Акафист Пресвятой Богородице Ради иконы Ея Иверской Мироточивой монреальской Тропарь, глас 1 От святыя иконы Твоея, о Владычице Богородице, миро благодатное источила еси обильно, верныя Твоя во изгнании сущия утешила еси и неверныя светом Сына Твоего просветила еси. Темже и припадаем к Тебе, Госпоже, со слезами: милостива нам буди в час судный, да некако толикую милость Твою восприявше, яко презорливи наказани будем, но подаждь нам Твоими молитвами плод духовный принести и спаси души наша. Тропарь, глас 8 Аще и отечества земнаго лишение попущением Божиим прииде верным Твоим, но явилася еси милостивая Утешительница им в чудотворней иконе Твоей, от неяже и слезы источила еси о нечестии сердец наших скорбящи, темже и умиленно вопием к Тебе со слезами: Небеснаго Отечества врата отверзи нам толкущим, яко Благая Вратарница еси, двери райския верным отверзающая. Кондак 1 Избранной от всех родов Заступнице рода христианскаго, даровавшей нам чудное знамение от иконы Своея честныя и миро благовонное от нея источившей, благохвальное пение приносим во умилении сердечнем. Ты же, яко имущая владычество над тварию всякою, обновление сердца и жития подаждь нам, зовущим: Радуйся, благая Вратарнице, двери райския верным отверзающая. Икос 1 Ангелом говейная икона Твоя, о Владычице, возсия нам в последняя времена сия, яко источник благодати Божественныя неистощимый, да вси вернии, с любовию припадающии Тебе и пред образом сим благоговейно кланяющиися, возопиют Тебе песнь похвальную сице: Радуйся, Дево, от века Господом предызбранная; радуйся, от взора человеча до времени премудро утаенная. Радуйся, дщи Адама перстнаго; радуйся, праматери Евы исправление. Радуйся, в естестве отпадшем рожденная; радуйся, превыше ангельскаго естества добродетелию вознесенная. Радуйся, в гаданиих пророки предобразованная; радуйся, рождеством Твоим сеновное служение упразднившая. Радуйся, от неплодове пречудно возсиявшая; радуйся, плодоносие духовное верным даровавшая. Радуйся, чаяний древних преславное сбытие; радуйся, и в последняя времена живущих надеждо последняя. Радуйся, благая Вратарнице, двери райския верным отверзающая.

http://azbyka.ru/otechnik/ikona/monreals...

«Бежи несытыя души!..» – Иудино предательство – «... Тогда Иуда злочестивый сребролю- бием недуговав омрачашеся, и беззаконным судиям Тебе Праведнаго Судию предает... »  (Из тропаря Великого Четвертка). Приближается Страстная седмица – трепетное скорбно-радостное воспоминание и прославление спасительных Страстей Христовых, подъятых «нас ради человек и нашего ради спасения». Чье верующее сердце не содрогается, не охватывается совершенно-особым благоговейно-умиленным чувством при наступлении этих воистину  святых и великих  дней, как они и именуются в нашем церковном уставе! И блажен тот, кто всю эту седмицу – единственную в своем роде в году седмицу! – может проводить как должно: безотлучно в храме Божием, как это делали в старину многие благочестивые люди, или хотя бы неопустительно посещать все изумительно-глубокие, исполненные проникновенной назидательности богослужения этих дней,  сшествуя Христу и сраспинаясь Ему,  как призывает нас к этому св. Церковь в своих песнопениях (см. стихиру Вел. Понедельника). Увы! вся жизнь современных христиан теперь так сложилась, что редко-редко кто в наше время может так полностью и целиком отдаться молитвенно-возвышенным переживаниям этих дней: ведь это дни – «рабочие», да, правду сказать, и далеко не во всех храмах богослужения в течение всей Страстной седмицы бывают ежедневно. А ведь по существу, если серьезно, по-настоящему, углубленно задуматься над тем,  что  совершилось в эти великие и святые дни, – надо было бы все бросить, все оставить и ничего не хотеть знать, кроме усердно-бодренного пребывания в храме и трезвенно-напряженного внимания всему тому, что читается и поется за этими дивными и ни с чем несравнимыми богослужениями. Каждый день Страстной седмицы имеет свое глубоко-назидательное содержание, свой, если можно так выразиться, духовный аромат, наполнен своими отрывающими нас от земли и возвышающими к небу молитвенными переживаниями, что и отмечается в богослужении каждого из этих дней. Знают ли все это современные верующие люди, называющие и считающие себя христианами?

http://azbyka.ru/otechnik/Averkij_Taushe...

