S. XVI. 3 Главы о молитве и чистоте сердца. PG 150, 1117–1121; Добротолюбие. Афины, 1893. С. 305–307. Мейендорф И. Указ. соч. С. 383. § 62. 4 Мы изучили текст «Глав» в Национальной Французской библиотеке по рукописи: Paris. gr. 1239, а также по микропленкам рукописей Reg. Svec. 43 и Cromw. 2. Для Pantel 215 и Metoch. S. Crucis 303 мы ограничились указаниями каталогов и самого отца Иоанна Мейендорфа . 5 Прилагательное «странное» следует здесь понимать как в стихирах на Пятидесятницу, глас 4-й: Стрáнными глаглы, стрáнными учéнии, стрáнными повелéнии Святыя Трицы. 7 Это место из «Огласительных слов» мы находим, например, в рукописи творений преподобного Симеона CoisL 292, XI–XII вв., а также во всех других рукописях Симеоновых «Огласительных слов», О рукописной традиции см.: Мейендорф И. Введение... 10 Это «Огласительное слово·17-е. так же как 16-е и 6-е, в оригинальном тексте еще не изданы. Они будут опубликованы во II томе «Огласительных слов», который должен вскоре выйти в свет. Впрочем, отец Иоанн Мейендорф мог бы с ними ознакомиться в новогреческом переводе, изданном Дионисием Загорейским, в который они вошли как Проповеди (или Perec-Discours): 86 (Огл. сл. 16). 92 (Огл. сл. 17) и 81 (Огл. сл. 6). 12 Omont H. Inventaire sommaire des Manuscrits Grecs de la Bibliothèque Nationale. Première partie. Ancien Fonds Grec. Paris. 1886. P. 275 (Обший каталог греческих рукописей Национальной библиотеки. Часть I. Древнегреческий фонд. Париж. 1886. С. 275). 13 Довольно часто мы видим, что в конце собрания сочинений одного автора прибавлены выписки из трудов другого автора, чтобы заполнить оставшиеся неиспользованные листы. Так, например, в конце «Бесед» преподобного Макария Великого , занимающих большую часть сборника Atheniensis Bibl. Nat. 423. XIII в., мы обнаруживаем два писания Симеона Нового Богослова , причем второе даже не закончено: не хватило места. 14 Обычно писания святого Григория Паламы в Paris, gr. 1239 вводятся словами: το υτο («того же»). Например: το υτο Δεκαλγος и т.п. Однако в ff. 303v и 304 мы находим два отрывка без слов το υτο τερα ευχ. Но это очень маленькие отрывки, непосредственно следующие за другими, более крупными, с тем же названием. Читать далее Источник: Богословские труды/архиеп. Василий (Кривошеин) ; сост. и авт. биографических вступлений диакон Александр Мусин. - Нижний Новгород : Христианская библиотека, 2011. - 745 с. : ил., портр./Другие главы. Григорий Палама или Симеон Новый Богослов? 359-364 с. Вам может быть интересно: Поделиться ссылкой на выделенное

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Palam...

