О законе Божием Поучение 38. 1) Любовь к Богу должна сопровождаться исполнением закона Божия. 2) Закон естественный. 3) Закон откровенный. 4) Десять заповедей 1) Довольно, братия, слышали вы о любви к Богу и о любви к ближнему. В следующих поучениях будем говорить о делах, которыми должна обнаруживаться истинная любовь к Богу и ближним. Чтобы могли мы правильно выражать свою любовь к Богу делами, для этого надобно знать закон Божий, показывающий, что мы должны делать, чтобы, питая любовь к Богу в душе, делать угодное Ему, и также чего мы не должны делать, чтобы не оскорблять Бога. Несомненное доказательство того, что мы любим Бога, есть исполнение закона Божия. Таково свойство истинной любви, что, кого любим, о том не только помним, размышляем, говорим, но и стараемся делать угодное ему, и не делать того, что неприятно ему. Это свойство по преимуществу принадлежит истин­ной любви к Богу: кто истинно любит Бога всем сердцем, тот старается делать только угодное Богу, испол­няя заповеди Божии. Так учит Иисус Христос: буди­те в любви Моей. Аще заповеди Моя соблюдете, пре­будете в любви Моей: якоже Аз заповеди Отца Моего соблюдох, и пребываю в любви Его ( Ин. 15:9,10 ). Имеяй заповеди Моя и соблюдаяй их, той есть любяй Мя. Аще кто любит Мя, слово Мое соблюдет. Не лю­бяй Мя, словес Моих не соблюдает ( Ин.14:21–24 ). Иоанн Богослов пишет: чадца моя не любим словом ниже языком, но делом и истиною ( 1Ин.3:18 ). Сия бо есть любы Божия, да заповеди Его соблюда­ем ( 1Ин.5:3 ). Итак, братия, видите, что, питая в душе истинную любовь к Богу, мы необходимо должны соблюдать запо­веди Божии. Какие это заповеди Божии? 2) В начале человек в самой природе своей души получил ясное начертание заповедей Божиих, или зако­на Божия. Это закон Божии естественный. Этот закон и доныне сообщается человеческой природе, но не в первобытной ясности, полноте и силе; чрез грехопадение прародителей и чрез умножение грехов в потом­стве их, он помрачился и ослабел в своем действо­вании. О естественном законе, начертанном в душе че­ловека, апостол Павел говорит: егда бо язицы не имуще закона естеством законная творят, сии за­кона не имуще, сами себе суть закон: иже являют дело законное написано в сердцах своих, спослушествующей им совести, и между собою помыслом осуждающим или отвещающим ( Рим.2:14,15 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Evsevij_Orlins...

Важнейшие нравоучительные произведения следующие: 1) «Письма о христианской жизни», 2) «Начертание христианского нравоучения», 3) «Путь ко спасению», 4) «Письма о духовной жизни», 5) «Что есть духовная жизнь и как на нее настроиться», 6) «Востани спяй», 7) «Святоотеческие наставления о молитве и трезвении». К отделу же нравоучительных сочинений нужно отнести большинство проповедей, а также большинство писем. Глубокое знание и наблюдение самых сокровенных явлений духовной жизни в соединении с обширными сведениями во всех областях человеческой науки, в особенности в связи с исключительным проникновенным пониманием и изъяснением Слова Божия и святоотеческих творений, глубокая назидательность в соединении с сердечной искренностью и какой-то особенной задушевностью со стороны содержания, замечательная простота, нередко доходящая до народного говора и вместе с тем возвышающаяся до истинной художественности в отношении внешнего изложения – вот общие, характерные черты нравоучительных трудов святителя. Главная задача их – это раскрытие высшего смысла и цели человеческой жизни, напоминание и возбуждение к искреннему покаянию и живому обращению к Богу. Основная мысль всего нравоучения – идея богообщения. Жизнь христианская должна быть всецело посвящена Богу. Все твори во славу Божию, по вере в Господа нашего Иисуса Христа в надежде бесконечной жизни – такова главная цель жизни христианина. «Вся ваша жизнь, во всех своих частностях и дробностях, должна быть посвящена Богу. Закон общий таков: все, что ни делаешь, делай сообразно с волей Божией, и в угодность Богу, в славу пресвятого имени Его. Так уж и осматривать надо всякое представляющееся дело, сообразно ли оно с волей Божией, и делать его не иначе, как удостоверившись, что оно точно сообразно с ней, и делать так, как угодно Богу, чтобы оно было делаемо. Кто с такой осмотрительностью и с таким ясным сознанием угодности Богу делаемых им дел поступает всегда, тот вместе с тем не может не сознавать, что жизнь его идет верно, – что хоть дела его не блестящи и несовершенны, но в них сознательно не допущено ничего, что бы оскорбляло Бога и не было Ему угодно. Это сознание исполняет сердце его тихим миром от спокойствия совести, и тем духовным радованием, которое рождается от чувства, что он не чужой Богу, и что хоть не велик, не знатен и не виден, но раб Его есть, старающийся всячески угождать Ему и все усилия свои к тому направляющий, и верующий, что и Бог Сам видит его таковым» 94 .