Вот и еще раз Господь сподобил нас, жители богоспасаемого Владимира, сретить царицу небесную; еще раз благоволила она посетить нас в Своей чудотворной иконе, и конечно принесла с собою благодатную помощь и милости от Господа Бога. И вот бесчисленные толпы благоговейных молитвенников и молитвенниц с умиленными и верующими сердцами и ныне со всех краев нашей обширной епархии стеклись на поклонение ее чудотворному образу. Возвышенное и поистине отрадное зрелище каждогодно представляется среди нас в сей день для каждого, не совсем зачерствелого сердца! Ибо кто не тронется и благоговейно не подвинется дли веры и молитвы, смотря на сии волнующиеся массы бесчисленных богомольцев, одушевленных одним и тем же чувством беспредельного благоговения пред пречистой девой Марией, и одной пламенной молитвою пред ее чудотворной иконою? Обуреваясь постоянно житейской суетою, и связанные по рукам и ногам всяческими телесными попечениями, как легко мы холодеем верою и как незаметно мельчаем в религиозном отношении. Но невольно согревается дух при зрелище сих многочисленных благоговейных душ, одушевленных одним и тем же религиозным чувством и изливающихся в единой общей молитве пред владычицей нашей, пресвятой Богородицей. Что же скажем мы теперь с сего священного места в назидание вам, усердные молитвенники и молитвенницы, подъявшие труд благочестивого путешествия для поклонения заступнице рода нашего?... Во-первых, душевно радуемся за вас и похваляем вас, видя ваше дело веры и труд любви и терпение упования на Господа нашего Иисуса Христа и на Его пречистую Матерь ( 1Фес. 1:3 ). Стойте же крепко в сем уповании, ибо оно не посрамит; берегите и укрепляйте оною веру и надежду на божественное покровительство и заступление Матери Господа нашего, много бо может моление матернее ко благосердию Владыки. Пусть другие надеются на князи и на сыны человеческие, или на свое собственное богатство, на знатность и славу своего рода – все это ненадежно, слабо и непрочно ибо все это колеблется, переходит и исчезает, как дым! Вы же непрестанно взывайте из глубины душевной: не имамы иныя помощи, не имамы иные надежды, разве Тебе, Владычице; ибо нет существа, которое было бы ближе чем Матерь Божия но Господу Иисусу, и следовательно ничье покровительство и милость не могут быть столь могучи и действены, как ее покровительство и ее заступление! Но братия и сестры о Христе, утешаясь вашею верою и усердием к царице небесной, мы намерены в силу нашей пастырской обязанности, и как бы от лица царицы небесной, сказать вам несколько слов о самой этой вере вашей и усердии к ней.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Herasko...

Разделы портала «Азбука веры» ( 24  голоса:  4.3 из  5) Святое дитя (Очерк-быль) Дни праздника Рождества Христова миновали, не слышится более в церквах торжествующих и умиленных песнопений в честь Младенца Христа, но отголоски их еще долго будут звучать в сердцах людей и будить в них добрые благоговейные чувства… В те дни, когда христианская церковь вспоминает радостное благовестие небожителей — и в самом воздухе точно чувствуется веяние их крыльев, и очень может быть, что и действительно в эти святые дни они невидимо приближаются к земле и в особенности ко всем тем чистым любящим душам, которые можно уподобить яслям, готовым принять в себя дивного Младенца… Между этими витающими обликами в рождественские дни перед моими духовными очами часто является одно ангельское личико, а за ним сонмы ангелов, которые простирают над ним свои крылышки. Это личико одной прелестной девочки, которая еще так недавно жила между нами на земле, а теперь, наверное, порхает около Божьего престола и ангельским гласом славословит Сидящего на нем. Маруся Ж. была единственная дочь богатых и благочестивых родителей. О ее жизни я скажу только несколько слов: мне хочется, главным образом, указать на удивительные события, которые сопровождали ее переход в ту жизнь и которые могут служить доказательством того, что небесные ангелы сообщаются иногда с земными ангелами и помогают им, так сказать, выпорхнуть из своей земной оболочки и вознестись к Божьему престолу. Маруся умерла одиннадцати лет и всю свою недолгую жизнь постоянно хворала: в ней гнездился какой-то недуг, не поддававшийся никакому лечению, и часто подолгу приковывал ее к постели. Постоянно страждущая, она была всегда весела, ясна и — удивительное дело! — не выносила бездеятельности: ее слабые ручки всегда что-нибудь работали. Доктора, лечившие ее, говорили, что ее страдания часто были невыносимы, но из любви к родителям она редко выказывала нетерпение. — Подымите меня, посадите в подушки, чтобы папа не подумал, что мне худо, — говорила она иногда, когда отец ее, возвращаясь из должности, спешил к своей любимице.