36 Неизвестно точно, когда Максим был взят под стражу. Altaner B.-Stuiber A. считают, что «уже в 653 году Максим был арестован и доставлен в Константинополь». Op. cit. S. 521. Орлов И. полагает, что это произошло одновременно с арестом папы Мартина (Указ. соч. C. 39–40). Такого же мнения придерживается и Лебедев А. П. Указ. соч. С. 97–98. Архиепископ Филарет (Гумилевский) думает, что это могло произойти после смерти папы: «Констант видел, что меры, предпринимаемые в пользу монофелитсва, расстраиваются всего более Максимом; посему по смерти Мартина он велел военною рукою взять Максима из Рима в Константинополь» (Историческое учение об отцах Церкви. Т. 3. С. 224). Проф. Болотов В. В. тоже считает, что Максима арестовали в 655 году. Указ. соч. С. 486–487. Lars Thunberg не указывает даты ареста, а говорит только о суде над Максимом около 655 года. Op. cit. P. 20. Карташов А. В. предполагает, что «Максима и Анастасия привезли в Константинополь еще задолго до ареста Мартина, в 653 году, но суд над ними был назначен лишь после увоза папы Мартина в Крым» (Указ. соч. С. 423). Проф. Сидоров А. И. приводит следующее мнение некоторых западных богословов: «Констант в 652 году вел военную кампанию в Армении, поэтому можно предполагать, что, видимо, в конце этого года преп. Максим и прибыл в Константинополь. Это было, судя по всему, добровольное прибытие, а не насильственный привоз, и, возможно, преп. Максим выполнял какое-то поручение папы Мартина – скорее всего, «прощупывал почву (пользуясь старыми связями), относительно здешней реакции на отвержение монофелитства на Западе» (Указ. соч. С. 54). 40 Житие приписывает Максиму еще более дерзновенные слова: «Если и вся вселенная начнет причащаться с патриархом, я не причащусь с ним. Ибо я знаю из писаний святого апостола Павла, что Дух Святый предает анафеме даже Ангелов, если бы они стали благовествовать иначе, внося что-либо новое» (Жития святых, январь. С. 710). 44 «…Его языком говорил и его рукою утверждал Православие VI Вселенский Собор», – отмечает Карсавин Л. П. (Указ. соч. С. 243).

http://azbyka.ru/otechnik/Vladimir-Bashk...

М , 1881 С 176. Помимо этого можно указать, что в начале VII в монофизитами была сделана попытка нового перевода Священного Писания на сирийский язык «местом их деятельности были разные монастыри в окрестностях Александрии Там, в 616–617 гг., Павел, епископ Телла-де- Маузелаты, или Константы, предпринял перевод гексапларного текста LXX по просьбе патриарха Афанасия I». – Райт Р Краткий очерк сирийской литературы СПб, 1902 С 10–11. Правда, данная попытка вряд ли была очень удачной этот перевод «получил церковное у монофизитов сирийских употребление. С новым переводом стали не призванные справщики охотно соглашать древний сирийский перевод и искажать последний» – Юнгеров П Древние переводы Священного Писания//Православный Собеседник 1902. 4 С 472 Тем не менее данный перевод (так наз «Сиро-Гекзапла») служит основой для реконструкции текста этого монументального труда Оригена См. Dorlval G , Hart Μ , Munnlch О. Указ соч Р 136–137 703 См Ulrich Е Указ соч. Р 31; Jellicoe S Указ соч Р 111–113 Вследствие этого ряд древних (и, вероятно, более правильных) прочтений текста Ветхого Завета был им упущен См Barthelemy D Etudes d’histoire du texte de l’Ancien Testament Fribourg-Göttingen, 1978. P. 208 705 Корсунский И Перевод LXX Его значение в истории греческого языка и словесности Сергиев Посад, 1897 С 104 708 Малахов В. Я Пресуществление Святых Даров в таинстве Евхаристии//Богословский Вестник 1898 Июнь-август С 123 725 Подобный «реализм» очень ярко выступает в Гомилии 46 на Евангелие от Иоанна» «Он смешал Самого Себя с нами, растворил Свое тело в нас < > Он дал (ατς παρσχε) желающим не только видеть Его, но и осязать, и есть, и касаться зубами плоти Его, и соединяться с Ним» (κα μπξαι τος δντας τη σαρκ κα συμπλακναι). – Святитель Иоанн Златоуст Указ соч. Т. 8. С 304 755 См Лосский В, Н Очерк мистического богословия Восточной Церкви Догматическое богословие. М , 1991 С. 266 770 Святитель Иоанн Златоуст Указ соч Т 2. С. 423. Необходимо заметить, что несмотря на приведенный здесь текст, Святитель все же придерживался традиционного учения Восточной Церкви о преложении Даров через призывание и наитие Святого Духа Причем преложение это, по убеждению Златоуста, осуществляется отнюдь не при помощи некоей тайносовершительной формулы, но в ходе всей анафоры как единого и неразрывного моления В Гомилии «О кладбище и кресте» святитель Иоанн говорит· «Когда стоит перед трапезою священник, воздевая руки к небу, призывая Духа Святаго, чтобы Он сошел и коснулся предлежащего, то бывает великая тишина, великое безмолвие (πολλ ησυχα, πολλ σιγ).

http://azbyka.ru/otechnik/prochee/patris...