http://azbyka.ru/otechnik/Feofan_Zatvorn...

Молитвы О молитве 29 Дети! вы разговариваете, беседуете со своими родителями, просите у них чего-либо; если получили от них что-либо, благодарите их за это; если не о чем просить родителей, то вы все-таки ласкаетесь к ним, стараетесь быть ближе к ним, беседуете с ними, потому что любите их. Так, дети, мы можем беседовать и с Богом, просить у Него, что нам нужно, благодарить Его, рассказывать Ему о себе. Эта беседа с Богом называется молитвой. «Господи, благослови!» Вы, дети, знаете, что Бог сотворил весь мир; Он – хозяин, Господин всего; люди – только Его слуги. Был ли бы доволен хозяин, если бы слуги в его доме распоряжались по-своему, не спросив у него позволения? – Конечно, нет, потому что слуги должны делать то, что прикажет или позволит им хозяин. Так и мы, желая приступить к какому-либо делу, должны попросить позволения на это у Бога. Мы должны как бы так помолиться Богу: «Господи! пусть будет Тебе угодно мое дело»; другими словами это говорится так: «Господи, благослови»! Дети, вы знаете, что Бог заботится о всем мире, всем помогает; без Его помощи люди не могли бы жить; без помощи Божией мы ничего не могли бы сделать. Поэтому, начиная что-либо делать, мы должны попросить у Бога помощи на это дело. Мы должны как бы сказать: «Господи! помоги нам сделать это дело»; иначе сказать: »Господи, благослови!» Таким образом, в молитве «Господи, благослови!» мы просим: Господи! да будет угодно Тебе это дело; помоги мне его сделать. «Во имя Отца и Сына и Святого Духа. Аминь» 30 Испрашивая у Бога помощи и благословения на наши дела, мы должны делать только такие дела, которые угодны Богу и служат к славе Божией. Как же дела наши могут служить к славе Божией? – Это мы увидим из таких примеров. Если бы какой-нибудь человек умирал с голоду и ты накормил бы его, этот человек, конечно, обрадовался бы, поблагодарил бы Бога и сказал: «Слава Богу за то, что нашелся человек, который накормил меня». Значит, твое дело послужило бы к славе Божией, потому что человек, которого ты накормил, сказал бы: «Слава Богу!» Или еще. Если бы кто из прохожих в зимнюю стужу попросился в вашу избу переночевать и твои родные пустили бы его, этот прохожий сказал бы: «Слава Богу, что нашлись люди, которые не дали мне замерзнуть на морозе». Опять, следовательно, этот прохожий за ваше доброе дело воздал бы славу Богу, сказав: «Слава Богу!» Таким образом, добрые дела всегда служат к славе Божией.

http://azbyka.ru/otechnik/Isidor_Bogoyav...

