Строки британского министра дают объективно-деловитую оценку безумия февральской революции». Петр Мар, «Февральская революция в исторической перспективе», Православная Русь, 1967, 3, стр. 6. Об отречении государя много сейчас пишут. Не нам давать оценку историческим событиям. Оставим это дело историкам. Однако по вопросу об отречении государя следует прислушиваться к голосу великого святителя, Патриарха Тихона Московского. Он писал по случаю получения известия об убийстве государя Николая II: «Не будем здесь оценивать и судить дела бывшего государя: беспристрастный суд над ним принадлежит истории, а он теперь предстоит пред нелицеприятным судом Божиим, но мы знаем, что он, отрекаясь от престола, делал это, имея в виду благо России и из любви к ней. Он мог бы после отречения найти себе безопасность и сравнительно спокойную жизнь за границей, но не сделал этого, желая страдать вместе с Россией». Следует отметить, что многие проповедники благочестия на Руси (напр. преп. Серафим Саровский, св. прав. Иоанн Кронштадский и др.) видели в своем царе — помазаннике Божием предреченного в Священном Писании «Удерживающего», о котором говорится во Втором Послании св. апостола Павла к Фессалоникийцам: Ибо тайна беззакония уже в действии, только [не совершится] до тех пор, пока не будет взят от среды удерживающий теперь (2 Фес. 2, 7). Однако Господь не оставил русский народ без печальника-молитвенника, даже при утрате, по грехам нашим, Удерживающего. И послал Он нового печальника в том же роковом 1917-м году — святителя Тихона, Патриарха Московского, который бесстрашно обличал богоборцев и их приспешников и боролся за свою боголюбивую паству. Не всем известны Послания святого Патриарха Тихона. Они во время их написания, в большинстве случаев, не были опубликованы. О бесстрашии святителя и исповедника Патриарха Тихона можно судить по следующим словам из вышеприведенного Слова, произнесенного 8/21 июля 1918 г. в Церкви Казанской Божией Матери на Красной Площади напротив Кремля, по случаю получения известия об убиении царя-мученика (в то время большевики еще скрывали, что вместе с государем была убита вся царская семья):

http://pravoslavie.ru/101772.html

Ап. Павел говорит о событиях, непосредственно предваряющих пришествие А.: «И ныне вы знаете, что не допускает открыться ему в свое время (в слав. «и ныне удерживающее (греч. τ κατχον) весте, во еже явитися ему в свое время»). Ибо тайна беззакония уже в действии, только не совершится до тех пор, пока не будет взят от среды удерживающий ( κατχων) теперь» (2 Фес 2. 6-7). Слова ап. Павла об «удерживающем» весьма таинственны. Нельзя с уверенностью сказать, что означает этот признак. Это одна из причин, по к-рой за А. принимали разных лиц. Во всяком случае ясно, что явлению А. назначено определенное время, оно должно наступить по Божественному определению в свое время (ср.: Ин 7. 6), а значит, явление А. произойдет не без воли Божией. Бог имеет в Своей власти средство, к-рым Он «удерживает» явление А. О пришествии А. люди будут предупреждены 2 свидетелями; посланные Богом, они будут пророчествовать 1260 дней и по окончании свидетельства убиты А. (Откр 11. 3-8). Один из свидетелей ясно указан в Писании - прор. Илия (Мал 4. 5-6; ср.: Мф 11. 14; 17. 10-11; Мк 9. 11-12; Лк 1. 17). По преданию, основанному на словах Послания св. ап. Иуды (14), а также на том, что Енох , как и Илия, живой взят на небо (Быт 5. 24), др. свидетелем признают именно Еноха ( Ephraem Syri. Sermo IX 10; Andr. Caes. Apoc. X 30). В «Слове о кончине мира, и об антихристе, и о втором пришествии Господа нашего Иисуса Христа» (21), приписываемом св. Ипполиту, говорится, что они явятся за 3,5 года до пришествия А. А. будет узнать нелегко, потому что, как полагали свт. Кирилл Иерусалимский (Сатесн. XV 12) и прп. Ефрем Сирин (Sermo IX 7), вначале он явится как человек смиренный, кроткий, человеколюбивый, благообразный и только после того, как привлечет к себе многих и упрочит свою власть, он обнаружит свою злобу во всей силе. Характер А. и его царствование описаны в Книге пророка Даниила, во 2-м Послании ап. Павла к Фессалоникийцам и в Откровении Иоанна Богослова. А. будет обладать большими дарованиями, но способности свои он употребит только на совершение зла. Как пришествие А., так и вся его жизнь будут совершаться по действию сатаны. Сатана даст ему «силу свою и престол свой и великую власть» (Откр 13. 2).

