Cедмица.RU Церковно-Научный Центр «Православная Энциклопедия» По Благословению Святейшего Патриарха Московского и Всея Руси Кирилла Функционирует при финансовой поддержке Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации Украинская Православная Церковь канонизировала преп. Иоанна (Вишенского) и святителя Иоанникия (Руднева) Решения приняты на состоявшемся 20 июля заседании Синода КИЕВ. На состоявшемся 20 июля 2016 г. в Киево-Печерской Лавре заседании Священного Синода Украинской Православной Церкви, которое прошло под председательством Блаженнейшего Митрополита Киевского и всея Украины Онуфрия, был заслушан рапорт митрополита Херсонского и Таврического Иоанна, председателя Комиссии по канонизации святых при Синоде Украинской Православной Церкви, о причислении к лику святых монаха Иоанна Святогорца (Вишенского) (ум. ок. 1621-1633 гг.) и внесения имени святого в месяцеслов Украинской Православной Церкви. Рассмотрев житие, труды, подвиги и учитывая народное почитание монаха Иоанна Святогорца (Вишенского), Синод постановил благословить его причисление к лику святых, утвердить иконописное изображение святого и представленные проекты тропаря и кондака святому. Также решено благословить внесение имени преподобного Иоанна Святогорца (Вишенского) в месяцеслов Украинской Православной Церкви с установлением дня памяти 16/29 июля (старый/новый стиль). Календарной комиссии определено внести соответствующие изменения в Церковный календарь Украинской Православной Церкви. На том же заседании Синода был рассмотрен и положительно решен вопрос о причислении к лику местночтимых святых Киевской епархии митрополита Киевского и Галицкого Иоанникия (Руднева) (ум. в 1900 г.). Память святителя Иоанникия (Руднева) определено совершать 7/20 июня (старый/новый стиль), в день его преставления, сообщили в Пресс-службе Украинской Православной Церкви. Ссылки по теме Церковно-Научный Центр «Православная Энциклопедия» По Благословению Святейшего Патриарха Московского и Всея Руси Кирилла © Православная Энциклопедия, 2001–2024. Все права защищены © Сделано в Stack Group , 2008–2024

http://sedmitza.ru/text/6469743.html

языков (греческого, латинского, французского, персидского, татарского и др.) стал основой зарождающейся литературы, носившей более светский характер в отличие от традиц. духовной письменности на древнеарм. языке. На среднеармянском были написаны важные исторические сочинения, лит. шедевры, экзегетические и литургические работы, памятники юридической лит-ры, естественнонаучные, философские, медицинские трактаты, притчи и проповеди, созданы различные сборники, учебники и др. Лит. деятельностью занимались: католикосы Григор II Вкаясер (Мартирофил (Мучениколюбец); ок. 1025-1105), Григор III Пахлавуни (ок. 1093-1166), Нерсес IV Шнорали (ок. 1102-1173), Григор IV Тха (ок. 1133-1193), а также Геворг Лореци (2-я пол. XI в.), Геворг Мегрик (1043/45 - ок. 1113/15), Киракос Дразаркци (ок. 1050-1127), Игнатиос Черногорец (1090-1160), Вардан Айказн (XI-XII вв.), Барсег Дразаркци (ок. 1100 - ок. 1163), Саргис Шнорали (ок. 1100 - ок. 1167), Григор Кесунци (1100?-1170?), Григор Марашеци (XII в.), еп. Нерсес Ламбронаци (1153-1198), Григор Скевраци (1170/75-1264/65), Вардан Айгекци (ок. 1170-1235), Аристакес Ритор (ок. 1170 - ок. 1240), Ованнес Гарнеци (ок. 1180 - ок. 1245), Вардан Великий (Аревелци; ок. 1198-1271), Мхитар Скевраци (ок. 1200 - ок. 1271), Смбат Спарапет (1206-1276), Ваграм Рабуни (ок. 1215 - ок. 1290), Ованнес Ерзнкаци Плуз (ок. 1230-1293), Григор VII Анаварзеци (ок. 1240-1307), Хетум Патмич (Историк; ок. 1240 - ок. 1310), Хетум Корикосци (ок. 1240 - ок. 1311, племянник кор. Хетума I), Геворг Скевраци (ок. 1246/47-1301), Ованнес Аркаехбайр (букв.- «брат короля» - Хетума I; XIII в.), Мовсес Ерзнкаци (1250 - ок. 1323, ученик Геворга Лореци), Костандин Ерзнкаци (ок. 1250 - ок. 1340), Вардан Малый Бардзрабердци (Киликеци; ок. 1260 - ок. 1326), Барсег Машкеворци (ок. 1280 - ок. 1345), Тиратур Вардапет Киликеци (ок. 1275 - ок. 1350), Нерсес Палианенц (кон. XIII в.- 1363), Киракос Ерзнкаци (1289-1355), Ованнес Тлкуранци (1320-1400) и др. Как и более ранние произведения, лит-ра К.

