О видениях и явлениях из невидимого мира Теперь мы видим как бы сквозь тусклое стекло, гадательно, тогда же лицем к лицу; теперь знаю я отчасти, а тогда познаю, подобно как я познан ( 1Кор. 13:12 ). Мы здесь приведем лишь несколько примеров видений, явлений и знамений из того, невидимого мира. Но пусть никто не думает, что это спиритизм. Вовсе нет! Мы осуждаем спиритизм также, как и ворожбу. И Библия относит их к одной категории. Потому что спиритизм – это намеренное вызывание духов, заигрывание с духами из любопытства. А вот явления из духовного мира, которые приходят неожиданно и без вызова, – это явления, которым Церковь уделяет большое внимание. Мы хотим привести нашим читателям несколько примеров именно таких явлений. О душе одного пьяницы Сундар Синг об одном своем видении пишет: «Однажды видел я в мире духов одного духа, который, мучаясь угрызениями совести, бегал туда-сюда, как сумасшедший. Один Ангел говорит: «Этот человек мог в том мире покаяться и обратиться к Богу, но как только его начинала мучить совесть из-за содеянных грехов, он заглушал голос совести спиртным. Промотал все свое состояние, разорил семью и, в конце концов, совершил самоубийство. Сейчас он, как бешеная собака, мечется туда-сюда, мучимый совестью. Мы были бы рады ему помочь, но мешает этому его испорченная натура. Сейчас душа его обнажена, и весь мир духов может видеть его грешную жизнь. Поэтому он и убегает во тьму к духам зла, чтобы избежать мучений, которые ему причиняет свет». Рассказ об игре демона с людьми В книге о Мелании-затворнице из Елецкого монастыря описывается случай, подобный тому, что произошел со святым Симеоном Столпником. Однажды ночью после продолжительной молитвы присела Мелания на пороге своей келии немного отдохнуть. Вдруг явилась ей огненная колесница, а на ней юноша в белом одеянии, который сказал: «Прииди, Богом возлюбленная, и прими награду за свои труды. Бог послал меня, Ангела Своего, чтобы я перенес тебя в райские селения, где ожидает тебя сестра твоя Екатерина». (А сестра эта недавно умерла.) Услышав весть о своей любимой сестре, Мелания забыла обо всем, даже не перекрестилась, села в огненную колесницу, и крылатые кони понесли ее куда-то. После этого, однако, Мелания перекрестилась. И все вдруг исчезло, а вдали раздался ехидный смех. Ужас охватил Меланию. Она огляделась вокруг и увидела, что находится на краю моста возле мельницы – вот-вот может упасть вниз, в реку. Она в ужасе закричала, что было мочи, и упала на мост, потеряв сознание. Ее крик услышали находившиеся на мельнице люди, прибежали и увидели на мосту известную им затворницу без сознания. Очень удивились, конечно, как она оказалась в ночное время на этом месте, и отнесли полуживую в монастырь. О смерти по послушанию

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Serbsk...

