Т.Н. Джаксон, И.Г. Коновалова, А.В. Подосинова 11. Титмар Мерзебургский. «Хроника» (1012–1018 гг.) Титмар, родившийся в 975 г., происходил из знатного восточносаксонского рода графов Вальбек (между Магдебургом и Брауншвайгом), с 990 г. учился в школе при магдебургском кафедральном соборе, а в 1009 г. занял епископскую кафедру в Мерзебурге, став одним из приближенных германского короля (затем императора) Генриха II. Над «Хроникой» Титмар работал до последних дней жизни (он умер 1 декабря 1018 г.), оставив труд незаконченным. «Хроника» была задумана как история Мерзебургской церкви, но быстро разрослась до общегерманских, и даже более того, масштабов. Охватывая события от начала X столетия (времени восшествия на престол Саксонской династии германских королей в лице Генриха I) до 1018 г., сочинение мерзебургского епископа является главным, а порой и единственным источником по истории Центральной Европы первых двух десятилетий XI в. Географическое положение Мерзебургской епархии и ее преимущественно славянский этнический состав обусловили пристальный интерес хрониста к славянам. Особую ценность представляют детальные сведения современника событий о польско-немецких войнах 1003–1018 гг., а также по древнерусской истории конца княжения Владимира Святославича и времени междоусобия его сыновей, так как в древнерусских источниках этот период отражен скупо и заметно затемнен агиографической стилизацией в связи с рано развившимся церковным почитанием младших сыновей Владимира – свв. Бориса и Глеба. Хронология работы автора над «Хроникой», весьма важная в ряде случаев для правильной оценки содержащихся в ней сведений (в том числе и о Руси), восстанавливается с достаточной определенностью (Kurze 1889. S. 59 ff.; Holtzmann 1935. S. 159–209). Титмар приступил к своему эпохальному труду, вероятно, осенью 1012 г., и к лету 1013 г. в целом были завершены первые три книги. После этого в руки хрониста попал список «Кведлинбургских анналов» (см. 12), который послужил для него источником при работе над IV и последними главами VI книги. Книги IV–V были написаны, насколько можно судить, во второй половине 1013 г., а работа на VI книгой пришлась примерно на первое полугодие 1014 г. Особенно важные для истории Руси книги VII–VIII создавались в течение 1014–1018 гг. непосредственно по следам описываемых событий.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

ИНФОРМАЦИОННОЕ ПИСЬМО 97 ОТДЕЛА РЕЛИГИОЗНОГО ОБРАЗОВАНИЯ И ДУХОВНОГО ПРОСВЕЩЕНИЯ от 25 ноября 2003 г. ноября 2003 1. В Отделе религиозного образования и духовного просвещения можно ознакомиться с учебной литературой по предмету «Православная культура» и перечнем документов «Организационно-правовая основа ведения образовательной деятельности» в государственной школе. 2. С 1 января 2004 года возобновляется подписка на Всероссийскую еженедельную газету «Воскресная школа», индекс в каталоге агентства «Роспечать»: 25941, в объемном каталоге: 82868. Открыта подписка на новое издание: «Диалоги о духовной культуре», индекс в каталоге агентства «Роспечать»: 82891, в объемном каталоге: 82867. 1. В Отделе религиозного образования и духовного просвещения можно ознакомиться с учебной литературой по предмету " Православная культура " и перечнем документов " Организационно-правовая основа ведения образовательной деятельности " в государственной школе. 2. С 1 января 2004 года возобновляется подписка на Всероссийскую еженедельную газету " Воскресная школа " , индекс в каталоге агентства " Роспечать " : 25941, в объемном каталоге: 82868. Открыта подписка на новое издание: " Диалоги о духовной культуре " , индекс в каталоге агентства " Роспечать " : 82891, в объемном каталоге: 82867. 3. При Отделе работает методическое объединение православных библиотекарей. Ближайшее заседание 4 декабря в 18 часов (Епархиальное Управление, Отдел религиозного образования, ком.186). 4. При Отделе работает лекторий " Православие и русская культура " , один раз в неделю по понедельникам с 18.30. до 21.00. 5. 9-12 декабря состоятся IV Межрегиональные Знаменские чтения " Традиционные ценности в воспитании и нравственной ориентации развития образования России " , телефон (812)-164-84-01 Мороз Наталья Михайловна, Скурская Наталья Витальевна, e-mail: mvz17@mail.ru 6. 25-29 декабря 2003 года состоится Епархиальная Рождественская благотворительная выставка. 7. 24-31 января 2004 года - XII Международные Рождественские Образовательные Чтения г. Москва, телефон (095)-928-78-74, 921-08-66, факс (095)-928-78-74, 209-68-15, e-mail: oroik@rinet.ru

