XLIV. Рукописи первоначальных линейных нот (Южно-Русского распева.) 120. Ирмолой, в ¼ листа, с следующим заглавием: «Ирмолой, си речь богоугодные песни по хвалу Богу, в троицы Святой единому, во утешение верным от всех Святых Пророк набранны, Святым же Дамаскиным присладчае сложены. Тщанием и трудолюбием сооружися в богоспасаемом граде Белом Ковлю, в повете Ольшанском стоячом, а в маятности Его Милости Княжати Яна Санкгушка, Воеводича Вытебского, презмногорешного Господина отца тимофея Куликовича, Священника церкви Братской благочествое, на имя заложенноц Рождестно Святого Иоанна Предтечи, року 1652, месяца Августа дна 9-го.» по листам внизу скреплен рукою Патриарха Никона в 1659 году. Здесь есть, между прочим: а. каноники, Сербский и Болгарский; б. подобники Болгарские; в. Акгеос двое (текст Греческой Славянскими буквами); г. На проклятие Ариево («иже образу твоему не кланяющеся, пречистая Владычице….»); д. о умирении церкви ермосы (1-й «ирмос: Коня и всадника….» 2-й: «Не в реках, Господи, ярость Твоя, ни в море устремление Твое, но на противящихся Твоей истине излии, и яростью Твоею умиляя, низложи отступники, да, на высокая возведшеся, возрадуемся и возвеселимся о Тебе»). В числе припевов Святым (помещенных в конце книги) есть припев Св. Князю Владимиру: «Величаем тя, благоверны Княже Владимире, иже идолы поправшего, и всю Русскую землю святым крещением просветившего.» 121. Ирмолой, в лист на 444 стр., писанный в первой половине 17 столетия, с надписью на заглавном листе: «Сий Ирмолой казенный Патриарха Осударя.» В низу по листам две надписи, одна под другой. Первая: «Книга глаголемая Ермолой монастыря общежительного Кутенского иноческого, храмов святых Богоявлений и Рождества Христова:» а ниже «Сия книга Пречистые Богородицы Иверского монастыря.» Из сих трех надписей видно, что первоначально сей Ирмолой принадлежал Могилевскому Братскому общежительному оршинскому Кутеинскому монастырю, по переселении же братии сего монастыря в Патриарший Иверский монастырь в 1654 году, книга эта сделалась собственностью сей последней обители, а оттуда взята, конечно, по распоряжению Патриарха, в его же строение, монастырь Воскресенский. В конце рукописи, от листа 346 по 425, помещена Литургия «Греческого распева» (текст Греческий Славянскими буквами, как и во всех прочих рукописях того времени).

http://azbyka.ru/otechnik/Leonid_Kavelin...

