СОДЕРЖАНИЕ ВВЕДЕНИЕ         О православном старчестве    Валаамские старцы в Псково-Печерской обители О монахине Марии (Стахович), составительнице «начального» жизнеописания отца Михаила, о ее записках и других источниках биографии старца         I «ВСЕХ ЛЮБЛЮ — ВСЕХ БЕГУ…» Жизнеописание иеросхимонаха Михаила, великого старца Валаамского и Псково-Печерского       Детство и годы юности. Поиски воли Божией                На военной службе. Прибытие на Валаам и начало иноческого пути         От послушничества к иеромонашеству: «Божий Промысл управляет всем!»   «Мрачная пора»: обновленческая «календарная смута» Исповедники канонической православной пасхалии — отец Михаил Старший и отец Тимон (старец Михаил Младший)     Новый Валаам. Принятие отцом Тимоном схимы. Тайные монахини — духовные чада старца   Случаи чудесной помощи духовным дочерям отца Тимона (Михаила) по его молитвам         О братских взаимоотношениях старца Михаила с другими иноками Валаама Домой, в страдающую Россию!             О духовных причинах ухода старца Михаила из Ново-Валаамского монастыря           Возвращение на Родину. Старец Михаил в Псково-Печерской обители О продолжающемся молитвенном общении со старцем Михаилом после его кончины       II ИЗ МОНАШЕСКОГО ОПЫТА СТАРЦА МИХАИЛА Поучения, письма, наставления иночествующим         Из поучений иеросхимонаха Михаила             Из писем старца Тимона (в схиме Михаила)   Из кратких наставлений иночествующим         «Сказочка о Правде» отца Михаила   III ДУХОВНЫЕ БЕСЕДЫ СО СТАРЦЕМ МИХАИЛОМ             О паломнике С.Н. Большакове и его встречах со старцем Михаилом в Ново-Валаамском и Псково-Печерском монастырях         ЧЕТЫРЕ БЕСЕДЫ СО СТАРЦЕМ МИХАИЛОМ (1954 г.)   Беседа первая 1. Начало беседы           2. Молитва об умерших             3. Промысл Божий        4. Жизнь внутренняя    5. Молитва        6. Епитимья [О покаянии]          7. Книга отца Софрония [о преподобном Силуане Афонском]             Беседа вторая 1. «Это приходит от Меня»       2. Царская Семья           3. Великая добродетель            4. Об исповеди                5. Мистические состояния         6. О ежедневных церковных службах                 Беседа третья 1. Блаженная долина слёз        2. Ежедневное служение Литургии     3. Частое Причащение 4. Воля Божия Беседа четвертая 1. О мирном состоянии души   2. Как достичь спокойствия души           3. Совет преподобного Серафима отцу Тимону Надеевскому       4. О безмолвии               Еще о необуреваемом мире души, или о внутреннем безмолвии (дополнение к беседе четвертой)       Завершение паломничества 1. Присутствие на Божественной Литургии, совершённой отцом Михаилом           2. Отъезд из Нового Валаама   3. Личность отца Михаила         Заключение     IV ПРИЛОЖЕНИЯ 1. «Автобиография» иеросхимонаха Михаила               2. О кончине иеросхимонаха Михаила