(2, 1) Итак, мы намерены доказать, что только истинный гностик обладает святостью, лишь он воздает Богу почитание, достойное его величия. А из того, что он воздает Богу такое поклонение, следует, что он любит Бога, и сам любим Им. (2) Все нравственно-превосходное считает он достойным почитания в меру его превосходства и величия. Из предметов чувственно воспринимаемых он воздает честь властям, родителям и старикам. Из различных учений он чтит преимущественно древнюю философию и древнейшие из пророчеств. Из предметов умопостигаемых он чтит древнейший по происхождению, вневременный и несотворенный первый принцип, источник остального бытия, Сына, (3) благодаря которому мы можем знать вечное начало, Отца всего сущего, древнейшего и благодетельного, Который невыразим словом, но Которого мы чтим в молчании, святом восхищении и с величайшим почтением. Его Господь возвестил в той мере, в какой могут вместить ее знающие, и в силах постичь те, кто самим Господом предопределен к ведению и «чьи чувства», по слову апостола, «навыком приучены» ( Евр. 5:14 ). (3, 1) Итак, почитание, воздаваемое истинным гностиком Богу, состоит в неусыпной его заботе о собственной душе и непрестанной любви, обращенной к Господу. (2) Что же касается его благодеяний людям, то одними из них он старается сделать их лучше, другими же помогает и утешает их. Медицина врачует тело; философия – душу. Служением является также и забота детей о родителях, а подданных – о своих правителях. (3) То же видим мы и в Церкви. Пресвитеры служат для улучшения и исправления; диаконы оказывают помощь. (4) Таким же двойным служением ангелы служат Богу, помогая в управлении земными делами. Гностик тоже служит Богу. Будучи призванным учить и исправлять, он открывает людям смысл своих возвышенных прозрений, стремясь улучшить их. Ни в ком из смертных нет ни такого благочестия, ни такой богобоязненности, как в верующем, который в делах земных служит Богу со славой и безупречностью. (5) Подобно тому как старательный уход за посевами, использующий различные приемы, навыки и знания земледельца, приносит обильный урожай и немалую выгоду, так и благочестие гностика, собирая плоды, приносимые теми, кто через его служение пришел к вере, собирает богатейший урожай. Он пробуждает от греховной жизни и приводит на путь спасения многих собратьев. (6) Если богосоответствие (θεοπρπεια) есть сохранение того, что присуще Богу, то соответствует Богу только тот, кто любит его. Только он знает, что угодно Богу с теоретической и с практической точки зрения. Ему ведомо, какую жизнь должен вести тот, кому предстоит в будущем достигнуть обожения, а в настоящем – уподобиться ему.

http://azbyka.ru/otechnik/Kliment_Aleksa...

Поучение 1-е в двадцать пятую неделю. О любви к Богу «Возлюбиши Господа Бога твоего от всего сердца твоего, и от всея души твоея: и всею крепостию твоею и всем помышлением твоим» ( Лк. 10:27 ; Мф. 22:37 ). Возлюбленные братия! Свойственно любви часто воспоминать и помышлять о любимом; свойственно любви часто направляться и устремляться сердцем и душою к любимому. Непрестанно помнить любимого и помышлять о нем, непрестанно ощущать себя привлеченным к любимому свойственно любви совершенной. Богу угодно, чтоб такою совершенною любовью мы любили Его. Это – естественно. Бог – совершен, и Он должен быть любим любовью совершенною. Рассматривая себя беспристрастно, мы не находим в себе такой любви к Богу, ни способности к такой любви. Что это значит? Это значит, что свойство любви повреждено в нас грехопадением, как повреждены им прочие свойства наши. Это значит, что мы должны возделать в себе любовь к Богу, возделать в той степени, в какой требует от нас заповедь Божия. Святой апостол Павел говорит, что любовь Божия изливается в сердца наши Святым Духом ( Рим. 5:5 ). Говорит это апостол о любви совершенной. Точно то же должно сказать и о прочих добродетелях. И вера, и смирение, и кротость, и терпение, и мужество тогда только могут достичь в нас совершенства, когда сердца наши будут обновлены Святым Духом. Желание стяжать добродетели мы доказываем зависящим от нас возделыванием добродетелей и усердною молитвою о получении их 159 . Способ возделания любви к Богу указан в самой заповеди о ней: «возлюбиши Господа Бога твоего от всего сердца твоего, и от всея души твоея, и всею крепостию твоею, и всем помышлением твоим». Очевидно: чтоб направить всецело к Богу сердце, душу, ум, должно прежде всего оставить греховную жизнь. «Уклонися от зла, – научает каждого из нас Святый Дух, – и сотвори благо» ( Пс. 33:15 ); уклонися от зла, и тогда только соделаешься способным возделывать в себе добродетели. Нет возможности служить вместе Богу и греху. Служащий греху принимает в себя яд греховный, напитывается, оскверняется им: по этой причине он не может усвоиться Богу. Если для зрения необходима сердечная чистота ( Мф. 5:8 ), тем необходимее она для соединения с Богом. Божественная любовь, по благоволению всеблагого Бога, соединяет воедино с Ним Его разумное создание – человека, «и прилепляяйся Господеви, един дух есть с Господем» ( 1Кор. 6:17 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Ignatij_Brjanc...