М.А. Шангин Библиография С.Н. Каптерев. Bibliographia Uspenskiana. I. Хронологический указатель трудов. 506 А. Труды, составленные и опубликованные Ф. И. Успенским 1. Первые славянские монархии на северо-западе. СПб. Слав. благотвор. ком-т, 1872, XI, 266 стр. Посвящено памяти А. Ф. Гильфердинга (1831–1872), председателя СПб. слав, благотвор. ком-та. На собрании упомянутого Комитета 7 февраля 1871 г. было постановлено, согласно отзыву проф. К. Н. Бестужева-Рюмина, удостоить сочинение Ф. И. Успенского денежной премии (300 р.) имени Кирилла и Мефодия и напечатать его на средства Комитета. Рецензии: 1) Бестужев-Рюмин, К. Н. в газете Голос, СПб. 1871, 53 (отчёт о заседании 7 февр. 1871. СПб. к-та слав, благотвор. о-ва). Позднее перепечатано без изменений в сборнике. Первые 15 лет существования СПб. слав, благотвор. о-ва, СПб, 1883, стр. 147–149. 2) Леонтович, Ф. И. ЖМНП, 1876, 2, стр. 427–444. В примечании объявлено, что редакция ЖМНП занимает нейтральную позицию по отношению к взглядам автора и высказываниям рецензента. 3) Волынские епархиальные ведомости, 1876, 5, стр. 121–127. (Мнение учебн. ком-та при Св. синоде) 4) Русская старина, 1873, 9 (заметка на обложке). 5) Russische Revue, СПб, 1873, 1, стр. 84–85. Характеристику настоящей работы см.: 1) Попруженко, М. Г. Сорокалетие учёной деятельности Ф. И. Успенского (II., 7, 1911, стр. 3–4). 2) Бузескул, В. П. Общий очерк... (II., 34, 1929, стр. 29). 2. Болеслав. Русский энциклопедический словарь, отд. I, т. 4, СПб. Изд. Березина, 1874, стр. 104–107. Подпись: Усп. 3. Византийский писатель Никита Акоминат из Хон. СПб., 1874, VI, 219 стр. Издано по определению Историко-филологического факультета СПб. ун-та от 30 мая 1874 г. Диссертация на учёную степень магистра всеобщей истории, защищённая на публичном диспуте в СПб. ун-те 1 сентября 1874 г. См.: [Краткая заметка о диспуте Ф. И. Успенского] Биржевые ведомости, 1874, 239. Отзывы оппонентов, Г. С. Дестуниса и В. Г. Васильевского не напечатаны. Рукопись последнего отзыва находилась (в 1911 г.) в архивных документах Новороссийского ун-та (см. Попруженко, М. Г. Сорокалетие учёной деятельности Ф. И. Успенского, II., 7, 1911, стр. 4–5, сноска).

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

А.И. Кокурин, Н.В. Петров Глава V. Производственная деятельность 141 Справочные материалы по организации содержания заключенных, их численности и об основных строительных программах НКВД СССР по состоянию на февраль 1938 года, подготовленные для наркома внутренних дел СССР Н.И. Ежова («Записная книжка Ежова») Наличие заключенных (в тысячах) 1 . Лагеря 1.157,4 2 . Места заключения 901,4 3 . 10-й отдел 121,2 4 . При милиции, КПЗ 50,0 5 . Трудколонии детей 12,5 6 . Трудкоммуны 4,5 7 . Детские приемники 12,5 Итого 2.259,5 Исправработников на 1/II-38г 294,0 Организация содержания заключенных Количество Численностьв тысячах Лагеря-стройки Лесные лагеря Сельско-хоз. лагеря Места заключения Колонии при местах заключения Тюрьмы X отдела для срочных –»– х –»– д. подследств КП.З. милиции Трудколонии детей в том числе закрытых Трудкоммуны Детские приемники 2259.5 Исправработников на 1/II-38 г. – 294,0 Стоимость содержания заключенного (в рублях) Средне-дневная Среднегодовая норма содержания одного воспитанникав О.ТК. По строительным лагерям ГУЛАГ (плановая) По лагерям ГУЛАГ По отделам мест, закл. По 10 отделу ГУГБ подследственный Срочный Продовольствие Вещедовольствие Медсанрасходы Аппарат и охрана Прочие На 1938 г.(дороже из-за увеличения ВОХР) Зр. 90к. Зр. 79к. Зр.49к. 5р. 11к 13р. 26 к. 2.765р. Сводный план капитальных работ на 1938 год (в миллионах рублей) I. По лимитам НКВД 1 . Управления НКВД 415,0 2 . ДИНАМО 6,0 3 . ГУШОССДОР 716,0 4 . ДАЛЬСТРОИ 180,0 5 . ГУЛАГ 1659,0 . 2.970,0 II. По лимитам других ведомств 1 . НКПС 454,0 (не утверждено) 2 . Мосводопровод 47,7 3 . ГУГФ 40,0 4 . НКТП 25,0 . 566,7 5 . Коммунальные хоз-ва – город пожар, команды 37,0 . 603,7 Всего 3573,7 План капитальных работ ГУШОССДОРа на 1938 г. (в миллионах рублей) 1 . Строительство дорог и мостов 461,4 В том числе: а) Автомагистралей 163,0 б) Экономических дорог 48,7 в) Грунтовых дорог 249,7 2 . Реконструкция дорог и мостов 22,1 3 . Капитальн. ремонт– «-. 62,0 4 . Стр. бензоколонок и станций обслуж. 2,6

