Слуцк. Церковь Рождества Христова. /// Объект утрачен Карта и ближайшие объекты Церковь Рождества Христова являлась одним из самых древних храмов Слуцка. Сто лет назад среди деревянных храмов Слуцка на себя обращала внимание Рождественская церковь. На то время она была не самостоятельной, а приписана к приходской Воскресенской церкви. Богослужения здесь проходили только во время больших праздников, и среди них самым торжественным и значительным был храмовый праздник в честь Рождества Христова. В документах церковь упоминается в XVII, XVIII в и XVIII веках. Время основания ее неизвестно, как неизвестно и первоначальное место ее размещения. В 1578 году для улучшения ее состояния (она вероятно пострадала во время татарских нападений в начале XVI века) слуцким князем был дан вклад. К середине XVII века церковь находилась на территории Слуцкого предместья Остров, стояла там на местной рыночной площади. В 1655 году, во время подготовки Слуцка к защите от русских войск, было принято решение застройку предместья разрушить. Это делалось для того, чтобы территория перед оборонительными валами была свободной. Островские приходские церкви, в числе которых наряду с Рождественской еще называются Космодемьянская и Михайловская, были перенесены в город. Место для размещения Рождественской церкви выделили на улице Островской, по ее правой стороне, на равном расстоянии от Подзамчища и Островских ворот. Теперь это территория по Слуцкому переулку близ молодёжного центра. К началу XVIII века эта церковь, в которой кроме главного престола имелся придел Уверования апостола Фомы, устарела и требовала ремонта. На ее ремонт в 1707 году один из состоятельных жителей Слуцка ради этой цели пожертвовал 500 золотых. Однако через какое-то время, все же встал вопрос нового строительства. В 1762 году на том же церковной площади было завершено возведение здания новой Рождественской церкви. Какими были по архитектуре здания Рождественской церкви к XVII в. неизвестно. Воздвигнутая в 1762 году церковь Рождества Христова по размерам была небольшой, составленной из тесанных деревянных брусьев.

http://sobory.ru/article/?object=39187

15 апреля 2018 года, в Неделю 2-ю по Пасхе, апостола Фомы, Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл совершил Божественную литургию в Крестовоздвиженском Иерусалимском ставропигиальном женском монастыре. По окончании богослужения Предстоятель Русской Православной Церкви обратился к верующим с проповедью.      Во имя Отца и Сына и Святого Духа! Сегодня, в первое воскресенье после Пасхи, мы вспоминаем явление Воскресшего Спасителя ученикам (Ин. 20:19-31) и связанное с ним уверование Фомы. Вы все знаете эту историю. В день Воскресения, когда Господь явился ученикам, среди них не было Фомы, и он не поверил в случившееся. Через неделю Спаситель снова пришел к ученикам и предложил Фоме осязать Его язвы. Когда Фома сделал это, Господь сказал, что блажен не тот, кто видит, но кто верует. Вера является великой силой, без которой невозможно спасение. Святитель Иоанн Златоуст говорит об этом так: «Веры недостаточно для нашего спасения, но чтобы Бог не спас нас без нашего участия, Он требует от нас веры». В самом деле, если бы человек спасался, не прилагая собственных усилий, автоматически, то это не было бы спасением. Каждый из нас знает, что мы считаем важными те события, в которых лично участвовали. Даже очень важные события, которые происходят где-то вовне, не становятся частью нашей биографии. Но если мы сами участвуем, то даже событие не слишком масштабное становится значимым лично для нас. Если бы человек не участвовал в деле спасения, если бы для этого была достаточной искупительная жертва Христа Спасителя, если бы было достаточным низведение Святого Духа на апостолов и создание Церкви, то человек бы не мог спастись. Требуется соучастие людей — и в той Жертве, которую принес Христос, и в тех делах, которые совершали святые апостолы; а все это и есть наше участие в жизни Церкви. Вот почему наш замечательный богослов священномученик архиепископ Иларион (Троицкий) сказал удивительные слова: «Вне Церкви нет спасения». И эти слова не были некой новацией, произнесенной в XX веке русским богословом. Эти слова укоренены в замечательных словах святого Киприана Карфагенского: «Для кого Церковь не мать, для того Бог не Отец».