Сие сказал Я вам: по связи речи, сие относится ко всему, что выше сказано о ненависти мира к ним и к Нему и об обетованной им помощи свыше. – Дабы вы не соблазнились (ср. прим. к Мф. 5:29, 13:21 ): чтобы не поколебалась ваша вера и чтобы вы крепче стояли против злобы и ненависти мира. Эта злоба и ненависть выразятся в таких действиях неприязненных в отношении к апостолам, что могут поколебать веру нетвёрдую, и Господь как бы некоей бронёй покрывает учеников Своих ввиду этой борьбы, предстоящей им. К сказанному о ненависти мира к апостолам Господь присовокупляет ещё более определённые предсказания о неприязненных действиях мира в отношении к ним, именно – отлучении от синагог и насильственной их смерти. – Изгонят вас из синагог: то же, что – отлучат от синагоги; см. прим. к 9:22; 12:42. Речь идёт о выражении ненависти к апостолам собственно со стороны неверующего иудейского мира. Для апостолов отлучение от синагоги – ничто, ибо самая синагога иудейская для них – ничто; но это действие представляется здесь образом разных преследований и притеснений, так как отлучённый, как бы отделённый от избранного народа Божия, претерпевал разные поругания. – Даже наступает время: оно настало вскоре по вознесению Господа, когда открылись жестокие со стороны иудеев, а потом и язычников, гонения последователей Его. – Будет думать и пр.: высшая степень ослепления, когда воображают, что служат Богу, совершая такое действие, в коем выражается вражда на Бога. Так случилось с гонителями христиан, которые, преследуя невинных, воображали, что они тем делают угодное Богу, что пролитием крови учеников Христовых, по их мнению, богохульников и нечестивцев, они приносят как бы умилостивительную жертву Богу. Иудейский фанатизм дошёл в этом отношении до того, что постановил как бы закон: «кто проливает кровь нечестивых, тот делает то же, что приносящий жертву». Так поступали потом и языческие гонители христиан, воображая, что истреблением их они служат своим богам. Первый пример такого мнимого служения Богу со стороны иудеев показан был в побиении камнями первомученика Стефана ( Деян. 7:1 и далее), когда даже Савл, впоследствии – первоверховный апостол, думал, что, участвуя в этом убийстве, он делает угодное Богу ( Деян. 8:1, 22:20, 26:9 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Luzin/t...