Но в то же самое время эта плоть тождественна и исторической плоти Христа — воскресшей и вознесшейся к Богу Отцу. Евхаристическое Тело есть soma pneumamikTn, по выражению ап. Павла, “тело духовное”, преображенное энергиями Духа. Таковы важнейшие идеи свт. Иоанна Златоуста в его богословском учении о преложении Святых Даров в таинстве Евхаристии. 1 Флоровский Г. В. Восточные Отцы IV века. Париж, 1931, с. 210. 2 Малахов В. Я. Пресуществление Св. Даров в таинстве Евхаристии//Богословский Вестник. 1898, июнь-август, с. 123. 3 Цит. по: Малицкий Н. Евхаристический спор на Западе в девятом веке. Т. 2. Владимир, 1917, сс. 76, 122. 8 См. Малахов В. Я. Указ. соч., сс. 117–119; Епископ Макарий (Булгаков). Православно-догматическое богословие. Т. 2. СПб., 1857, с. 304. 11 Творения святаго отца нашего Иоанна Златоуста, архиепископа Константинопольского в русском переводе в 12-и томах. Т. 7. СПб., 1898–1904, с. 821. 12 Кириллов А. А. Догматическое учение о таинстве Евхаристии в творениях св. Иоанна Златоуста//Христианское чтение. 1896, 1, 3, с. 32. 19 Подобный “реализм” очень ярко выступает в Гомилии 46 на Евангелие от Иоанна: “Он смешал Самого Себя с нами, растворил Свое тело в нас Он дал ( aЩmXj желающим не только видеть Его, но и осязать, и есть, и касаться зубами плоти Его, и соединяться с Ним” ( ka€ ™mpБxai moЭj CdTnmaj тН sark€ ka€ sumplakБnai). — Свт. Иоанн Златоуст. Указ. соч. Т. 8, с. 304. 49 См. Лосский В. Н. Очерк мистического богословия Восточной Церкви. Догматическое богословие. М., 1991, с. 266. 51 Творения иже во святых отца нашего Иоанна Дамаскина. Точное изложение православной веры. Москва–Ростов-на-Дону, 1992, с. 294. 64 Свт. Иоанн Златоуст. Указ. соч. Т. 2, с. 423. Необходимо заметить, что несмотря на приведенный здесь текст, Святитель все же придерживался традиционного учения Восточной Церкви о преложении Даров через призывание и наитие Святого Духа. Причем преложение это, по убеждению Златоуста, осуществляется отнюдь не при помощи некоей тайносовершительной формулы, но в ходе всей анафоры как единого и неразрывного моления. В Гомилии “О кладбище и кресте” свт. Иоанн говорит: “Когда стоит перед трапезою священник, воздевая руки к небу, призывая Духа Святаго, чтобы Он сошел и коснулся предлежащего, то бывает великая тишина, великое безмолвие ( sig»). Когда же Дух даровал благодать, когда Он сошел, когда Он коснулся предлежащих даров, когда ты видишь Агнца уже закланного и изготовленного, тогда начинаешь шум”. — Свт. Иоанн Златоуст. Указ. соч. Т. 2, с. 442.

http://pravmir.ru/prelozhenie-svyatyx-da...