http://pravoslavie.ru/112237.html

Каталог икон на сайте PravIcon.com Православные иконы Богородицы, Христа, ангелов и святых  Икона Господа " Уверование Фомы " Богослужебные тексты (молитвы, тропари, кондаки, величания, акафисты) В этом разделе записей пока нет. Описание: Уверение Фомы. Двусторонняя икона пядничного ряда главного иконостаса Благовещенского собора Московского Кремля. Россия, Москва. 1818. Шумилов Д.Г. " Часть сохранившихся икон-пядниц из Благовещенского иконостаса представлена на выставке на южной галерее собора. В начале XVIII века пядницы заменили на другие иконы с изображением праздников и святых на весь год. В 1812 году весь ряд , за исключением двух икон с образами Снятия с крестя и Преполовения был разграблен солдатами Наполеона. В 1818 году [...] Файл 29636.jpg:   Размер: 765x840, 0.64 MPix, 227 Kb. Дата: 2017-09-05, анонимно. Рейтинг изображения: 4 (115) , (0) . Описание: Образ Фомина Уверения. Первая четверть XVIII века. 88х70 см. Материал: дерево, левкас. Техника: темпера. Преображенская церковь, о. Кижи. Музей-заповедник " Кижи " . Файл 29638.jpg:   Размер: 630x900, 0.57 MPix, 219 Kb. Дата: 2017-09-05, анонимно. Рейтинг изображения: 2 (96) , (0) . Описание: Уверение Фомы. Из Кирилло-Белозерского монастыря (иконостас Успенского кафедрального собора). Москва, 1497; середина XVI века (оклад). Темпера, дерево, серебро, золочение. 84 х 64.2 х 5.5 см. Кирилло-Белозерский историко-архитектурный и художественный музей-заповедник. Файл 29639.jpg:   Размер: 623x807, 0.5 MPix, 307 Kb. Дата: 2017-09-05, анонимно. Рейтинг изображения: 2 (114) , (0) . Описание: Фомино Уверение. XVII в. Икона-таблетка (Св. Афанасий Александрийский, Св. Гурий Казанский Чудотворец и Св. Варсонофий). 23.5х20 см. Частное собрание. Файл 29645.jpg:   Размер: 1568x2000, 3.14 MPix, 1280 Kb. Дата: 2017-09-05, анонимно. Рейтинг изображения: 2 (116) , (0) . Описание: Уверение Фомы. XVII в. Дерево; паволока; левкас; темпера. 72х53х2,5 см. Кирилло-Белозерский историко-архитектурный и художественный музей-заповедник. Файл 29646.jpg:   Размер: 650x896, 0.58 MPix, 134 Kb. Дата: 2017-09-05, анонимно. Рейтинг изображения: 4 (102) , (0) . Описание: Уверение апостола Фомы. Первая четверть XVIII в. 88х70 см. Материал: дерево, левкас. Техника: темпера. Преображенская церковь, о. Кижи. Музей-заповедник " Кижи " . Файл 29647.jpg:   Размер: 630x900, 0.57 MPix, 219 Kb. Дата: 2017-09-05, анонимно. Рейтинг изображения: 5 (99) , (0) .