А. Грехи против шестой заповеди 1. Человекоубийство а) Тяжесть греха человекоубийства. Это преступление есть великий грех пред Богом, вопиющий о праведном наказании ( Быm. IV, 10 ). аа) Убийство есть величайшая обида, какую только можно сделать ближнему, ибо жизнь есть первое благо само по себе и дает возможность пользоваться другими благами в продолжение ее. С отнятием жизни отнимается эта возможность. бб) От убийства происходит много зла для общества, когда у него отнимается полезный член или надежда и подпора целого семейства. вв) В самой природе нашей вложено отвращение в убийству, как об этом свидетельствует всеобщий ужас при взгляде на человекоубийцу, не- вольное содрогание при одной мысли об этом преступлении. гг) Убийца отвратителен в собственных глазах. дд) Он носит наказание за свое злодеяние в собственной совести: известно из опыта, что совесть ни одного злодея не карает своими угрызениями столь ужасно, как человекоубийцу. ее) Известно также по опыту, что человекоубийство никогда не остается неузнанным, – рано ли, поздно ли, убийцу открывают и подвергают законному наказанию. жж) Но страшнее человеческого наказание Божие: убийцам часть в езере, горящем огнем и жупелом, еже есть смерть вторая ( Anok. XXI. 8 ). зз) По церковным законам убийцы вольные в древности отлучались от св. причащения на всю жизнь. (Анк. 22). По правилам позднейшим им налагается эпитимия не менее 15-летней. (Вас. В. 56; Григ. Нисск. 5). ии) Однакож есть прощение и этому страшному злодею, если он покается 170 . («Душ. чт.» 1871 г., декабрь). б) Библейские изречения о человекоубийстве. Убийство запрещается: не убивай ( Исх. ХХ – 13 ). – Знаешь заповеди: не прелюбодействуй; не убивай; не крадь; не лжесвидетельствуй; не обижай; почитай отца твоего и мать ( Мар. Х – 19 ). Ненависть есть убийство: всякий ненавидящий брата своего, есть человекоубийца; а вы знаете, что никакой человекоубийца не имеет жизни вечной, в нем пребывающей ( I Uoah. III – 15 ). Убийство есть дело плоти: дела плоти известны. Они суть: прелюбодеяние, блуд, нечистота, непотребство, ненависть, убийство, пьянство, бесчинство, и тому подобное. Предваряю вас, как и прежде предварял, что поступающие так царствии Божия не наследуют. ( Гaл. V – 19, 21 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Djach...

79. В день Успения Божией Матери (о холере) Не бойся смерти, не страшись гроба, не ужасайся могилы между мертвецами; бойся того, что пред смертью бывает, до гроба производится, до могилы совершается; еще больше бойся того, что после смерти случится, что по ту сторону гроба с тобою встретится, что увидишь за могилою. В смерти нет страха, ибо страхи эти разогнал Сын Божий, который Сам лежал во гробе, и расторг утробу смерти. Во гробе не должен быть ужас, ибо в нем покоилась Царица небесная, которой всечестное Успение мы ныне празднуем. Одного боюсь: грехов моих, в жизни настоящей собранных в душе и теле; в уме, в памяти и в совести, и в сердце. Тления боюсь, ибо праведников тела не подлежат тлению; а грешников – отвратительны тела во гробе, – смрадны, нечисты и предаются тлению. Второй смерти боюсь, которая начинается вместе с содеянием смертного греха, наказывается проклятием Отца небесного на суде Божием и оканчивается вечною погибелью во аде. Вечная погибель, вечная тьма, вечная встреча с демонами, вечное мучение совести, терзание сердца, бичевание от бесов, угрызение от червей; самые страшные мучения, какие не бывают на земле. Вспомните только о жажде адской, для утушения которой евангельский богач просил хотя одной только капли воды. Капли воды – и никто не даст. Боже мой! Если на земле есть муки, которых не могли переносить и терпеливейшие некоторые из мучеников; если в жизни настоящей есть страдания такие, от которых многие умерли; то какой разум может помыслить, какое человеческое воображение представить то: какие будут муки во аде, и притом муки вечные? Так говорит Евангелие, так говорят все святые, так говорит Сам Бог чрез пророков и апостолов. Нет! не бойся смерти временной, телесной; не бойся сего гроба и помни, что в нем покоилась Царица небесная, в нем почивал три дня и три нощи Владыка неба и земли – Христос Господь. В настояние дни, когда гнев Божий носится над нашими головами, – меня одно ужасает: беспечность христиан. Итак, ты не хочешь прийти к источнику жизни; ты все еще думаешь и говоришь: „а вот меня смерть минет“.

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Bandak...

