После адм. реформы имп. Диоклетиана, на рубеже III-IV вв., И. вошел в состав пров. Палестина Вторая. Территория И. была довольно обширна: на севере до вади Эс-Самак, на юге до р. Ярмук, на юго-западе до истока Иордана. В состав полиса входил паломнический центр в Курси, севернее И. История христ. общины И. по письменным источникам известна мало. Об И. не упоминается в НЗ, поэтому названия города нет в списках св. мест Палестины и через него не проходят маршруты паломников, но эти обстоятельства не помешали его процветанию как христ. поселения в ранневизант. период (IV-VII вв.). Здесь довольно рано возникла епископская кафедра: уже в 359 г. епископ И. Петр присутствовал на Аримино-Селевкийском Соборе (в Селевкии Исаврийской), а в 363 г.- на Соборе в Антиохии. Епископы Конон и Феодор участвовали в Иерусалимских Соборах 518 и 536 гг. ( Fedalto. Hierarchia. Vol. 2. P. 1036). Установление в VII в. араб. правления прошло достаточно спокойно: церкви, возведенные в визант. период, существовали по крайней мере в VII и в 1-й пол. VIII в.; керамика эпохи Омейядов и монеты на месте одной из церквей указывают на ее сохранность до сер. VIII в. В 749 г. И., как и большая часть др. поселений Палестины, был разрушен мощным землетрясением и, вероятно, после этого жители покинули город. В кон. XIX в. античные развалины близ араб. дер. Сусия были идентифицированы как И. нем. археологом Г. Шумахером. В то время на холме сохранились главная улица И., остатки городской стены, башен и ворот. В 1937 г. исследование продолжили жители Эйн-Гева под рук. М. Нуна. Во время 1-й арабо-израильской войны покинутая жителями-арабами Сусия стала опорным пунктом сир. войск и с боями была занята израильтянами в июне 1948 г. После установления временной границы в 1949 г. рядом с И. была построена израильская пограничная застава. После войны 1967 г. район И. оказался на территории Израиля. Консервационные археологические работы вели в 50-х гг. XX в. К. Эпстайн, М. Ави-Йона, А. Шульман, Э. Анати. С 2000 г. масштабными раскопками руководят А. Сегал и М. Айзенберг (ун-т Хайфы, Израиль). Топография

http://pravenc.ru/text/673805.html

1990). Вопросы, связанные с устройством ун-та и привилегиями преподавателей и студентов, были урегулированы буллой папы Николая IV «De statu regni Portugalie» (9 авг. 1290), в которой сообщалось, что в ун-те действовали юридический, медицинский фак-ты и фак-т свободных искусств; канцлером ун-та был епископ Лиссабона. Конфликты университетской корпорации с горожанами могли послужить причиной его перевода в К. (утвержден буллами папы Климента V «Profectibus publicis» и «Porrecta nuper» от 26 февр. 1308). В грамотах кор. Диниша I о привилегиях ун-та его перенесение в К. рассматривалось как повторное основание (о нахождении ун-та в Лиссабоне не упом.; см.: Brand ã o, Almeida. 1937. P. 50-51; Варьяш, Русанов. 2012). Основные привилегии ун-та изложены в «Великой хартии привилегий» (Carta Magna Privilegiorum, 1309). В отличие от др. европ. ун-тов в К. раздельно существовали фак-ты канонического (Canones) и гражданского (Leges) права. В 1338 г. ун-т был вновь перенесен в Лиссабон; в грамоте кор. Афонсу IV причиной этого названы конфликты между студентами и придворными (королевский двор часто находился в К.). Ок. 1354 г. из-за противостояния с горожанами и, вероятно, из-за эпидемии чумы (черная смерть) ун-т вернулся в К. При королях Педру I (1357-1367) и Фернанду I (1367-1383) ун-ту были подтверждены старые привилегии и дарованы новые (в основном экономические и судебные), что вызвало недовольство горожан. С этим был связан повторный перенос ун-та в Лиссабон в 1377 г. (в королевской грамоте говорилось о желании иностранных профессоров жить в богатом столичном городе - Coelho M. H. Coimbra trecentista - a cidade e o Estudo//A Universidade de Coimbra no seu 7. Centenário. 1993. P. 89-100); в 1380 г. это было одобрено антипапой Климентом VII (ун-т оставался в Лиссабоне до 1537). В 1400 г. в ун-те был создан богословский фак-т (ранее богословие преподавалось в школах при мон-рях францисканцев и доминиканцев, однако в сер. XIV в. могли существовать инкорпорированные в ун-т богословские школы; см.: Antunes J.