http://pravicon.com/icon-438

Каталог икон на сайте PravIcon.com Православные иконы Богородицы, Христа, ангелов и святых Описание: Уверение Фомы. Двусторонняя икона пядничного ряда главного иконостаса Благовещенского собора Московского Кремля. Россия, Москва. 1818. Шумилов Д.Г. " Часть сохранившихся икон-пядниц из Благовещенского иконостаса представлена на выставке на южной галерее собора. В начале XVIII века пядницы заменили на другие иконы с изображением праздников и святых на весь год. В 1812 году весь ряд , за исключением двух икон с образами Снятия с крестя и Преполовения был разграблен солдатами Наполеона. В 1818 году [...] Файл 29636.jpg:   Размер: 765x840, 0.64 MPix, 227 Kb. Дата: 2017-09-05, анонимно. Рейтинг изображения: 4 (115) , (0) . Описание: Образ Фомина Уверения. Первая четверть XVIII века. 88х70 см. Материал: дерево, левкас. Техника: темпера. Преображенская церковь, о. Кижи. Музей-заповедник " Кижи " . Файл 29638.jpg:   Размер: 630x900, 0.57 MPix, 219 Kb. Дата: 2017-09-05, анонимно. Рейтинг изображения: 2 (96) , (0) . Описание: Уверение Фомы. Из Кирилло-Белозерского монастыря (иконостас Успенского кафедрального собора). Москва, 1497; середина XVI века (оклад). Темпера, дерево, серебро, золочение. 84 х 64.2 х 5.5 см. Кирилло-Белозерский историко-архитектурный и художественный музей-заповедник. Файл 29639.jpg:   Размер: 623x807, 0.5 MPix, 307 Kb. Дата: 2017-09-05, анонимно. Рейтинг изображения: 2 (114) , (0) . Описание: Фомино Уверение. XVII в. Икона-таблетка (Св. Афанасий Александрийский, Св. Гурий Казанский Чудотворец и Св. Варсонофий). 23.5х20 см. Частное собрание. Файл 29645.jpg:   Размер: 1568x2000, 3.14 MPix, 1280 Kb. Дата: 2017-09-05, анонимно. Рейтинг изображения: 2 (116) , (0) . Описание: Уверение Фомы. XVII в. Дерево; паволока; левкас; темпера. 72х53х2,5 см. Кирилло-Белозерский историко-архитектурный и художественный музей-заповедник. Файл 29646.jpg:   Размер: 650x896, 0.58 MPix, 134 Kb. Дата: 2017-09-05, анонимно. Рейтинг изображения: 4 (102) , (0) . Описание: Уверение апостола Фомы. Первая четверть XVIII в. 88х70 см. Материал: дерево, левкас. Техника: темпера. Преображенская церковь, о. Кижи. Музей-заповедник " Кижи " . Файл 29647.jpg:   Размер: 630x900, 0.57 MPix, 219 Kb. Дата: 2017-09-05, анонимно. Рейтинг изображения: 5 (99) , (0) .

http://pravicon.com/icon-438-photo

Снять эту плотную завесу, облистать светом откровения внутреннее зрение недоумевающего, может только один Бог, как мог только Он один открыть очи слепорожденному – прикосновением к этим очам Своею зиждительною десницей. Доколе не совершится таинственное чудо отверзения душевных очей, тщетно объяснять красноречием великолепие сияния солнца правды. «Создания принадлежат Создателю», выразил один из современных нам аскетических писателей. «Он – их полновластный Владыка и искупитель!» «Ему принадлежат: и их спасение, и самые способы к их спасению». В истории христианской церкви, в жизнеописаниях святых и православных ее подвижников – множество примеров разнообразия путей промысла Божия, в многоразличных видах обращения заблуждающихся и самых отчаянных отрицателей Евангельской истины. Не равны были пути призвания самих апостолов Христовых. Верховному из них, Петру, довольно было указания своего брата на пришедшего Мессию, чтобы уверовать во Христа. Будущему же «учителю народов», избранному сосуду Св. Духа, Павлу, потребовалось чудесное явление самого Господа Иисуса, в видении наглядном, с поражением на время слепотою, до уверования. Трудно объяснимое упорство Фомы, поверить воскресению Христа из мертвых, по одному свидетельству о нем достоверных самовидцев, не было осуждено Господом-Сердцеведцем: напротив, Он допустил сомневающегося ученика осязательно убедиться в том, чего не мог постичь его пытливый разум, еще не озаренный откровением, и св. церковь нарекла неверие Фомино – блаженным! «Неудобно богатому внити в Царство Небесное», произнес Спаситель, когда некий человек, похвалясь пред ним выполнением всех ветхозаветных заповедей, отошел прочь, услышав от него новую заповедь самоотречения, которая ему, обладавшему «имением многим», показалась невыносимо тяжкою. По объяснению некоторых Св. Отцов Восточной церкви, под словом «имение многое» должно разуметь не одно вещественное богатство, запинающее, пристрастием к нему, достижение Царства Небесного. Трудно, если не еще труднее, многодаровитому, обогащенному разносторонними познаниями человеку – отречься от произвола своего широкоразвитого, самоуверенного разума, и покорить его в послушание закону духовному – учению Христову. По естественному понятию, по усвоившейся нашей многострастной человеческой природе – гордости, это положительно невозможно, и отходят от Христа – Подвигоположника самоотречения – богатые и сильные естественным умом ни дарованиями многими, с прискорбием , с душевней мукой – тоски по Богу!

http://azbyka.ru/otechnik/molitva/molitv...