http://pravenc.ru/text/антихрист.html

Святитель Иоанн Златоуст в своих толкованиях на 2-е послание апостола Павла к фессалоникийцам указывал, что когда прекратится существование Римского государства, тогда придет антихрист, потому что до тех пор, пока будут бояться этого государства, никто скоро не подчинится антихристу, но после того, как оно будет разрушено, водворится безначалие, и он будет стремиться похитить всю - и человеческую и божескую - власть. Таким образом, исходя из святоотеческого толкования вытекает, что наличие статуса «удерживающего» связанно именно с суверенитетом государственной власти и законностью. Катехон прежде всего - машина по подавлению зла, его минимизации. Это базис, все остальное в идеи катехона второстепенно. Поэтому атеистический Советский союз, разгромивший нацизм - катехон, это единственно возможное христианское понимание СССР. Но это не связано с признанием коммунизма. Ведь обратное означало бы признание апостолом Павлом язычества. Вся суть в том, что признается не язычество, а Римская Империя как катехоническая государственность, признается не коммунизм, а СССР как катехоническая государственность. Те же, кто считает, что катехон (третий Рим) уничтожен революцией 1917 года навсегда или, что он прекратил свое существование на период вероотступничества, а потом может вернуться вновь (например, с восстановлением монархии) не выдерживает никакой критики. Хотя бы потому, что во всех толкованиях по этому поводу у святых отцов Церкви однозначно подчеркивалось о мгновенности явления антихриста в связи с падением катехона. Об этом же зафиксировано и в Писании: «пока не будет взят от среды удерживающий теперь, не откроется беззаконник» (2 Фес. 2:7). Катехон либо есть, либо его нет. Если его нет, то и России нет. А раз Россия есть, значит СССР - выполнял роль Третьего Рима. С.Е.Дробот , юрист, публицист, г.Новосибирск Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите " Ctrl+Enter " . target=" " > Поделиться РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям. Комментарии Закрыть Отправить Закрыть

http://ruskline.ru/special_opinion/2015/...

Стоит ли удивляться, что им необходима «новая Библия», в которой не будет Бога и греха, которая одобрит извращения, что мнящими себя «мировой элитой» это весьма приветствуется. Несчастные люди с убогим мышлением хотят жить по своим похотям, не желая даже слышать, что истинная религия, христианство, была создана Самим Богом. Впрочем, Его-то они и пытаются искоренить из своей жизни. — Сегодня, Высокопреосвященнейший Владыко, все чаще говорят о Третьей мировой войне. В мире создано столько видов оружия, что оно давно уже способно уничтожить Землю. Как умолить Бога отсрочить гибель человечества? — Война эта предсказана святыми отцами, и она будет. Мы не знаем только время ее начала и завершения. Известно лишь, что весь мир тогда погрузится в смертельный ужас и хаос, явится миру антихрист, которого человечество своим отступлением от Бога и призвало в мир. Нужно молиться, чтобы Господь нас еще подолготерпел. Бог милостив, но многое зависит от того, как будет складываться духовная жизнь Русской Православной Церкви, насколько крепка будет наша вера, каков будет молитвенный подвиг верующих. После освящения в июле Андреевского храма скита Валаамского монастыря Святейший Патриарх Кирилл отметил в проповеди: «Сегодня многие люди, в том числе на Западе, с большим вниманием и надеждой взирают на Россию как на последний оплот. Если говорить библейским языком, Россия становится удерживающей (см. 2 Фес. 2:7) от тотального господства зла, то есть пришествия антихриста. И мы должны сознавать, что именно в это время на Церковь нашу возложена огромная духовная ответственность и за народ свой, и за страну, да и за весь мир». Удерживающий упомянут в Библии, о нем говорили и многие святые. Это некая внешняя сила, которая препятствует приходу в мир антихриста. Когда-то этой силой была Римская империя, затем — Византийская, ну а сегодня — это Россия. Преподобному Антонию Великому было видение, что весь мир покрыт сетями: сети на полях и садах, дорогах и площадях — повсюду. Что же означает это видение?

http://ruskline.ru/analitika/2023/07/27/...