http://pravoslavie.ru/sm/35135.htm

Заключение Итак, мы показали, что исповедь сегодня на приходе совмещает в себе три аспекта. Мы стремились проанализировать, как сегодня на приходах совершается Таинство Покаяния, и дать некоторые практические рекомендации по усовершенствованию приходской практики. Эти рекомендации, которые ни в коем случае не имеют абсолютного характера, могут способствовать тому, чтобы правильно расставить акценты при совершении исповеди, избежать профанации Таинства, невнимательного отношения к кающимся, смешения разных пастырских подходов, необходимых в том или ином случае. Выводы статьи могут быть сформулированы следующим образом: 1) Таинство Исповеди сегодня представляет комплекс практик, которые имеют различные цели; 2) Мы выделяем три такие практики: воссоединение с Церковью, духовную беседу и благословение на Причастие; 3) Воссоединение с Церковью, которое должно совершаться в жизни христианина как можно реже, необходимо тогда, когда предстоятель литургической общины или глава «покаяльной семьи» (в идеале это должно быть одно и то же лицо) констатирует отпадение верующего от мистического Тела Христова или же в том случае, когда человек, будучи формально крещеным, к Церкви по сути не принадлежит; 4) Воссоединение с Церковью может совершаться как во время богослужения, так и вне его; 5) Духовная беседа необходима, наоборот, тем христианам, которые желают совершенствовать свою духовную жизнь путем борьбы с грехом и страстями и с этой целью обращаются к опытному священнику; такая беседа может быть (но необязательно) внешне оформлена так же, как сегодня оформлена исповедь; 6) Для совершения духовной беседы необходимо отдельное выделенное время вне богослужения; 7) Благословение на причастие для постоянных прихожан не должно ритуально связываться с исповедью в ее сегодняшнем понимании; 8) Если мы захотим соотнести три аспекта исповеди с Причастием, то увидим, что: а) воссоединение с Церковью несомненно и напрямую связано с Причастием, ведь отпавший от Тела Христова человек не может приобщаться Святых Даров. В этом случае причащаться можно только после принесения покаяния; б) духовная беседа, в свою очередь, не связана с Причастием, так как представляет собой решение индивидуальных вопросов духовной жизни, которые обязательно возникают в жизни христианина, стремящегося к святости, но не являются тем, что отлучает человека от Церкви. Специально выделенное время вне богослужения еще больше подчеркивает, что цель беседы – совершенствование личной духовной жизни; г) благословение на причастие также явно связано с участием в Евхаристии, так как оно преподается именно для этого. Таким образом, мы видим, что популярный тезис о том, что исповедь не должна быть жестко привязана к Причастию, касается только одного ее аспекта, пусть и такого, который чаще всего встречается на практике.

http://bogoslov.ru/article/4695703

Читатель заметит также много пересечений с этим последним в отдельных фразах и даже в целых параграфах, из которых главные приведем в списке: «Новонайденные проповеди » «50 духовных бесед» 23,2ab 31, 5b-6a 46, 3b-6ab 49, 4b-5ab 7,2b-3a 46, 1-За 8,5 (частями) 38,5ab Беседы Макария первоначально, по-видимому, не имели заголовков; не имеет их и ранний греческий список (XI в.) публикуемых здесь бесед, и только поздний (XV в.) список Пантелеимонова монастыря сопровождает некоторые из них следующими заглавиями: 1 . Каково устроение христианства 2 . О воскресении мертвых; о том, что каково приобретение души здесь на земле, тьма или свет благодати, то въяве обнимет ее при воскресении. 3 . О распятии Господнем и о терпении. 4 . О небесном состоянии христиан. 6 . О том, что здешнее подвержено гибели, будущее же нерасторжимо. 7 . О том, что надо христианину умереть для лукавых дел мира. 8 . Кто есть совершенный христианин. 9 . Об испытаниях, терпении и о душевном покаянии. 10 . О том, что надо отвращать от сердца страсти. 13 . О том, что по своей воле каждый прилепляется или к добру, или к злу. 15 . О том, что Господь, приходя в души, размягчает их окаменелость. 16 . О том, как душа, понемногу воспитуемая благодатью, достигает совершенства. 17 . Об испытаниях. 18 . О Божией непостижимости и о душе. 20 . О вере в Бога и любви. 21 . О том, как надо удаляться дурного обычая. 22 . О божественной непостижимости. 25 . О том, что надо бежать зла, избавиться от тьмы и соединиться с Духом. 26 . О том, что искомое христианами ни с чем в этом мире не сравнимо. Хочу высказать глубокую благодарность Евгению Алексеевичу Карманову, замечательному знатоку свято отеческой литературы и виртуозному редактору, без чьей великодушной помощи этот перевод не появился бы на свет. Я выражаю также благодарность Андрею Александровичу Россиусу, согласившемуся просмотреть перевод и отчасти сверить его с оригиналом. В. Вениаминов Беседа 1. Каково устроение христианства 1 . – Почему апостол Павел говорит, что язычники, не имеющие закона, сами себе закон ( Рим 2, 14 )? Не имей они природного закона, как он оказался бы у них?

http://azbyka.ru/otechnik/Makarij_Veliki...