http://pravenc.ru/text/1841702.html

Святыни: крест из Русского на Афоне Пантелеимонова монастыря и Иерусалимская икона Божией Матери — вклады в Русскую духовную миссию 1890 года. Объекты культурного наследия. Гористые кварталы Хайфы живописны сами по себе. Но гораздо интереснее осматривать их, предварительно немного изучив местную географию по путеводителю. Краткая, но весьма бурная новая история Хайфы начинается в конце XIX века, когда здесь обосновались немецкие колонисты ультрапротестантского толка. Именно они первыми на Святой земле начали строить заводы, возводить аптеки и больницы, открывать рестораны; их же заслуга — регулярный общественный транспорт (повозки на резиновом ходу), отправлявшийся в Иерусалим по расписанию. Немецкой колонии Хайфы не была суждена долгая история (дважды в ходе войн ее разгоняли неприятели-англичане), и в итоге та оказалась рассеяна (в основном потомки пришельцев из Германии, получив компенсацию от местных властей, переселились за море). Но ее наследие до сих пор заметно, в том числе и в городском планировании. Спроектированные с пунктуальной немецкой педантичностью, кварталы и уличная сеть Хайфы гораздо более предсказуемы по сравнению с другими израильскими крупными городами. А вид на сады, спускающиеся террасами к морю от улицы Яфе Ноф, поистине прекрасен. Правда, осведомленный гид, конечно, расскажет, что этот изумрудный оазис принадлежит бахаи — адептам возникшей как раз полтора века назад секты, считающей Хайфу своим духовным штабом. На самой горе Кармель расположен монастырь ордена кармелитов Стелла Марис. Он сооружен как раз на том месте, где святой пророк Илия в присутствии царя Ахава в честном состязании победил 450 жрецов Вааловых и 400 жрецов дубравных, вызвав горячей молитвой дождь после жесточайшей трехлетней засухи (см.: 3 Цар. 17). Здесь паломников встречает изваяние пророка Божия Илии. С двух смотровых площадок можно насладиться панорамным обзором Исраэльской («Да засеет Господь»), иначе — Армагеддонской («Плодородной») долины, по которой издавна и до сих пор проходит важнейший стратегический путь из Египта в Сирию.

http://e-vestnik.ru/history/neznakomyy_i...

Teologia//História da universidade em Portugal. 1997. Vol. 1. T. 1. P. 237-242). В это же время был решен вопрос о доходах ун-та: в 1411 г. антипапа Иоанн XXIII одобрил прошение кор. Жуана I о предоставлении ун-ту бенефициев (по 1 приходу в каждом диоцезе); впосл. нек-рым преподавателям назначались специальные выплаты. В 1431 г. были составлены университетские статуты о порядке присуждения степеней, тогда же покровитель (protector) ун-та инфант Энрике Мореплаватель подарил ему здания в Лиссабоне. В 1443 г. регент инфант Педру выдвинул идею создания 2-го ун-та в К. (не реализована). В 1447 г. по завещанию д-ра Дьогу Афонсу ди Манганши была основана коллегия для проживания бедных студентов. В XIII-XV вв. ун-т не пользовался авторитетом даже в Португалии: жители королевства предпочитали получать образование в ун-тах Саламанки, Болоньи, Парижа, Падуи, Монпелье. По-видимому, выпускники ун-та становились гл. обр. сотрудниками королевской канцелярии, но не занимали высоких должностей ( Norte A. Lentes, escolares e letrados: Das origens do Estudo Geral ao final do século XIV//Universidade Medieval em Lisboa. 2013. P. 120-122). В XV в. произошло сближение ун-та и королевского двора, увеличилось значение протектора ун-та (как правило, им был король, член правящей династии или высокопоставленный вельможа); университетская корпорация лишилась права самостоятельно разрабатывать статуты ( Oliveira A. R., de. A mobilidade dos Universitários//História da universidade em Portugal. 1997. Vol. 1. T. 1. P. 349). Высказывалось мнение, что ун-т фактически утратил автономию ( Brand ã o, Almeida. 1937. P. 118-121). «Новый собор» в Коимбре. 1593–1640 гг. «Новый собор» в Коимбре. 1593–1640 гг. В 1503 г. кор. Мануэл I даровал ун-ту новые статуты, в к-рых впервые упоминается об отдельных кафедрах естественной и моральной философии в составе фак-та свободных искусств. В связи с географическими открытиями и развитием мореплавания была учреждена кафедра астрологии. Оформилась структура богословского фак-та, состоявшего из 3 кафедр (Первой (Prima), Вечерней (Vespera) и Свящ.

