14. Высшим органом управления Белорусской Православной Церкви является Синод Белорусской Православной Церкви (Белорусского Экзархата Московского Патриархата), далее по тексту – «Синод Белорусского Экзархата», возглавляемый Патриаршим Экзархом всея Беларуси и состоящий из архиереев, управляющих православными епархиями, расположенными на территории Республики Беларусь. 15. В пределах Белорусской Православной Церкви высшая церковная законодательная, судебная и исполнительная власть принадлежит Синоду Белорусского Экзархата, действующему в границах, определяемых Каноническим Уставом Русской Православной Церкви и настоящим Уставом. 16. Порядок формирования Синода Белорусского Экзархата, осуществления его деятельности и принятия решений устанавливаются Каноническим Уставом Русской Православной Церкви и нормами канонического права Православной Церкви. 17. Синод Белорусского Экзархата: а) принимает Устав Белорусской Православной Церкви, уставы епархий, ставропигиальных монастырей, вносит в них изменения и дополнения в соответствии с Каноническим Уставом Русской Православной Церкви; б) принимает решения об учреждении ставропигиальных монастырей; в) избирает епархиальных архиереев Белорусской Православной Церкви; г)решает важнейшие дела, относящиеся к внутренней и внешней деятельности Белорусской Православной Церкви, и обеспечивает ее единство; д) создает, реорганизует и ликвидирует канонические подразделения, подотчетные Синоду Белорусского Экзархата, а также предприятия, учреждения, организации; утверждает Положения (Уставы), регулирующие их деятельность; е) принимает «Положение о церковном суде Белорусской Православной Церкви»; ж) назначает ректоров духовных учебных заведений, настоятелей (настоятельниц) монастырей, находящихся в пределах канонической юрисдикции Белорусской Православной Церкви; з) устанавливает порядок владения, пользования и распоряжения имуществом Белорусской Православной Церкви с входящими в нее каноническими подразделениями, предприятиями, учреждениями и организациями; и) назначает членов ревизионной комиссии Белорусского Экзархата; к) решает вопросы межконфессиональных и межрелигиозных отношений на канонической территории Белорусской Православной Церкви; л) решает иные вопросы в соответствии с Каноническим Уставом Русской Православной Церкви и настоящим Уставом.

http://drevo-info.ru/articles/12535.html

- создавать коммерческие и некоммерческие организации; - участвовать в хозяйственных обществах; - учреждать собственные средства массой информации; - создавать на территории Российской Федерации и за рубежом свои филиалы и представительства. III . СТРУКТУРА И ОРГАНЫ УПРАВЛЕНИЯ СОВЕТОМ 3.1. Совет состоит из представителей епископата Русской Православной Церкви, представителей Синодальных учреждений, духовных образовательных учреждений, православных издательств, богословов и представителей православной общественности. Состав Совета утверждается Патриархом Московским и всея Руси и Священным Синодом по представлению Председателя Совета. Лица, входящие в состав Совета, являются членами Совета и образуют Общее собрание членов Совета. 3.2. Высшим органом управления Советом является Учредитель Совета в лице Священного Синода Русской Православной Церкви во главе с Патриархом Московским и всея Руси. Руководителем (единоличным руководящим органом) Совета является Председатель Совета, назначаемый Священным Синодом Русской Православной Церкви, получая о том указ Патриарха Московского и всея Руси. 3.3. Священный Синод Русской Православной Церкви во главе с Патриархом Московским и всея Руси: - утверждает структуру Совета; - назначает на должность (освобождает от должности) Председателя Совета; - выносит постановления по наиболее важным аспектам текущей деятельности Совета; - утверждает годовые планы и отчеты Совета; - принимает решение о ликвидации Совета; - решает иные вопросы, отнесенные к его компетенции настоящим Уставом и каноническим Уставом Русской Православной Церкви. 3.4. Общее собрание членов Совета является коллегиальным органом управления Совета. К компетенции Общего собрания членов Совета относится разработка приоритетных направлений и решение иных вопросов, касающихся развития и совершенствования издательской деятельности канонических подразделений Русской Православной Церкви, подлежащих утверждению Патриархом Московским и всея Руси и Священным Синодом. Заседания Общего собрания членов Совета проводятся Председателем Совета по согласованию с Патриархом Московским и всея Руси не реже одного раза в год. Кворум Общего собрания членов Совета составляет не менее ½ членов Общего собрания. Решения Общего собрания членов Совета принимаются большинством голосов присутствующих на заседании членов Общего собрания; при равенстве голосов решающим является голос Председателя Совета.

