«Tractatus de Inuentione sanctorum Patriarcharum» (1136; перевод) сохранился в 2 списках 2-й пол. XIII в. Автор описывает интерьер приблизительно так же, как и Зевульф и игум. Даниил, хотя гробницы называет пирамидами и отмечает, что пещера Авраама находилась под полом М. В трактате рассказывается, что в июне 1119 г. один каноник, спасаясь от жары, зашел в храм М. и лег на пол рядом с гробницей Исаака. Он почувствовал дуновение, исходящее из щели между каменными плитами. Каноник предположил, что внизу есть пещера или цистерна, и с помощью отвеса измерил глубину помещения. Через 3 дня начались работы по ее открытию; под облицовочными плитами обнаружили вход в пещеру. Одо спустился вниз, но не нашел дальнейшего лаза, Арнульф исследовал облицовку зап. стены, за к-рой был обнаружен проход. Далее сообщается, что 25 июня каноники нашли там «круглую (!) базилику», в к-рой могло разместиться до 30 чел.»; в самой постройке Арнульф обнаружил только землю, как ему казалось, пропитанную кровью; в ходе раскопок он открыл кости (Иакова), в др. пещере - кости Авраама и Исаака, к-рые были обозначены подписями. 27 июля монахи спустились в «базилику», они заметили надпись на каменном блоке и, раскопав землю в этом месте, обнаружили 15 урн с костями, к-рые приняли за кости «сынов Израилевых». 6 окт. каноники без участия патриарха Иерусалимского Вармунда подняли кости патриархов, совершили крестный ход вокруг строения и показали останки людям. Открытие пещер крестоносцами упоминается и мусульм. авторами. В 1113 г. персид. путешественник Али Гератский (Али ибн Бакр аль-Харави) сообщал, что часть пещеры Авраама обвалилась и «франки сделали вход в нее». Они «открыли могилы с телами Авраама, Исаака и Иакова», «их саваны уже истлели, распались на куски и лежали рядом со стеной… Тогда король, после пожертвования новых саванов, закрыл их снова…» (имеется в виду кор. Балдуин II ). Тот же путешественник встретил в Вифлееме рыцаря по имени Биран (Балиан), к-рый помнил, как он 13-летним мальчиком вместе с отцом входил в пещеру.

http://pravenc.ru/text/Махпела.html

Царь, ударив три раза, остановился. Пророк с негодованием сказал, что ты только три раза, поразишь сириян ( 4Цар.13:14–19 ). Чудеса пророка не ограничились его жизнью; он и по смерти своей творил чудеса. Пророк умер и погребен был. Чрез год по смерти его несли похоронить за город одного умершего. В это время появилась толпа моавитян, которые производили набег на землю Израильскую. Несшие умершего испугались и бросили его в близлежащую пещеру. Это была пещера, где покоился прах пророка. Брошенный мертвый коснулся костей пророка, и тотчас ожил ( 4Цар.13:20–21 ). Кроме множества предсказаний, чудес и благодеяний, оказываемых людям, пророк Елисей, без сомнения, много содействовал развитию и возвышению училищ пророческих ( 4Цар.2:3, 5, 4:38 ), и, без сомнения, из этих училищ большей частью произошли те пророки, коих так много было во времена Царств и которые частью устно, частью письменно, поддерживали веру и благочестие в народе. В заключение, вот что пишет о Елисее пророке Иисус, сын Сирахов: «Исполненный духа Илии, Елисей не трепетал во дни свои пред князем, и никто не превозмог его; ничто не одолело его, и по успении его пророчествовало тело его; как в жизни своей совершал он чудеса, так и по смерти дивны были дела его» ( Сир.48:12–14 ). В Нов. Завете сам Господь упоминает о Елисее, как о великом пророке Божием, давая видеть в чудесах и исцелениях его премудрые пути Промысла Божия. «Много было прокаженных в Израиле при пророке Елисее, – говорил Он в обличение неверия своих соотечественников; – и ни один из них не очистился, кроме Неемана Сириянина». Так Бог, действуя чрез своих посланников в людях, как бы сокращает иногда чудотворную силу свою, когда люди оказываются не достойными Его чудес и знамений ( Лк.4:23–27 ). Сн. Zell. 1. р. 301–303. Herz. 3. р. 766–767. Библ. Ист. митр. Фил. и Св. Ист. В. В. Богосл. Библ. Слов. Верх. 1. стр. 659–666. Читать далее Источник: Опыт библейского словаря собственных имен/[Соч.] прот. П. Солярского. - Т. - Санкт-Петербург : Типо-лит. Цедербаума и Гольденблюма, 1879-1887./[Т. 1: А-Е]. - 1879. - II, 666 с.

http://azbyka.ru/otechnik/Pavel_Solyarsk...