«Они сказали Ему; дай нам сесть у Тебя, одному по правую сторону, а другому по левую, в славе Твоей. Но Иисус сказал им: не знаете, чего просите.» Как раз все ученики Христа, кроме апостола Фомы, проявили себя маловерами. Разве не знал Фома о пророчествах грядущего Царства? Знал. Разве мог быть убит Мессия? Нет. Так почему же он готов был устремиться вместе с учителем в Иерусалим на смерть? Потому что вера его была так огромна, что он, чувствуя рядом с собой Господа, готов был, по зову сердца идти с Ним куда угодно. Потому что доверял этому красивому и необыкновенному Человеку, полному любви и таинственной власти. Любил беззаветно, вопреки ошибочной традиции ожидания, вопреки чувству самосохранения. Пусть он не фарисейский Мессия. Пусть возможно Он не тот, кого ждал избранный народ, но может быть Он — новая страница в Завете Бога? Всем известно, что Бог лучше всего узнается именно сердцем. Фома узнал в Иисусе Спасителя сердцем, и это вИдение Бога стало основой его веры. В городке Вифании, он своими глазами видел воскресение Лазаря. Казалось кому, как не ему в первую очередь, надо было поверить в воскресение Иисуса? А он усомнился. Многие комментаторы обращают внимание на то, что апостол Фома олицетворяет рассудочную или интеллектуальную возможность уверования в Бога. Пример благочестивого скепсиса, приносящего свои уникальные плоды. Так сказать, отец всем философам и богословам. Однако, в Евангелии нет ни одного места, где бы Фома высказывал свои сомнения Христу или бы сомневался в Его мнении, или спорил бы с Ним. Нет этого. Фома не поверил не Христу, а апостолам! Ничего удивительного. Вот они сидят, затворившись, ради «страха иудейска», в тайной горнице. Они отговаривали Христа идти в Иерусалим на Пасху. Один из них предал Его целованием. Петр хвалился быть верным до смерти и в ту же ночь отрекся от Него. В Гефсиманском саду, во время ареста Иисуса, все ученики разбежались прочь. А могли бы остаться, как мученики Рима, сами вышедшие на арену Колизея. Более того, был слух, что ученики хотят выкрасть из пещерного гроба тело Христа и симулировать Его воскресение. Мог ли Фома, пылко любящий Христа и болезненно воспринимавший измену Ему, доверять своим растерянным друзьям, столько раз явившим малодушие? Нет.

http://pravmir.ru/apostol-poxozhij-licom...

Сам автор так объясняет цель написания этого Евангелия: «Сие же написано, дабы вы уверовали, что Иисус есть Христос, и, веруя, имели жизнь во имя Его» (20,31). Однако велось немало споров о том, стремился ли Иоанн вызвать веру у неверующих, или же его целью было укрепить веру тех, кто уже уверовал. Оба толкования одинаково допустимы. Характерные особенности и темы Евангелие от Иоанна начинается с тех же слов, что и книга Бытие: «В начале». И это Евангелие единственная книга из всего библейского канона раскрывает скрытое за этими словами. Если Бытие описывает о, что было после «начала», о Евангелие от Иоанна раскрывает содержание Самого Начала, которое здесь мыслится не как некая отправная точка на временной оси, а как Источник и Первопричина всякого начинания. Русский язык позволяет объяснить эту мысль с помощью однокоренных слов, каждое из которых, сохраняя семантику корня, вносит дополнительное значение: начинать начало начальник. Значение слова «начальник», теперь понимаемое слишком узко, раньше почти совпадало со словом «начало» и подразумевало того, кто стоит в начале и дает начало всему, кто руководит всем, что находится у него «под началом» (см. Деян. 3,15 ). Особую трудность для толкователей представляет вопрос о зависимости между чудесами и знамениями и уверованием. Автор придает чрезвычайное значение чудесам Иисуса. Однако некоторые отрывки позволяют предположить, что сам автор на такой зависимости не настаивает. Например, Иисус упрекает Своих слушателей: «Вы не уверуете, если не увидите знамений и чудес» (4,48). Это отрывок приводит на память слова Фомы (20,25): «Если не увижу... не поверю». Тогда возникает вопрос: почему Иисус творил чудеса? И почему Иоанн уделил так много внимания чудесам Христа (20,30.31)? Ответ прост: то, что мы воспринимаем как чудо, для Христа таковым не является (14,12). Евангелист исходит из того, что Христос Сын Божий и чудеса подтверждают Его Божественность. Если люди верят в Иисуса только как в чудотворца, это означает, что они не воспринимают сообщаемое Иисусом откровение в полном объеме, упуская ту его часть, которая с особой глубиной раскрывается в Евангелии от Иоанна. Чудеса и знамения могут порождать веру и даже способствовать ее развитию. Но цель автора данного Евангелия в том, чтобы эта вера заставляла видеть в Иисусе не просто великого чудотворца, а истинное Слово Божие, единородного Сына Божия.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/zhenevs...