http://mitropolia.spb.ru/news/av/?id=186...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание Монастырь Никорцминда [Николаосцминда, Цминда Николози; груз. ], муж. мон-рь (VI-XVIII вв.) с кафоликоном во имя свт. Николая (1010-1014), кафедра Никорцминдской епархии Грузинской Православной Церкви (ГПЦ). До 1-й пол. XVI в. входил в юрисдикцию Кутаисской епархии Абхазского (Западногрузинского) Католикосата ГПЦ. Расположен в центре одноименного села, в 10 км к юго-западу от г. Амбролаури (груз. историческая пров. Рача). Архитектурный ансамбль, окруженный оградой, включает в себя стоящий на возвышении кафоликон во имя свт. Николая и 3-этажную колокольню 1863 г. к северо-востоку от него. Собор, богато украшенный рельефами и расписанный (1660-1670), в 2007 г. был внесен в предварительный Список Всемирного культурного наследия ЮНЕСКО. История Сведения об основании и о раннем периоде существования Н. сохранились в лапидарных надписях кафоликона и в Никорцминдской грамоте (1070-1080). Четырехстрочная надпись на тимпане зап. входа церкви гласит: «Христе, Сыне Божий, возвеличь во здравии и долгоденствии коронованного тобою Баграта, царя абхазов, ранов и куропалата картвелов. И возрасти сына их Георгия, по Твоему изволению, с ходатайством святого первосвященника Николая» (КГН. 1980. Т. 2. С. 54-55, 201). Долгое время ученые (М. И. Броссе, Д. Бакрадзе, А. Кутателадзе) отождествляли царя Баграта с Багратом IV (1027-1072); однако груз. историк и исследователь древностей Г. Бочоридзе убедительно идентифицировал его как Баграта III (978-1014). В научной лит-ре принято его мнение, поэтому время основания храма относят к 1010-1014 гг. Современником Баграта III, представителем царской власти в пров. Рача, являлся эристав эриставов и новелиссим Нианиа (Там же. С. 101, 209). Его имя было упомянуто в надписи на сев. стене храма; со временем облицовочная плита с надписью упала и во 2-й пол. XIX в. была использована при обновлении пола церкви. Надпись сильно пострадала. В 3-й и 4-й строках надписи перед именем Ниании группу графем (т. е. - покровителем перед Господом) Броссе ошибочно прочитал как имя Давида Мампали (по др. источникам неизвестен) ( Brosset. 1851. P. 56; Уварова. 1894. С. 133; Такаишвили. 1963. С. 84-85; Бочоридзе. 1994. С. 100-101). На зап. фасаде кафоликона справа от окна упомянут модзгвари ( - учитель, наставник) Георгий (КГН. 1980. Т. 2. С. 102-103, 209), один из первых настоятелей мон-ря.