http://pravenc.ru/text/1841702.html

В наст. время «О. D.» ведет деятельность на всех континентах в 67 гос-вах. К 2016 г. в орг-ции состояли ок. 100 тыс. чел., из них более 90% - миряне. Территориально прелатура делится на 13 регионов, имеющих представительства-делегации, 21 полурегион (квазирегион) и 15 представительств-делегаций, находящихся в непосредственном подчинении прелата. На территории бывшего СССР «О. D.» c 1994 г. ведет свою деятельность в Литве, позже начало работу в Эстонии, Казахстане, Латвии. В апр. 2006 г. прелат «О. D.» еп. Х. Эчеваррия Родригес посетил Россию, побывал в Москве и С.-Петербурге. С 2007 г. в РФ открыто представительство-делегация «О. D.», напрямую подчиняющееся прелату. «О. D.» ведет активную работу в сфере высшего католич. образования. В 1948 г. в Риме была открыта коллегия Св. Креста, где проходят подготовку буд. священники для «O. D.». С 1953 г. в Риме действует коллегия Пресв. Девы Марии для мирян - членов «O. D.». В 1952 г. в Памплоне (ныне столица испан. автономной обл. Наварра) было открыто высшее учебное заведение, получившее 6 авг. 1960 г. от Папского престола статус ун-та (An. Pont. 1961. P. 1080), с 1962 г. Наваррский ун-т имеет гос. аккредитацию. Созданный в 1964 г. по инициативе Эскривы де Балагера учебный центр «О. D.» в г. Пьюра (Перу) в 1969 г. также получил статус ун-та. 15 окт. 1984 г. в Риме прелатурой «О. D.» был открыт ун-т Св. Креста; 9 янв. 1985 г. Конгрегация католич. образования дала ему статус филиала Наваррского ун-та. С 1990 г. ун-т Св. Креста имел статус рим. атенеума, независимого от Памплоны. В 1995 г. папа Иоанн Павел II пожаловал атенеуму титул папского учебного заведения, а 15 июля 1998 г. официально преобразовал его в папский ун-т (Pontificia Universitas Sanctae Crucis - An. Pont. 2012. P. 1902). В 1989 г. в Сантьяго-де-Чили прелатура «О. D.» учредила Андский ун-т (Universidad de los Andes). Должности канцлеров во всех ун-тах занимает прелат «О. D.» (за исключением Андского ун-та, где он именуется почетным ректором). Идейные основы, принципы организации и деятельность «О.