Можно вспомнить и много веселых случаев из армейской жизни. Например, стою днем на посту, а с соседнего поста постоянно доносится: тук-тук. Надоело слушать, пошел туда, а там солдатик 6 роты разложил гранаты РГД и РГН из цинка на каменной плите и увесистым камушком по одной из них бьет. Я говорю: «Ты чего делаешь? Она же сейчас взорвется!» — «А у меня еще есть», — кивает он на цинк. – «А зачем тебе это надо?» — спрашиваю. – «Давай помогай — сам увидишь». Добили мы с ним еще несколько гранат, сняли с них «рубашки», сложили взрывчатое вещество в одну кучку и подожгли (кстати на точке ни спичек, ни зажигалок не было – вместо них использовали трассера). Такое красивое пламя я больше никогда не видел. — Наверное, в таких ситуациях начинаешь больше ценить жизнь? — Тогда я об этом не задумывался – прошло, и слава Богу. Потом я стал больше ценить не жизнь, а милость Божию . Испытывать благодарность к Богу, что Он на такого, как я, обращает внимание, любит, спасает. — Как Вы считаете, нужна ли была эта война для нашей страны, для наших солдат? — Вопрос непростой. Конечно, война это всегда плохо, т.к. это нарушение заповеди «Не убий». Однако бывают случаи, когда отказ от применения оружия – гораздо больший грех. По-моему, защита женщин, детей, стариков, слабых, борьба против несправедливости, когда иного выхода, кроме применения оружия, нет — это христианский подход к жизни. Господь говорит, что нет больше любви, чем положить душу свою за други своя. В армии, ведущей несправедливую войну, нет места массовому подвигу самопожертвования. История нам это ясно показывает. В этом свете надо рассматривать и Афганскую войну. Там не было именно войны с народом, как бы нам сейчас это не пытались представить. Конечно, в нашем падшем мире ничего не бывает идеальным, но главный фарватер именно такой – мы стремились принести мир на афганскую землю. Портила дело идеологическая составляющая. Если бы ее не было, результат был бы иной. Нужна ли была эта война нашей стране? Мне кажется, по другому не могло быть – Советский Союз, как и Российская империя, пытался быть гарантом справедливости в мире, хотя ему очень мешала коммунистическая идеология. Вспомните удерживающего из Нового Завета (2 Фес.2:7). Вот такой удерживающей от зла мир силой, хотя во многом несовершенной, пытался быть, против желания коммунистических правителей, Советский Союз.

http://pravmir.ru/afganec-svyashhennik-o...

— Я допускаю, что причиной может быть неуважительное отношение к закону. Но дело в том, что любое неуважение разрушает. Когда не уважают нас, это тяжело переносить, но когда не уважаем мы, это разрушает нашу собственную душу. Если у граждан возникает неуважительное отношение к своей стране, в этом нет ничего хорошего. Когда человек в состоянии выполнить требование государства, но этого не делает, то можно говорить о начатках беззакония и хаоса, тех самых, из которых рано или поздно явится Антихрист. Некоторые святые отцы, говоря об Удерживающем, о котором пишет апостол Павел (см.: 2 Фес. 2, 7), склоняются к тому, что это Дух Святой. Но другие считают, что это — закон как видимая форма организации человеческого общества. И Ветхий Завет прежде всего был законом жизни богоизбранного исповедующего единого истинного Бога, но, тем не менее, просто человеческого общества. Была, например, заповедь «Око за око», и человек понимал, что, выкалывая глаз другому, он уже выкалывает его самому себе. Если бы не этот закон, искалеченных людей было бы гораздо больше. И это веский аргумент, почему законы надо исполнять, чтобы зло было ограничено в своих проявлениях. — Но можно возразить: немало гражданских браков заканчивается вполне благополучными законными и даже порой венчанными союзами. — Это возражение несостоятельно. Сегодня — огромное количество разводов по всей стране, и странно говорить о том, что гражданские браки благополучно заканчиваются. Счастливых семей сейчас мало как никогда. — Часто приводится такой довод: что, пожив в гражданском браке, люди имеют возможность лучше узнать друг друга и понять, могут ли они вместе идти по жизни. — С одной стороны, в этом логика присутствует. Но может ли закончиться добром то, что начинается с греха? Ведь путь от греха к добродетели, к благополучию духовному или жизненному всегда лежит через покаяние, являющееся мучительным трудом. И епитимья как некое наказание за грех может даваться священником, но чаще всего она дается Богом. И те скорби, которые несет человек в течение всей своей жизни,— это и есть епитимья за грехи, которые он совершал. И неурядицы в семейной жизни, трагедии, которые возникают, кажется, на пустом месте, на самом деле являются последствиями грехов в добрачной жизни.