http://pravenc.ru/text/1684612.html

     .   Таблица 4 Цены на сальные свечи в 1615 – 1678 гг.   Дата Цена за 1 штуку, в деньгах Цена за 100 штук, в деньгах 1615–1616 гг. 0,46–0,48 1620–1621 гг. 0,4–0,52 1627–1628 гг. 0,36–0,44 1632–1633 гг. 0,4–0,52 1636–1637 гг. 0,4–0,5 1640–1641 гг. 0,36–0,5 1647–1648 гг. 0,32–0,42 1648–1649 гг. 0,32–0,34 1650–1651 гг. 0,3–0,46 1661–1662 гг. 0,9–1,8 90–180 1666–1667 гг. 0,3–0,34 1672–1673 гг. 0,32–0,36 1677–1678 гг.     Таблица 5 Цены на сальные свечи за 1631 – 1632 гг. Дата Цена за 1 штуку, в деньгах Объем покупки, штук Сумма покупки, в деньгах Октябрь 1632 г. Октябрь 1632 г. Ноябрь 1632 г. Ноябрь 1632 г. Ноябрь 1632 г. Ноябрь 1632 г. Ноябрь 1632 г. Декабрь 1632 г. Январь 1633 г. Январь 1633 г. Январь 1633 г. Февраль 1633 г. Февраль 1633 г. Февраль 1633 г. Февраль 1633 г.   Важное место среди товаров в XVI – XVII вв. занимала рыба. Вологодский архиерейский дом, как и монастыри на северо-западе – севере страны ежемесячно, а иногда и еженедельно, закупал на свой обиход и для подношений разные виды рыб. Наиболее часто в рационе монахов и слуг архиерейского дома появлялись сиг, щука, язь, окунь, плотва, ряпушка (репукса), ловоть, лещ, карась, пашенка и многие другие. Более дорогие виды, такие как лосось и семга, покупались крупными партиями и отдавались вологодской воеводской администрации или отвозились в Москву в качестве почести или посула представителям государева двора, приказным людям или церковным иерархам. Как верно отмечал А. Г. Маньков, в Московском царстве «рыба продавалась штуками, пудами, бочками, возами, пучками, беремянами, косяками, мотками, рогожами и т. д.» Подобный разнобой в единицах измерения лишает исследователя возможности выявить реальное количество закупленный рыбы и приравнять его к более распространенной единице веса – пудам. Более того, при покупке рыбы на собственный обиход архиерейские слуги редко фиксировали стоимость каждого вида и записывали только потраченную сумму. Так, 25 октября 1677 г. у вологодского посадского человека рыбника Ивана Федосеева к столу было куплено «свежей рыбы щук, и лещей, и язей, и ушной, карасей и окуней... на рубль тринатцать алтын две денги» Цена на отдельный вид рыбы часто зависела как от ее размера, так и от способа дальнейшего приготовления. В сентябре 1648 г. «Пантелей же купил в клюшню на пар шесть щук свежих, да три щуки на колодки, да две щуки ушных, дал шесть алтын четыре денги» При этом цена за свежую щуку для основного блюда и щуку для ухи могла отличаться более чем на 10 денег Таким образом, единственной пригодной для сравнения мерой измерения следует признать пуд.

