60 Беседа 2, гл. 1, 2. 61 Прп. Каллист и Игнатий Ксанфопулы, гл. 56.//Доброт., ч. 1. 62 Мф. 14:33. 63 О третьем образе внимания.//Доброт., ч. 1. 64 Доброт., ч. 1. 65 Сир. 48:21. 66 Евр. 4:12. 67 О еже обрести действо.//Доброт.. ч. 1.§ 4. 68 Лк. 10:17. 69 Лк. 10. 19. 70 Мк. 16:17. 71 Лк. 10:60. 72 Лк. 10:21, 22. Благовестник. 73 Ответ 181. 74 Псалтирь с последованием. 75 Беседа 8, на послание к Римлянам. 76 Каноник. Издание Киево-Печерской Лавры. 77 Ответ 74. Прп. Григорий Синаит. 4 глава из 15 глав о безмолвии.//Доброт., ч. 1. 78 Издание Оптиной Пустыни 1847 года. 79 Четьи-Минеи. 1 Апреля. 80 Главы о умной молитве. Гл. 1. Издание Оптиной Пустыни, 1847 г. 81 Гл. 4. 82 Старец Василий. Предисловие на книгу преподобного Григория Синаита. 83 Старец Василий. Предисловие на книгу блаженного Филофея Синайского. 84 Слово 11. 85 Пс. 6:9—10. 86 Екк. 3:1. 87 Слово 11. 88 Прп. Григорий Синаит посетил Афонскую гору в 14 веке по Рождестве Христовом. В то время монашество в Палестине, особенно же в Египте, было почти уничтожено магометанами, покорившими своей власти Египет и Палестину еще в начале 7 века. Во время святого Григория Синаита учение об умной молитве до крайности умалилось повсеместно. Его можно признавать восстановителем этого учения, как это сказано в кратком жизнеописании его, помещенном в Добротолюбии. И во времена Григория Синаита были иноки, достигшие великого преуспеяния в молитве, как, например, Максим Капсокаливи, жительствовавший в Афонской горе — наставлениями его пользовался сам Григорий, называвший Максима земным Ангелом (Доброт., ч. 1). Прп. Григорий научен умной молитве некоторым иноком острова Кипра, до знакомства с этим иноком, он занимался исключительно псалмопением (Рукописное житие преподобного Григория Синаита). 89 Житие и писания молдавского старца Паисия Величковского. Издание Введенской Оптиной Пустыни, 1847 г. 90 Иов. 38:11. 91 Слово 28, гл. 17. 92 Там же, гл. 19. 93 Слово 4, гл. 93. 94 О мнящихся от дел оправдитися, гл. 34.//Добротолюбие, ч. 1. 95

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/4145...

Слово 28, гл. 51. 96 Пс. 72:17. 97 Гл. 14. 98 Лк. 17:11. 99 Св. Исаак Сирин. Сл. 8-е. 100 Св. Исаак Сирин. Сл. 2-е. 101 Пс. 50:21. 102 Деян. 3:6. 103 Мф. 25:3. 104 Пс. 38:4. 105 Ответ 115-й. 106 Ин. 5:3. 107 Ин. 13:18. 108 Ин. 15. 16. 109 То есть, по действию Божественной благодати. 110 Цветник, Поучение 32. Сведения о священноиноке Дорофее помещены в 1 части, в статье «Посещение Валаамского монастыря». 111 Весьма редкие получают соединение ума с сердцем вскоре после начатия молитвенного подвига, обыкновенно протекают многие годы между началом подвига и благодатным соединением ума с сердцем: мы должны доказать искренность нашего произволения постоянством и долготерпением. 112 Ис. 26:19. 113 Наставление 32. 114 Мф. 5:8. 115 Наставление 29. 116 Наставление 4. 117 Наставление 11. 118 Наставление 11. 119 Наставление 6. 120 Мф. 7:8. Слово 28, гл. 56. 121 Мф. 7:8. Слово 28, гл. 56. 122 Пс. 50:17. 123 Евр. 13:13. Доброт., ч. 4. 124 Ответ 177. 125 Мф. 22:12, 13. 126 Прп. Варсанофий Великий и Иоанн пророк, ответ 325-й. 127 Лествица, Слово 28, гл. 64. 128 Лествица Божественных даров инока Феофана. Доброт., ч. 1., Каллист и Игнатий Ксанфопулы, гл. 5; Доброт., ч. 2, наставление старца Серафима 11. 129 Прп. Варсанофия Великого и Иоанна пророка ответы 264-й и 274-й; Пс. 45:11. Приведенные здесь ответы даны прп. авве Дорофею, который по благословению этих отцов занимался непрестанной памятью Божией, т. е. умной Иисусовой молитвой. Отцы завещали авве не ослабевать в этом подвиге, но сеять с надеждой, — ответ 263. 130 Там же. 131 1 Тим. 2:4. 132 Лк. 12:44. 133 Ис. 6:7. 134 Притч. 3:34. 135 Ответ 111. 136 Слово о трезвении, гл. 1,3 и 5.//Доброт., ч. 2. 137 Блаженный Никифор, Слово о трезвении и хранении сердца.//Доброт., ч. 2-я. Прп. Симеон Новый Богослов, О третьем образе молитвы.//Доброт., ч. 1. 138 Слово 28, гл. 45. 139 Доброт., ч. 1. 140 Поведание затворника описано в 1-м т. Аскетических Опытов, в «Слове о Страхе Божием и о любви Божией». 141 Св. Исаак Сирин, Слово 68-е. 142 Лествица, Слово 28, гл. 51.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/4145...