Пещера упоминает-ся в апокрифах: в Евангелии Псевдо-Матфея, Протоеван-гелии Иакова, Еван- гелии Детства,Истории Иосифа Плотника. Гора, в которой мы обычно видим пещеру, традиционно ассоциируется с Богоматерью, пещера же, в таком случае, может быть истолкована как Ее чрево . Пещера символизирует также падший мир, в котором воссияло “Солнце правды” Христос. В пещере мы обычно видим ясли, в которые Мария, спеленав, положила Младенца (Лк 2:7). На них указывает ангел во благовестии пастухам (Лк 2:12) как на исполнение ветхозаветного пророчества. Иоанн Златоуст говорит, что ясли изображают Престол небес-ный, а скот — предсто-яние ангелов. В доиконоборческой иконографии Рождества в таких памятниках, как палестинский реликварий из Ватикана, две иконы с горы Синай (рис. 3) ясли отчетливо уподобляются алтарю базили-ки Рождества в Вифлееме. На этих изображениях в нише алтаря мы видим висящую на цепочке лампаду. Таким образом, ясли уподобляются дискосу , на котором возлежит Агнец — Хлеб небесный, Хлеб жизни. Ясли являются также прообразом смертного одра для тела умершего Господа, а младенческие пеленки — погребальных пелен. Ближайшими ко Христу изображаются животные — вол и осел. Рис. 2. Рождество Христово. Ампула Монцы. Реверс. VI в., Иерусалим. Они не упоминаются в Евангелии, но традиция связывет их изображение с прочтением этого сюжета как исполнения пророчества Исайи: “Вол знает владетеля своего, и осел ясли господина своего; а Израиль не знает Меня, народ Мой не разумеет” (Ис 1:3). Об этом же говорит и апокрифическое Евангелие Псевдо-Матфея. Толкователи этого сюжета сходятся на том, что вол это символ рожденных в законе, Израиля, а осел — символ язычников. И между ними изображается божествен-ный Младенец, освобож-дающий их из-под ярма : одних — из-под ярма закона, других — поклонения идолам. Одни суть тот избранный “остаток” ветхозаветной Церкви, который войдет в Церковь Нового Завета; другие — те, кому только открывается возмож-ность истинного богопознания. На русской почве из-за утери понимания первоначального смысла этого изображения вол и осел часто заменяются на обычных в сельском обиходе корову и лошадь.

http://pravmir.ru/ikonografiya-rozhdestv...

Начиная с христианской эпохи Вифлеем постоянно упоминается и описывается паломниками. Особенно важным источником для истории его архитектуры являются рисунки художника Бернардино Амико, сделанные в 1596 г. (опубликованы в XVII в.). Дополнительные сведения о почитании христианами мест, связанных с событием Рождества Христова, а также о развитии в Вифлееме христианской архитектуры и искусства дают материалы археологических обследований, проведенных в 1908–1909 гг. и 1932–1934 гг. внутри базилики Рождества. Ценные сведения получены Багатти при работах 1947–1948 гг., проводившихся в сев. клуатре францисканцами – Хранителями Св. земли, и при раскопках (1962–1964) в пещере блж. Иеронима. Информация собиралась также при реставрационных работах 1988 г. на территории арм. монастыря. C 90-х гг. XX в. в самом Вифлееме и его окрестностях развернута международная археологическая программа, однако пока опубликованы только предварительные сведения о ее результатах (см. Prag K.; Cree, F. de). Наиболее важный объект христианской истории в Вифлееме – т. н. Пещера (Вертеп, Грот) Рождества со стоящей над нею церковь Рождества Христова. Отождествление этой пещеры как места рождения Иисуса Христа вызвало в науке много споров. Неоднократно отмечалось, что детали повествования о Рождестве Христове у евангелистов Луки и Матфея существенно различаются, а в Евангелиях Марка и (евангелист Иоанн пишет даже о неверии многих в Мессию на том основании, что он не рожден в Вифлееме; ср. Ин 7. 41–42). Повествуя о Рождестве, Евангелия не упоминают пещеру: ее древнейшее включение в текст можно найти у Иустина (Iust. Martyr. Dial. 78. 5–6) и в Протоевангелии Иакова (18.1), которые помещают Рождество не в самом B., но близко к нему или на полпути из Иерусалима. Напротив, Ориген (Orig. Contr. Cels. 1.51) ок. 247 г. написал о рождении Иисуса Христа в самом Вифлееме и о пещере, которую местные жители показывают паломникам. Наиболее часто нынешнюю пещеру Рождества отождествляют с местом рождения Иисуса Христа на основе фразы из письма блж. Иеронима (Hieron. Ep. ad Paul. 58.3, ок. 395), который долгое время жил в пещерах В., где работал над новым лат. переводом Библии. Он пишет, что император Адриан уничтожил там христианскую святыню и устроил святилище Таммуза/Адониса. Однако ни археология, ни нумизматика не подтверждают присутствия в Вифлееме языческого святилища (П. Вельтен). Ряд археологов полагают, что искать археологические доказательства того, что Христос появился на свет именно в Пещере Рождества, означает некорректную поставку вопроса (Дж. Тейлор). Археологическое изучение пещер под церковью Рождества Христова серьезно затруднено тем, что их комплекс претерпел очень много изменений в посл. 2 тыс. лет.