http://sedmitza.ru/lib/text/8346898/

При Филарете Никитиче вышло из Московской типографии больше книг, нежели сколько было напечатано их во все предшествовавшее время от ее начала. Изданы были все двенадцать Миней месячных, печатание их продолжалось одиннадцать лет: книги за сентябрь и октябрь вышли в 1619 г., а книга за август в 1630 г.. Служебник издавался шесть раз (1620, 1623, 1627, 1630, 1632, 1633). Часослов – пять раз (1628, 1631 – дважды, 1632, 1633). По четыре раза изданы были Апостол (1621, 1623, 1631, 1633), Требник (1623, 1625, 1633 – дважды) и Минея общая (1623, 1626, 1629, 1632). По три раза – Евангелие (1627, 1628, 1633), Псалтирь (1620, 1624, 1632), Псалтарь следованная (1626, 1628, 1632), Устав церковный (1631, 1633 – дважды), Триодь постная (1621, 1628, 1630). По два раза – Триодь цветная (1621, 1630), Шестоднев (1625, 1626), Евангелие учительное (1629, 1633). По одному разу – Октоих (1631) и Каноник (1631). Все эти книги печатались по благословению святейшего патриарха Филарета. В послесловиях многих из них сказано, что они и свидетельствованы были самим же Филаретом. В тех же послесловиях нередко упоминается, что книги были исправлены и напечатаны по древним харатейным славянским спискам, но нигде не замечено, чтобы хоть одна книга сличалась и с греческим текстом, и с греческими списками. Значит, и при Филарете Никитиче исправление книг совершалось так же, как прежде. Лучше и образованнее были теперь справщики, но и они, ограничиваясь только славянскими списками, хотя и древними, не могли избежать многих погрешностей, в чем сознавались и сами в послесловиях к книгам, и просили себе снисхождения у православных. Дав приказание исправлять книги по харатейным спискам и печатать, царь и патриарх имели в виду «в единогласие привести вся потребы и чины церковнаго священноначалия» – эта цель действительно достигалась, но не вполне, так как в разных изданиях одной и той же книги допускались некоторые разности. Например, в Служебнике 1633 г. по вынутии Агнца из просфоры положено каждение в монастырях, а по вынутии частиц из прочих просфор положены молитвы, произносимые священником и диаконом, – в прежних филаретовских Служебниках ничего этого нет.

http://azbyka.ru/otechnik/Makarij_Bulgak...

Появление греческой литературы связано в первую очередь с письменной фиксацией гомеровских поэм в середине VI в. до н. э., а также так называемых Гомеровых гимнов в честь богов. Но первыми по-настоящему авторскими литературными произведениями стали сочинения Гесиода (ок. 730 – ок. 650 гг. до н. э.). К архаическому периоду относится, в частности, творчество таких греческих поэтов-лириков, как Архилох (ок. 680 – ок. 640 гг. до н. э.), Алкей (ок. 620/626 – ок. 580 гг. до н. э.), Сапфо (ок. 630 – ок. 570 гг. до н. э.), Анакреонт (ок. 570/559 – ок. 485/478 гг. до н. э.), Пиндар (ок. 522/518 – ок. 448/438 гг. до н. э.) и многих других. В это же время начинает творить Эсхил (525–456 гг. до н. э.) – знаменитый греческий драматург, стоявший у истоков формирования трагедии как литературного жанра. Рождение греческой философии связывают с именами Фалеса (ок. 640/624 – ок. 548/545 гг. до н. э.), Анаксимандра (ок. 610 – ок. 547/540 гг. до н. э.), Анаксимена (ок. 585 – ок. 525 гг. до н. э.), Гераклита (ок. 544 – ок. 683 гг. до н. э.) и Пифагора (ок. 580 – ок. 500 гг. до н. э.). Концепции раннегреческих философов стали первыми известными попытками рационалистического объяснения окружающего мира. Римская Греция и греческая Эллада Названия «Греция» и «греки» вошли в употребление благодаря древним римлянам. Дело в том, что первоначально данный этноним ( γραικς ) применялся исключительно к одному из племён, живших в западной, обращённой к Италии, части Балканского полуострова – Иллирии, называемой также Эпиром. Впоследствии римляне перенесли наименование «Греция» на всю территорию Пелопоннеса. Сами же греки именовали себя «эллинами» ( λληνες ), а свою страну, соответственно, называли «Эллада» ( λλς ). Можно сказать, что классическая греческая цивилизация начала складываться на заре так называемого «архаического периода», была создана практически заново 488 . Это было поистине настоящее «греческое чудо». Преодолев хаос «тёмных веков», Эллада стояла на пороге «золотого века» своей культуры – эпохи, которая войдёт в историю как классический период древнегреческой цивилизации. В это время с необычайной силой и во всей красе раскрывается мощный духовный и культурный потенциал греческой нации, породившей гениальных философов, поэтов, писателей, архитекторов, учёных мужей и государственных деятелей. Достижения классической эллинской культуры не только заложили основы для становления и развития последующей цивилизации Древнего Рима, но и стали мощным импульсом для формирования будущей европейской цивилизации.

http://azbyka.ru/otechnik/religiovedenie...

