Оттуда он отправился на Олимп и превратил это жилище языческих богов в духовный дворец Бога в Троице, создав там Троицкую обитель, также со святогорским уставом. Святой Дионисий, несмотря на то, что жил в пещере, стал духовным светочем Македонии. 4 . Святой Феофан Наусский (ум. 19 августа, XV в.) из-за некоего происшествия оставил пост игумена в святой обители Дохиар на Афоне и удалился в скит в Верии вместе с многочисленными учениками. После этого он переместился в Науссу и там основал на горе по святогорскому образцу обитель Таксиархов, где велась равноангельская жизнь, несмотря на страшные испытания, которые чинили иноверцы. Сам монастырь стал духовным центром утверждения веры. 5 . Не можем мы обойти вниманием пути и страдания, через которые прошел святой Косма Этолийский (ум. 24 августа 1779 г.). Его жизнь была поистине бурной и превосходила всякую легенду. Закончив Афониаду (основана в 1748 году со статусом Академии, с 1953 года – средняя церковная школа для мальчиков-подростков), приняв монашеский постриг на Афоне, пережив многие испытания, он был призван Господом из святой обители Филофей на дело возрождения нравов, веры, образования и пробуждения национального и православного сознания Греции. Двадцать четыре года он путешествовал по стране, особенно же по Западной Македонии: был в Халкидике, Фессалониках, Верии, Сиатисте, Касторье, Пиндосе, в Эпире и снова в Македонии. Пядь за пядью он обходил и возделывал духовную ниву городов, деревень, сердец и сознания людей, сопровождаемый повсюду тысячами почитателей. В деревнях Македонии еще живы воспоминания о смиренном, но пламенном святогорском монахе и учителе, наделенном живым характером. Двести основанных им школ – ничто в сравнении с тем пробуждением, которое он вызвал в душах эллинов, обращенных им к Богу. 6 . Камни и побережье, поля и возвышенности Македонии вопиют и славят афонских святых. Давайте продолжим и бегло упомянем о великом ревнителе Бога, основателе скита Иоанна Предтечи при Иверском монастыре – о святом Иакове (XVI в.), которым гордится его родной город Касторья и местности, где он проповедовал Слово Божие.

http://azbyka.ru/otechnik/Emilian_Vafidi...

Питирим (ум. 19 VIII 1455) – епископ Пермский, автор одной из редакций Жития Алексея митрополита и служб на память митрополита Алексея и на обретение его мощей. О П., как и о других пермских епископах XV в., сохранилось мало известий; почти ничего не знали о них уже в кон. XVII в., как следует из письма иерея Благовещенской Усть-Вымской церкви Евтихия, который обратился к епархиальному начальству в Вологде с просьбой сообщить хоть что-нибудь достоверное о пермских чудотворцах-епископах (Жития святых... С. 409–410). Согласно краткому Житию Питирима, святитель был уроженцем Ярославля, в первые годы иноческой жизни был наставляем неким великим старцем Кириллом. Прежде чем стать во главе Пермской епархии, П. состоял архимандритом Чудова монастыря; в 1440 г. он крестил новорожденного наследника Василия II Темного – будущего великого князя Ивана III. Пермским владыкой П. стал между 1441 г., когда Пермской церковью еще руководил его предшественник Герасим (АИ. 1841. Т. 1, 39. С. 74), и 1447 г., когда П. уже в качестве Пермского епископа вместе с другими иерархами составлял в Москве увещевательное послание Дмитрию Шемяке (Там же. 40. С. 75; Е. Будрин и И. Верюжский полагали даже, что текст этого послания принадлежит именно П.). Вычегодско-Вымская летопись датирует его поставление 1444 г. (Документы по истории коми: Вычегодско-Вымская (Мисаило-Евтихиевская) летопись//Историко-филологический сборник. Сыктывкар, 1958. Вып. 4. С. 261). По-видимому, П. оставался в Москве до кон. 1448 г., ибо 15 декабря этого года в числе других представителей высшего духовенства он поставил в митрополиты рязанского епископа Иону. В феодальной войне сер. XV в. П. выступал последовательным противником Дмитрия Шемяки. Это явствует и из упомянутого соборного послания, и из рассказа Вычегодско-Вымской летописи о том, как Шемяка понуждал П. освободить его от «проклятого слова» (Документы по истории коми. С. 261), и, наконец, из сообщения Пахомия Серба, что Пермский владыка от «братоубийственою кровию руце осквернившаго... много лютая подъят» (Житие митрополита всея Руси святого Алексия, составленное Пахомием Логофетом. СПб., 1877–1878. Вып. 1. С. 5 (ОЛДП. 57)). О мучениях, которые П. претерпел в Устюге от Шемяки, глухо упоминает и Житие П. Будучи четвертым епископом в новообразованной епархии после Стефана Пермского, П. ревностно продолжал миссионерский подвиг последнего, за что и пал жертвой озлобленных этой его деятельностью вогуличей (манси), которые во главе со своим князем Асыкой убили П. то ли в Усть-Выми, то ли в Чердыни. Житие П. в отличие от других источников датирует гибель святителя 15 августа.