http://sedmitza.ru/text/412853.html

30 июня 2014 12:23 291 Иордания Фото В. Придворова, В. Назаровой и Э. Шевченко Непривычное на слух словосочетание «Иордания — Святая Земля» приобретает особую убедительность с Библейскими картами в руках — картами Палестины времен Ветхого и Нового Заветов. А еще лучше справедливость этого словосочетания усваивается на дорогах Хашимитского королевства Иордании. Молодое по меркам истории государство расцвело на земле, о которой упоминается уже в первой книге Священного Писания — Книге Бытие. Так, в рассказе о потомках Ноя впервые встречаются ставшие нарицательными названия городов Содом и Гоморра (Быт 10. 19). Вся романтика археологии раскрывается в полноте, как только возникает попытка состыковать прикладную топографию с библейским повествованием. Локация многих мест так и остается сегодня под спудом напластований времен. Но вот в случае с городами греха существует некая определенность. Ученые полагают, что руины древнего комплекса в Тель-эль-Хаммам (предположение археолога С. Коллинза) на северном побережье Мёртвого моря в Иордании и есть, видимо, те самые библейские места. В часе езды отсюда на юг, близ местечка Сафи, на раскопках в Дайр-Ар-Аббате найдены святилище и пещера праведного Лота, где он жил с дочерьми после уничтожения «огнем и серой» Содома и Гоморры. Наша маленькая экспедиция имела достаточно нескромную по задумке цель — приблизиться в географии своего передвижения к маршруту, отраженному в названии второй книги из библиотеки Ветхого Завета — Исход. Если конкретнее, то объектом нашего интереса были места на территории современной Иордании, по которым со своим народом прошел Моисей. « Моисей простер руку свою на море», воды моря расступились, и тогда израиль­тяне прошли как по коридору, между 2 водных стен (Исход 14. 21–29). Это чудесное событие, избавившее израильтян с примкнувшими к ним иноплеменниками от преследования войск фараона, по версии ученых могло произойти в районе на территории современного Суэцкого канала, соединяющего 2 моря — Средиземное и Красное, или, что вероятнее, Акабского залива.

http://sedmitza.ru/text/4863534.html

Святыня Пещера " Семи отроков эфесских " Пещера " Семи отроков эфесских " находится в турецком городе Эфес. Об отроках упоминает в своём «Хождении» в Святую землю русский игумен Даниил (начало XII века). Посетив Эфес, он записал в своей книге: «И ту есть пещера, иде же лежат телеса 7-ми отрок, иже спали 300 и 60 лет; при Декии цари успоша, а при Феодосии цари явишася» (12, 28). Семь отроков жили в III веке. Святой Максимилиан, один из них, был сыном градоначальника города Эфеса, остальные шестеро его друзей также происходили из эфесской аристократии, и все они находились на военной службе и были христианами. Император Декий (Деций Траян) (249—251 гг.) прибыл в Эфес и приказал приносить жертвы языческим божествам, но юноши отказались это сделать. Тогда император приказал снять с них знаки воинского отличия — воинские пояса, но тем не менее, отпустил их на свободу, надеясь, что они передумают, пока он воюет. Юноши покинули город и укрылись в пещере на горе Охлон (Селион, Пион — встречаются различные варианты, Симеон Лехаци отождествляет её с Кешиш-Дагом), где молились, готовясь к мученическому подвигу. Святой Иамвлих во время одного из своих походов в город за хлебом услышал, что император вернулся, и его с товарищами ищут для суда. Отроки добровольно вышли из пещеры и явились на суд. Их приговорили принять смерть в своей пещере — император приказал заложить вход в неё камнями, чтобы отроки умерли от жажды и голода. Два сановника, присутствовавших при закладке входа, были тайными христианами и, чтобы память о мучениках сохранилась, они вложили в кладку ковчежец с 2 оловянными дощечками, где были написаны имена семи отроков и обстоятельства их страданий и смерти. Согласно житию, по воле Божьей отроки не умерли, а заснули чудесным сном, длившимся почти два столетия. В V веке, при Феодосии Младшем (в некоторых вариантах текста упоминается другой правитель, например, Феодосий Великий) явились еретики, отвергавшие воскресение мёртвых во время Второго пришествия. Их заботил вопрос: «Как может быть воскресение мёртвых, когда не будет ни души, ни тела, так как они уничтожатся?» Существовало также мнение: «Только одни души будут иметь воздаяние, так как невозможно телам восстать и ожить после тысячи лет, когда не останется от них и праха». Господь открыл тайну ожидаемого воскресения мёртвых и будущей жизни через Семь отроков.