http://pravenc.ru/text/Никорцминда.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ПАРФЕНИЙ УРОДИВЫЙ (XVI в.), автор «Канона святому архангелу Михаилу» («Канона Ангелу Грозному»). Личность П. У. впервые стала предметом научной дискуссии еще в посл. четв. XIX в. В 1886 г. архим. Леонид (Кавелин) опубликовал «Послание неизвестного против люторов» (ПДПИ. 1886. Т. 11. С. 1-44 (под названием «Послание к неизвестному против люторов. Творение Парфения Уродивого»); ныне сборник хранится: ГИМ. Увар. 187) и отметил, что известно еще одно произведение этого автора - «Канон святому архангелу Михаилу», сохранившийся в составе ряда памятников б-ки Троице-Сергиевой лавры, в т. ч. в Канонниках кон. XVI - XVII в. (ныне: РГБ. Ф. 304.I. 280, 284, 287, 293) и Псалтири с восследованием нач. XVII в. (Там же. 337). На основании того, что в Псалтири с восследованием «Канон...» оказался среди произведений инока Григория из Евфимиева суздальского в честь Преображения Господня мужского монастыря , Леонид (Кавелин) выдвинул гипотезу о том, что юродивый Парфений жил в Суздале и писал во 2-й трети XVI в. Он считал, что имя П. У. в истории рус. богословия следует поставить рядом с именами прп. Зиновия Отенского и старца Артемия . В 1911 г. И. А. Шляпкин определил опубликованный Леонидом (Кавелиным) текст как один из списков «Ответа» царя Иоанна IV Васильевича Грозного чеш. теологу Я. Роките и выдвинул гипотезу, согласно к-рой П. У.- лит. псевдоним царя ( Шляпкин. 1911. С. 554-555). Две гипотезы долго сосуществовали: в 1951 г. Ф. Г. Спасский ссылался на авторство царя (под псевдонимом П. У.) в отношении «Канона...» как на установленную данность ( Спасский Ф. Г. Русское литургическое творчество (по совр. минеям). П., 1951. С. 225). Одновременно реальность жившего в Суздале П. У. поддержал германский исследователь Л. Мюллер , обвинивший Иоанна IV Грозного в том, что царь использовал сочинения П. У., «беззастенчиво выдав себя за автора» ( M ü ller. 1951. S. 29). Более 10 лет спустя И. У. Будовниц привел обе эти версии ( Будовниц И. У. Словарь рус., укр. и белорус. письменности и лит-ры до XVIII в. М., 1962. С. 209).

http://pravenc.ru/text/2579118.html

М.Ю. Смирнов IV. От Ивана Грозного до Петра Великого: тернистый путь адаптации протестантов в России М. Е. Красножен. . 207 Русскому народу суждено сохранить в чистоте и неприкосновенности православную веру, не прибегая при этом к насильственным мерам по отношению к последователям иных вероисповеданий, не посягая на свободу их совести. Не допуская даже малейшего посягательства на православие со стороны иноверцев, русская церковная и государственная власть, в свою очередь, и сама не вмешивалась во внутренние религиозные дела иноверцев, как временно пребывавших в России, так и перешедших в русское подданство, предоставляя им в этом отношении полную свободу 208 ; она берегла свое и не желала чужого. Охранение господствующей православной веры и полное невмешательство во внутреннюю религиозную жизнь иноверцев – вот те начала, которыми руководилось русское церковное и светское правительство в своих отношениях к «иностранным вероисповеданиям» на всем пространстве истории Русского государства. Полною веротерпимостью пользовались в России последователи всех прочих христианских вероисповеданий, в частности протестанты и кальвинисты. Смотря на них как на пособников и споспешников в развитии общественной жизни и образования, русское правительство предоставило им свободно исповедовать свою веру и беспрепятственно совершать богослужение, тем более что по духу своего учения они не столько вмешивались в политические дела государства, сколько католики, и не столько ревновали о распространении своего учения 209 . Вот почему в то время, как русские не хотели иметь никаких сношений, ни торговых, ни промышленных, с латинянами и не хотели принимать их на службу, протестанты допускались в Россию по делам торговым и промышленным и принимались на царскую службу: московское правительство приняло как бы за правило вызывать с Запада иностранцев только протестантского вероисповедания, а «французов и иных, которые папежские веры, не нанимать». При Алексее Михайловиче, когда, по окончании злосчастной Тридцатилетней войны, всюду царили на Западе нищета и разорение, множество нищих бродило из края в край и лучшим промышленным и предприимчивым людям нечего было взять в Европе, – в Россию стало больше и больше переселяться иностранцев-протестантов, находивших здесь самый радушный прием. В «Новой иноземной слободе» немцы имели уже 4 церкви – одну реформатскую и три лютеранские; кроме того, лютеране имели еще Михайловскую церковь , построенную в 1643 г. у нынешних Красных ворот.