http://azbyka.ru/fiction/rajskie-cvety-s...

РАССКАЗЫ МАРИНЫ КРАВЦОВОЙ [ < < назад вперед > > к оглавлению ] ВЛАДЫКА Владыка был старым. Он еще крепился, но ноги уже плохо ходили, голова болела все чаще, и сердце пошаливало. Говорили, что уже совсем отошел владыка от дел, что на покой ему давно пора, что кандидат в его преемники заправляет делами епархии по-молодому бойко, и складно все у него выходит... А сам владыка - для торжеств, для служб архиерейских... Благо, службы служит по-прежнему истово и проникновенно, каждый раз приходя в трепет от святой Тайны свершающегося... И тогда каждый, видя его, не мог не заметить: не сумела старческая немощь преодолеть какую-то удивительную силу, что проявлялась и в голосе владыки, и в движениях - медленных, степенных, а главное - в кротких, чудных его глазах, окруженных сеточками мелких морщинок... Владыка отдыхает. С каждой литургией все больше уходит из него сил. Он прилег, но спать не может - думает о чем-то, молится, шевеля губами, и слезы застилают сильно блестящие из-под морщинистых век глаза. Он смотрит на стену, на самое любимое - на Казанскую икону Божией Матери и портрет Государя Императора... Икона, судя по всему, гораздо старее владыки. Она очень темная, изображение просматривается с трудом, да еще идут по нему какие-то белесые пятна, отчего - никто не может сказать. Но икона эта для владыки - самая дорогая. Глядя на нее, он вновь видит себя в небогатом старинном монастыре, где начинал он юношей нелегкое свое служение... Колокольный звон - на всю округу. Праздник. Только что отошла литургия, наместник сказал проникновенное слово. Мужики, бабы, приодевшиеся ради красного дня, благоговейно-умиленные, радостные, чинно идут из храма к воротам. Вот расступаются все, давая дорогу немолодому статному господину и юному белокурому созданию - нежному облаку из легких локонов, кружев и кисеи. Господа - отец и дочь - почтили монастырь своим присутствием. Девушка, выходя из храма, тоненькой ручкой в белой перчатке высыпает горсть монет в красную лапищу стоящего на паперти нищего, и тот суетливо и подобострастно кланяется.