Случай, показывающий, с какою строгостию относился Филарет к самым, по-видимому, незначительным отступлениям в церковной обрядности. Разрешенному Нектарию приказано было жить на Богоявленском подворье впредь до назначения ему кафедры, и он оставался в Москве до смерти Вологодского архиепископа Корнилия (17 марта 1625 г.), когда вновь занял свою прежнюю кафедру, на которой и скончался (3 июня 1626 г.). Митрополит Иона, осудивший некогда Нектария, был свидетелем его оправдания на Соборе и просил прощения у патриарха и у самого Нектария . Вот за такие-то и, может быть, другие подобные поступки митрополит Иона и должен был наконец расплатиться потерею своей кафедры. Божественных писаний стихословия исправляти, яже неисправлением от преписующих и многолетних обычаев погрешена быша», и таким образом положили начало знаменитой впоследствии Типографской библиотеке . При Филарете Никитиче вышло из Московской типографии больше книг, нежели сколько было напечатано их во все предшествовавшее время от ее начала. Изданы были все двенадцать Миней месячных, печатание их продолжалось одиннадцать лет: книги за сентябрь и октябрь вышли в 1619 г. 327, 330, 333, 336, 338, 340], а книга за август в 1630 г. 344, 346, 348, 350]. Служебник издавался шесть раз (1620, 1623, 1627, 1630, 1632, 1633) 504–506]. Часослов — пять раз (1628, 1631 — дважды, 1632, 1633) 622–625]. По четыре раза изданы были Апостол (1621, 1623, 1631, 1633) 118, 120, 121], Требник (1623, 1625, 1633 — дважды) 543, 545, 546] и Минея общая (1623, 1626, 1629, 1632) 311, 313, 314]. По три раза — Евангелие (1627, 1628, 1633) Псалтирь (1620, 1624, 1632) 427, 432], Псалтирь следованная (1626, 1628, 1632) Устав церковный (1631, 1633 — дважды) Триодь постная (1621, 1628, 1630) 571, 572]. По два раза — Триодь цветная (1621, 1630) 581], Шестоднев (1625, 1626) 639], Евангелие учительное (1629, 1633) 206]. По одному разу — Октоих (1631) и Каноник (1631) Все эти книги печатались по благословению святейшего патриарха Филарета. В послесловиях многих из них сказано, что они и свидетельствованы были самим же Филаретом .

http://sedmitza.ru/lib/text/436125/

1139); Бежген (ок. 1140); Нерсес (1149-1155); Степанос (1155-1195); Ованнес (1195-1235); Нерсес (1235-1262); Степанос (1262-1323); Сукян и Петрос (ок. 1323-1331); Закария (ок. 1331); Давит (?); Карапет (1402-1420); Ованнес (ок. 1426-1428); Маттеос (ок. 1434); Атанас, Григор и Ованнес (1441-1470); Азария (?); Фума (ок. 1471); Аристакес (?); Степанос (ок. 1476); Нерсес (ок. 1478); Шмавон (ок. 1481); Аракел (1481-1497); Матфей (ок. 1488); Аристакес (1515-ок. 1516); Саркис (ок. 1554); Григор (ок. 1559-1574); Петрос (1571); Давит (ок. 1573); Филиппос (?); Ованнес (1574-1586); Давит (ок. 1584); Атанас (ок. 1585); Шмавон (1586-1611); Аристакес Колатакци (ок. 1588); Мелкисет Арашеци (ок. 1593); Симеон (ок. 1616); Петрос Хондзкеци (1653-1675); Симеон Хоторашенци (1675-1701); Еремия Хасан-Джалалянц (1676-1700); Есайи Хасан-Джалалянц (1702-1728); Нерсес (1706-1736); Исраел (1728-1763); Нерсес (1763); Ованнес Гандзасареци (1763-1786); Симеон Хоторашенци (1794-1810); Саргис Гандзасареци (1810-1828; с 1815 с титулом митрополита). Э. Н. Г. Культура А. К. формировалась в русле развития общих для стран Закавказья исторических процессов. Сосуществование различных традиций предопределялось объединением в этом политическом образовании множества народностей. Ни в эпоху существования Албанского царства, ни в последующие столетия, судя по сохранившимся памятникам, на этой территории так и не сформировалось достаточно цельной культуры. Включение бывш. областей Вел. Армении (Арцаха и Утика на Правобережье Куры) в Албанское марзпанство Ирана положило начало смещению процессов развития культуры А. К., чему способствовали и др. события V-VI вв.: упразднение царской власти, перенос центра марзпанства и католикосата в г. Партав на правом берегу Куры, приход к власти арм. династии Михранидов. Эти обстоятельства требуют иного по сравнению с предшествующим периодом понимания географических рамок развития христ. культуры этого образования, в пределах к-рого начиная с V в. распространялась юрисдикция Албанской Церкви.