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/prot...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ВИЗИТАЦИЯ [лат. visitatio, греч. πσκεψις], обозрение начальствующими духовными лицами в целях надзора подведомственных им учреждений, в особенности находящихся в удалении от места служения самого начальственного лица,- одна из форм осуществления контролирующей власти. Практика В. в Церкви восходит к апостолам, к-рые периодически посещали основанные ими общины, укрепляя христиан в вере и, кроме того, контролируя служение епископов, пресвитеров, диаконов, диаконисс (1 Тим 1. 3-4; 6. 12, 18; Тит 1. 4-5). В эпоху мужей апостольских и последующий период епископы посещали общины, находившиеся в их юрисдикции. Об объезде епархий правящим архиереем свидетельствуют и отцы Церкви. Свт. Афанасий I Великий неоднократно совершал В. подчиненных ему епархий. Так, свое 2-е праздничное (пасхальное) послание к пастве он написал, совершая объезд Фиваиды, 4-е послание - посещая Пентаполь и Аммониак ( Athanas. Alex. Ep. pasch. 2, 4; см. также: Idem. Apol. contr. ar. 17). Свт. Григорий , еп. Нисский, в похвальном Слове свт. Григорию Чудотворцу рассказывает, что святитель незадолго до смерти объезжал окормляемые им приходы, для того чтобы выявить причины заблуждений и обличить неверных ( Greg. Nyss. De vita Greg. Thaum.//PG. 46. Col. 953-954). Свт. Иоанн Златоуст увещевал епископов иметь попечение о своем здоровье, ибо больной не может совершать поездки в вверенные ему общины епархии (In ep. ad Tit. 1. 4). В Зап. Церкви также существовала практика В. епископами общин, находящихся в городах и в отдаленных местах ( Aug. Ep. 209. 2). Так, Сульпиций Север сопровождал свт. Мартина Милостивого , еп. Турского, в его поездке по сельской местности с целью В. приходов ( Sulp. Sev. Ep. ad Eus.// Idem. Dial. 2. 3). Ввиду умножения числа христ. общин и, в частности, в связи с образованием общин в сельской местности для их окормления и надзора за ними поставлялись хорепископы . В кон. IV в. институт хорепископов исчезает из церковной жизни; согласно 57-му прав. Лаодикийского Собора , «не подобает в малых градах и селах поставляти епископов, но периодевтов». С этих пор обязанность посещения удаленных от кафедрального города общин стала возлагаться на пресвитеров - периодевтов , подобных нынешним благочинным . Естественно, что и сами епископы продолжали осуществлять надзор за находящимися в их окормлении приходскими общинами, в т. ч. и через В., личные посещения. На Западе, где в делах епархиального управления важная роль принадлежала архидиаконам, В. приходов помимо епископов часто совершали по их поручению архидиаконы ( Baccrab è re. Col. 1517-1518).

http://pravenc.ru/text/158434.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание НИЛ СИНАЙСКИЙ Прп. Нил Синайский. Мозаика кафоликона мон-ря Осиос Лукас. 30–40-е гг. XI в. Прп. Нил Синайский. Мозаика кафоликона мон-ря Осиос Лукас. 30–40-е гг. XI в. [Греч. Νελος Σινατης; Нил Постник] (сер. IV - 1-я пол. V в.), прп. (пам. 12 нояб., в Соборе Синайских преподобных), автор «Сказания об избиении монахов на горе Синайской». Н. С. приписываются корпус сочинений прп. Нила Анкирского , а также нек-рые сочинения Евагрия Понтийского и др. авторов. Согласно агиографической традиции и по мнению нек-рых ученых, Н. С.- одно лицо с прп. Нилом Анкирским. Жизнь Единственными сведениями о жизни Н. С. являются «Сказание об избиении монахов на горе Синайской» и краткое Житие, вошедшее в состав К-польского Синаксаря (X в.), составленное на основе «Сказания...» и содержащее ряд дополнительных сведений о происхождении Н. С., достоверность к-рых подтвердить невозможно. В К-польском Синаксаре имя Н. С. упоминается трижды: под 10 нояб.- простое упоминание в одной из рукописей (SynCP. Col. 209), под 12 нояб.- краткое Житие (Ibid. Col. 217) и под 14 янв.- память 40 преподобномучеников Синайских (Ibid. Col. 390; см. Синайские и Раифские преподобномученики ). Краткое синаксарное Житие в основных чертах воспроизводится в «Церковной истории» Никифора Каллиста Ксанфопула ( Niceph. Callist. Hist. eccl. XIV 54//PG. 146. Col. 1256), а в составе Пролога получило распространение в славянской традиции. Прп. Нил Синайский. Фреска Успенского собора Протата в Карее, Афон. 1310 г. Худож. Мануил Панселин Прп. Нил Синайский. Фреска Успенского собора Протата в Карее, Афон. 1310 г. Худож. Мануил Панселин Согласно краткому синаксарному Житию, Н. С. был епархом К-поля при имп. св. Феодосии I Великом (379-395), имел жену, сына и дочь. Уговорив супругу принять монашество вместе с дочерью в одном из егип. мон-рей, он направился на некую гору с сыном Феодулом (упоминание о Синае имеется только в статье под 14 янв.