http://pravenc.ru/text/2581453.html

Университетская иезуитская церковь. Фотография. 1973 г. Лютеране и кальвинисты предпочитали посылать своих детей учиться в Германию и Швейцарию. Еп. Фабри, стремясь привлечь в Венский ун-т молодежь, воспитанную в «истинной вере», организовал в В. неск. школ. Но до появления в В. иезуитов особых успехов в области образования властям добиться не удалось. В 1552 г. иезуиты открыли колледж и начали проповедовать в университетской церкви. В 1554 г. П. Канизий инспирировал подписание Фердинандом I Декрета о Венском ун-те, по к-рому каждый новый преподаватель должен был держать экзамен по «силе вере» перед епископом. Студентам предписывалось участие во всех церковных городских и университетских праздниках, прослушивание месс и литургий «для усиления веры». Ректор и декан теологического фак-та контролировали чтение студентами лит-ры. На теологическом фак-те сократилось число лекторов. Наиболее успешных студентов ун-та иезуиты направляли на продолжение обучения в Рим, в Collegium Germanicum. Постепенно иезуитам удалось установить полный контроль над Венским ун-том. В 1564 г. новый имп. Максимилиан II, симпатизировавший протестантам, издал декрет, согласно к-рому обучаться в Венском ун-те и получить любую степень могли как католики, так и протестанты. Религ. толерантность в Венском ун-те просуществовала недолго. При имп. Рудольфе II из ун-та были вытеснены все протестанты и введен запрет принимать профессоров-некатоликов, обострился конфликт между иезуитами и студентами. В 1623 г. удалось неск. сгладить противоречия между иезуитами и студентами: кард. М. Клесль издал документ под названием «Sanctio Pragmatica», согласно к-рому в подчинение иезуитам передавали только 2 фак-та - теологический и философский, на остальных иезуиты не имели никакой власти. Однако на практике избежать их вмешательства в университетские дела и жизнь студентов оказалось трудно. Благодаря иезуитам в Венском ун-те появились новый учебный корпус и церковь, где они проповедовали. Посещение церкви являлось обязательным для всех студентов и преподавателей. Упадок Венского ун-та связывают с засильем контрреформации и тур. завоеваниями.

http://pravenc.ru/text/150177.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Свящ. Владимир Мошин. Фотография. 1942 г. Владимир Алексеевич (26.09.1894, С.-Петербург - 3.02. 1987, Скопье), прот., филогог-славист, византинист, археограф, палеограф. М. род. в семье писателя и проф. А. Н. Мошина. По окончании С.-Петербургской гимназии в 1913 г. поступил на историко-филологический фак-т С.-Петербургского ун-та. После начала первой мировой войны со 2-го курса ушел 18 окт. 1914 г. добровольцем на фронт, за участие в боях был награжден орденом равноап. кн. Владимира 4-й степени, Георгиевской медалью и представлен к награждению орденом вмч. Георгия Победоносца. С 1917 г. продолжил обучение на историко-филологическом фак-те в Тифлисе (Тбилиси), в 1918-1919 гг.- на историко-филологическом фак-те Киевского ун-та и параллельно в Киевском археологическом ин-те. В разных ун-тах слушал лекции по византологии (у профессоров А. А. Васильева, Ю. А. Кулаковского, Д. В. Айналова), истории Церкви (И. Д. Андреева, С. Т. Голубева), истории России (С. Ф. Платонова, М. В. Довнар-Запольского), истории славян (Т. Д. Флоринского), славянской филологии (И. А. Бодуэн де Куртенэ), философии (А. И. Введенского, Н. О. Лосского), по классической филологии, общей истории и истории искусств, палеографии, археографии, нумизматике и археологии. Осенью 1919 г. М. сдал дипломную работу по теме «О первой русской епископии», но из-за начала военных действий ее защита не состоялась. В авг. 1920 г. вошел в состав Добровольческой армии на Юге России. В 1920 г., после взятия Перекопа, эвакуировался с семьей из Крыма. В 1921-1932 гг. жил в г. Копривница (Королевство сербов, хорватов и словенцев, с 1929 Югославия, ныне в Республике Хорватия), где преподавал историю в гимназии, в местной правосл. общине организовал церковный хор, которым руководил долгое время. Как окончивший полный курс студент Киевского ун-та 15 июля 1922 г. сдал выпускной экзамен перед комиссией, составленной из рус. профессоров ун-тов, оказавшихся на территории Королевства сербов, хорватов и словенцев. 30 июня 1928 г. защитил докт. дис. «О Тмутараканской Руси» на философском фак-те Загребского ун-та. В 1930 г. избран доцентом византологии философского фак-та в ун-те г. Скопье. В 1932 г. был переведен в гимназию г. Панчево и одновременно избран приват-доцентом по византологии в Белградском ун-те (работал до 1939). В Панчеве был председателем рус. церковной общины. С 1939 г. по решению Мин-ва просвещения переведен доцентом кафедры византологии на философский фак-т ун-та в Скопье.