398 Креститель, Иоанн Предтеча (Ιωννης о Βαππστς, Ιωννης о Πρδρομος; 6–2 годы до Р.Х. – ок.30 года н. э.) – сын священника Захарии (из рода Аарона) и праведной Елизаветы (из рода царя Давида) и приходится родственником Господа Иисуса Христа по материнской линии, ближайший предшественник Иисуса Христа, предсказавший пришествие Мессии, жил в пустыне аскетом, затем проповедовал крещение покаяния, крестил в водах Иордана Иисуса Христа, затем был обезглавлен из-за козней иудейской царевны Иродиады и её дочери Саломеи. Является последним в ряду пророков – предвозвестников прихода Мессии. Повинуясь Божиему призванию, пророк Иоанн явился на берегах Иордана, чтобы приготовить народ к принятию ожидаемого Мессии (Христа). Получив откровение о Иисусе Христе, пророк Иоанн говорил народу о Нём: «Вот Агнец Божий, Который берет на Себя грехи мира» ( Ин.1:29,36 ). Услышав это, двое из учеников Иоанна, апп. Иоанн Богослов и Андрей Первозванный, присоединились к Иисусу Христу. О пророке Иоанне Крестителе Господь Иисус Христос сказал: «Из рожденных женами не восставал (пророк) больший Иоанна Крестителя» ( Мф.11:11 ; Лк.7:28 ). Иоанн Креститель прославляется Церковью, как «ангел, и апостол, и мученик, и пророк, и свечник, и друг Христов, и пророков печать, и ходатай ветхой и новой благодати, и в рожденных пречестнейший, и светлый Слова глас». В честь Иоанна Предтечи установлены следующие праздники (по ст. ст.): 6 октября – зачатие, 7 июля – рождество, 11 сентября – усекновение главы, 20 января – Собор Иоанна Крестителя в связи с праздником Крещения, 9 марта – первое и второе обретение его главы, 7 июня – третье обретение его главы, 12 октября – праздник перенесения его десницы из Мальты в Гатчину. 399 Елисавета (Ελισβετ, букв, «почитающая Бога», «заклинающая Богом») – мать Иоанна Крестителя, супруга священника Захарии, двоюродная сестра Пресвятой Богородицы (также как Она, происходи ла из рода Царя Давида, и мать была старшей сестрой св. Анны). Основной эпизод евангельской истории праведной Елисаветы – сретенье ею Богородицы Девы ( Лк.1:39–56 ). Во время избиения младенцев укрывалась в пустыне. Её супруг Захария отказался отвечать, где они, и был убит прямо в храме. Греческие синаксари сообщают, что Елисавета умерла через 40 дней после бегства в пустыню, а Иоанна питал Ангел до времени его выхода на проповедь . Память праведной Елисаветы – 5 сентября и 30 декабря по ст. ст.

http://azbyka.ru/otechnik/Efrem_Svyatogo...