http://pravoslavie.ru/37246.html

Максим Грек подошел к проблеме с богословских позиций. Он противопоставил астрологическому детерминизму тезис о свободе воли человека и о Божественном Промысле, который направляет всю жизнь человечества. Это не оставляет места влиянию небесных тел. Судьба человека определяется его свободным выбором, а не планетами и звездами. Старец Филофей строил опровержение иначе. Он тоже коснулся темы звезд, но отмел ее небрежным замечанием: «Сия вся кощуны суть и басни». Главное он видел в причинах тех изменений, что происходят в истории стран и народов. Свершилось главное «изменение»: к Руси перешла функция неразрушимого христианского Ромейского царства. Царства, которое возникло в эпоху Августа, во времена земной жизни Спасителя, и потому новых глобальных перемен не будет. Его построение находится в русле средневековых эсхатологических учений, предстает как историософия того времени, вовлекающая в свою орбиту разнообразные события и факты Священной и мировой истории. Он произнес пророчество о будущем России, перевел «стрелки» и направил в ее сторону гораздо более древнее пророчество, восходящее к ветхозаветным текстам, о Римской-Ромейской империи как последней империи, которой предстоит существовать до скончания мира. Факт ее существования является гарантом продолжения земной истории человечества, длительности исторического времени до «исполнения сроков». Вероятно, ему было известно толкование святителя Иоанна Златоуста, который так комментировал известное место из Второго послания к фессалоникийцам апостола Павла об «удерживающем» (2 Фес 2:7): «Когда прекратится существование Римского государства, тогда он (антихрист) придет. И справедливо, потому что пока будут бояться этого государства, никто не подчинится антихристу, но после того, как оно будет разрушено, воцарится беззаконие, и он будет стремиться похитить всю — и человеческую, и божескую власть». По логике этого толкования, Римско-Ромейское царство служит залогом нерушимости, не допускающим того глобального «изменения, пременения и преиначения», о котором говорит астрологическое предсказание. Филофей производит операцию переименования «царства нашего государя» в Ромейское царство, исходя из факта падения и «старого», и «нового» Рима.

http://foma.ru/tretij-rim.html

День мученической кончины: 4/17 февраля 1905 года Великий князь Сергей Александрович Великий князь Сергей Александрович – сын Царя-Освободителя Александра II, брат Царя-Миротворца Александра III, дядя Царя-Мученика Николая II. Один из самых трагических персонажей кануна русской катастрофы, человек сложной, драматической судьбы, непонятый и даже оболганный как при жизни, так и посмертно. Подвижник Православной Церкви и первый из мучеников Императорского Дома в XX веке. Около 14 лет он занимал пост Московского генерал-губернатора. Великий князь являлся покровителем, главой или почетным членом многих общественных, благотворительных, научных и культурных учреждений, поддерживая многочисленные начинания, направленные на упрочение и развитие в Москве нравственности, духовности, просветительства. Он был Председателем Государственного Исторического музея, руководителем Комитета по созданию Музея изящных искусств (ныне – Музей изобразительных искусств им. А.С. Пушкина), возглавлял Императорское Палестинское Общество. Думается, в скором времени должна восстановиться справедливость – и историческая, и небесная. Имя Великого князя должно встать в нашей Церкви рядом с именем его святой жены – княгини Елизаветы Федоровны. Этой публикацией мы хотим отдать долг памяти Великому князю и его жизненному подвигу, послужить тому, чтобы приблизить момент его прославления. История России последних веков непостижимым образом связана с таинственным апостольским словом об удерживающем теперь : Ибо тайна беззакония уже в действии, только не совершится до тех пор, пока не будет взят от среды удерживающий теперь (2 Фес. 2, 7). Эти слова – о России, о православном русском народе. И о его великих православных самодержцах, которые первые принимали на себя направленный против веры и Отечества удар. Они и удерживали. Удерживать беззаконие, не допустить его разгула в мире век от века становилось все труднее. Только Россия, с ее православным укладом жизни, с ее материальной мощью и геополитическим положением, одна была тогда в силах «удерживать».