Тихон (Оболенский Иван Иванович) (25.05.1856 – 05.1926) – митрополит. В 1901 г. хиротонисан во епископа. Член Священного Собора РПЦ 1917-1918 гг. С 1918 г. архиепископ Уральский и Николаевский. В 1922 г. выслан из Москвы без права въезда. В 1924 г. возведен в сан митрополита. С мая 1924 – член Священного Синода и ВЦС. ЦА ФСБ Д. Н-1780. Т.4. Л.357. Там же. Виноградов В. прот. Указ. соч. С.11. Там же. С.12. ЦА ФСБ Д. Н-1780. Т.4. Л.357. Виноградов В. прот. Указ. соч. С.12. ЦА ФСБ Д. Н-1780. Т.4. Л.357об. Там же. Там же. Л.357. Там же. Л.357об. Вестник Священного Синода. 1927. С.23. Гервасий (Малинин) 28.08.1923 хиротонисан во епископа Архгирского, викария Ставропольской епархии; с 7.10.1923 епископ Рыбинский, викарий Ярославской епархии; 14.07.1925 епископ Ростовский и Углический; с 30.07.1925 в обновленческом расколе; 3.04.1932 публично отрекся от Церкви. Цит. по: Левитин-Краснов А., Шавров В. Очерки по истории русской церковной смуты. (Материалы по истории Церкви. Кн.9.) М., 1996. С.351. ЦА ФСБ Д. Р-43193. Т.2. Л.142. ЦА ФСБ Д. Н-1780. Т.4. Л.348. Архивы Кремля. Т.1. С.423. Там же. Левитин-Краснов А. Шавров В. Указ. соч. С.348-352. Цыпин В. прот. Русская Церковь. 1917-1925. М.: 1996. С.258-260. Он же.История Русской Православной Церкви. 1917-1990. М.,1994. С.64-65; Он же. История Русской Православной Церкви. 1917-1997. М., 1997. С.104-105. Кривова Н.А. Власть и Церковь в 1922-1925 гг. Политбюро и ГПУ в борьбе за церковные ценности и политическое подчинение духовенства. М.: «Аиро-ХХ»,1997. С.197-198. Цит по: Левитин-Краснов А., Шавров В. Указ.соч. С.351. ЦА ФСБ Д. Н-1780. Т.4. Л.348. Цыпин В. прот. Русская Церковь. 1917-1925 гг. С.274. За Христа пострадавшие. Гонения на Русскую Православную Церковь 1917-1956. Биографический справочник. Кн.1. А-К. (Серия: Материалы по новейшей истории Русской Православной Церкви). М.: ПСТБИ, 1997 . С.504. Там же. С.295. ЦА ФСБ Д. Р-43193. Т.2. Л. 144-145. Там же. Л. 147. Там же Л.166 об. Там же. Л.164. скрыть способы оплаты Подпишитесь на рассылку Православие.Ru

http://pravoslavie.ru/28773.html

829 Более подробная информация о данной раскольнической юрисдикции приводится в разделе «V.3.5.4. История взаимоотношений „Священного миланского синода“ с „Украинской православной церковью США и Рассеяния“». 830 До своего присоединения к УАПЦ, произошедшем в 1989 году, являлся настоятелем Петро-Павловского храма г. Львова. В сентябре 1993 года принял монашество, был «рукоположен» во «епископа Переяславского и Сичеславского» и вскоре избран «патриархом Киевским и всея Украины». 831 Поспеловский Д.В. Православная Церковь в XX веке... С. 422–423, 425; Свинарьов Андрей. Указ. Соч. С. 76–82, 85–87,90; Ярема Ростислав, священник. Церковные расколы в Украине. К., 2007. С. 12–16, 75. «Митрополит» Мефодий (Валерий Кудряков) является выпускником Московской Духовной Академии. Приходское служение проходил во Львовской и Тернопольской епархиях РПЦ. В 1990 году уклонился в раскол, присоединившись к УАПЦ. Перейдя в УПЦ КП, а 1995 году рукоположен во «епископа Хмельницкого и Каменец-Подольского». В 1995–1998 годы являлся управляющим делами УПЦ КП. В 1998 году вернулся в УАПЦ и назначен на Тернопольскую и Подольскую архиерейскую кафедру. 832 Информация предоставлена автору монографии архиепископом Палермским и всея Италии Лоренцо (Касати). Письма от 16.12.2008 года, 17.12.2008 года. 18.12.2008 года. Архив автора. 835 История данной группировки приводится в разделе «IV.10.17, „Православная автономная митрополия Западной Европы и Америки“ („Священный миланский синод“)». 836 Драбинко Александр. Православие в посттоталитарной Украине... С. 151; Ярема Ростислав, священник. Указ. Соч. С. 65. 837 Драбинко Александр. Православие в посттоталитарной Украине... С 154; Свинарьев Андрей. Указ. Соч. С. 89. 838 Драбинко Александр. Православие в посттоталитарной Украине... С. 152; Ярема Ростислав, священник. Указ. Сон. С. 66; The Chronology of Events of the HOCNA/Panteleitnonite Schism//The Holy Orthodox Churchin North America [Электронный ресурс]. 2006. Режим доступа: http://hocna.info/index.shtml. Дата доступа: 25.01.2007.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