Троекратное повторение слова: святый, в молитве Трисвятого, имеет отношение, как мы сказали, к святой Троице. Но согласно с разумением отцев и учителей Церкви должно полагать, что и серафимы троекратным восклицанием: Свят, исповедуют тайну пресвятой Троицы 2 . На чем основывается такое разумение? На тех местах нового Завета, где прямо говорится, что Исаия, когда сподобился видеть и слышать Господа Саваофа, видел вместе и Сына Его ( Ин.12:40–41 ), слышал и Св. Духа ( Деян.28:25–27 ). Для чего каждому Лицу св. Троицы в серафимском славословии и в молитве Трисвятого присвояется одинаковое наименование: Святый? Для того, чтобы видно было, что все три Лица равночестны, достойны одинаковой божеской чести и славы, и нет между ними ни большего, ни меньшего по божеству. Но выражаемое в молитве Трисвятого исповедание равночестия Божеских Лиц не теряет ли силы от того, что в ней только первому Лицу присвояется имя Бога: Святый Боже, – а Сын Божий называется крепким, Дух Святый безсмертным? На этот вопрос так ответствует св. Иоанн Дамаскин 3 : «Святый Боже, это относим мы к Отцу, не усвояя однако Ему одному имени Бога; но знаем, что и Сын и Дух Святый есть Бог. Святый крепкий прилагаем к Сыну, не отнимая силы у Отца и Духа святаго. Святый безсмертный относим к Духу Святому, но не лишаем бессмертия Отца и Сына». В самом деле, если молитва Трисвятого именует только первое Лице Богом, то этим именованием точно так же не уничижаются прочие Лица, как и Сам Бог Отец не уничижается тем, что наименование крепкого и безсмертного в той же молитве присвояется не Ему, а одно Богу Сыну, другое Богу Духу Святому. Почему так? Потому что все эти именования равносильны и легко могут быть заменяемы одно другим. Когда я произношу слово Бог, я уверен, что говорю о существе крепком (всемогущем) и бессмертном. Эти свойства неотделимы от понятия о Боге. Равным образом в наименованиях крепкого и бессмертного, усвоенных Сыну и Святому Духу, необходимо подразумевается мысль о Боге, судя по тому, что в Писании именуется крепким и бессмертным, в собственном смысле, только Бог; Он есть един сильный, един имеяй безсмертие ( 1Тим.6:15–16 ), то есть Он – такое существо, равного которому по крепости и бессмертию нет другого; которое не только само обладает крепостью, всемогущей силою, но вместе есть источник всякой крепости и силы в существах сотворенных, хотя бы это были ангелы, сильные крепостью; которое не только само бессмертно, как существо вечное, безначальное и бесконечное, но вместе служит единственным началом, или источником всякой жизни и бессмертия.

http://azbyka.ru/otechnik/Vissarion_Nech...

Можно представить церковное общество в виде кругов разного диаметра с центром в одной точке. Внутренний круг состоит из тех, кто участвует в приобщении Тела и Крови Христовых. Затем следует круг, состоящий из участвующих в совместных молитвах, а далее – слушающих слово Божие, читаемое в церкви. Поэтому отпадающие от веры или христианской жизни не могут войти во внутренний круг приобщающихся Тела и Крови Христовой, если предварительно не пройдут в покаянии все предшествующие ступени: плачущих, слушающих, припадающих и вместе стоящих. В 11-ом (12-ом) правиле святого Григория Неокесарийского говорится: «Конечное же есть причастие Святых Таин». А святитель Василий Великий в своем 82-ом правиле повелевает: «Без нужды же предавшие веру свою два лета да будут плачущими и два слушающими, в пятое да молятся с припадающими и ещё на два лета да будут приняты к общению в молитве, без причащения, и тако показав достойное покаяние, наконец возведутся к приобщению Тела Христова» 28 . В общении со Христом в Церкви происходит восстановление связи человека с Богом и другими людьми, а именно это – основная задача православного пастырства. Поскольку церковное общение состоит в совместном причащении Тела и Крови Христовых, а также в участии в общей молитве, то вполне естественно, что те, кто без уважительной причины уклоняются от этого и «по пренебрежению и высокомерию беспорядочно выходят из церкви до божественного приобщения, и не ждут с тем, чтобы увидеть Святых Таин Божественное причастие» 29 , не могут быть членами Церкви и должны изгоняться из неё. Так определил Антиохийский Собор во 2-ом своём правиле: «Все, входящие в церковь и слушающие священный Писания, но по некоторому уклонению от порядка не участвующие в молитве с народом или отвращающиеся от причастия святыя евхаристии, да будут отлучены от Церкви дотоле, как исповедаются, окажут плоды покаяния, и будут просити прощения, и таким образом возмогут получити оное. Да не будет позволено имети общение с отлученными от общения, ниже сходитися в домы и молитися с находящимися вне общения церковнаго; чуждающихся собраний одной церкви не приимати и в другой церкви. Аще же кто из епископов, или пресвитеров, или диаконов, или кто-либо из клира окажется сообщающимся с отлучёнными от общения, да будет и сам вне общения церковного, яко производящий замешательство в чине церковном» 30 .

http://azbyka.ru/otechnik/Georgij_Kapsan...