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Суйск. Церковь Бориса и Глеба. Борисоглебская церковь Карта и ближайшие объекты Село Суйск в 27 верстах от уездного города Пронска. Суйск в качестве села упоминается в писцовых книгах Каменского стана и в списке с «Резанских» книг платежных 1628 – 29 гг., где село значится в поместьях за казаком Иваном Федоровичем Мятлевым, казаком Назарием Микитичем Калачевым, за казаком Сафоном Иевлевым и за есаулом Антоном Назарьевым. При находившейся в с. Суйске Борисоглебской церкви по окладным книгам 1676 г. значится двор попа Ивана, двор дьячка Дорофея, церковной пашни 10 четвертей в поле, сенных покосов на 50 копен, в приходе к той церкви в том селе Суйске 19 дворов помещиковых, 22 двора крестьянских, 3 двора бобыльских и всего 46 дворов. На место упоминаемой в XVII столетии Борисоглебской церкви и пришедшей в ветхость, в 1749 г. построена была новая деревянная в прежнее храмонаименование. Существующая каменная Борисоглебская церковь с приделом Митрофаниевским начата постройкою в 1838 г., а окончена в 1850 г., при ней церковной земли усадебной 5 и пахотной 30 десятин. На украшение церкви имеется в билетах 123 руб. В состав прихода входят село Суйск с 93 дворами и деревни Шумповая с 36 дворами, Павловка с 20 дворами, Свиридовка с 8 дворами, Кременок с 25 дворами и Смышловка с 20 дворами, в коих муж. пола 601, жен. пола 638. По штату 1873 г. в причте положены 1 священник и 1 псаломщик. И. Добролюбов. «Историко-статистическое описание церквей и монастырей Рязанской епархии». 1885 г., том 2, стр. 121. Борисоглебская церковь с. Суйска Старожиловского района (ранее Пронского уезда) Суйск, в качестве села упоминается в писцовых книгах Каменского стана в списке с Рязанских платежных 1628 и 1629 года, где село это значилось «за казаком за Иваном Федоровым сыном Мятлевым, да за казаком за Назарьем Микитиным Калачевым, да за казаком Сафоном Иевлевым, да за есаулом за Онтоном Назарьевым». По окладной книге 1676 года, у Борисоглебской церкви значился двор попа Ивана, двор дьячка Дорофея. Церковной пашни было 10 четвертей «в поле, а в дву потомуж, сенных покосов на пятьдесят копен, да в приходе в той (Борисоглебской) церкви в том селе Суйске деветнадцать дворов помещиковых, двадцеть два двора крестьянских, три двора бобыльских, и всего 46 дворов».