http://pravoslavie.ru/110727.html

В ключевых понятиях «Держава» и «Самодержавие» внешне содержится указание на суверенитет, полностью самостоятельную субъектность страны в международных отношениях. Но главным в них всё же является указание на духовно-нравственную миссию Государства Российского после падения Ромейской Державы - миссию удержания мipa от зла. О действенном удержании от зла Священное Писание рассказывает многократно: И сказал ему Бог во сне: и Я знаю, что ты сделал сие в простоте сердца твоего, и удержал тебя от греха предо Мною ( Быт. 20, 6 ); Жив Господь и жива душа твоя, Господь не попустит тебе идти на пролитие крови и удержит руку твою от мщения ( 1 Цар. 25, 26 ); Жив Господь Бог Израилев, удержавший меня от нанесения зла тебе ( 1 Цар. 25, 34 ); И удержал Давид людей своих сими словами и не дал им восстать на Саула ( 1 Цар. 24, 8 ); Взойду ли на небо - Ты там; сойду ли в преисподнюю - и там Ты. Возьму ли крылья зари и переселюсь на край моря, - и там рука Твоя поведет меня, и удержит меня десница Твоя ( Пс. 138, 8 -10); Они воззвали, что нужно взяться за оружие и мужественно умереть за закон отеческий, и произвели в храме великое смятение: с трудом быв удержаны старейшинами и священниками, они остались в том же молитвенном положении (3 Мак. 1, 19-20)... И наконец знаменитое из Второго Послания Апостола Павла Солунянам: И ныне вы знаете, что не допускает открыться ему в свое время. Ибо тайна беззакония уже в действии, только не совершится до тех пор, пока не будет взят от среды Удерживающий теперь ( 2 Фес. 2, 6 -7). В Церковнославянском Новом Завете свидетельство звучит ещё выразительнее: И ныне удерживающее весте, во еже явитися ему в свое ему время. Тайна бо уже деется беззакония, точию Держай ныне дондеже от среды будет ( 2 Сол. 2, 6 -7). Слова « Держай » и «Удерживающий» являются переводом греческого духовного понятия « Катехон » - Κατχων. Знаменательно, что наше слово «Самодержец» является переводом греческого понятия «Автократор», буквальный перевод которого на Русский Язык означает «Самостоятельный Властитель», при этом Автократорами назывались и называются не только Христианские Государи, но и языческие, иноверные цари, в то время как в русской богословской и духовно-исторической литературе термин «Самодержец» употреблялся исключительно по отношению к Православным Государям, поскольку Божественная Царская миссия волевого держания, удерживания зла связана с их конкретным вероисповедным понятием, отображенным в Священном Писании.

http://ruskline.ru/analitika/2017/07/14/...

Москва , Ноябрь 2015 года - Февраль 2016 года Окончание следует ПРИМЕЧАНИЯ О Катехоне. Хочу обратить внимание на то, что в этих двух пунктах В.В.Путин различает понятия «Держава» и «Государство», хотя для многих они воспринимаются как равноценные и однозначные синонимы. В самом же деле такое смысловое различие существует! Понятие «Государство» в первую очередь связано с административными, управленческими, законодательными, правоохранительными и судебными функциями, не случайно в слове «го суд арство» присутствует фонетическая ассоциация с суд ом. В понятиях же «Держава», «Самодержавие» содержится не только указание на суверенитет, полностью самостоятельную субъектность страны в международных отношениях, но и указание на духовно-нравственную миссию Государства Российского после падения Ромейской Державы - миссию удержания мipa от зла. О миссии удержания от зла Священное Писание рассказывает многократно: И сказал ему Бог во сне: и Я знаю, что ты сделал сие в простоте сердца твоего, и удержал тебя от греха предо Мною (Быт. 20, 6); Жив Господь и жива душа твоя, Господь не попустит тебе идти на пролитие крови и удержит руку твою от мщения (1 Цар. 25, 26); Жив Господь Бог Израилев, удержавший меня от нанесения зла тебе (1 Цар. 25, 34); И удержал Давид людей своих сими словами и не дал им восстать на Саула (1 Цар. 24, 8); Взойду ли на небо - Ты там; сойду ли в преисподнюю - и там Ты. Возьму ли крылья зари и переселюсь на край моря, - и там рука Твоя поведет меня, и удержит меня десница Твоя (Пс. 138, 8-10); Они воззвали, что нужно взяться за оружие и мужественно умереть за закон отеческий, и произвели в храме великое смятение: с трудом быв удержаны старейшинами и священниками, они остались в том же молитвенном положении (3 Мак. 1, 19-20)... И наконец знаменитое из Второго Послания Апостола Павла Солунянам: И ныне вы знаете, что не допускает открыться ему в свое время. Ибо тайна беззакония уже в действии, только не совершится до тех пор, пока не будет взят от среды Удерживающий теперь (2 Фес. 2, 6-7). В Церковнославянском Новом Завете свидетельство звучит ещё выразительнее: И ныне удерживающее весте, во еже явитися ему в свое ему время. Тайна бо уже деется беззакония, точию Держай ныне дондеже от среды будет (2 Сол. 2, 6-7).

http://ruskline.ru/analitika/2016/09/16/...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010