http://pravenc.ru/text/Нил ...

Т.Н. Джаксон, И.Г. Коновалова, А.В. Подосинова 26. Фрутольф из Михельсберга и Эккехард из Ауры «Хроника» (рубеж XI–XII вв. и 1106–1125 гг.) Фрутольф (умер в 1103 г.), автор всемирной «Хроники» и трактатов по теории музыки, работал в монастыре св. Михаила (Михельсберг) в Бамберге. «Хроника», большая часть которой сохранилась в автографе (Jena, Universitätsbibliothek, Bose qu. 19), доведена до 1099 г. До работы X. Бресслау 1896 г. «Хроника» приписывалась Эккехарду. В части до 1002 г. (до восшествия на престол германского короля Генриха II) «Хроника» не содержит оригинальных известий, являясь обширнейшей компиляцией известных источников. В 1106 г. сочинение Фрутольфа было продолжено Эккехардом (с 1108 г. – аббатом монастыря Аура к северу от Вюрцбурга), который радикально переработал при этом заключительную часть (за 1098–1099 гг.); в итоге возникла так называемая редакция I «Хроники» Эккехарда. Переработка на основе новых источников (прежде всего – «Хроники» Сигеберта из Жамблу) и продолжение до 1116 г. носит название редакции III. Продолжение до 1125 г. представляет собой редакцию IV (перечисляем только реально сохранившиеся редакции). Издания: Ekk. Р. 1–267 (текст Фрутольфа с добавлениями Эккехарда под именем «Хроники» Эккехарда); Frut./Ekk. Р. 48–208, 268–376 (только начиная с 1002 г.). Переводы: На немецкий язык: Frut./Ekk. S. 49–209, 269–377 (только с 1002 г., a latere); на русский язык: Свердлов 1. С. 185 (только «русские» фрагменты). Литература: Помимо введения к изданию Frut./Ekk. S. 1–43, см.: Bresslau 1896. S. 139–234; Manitius 3. S. 350–361; Wattenbach, Holtzmann 2. S. 491–506; 3. S. RFHMAe 4. P. 574. 1. В лето Господне 937-е: [Сообщение о походе князя Игоря на Константинополь 753 .] (Ekk. Р 189) 2. В лето Господне 1089-е. [Смерть регенсбургского епископа Оттона и назначение на его место Гебхарда.] В Кёльне император 754 отпраздновал свадьбу, взяв в жены вдову маркграфа Удона (Uto) 755 , дочь короля Руси (Rusci) 756 . [Затем император собирает войско и осаждает, хотя и безуспешно, замок маркграфа Экберта 757 .]