http://zavet.ru/krohi/lit/001/004.htm

Скачать epub pdf Священник Василий Тигров. Воспоминания о Саровских торжествах Дорога Итак, сподобил и меня Господь, грешного и недостойного, видеть это великое, неизреченное, неописуемое торжество открытия святых мощей преподобного Серафима! На сие торжество отправился я 13 июля, в воскресенье. Я был некоторое время в раздумьи: ехать или нет. Слишком уж запугивали нас. Наконец, пересилил себя, собрался и поехал с одним из своих прихожан. До самого Сарова ехали благополучно, только в дороге опять запугивали нас: «Вот там теперь негде поместиться, не допустят до самого Сарова, там народ на пять, на десять верст стоит стеною»... Признаемся, все мы робели, подъезжая к последней станции. Я и другие некоторые слезли на станции Шатки, Нижегородской железной дороги. Это было уже утром во вторник 15 числа. Прежде всего спрашиваем у ямщиков, когда поехали с ними: «Ну как, до Сарова пускают, что ли?» – «Пущают, пущают, а то как же». И отлегло у нас от сердца. С Шатков мы остановку сделали в Понетаевском монастыре. Здесь напились чаю, пошли на минуту в церковь , где чудотворная икона Знамения Божией Матери. В это время там была копия, а настоящая икона была в скиту, на пути в Саров, куда должна прибыть 17 числа. Живопись на иконе замечательная. Из церкви я зашел в живописный корпус, где был поражен художественною живописью девиц-монахинь,– в это время всё были в работе иконы преподобного Серафима, и всё высокого достоинства. В первой комнате живописных классов меня поразила картина: преподобный Серафим, кормящий медведя. Преподобный вырезан из дерева, а медведь – чучело, картина живая до обмана. Кроме икон преподобного Серафима, были еще иконы Знамения Божией Матери – чудные иконы: так бы смотрел и смотрел на них, – чем больше смотришь, тем больше умиляешься душою... Ночевали мы в этот день в селе, верст за 15 от Сарова. Итак, близко, близко до заветного места. Так рвется сердце скорее увидеть дорогую обитель со всеми ее святынями. Прибытие в Саров На другой день, 16 июля, наконец открылся пред нами облитый светом утреннего солнца и самый Саров, во всей своей красоте. Лица всех просветились благоговейной радостью, все спешили осенить себя крестным знамением. Поднялись в душе святые мысли и чувства, приводившие ее в умиленное настроение. Подъезжаем ближе – видим несметную массу народа, движущуюся туда и сюда. Доступ до монастыря и вход в самый монастырь свободен. То, что мы слышали по дороге, оказалось чистым вымыслом.

http://azbyka.ru/otechnik/Serafim_Sarovs...

Слово, произнесенное 19-го июня 1949 г. в храме-памятнике, сооруженном в Брюсселе для увековечения памяти мученически убиенного Государя Императора Николая II Источник Скачать epub pdf Что сказать вам, возлюбленные во Христе братия и сестры, в этот торжественный час нашего молитвенного общения с вами в столь знаменательном для нас храме-памятнике? Два разнородных чувства соединяются ныне в нашем сердце, вступая в некоторое состязание между собою. С одной стороны, мы переживаем светлую праздничную радость при созерцании неисчислимого сонма православных святых, коих св. Церковь поставляет ныне перед нашим духовным взором, износя их, как чудные перлы, из своей небесной сокровищницы. Среди них блистает особою велелепною, поистине божественною славою, Пречистая Матерь Божия, посетившая ныне вас через пришествие к вам Ея чудотворного образа, облагоуханного, как драгоценным миром, исходящею от него благодатию и вашим благоговейным усердием к Ней. Оно побудило вас принести Ей ваши радостныя похвалы, ваши умиленныя слезы и эти чистые благоухающие цветы, довлеющие Той, Которая Сама именуется «Неувядаемым Цветом». Но эта радость растворяется скорбью, невольно проникающею в наше сердце при воспоминании о великих страданиях в Бозе почившого Царя-Мученика, Государя Николая II, умученной вместе с ним его царственной семьи и многочисленных других наших страстотерпцев, умерщвленных безбожною большевицкою властью, в священную память коих воздвигнут этот храм. Наша скорбь об них по временам была бы неутолима, если бы она не умягчалась и не просветлялась теплыми лучами, исходящими от светлого облика покойного Царя-Мученика. Многие из нас еще живо помнят его образ и благоговейно хранят его в своем сердце. Что может быть пленительнее духовной красоты, сиявшей из его лучезарных ласкающих очей, бывших истинным зеркалом его возвышенной благородной души? Он воплотил в себе образ истинного православного Царя – помазанника Божия, благочестивого, кроткого, милостивого, великодушного, самоотверженного, готового положить душу свою за блого народа и за верность обетам, данным им при священном короновании.

http://azbyka.ru/otechnik/Anastasij_Grib...