http://sobory.ru/article/?object=17952

Назарий (Андреев Николай), еп. Енисейский и Красноярский Родился в 1865 году в Симбирской епархии. Первоначальное образование получил в Алатырском духовном училище. В 1887 году рукоположен во священника. Служил в приходах Симбирской епархии. В 1907 году поступил в Казанскую духовную академию. 24 сент.1910 года пострижен в монашество. В 1911году окончил академию со степенью кандидата богословия и назначен на должность настоятеля Алатырского Свято-Троицкого монастыря с возведением в сан архимандрита. I июля 1912 года хиротонисан во епископа Алатырского, вик. Симбирской (Ульяновской) епархии. Хиротонию совершали: архп. Финляндский Сергий, архп. Северо-Американский Платон, еп. Пермский Палладий, еп. Смоленский Феодосий и еп. Олонецкий Никанор. 9 февр.1916 года – епископ Енисейский и Красноярский. В 1922 году уклонился в обновленческий раскол и там был возведен в сан архиепископа и назначен на Ставропольскую кафедру. С 16 янв.1925 года – правящий Ростовской на Дону епархией и заместитель митрополита Северо-Кавказской области. В 1927 году перешел в Григорианский раскол (ВВЦС), оставаясь на той же кафедре. Скончался без покаяния 8 мая 1940 года. Труды: Речь при наречении его во епископа Алатырского, вик. Симбирской епархии, 30 июля 1912 г. «Приб· к «ЦВ» 1912, 27, стр.1107. «Православная миссия среди астраханских калмыков за последнее сорокалетие». Отзывы проф. иером. Гурия и М.А.Машанова , см. «Прав. Собес.» 1914, июнь, стр.382, 381. Литература: «Церк. Вед.» 1911, 26, стр.251. -“- 1912, 25, стр.257. -“- 1913, 7–8, стр.37–38. «Приб. к «ЦВ» 1912, 27, стр.1130. «Церк. Обновлен.» 1925, 5, 6, 7, стр.59. Хроника церковной жизни. «Прав. Собес.» 1910, март, стр.154. -“- 1910, нояб., стр.664, 676. -“- 1911, июнь, стр.55, 121. -“- _ 1911, дек., стр.32 (отчет). -“- 1912, окт., стр.219· -“- 1913, апр., стр.166. «Состав Св. Прав. Всер. Син. и Рос.Церк.Иерархии на 1917год», стр.146–149. ФПС I, 4–5, стр.2. ФПС III, стр.5. ФАМ II, 32, стр.3. Кат-АМ 221. Читать далее Источник: Русские православные иерархи : период с 1893-1965 гг. : [Каталог]/Митр. Мануил (Лемешевский). - Куйбышев. : 1966./Часть 5. Назарий (Андреев) – Руфим (Троицкий). – 1987. - 504 с. Поделиться ссылкой на выделенное

http://azbyka.ru/otechnik/Manuil_Lemeshe...

Василий (Зеленцов Василий Иванович), еп. Прилукский, вик. Полтавской епархии Сын протоиерея. Окончил юридический факультет и Петроградскую духовную академию со степенью кандидата богословия. Был преподавателем Екатеринославской духовной семинарии, а затем Екатеринославским епархиальным миссионером. Был членом Всерос. Поместного Собора 1917–1918 гг. Епархиальный миссионер в Полтавской епархии после Собора. С 1920 года – второй священник Св. Троицкой Церкви г. Полтавы. С 1921 по 1923 гг. находился вне церковной службы в г. Харькове. 12 авг.1925 года хиротонисан во епископа Прилукского, вик. Полтавской епархии. С 1927 года епархией не управлял. Скончался 4 апреля 1920 года. Литература: ФАМ I, 55, стр.5. Елевферий митр. «Соборность Церкви. Божие и кесарево”. Париж, 1938, стр.186. Заметки и дополнения E.id. 38. ФАМ. Als Laienmissionar wohnte er im Pfarrhaus an der Dreifaltigkeitskirche in Poltava. Da nach dem Tod des Priesters Michail ubov die Familie mittellos war, übernahm er das Amt ubovs als Priester und begann eine kräftige missionarische Predigtarbeit. Er gründete hier das «Pokrovskoe Christianskoe obšestvo». Da er gegen die Auslieferung der Kirchenschätze predigte, wurde er verhaftet und nach einem aufsehenerregenden Prozeß zum Tode verurteilt. Auf Proteste der gläubigen Arbeiter bei Lenin hin wurde die Todesstrafe in 10 Jahre Gefängnis abgeändert, doch auf Grund einer Amnestie wurde er bereits 1925 entlassen. Er kämpfte dann mutig gegen die «Selbstweiher» (Lipkovcy), so daß sie in Poltava zerfielen. Auch als Bischof predigte er gegen die Gottlosen. Am Vorabend von Mariä Entschlafung des Jahres 1926 wurde er in Char " kov verhaftet und auf die Solovki-Inseln gebracht. Hier schrieb er gegen die Erklärung des M Sergij (Stragorodskij) vom Jahre 1927. Später kam er in den hohen Norden, wo er bis 1930 blieb. Er soll dann im Gefängnis Butyrki erschossen, nach einer anderen Version in die Kloake des Gefängnisses von Lubljanka geworfen worden sein. Literatur: M. Pol’skij, Novye mueniki II,34–47. I.I. Obrezova, Vasilij, episkop Prilukskij (angezeigt im Quellenverzeichnis von M. Pol " skij, a.a.O.). F. Heyer, Die orthodoxe Kirche, S. 121–123. Regel ‘ son 395, 399 , 544. Читать далее Источник: Русские православные иерархи : период с 1893-1965 гг. : [Каталог]/Митр. Мануил (Лемешевский). - Куйбышев. : 1966./Часть 2. Боголеп (Анцух) – Гурий (Степанов). – 420 с. Поделиться ссылкой на выделенное