http://izdatsovet.ru/council/charter.php

Хочется верить, что у саратовских последователей ислама достанет традиционного миролюбия и мудрости для того, чтобы сохранить складывавшиеся веками добрососедские отношения с верующими других конфессий. Зная, как бережно мусульмане сохраняют свои традиции, и уважая их, православные в Саратовской области надеются, что и к нашим традициям представители мусульманских общин отнесутся с подобным же уважением и пониманием. Со своей стороны Саратовская епархия Русской Православной Церкви будет делать все, от нее зависящее, для сохранения мира, продолжения межрелигиозного диалога и доброго сотрудничества с Духовным управлением мусульман Поволжья. «Православие и современность. Информационно-аналитический портал Саратовской епархии» /Патриархия.ru за темою Митрополит Казанский Кирилл: «Понимать мусульман — наша насущная потребность» [Ihmepb " ю] У Астани глави Казахстанського митрополичого округу з верховним Казахстан Кирила з дня народження : та звернення] з питань культури та спорту взяла участь у майбутнього» в з ключовими словами Православ " я та   документи Обращение Синода Белорусской Православной Церкви в связи с продолжающимися действиями украинских властей, направленными против Украинской Православной Церкви Звернення Синоду Церкви у зв " язку з влади, спрямованими проти Церкви Звернення митрополичого округу до чернецтва й мирян щодо в Обращение Белорусской Православной Церкви в связи с обсуждением проекта изменений и дополнений в Конституцию Республики Беларусь Звернення Церкви до Заява Представництва Церкви при про питання становища Церкви в права Послання Синоду митрополичого округу пастирям дияконам, ченцям черницям та чадам у зв " язку з Про участь у Роз " яснення Синодального Церкви Церкви й Звернення Синоду Церкви до народу про припинення народного протистояння Заявление Предстоятеля Украинской Православной Церкви по миротворческому процессу на Украине   Календарь ← → Богослужебные указания 1 березня 2024 р. Предстоятель Церкви звершив в Успенському 16 2023 р. телезвернення Московського Кирила Актуально Перенесено проведення Собору Церкви Священний Синод констатував з Хризостомом 20 листопада на Священного Синоду Церкви були поминання Предстоятелем Церкви структури, що в Заява Церкви щодо в Документи Бюро друку Церкви розповсюдило заяву, в що Церквою, яку Сербський в Православна Церква на з митрополитом Вторгнення Константинопольського на Церкви в як Заява Священного Синоду Церкви у зв " язку з посяганням Константинопольського на Церкви Документи Заяву прийнято на Священного Синоду Церкви 15 жовтня 2018 року в Заява Священного Синоду Церкви у зв " язку з незаконним вторгненням Константинопольського на Церкви Документи Заяву прийнято на позачерговому Священного Синоду Церкви 14 вересня 2018 року.

http://patriarchia.ru/ua/db/text/1205619...

10 февраля 2011 16 декабря 2010 года президиум Межсоборного присутствия Русской Православной Церкви постановил после Архиерейского собора (2-4 февраля 2011 года) разослать в епархии Русской Православной Церкви для получения отзывов, а также опубликовать с целью проведения общественной дискуссии документ «Место Поместных и Архиерейских соборов в системе церковного управления». Проект подготовлен комиссией Присутствия по вопросам церковного управления и механизмов осуществления соборности в Церкви в качестве промежуточных предложений по рассматриваемой теме. На портале «Богослов.ru» и в официальном блоге Межсоборного присутствия всем желающим предоставляется возможность оставлять свои комментарии. 28-29 января в Москве под председательством Святейшего Патриарха Кирилла прошел первый пленум Межсоборного присутствия Русской Православной Церкви. Участники пленума внесли поправки и утвердили семь документов, подготовленных тематическими комиссиями Присутствия, для рассмотрения на Священном Синоде и Архиерейском Соборе. О работе пленума интернет-порталу «Татьянин День» рассказал главный редактор портала «Богослов.Ru» протоиерей Павел Великанов, член нескольких комиссий Присутствия. 16 декабря 2010 16 декабря 2010 года президиум Межсоборного присутствия Русской Православной Церкви постановил принять в первом чтении проект документа «Общественная деятельность православных христиан», направить его на отзыв в епархии Русской Православной Церкви и опубликовать с целью проведения общественной дискуссии, по итогам которой передать документ на второе чтение в пленум Межсоборного присутствия. 16 декабря 2010 16 декабря 2010 года президиум Межсоборного присутствия Русской Православной Церкви постановил принять в первом чтении проект «Временного положения о социальной и материальной поддержке епархиального клира, причта, сотрудников церковных учреждений, духовных учебных заведений и их семей», направить его на отзыв в епархии Русской Православной Церкви и опубликовать с целью проведения общественной дискуссии, по итогам которой передать документ на второе чтение в пленум Межсоборного присутствия.