161 Иларион (Алфеев) , митр. Священная тайна Церкви: Введение в историю и проблематику имяславских споров/Изд. 3-е, испр. – СПб.: «Издательство Олега Абышко»; М: Храм иконы Божией Матери «Всех скорбящих Радость» на Большой Ордынке в Москве, 2013. – 912 с.: ил. – (Серия «Библиотека христианской мысли. Исследования»). С. 134–144. 164 В буквальном переводе: «Благодать дается веществу (материи) вследствие (по причине) имени изображенных [на веществе]». Заметим, что προσηγορα – 1) дружеское обращение, приветливость; 2) название, наименование; 3) грам. (в отличие от νομα) нарицательное имя (Древнегреческо-русский словарь: В 2 т. Т. 2/Сост. И.Х. Дворецкий. – М., 1958). 165 Иоанн Дамаскин, прп. Первое защитительное слово против отвергающих св. иконы. Свидетельства древних и славных святых отцов о иконах. Схолия на свт. Василия О Св.Духе к Амфилохию из гл. XVIII//Полное собрание творений Иоанна Дамаскина . Т. 1. – СПб.: СПб-я дух. академия, 1913. С. 363. PG 94, col. 1264 B. Курсив наш. – В.Н. 168 Иоанн Дамаскин, прп. Первое защитительное слово против отвергающих святые иконы, XVI//Полное собрание творений св. Иоанна Дамаскина . Т. 1. – СПб.: СПб-я дух. академия, 1913. С. 354. PG 94, col. 1245 C. Курсив наш. – В.Н. 169 Иоанн Дамаскин, прп. Третье защитительне слово против порицающих святые иконы. Свидетельства древних и славных святых отцов об иконах//Полное собрание творений св. Иоанна Дамаскина . Т. 1. – СПб.: СПб-я дух. академия, 1913. С. 414. PG 94, col. 1365 C–1368 A. Уточнение перевода в квадратных скобках и выделение курсивом наши. – В.Н. 170 Иоанн Дамаскин, прп. Третье защитительне слово против порицающих святые иконы. Свидетельства древних и славных святых отцов об иконах//Указ. соч. С. 422–423. PG 94, col. 1384 C-D. Уточнение перевода в квадратных скобках и выделение курсивом наши. – В.Н. 171 Иоанн Дамаскин, прп. Второе защитительне слово против порицающих святые иконы, X//Указ. соч. С. 378. Курсив наш. – В.Н. 175 Иоанн Дамаскин, прп. Третье защитительне слово против порицающих святые иконы. Свидетельства древних и славных святых отцов об иконах//Указ. соч. С. 437. Курсив наш. – В.Н.

http://azbyka.ru/otechnik/ikona/svjatoot...