http://azbyka.ru/otechnik/Manuil_Lemeshe...

Городок. Церковь Иоанна Предтечи. /// Епархия неизвестна Царские врата, архивное фото. Опубликовано: Titus D. Hewryk «Masterpieces in wood: houses of worship in Ukraine». – New York, 1987, 171 (Титус Д. Хеврик «Шедевры из дерева: молитвенные дома в Украине». – Нью-Йорк, 1987, 171) Елена Григорьева ?? Карта и ближайшие объекты К северо-востоку от церкви находится колокольня. Кирпичная, квадратная в плане, трехъярусная, завершена куполом с главкой. Углы первого яруса четверика закреплены пилястрами дорического ордера, верхние ярусы — восьмерики. Третий ярус окружен ажурным металлическим балконом. Из книги «Памятники градостроительства и архитектуры Украинской ССР», том 2, стр. 234, издательство " Будивэльнык " , 1983-1986 год Ивановская церковь, 1755 г., колокольня, 1863 г. (Адрес: ул. Кирова, 10а). Построена на месте старой, существовавшей уже в 1403 г. (сгорела в 1752 г.). В 1802 г. к сооружению с востока пристроено небольшое помещение. Интерьер расписан мастером Ф. Щербокоским в 1861 г. Деревянная, трехсрубная, трехглавая. Состоит из трех квадратных в плане срубов — большого центрального и меньших боковых. Основные срубы одной высоты, перекрыты шлемовиднымм главами на восьмериках, одной ширины со срубами, завершены главками. Срубы окружены широким поддвшием на выпусках венцов, обшиты гонтом. В компоновке масс центральный объем выделен незначительно. В интерьере все срубы вькотно раскрыты до основания барабанов главок. Пространство центрального сруба отделено двухъярусной аркой-вырезом от низкого бабинца, над которым устроены хоры. Реставрация памятника проведена в 1980 году архитектором Б.Я. Киндзельским. В сооружении находится музей этнографии и народной вышивки. Памятник принадлежит к выдающимся произведениям народной архитектуры галицкой школы. Из книги «Памятники градостроительства и архитектуры Украинской ССР», том 3, " Будивэльнык " , 1983-1986 гг., стр. 121. Комментарии и обсуждение Ваш комментарий будет первым. --> Административное деление приведено по состоянию на начало 2022 года. × Внести изменения в объект × Добавить статью или комментарий × Добавить фотографии (можно загружать сразу несколько файлов) Только зарегистрированные пользователи могут добавлять фотографии в каталог.