http://pravenc.ru/text/2564256.html

10 апр. 1755 г. 1-й директор ун-та А. М. Аргамаков обратился в Святейший Синод с просьбой перевести неск. семинаристов на обучение в ун-т для пополнения количества учащихся. 3 мая Синод постановил: «Для надлежащего в оный университет определения отослать из Московской Академии из обучающихся ныне в риторике и философии студентов жития и состояния доброго, и к наукам понятных и способных шесть, да из семинарий, из таковых же в риторике и философии обучающихся и такого же жития и состояния доброго и понятных и способных... из Новгородской - трех, из Псковской и из Крутицкой по два, из Белгородской - двух, из Нижегородской - двух, из Смоленской - двух, из Вологодской - трех, из Тверской - двух, из Свято-Троицкой Сергиевой лавры - шесть» (ЦГИАМ. Ф. 796. Оп. 24. Д. 150. Л. 9). К авг. 1755 г. собралось ок. 30 студентов (Док-ты. 1960-1963. Т. 2. С. 306); в числе первых, направленных в Московский ун-т, были С. Г. Зыбелин (впосл. профессор медицины Московского ун-та), П. Д. Вениаминов (впосл. профессор медицины, химии и ботаники), Д. С. Аничков (впосл. профессор философии и логики). Среди первых преподавателей ун-та было 3 ученика и последователя Ломоносова: магистры Н. Н. Поповский (философия), А. А. Барсов (математика), Ф. Я. Яремский (рус. и лат. языки). Офиц. церемония открытия ун-та состоялась 26 апр. 1755 г., в память о короновании 25 апр. 1742 г. имп. Елизаветы Петровны. Торжества начались с богослужения в соборе Казанской иконы Божией Матери, продолжались в специально украшенном зале, где магистры произнесли подобающие случаю речи. В марте 1756 г. было принято решение об учреждении университетской типографии, к-рой была передана часть оборудования Синодальной типографии. При новом изд-ве была устроена книжная лавка. Издательская деятельность и продажа книг осуществлялись в здании у Воскресенских ворот. Во главе ун-та стояли 2 куратора, одним из к-рых был Шувалов, занимавший эту должность до кончины в 1797 г. Важное значение в деятельности ун-та имели кураторы (с 1803 попечители ун-та) Л. Л. Блюментрост, Ф. П. Веселовский, В. Е. Адодуров, И. И. Мелиссино , М. М. Херасков, Ф. Н. Голицын, П. И. Голенищев-Кутузов, М. И. Коваленский, М. Н. Муравьёв, А. К. Разумовский.

http://pravenc.ru/text/2564224.html

5 нояб. 1804 г. имп. Александром I Павловичем был утвержден 1-й Общий устав ун-та, предоставивший ему автономию; управлял ун-том совет профессоров, к-рый избирал ректора, ведал замещением кафедр, определял порядок учебного процесса, являлся ученым советом и высшей инстанцией университетского суда. Первым выборным ректором стал Х. А. Чеботарёв, проф. истории и словесности. Вместо 3 фак-тов было образовано 4 отделения: нравственных и политических наук, физических и математических наук, врачебных, или медицинских, наук и словесных наук - и 28 кафедр вместо прежних 10. В 1803 г. П. Г. Демидов пожертвовал ун-ту 100 тыс. р., часть доходов с капитала была использована на организацию кафедры натуральной истории, получившей по уставу 1804 г. название Демидовской. В 1805 г. открыта глазная больница, в авг. того же года - Клинический ин-т, 7 янв. 1806 г.- Повивальный ин-т и родильный госпиталь. В 1807 г. кнг. Е. Р. Дашкова передала в дар ун-ту кабинет натуральной истории и др. редкостей, экспонаты к-рого она собирала более 30 лет при участии августейших персон иностранных гос-в. В 1804 г. при ун-те было открыто Об-во истории и древностей российских, а также Об-во соревнования медицинских и физических наук (с 1845 Физико-медицинское об-во) и созданное Г. И. Фишером фон Вальдгеймом Московское об-во испытателей природы (МОИП). В 1811 г. учреждены Об-во математиков и Об-во любителей российской словесности, их почетными членами были И. В. Гёте , А. фон Гумбольдт, Ч. Дарвин , Ж. Б. Ламарк. К 1812 г. в ун-те было 215 студентов. Перед занятием Москвы франц. войсками ректор И. А. Гейм с профессорами выехал в Н. Новгород, куда перевезли наиболее ценные предметы из б-ки и музеев, а также сосуды, крест и Евангелие из университетской церкви. Удалось спасти лишь небольшую часть экспонатов из коллекций ун-та. Сгорели архив, б-ки профессоров, погибла коллекция рус. древностей, состоявшая из рукописей, старопечатных книг и монет. Ун-т остался без здания для занятий и без домовой церкви. Восстановление пострадавшего в огне корпуса началось в 1817 г. В том же году попечитель ун-та кн. А. П. Оболенский обратился к викарию Московской епархии архиеп. Августину (Виноградскому) с просьбой отдать под домовый храм вмч. Георгия на Красной Горке. В сент. 1817 г. под университетскую церковь был отдан только верхний придел во имя арх. Михаила, к-рый переосвятили во имя мц. Татианы и перенесли в него спасенную утварь из прежней Татианинской ц. Университетский храм располагался здесь до 1837 г.