http://bogoslov.ru/prisutstvie/?page=3

О предоставлении Украинской Православной Церкви (УПЦ) независимости и самостоятельности в управлении говорилось в обращении, к-рое правосл. епископат Украины направил 9 июля 1990 г. в адрес Свящ. Синода РПЦ. На следующий день Синод УПЦ принял постановление о мерах, направленных на дальнейшее расширение автономии УПЦ, что мотивировалось необходимостью более успешно противостоять унии и расколу. Тексты обращения и постановления были рассмотрены на заседании Свящ. Синода РПЦ 20 июля 1990 г., было решено в связи с исключительной значимостью данного вопроса рассмотреть его на предстоящем в окт. 1990 г. Архиерейском Соборе РПЦ. Для подготовки решения по вопросу о статусе УПЦ была создана комиссия во главе с митр. Крутицким и Коломенским Ювеналием (Поярковым) . 1 окт. 1990 г. Свящ. Синод РПЦ одобрил деятельность комиссии. Выработанные ею материалы и предложения были направлены для ознакомления архиереям РПЦ и вынесены на обсуждение и утверждение предстоящего Архиерейского Собора. А. С., обсудив вопрос о предоставлении УПЦ независимости и самостоятельности в управлении, определил: «1. Украинской Православной Церкви предоставляется независимость и самостоятельность в ее управлении. 2. В связи с этим наименование «Украинский экзархат» упраздняется. 3. Предстоятель Украинской Православной Церкви избирается украинским епископатом и благословляется Святейшим Патриархом Московским и всея Руси. 4. Предстоятель Украинской Православной Церкви носит титул «Митрополит Киевский и всея Украины». 5. Митрополиту Киевскому и всея Украины в пределах Украинской Православной Церкви усвояется титул «Блаженнейший». 6. Митрополит Киевский и всея Украины имеет право ношения двух панагий и предношения креста во время богослужения. 7. Синод Украинской Православной Церкви избирает и поставляет правящих и викарных архиереев, учреждает и упраздняет кафедры в пределах Украины. 8. Митрополит Киевский и всея Украины, как Предстоятель Украинской Православной Церкви, является постоянным членом Священного Синода Русской Православной Церкви.

http://pravenc.ru/text/76512.html

Его особенностью явилось то, что проект сохранил тенденции прежнего порядка управления Русской Церковью и включил в себя некоторые новые элементы управления. Проект «Основных положений» был представлен в докладе, поризнесенным на заседании Священного Синода при Патриархе 28 октября 1943 г. (Журнал заседания Священного Синода при Святейшем Патриархе от 28 ноября 1943 г. 5) , одобрен и направлен Управляющим делами Московской Патриархии архиепископом Григорием (Чуковым) Председателю Совета по делам Православной Церкви при СНК СССР для ознакомления. Данный рабочий проект имел своей целью «...установить желательный строй взаимоотношений в деятельности всех органов, входящих в систему управления Русской Православной Патриаршей Церкви» . Проект «Основных положений» 1943 г. состоит из 13 пунктов, 3 из которых посвящены функционированию органов высшей церковной власти и управления. Проект в первых трех пунктах гласит: «1. Общее духовное руководство верующими Православной Церкви в СССР принадлежит Святейшему Патриарху, как главе Русской Церкви, который управляет ею при помощи состоящего при нем Священного Синода, через посредство назначаемых им епархиальных архиереев. 2. В целях согласования действий по управлению Русской Православной Церкви с государственной властью, Святейший Патриарх сносится с Советом по делам Православной Церкви при СНК СССР. 3. Священный Синод состоит из постоянных и временно присутствующих в нем членов, избираемых из наличного состава епархиальных архиереев в порядке, указываемом Собором епископов Русской Православной Церкви» . П. 1 проекта «Основных положений» возлагал полномочия высшего церковного управления на плечи Предстоятеля Церкви, тем самым фактически закрепляя сложившуюся практику и не привнося ничего нового в действующий еще с 1921 г. чрезвычайный порядок функционирования высшего церковного управления. Патриарх не разделяет полномочия по управлению Церковью ни с каким другим органом, в частности со Священным Синодом, который является лишь вспомогательным органом при Патриархе, не имея при этом собственной компетенции. Синод, будучи исполнительным органом при Патриархе, носит совещательный характер.