http://sobory.ru/article/?object=35439

121. 1495 г. в сентябре. Геннадия, архиепископа новгородского, повольная грамота на поставление в митрополиты игумена Троицкого Сергеева монастыря Симона Из сборника Импер. Публ. Библиот. Q. XVII. 50 (собрания Толстого, отд. II, 341), л. 124. Издана была, по тому же списку, в I-м томе Дополнений к Акт. Истор. под 19. Святейшим и боголюбивым братии нашей: Тихону, архиепископу 3088 ростовскому и ярославскому, Нифонту, епископу суздальскому и торускому, и Васиану, епископу тверскому, и прочим епископам великой русской митрополии. Что ми есте прислали грамоту, возвещая нашему смирению, что отец Зосима митрополит, своей ради немощи, оставил стол русского митрополита и, пришед в святую великую соборную церковь , пред всеми омофор свой на престоле положил, и свидетеля на то Господа Бот нарицая, яко невозможно ему к тому святительская действовать, ни митрополитом нарицаться, и отойде в монастырь в смирено иноческое жительство: и вы, с благоволением и исповеданием государя нашего великого князя Ивана Васильевича 3089 всея Руси, изобрали на ту степень Симана, игумена святой живоначальной Троицы Сергиева монастыря, и на митрополичий двор взвели; да пишете ко мне, что государь князь великий вам сказал, кое мне нелзе быть с вами на поставлении митрополичьем, великих ради нужных дел христианских. И вы б, наша братия, архиепископ и епископы, то великое божественное дело свершили, того б есте Симана на той великий стол 3090 поставили, егоже есте изобрали и нарекли; и аз с вами, со своей братией, с архиепископом и епископами русской митрополии, в том божественном деле во единой воле и хотении. А милость Господа Бога Вседержителя и пречистой его Богоматери, и святых чудотворцев молитва, купно же и благословение да есть всегда с вашим святительством и боголюбием, аминь. – Подпись владыки Геннадия: Милостью Божьей архиепископ Великого Новгорода и Пскова. 3088 В рукописи Васиану епископу – ошибочно. См. в «Списках иерархов» Строева, стр. 332, 33. Читать далее Источник: Памятники древнерусского канонического права/[Ред. А.С. Павлов]. - 2-е изд. - Санкт-Петербург : Тип. М.А. Александрова, 1908./Ч. 1. (Памятники XI-XV в.). - 1908. - 1466 с. и стб. разд. паг. (Русская историческая библиотека, изданная Императорской Археографической комиссией Т. 6). Вам может быть интересно: Поделиться ссылкой на выделенное

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej_Pavlov...

Библиографический указатель к XX гл. 1. Иером. Григория. Путешествие Св. ап. Павла из Ефеса в Элладу и обратно, его речь к ефесским предстоятелям и возвращение в Иерусалим. Богослов. Вестн. 1892 г. Прилож. Ноябр. 424–464. Дек. 2. Прот. Михайловского. С. ап. Павел. Новое путешествие в Грецию. Второе послание к Коринфянам. 81–83. Римская Церковь и послание к Римлянам. 83–90. Пятое и последнее путешествие в Иерусалим. Прощание с ефесскими пастырями 90–94. 3. О том же, Прот. Горского. Евангельская история и история Апостольской Церкви, 491–503. 4. О том же, Иннокентия, Архиеп. Херсон. Жизнь Св. ап. Павла. Сочин т. IX, 422–425. 5. Фаррара. Последнее путешествие в Иерусалим. Жизнь и труды Св. ап Павла. II 157–163. 6. Чтение о ев. ап. Павле: последнее путешествие в Иерусалим. Воскр. Чт. 1873 г. II. 104–109. 7. Ст. 2. Греция. Б. п. сл. В. Ч. 1874 г. I. 207–208. 8. Ст. 9. Евтихий. Там же, 381–382. 9. Or. 14. Митилена. Б. п. сл. В. Ч. 1876 г. II, 254. 10. Ст. 15. Милет. Там же. Самос. Б. п. сл. В. Ч. 1877 г. II. 191. 11. Ст. 16–18. 28–36 Евсевия, Архиеп. Могил. Беседы на воскр. и праздничные чтения из апостола. Ч. I, стр. 125. 12. Свящ. И. Люцернова. Богослужебное возжжение свечей. В. Ч. 1872 г. H. 366. 13. Ст. 17–38. Сольского. Прощальная беседа ап. Павла с ефесскими пастырями. Руков. для с. п. 1869 г. II. 8–16. 37–43. 77–85. 14. О том же, Ранинского в ст. Пастыреначальник Господь И. X. и Его апостолы. Стран. 1890 г. III, 21–23. 15. Ст. 20–25. Еп. Христофора. Прощание с Вологодской паствою. Дух. Вес. 1867 г. I. 175. 16. О трудности служения пастырей Церкви. Духов. Бес. 1859 г. VII, 181 –190. 17. Митропольского. Начало ересей в Церкви Христовой. Прав. Об. 1861 г. VI, 451. 18. Ст. 28. Епископ. Б. п. сл. В. Ч. 1875 г. I, 121. 19. Ст. 29–30. Исполнение слов Св. ап. Павла в судьбах Церкви Христовой. Прот. Велецкого. Духов. Бес. 1867 г. I, 403. 20. Ст. 35. Прот. Бажанова. Слова и речи. СПб. 1838 г. Читать далее Источник: Сборник статей по истолковательному и назидательному чтению Деяний святых Апостолов/Сост. инспектор Симбирской духовной семинарии М. Барсов. - Москва : Лепта Книга, 2006. - 720 с. Вам может быть интересно: Поделиться ссылкой на выделенное