Слово на годовщину агрессии НАТО против Союзной Республики Югославии Во имя Отца, и Сына, и Святаго Духа! Дорогие братья и сестры! Митрополит Черногорско-Приморский Амфилохий (Радович) Пророк Давид давно написал о первом избранном народе Божьем: «Отдал нас на поношение соседям нашим, на посмеяние и поругание живущим вокруг нас». Апостол Павел сказал еще одно слово: «Мы сделались позорищем для мира». Эти слова, подходившие для древнего Божьего народа, очевидно, можно отнести и к одному из современных христианских народов, который называется народом сербским. Нечто страшное, непредвиденное, необъяснимое для здорового человеческого разума, а еще менее для глубокого, морального человеческого, христианского сознания произошло в конце XX века. Христианские народы или те, кто, по крайней мере, таковыми себя называют, в конце XX века собрались и бомбили грешный балканский христианский народ, народ с христианским обликом и христианской историей. Народ, который на протяжении всего своего существования всегда вновь и вновь оказывался на стороне правды Божией и правды человеческой. В судьбоносные исторические моменты этот народ никогда не шел путем неправедным, но, несмотря на все свои человеческие немощи и слабости, всегда выбирал один путь – путь Господний, путь Голгофский, Косовский путь. С тем, чтобы выбрать вместо земного царства Царство Небесное. Зная, что земное царство преходяще, а Небесное – во веки веков. Этот народ бомбили, и это нечто, что произошло в первый раз в человеческой истории – в истории Европы. Я глубоко убежден, что, когда пройдут это помрачение нашего времени, пристрастия и расслабления, Европа снова вернется к тому знаменателю и тому событию, и все, что есть здорового в Европе, будет всегда снова и снова испытывать угрызения совести из-за преступления, совершенного над невинным народом, и за убийства неповинных людей, и за ужас и страх, посеянные в наших сердцах, в наших домах, по нашим нивам, в душах наших детей. Я встречал столько детей и сейчас встречаю, которые были навсегда испуганы в те времена, во время событий, начавшихся в этот день 24 марта 1999 года и продолжавшихся до июня месяца.

http://pravoslavie.ru/5396.html

97. Поучение в неделю 17-ю по Пятидесятнице «Братия! вы есте церкви Бога жива, яко же рече Бог: яко вселюся в них и похожду, и буду им Бог, и тии будут Мне людие» ( 2Кор. 6:16 ). Брат мой! Сам Бог уверяет, что Он нас, наши души и тела соделал Церковью жилищем для Себя, что Он Сам Своим лицем, Своим существом живет, обитает, царствует в нас. Или веруй этому, или не веруй. Не веруешь ты, не христианин, ты погибший, а веруешь, так подумай: что это значит, что человек – храм Божий и Дух Божий живет в нем? Где живет Дух Божий, там живет и Сын Божий, и Отец небесный, вся Пресвятая и Животворящая Троица живет в твоем сердце, в твоей совести, в твоем разуме, в твоей памяти, во всей твоей душе, как в храме живет и действует Животворящим Духом Своим в душе, Пречистым Телом Своим и Пречистой Кровью в твоем теле, ибо в Евангелии написано: «вы есте церкви Бога жива: телеса ваши суть храм Духа Святаго» 70 . «Ядущий Мою плоть во Мне пребывает, и Я в нем» 71 . Ах! Я ужасаюсь, когда подумаю: что если я своими грехами осквернил храм души моей и моего тела? Что, если я изгнал Бога из моего душевного и телесного храма? Что, если я превратил всего себя в храм греха, если во мне живет не Бог, но царствует сатана. Если я потерял благодать крещения и покаяния, если я душу и тело обратил в мерзость запустения, наполнил страстями и похотями и всякого рода нечистотами: гордостью, завистью, пьянством, развратом, всеми гнусными страстями и грешными делами, которые нравятся только диаволу и ненавистны Богу? Что, если над главой моей висит уже гнев Божий, суд Божий, близкий и далекий: близкий, состоящий в угрызении совести, грозящий мне болезнью, смертью моей, моей жены, моих детей. Ибо по слову Божию меня может наказать огонь, вода, воздух, земля, все звери, все люди, все может обратиться на главу мою, на погибель мне, если Бог восхочет наказать меня. А впереди еще ожидает меня другой суд, далекий: смерть лютая, могила, гроб, темнота, черви, злые духи, все ужасное, все родные, все Ангелы и все святые увидят тогда мой позор, когда разгневанный Отец небесный станет произносить надо мной, равно как и над всеми нераскаянными грешниками, вечное проклятие, вечное удаление от Бога, от рая, от святых, вечное отвержение, вечную погибель. А там, впереди меня, стоит ад, раскрыта преисподняя, царство бесов! Какой страх!? Какой ужас!?...

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Bandak...