244 Имеются в виду диакониссы Олимпиада и др. Олимпиада была в числе подозреваемых в поджоге храма св. Софии, она была также обвинена в нежелании сотрудничать с Арсакием, вступившим на Константинопольскую кафедру. Суд приговорил Олимпиаду к штрафу и к ссылке в Кизик. (См.: Созомен. Указ. соч. С. 596–597.) В числе знатных женщин, пострадавших от преследований, начавшихся при Арсакии, была Никарета. Она не была диакониссой, отказавшись от церковных должностей. Из своего небольшого состояния Никарета оказывала помощь нуждающимся, приготовляла для бедных и больных лекарства и бесплатно лечила их. После начала репрессий Никарета, по сообщению Созомена, вынуждена была скрываться. (См.: Созомен. Указ. соч. С. 594–595.) 245 Гонорий (395–423) – император Западной части Римской империи, брат императора Аркадия. Письмо, о котором говорит Палладий, не сохранилось. (См.: Dialogue. T. 1. Р. 81, n. 2.) 246 Единственным источником, сообщающим об этом соборе, является «Диалог» Палладия. (См.: Pietri Ch. Op. cit. P. 1321, n. 3.) 247 Два других письма неизвестны. О третьем письме, упоминаемом здесь, известно только из «Диалога». (См.: Dialogue. T. 1. Р. 82, n. 1.) 248 Тот факт, что император Гонорий наряду с Римской кафедрой выделяет Аквилейскую, свидетельствует о значительной роли, которую последняя играла в церковной жизни. Поэтому и св. Иоанн Златоуст одновременно с письмом папе Иннокентию посылает и письмо епископу Аквилейскому Хроматию. (См.: Dialogue. T. 1. Р. 84, n. 1.) Аквилейская Церковь стояла во главе одиннадцати епископий, митрополиты ее усвоили себе даже титулы патриархов. (См.: Болотов Β. В. Указ. соч. Т. 3. С. 261.) 249 Эмилий Беневентский был известен своим влиянием при императорском дворе и папе Иннокентии. Он был также связан с сыном Мелании Старшей, Публикулой, который являлся патроном Беневента, города, где находилась кафедра Эмилия. (См.: Dialogue, T. 1. Р. 84, n. 2; Pietri Ch. Op. cit. P. 1322, n. 2.) Гавденций Брешийский – адресат письма св. Иоанна Златоуста , в котором последний, в частности, писал: «...мы знаем твое усердие, неусыпность, заботливость, старания и труды, оказанные тобою в защиту истины, и глубоко благодарны тебе. ... Ты знаешь, как велико количество церквей, для блага которых вам предстоит теперь подвиг, а как высоко в будущем значение этого дела...» Полный текст письма см.: Св. Иоанн Златоуст . Письмо к Гавденцию, епископу Брешийскому/Творения. Т. 3. Кн. 2. С. 770–771. Епископ Кифигий (его кафедра не известна) был (вместе с Эмилием и Гавденцием) адресатом писем Златоуста, обращенных к епископам, прибывшим с Запада. В этих письмах Златоуст восхищается усердием и мужеством епископов, предпринявших ради блага Церкви опасное путешествие. Текст писем см.: Св. Иоанн Златоуст . Три письма к епископам, прибывшим с Запада/Творения. Т. 3. Кн. 2. С. 754–755.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej_Sidoro...