http://elitsy.ru/holy/2592/

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание БЕЙТ-САХУР [Байт-Сахур, араб.- дом в скалах; Поле Пастырей, греч. τ Χωρον τν Ποιμνων], сел. в 2 км к востоку от Вифлеема, где в ночь Рождества Христова пастырям явилось ангельское воинство с пением «Слава в вышних Богу, и на земле мир, в человецех благоволение», возвестившее о рождении в Вифлееме Спасителя (Лк 2. 8-14). Блж. Иероним считал, что на этом месте находилась башня Гадер («башня стада» - Быт 35. 21) ( Hieronymus. De situ et nom., 167//PL. 23. Col. 879 A.). Считается также, что здесь же было поле Вооза, где Руфь собирала колосья (Руфь 2. 2-3). В визант. период это место называлось «Паства» (τ Πομνιον) (Епифаний Монах, нач. IX в.; игум. Даниил, нач. XII в.) или «У Пастырей», «Пастырей» («Ad Pastores», «Pastorum») (Эгерия, ок. 384; Бернард Монах, ок. 870), позднее - Поле или Селение Пастырей (в рус. традиции - Поле Пастушков). Крипта и византийская базилика Пресв. Богородицы и прав. Иосифа Крипта IV–VI вв.— место погребения святых пастырей Крипта IV–VI вв.— место погребения святых пастырей По преданию, пастыри пожелали быть похороненными в пещере, служившей им ночлегом в ту ночь, когда они стали свидетелями ангельского благовестия. В IV в. здесь был сооружен небольшой храм, к-рый перестраивался в V-VI вв. Житие равноапостольных Константина и Елены (VIII в.; BHG, N 364) приписывает его основание матери императора. Пещера стала криптой данного храма, над могилой пастырей был сооружен престол. В крипте сохранились капители 2 колонн и фрагменты мозаичного пола IV в. Сверху над криптой в V в. была воздвигнута часовня, в VI в. ее сменила большая базилика, являвшаяся соборным храмом мон-ря. Монастырский комплекс был разрушен персами в 614 г., восстановлен в VII в. и заброшен в Х в. Только с XV в. в крипте возобновилось правосл. богослужение. От базилики времени имп. Юстиниана I сохранились развалины и напольные мозаики. Храм «в Пастве» упоминается в литургических памятниках древнего Иерусалимского богослужения как место, где совершалась торжественная служба (синаксис) в канун праздника Рождества Христова ( Кекелидзе. Литургические груз. памятники. С. 373; Garitte. Le Calendrier Palestino-Georgien. P. 111-112; Renoux. Le codex Arménien Jérusalem 121. Р. 211). Игум. Даниил описывает пещеру и руины базилики св. Иосифа, а также «поле красно вельми и нивы многоплодны, и масличья много». В наст. время на поле около крипты сохранилось неск. оливковых деревьев, по преданию, со времен евангельских событий. Крипта принадлежит Греческой Православной Церкви, служба в ней до 1972 г. совершалась на араб. языке еженедельно, теперь только в престольный праздник Собора Пресв. Богородицы (26 дек.). Православный храм «Слава в вышних Богу»