http://azbyka.ru/otechnik/bibliog/slovar...

В Москве пройдет общегородской квест, организованный Высоко-Петровским монастырем. Благовест-Инфо Контакты Форум Подписка Расширенный поиск   Новости Репортажи Мониторинг СМИ Интервью Документы Фотогалереи Статьи Анонсы Анонсы 22 февраля – 24 марта Выставка «Торжество святого Никиты». Москва 29 февраля – 2 июня Выставка «Кижи. Небесное послание». Москва 29 февраля – 12 мая Выставка «Тайны храмов эпохи Ивана Грозного». Москва Март Концерты фонда «Искусство добра» в соборе на Малой Грузинской и на других площадках. Москва 14 марта - 2 июня Выставка «Сотворение мира. Произведения религиозного искусства XV – начала XX века».Москва 21 марта «Не могу, Господи, жить без Тебя!» Встреча с Фредерикой де Грааф. Москва Апрель Концерты фонда «Искусство добра» в соборе на Малой Грузинской и на других площадках. Москва 1 – 26 апреля VII Международный Великопостный хоровой фестиваль. Москва 18 – 19 апреля Конференция «Наследие Сергея Аверинцева и современное гуманитарное знание». Москва 16 мая Открытие конференции «Люди и судьбы русского зарубежья». Москва 27 мая– 28 мая Коммюнотарные и соборные начала в общественных и церковных объединениях России. VI Международная научно-практическая конференция «Православные братства в истории России». Кострома Все » Новости В Москве пройдет общегородской квест, организованный Высоко-Петровским монастырем 26.08.2016 22:44 Версия для печати Москва, 26 августа. 6 сентября в рамках празднования дня улицы Петровки в Москве пройдет общегородской квест. Организатором квеста выступил Высоко-Петровский монастырь, который в этот день отмечает престольный праздник, посвященный святителю Петру, сообщили в пресс-службе обители. Участники квеста, посвященного истории Петровки, Высоко-Петровского монастыря и эпизодам жизни святителя Петра, будут выполнять различные задания, искать по старым фотографиям загаданные места и разными другими способами всячески проявлять ум и смекалку. Квест будет проходить по маршруту, соответствующему древней улице Петровке – сейчас это не только современная Петровка, но и часть Моховой улицы и Театральной площади. Таков был путь, который преодолевал первый московский святой, митрополит Московский, Киевский и всея Руси Петр, когда шел пешком от Троицкой башни Кремля до возвышенного берега реки Неглинки, где он и основал Высоко-Петровский монастырь.

http://blagovest-info.ru/index.php?ss=2&...