«Евангелие царствия Божия», точнее м. б., как в др. рукописях, «евангелие Божие», т.е. благую весть от Бога. К ст. 15. «Царствие Божие» или «царство небесное», как в ев. от Мф., – проповеданное пророками и ожидавшееся иудейским народом царство Бога и Его Помазанника, Дан.2:44 ; Лк.2:38 греч.; Мк.11:10 , Лк.19:38 ; Ин.12:13, 19:19 ; Деян.1:6, 17:7 . Аналогичные ожидания существовали и в языческом мире, утопавшем во мраке темнобожия (ср. 4-го эклогу Виргилия). К ст. 16. Mope Галилейское, иногда просто «море», у Луки – «озеро Геннисаретское» или просто «озеро», 5:1, 8:22–23..., У Иоанна – море Тивериадское, по имени гл. города Тивериады, на зап. берегу, 21:1, 6:1 греч. текст; в древности йам-Киннерет(е), или Киннерот(е), Чис.34:11 ; Нав.12:3 ..., одноименно с городом того же названия, именовавшимся позднее Геннисар, или Геннисарет, Мф. 14:34 греч. т., по-видимому, находившимся к С.-З. от озера. Последнее имеет 12 англ. миль в длину и 6 в ширину в местах наибольшего протяжения. § 2. Примерный план реферата. Тема: Начало служения Христа-Спасителя I. Крещение Господне, 1:9–11 1. Фактическая сторона и отдельные моменты события: а) предшествующее свидетельство Иоанна, ст.7–8; б) приход Иисуса к Иоанну, ст. 9; Мф.3:18 ; в) колебания Иоанна и ответ Иисуса, Мф.3:14–15 ; г) крещение Иисуса в Иордане, ст. 9; д) молитва Иисуса, Лк.3:21 ; е) схождение Св. Духа, ст.10; ж) свидетельство Отца, ст.11; з) последующее свидетельство Иоанна о богосыновстве Христа, Ин.1:26–34, 3:31 . 2. Отношение Христа а) к Иоанну Крестителю, ст.2–3, Ин.1:6–9 ; б) к народу Израильскому, Ис.53:4–6 ; в) к Богу-Отцу, ст.11. 3. Религиозно-исторический и догматический смысл крещения Господня. а) Связь с началом всенародного служения. б) смысл «исполнения всякой правды» (законной), Мф.3:15 ; Лк.7:29–30 ; ср. Ис.42:21 ; Мф.5:17 . в) Участие во всенародном покаянии, вследствие разделения с народом бремени его греха, Ин.1:29 . г) Сошествие Св. Духа на Христа (факт, происшедший во времени, а не знак только, каким было ветхозаветное помазание елеем 14 ; после сошествия Св. Духа Христос начинает Свое всенародное служение), Ис.61:1 , Мф.11:2–5 ; Лк.4:14–21 .

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia2/besedy...

4) В беседе на новый год, с ревностью христианского пастыря обличая языческое празднование новаго года, говорит: «Что это за праздник? К чему эти издержки? Я не знаю. Скажите вы, которые празднуете. Дайте причину, как мы представляем причины истинных праздников, праздников Божиих. Вот мы празднуем Рождество (Христово), потому что в сие время Бог явился во плоти. Празднуем праздник светов (φωτων πανηγυρισιν – Крещение Христово), потому что прощением грехов возведены из мрачной темницы прежней жизни к свету и славе. Еще украшаемся и светло радуемся в день Воскресения; ибо он показывает нам, что мы будем бессмертны и нам надобно преобразоваться для лучшей жизни. Как празднуем мы эти праздники, так и прочие праздники». И за тем показывает, что языческие обряды новаго года бессмысленны. 1261 Слова Собора Никейского 2. Аст. 4 . с. 14. Аст. 6 et 8. Ар. Binium. T. 3, 544. 659. 570. Один из Собора Феодор, епископ Команский, называет его «учителем блаженным и богоносным». Св. П. Никифор говорит о нем в Антирретике ар Combefis. in Auctar. p. 267. П. Фотий in Amphilochia quest. 125. ар. Montfauc. Bibl. Coisliana p. 346. 1262 14 Бесед Астерия изданы Комбефизом in Τ. 1. auctarii novissimi Paris. 1648. 1672. я Дуцеем: Avetarium, Paris. 1624. Тем же Комбефизом напечатаны извлечения Фотия из бесед Астерия. В числе этих бесед, которые оставляет за Астерием частью Фотий, частью и другие древние, (cod. 271), находятся: изданная в числе бесед св. Прокла Бес. на первом. Стефана, Combefisi Avct. nov. T. 1. p. 283); б) увещание к покаянию, которое следуя некоторым рукописям издали между сочинениями Григория Нисск. Т. 2. ed. 1638. р. 165; в) Слово о посте, которое издавали также в числе сочинений св. Григория, Т. 2. р. 247. Котельер издал еще (Т. 3. monum Graec. Eccl.) 4 беседы Астерия на псалмы 4. 5. 6. и 7. Слог не препятствует признать их сочинением Астерия Амасийского ; они говорены на известные дни, а это опять показывает, что они скорее могут быть признаны произведением Амасийского проповедника, чем Астерия Скифопольского толкователя X псалмов (см. зам. 1). Гекшением издано Астериево похвальное слово Василию Амасийскому, Acta Sanct. ad 86 April). Несколько отрывков ив Астерия приводится in Catena Patrum in Lucam ed. a Corderio, Antwerpiae 1628. У Миня Patrol Т. 40. изд. 21. Беседа Астерия.