сост. прот. Владимир Чугунов Акафист Пресвятей Богородице в честь иконы Ея «Иверской Монреальской» Кондак 1 Избранней от всех родов Заступнице рода христианскаго, даровавшей нам чудное знамение от иконы Своея честныя и миро бла­говонное от нея источившей, благохвальное пение приносим во умилении сердечнем. Ты же, яко имущая владычество над тварию всякою, обновление сердца и жития подаждь нам, зовущим: Радуйся, благая Вратарнице, двери райския верным отверзающая. Икос 1 Ангелом говейная икона Твоя, о Владычице, возсия нам в последния времена сия, яко источник благодати Божественный неис­тощимый, да вси вернии, с любовию припадающии Тебе и пред образом сим благоговейно кланяющиися, возопиют Тебе песнь похваль­ную сице: Радуйся, Дево, от века Господом предызбранная; радуйся, от взора человеча до времени премудро утаенная. Радуйся, Дщи Адама перстнаго; радуйся, праматери Евы исправление. Радуйся, в естестве отпадшем рожденная; радуйся, превыше ангельскаго естества добродетелию вознесенная. Радуйся, в гаданиих пророки предобразованная; радуйся, рождеством Твоим сеновное служение упразднившая. Радуйся, от неплодове пре­чудно возсиявшая; радуйся, плодоносие духовное верным даровавшая. Радуйся, чаяний древних преславное сбытие; радуйся, и в пос­ледняя времена живущих надеждо последняя. Радуйся, благая Вратарнице, двери райския верным отверзающая. Кондак 2 Видяще миро, от иконы Твоея исто­ченное, все множество молящихся пред образом святым ужасом и радостию исполняется и теплыя слезы от сердца сокрушеннаго приношает Тебе, яко жертву благодарения, да не уничижится предстательством Твоим к Сыну Твоему умиленный их глас: Аллилуиа. Икос 2 Разум наш немощный недоумевает преславнаго чудесе изречения, како миро бла­гоуханное, множицею от иконы Твоея источен­ное, аще единожды вкупе собрано будет, седмерицею тяготою своею сам образ превзыдет, мы же, таинству дивящеся, благодарно славос­ловим Тя сице: Радуйся, благодати источниче неисчерпаемый; радуйся, чистотою безмерною Безмерному послужившая. Радуйся, Невместимаго всем миром вместившая; радуйся, Неописанного описана показавшая. Радуйся, в Вышних Живущаго к нам приведшая; радуйся, к восхождению на Небеса человеком послужившая; Радуйся, Рабо Господня смирен­ная; радуйся, Владычице чиноначалий ангель­ских. Радуйся, во святая святых воспитанная; радуйся, ни единаго же помысла возносливаго приемшая. Радуйся, ангелом обрадованная; радуйся, во юдоли плачевной на земли пребы­вавшая. Радуйся, благая Вратарнице, двери райския верным отверзающая.

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

Поучение, произнесенное 27 июля 1902 г. в новооткрытом Михаило-Архангельском скиту: (О необходимости и значении христианского уединения) Источник Сегодня последний день пребывания в этой новой обители двух чудотворных и многоцелебных икон Пречистой Девы Богоматери – этой надежды и предстательницы всех христиан, готовой, по своей великой любви к людям, всем являть свои щедроты, всем оказывать благодеяния. Уповая на Пречистую Деву, как на скорую и верную помощницу, все христиане обращаются к ней с молитвами, испрашивают у Ней в болезнях исцеления, в скорбях и печалях – утешения, в подвигах и борьбе с своими страстями – подкрепления и ободрения. И Царица небесная, действительно, являет милость свою, взирая на веру и усердие молящихся Ей. Поэтому-то, веруя в Её божественную чудодейственную силу, благочестивый христианин, встав от сна своего, молитвенно просит Ее: Превышшая ангел, мирского мя превышша слития сотвори, т. е. «превзошедшая своею святостью даже ангелов, поставь меня выше мирской, народной толпы, сделай меня выше прочих людей». Превышшая ангел, мирского мя превышша слития сотвори! Да не подумает кто-либо из вас, что эта молитва исходит из уст человека гордого и самообольщенного, из уст надменного фарисея, презирающего грешников и мытарей. Нет! Это дерзновенная, но вместе с тем и смиренная молитва истинного христианина, желающего посвятить себя на всецелое служение Богу и ближним. Ведь, кто может достойно служить Богу и ближним? Только тот, кто стал выше народной толпы, кто вышел из мира и избрал уединение. Только выйдя из мира, оставив шум общественной жизни, можно достойно служить Богу и людям. Так именно и поступали все великие христианские подвижники, отцы и учители Церкви. Да иной путь к спасению души и самоотверженному служению ближним и невозможен. В чем состоит служение Богу и что нужно для этого служения? Душа, жаждущая общения с Богом, хотящая служить Ему, прежде всего обращается к молитве. В молитве ум христианина возносится к Богу, стремится в беспредельную высь, сердце проникается умилением и благоговейным чувством, очи готовы источать целые потоки слез – или радостно-благодарственных, или покаянно-умиленных. Душа в это время переживает возвышенное состояние, чуждается и сторонится от всего земного, мирского и греховного. Может ли такая молитва возноситься к Богу в шумной толпе людей, преданных житейским заботам? Нет! Не на улицах, не на базарах и площадях, не в канцеляриях и общественных собраниях её место. Она требует уединения и затворничества. Вниди в клеть твою и затворися, – вот заповедь Христа о молитве. И христианин, кто бы он ни был, приступая к молитве, действительно, ищет уединения, затворяется в своей келии, или моленной, или даже в кабинете. И там, никем и ничем не развлекаемый, в стороне от чужих глаз, смиренно повергается ниц пред невидимым престолом Вседержителя.