При Российском государственном социальном университете освящен храм. Благовест-Инфо Контакты Форум Подписка Расширенный поиск   Новости Репортажи Мониторинг СМИ Интервью Документы Фотогалереи Статьи Анонсы Анонсы 22 февраля – 24 марта Выставка «Торжество святого Никиты». Москва 29 февраля – 2 июня Выставка «Кижи. Небесное послание». Москва 29 февраля – 12 мая Выставка «Тайны храмов эпохи Ивана Грозного». Москва Март Концерты фонда «Искусство добра» в соборе на Малой Грузинской и на других площадках. Москва 14 марта - 2 июня Выставка «Сотворение мира. Произведения религиозного искусства XV – начала XX века».Москва 14 марта Пресс-конференция, посвященная началу Великого поста 14 марта Круглый стол «Настоятель Спасо-Андроникова монастыря епископ Нафанаил (Соборов; 1824-1907). К 200-летию со дня рождения». Москва 21 марта «Не могу, Господи, жить без Тебя!» Встреча с Фредерикой де Грааф. Москва Апрель Концерты фонда «Искусство добра» в соборе на Малой Грузинской и на других площадках. Москва 1 – 26 апреля VII Международный Великопостный хоровой фестиваль. Москва 18 – 19 апреля Конференция «Наследие Сергея Аверинцева и современное гуманитарное знание». Москва 16 мая Открытие конференции «Люди и судьбы русского зарубежья». Москва Все » Новости При Российском государственном социальном университете освящен храм 31.08.2006 15:04 Версия для печати Москва, 31 августа. Новопостроенный храм Феодоровской иконы Божией Матери освящен на территории Российского государственного социального университета Москвы, расположенного по улице Вильгельма Пика, 4. Об этом сообщает " Интерфакс " . " Храм, в котором с сегодняшнего дня начинается богослужебная жизнь, есть видимый символ духовного возрождения нашего Отечества, возвращения нашего общества, интеллигенции и студенчества к духовным корням и традициям, питавшим поколения россиян на протяжении многих столетий " , - говорится в послании Патриарха Московского и всея Руси Алексия II ректору, преподавателям и студентам вуза. Предстоятель Русской Церкви особо отметил, что именно в храме наши предки во все времена " черпали благодатные силы для созидательной деятельности на благо своей Родины и ее народа " . По словам Алексия II, социальная сфера, в которой призваны работать выпускники РГСУ, - " место активного соработничества и совместных трудов государственных и церковных институтов " , сообщает в четверг церковно-научный центр " Православная энциклопедия " . " Поэтому особенно отрадно, что теперь учащиеся, получающие образование для своей дальнейшей деятельности и насыщающие ум необходимыми знаниями, смогут напитать свою душу и сердце благодатью Божией в стенах этого замечательного храма " , - считает Патриарх.

http://blagovest-info.ru/index.php?ss=2&...

В музее им. Андрея Рублева пройдет выставка «Книги пророков. Лицевая рукопись 1489 года» Москва, 23 июля 2020 г.      Выставка, осуществляемая в рамках совместного проекта Музея имени Андрея Рублева и Российской государственной библиотеки «Книжные сокровища Троице-Сергиевой Лавры», представляет широкому зрителю один из наиболее значимых памятников книжной культуры Древней Руси – самую раннюю иллюстрированную рукопись «Книги шестнадцати пророков с толкованиями» («Толковые пророки») 1489 года. Благодаря точным сведениям о времени и месте создания, а также выдающемуся художественному качеству миниатюр и заставок, эта рукопись широко известна в среде специалистов – искусствоведов, историков и филологов. Усилиями специалистов было прочитано имя заказчика книги, выскобленное в писцовой записи по неизвестной причине. Им был великокняжеский дьяк (высший чиновник правительственной канцелярии) Василий Мамырев (ум. 1491) – примечательная личность эпохи правления Ивана III. При его содействии в Москву попал оригинал «Хожения за три моря» Афанасия Никитина. Дважды по поручению великого князя он отстраивал после пожаров древний Владимир, а в конце жизни стал монахом Троице-Сергиева монастыря. Заказ был выполнен лучшими московскими мастерами – великокняжескими или митрополичьими писцами и иконописцами. Над миниатюрами и заставками трудилось несколько человек, в том числе из круга знаменитого московского иконописца второй половины XV – начала XVI столетия Дионисия. Богатая и разнообразная орнаментация рукописи отразила свойственный тому времени интерес не только к балканской и византийской традиции, но и западноевропейским изобразительным источникам. На выставке это замечательное произведение книжного искусства, ранее доступное только узкому кругу специалистов, будет впервые представлено широкой аудитории. Выставка будет работать с 28 июля по 23 августа 2020 года в зале одного памятника (2-й этаж ц. Архангела Михаила). Посещение выставки бесплатное. Пресс-показ состоится 28 июля с 14.00 до 18.00 по адресу: Москва, Андроньевская пл., д. 10. Аккредитация СМИ на пресс-показ и интервью с куратором: pr@rublev-museum.ru Надежда Сергеевна Дубинская (495) 678–11–23, +7916 672-28-19 23 июля 2020 г. скрыть способы оплаты Подпишитесь на рассылку Православие.Ru Рассылка выходит два раза в неделю: Православный календарь на каждый день. Новые книги издательства «Вольный странник». Анонсы предстоящих мероприятий. Подпишитесь на нашу рассылку