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Cherni...

Лука Канашевич, епископ казанский (564). Свидетельство VIII века о сложении перстов в священническом благословении (462). Происхождение раскольнического учения об антихристе (138 и 262). Общество людей Божиих, состав его и богослужебные собрания (361). Аввакум, его мнение и секта – Аввакумевщина (92). Материалы для истории русского раскола: послание боярина Андрея Плещеева к Аввакуму о соединении с православной церковью (586). ______________________ Памятники древле-русской духовной письменности: 1) житие преподобного Антония римлянина (157 и 310). 2) новые поучения Сераниона, епископа владимирского ( XIII века). (472). 3) два слова о деннонощной молитве (598). 7. Православный собеседник. 1858. Часть третья Оглавление третьей части Православного собеседника на 1858 год Обозрение древних форм поместного церковного управления (3,149 и 259). Начало унии в юго-западной России (окончание). (81 и 200). Лука Канашевич, епископ казанский (окончание). (232 и 464). Арсений Грек при патриархе Никоне (328). Исторические сведения о молоканской секте (42 и 291). Беседы священника с раскольниками о святых тайнах, по старинным книгам (176 и 440). Казанская чудотворная икона Божией Матери (391). Нечто о современных отношениях римской Церкви к православной (413). Горчичное семя. Евангельская притча (120). Беседа при начале учения (354). Слово о духовном просвещении России (501). ______________________ Памятники древле-русской духовной письменности: 1) житие преподобного Араамия смоленского (136 и 369). 2) преподобного Феодосия печерского поучение об умеренности в застольном питье (255). 3) поучения о благоустройстве домашней жизни (508). 8. Православный собеседник. 1859. Часть первая Оглавление первой части Православного собеседника на 1859 год Обзор церковных постановлений о крещении и миропомазании (3 и 147). Обзор церковных постановлений о причащении и покаянии (259 и 377). Библиотека Соловецкого монастыря (24 и 199). Почитание среды и пятницы в древнем русском народе (181). Взгляд на христианский характер славянских племен (395).