http://pravenc.ru/text/77838.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ИУЛИАН САВА [Иулиан Саба, Савва; греч. Ιουλιανς Σβας/Σββας; сир.    ] (ок. 300 - 15.02. 367 (377, 380?)), прп. (пам. 18 окт.; пам. визант. 17 янв.). Основные сведения об этом святом содержатся в «Истории боголюбцев» блж. Феодорита Кирского и в 24 мадрашах (гимнах) об И. С. на сир. языке, к-рые приписываются прп. Ефрему Сирину (из них скорее всего только 4 первых являются аутентичными). «Похвала Иулиану отшельнику» на греч. языке, к-рую ранее также относили к сочинениям прп. Ефрема Сирина (BHG, N 968), на самом деле посвящена другому одноименному подвижнику ( Griffith. 1994. P. 189). Кроме того, существует неизданная мемра в память И. С. на сир. языке, сохранившаяся среди произведений, атрибутируемых Иакову Саругскому (Ibid. P. 185-186). И. С. также упоминается в «Толковании на Послание к Ефесянам» свт. Иоанна Златоуста . По мнению С. Гриффита, И. С. был первым известным по имени подвижником, внедрившим в сироговорящей среде такую форму монашеской жизни, как отшельничество (Ibid. P. 186, 215-216), и по этой причине заслуженно именуемым в источниках «отцом монахов» ( Nau F., ed. Un Martyrologe et douze Menologes syriaques//РО. 1912. Т. 10. Fasc. 1. Р. 84). Свт. Иоанн Златоуст называл И. С. простым поселянином, который не имел светского образования, но был «преисполнен истинного любомудрия» ( Ioan. Chrysost. In Eph. 21//PG. 62. Col. 153). Информация о том, что святой до монашеского пострига прислуживал в доме одного состоятельного язычника в Гелиополе, восходит к «Похвале Иулиану отшельнику» и, т. о., не относится к И. С. ( Griffith. 1994. P. 189). Между 317 и 325 гг. И. С. удалился в пустыню и поселился в пещере. Блж. Феодорит Кирский не уточняет ее местоположение, говоря лишь, что святой подвизался в Осроене. Визант. синаксарные Жития локализуют место подвигов И. С. у р. Евфрат (SynCP. Col. 398). Однако исследователи считают, что пещера преподобного находилась примерно в 23 км к северо-востоку от Эдессы ( Schiwietz. 1938. S. 67). Местные жители прозвали подвижника Сава, что в переводе с сирийского означает «старец». Согласно гимнам прп. Ефрема Сирина и мемре, И. С. был иереем ( Beck. 1972. Bd. 1. S. 74, 79; Bd. 2. S. 81; Griffith. 1994. P. 192).

http://pravenc.ru/text/1237835.html

Иераполь Иераполь (ερπολς; V. и L: Hierapolis; Кол.2:1, 4:13 . – Город южной части Фригии, к северу от Лаодикии, к северо-западу от Колосс, между реками Ликусом и Меандром, в древности довольно значительный город. Он славился красильнями и ломкой мрамора. Поблизости находились многие теплые источники, и город так изобиловал теплыми водами, что в каждом доме находились натуральные теплые ванны. На горе близ города находилась также узкая, глубокая пещера, из которой постоянно выходил такой убийственный дым или чад, что только жрецы Цибелы – евнухи могли безвредно выносить его. Но после этот дым потерял свою силу и самая пещера засыпана. Христианская церковь в Иераполе основана еще во времена апостольские. Ап. Павел в послании к колоссянам дает видеть, что христиане лаодикийские и иерапольские, подобно колосским, не видели его лично, но что он, слыша о их вере и христианской любви, имеет великий подвиг и заботу об утверждении и укреплении веры их во Христа, чтобы кто не обольстил и не увлек их ложным учением ( Кол.2:1–8 ), и упоминает о своем сотруднике, Епафрасе, который особенно много заботился о них, и которому, вероятно, и обязаны Церкви сии своим благоустройством ( Кол.4:12–13 . сн. Кол.1:7–9 ). В Иераполе учил также и мученически скончался ап. Филипп (Евс. Ц. Ист. к. III, гл. 31). Впоследствии, до конца 12-го века, здесь были греческие епископы, из коих более известны: Стахий, Папий, Аверкий, Аполлинарий и др. Ныне город этот носит турецкое название: Памбук-Калеси (город хлопчатой бумаги) по сходству с кипами хлопчатой бумаги белых на вид скал, бугров, утесов, равнин, расселин и берегов реки, бассейнов и каналов, от осадки воды с спускающихся с высоты гор ручьев, в разных их направлениях. Вся эта местность представляет ныне грустную картину страшных развалин цветущего некогда города, множество гробниц, разрушенных храмов, обширный театр с мраморными ступенями, ряды упавших колонн, окаменелые кости и пр.; на окрестных полях лежат целые массы окаменелой осадки воды темно-серого цвета; город много, должно быть, пострадал от землетрясений; все окрестности Иераполя вулканического свойства, и о том же свидетельствуют великолепные остатки разрушенных храмов, дико разметанные по скатам скал и оврагов. Ныне эти места служат пристанищем несчастных прокаженных, которых турецкие законы дают право убивать, если они приближаются к жилищам, или с кем встречаются,, и потому они целыми толпами бродят по местам непроходимым, и развалинам древних городов Малой Азии. Путеш. Норов. T. V. изд. 2. 1554 г. стр. 81–97. Herz. VI. р. 75. Zell. 1. р. 601–602. Читать далее Источник: Опыт библейского словаря собственных имен/[Соч.] прот. П. Солярского. Т. - Санкт-Петербург : Тип. Ф.Г. Елионского и К°, 1879-1887./Т. 2: [Ж-М]. - 1881. - 674 с.