http://azbyka.ru/otechnik/Lollij-Yurevsk...

При возбужденном внимании к проповеди ясно сознавались недостатки, какими страдала средневековая проповедь , и она в той форме, какую имела в средние века, оказывалась мало пригодной для дела, которому должна была служить в лютеранстве. Впрочем, независимо от новых требований, предъявляемых к проповеди лютеранством, многие недостатки средневековой проповеди подмечены и указаны были зоркой и резкой критикой Эразма Роттердамского, который своими замечаниями о проповедничестве и проповедниках, рассеянных в его сочинениях, и своей гомилетикой, известной под заглавием «Ecclesiastes, sive concionator evangelicus» значительно содействовал очищению гомилетических взглядов. Признана была несостоятельной жесткая, тяжелая форма схоластической проповеди, с ее длинными приступами, мало ведущими к делу, с ее кучей делений и подразделений, придающих сухой, школьный характер изложения и скорее затрудняющих для слушателей усвоение содержания проповеди, чем способствующих тому, – с натянутыми искусственными доказательствами, подтверждающими то или другое положение при пособии разных посредствующих умозаключений (например, положение о том, что танцы от диавола, у Мено, проповедника XV века, доказывается свидетельством Писания из книги Иова, где говорится, что диавол, обшед землю и прошед поднебесную, явился ко Господу ( Иов. 1:7 ), со специальными утонченными вопросами, мало приложимыми к жизни, не касающимися ни земли, ни неба, выдумываемыми прихотливой мыслью проповедников, ставимыми без всякого отношения к теме проповеди, и обсуждаемыми, без применения к пониманию народа, по обычаю школьных диспутов, с приведением мнений разных авторитетных мужей, как говорит Эразм, – докторов славных, докторов остроумных, докторов серафимских, докторов херувимских и пр. и пр. Вызывал осуждение утвердившийся в средневековой проповеднической практике обычай мешать на церковной кафедре священные авторитеты со светскими, и наряду с изречениями Господа Иисуса Христа и апостолов ставить изречения Сенеки, Аристотеля и прочих представителей языческой литературы и учености. Осуждали также излишнее пристрастие к легендам и разным баснословным рассказам, заимствуемым не из житий святых, а из сборников сомнительного достоинства, отличавшимся более остроумием и замысловатостью, чем назидательностью, и приводимым более для забавы слушателей, чем для их научения. Еще более благочестивому чувству претили разные забавные выходки и комические эпизоды, к которым прибегали, в видах большей популярности, проповедники, славимые в свое время, и которыми они, по слову Эразма 1 , не хуже какого-либо скомороха или комедианта, забавляли народ, возбуждая громкий смех в церкви, где слово поучения должно быть выслушиваемо в благоговейном молчании и в умиленном настроении духа.

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Pevnic...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010