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

В ходе беседы Алесей Александровной детям были заданы вопросы, касающиеся жизни Церкви, её Таинств и отношении к ним. Ученики школы думали над вопросами преподавателя, рассуждали и давали взвешенные, а иногда эмоциональные ответы. Беседа прошла в творческой атмосфере, заставив задуматься не только детей, но и взрослых о значении поста в духовной жизни православного человека. В заключение беседы посмотрели и послушали рассказ Никифорова-Волгина «Великий Пост», и ответили на вопрос, почему же Пост – время радости, и что это за радость. Это тихая радость от того, что мы обратились к своей душе. Это тихая радость после покаяния. Это радость души. С неподдельным интересом собравшиеся слушали рассказ о творчестве писателя, в книгах которого каждый может найти для себя что-то очень личное, глубокое, помогающее лучше понять себя и свою жизнь. А после беседы многие из них пошли в библиотеку Центра и взяли почитать книги Василия Акимовича. Информация о мероприятии 26 марта 2023 Калужская область, г.Обнинск, ул. Ленина, 106 Епархия Калужская епархия Количество участников 15-30 Проводится для (аудитория) Представители организаторов Сергий Вишняков +7 910 910 50 67, sergii68@mail.ru Подписка на новости При реализации проекта используются средства государственной поддержки, выделенные в качестве гранта в соответствии c распоряжением Президента Российской Федерации от 05.04.2016 68-рп и на основании конкурса, проведенного Общероссийской общественной организацией «Российский союз ректоров» Запрос на получение доступа для добавления своих мероприятий 1. Скачайте файл формы официального обращения для получения доступа в качестве представителя епархии в рамках " Дня православной книги " . Заполните его, распечатайте, подставьте подпись уполномоченного лица епархии и печать, отсканируйте. 2. Загрузите отсканированное подтверждение на получение доступа для публикации мероприятий вашей епархии в рамках " Дня православной книги " . После проверки ваших данных мы пришлем Вам на электронный адрес код, с использованием которого вы авторизуетесь на сайте, смените свой пароль и далее сможете публиковать мероприятия вашей епархии.

http://new.izdatsovet.ru/events/den-prav...

Несмотря на странности в поведении, из-за которых имел репутацию " сфинкса " и даже " анекдотического архиепископа " , пользовался любовью паствы. Труды Голос книги о вере, зовущий раскольников обратиться ко св. Русской Церкви. М., 1897. Сочинения против раскола. М., 1893. вып. 2; М., 1894. вып. 3; М., 1898. вып. 4. Беседа в день Благовещения Пресвятой Богородицы.//Христианское чтение. 1891. янв.-февр. с. 234-237, 493. Переписка преосв. Аркадия с пермяками по отъезде в Петрозаводск.//Христианское чтение. 1890, июль-авг. с. 187; сент-окт. с. 369; 1891. янв.-февр. с. 130-146. Недоуменные случаи в покаянной практике.//Христианское чтение. 1890, март-апр. с. 471. Слово в день Боголюбской Божией Матери.//Христианское чтение. 1890, май-июнь. с. 569-573. Беседа на память св. Стефана, еп. Пермского.//Христианское чтение. 1890, март-апр. с. 439-451; май-июнь. с. 626. Беседы об антифонах.//Христианское чтение. 1890. янв.-февр. с. 7. Поучение еп. Аркадия воспитанницам женской гимназии в начале говения, пред исповедью и после причащения Св. Таин.//Христианское чтение. 1890, март-апр. с. 281-289. Письма Аркадия к разным лицам.//Христианское чтение. 1890, март-апр. с. 334-364; май-июнь. с. 626-667; 1891. янв.-февр. с. 37-68; май-июнь. с. 492-510. Литература Чернавский Н. Оренбургская епархия. с. 13, 262-352. Попов Е., прот. Великопермская епархия. Пермь, 1879. Субботин Н.И., проф. Аркадий архиеп. Пермский и Петрозаводский и сочинения его против раскола. М., 1890. Шестаков И., свящ. Краткий исторический очерк столетия Пермской епархии (1799-1899). Пермь, 1899. с. 123-147. Троицкий И.Е. Воспоминания об Аркадии.//Христианское чтение. 1887. Савва, архиеп. Тверской и Кашинский. Хроника моей жизни./Автобиографические записки. ТСЛ. т. I. с. 21, 272; 1902. т. IV. с. 197, 198; 1911. т. IX. с. 240, 241. Денисов. с. 613-614. Булгаков. с. 1407, 1408. Толстой Ю. 264. Собрание мнений и отзывов Филарета митр. Московского. т. I. с. 241, 242, 270, 297; т. III. с. 23, 26-28, 303; т. V. с. 362, 402, прим. 1; том доп. с. 191 и прим. 3. Письма митр. Филарета Московского к высочайшим особам и разным лицам. Тверь, 1888. ч. 1. с. 93 и прим. 1-101; ч. II. с. 281 и прим. 1. Летопись Е.А. с. 842. Православный собеседник. 1874. янв. с. 119. Русский паломник. 1912. 5. с. 76-78. Исторический вестник. 1913. март. с. 1098-1102. Русская старина. 1882. сент. с. 564. Христианское чтение. 1870. февр. с. 259-260. - " - - " - 1890. янв. с. 142; март-апр. с. 456-458; июль-авг. с. 96. Русский архив. 1899. кн. 2. 6. с. 192 п/с. 4. - " - - " - 1910. кн. 2. 5. с. 147. М. Нкр. т. 1. с. 54. Юбилейный сборник. с. 38. Пермские губернские ведомости. 1864. 26. ЖПБ. том доп. 1. с. 229. Строев. стб. 503, 541, 542, 674, 941, 979, 991. Переписка Филарета с С.Д. Нечаевым. СПб., 1895. письма 129, 303. БЭЛ. т. I. с. 1027-1028. БЭС. т. I. с. 223; т. II. с. 1699, 1704, 1795. ЭС. т. I доп. с. 152. РБС. т. II. с. 288. Н.Д. с. 70, 71, 73.