405 Томский мещанин И.В. Зайков, посещавший Феодора Кузьмича, рассказывал: «Старец был глуховат на одно ухо, потому говорил немного наклонившись» (Кн. Барятинский В.В. Указ. соч. С. 128; Тальберг И. Покаянный подвиг Александра Благословенного. Джорданвилль; Нью-Йорк, 1951. С. 26; Шильдер Н. Александр I//Русский биографический словарь. Т. I. СПб., 1896. С. 149). 412 Долгорукой В. Указ. соч. С. 218; Сказание о жизни и подвигах великого раба Божия старца Феодора Кузьмича, подвизавшегося в пределах Томской губернии с 1837 года по 1864 год. 3-е изд. М., 1894. Третье издание воспроизведено в кн.: Император – старец Феодор Кузьмич. М., 2002. С. 215 (далее – Сказание…). 423 Там же. Никто не знал, кем и за какие провинности они были сосланы. Старец же постоянно общался с ними сам и направил к ним Александру Никифоровну, когда она пришла к нему еще девочкой. На этих обстоятельствах мы специально остановимся в следующей главе, посвященной периоду «бродяжества». 425 Енисейский энциклопедический словарь (ЕЭС). Красноярск, 1998. С. 73, 455, 487; Мельницкий М.Ф. Указ. соч. С. 90. Подробнее об особом почитании Александром Благословенным св. блгв. кн. Александра Невского см. «Введение». 426 Подробнее об этом и о взаимоотношениях с о. Петром Поповым, будущим епископом Павлом, см. главу IV. 434 Крупенский П.Н. Тайна императора (Александр I и Феодор Козьмич). Историческое исследование по новейшим данным. Берлин, 1927. Репринт – 1986. С. 88. 442 Василии Г. Император Александр I и старец Федор Кузьмич. По воспоминаниям современников и документам. 4-е изд. М., 1911-Репринт– М., 1991. С. 154. 445 О том, что это собственноручная записка С.Ф. Хромова, свидетельствовал М.Н. Галкин-Врасский, составивший опись переданных ему документов (РГАЛИ. Ф. 487. Оп. 1. Д. 137. Л. 2). 452 На многочисленных фактах прозорливости св. Феодора мы специально остановимся в главе, посвященной сибирскому периоду жития старца. 463 Цеханская К.В. Мнимая смерть императрицы, или История монастырской молчальницы Веры Александровны//Наука и религия. 2000. 1. С. 18–21. Проблема эта требует специального исследования и поэтому на страницах данной книги не рассматривается. Однако мы не можем не учитывать некоторых особенно значимых фактов из жизни Веры Молчальницы, касающихся императорской фамилии.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Этим соцреализм открыл дорогу постмодернизму, который на отрицании и высмеивании всего начинает утверждать себя: социалистическое ведь искусство, опираясь на ложь идеологии, втягивало в свою орбиту и всё доброе, опорочило это доброе, заставило увидеть его в отталкивающем облике. Сможет ли духовное начало, заложенное в русской культуре, преодолеть вставшие перед нею соблазны?   Примечания   1. Русская литература XX века. Дооктябрьский период: хрестоматия. М., 1980. С. 13. 2. Там же. С. 10. 3. Там же. С. 13. 4. Там же. С. 12. 5. Там же. С. 12. 6. Там же. С. 11. 7. Иоанн (Маслов), схиархимандрит. Симфония по творениям святителя Тихона Задонского. М., 1996. С. 840. 8. Русская литература XX века... С. 15. 9. Там же. С. 16. 10. Там же. С. 15. 11. Есаулов И.А. Категория соборности в русской литературе. Петрозаводск, 1995. С. 164. 12. Там же. С. 165. 13. Цит.по: Есаулов И.А. Указ. соч. С. 161. 14. Там же. С. 160. 15. Ильф И. Петров Е. Двенадцать стульев. Золотой телёнок. М., 1959. С. 492. 16. Гайдар Аркадий. Собр. соч. Т.2. М., 1964. С. 289. 17. Ленин В.И. П.с.с. Т.24. С. 122. 18. Комсомольская правда. 14 февраля 1990 г. 19. Из-под глыб. Paris, 1974. С. 135. 20. Свиридов Георгий . Музыка как судьба. М., 2002. С. 423. 21. Цит. по: Бородин Леонид. Без выбора. М., 2003. С. 195. 22. Свиридов Георгий. Цит. соч. С. 501, 526. 23. Там же. С. 201. 24. Полн. собр. соч. Д.С.Мережковского. T.XVIII. М., 1914. С. 14-15. 25. Московский комсомолец. 24 января 2000 г. 26. См.: Шафаревич И.Р. Социализм как явление мировой истории. Paris, 1977. 27. Ходасевич Вл. Литературные статьи и воспоминания. Нью-Йорк, 1954. С. 226. 28. Ходасевич Владислав. Некрополь: воспоминания. М., 1996. С. 219. 29. Анненков Юрий. Дневник моих встреч: цикл трагедий. М., б/д. С. 207. 30. Свиридов Георгий. Музыка как судьба. М., 2002. С. 184. 31. Ходасевич Владислав. Некрополь. С. 137. 32. Бунин И.А. Публицистика 1918-1953 годов. М., 1998. С. 163. 33. Мой век, мои друзья и подруги: воспоминания Мариенгофа, Шершеневича, Грузинова. М., 1990. С. 340.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=525...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010