http://bogoslov.ru/article/302948

На основе рапорта архиепископа Костромского и Галичского Алексия, председателя Синодальной богослужебной комиссии, о рассмотрении комиссией службы Собору новомучеников и исповедников земли Белорусской, проект которой был подготовлен в Белорусском Экзархате, Священный Синод утвердил представленную службу и рекомендовал ее к общецерковному употреблению. Текст утвержденной службы было решено направить для издания в Белорусский Экзархат. Заслушав рапорт архиепископа Сергиево-Посадского Феогноста, председателя синодальной комиссии по делам монастырей, члены Синода утвердили Положение о назначении на должность (освобождении от должности) игуменов (игумений) епархиальных монастырей. Священный Синод утвердил подготовленное комиссией Межсоборного присутствия по вопросам церковного управления и механизмов осуществления соборности в Церкви Положение о митрополиях Русской Православной Церкви и постановил представить на рассмотрение очередного Архиерейского Собора соответствующие поправки к Уставу Русской Православной Церкви. В связи с образованием в Хабаровской епархии Николаевского викариатства (см. ниже) Священный Синод поручил комиссии Межсоборного присутствия по вопросам церковного управления и осуществления механизмов соборности в Церкви разработать и представить на рассмотрение Священного Синода документ, регулирующий принципы управления викариатствами, объединяющими по территориальному принципу часть приходов одной епархии. Внешние связи Священный Синод заслушал доклады митрополита Волоколамского Илариона, председателя Отдела внешних церковных связей, о состоявшихся поездках в Константинопольскую, Антиохийскую, Иерусалимскую Православные Церкви и страны дальнего зарубежья, одобрил результаты поездок и по итогам посещения председателем Отдела внешних церковных связей в Эфиопии счел полезным дальнейшее развитие контактов с Эфиопской Церковью. Также Синод выслушал доклад митрополита Илариона о XV Богословском собеседовании представителей Русской Православной Церкви и Евангелическо-Лютеранской Церкви Финляндии, одобрил позицию представителей Русской Православной Церкви на богословских собеседованиях с упомянутой Церковью и счел полезным продолжение диалога Русской Православной Церкви и Евангелическо-Лютеранской Церкви Финляндии.

http://e-vestnik.ru/church/zasedanie_svy...

Помимо заключения Управления делами, которое может быть на десяток-полтора страниц, это несколько сот страниц дела: письма, свидетельств и документы, эти свидетельства подкрепляющие, и т.д. И мы, судьи, подробно знакомимся со всеми этими материалами. Не надо думать, что мы довольствуемся заключением Управления делами: оно для нас служит лишь вспомогательным материалом для ознакомления с делами, и это действительно большая помощь в нашей работе. Но, вчитываясь в каждое дело, мы самостоятельно принимаем свое решение. И в половине рассмотренных дел наши решения отличались от заключения Управления делами: вносились уточнения, приговоры даже усиливались. А в одном случае следственные выводы были формально абсолютно правильны, но, поговорив с подсудимым, мы пришли к выводу о необходимости проявить высшую форму справедливости — милосердие и приняли решение, противоположное представленному заключению. — Согласно п. 3 ст. 1 Положения, Церковный суд Русской Православной Церкви осуществляет судебную власть, «руководствуясь священными канонами, Уставом Русской Православной Церкви, настоящим Положением и иными установлениями Православной Церкви». Полагаете ли Вы, что некоторые каноны могли устареть и выйти из употребления? Каким образом может происходить деление канонов на действующие и вышедшие из употребления? — Полагаю очевидным, что 85-е правило Трулльского Собора о форме отпущения рабов на волю на сегодняшний день неприменимо в связи с отсутствием рабства... Но в истории бывали прецеденты, когда рабство вдруг возвращалось, как, например, в США в определенный период. Потому не стоит называть каноны устаревшими. Мне больше нравится выражение «вышедшие из употребления». — Какая иерархия источников права существует, по Вашему мнению, в правовой системе Русской Православной Церкви? — Традиционно церковное право, в зависимости от его источника, делят на Божественное, основанное на ясно выраженной Божественной воле, и положительное, или церковное право в узком смысле слова, основанное на точно установленных законодательных актах самой Церкви. Последнее может быть описано с различных позиций: внутреннее и внешнее, писаное и неписаное, общее и частное. Я не буду сейчас вдаваться в подробности, скажу о самом существенном. В Русской Православной Церкви, как и вообще в Православной Церкви, в отличие от западной традиции, нормы светских правовых отношений не определяют сферу права. Это право прежде всего каноническое, и оно даже в тех элементах, что касаются гражданских отношений, имеет нравственный характер, а не сугубо юридический. Хотя периодически предпринимаются попытки пересмотреть это положение вещей.

http://patriarchia.ru/db/text/1633706.ht...