http://drevo-info.ru/articles/15652.html

Но чем же и как мы можем помочь им? Сами собою, конечно, мы не можем оказать им помощи, – остается одно – молить об них милосерднаго Господа. Слово Божие и заповедует нам молиться друг за друга ( Иак.5:16 ), молиться за всех человеков ( 1Тим.2:1 ), без всякого ограничения временем и местом. Следовательно, мы должны молиться за ближних наших и тогда, когда они живут с нами на земле, и когда переселяются в другой мир, ибо аще живем, аще умираем, по слову апостола, Господни есмы ( Рим.14:8 ), и умершие, как и живущие, равно у Бога живи суть ( Лк.20:38 ). Св. Иоанн Богослов указывает одно только препятствие к молитве за другого, если у него есть грех к смерти ( 1Ин.5:16 ). Грех к смерти есть нераскаянность и ожесточение, упорство в неверии или какой-либо страсти. Если же умершие каялись во грехах своих и умерли в вере и в общении с Церковью, то следовательно они принадлежать к числу тех ближних наших, за которых заповедано нам молиться. Кроме этого Иисус Христос учил: всяк грех и хула отпустится человеком: а яже на Духа хула, не отпустится человеком. И иже аще речет слово на Сына человеческаго, отпустится ему: а иже речет на Духа Святаго, не отпустится ему, ни в сей век, ни в будущий ( Мф.12:31–32 ). Отсюда мы видим, что отпущение грехов грешникам возможно и по смерти их. Равным образом в слове Божием говорится, что Господь Иисус иматъ ныне ключи ада и смерти ( Откр.1:18 ), следовательно, может отверзать ими затворы адовы и освобождать оттуда узников подобно тому, как Он вывел из ада ветхозаветных праведников, которые, хотя с верою ожидали его пришествия, но до совершенного Им искупления вследствие тяготевшего над ними прародительского греха находились в аду. Но так как по смерти для самих грешников не остается места ни для покаяния, ни для заслуг, то необходимо допустить, что Господь подает прощение тем из них, которые умерли с верою и покаянием, а не в смертном грехе, по молитвам Церкви. Так, братие, учение о молитве за умерших имеет основание и в слове Божием. Слово Божие учит только, что грешники сами по себе не могут испросить себе у Бога освобождения из ада ( Пс.6:6 ), и что изменение в положении грешников может быть только до всеобщего суда, после которого наступит полное и совершенное воздаяние людям по делам их ( Рим.2:6 ; Гал.6:7 ; 2Кор. 5:10 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Sadkovs...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010