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

П.В. Долгоруков Графы де-Ламберты De Lambert, marquis de Saint-Bris, marquis et comtes de Lambert). Во Франции есть много фамилий имели Ламберта: четыре из коих принадлежат к древнейшему феодальному дворянству, в том числе и фамилия, о коей здесь идёт речь 209 . Предки её были рыцарями (chevaliers) в тринадцатом веке, в области ангулемской (L’Angoumois), что доказывается актами 1276, 1288 и 1318 годов, хранящимися в подлиннике у графов де-Ламберт. Иоанн де-Ламберт, ротмистр армии и каммер-...кер Генриха IV, пользовался особенным расположением этого великого государя, на глазах коего храбро сражался в битвах под Куртре и под Иври. Генрих IV писал ему 3 ноября 1589 года: «Господин де-Ламберт, призывая к себе самых верных и самых преданных из числа подданных коих в особенности из дворян, я обидел бы вас, если бы о вас позабыл, и потому пишу к вам, приглашая вас поспешить ко мне». Он женат был на Маргарите де-Набино (Robinet de la Serve de Nabineaux). Из сыновей его, Иоанн де-Ламберт, в юности паж Генриха IV, потом генерал-лейтенант, губернатор Мецский, главнокомандующий французскою армиею в Италии в 1648 году, кавалер ордена Святого Духа и командир ордена Святого Лудовика 210 , один из храбрейших военачальников своего времени, возведён был, в феврале 1644 года, в достоинство Маркиза де-Сен-Брис, королевою Анною, вдовою Людовика XIII в регентшею Франции в малолетство Людовика XIV. Великий Тюрень начал службу под начальством маркиза де-Ламберта и всегда питал к нему глубокое уважение; великий Конде находился с ним в переписке, и несколько писем Конде доселе хранятся в фамилии де-Ламберт. Сын маркиза Иоанна, маркиз Генрих, генерал- лейтенант и губернатор Люксамбургского дворца, женат был на льные, зубчатые, красные полосы. На щите корона французских маркизов. Щит держат два льва. 209 Другие три древние фамилии Ламбертов: 1) в Бретани, предок их Гамон Ламберт был рыцарем в 1267 году: 2) в Нормандии, предок их Иоанн Ламберт был дворянином в 1324 году; 3) также в Нормандии, Lambert, seigneurs du Fresno. Есть ещё одна из фамилий имени Ламберта, не столь древняя, но известная в истории. Она также из Нормандии, прияла начало в XV веке: Lambert, marquis de Frondeville et de Tbibouville, vicomtes d’Auge. Один из членов её, маркиз Фрондевилль, был пером Франции при Лудовике XVIII.

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/r...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ИОНА (Глезна; † 1494), митр. Киевский ( Западнорусская митрополия ). До поставления митрополитом И. в сане архиепископа управлял Полоцкой епархией, защищал имения кафедры от посягательств местных шляхтичей, а также «крылошан» полоцкого кафедрального собора Св. Софии. После назначения И. на митрополичью кафедру в 90-х гг. XV в. клирики Софийского собора, воспользовавшись временным отсутствием в Полоцке архиерея, захватили ряд епархиальных владений, на что жаловался преемник И. Полоцкий архиеп. Лука (АЗР. Т. 1. С. 356. 209). И. был поставлен митрополитом после 1488 г., когда скончался его предшественник митр. Симеон . В литературе приводятся данные, что в 1489 г. И. в качестве митрополита Киевского благословил иером. Пимена на создание мон-ря с ц. в честь Рождества св. Иоанна Предтечи на Красной горе, около р. Псёл (близ совр. г. Гадяч Полтавской обл., монастырь упразднен в 1786; см.: Карпенко. 1861). И. мог это сделать, будучи в то время либо нареченным митрополитом, либо временно управляющим Киевской митрополичьей епархией. Сведения о поставлении И. содержатся в сохранившейся в позднем списке недатированной челобитной об утверждении избрания И., отправленной собранием духовенства и мирян Литовского вел. княжества К-польскому патриарху (имя не указано). (Митр. Макарий (Булгаков) считал, что челобитная была составлена и отправлена в К-поль перед кончиной кор. Казимира IV Ягеллончика , последовавшей 25 июня 1492. Аргументация историка ошибочна; см.: Макарий. История РЦ. Кн. 5. С. 428. В. Н. Перетц высказал предположение, что сохр. список не самой челобитной, а ее чернового варианта.) В челобитной говорится, что после кончины митр. Симеона Киевская митрополия «немало вдовствуя бе» и что православные Литвы после «непрестанных умоляний» упросили «государя своего» (кор. Казимира IV), чтобы он повелел избрать «годного настоятеля» на митрополичий престол. Перетц считал, что под «вдовством» имелось в виду длительное отсутствие разрешения короля на избрание нового митрополита.

http://pravenc.ru/text/578304.html

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010