Итак, отличительные черты воззрения Фомы Аквината на искупление заключаются в следующем: 1. Оно представляет собою попытку примирить и объединить в одной теории нравственно-субъективное воззрение Абеляра с объективно-догматическим воззрением Анзельма, Бернарда Клервосского и др., причем частнее отношение Фомы Аквината к Абеляру можно выразить так: ту часть нравственного воззрения Абеляря, которая резко не противоречит объективно-догматическому церковному воззрению, он принимает и ассимилирует ее с последним как нравственную точку зрения на догмат; а те стороны Абелярова воззрения, которые прямо противоречат церковному пониманию догмата и разрушают его, он обстоятельно опровергает; однако же, справедливость требует сказать, что эти два воззрения (нравственное и догматическое) он не слил органически в одну теорию, но они у него более внешне поставлены одно подле другого, нежели внутренне соединены между собою в одно логическое целое. 2. Оно отличается от Анзельмова воззрения тем, что в то время, как Анзельм признает безусловную необходимость удовлетворения – Фома Аквинат признает необходимость относительную, условную, причем, однако, утверждает, что исторически осуществленный способ спасения людей есть наилучший. 3. В то время, как Анзельм центр тяжести в деле искупления переносит почти исключительно на крестную смерть Христову, – Фома Аквинат признает не менее важное значение в деле искупления и за страданиями Христовыми. 4. Он рассматривает значение искупительного дела Христова с четырех точек зрения, как – 1) meritum, 2) satisfactio, 3) sacriffcium и 4) redemptio 638 , но не объясняет ни основания для рассмотрения дела Христова с этих именно четырех точек зрения, ни их взаимного отношения между собой. Подобно Бонавентуре, Фома Аквинат всюду настойчиво раскрывает мысль об отношении Христа к верующим как Главы к членам и чрез это делает наглядною связь между искуплением и искупленными; но это объяснение основания для вменения людям дела Христова у него страдает существенным недостатком: из его объяснения вполне понятно, почему дело Христово вменяется членам Церкви, но недостаточно понятно, почему оно вменяется всем людям, и этот недостаток тем более важен, что ведь самая возможность и право человека стать членом Церкви основывается на объективном вменении всем людям (прежде и независимо их уверования во Христа и, следовательно, субъективного усвоения спасения тем или иным отдельным человеком), и, следовательно, достаточно не выяснивши основания для вступления человека в Церковь Христову, Фома Аквинат лишает надлежащей твердости свое объяснение основания для вменения искупления членам Церкви.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Orfanits...