Двадцать шестой день. Поучение 1-ое. Св. преподобномученица Параскева. (Почему наши молитвы часто не бывают услышаны Богом?) I. Родители ныне прославляемой преподобномуч. Параскевы, Агафон и Полития, были римляне, по усердной своей к Богу молитве получившие единственную дочь, названную ими Параскевою, так как она родилась в пятницу. Параскева жестоко пострадала за исповедание Христа в царствование Антонина, во II в. Вверженная в котел с маслом и смолою, осталась невредима; бросив этой жидкости в глаза любопытствовавшему царю, ослепила его, потом по просьбе его даровала ему зрение, и многих страданиями своими, сопровождавшимися чудесами, обратила ко Христу. – После мук была усечена. II. Св. преподобномученица Параскева была дарована своим родителям по молитвам их. След. их молитвы были угодны Богу и, как такия, услышаны Богом. Наши же греховные молитвы не всегда бывают услышаны Богом. Причины, по которым наши молитвы бывают Богом не услышаны, главным образом заключаются или в том, о чем мы молимся, или в том, как молимся. А. Плотские, недальновидные, пристрастные к самим себе люди весьма часто молятся Богу безрассудно, молятся о вещах вредных, о вещах могущих быть поводом ко греху, или прямо грешных. а) Предмет их молитвы бывает безрассуден, когда призывают Бога к удовлетворению им в том, что может быть вредно для других людей, или вообще для мира, о порядке и благосостоянии которого Он печется отечески. Так, например, «ежели кто-нибудь из нас», отправляясь в дальнюю дорогу, молится Богу, чтобы во все продолжение его пути была погода ведреная, между тем как в то же время миллионы людей молятся Богу, чтобы был дождь, потому что иначе от засухи все их посевы засохнут, и они останутся без хлеба: то не безрассудно ли такой человек молится Господу Богу? б) Равным образом безрассудны бывают молитвы и тех из нас, кои молятся Богу безусловно о чем-нибудь таком, что очень легко может сделаться весьма вредным для собственной их души. Ты не доволен своею бедностью, и молишься Богу, чтоб Он сделал тебя богатым: но знаешь ли ты, что богатство не сделает тебя гордым, жестокосердым, нечестивым, как очень не редко бывает с богатыми? Истинно, Бог весьма часто не мог бы наказать людей жесточе, как если бы Он верно исполнял все безрассудные их молитвы!

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Djach...

КНИГИ, ТЕМАТИЧЕСКИЕ ПОДБОРКИ Священник Иоанн Павлов < >< назад > 31. О том, чтобы угождать Богу, а не кому-то или чему-то другому Все христиане призваны к тому, чтобы исполнить в своей жизни волю Бога и угодить Ему. Об этом они всячески стараются и прилагают усилия. Однако дело богоугождения, или, по-другому, духовная жизнь, — очень непростое дело. Здесь христиан подстерегают многие ловушки, многие ложные пути, так что они находятся в постоянной опасности увлечься не тем видом деятельности, которая угодна Богу. И требуется многое внимание и многое рассуждение, чтобы этой опасности избежать. Совершая то или иное действие, всегда нужно спрашивать себя: что за причина побудила меня поступать именно так, и кому я стараюсь этим угодитьБогу или кому-то еще? Ведь если мы не будем в этом вопросе внимательными, то может случиться, что почти вся наша деятельность, даже как будто бы и добрая, окажется неприятной Богу и неугодной Ему. Часто, например, бывает, что люди вместо Бога угождают правилам, действующим в том или ином обществе, в той или иной среде. Ведь в любом обществе, в любом круге общения всегда имеются свои правила поведения, свои представления о том, что хорошо и что плохо, что можно делать и что нельзя. И вот человек часто становится заложником этих правил и всю свою деятельность осуществляет с оглядкой на них: а что будут говорить в обществе, что скажут люди, как это оценит коллектив или компания, не будут ли надо мной смеяться и тому подобное. О том, что скажет Господь и как Он оценит его поведение, человек не думает или думает в последнюю очередь. Нужно ли говорить о всей ущербности и гибельности такой позиции? Ведь смысл христианской жизни заключается в том, чтобы угодить Богу и оправдаться перед Ним, а не перед людьми. Судить нас на последнем и Страшном Суде будут не люди, а Господь, и только от Его решения будет зависеть наша вечная участь. И вот для многих из нас тогда может оказаться, что в своей жизни мы исполняли совсем не Божию волю и угождали вовсе не Ему, а кому-то или чему-то другому. Если же мы всю жизнь угождали не Богу, то как можем ожидать от Бога спасения или награды?