http://pravoslavie.ru/132859.html

2. Место В. в психологическом учении блж. Августина. Размышляя над вопросом, в чем заключается образ Св. Троицы в человеке, блж. Августин обратил внимание на то, что в жизни человеческого ума (mens) В. тождественна любви (amor), посредством к-рой ум любит самого себя, ибо, по словам блж. Августина, «любить себя - это не что иное, как желать быть готовым к наслаждению собой» ( Aug. De Trinit. IX 2). Поскольку ум желает самого себя настолько, насколько он есть, В. равна уму, а любовь тождественна любящему; и любовь и ум - это один дух и одна сущность (Ibidem). Различаются же эти способности только потому, что ум и любовь сказываются относительно друг друга (relative ad invicem - Ibidem). Кроме того, блж. Августин замечает, что ум изначально не столько познаваем для самого себя (sibi noscibilis), сколько любим самим собой (amabilis sibi), и эта любовь есть влечение (appetitus), к-рое побуждает ум к исканию самого себя (inquisitio) и открытию себя в сознании (notitia sui - Ibid. IX 12). Это влечение также может быть названо В., поскольку всякий, кто ищет, желает найти (Ibidem). И то же самое влечение, к-рое сначала устремляет ум к тому, что еще только нужно познать, затем становится любовью к тому, что уже познано, когда обращается к порождению ума и связывает воедино сознание и породивший его ум (Ibidem). Поэтому, согласно блж. Августину, В. первоначально происходит из человеческого ума, когда побуждает его к самопознанию; а после того, когда оно уже возникло и родилось, В. достигает совершенства и на этом успокаивается, так что то, что ранее было побудительной силой исследования (appetitus quaerentis), становится наслаждающейся любовью (amor fruentis), к-рая происходит уже от обоих, т. е. от рождающего ума и от рожденного знания, как бы от отца и сына (Ibid. XV 47). Кроме того, по мнению блж. Августина, В. тесно связана с такой деятельностью человеческого ума, как произнесение внутреннего слова (verbum intus editum), ведь «никто желающий не делает чего-либо прежде, чем не произнесет это в своем сердце» (Ibid. IX 7). Поэтому слово в человеке «зачинается любовью» (Ibidem), а любовь является «средним термином (quasi medius), который связывает наше слово и ум друг с другом и без какого бы то ни было смешения сочетает себя с ними бестелесной связью» (Ibid. IX 8). Эту же мысль блж. Августин подтверждает аналогией с актом чувственного восприятия и воображения, где В. принадлежит связующая роль (copulatio, conjunctio, communio) между объектом и субъектом познания (Ibid. XI 2-9). Т. о., В., рассматриваемая блж. Августином в рамках его психологической аналогии Св. Троицы в составе таких триад, как «быть, знать, хотеть» (Confess. XIII 11-12; 19), «существование, знание, любовь» (De civ. Dei. XI 26), «ум, знание, любовь» (De Trinit. IX 3; 19), «память, мышление, воля» (Ibid. X 17) и др., является образом Св. Духа.

http://pravenc.ru/text/Воля.html

CXXIX, 3) „Милостыня у Него не без суда, суд не без милостыни, говорит св. Василий В. Прежде суда любит милостыню, и после милостыни приходит на суд. У Него сопряжены между собою милость и суд, чтобы одна милость не произвела в нас расслабления, и один суд не довел до отчаяния. Судия хочет тебя помиловать и соделать участником Своих щедрот; но в таком только случае, если найдет, что ты, по содеянии греха, стал смирен, сокрушен, много плакал о лукавых своих делах, без стыда открыл содеянное тайное, просил братию потрудиться с тобою о твоем уврачевании. Одним словом, если увидит, что ты достоин сожаления, то беззавистно подает Свою милостыню. Когда же видит в тебе сердце нераскаянное, ум гордый, который не верит будущему веку, не боится суда, тогда любит суд над тобою. Ибо так искусный и человеколюбивый врач прежде старается смягчить опухоль припарками и смягчающими средствами; но когда увидит, что опухоль не опадает, а затвердевает, тогда отложив в сторону масло и мягчительные врачевства, употребляет, наконец, в дело острые орудия. Посему, любит милостыню к раскаявающимся, но любить и суд над упорными» (Из тв. св. Вас. Вел.).   40. Бог неизменяем    Я – Господь Бог ваш, говорит о (Малах. III. 6). Не яко человек, Бог Себе Сам Бог, и не изменяюсь колеблется, ниже яко сын человеческий, изменяется (Бог не человек, чтобы Ему лгать, и не сын человеческий, чтобы Ему изменяться) (Числ. XXIII, 19), или: не скажет неправды и не раскается Верный израилев; ибо не человек Он, чтобы раскаяться Ему (1 Цар. XV:29). Подобную же мысль выражает и псалмопевец, говоря: в начале Ты, Господи, основал землю, и небеса – дело Твоих рук. Они погибнуть, а Ты пребудешь; и все они, как риза, обветшают, и, как одежду, Ты переменишь их и изменятся. Но ты тот же (Псал. CI, 26 – 28).    Бог, по учению бл. Августина, обладая истиннейшим бытием, вместе с этим есть и неизменяем, – Он не знает никаких перемен, ни в каком отношении не подлежит повреждению, ничего из Себя Он не теряет и не умаляется и ничего нового не приобретает и не увеличивается.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/3...