http://pravenc.ru/text/Албания ...

С X в. А. известен и как крупный скрипторий, во времена Католикосата здесь сформировалась особая школа рукописной книги. Наивысшего расцвета скрипторий достиг при Католикосе Закарии I Сефединяне, когда Даниэл Ахтамарци основал династию писцов и художников, к-рая была известна на протяжении 200 лет. С А. связаны имена таких историографов, как Товма Арцруни, Тума Минасенц, Григор Ахтамарци, Закария Гнунеци и др., сюда приезжали копировать рукописи из Гладзора, Ермона и др. центров. Ахтамарские Католикосы: Давид I (1113 - ок. 1165); Степанос I Алуз (ок. 1165 - ок. 1185 или 1190); неизвестный; Степанос II Нкарен (упом. в 1223 - † 1272); Степанос III (Отрок) Сефединян (1272 - ок. 1296); Закария I Сефединян (1296-1336); Нерсес Болат (упом. в 1316, 1324 и 1371); Степанос III (упом. с 1340 - † 1346); Давид II (1346 - ок. 1368); Закария II Наатак (1369-1393); Давид III (1393-1433); Закария III (1434-1464); Степанос IV Отрок (1465-1489); Закария IV (1489 - ок. 1496); Атом (упом. в 1496, 1497, 1499, 1506); Ованнес (упом. в 1512); Григор I Ахтамарци (Великий) (ок. 1512 - ок. 1544); Григор II Сефединян Ахтамарци (Малый) (ок. 1544 - ок. 1586); Григор III Малый (упом. в 1595, 1602, 1604, 1605); Мартирос Гурджи Пшрук (1660-1662); Петрос († 1670); Степанос (упом. в 1671); Пилипос (упом. в 1671); Карапет (упом. в 1677); Ованнес Тутунджи (упом. в 1679); Товма I (1681-1698), противопрестольным католикосом был Аветис (упом. в 1697); Саак Арцкеци (упом. в 1698); Ованнес Кецук (упом. в 1699-1704); Айрапет I Пайхеци (упом. в 1706); Григор Гавашеци (упом. в 1707, 1711); Ованнес Хайоцдзореци (упом. в 1720); Григор Хизанци (упом. в 1725); Багдасар Багишеци (упом. в 1735-1736); Николайос Спаркертци (1736-1751); Григор (ок. 1751-1761); Товма II Ахтамарци (ок. 1761-1783); Карапет Крэмфасменц (1783-1787); Маркос Шатахеци (1788-1791); Теодорос (упом. в 1792-1794); Микаэл (упом. в 1796); Карапет († ок. 1813); Хачатур I Ванеци (1813-1814); Карапет († ок. 1823); Арутюн († ок. 1823); Ованнес Шатахеци (1823-1843); Хачатур Мокаци (ок. 1844-1851); Габриэл Широян (1851-1857); Петрос Бюлюл (1858-1864); Хачатур II Широян (1864-1895).