http://zavet.ru/b/ipavlov/031.htm

Об истинной любви и дружбе 85. К графине Ивановне Жадовской Слава Богу! По милости Благомыслителя о спасении нашем Господа, я, недостойнейший, много утешен вашею любовью. Сей дар никем не отъемлется во Иисусе Христе. Говорит Священное Писание: Бог есть огнь, поедающий нечестие. Да истребится из сердца всякая мысль, не благоугодная пред вечным милосердием. Благо нам сообщатися чистою любовию и исповедатися пред Сердцеведцем Господом, в прославлении Его. Никакие расстояния местные не могут разделить сердца любящих друг друга в повсюду сущем Утешителе. Смею просить вас сокрыть мое имя и, сколько можно, последовать мирной осторожности, о всем благодаря Господа. А когда будете стоять на молитве и жертвовать своим сердцем Богу ( «сердце сокрушенно и смиренно Бог не уничижит» – Пс 50, 19 ), тогда и мне будет на сердце знак вашего жертвоприношения, ежели Господу будет сие угодно, для утверждения нас в святой молитве, которая от Него внушается и бывает Им содействуема, по одному только с нашей стороны соизволению. Вам всегда остается разбирать свои мысли. 166. К Н. А. В. Милостивая государыня! Кто не говорит ни одного праздного слова, тот хотя бы ты-сячами людей окружен был, действительно избегает мирской суеты. Наставник и Спаситель всего мира Иисус Христос. Его разумеют слышащие, когда внимают в простых сердцах своих следующим словам Его: «Мои ученики есть те, которые имеют любовь между собою; если любите Меня, слово Мое соблю-дете, соблюдающий заповеди Мои, любит Меня! Любите врагов ваших, добро творите ненавидящим вас». Вот что угодно все во благо устраивающему Богу, а противящиеся ему, погибнут. Непотребный раб Егор. 8-го Мая, 1824 года. 4. Марии Петровне Колычевой Блистанием озарили мое мрачное сердце Златые уста. Признаюсь вам: в чтении моем каждая речь Иоаннова пленяла мысль мою! Это я говорю о небесных мыслях, что усердием вашим внесены в ущелины камня, в котором пресмыкающийся червь плетет вам сии строки. Столько рад, что все строки потерял и ничего не осталось к изъяснению столь великия радости!

http://azbyka.ru/otechnik/Georgij_Zadons...

под редакцией Ксавье Леон-Дюфура и Жана Люпласи, Августина Жоржа, Пьера Грело, Жака Гийе, Марка-Франсуа Лакана (католики) Б. ПРАВДА И МИЛОСЕРДИЕ Отожествление правды с соблюдением Закона – основа законничества. Оно возникло задолго до Вавилонского пленения. Закон есть норма нравственной жизни, и праведность верного дает ему право на благоденствие и славу. Тем более важно отметить нек–рые тексты, в к-рых эта правда Закона объявляется тщетной или недейственной. Существуют древние тексты, в к-рых говорится о завоевании Земли обетованной тоном, уже предвещающим Павлово понимание «Не говори в сердце твоем, что за праведность мою привел меня Господь овладеть сею землею…» ( Втор 9, 4 слл). В этом же освещении объясняется знаменитое место Бытия: «Аврам поверил Господу, и Он вменил ему это в праведность» ( Быт 15, 6 ). Является ли здесь праведность поведением угодным Богу, или составляет, согласно уже указанной семантической эволюции, награду и почти что заслугу, – и в том и другом случае здесь, как средство быть угодным Богу, прославляется Эта существенная связь между праведностью и отдачей самого себя Богу не согласуется, как и подчеркнул Павел, с законническим пониманием праведности. Подобная же формулировка дана в 1 Макк 2, 52, и своего рода как бы отзвук этого особого понимания праведности имеется в 1 Макк 14, 35: здесь праведность отождествляется с верностью Симона своему народу. Наконец, можно думать, что драматические вопрошания Иова и «богодухновенным пессимизм» Екклезиаста, ставящий под сомнение учение о подготавливают умы к откровению более высокому. «Праведник гибнет в праведности своей…» ( Екк 7, 15 ; ср 8, 14; 9, 1 сл.). «Как оправдается человек пред Богом?» ( Иов 9, 2 ; ср 4, 17; 9, 20 …). НЗ 1 . В благовестии Иисуса на Бога имеет более решающее значение, чем соблюдение заповедей; Иисус не дает какого–либо нового смысла словам праведность–праведник, может быть, потому, что Он сообщает новый смысл таким выражениям как Возможно, однако, что Он называл верой истинную праведность, указывал на грешников, сознающих свою греховность, как на подлинных праведников (ср Мф 9, 13 ) и определил как ние, обещанное смиренным ( Лк 18, 14 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/s...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010