http://azbyka.ru/otechnik/Pavel_Solyarsk...

Кедрон – название упоминаемых в Свящ. Писании ручья, долины и города Кедрон – название упоминаемых в Свящ. Писании ручья, долины и города. Ручей, протекающий между Иерусалимом и Масличной горой и впадающий в Мертвое море, наполнялся водой только после сильных дождей, а в остальное время года русло его было сухо ( 2Цар.15:23 , 3Цар.2:37 , 2Пар.29:16 . Иер.31:40 , Ин.18:1 ). Долина Кедрон начинается на северо-западе Иерусалима от ворот Дамасских и отсюда идет по северной стороне города, почти в прямом направлении до восточного угла; здесь поворачивает на юг и в данном направлении идет между городом и горою Елеонской. На восточном углу она довольно широка, спускаясь же отсюда к югу, все более и более суживается, – превращается в дикое, непроходимое ущелье между скалами. Но далее, встречаясь с долиной Енном и Тиропеем, опять становится шире. Склон между ними усеян террасами, на которых расположены богатые сады; равным образом и в образуемой долинами равнине лежат богато орошаемые водою огороды и сады со смоковничными, масличными и другими фруктовыми деревьями. От этих садов долина простирается далее на юг, между горами Соблазна на восточной стороне и Злого Совета на западной, до источника Иова и Неемии. Здесь она совершенно суживается и в направлении к юго-востоку, к обители св. Саввы, опять представляет узкое ущелье. В окрестностях обители долина носит название Вади ер-Рагиб, далее Вади ен-Нар, а при впадении в Мертвое море – Рас-ель-Фегикаг. По долине Кедронской и ее окрестностям лежит много достопримечательных мест и памятников. На севере – гробницы царей, к востоку – темница или пещера Иеремии и водохранилище царя Езекии; на северо-восточном углу – виноградные и масличные сады; ниже по восточной стороне – Гефсимания, гробница Божией Матери и гора Елеонская; по западной стороне – Вифезда и за мусульманским кладбищем – гора Мориа; южнее идут гробницы Иосафата, Авессалома ( 2Цар.18:18 ), св. Апостола Иакова, Захарии и гробницы пророков; далее – народное кладбище ( 4Цар.23:6 ); на юг – источник Св. Девы, источник Силоамский и царские сады; еще южнее – древние погребальные пещеры, источник Неемии и источник Рогель и, наконец, обитель св. Саввы. В самом Свящ. Писании долина Кедронская с потоком этого имени упоминается в рассказе о бегстве Давида от Авессалома ( 2Цар.15:28 ), как граница, за которую не должен был переходить Семей ( 3Цар.2:37 ), и вообще как восточная граница города ( Иер.31:40 ), как место, где были сожжены вынесенные из храма идолы Ваала и Астарты ( 3Цар.15:13 , 2Пар.15:16 , 4Цар.23:4,6,12 , 2Пар.29:16 ). В Новом Завете долина Кедронская упоминается только однажды ( Ин.18:1 ). Свящ. А. Петровский. Читать далее Источник: Православная богословская энциклопедия или Богословский энциклопедический словарь. : под ред. проф. А. П. Лопухина : В 12 томах. — Петроград : Т-во А. П. Лопухина, 1900-1911./Т. 9: Кармелиты — Κοιν : с 15 рисунками. — 1908. — V, с., 754 стб., 757-770 с.

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/pravos...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010