http://pravenc.ru/text/77218.html

обр. в Галерее Боргезе), покровительствовал художникам (в т. ч. молодому Дж. Л. Бернини ). 21 янв. 1621 г., во время торжественной процессии в Риме, посвященной победе католиков в битве у Белой горы, П. перенес апоплексический удар, спустя 3 дня - второй. Он умер в Квиринальском дворце в Риме. 31 янв. был похоронен в соборе св. Петра; 31 янв. следующего года его останки торжественно перенесли в капеллу Паолина в базилике Санта-Мария-Маджоре (скульптуры, украшавшие катафалк, изготовлены Дж. Л. Бернини). На надгробии установлена мраморная статуя стоящего П. работы С. Дж. Лонги (1611). В базилике находится также бронзовая статуя сидящего П. работы П. Санкирико (1619-1620). Ист.: Fonti per la storia artistica romana al tempo di Paolo V/A cura: A. M. Corbo, M. Pomponi. R., 1995; Le istruzioni generali di Paolo V ai diplomatici pontifici, 1605-1621/Ed. S. Giordano. Tüb., 2003. 3 vol.; Rituale Romanum: Ed. princeps (1614)/Ed. M. Sodi, J. J. Flores Arcas. Vat., 2004; I documenti vaticani del processo di Galileo Galilei (1611-1741)/Ed. S. Pagano. Vat., 2009. Лит.: P é rez Bustamante C. El pontífice Paulo V y la expulsión de los moriscos//Boletín de la Real Academia de la historia. Madrid, 1951. T. 129. P. 219-233; Monaco M. Le finanze pontificie al tempo di Paolo V (1605-1621): La fondazione del primo banco pubblico in Roma. Lecce, 1974; Reinhard W. Papstfinanz und Nepotismus unter Paul V., 1605-1621: Stud. und Quellen zu quantitativen Aspekten des päpstlichen Herrschaftssystems. Stuttg., 1974. 2 Bde; idem. Paul V. Borghese (1605-1621): Mikropolit. Papstgeschichte. Stuttg., 2009; Roca De Amicis A. Studi su città e architettura nella Roma di Paolo V Borghese (1605-1621)//Bollettino del centro studi per la storia dell " architettura. R., 1984. Vol. 31. P. 1-97; Mann J. W. The Annunciation Chapel and the Quirinal Palace, Rome: Paul V, Guido Reni and the Virgin Mary//The Art Bull. N. Y., 1993. Vol. 75. P. 113-134; Boutry P. Paul V//Dictionnaire hist. de la papauté/Éd. Ph. Levillain.

http://pravenc.ru/text/2578531.html

romanensium, ж) artium liberal.; з) риторические и и) поэтические. Этимологические или грамматические книги он перечисляет отдельно русские (Азбуки 1694–1776 гг. 11 названий, прописи – 3, грамматики – 4, 1755–1773 г.), отдельно греческие (3 названия 1765–1771 гг.), латинские (7 названий 1700–1774 гг.), немецкие – germanici (7 названий 1758–1774 гг.), французские – gallici (11 названий 1730–1774 гг.), итальянские (2 названия 1759 и 1773 гг.), английские (2 названия 1766 и 1773 гг.), шведскую (1773 г.), грузинскую (1758 г.), и черемисскую и чувашскую (1770 г.). Лексиконов он указывает 17 названий 1704–1776 гг., педагогических книг 36 названий 1756–1775 гг. (сюда же он причисляет «притчи и басни нравоучит.»), филологических 23 названия 1727–1776 гг., fabular. romanensium 24 названия 1751–1776 гг., satyr. romanensium 39 названий 1754–1775 гг., Artium liberal. 10 названий 1720–1773 гг., риторических 11 названий 1748–1775 гг., и поэтических 58 названий (Artis et Histor. Poetic. – 14, 1725–1774 гг., Epici iique heroici et lirici – 14, 1757–1774 гг., Dramatici iique tragici, comici, opera, drama, bucolici – 30 названий, 1752–1775 гг.). Исторические книги Н.Н. Бантыш-Каменский указывает под следующими рубриками: 1) история всеобщая – 18 названий 1718–1775 гг., 2) история литературы – histor. litterariae 5 названий 1763–1772 гг. 5 , 3) история церковная 7 названий 1719–1776 гг., 4) история гражданская: древняя: а) греческая, 11 названий 1749–1774 гг., б) римская – 15 названий 1748–1775 гг.; средняя: а) русская – 55 названий 1722–1776 гг., б) немецкая 2 названия 1772 и 1776 гг., в) французская – 1, 1770–1776 гг., г) испанская – 1, д) итальянская – 3, 1771–1775 гг., е) английская – 1, 1768 г., ж) датская – 1, 1766 г., з) шведская – 3, 1764–1776 гг., и) польская – 4, 1764–1770 гг.; и) бранденбургская – 2, 1762–1763 гг., к) турецкая – 11, 1716–1775 гг., л) персидская – 2, 1762–1763 гг., м) китайская – 1, 1774 г., н) японская – 2, 1734 и 1773 гг., о) американская – 3, 1765 г., – 5) история muscellan.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Belokur...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010