Особым постановлением Совета Министров СССР 16 марта 1961 г. «Об усилении контроля за соблюдением законодательства о культах» Совет по делам Русской Православной Церкви и другие органы государственной власти получили указание настойчиво требовать от руководства Русской Православной Церкви привести приходскую жизнь и управление приходами в соответствие с действующим законодательством. 31 марта 1961 г. руководство Московской Патриархии в расширенном составе (патриарх Алексий, митрополит Ленинградский и Ладожский Питирим (Свиридов), архиепископ Тульский и Белевский Пимен (Извеков), епископ Подольский Никодим (Ротов) было вызвано в Совет по делам Русской Православной Церкви. Председатель В. А. Куроедов, заместитель председателя В. Г. Фуров и член совета И. И. Сивенков сообщили, что предстоит обсудить вопрос об управлении религиозными общинами. Nyhkm IV «Noлoжehuя об управлении» В. А. Куроедов назвал «не соответствующим советскому законодательству о религиозных объединениях». В. А. Куроедов говорил: «Когда было принято “Положение об управлении”, имелось в виду, что управление финансово-хозяйственными делами религиозной общины будет осуществляться коллегиально, то есть исполнительными органами общины. Но фактически дело в общинах обстоит таким образом, что всё управление финансово-хозяйственными делами сосредоточено в руках одного лица — настоятеля церкви. Он является хозяином в церкви и пользуется неограниченным правом. Исполнительные органы и ревизионные комиссии религиозных общин, которые избираются на собрании верующих из состава членов общин для того, чтобы вести управление финансово-хозяйственными делами, лишены этого права, потому что настоятель церкви в соответствии с положением является непременным председателем церковного совета. Он не избирается общиной и не несёт никакой ответственности перед ней за состояние финансово-хозяйственной деятельности. Расходы денежных средств общины производятся лично настоятелями церквей по своему усмотрению. На этой почве возникает много конфликтов в религиозных общинах. В Совет поступает много писем и жалоб по этому поводу» .

http://bogoslov.ru/article/6174378

Осуществление «приходской реформы» стало одной из первых задач нового председателя Совета по делам Русской Православной Церкви В. А. Куроедова. Уже 11 марта 1960 г., во время своей первой встречи с патриархом Алексием и митрополитом Николаем, Куроедов сообщил о «неизбежных переменах в церковной жизни». Председатель совета коснулся проблем церковного управления и финансово-хозяйственной деятельности приходов. Патриарху была дана рекомендация «принять решительные меры к устранению нарушений духовенством законодательства о культах и недопущению этих нарушений в дальнейшем» . Реакцией церковного руководства на просьбу В. А. Куроедова стало журнальное постановление Священного Синода от 22 марта 1960 г. «Об укреплении церковной дисциплины в епархиях, благочиниях и приходах», где указывалось на недопустимость злоупотребления властью со стороны священников-настоятелей . Тем не менее меры, принятые Московской Патриархией, скорее носили формальный характер, чем могли повлиять на реальное положение дел. Однако действия Московской Патриархии не удовлетворили власти. Руководство Совета по делам Русской Православной Церкви настаивало на проведении среди епископов серьёзной разъяснительной работы. В апреле-мае 1960 г. в центральный аппарат Совета по делам Русской Православной Церкви были вызваны для личной беседы 13 архиереев. Уполномоченные Совета на местах провели разъяснительные встречи со всеми остальными епископами. Кроме того, Совет по делам Русской Православной Церкви разработал и разослал уполномоченным письменную инструкцию «О порядке и характере проведения бесед с правящими архиереями и благочинными по фактам нарушений духовенством советских законов» . В течение второй половины 1960 г. самого патриарха Алексия ещё не раз приглашали в Совет по делам Русской Православной Церкви. Власти требовали от первосвятителя дать согласие на внесение изменений в nyhkm IV «Noлoжehuя об управлении» — передать управленческие и финансово-хозяйственные функции от священнослужителей церковным советам .

http://bogoslov.ru/article/6174378

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010