http://azbyka.ru/otechnik/Matvej_Barsov/...

33. Бог Вездесущ Сам Бог в Ветхом Завете говорит о Себе: «Разве Я – Бог только вблизи... а не Бог и вдали?.. Не наполняю ли Я небо и землю? ( Иер. 23:23, 24 ). «Небо – престол Мой, а земля – подножие ног Моих; где же построите вы дом для Меня, и где место покоя Моего?» ( Ис. 66:1 ). Еще нагляднее представляет эту истину Иов, который говорит о Боге: «Он превыше небес... глубже преисподней... Длиннее земли мера Его и шире моря» ( Иов. 11:8, 9 ). Ап. Павел учит о Боге, что «Он не далеко от каждого из нас, о Нем бо живем движемся и есмы» ( Деян. 17:27, 28 ), и что Он «над всеми и чрез всех и во всех нас» ( Еф. 4:6 ). «Бог пребывает, – учит св. Афанасий Великий , – во всем по Своей благости и силе, вне же всего (т. е. Сам в Себе, внутри Себя) по Своему собственному естеству» (De decrem. synod. nys. с. 11). «Надобно знать, – учить, св. Иоанн Дамаскин , – что Бог не имеет частей, весь находится везде и всецело» (De fid. ormodox. lib. I. с. 13; curs. compl. graec. Т. col. 852). «Что Бог есть везде, мы знаем, но как – (везде), это не особенно понимаем», говорит св. Иоанн Златоуст , смиренно сознаваясь в слабости ума человеческого постигнуть тайну везде присутствия Божия (Homil. 2. in Epist. ad hebr. n. 1). (См. «Опыт. прав. догм. богосл.» еп. Сильвестра. Киев. 1884 г. Т. II, стр. 121, 126, 129, 133) 41 .   41 Примеч. Не излишне здесь изложить умозрительное изъяснение вездеприсутствия Божия одного великого русского мыслителя, профессора философии и богословия прот. Ф. Голубинского . Он говорит: „доказательство Божественного вездеприсутствия находим у св. Григория Нисского , заимствованное из самого понятия бытия и сохранения вещей“. „Кто будет столько безумен, говорит он, чтобы, рассматривая вселенную, не убедился, что есть в ней Божество, что Оно содержит ее, обитает в ней? Ибо все зависит от истинно Сущего, и ничто не могло бы держаться в бытии если бы не держалось истинно Сущим. Но истинно Сущее, как такое, есть не другое что, как природа Божественная. Таким образом самое существование (permanentia) вещей убеждает нас, что во всем существующем находится Божественная природа, и одному только Богу свойственно проходить (проникать) все и во всей природе вещей, по всем ее частям, быть распростертым».

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Djach...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010