Пятая книга – περ μαρτρων – говорит о мучениках до 12-й главы. Здесь раскрывается досточтимость мучеников, под которыми разумеются и исповедники; обязанность и способы помощи им, даже с опасностью собственной жизни; тяжесть преступления отречения от Христа; прекрасные наставления о том, чтобы не навлекать на себя преследования неблагоразумным образом и не явиться малодушными в опасности: бегство дозволительно. Увещания к смерти за веру во Христа. Пример Христа, Стефана и Иакова. Достоверность воскресения. Места Св. Писания, служащие в доказательство сего. Ложные мученики, которые только по имени христиане, но за свои преступления, взятые и казненные истинные христиане не должны иметь общения с ними; предостережения касательно служения языческим богам, куда относится и клятва звездами, стихиями и пр. (Христиане вообще совсем не должны клясться), пение языческих и безнравственных песней. Гл. 13–20 говорят о праздничных днях; дается наставление праздновать день Рождества Христова 25 дня девятого месяца, Богоявление 6-го дня десятого месяца, затем пост четыредесятницы, который должно различать от поста великой недели передь Пасхою; первый – в воспоминание жизни, второй – в воспоминание страданий Христа. Последний – очевь строгий, он продолжается каждый из шести дней до наступления Воскресного дня. Только хлеб, соль, овощи и вода должны служить пищею; в два последние дня или, по крайней мере, в субботу должно быть совершенное воздержание, это – дни печали, не праздники. Целую ночь переед Воскресением должно проводить в церкви в обычных церковных упражнениях и особенно в крещении оглашенных. Затем – окончание поста и праздничная радость. Праздновать Пасху должно не с Иудеями, которые утратили даже и правильвое времясчисление, но каждый раз после весеннего равноденствия, которое падает на 22 день двенадцатого месяца Дистроса, в первое воскресенье после полнолуния. Восьмой день после Пасхи так же праздник в воспоминание уверования Фомы, также сороковой день – в воеиоминаше Вознесения Господа. В пятидесятый день – великий праздник (εορτ μεγλη), ради сошествия Св. Духа, следующая затем неделя – праздничная, а затем опять неделя поста. В остальную часть года должно поститься в четвертый и шестой день недели, в первый–потому, что в этот день предан был Христос, во 2-й потому, что Он претерпел смерть. В субботу, исключая субботы пред Пасхою, не должно поститься, тем паче в Воскресенье, которое назначено для радостных собраний. Кто в эти или другие праздничные дни постится, тот делает грех.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Zaozer...

Честным неверием было неверие апостола Фомы. Хотя он проявил напрасно свою недоверчивость к словам людей, которым можно было верить, к апостолам, но, пожелав увидеть Христа воскресшего для уверования своего, он как бы от радости страшился верить… Если Христос воскрес, тогда ведь и его, Фомы, жизнь должна в корне измениться, пойти совсем иначе… Все тогда в нем должно быть озарено этим светом… И когда увидел Фома истинно воскресшего Христа и коснулся своими руками Его гвоздиных ран, — он воскликнул радостно: " Господь мой и Бог мой! " И Христос ему сказал: " Ты поверил потому, что увидел Меня; блаженны невидевшие и уверовавшие " (Ин. 20,29) " . Немало есть таких людей в мире среди всех народов. Не имея возможности увидеть Христа своими физическими глазами, они с несомненностью видят Его глазами своего духа, видят близость Божию любовию и верой. Честное сомнение найдет истину, потому что ищет ее без лукавства. Жаждущие последней правды уже нашли Бога, потому что эта жажда и есть жизнь самой Божественной правды в людях. Истоки материализма " Материализм " есть вера в материю, признание вместо Бога и созданного Им мира- некоей материи, ниоткуда не происшедшей, никуда не ведущей, все время куда-то текущей, но никуда не притекающей… Материализм есть непостижимая вера в материю… У этой веры есть свои пророки, учители, доктрины, догматы, авторитеты, свое правоверие и неправоверие. Всё, как в религии. Только — наоборот. Религия ведет к Богу, а материализм — от Бога. Материалисты не знают сами, что такое материя, откуда она, куда она и для чего… Материя для материалиста — мертвое божество, без сознания. " Материализм " рождается из желания людей не верить в Бога. Ведь если признать, что есть Бог Творец, Живой Отец всего существующего, то надо и жизнь принять как откровение о радости только в добре, как цели человеческой жизни в вечности. Веровать в Бога, значит, стремиться к высшей любви, любить равно всех людей, как братьев и совершенствоваться в правде высшей, по Слову Божию.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=732...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010