Вот почему в человеке все, что на нем и в нем есть, все чрезвычайно мудро, удивительно. Это тело, превосходящее красотою все существа, – эта голова, сокрывающая непостижимые тайны и покрытые от жаров власами, – эти очи, видящие на бесконечно далеком расстоянии миллионы звезд; этот слух, познающий море звуков, – брови, ресницы и все черты лица, служание и к пользе и для красоты человека, – руки для великих дел совершаемых человеком: все, говорю, в человеке приводит в удивление. Не говорим уже о красоте души – ума, сердца, памяти, – это море познаний, любви и всех добродетелей – будет раскрыто на небе только, когда душа человека воссияет, как солнце. Не устыдился же сам Сын Божий принять на себя наше тело и нашу душу и тесно соединиться с ними на всю вечность. Вот почему и всегда я прихожу в ужас, когда вижу или мужчину или женщину – в безобразном виде, лежащих где-нибудь на улице! Мне кажется, что не только вся тварь, окружающая человека, в таком раз плачет над ним, не только Ангел-хранитель, но сам Бог соболезнует о человеке. Верно великая и важная для Бога тварь-человек, – если Сын Божий решился принять плоть человека, пострадать за него и вывести его из ада – вывести тех, которые увлечены туда диаволом. О! Если бы человек знал будущую, небесную, блестящую, солнцу подобную, свою славу, он ни за что в мире не решился бы унижать себя страстями до скотского состояния. И кто бы мог подумать, что такое мудрое и доброе творение, как человек, пожелало бы себе вечной погибели? Ибо – чего желает человек, к тому и стремится. Скажешь: «я не желаю себе погибели: да не могу победить страсти и диавола». А Бог для чего? А покаяние для чего? А Евангелие для чего? А благодать и помощь Божия для чего? А пост, молитва, милостыня для чего? Да я спрашиваю тебя: боролся ли ты когда со своею страстью? Побеждал ли ты ее когда? Или всю твою жизнь только воспламенял свои похоти? Разве не слышишь Апостола Павла, что сребролюбцы, пьяницы и прелюбодеи не наследуют царствия небеснаго? Разве не видишь погибели на других? Разве ты не веришь словам Духа святаго, устами Апостола говорящего? Неужели ты в жизни не чувствовал угрызения совести, срама и укоризны от родных и соседей? Горе, ужасное горе, если ты заглушил свою совесть до конца! Ты же еще не испытал страшных мучений – непрерывных, вечных, ужасных, от которых сам диавол в течение седьми тысяч лет реветь, как лев – так страшно, что всю тварь приводит в ужас.

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Bandak...

Этот свет приходит к нам посредством веры и, пришедши, в обилии просвещает того, кто приемлет его. И если ты представишь ему чистую жизнь, он постоянно будет обитать в тебе. Аще кто любит Мя, Слово Мое соблюдет, – говорит Спаситель, – и приидем к нему (Я и Отец мой), и обитель у него сотворим ( Ин. 14:23 ). Как никто не может пользоваться светом солнечным, не открывая глаз, так никто не может участвовать в сем (вышнем) просвещении, не отверзая вполне очей души и не изощрив их во всех отношениях. А как это можно сделать? Очищая душу от всякой страсти: ибо грех есть тьма и тьма глубокая; и это видно из того, что он совершается вне рассудка и утаенно. Всяк бо, делаяй злая, ненавидит света и не приходит к свету ( Ин. 3:20 ). А бываемая отай (тайно), срамно есть и глаголати ( Еф. 5:12 ). Как во тьме мы не распознаем ни друга, ни врага и вовсе не узнаем свойства вещей, так и во грехе. Человек любостяжательный не отличает друга от врага; завистник и на человека самого благорасположенного к нему смотрит, как на врага; наветник – одинаково вооружен против всех; словом: всяк, делающий грех , ничем не отличается от людей, упивающихся и беснующихся, в том отношении, что не распознает свойства предметов. И как ночью для наших глаз – все равно: дерево ли, или свинец, железо, серебро, или золото, или драгоценный камень, потому, что для различения этих предметов не достает света, так человек, ведущий нечистую жизнь, не постигает ни доблести целомудрия, ни красоты любомудрия. Ибо во тьме и драгоценные камни, как я сказал, не обнаруживают своей красоты, не сами по себе, а по незнанию тех, кто смотрит (во тьме). Но не эта одна беда постигает нас, когда мы живем во грехах; мы живем тогда еще и в постоянном страхе. Как находящиеся в пути в безлунную ночь чувствуют страх, хотя бы и ничего страшного не было, так и грешники не могут иметь дерзновения, хотя бы и никто не обличал их; но, чувствуя угрызения совести, они всего боятся, все подозревают, все на них наводит страх и ужас, на все озираются с боязнию, всего трепещут... Будем же убегать такой мучительной жизни: поскольку за такой мукой еще последует смерть, смерть бессмертная; тогда не будет и конца наказанию.

