаженнейшего Митрополита Киевского и всея Украины Онуфрия – СЛУШАЛИ: Информацию Блаженнейшего Митрополита Киевского и всея Украины Онуфрия о ситуации, сложившейся в связи с нерегистрацией Министерством культуры Украины уставов религиозных организаций Украинской Православной Церкви.

http://pravmir.ru/zhurnalyi-zasedaniya-s...

Ни одно решение не было принято за последние годы по указанию светской власти 27 июля. ПРАВМИР. 26 июля 2015 года Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл освятил храм святого равноапостольного князя Владимира в Московском епархиальном доме и совершил Божественную литургию в новоосвященном храме. По окончании богослужения Предстоятель Русской Церкви обратился к верующим с проповедью Ваши Высокопреосвященства и Преосвященства! Уважаемый Александр Дмитриевич, полномочный представитель Президента в Центральном федеральном округе! Ваше Высокопреподобие, отец Владимир, ректор Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета! Дорогие отцы, высокие представители общественности, благодетели, преподаватели, профессора, студенты — всех вас сердечно поздравляю с действительно историческим событием. Дело не только в том, что в городе Москве возрожден к жизни еще один замечательный храм, причем посвященный князю Владимиру, — в год 1000-летия со дня его преставления. И не только в том, что приведено в порядок и благоустроено историческое здание, которое некогда было украшением Москвы и несомненно явится украшением и современной нашей столицы, — но еще и в том, что в сегодняшнем событии действительно соединяются многие смыслы. Тот факт, что именно здесь проходило большинство заседаний Поместного Собора 1917-1918 гг., — это не просто часть истории. Такие события всегда создают особую духовную атмосферу. И как замечательно, что именно в этом здании Господь сподобил разместить основные помещения Свято-Тихоновского православного гуманитарного университета! Собор 1917-1918 годов стал особым событием в истории нашей Церкви, — прежде всего потому, что Собор начертал новые контуры, предложил некое новое видение отношений Церкви с миром. Этим новым отношениям, в основу которых была положена миссия, следовало обеспечить внутрицерковную поддержку. Нужно было изменить структуру управления Церковью — именно Поместный Собор в 1918 году учредил так называемые митрополичьи округа, с тем чтобы увеличить количество епархий и сделать более эффективной работу Церкви на местах. Собор также восхотел, чтобы интеллектуальный потенциал мирян, которые уже тогда играли в Церкви важную роль, был востребован, в том числе, на уровне общецерковного руководства, — и был создан Высший Церковный Совет. Постановления Собора, в том числе касающиеся приходской жизни, вплоть до проектов приходских уставов, — всего не перечислить, — были направлены не на реформирование Церкви в угоду тогдашним философским, мировоззренческим и политическим веяниям, но в первую очередь на то, чтобы Церковь сумела новым языком, посредством новых сил обратиться к людям. Именно в этом заключалась главная цель — чтобы вера обновилась и вместе с тем укрепилась в культуре нашего народа, в его повседневных деяниях.

http://pravmir.ru/patriarh-kirill-tserko...

Православие и неправославие Чтобы иметь возможность всем и каждому ясно различать свое вероисповедание от других, для сего предлагается краткий очерк православия и неправославия. А. Православие Господь наш Иисус Христос, в продолжение последних трех с половиною лет Своей земной жизни – от крещения до вознесения, – проповедывал Свое правое, Божественное учение устно, письмени же Сам Он ничего не предал... Св. Апостолы Его, от сошествия на них Св. Духа до конца дней своих, все также проповедывали слово Христово устно, и большая часть их не предали письмени ничего. Между тем, многие из первоначальных последователей Христовых начали было чинити и письменные повести о известных тогда вещах относительно дел и учения Господа Иисуса Христа. Но сами же св. Апостолы и ближайшие преемники их – церковные епископы, исследовав все эти первоначальные писания испытно, в канон Свящ. Богодухновенных книг Нового Завета приняли только следующие: четыре канонические Евангелия, книгу Деяний Апостольских, семь Соборных посланий Апостолов – Иакова, Петра, Иоанна и Иуды, четырнадцать посланий Апостола Павла и Апокалипсис Иоанна Богослова. Сверх сего, Господь и Апостолы Его приняли и предали церкви Христовой книги Ветхого Завета. Все эти свящ. книги, как Ветхого, так и Нового Завета, в своей совокупности, составляют Св. Библию . Сию Св. Библию наша православная всероссийская Церковь приняла от древле-вселенской православной Церкви греко-восточной, вместе с крещением русского народа, и хранит ее до днесь неизменно, избегая всяких лукавых мудрований относительно сего первого источника нашей правой веры. Совокупность всего того, что проповедали Господь Иисус Христос и Его св. Апостолы, но что не записано в книгах Нового Завета, то есть – совокупность уставов относительно христианского священнодействия, таинств, обрядов, правил, относительно церковного благоустроения и вообще всех священноисторических событий, составляет сокровищницу свящ. Предания Церкви Христовой и Апостольской. Это предание, все в совокупности, хранится в писаниях мужей Апостольских и других древних отцов и учителей Церковных – в несомненно Апостольских Литургиях и других чинопоследованиях совершения таинств, – в несомненно Апостольских символах и канонических правилах, – в разных уставах, касающихся времен и обрядов Богослужения, постов, праздников и т.п., ведущих свое начало несомненно от самих святых Апостолов. Всю эту сокровищницу древнего Апостольского предания наша православная всероссийская церковь как приняла от православной греко-восточной церкви, так и хранит до ныне неизменно.

http://azbyka.ru/otechnik/Iustin_Polyans...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010