Ибо если бы сказано было просто: сотвори, то можно было бы думать, что сотворил также, как зверей или растения. Потому, чтобы избежать тебе такого общения с животными, Слово передало, каким образом Богу угодно было сотворить тебя… взял персть от земли и создал собственными руками». Слово об устроении человека. Сл. Каппа nb. d. Urspung. d. Menschen. u Völker nach d. Mosaischen Geschichte, Nurnb. 829. 492 На Быт. вопр. 42. также отвечали св. Златоуст Hom. 20. in. Genes, св. Епифаний hæres. 19 n. 6. и бл. Августин de civit. Dei XV, 16. 493 Циммерман (человек стр. 9, 10) читает у Моисея об эдеме: «вторая река, называемая Геон, окружает всю землю черных». И затем говорит: «из указания на всем известную землю черных можно было бы заключить, что в тогдашнее время уже существовали не только люди вообще, но и различные человеческие породы». Так говорит книга, написанная для народа! Изумительное легкомыслие! а) Моисей вовсе не говорит о земле черных, а поименовывает страну Куш. А под этим в Библии разумеется и прибрежная страна персидского залива и Эфиопия: б) когда – тогда существовали человеческие породы? Ужели Циммерману пришла на ум странная мысль о времени эдема? Если же думает он о времени Моисея: то не только можно, но и должно думать, что при Моисее были человеческие породы. 494 Тертуллиан Vanus es, si huic lingvæ (latinæ) ant qræcæ, qvæ propinqvæ inter se habentur, reputabis, ut neges naturæ universitatem. Non Latinis, nee Argivis solis, anima de colo cadit. Omnium qentium unus homo, varium nomen, est una anima, varia vox. unus spiritus, varius sonus, propria cuiqventi leqvels, sed loqvelæ materia communis. Testim animæ § 6. Лактянций Instit. div 5, 10. Феодорит Græcar. aftect. cur. 5, t. 4, 835. 836. De providentia or. 7. t. 4, 588. 589. 496 Грегуара Traite sul la literature des Negros 1828. Мальте – Брюна Abrege de Geogr. 1842. p. 653 – 656. Циммермана человек стр. 13. 14. 44. 498 Причард Namurgesch. d. Mensch. 13. 1, 222 – 220. Циммермана человек стр. 117 – 123. 132 – 145.

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Cherni...