http://azbyka.ru/otechnik/Petr_Smirnov/t...

аа) Чаще всего обличают угрызения и мучения совести. Совесть – это голос нелицемерного, неподкупного суда Божия в душе человеческой. Примеры такого действия совести в обличении человекоубийства многочисленны и разнообразны. Один разбойник, по имени Давид, до того привык убивать людей, что проливал кровь человеческую без всякого смущения совести, как кровь животных. Раз, по устроению Божию, в минуты уединенного размышления, вдруг пробуждается в нем совесть и наказывает его таким душевным терзанием за совершенные злодеяния, что он оставляет все, совершенно изменяет свой образ жизни и предается самому строгому покаянию. Представим и другой подобный пример: один разбойник, по имени Варвар, своими злодеяниями наводил ужас на все окрестные страны. Однажды после грабежа и пролития крови человеческой, обремененный сокровищами, он уединяется в пещеру, чтобы пересмотреть сокровища, добытые новым убийством. В уединении пещеры его ничто не развлекало, и тогда, смотря на сокровища, он спросил себя: «для чего все это?» В эти минуты совесть восстала страшным обличителем разбойника, как молния осветила всю его прошлую жизнь, полную злодеяниями, итог, кого не могли уловить никакие преследования, является сам пред служителем Божиим и говорит: «и разбойник! злодеяния мои бесчисленны: я грабил, терзал, убивал! если знаешь, отец мой, что Бог примет мое покаяние, то чем угодно обяжи меня, я все готов исполнить. Если же нет, вот меч: вели им убить меня!» бб) Иногда бывает так, что человекоубийца, страшась законного суда, тотчас по совершении злодеяния, старается только о том, чтобы скрыть преступление; но при этом в смущении совести своими странными поступками более открывает, чем скрывает следы убийства. вв) Бывает и так даже, что смущение совести производит в нем некоторое помешательство, так что преступно проливший кровь человеческую выдает себя убийцею и признает над собою непосредственно суд Божий. в) Но не всякое отнятие жизни у ближнего есть законопреступное убийство. Когда, напр., преступника наказывают смертию по правосудию, или когда убивают неприятеля на войне за государя и отечество, то это не есть беззаконное убийство. Господь велел наказывать преступников, велел защищать государя и отечество. Здесь действует правосудие и закон; тут охраняется благосостояние общества и государства; здесь проявляется высшая христианская добродетель – самопожертвование, готовое душу свою положить за св. веру, царя и отечество.

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Djach...