http://pravenc.ru/text/2564224.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание КРАСНОЖЕН Михаил Егорович (31.10.1860, Калуга - 1934(?)), юрист, специалист в области церковного права. Биография К. окончил с серебряной медалью Калужскую гимназию (1881), о к-рой впосл. оставил доброжелательные «Воспоминания гимназической жизни», изданные в 1904 г. к 100-летию учебного заведения. Поступил на юридический фак-т Московского ун-та, с 4-го курса особое внимание уделял занятиям каноническим правом под рук. проф. А. С. Павлова . Осознанный выбор церковного права как основной сферы деятельности для выпускника ун-та, а не духовных школ был в то время большой редкостью. По окончании курса 21 сент. 1885 г. одним из первых по успеваемости К. был утвержден в степени кандидата и на следующий год за соч. «Характеристика толкований канонического кодекса греческой Церкви Аристина, Зонары и Вальсамона» удостоен золотой медали. По ходатайству факультета К. был оставлен при ун-те на 2 года «для приготовления к профессорскому званию» под рук. Павлова. Весной 1889 г. К. был с той же целью командирован на 2 года за границу, 30 марта 1891 г. срок был продлен еще на полгода. К. работал в Вене, прежде всего в богатой греческими рукописями Придворной б-ке, в Мюнхене, в Папской б-ке в Риме и во Флоренции. 5 окт. 1891 г. определен приват-доцентом Московского ун-та по кафедре церковного права, читал лекции на 4-м курсе юридического фак-та. Также состоял помощником присяжных поверенных А. К. Вульферта и Ф. Н. Плевако, консультировал последнего по вопросам церковного (имущественного и брачного) права. После защиты 20 марта 1893 г. в Московском ун-те магист. дис. «Толкователи канонического кодекса Восточной Церкви: Аристид, Зонара, Вальсамон» 10 апр. был утвержден в степени магистра церковного права. Свой труд К. посвятил Московскому ун-ту. Министр народного образования гр. И. Д. Делянов занимался продвижением молодых российских ученых на кафедры провинциальных ун-тов, в частности в Юрьевский (до 1893 Дерптский) ун-т, к-рый К. характеризовал как «оплот воинствующего германизма» (25 лет в Прибалтийском крае. 1916. С. 22). Слова имп. Александра III Александровича : «Православной Церкви - господство; каждой вере - почитание; русской народности подобает всеобъединяющая и всеподчиняющая сила; но каждой народности да будет свобода во всем, что этому объединению и подчинению не препятствует»,- К. неоднократно цитировал в своих трудах (Иноверцы на Руси. 1903. C. 12) и считал руководящими в своей деятельности. 3 окт. 1893 г. по рекомендации Павлова гр. Делянову К. получил предложение занять место экстраординарного профессора церковного права в Юрьевском ун-те. Впосл. именно с личным влиянием гр. Делянова К. связывал то, что он избрал научную карьеру, а не карьеру адвоката. В кон. 1893 г. К. переехал в Юрьев. С 26 окт. 1895 г. исполнял должность ординарного профессора.

http://pravenc.ru/text/2458949.html

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010