Что касается указаний на существование нищенствующих орденов, то на это достаточно заметить, что отречение от собственности есть один из обетов монашества и что эти нищенствующие ордена вели не бродячую жизнь, а жили в монастырях, занимались разными работами и приносили даже пользу окружающему населению. Так об ордене добровольных бедных (Arme freiwillige), основанном в 1470-м году, под влиянием Буша (Busch), в немецких городах, известно, что он состоял из благочестивых ремесленников, живших по уставу св. блаженного Августина и честно занимавшихся своими ремеслами 19 . Об отношении к нищим лютеранских обществ и говорить нечего. Реформаторы то и были первые, которые восстали против нищенства и взывали к правительствам об их преследовании. «Ленивые обжоры и своевольные бродяги, говорит Лютер, которые не работают и, однако, хотят жрать, должны быть строго наказываемы; потому что они ложью и обманом отнимают хлеб, подаваемый боголюбезными гражданами у живущих среди нас истинных бедных» 20 . Кальвин предлагал, помимо наказания, употреблять таких способных к занятию нищих, на какие-либо полезные для государства работы, а именно; мужчин – на постройку общественных зданий, а женщин – для ухода за больными, за малолетними и для служения в госпиталях 21 . Крайне несправедливо и о русской церкви говорить, что она безразлично относилась к нищим. Действительно, пастыри и учители её постоянно взывали о милосердии к бедным, о сострадании к рабам, о высоком значении милостыни, но, во-первых, иначе и говорить они не могли, а, во-вторых, нужно знать каково было общество наше в XIII, и XV столетиях. Из тех же слов и поучений, в которых слышим призыв к состраданию, милосердию, помощи, узнаем, как мздоимны и несправедливы были судьи и управители, как безжалостны были сильные и богатые в отношении к бедным, слабым и беспомощным, как жестоко обращались господа со своими рабами, как обычны были: резоимство, грабительство, воровство и поджоги. В ком же, как не в пастырях и учителях церкви, могли находить тогда защиту для себя все жертвы указанных пороков общества? Почему же те, которые видят в словах о милостыне поощрение нищенству, не приводят как те же и другие современные им проповедники обличали при этом направление общества, как, например, митрополит Кирилл II (1242–1283) в слове «о судьях и волостелях» свободно и беспристрастно обличал их неправосудие, мздоимство и угнетение народа, как Симеон, первый епископ Тверской (1271–1288) обличал, по сказанию сборника «Мерило праведное» князя Полоцкого Константина за его неразборчивость в выборе тиунов, как Серапион, епископ Владимирский (XIII в.) в слове «О казнех Божиих и о ратех» говорит: «неправда и зависть умножися в нас, злоба преможе ны, величание вознесе ум наш, злоба в сердца нам вселися и ненависть на други, несытость миловати сирот ни роду своего убогих.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr-Kudr...

В 1187 г., когда султан Салах-ад-Дин вытеснил крестоносцев из Иерусалима, золотой крест был снят с храма Господня и снова был поставлен полумесяц; христианские надписи уничтожены, а стены омыты розовой водой, доставленной сюда на 500 верблюдах. В 1229 году германский император Фридрих II, вернувший на короткое время Иерусалим под свою власть, заключил с султаном Камалом договор, по которому христиане и мусульмане совместно должны были владеть мечетью Скалы, и в храме была поставлена символическая статуя общего братства. Но это продолжалось недолго, и около 1250 года мусульмане снова безраздельно завладели мечетью и перестроили ее. По свидетельствам XV века, мечеть Скалы своей красотой привлекала многие тысячи паломников и путешественников 18 . Мечеть аль-Акса – храм Соломона Как уже было отмечено, в VI в. мечеть аль-Акса была христианской церковью Введения Богоматери во храм. Крестоносцы снова превратили ее в христианскую церковь . Иерусалимский король Балдуин II (ум. в 1131) отдал часть храмового здания тамплиерам, которые вскоре построили еще и длинную галерею, примыкавшую к храму с запада. Крестоносцы имели здесь королевскую резиденцию, называвшуюся «Соломоновым двором». Аль-Акса стала главным центром тамплиеров. Их постройки теснились около этой церкви, и аль-Акса носила тогда название «Храма Соломона». Эта древняя христианская базилика, несмотря на многочисленные перестройки, в основном сохранила свой первоначальный византийский характер. Об этом писал известный русский общественный деятель А.С. Норов , сравнивший эту древнюю базилику с построенной в конце IV в. церковью святого Павла в Риме. Как вспоминал Норов о своем посещении мечети аль-Акса в 1835 году, «мы направились к большому зданию, выкрашенному красным цветом; оно выстроено параллелограммом, с куполом на его оконечности. Это бывший христианский храм во имя Пресвятой Богородицы Вступив в это торжественное здание через крытый притвор, я думал, что нахожусь в церкви св. Павла за стенами Рима» 19 . По словам другого русского исследователя, побывавшего в мечети аль-Акса в середине XIX века, «следуя по храму, вы замечаете повсюду византийский характер здания. Оно имеет 7 крестовых ходов или нефов. Центральный неф поддерживается массивными мраморными столбами, по 6-ти с каждой стороны; капители этих столбов несколько напоминают коринфские». О первоначальном христианском характере архитектуры мечети аль-Акса свидетельствовал и русский публицист Е. Л. Марков, побывавший здесь в конце XIX века. По его словам, «готический стиль фронтона и длинного величественного нефа этой церкви, поддержанного двумя рядами колонн, вполне сохранился и теперь. Ислам только расписал внутренность христианского храма обычной парчой своих пестрых арабесок» 20 . Харам аш-Шариф в эпоху Оттоманской империи (1517–1917)

http://azbyka.ru/otechnik/Avgustin_Nikit...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010