Похмелье, стыд, страх. Ужас. Здоровье подводит. Все труднее работать. Все тяжелее «общаться». Ты почти мизантроп и социопат. Тебя никто не понимает. И ты сам себя не понимаешь. В светлые минуты, которые слегка напоминают «хорошо», как в детстве, ты радуешься — отпустило! Но потом снова наливаешь себе и другим, напиваешься, хмелеешь, просыпаешься и — мучаешься, тоскуешь, плачешь. Боль твоя уже совсем не надуманная. Давно. Но эту боль ты придумал себе сам. Однажды ты все-таки решаешься взглянуть правде в глаза. И сказать себе: ты, дорогой мой, алкоголик. Пусть почти никто не догадывается об этом и здоровье твое еще позволяет тебе работать (правда, не очень хорошо, прямо скажем). Но то человеческое тепло и радость общения, к которому ты так стремился, выпивая, тебе недоступно. И уже давно. Потому что твой постоянный спутник — это страх, угрызения совести, трясущиеся руки и самообман. Твой единственный друг — это алкоголь. Да и он не друг тебе, ты зависишь от него. Он — враг. И ты начинаешь борьбу. От зависимости избавляться тяжело. Очень тяжело. Это работа, от которой ты отвык. Ты срываешься иногда. Да. Но, слава Богу, вокруг тебя еще остались люди, которые тебя понимают. Они понимают тебя, разговаривают с тобой и — не пьют. Они дарят тебе тепло. И — не пьют. Они с тобой не пьют. Они с тобой живут. Они тебя любят. Сегодня я знаю две вещи. Первая. Чем больше меня уверяют, что пить плохо, тем больше хочется. Это закон психологии. Его нужно принять как данность и перестать читать лекции о вреде табака и водки. Потому что не верят люди тем, кто, покуривая и попивая, голосует за повышение акцизов или ограничения по возрасту. Не верят тем, кто говорит, что вино — зло, а сами его пьют. Потому что вино — не зло. И это второе, что я знаю. Сам по себе алкоголь ни опасен, ни безопасен. Он никакой. Этикетки на пиве или знакомые марки водки не порождают немедленного желания напиться тут же до поросячьего визга. Они не действуют на того, кто уже давно раскрасил реальность самостоятельно, без помощи спиртосодержащих продуктов. Не действуют. Можете мне поверить.

http://pravoslavie.ru/56760.html

б) Грех удаляет благословения Божии: о, если бы ты внимал заповедям Моим! тогда мир твой был бы как река, и правда твоя – как волны морские (Ис. 48, 18). – Беззакония ваши отвратили это, и грехи ваши удалили от вас это доброе (Иер. 5, 25); в) Каждый понесет наказание за свой грех: отцы не должны быть наказываемы смертью за детей, и дети не должны быть наказываемы смертью за отцов; каждый должен быть наказываем смертью за свое преступление (Втор. 24, 16). – Ибо каждый понесет свое бремя (Гал. 6, 5); г) Грех приводит к угрызению совести: стрелы Твои вонзились в меня, и рука Твоя тяготеет на мне. Нет целого места в плоти моей от гнева Твоего; нет мира в костях моих от грехов моих (Пс. 37, 3–4). – И ты будешь стонать после, когда плоть твоя и тело твое будут истощены, – и скажешь: «зачем я ненавидел наставление, и сердце мое пренебрегало обличением, и я не слушал голоса учителей моих, не приклонял уха моего к наставникам моим» (Притч. 5, 11–13); д) К стыду: мы лежим в стыде своем, и срам наш покрывает нас, потому что мы грешили перед Господом Богом нашим, – мы и отцы наши, от юности нашей и до сего дня, и не слушались голоса Господа Бога нашего (Иер. 3, 25); е) К скорбям: безрассудные страдали за беззаконные пути свои и за неправды свои (Пс. 16, 17). Пути твои и деяния твои причинили тебе это, от твоего нечестия тебе так горько, что доходит до сердца твоего (Иер. 4, 18); ж) К болезням: и Я поступлю с вами так: пошлю на вас ужас, чахлость и горячку, от которых истомятся глаза и измучится душа, будете сеять семена ваши напрасно, и враги ваши съедят их (Лев. 26, 16); з) Грех иногда наказывается преждевременной и внезапной смертью: сии, распустившие худую молву о земле, умерли, быв поражены пред Господом (Числ. 14, 37). – Праведность ведет к жизни, а стремящийся к злу стремится к смерти своей (Притч. 11, 19). – Вдруг ангел Господень поразил его (Ирода) за то, что он не воздал славы Богу; и он, быв изъеден червями, умер (Деян. 12, 23); и) Бог изглаждает грешника из Книги жизни: Господь сказал Моисею: того, кто согрешил предо Мной, изглажу из книги Моей (Исх. 32, 33). – И не войдет в него ничто нечистое и никто, преданный мерзости и лжи, а только те, которые написаны у Агнца в книге жизни (Апок. 21, 27);

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=522...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010