Например: Итак, прежде всего прошу совершать молитвы, прошения, моления, благодарения за всех человеков (1 Тим. 2, 1). Еще, если кто видит брата своего согрешающего грехом не к смерти, то пусть молится, и Бог даст ему жизнь, то есть согрешающему грехом не к смерти. Есть грех к смерти: не о том говорю, чтобы он молился. (1 Иоан. 5, 16). И еще: молитесь друг за друга, чтобы исцелиться: много может усиленная молитва праведнаго. (Иак. 5, 16). Послушаем еще, как святой апостол Павел и молится за других, и требует молитвы других. Молимся всегда за вас, пишет он к Солунянам, чтобы Бог наш соделал вас достойными звания и совершил всякое благоволение благости и дело веры в силе, да прославится   имя Господа нашего Иисуса Христа в вас и вы въ Нем, по благодати Бога нашего и Господа Иисуса Христа (2 Сол. 1, 11, 12). А далее в том же послании: итак, молитесь за нас, братие, чтобы слово Господне распространялось и прославлялось, как и у вас (3, 1). И в другом послании: всякою молитвою и прошением молитесь во всякое время духом, и старайтесь о сем самом со всяким постоянством и молением о всех святых   и о мне, дабы мне дано было слово – устами моими открыто с дерзновением возвещать тайну благовествования, для которого я исполняю посольство в узах (Ефес. 6, 18, 19). Не собирая более свидетельств Священнаго Писания о молитве вообще, как о деле известном, приложим к особенному предмету настоящаго размышления те свидетельства, которые доселе приведены. Если мы не знаем, о чем молиться, а для вразумления нашего незнания дано нам Священное Писание, которое может умудрить тебя во спасение, даже до того, что да будет совершен Божий человек, ко всякому доброму делу приготовлен (2 Тим. 3, 15, 17): то от премудрости благости Духа Божия, изглаголавшаго это Писание, надлежит ожидать, что оно не только удовлетворительно наставит нас о чем молиться, но и предохранит запрещениями,   чтобы нам не молиться о томъ, о чем молитва была бы   не угодна Богу.   Чаяние сие оправдывается самым   делом. Теперь же видели мы, как Священное Писание, заповедуя и молитву за всех человеков, от молитвы, Богу неугодной и человекам   не полезной, предохраняет верующаго запрещением: Есть грех к смерти: не о том говорю, чтобы он молился.

http://pravoslavie.ru/1593.html

Ввиду же того, что диакон не является священнодействующим лицом в собственном смысле, ектения составляется не в собственно молитвенных выражениях, а в выражениях, приглашающих к молитве и указывающих предметы ее. Но по временам (на великой ектении в конце, в последнем прошении, а на сугубой и просительной в начале) это приглашение к молитве возвышается до настоящей молитвы («Заступи, спаси…», «Помилуй нас, Боже…»)». Во время Богослужения мы часто слышим ряд молитвенных прошений, произносимых протяжно, медленно, возглашаемых диаконом или священником от лица всех молящихся. После каждого прошения хор поет: «Господи, помилуй!» или «Подай, Господи». Это так называемые ектении , от греческого наречия ектенос – «усердно». Ектении разделяются на несколько видов: Великая ектения Прослушать: 05:24 Сокращенная великая ектения 00:47 Великая ектения состоит из 12 прошений или отделов. 1. Миром Господу помолимся. В буквальном переводе с греческого это значит: молиться будем в мирном состоянии духа, простивши взаимные обиды ( Мф.5:23-24 ). 2. О свышнем мире и спасении душ наших Господу помолимся. Что же здесь в греческом тексте? «Hyper tes anothen eirenes». Anothen — это наречие ano (вверху) с суффиксом then, обозначающем движение «откуда?». Буквально фраза должна переводиться «О мире (не мipe!) свыше (!) и спасении душ наших…», то есть «О ниспослании мира свыше…». «Мир свышний» – это мир земли с небом, примирение человека с Богом или получение от Бога прощения в грехах чрез Господа нашего Иисуса Христа. Плодом же прощения грехов или примирения с Богом, служит спасение наших душ, о чем мы также молимся во втором прошении Великой ектении. 3. О мире всего мира, благостоянии святых Божиих церквей и соединении всех, Господу помолимся. Слово «церкви» в греческом — женского рода (как и в русском), а слово «всех» здесь (panton, а не pason) — мужского. Под «всеми» подразумеваются не церкви, а христиане: верующих приглашают помолиться о соединении всех православных христиан, которые, каждые в своем городе, принадлежат Единой Святой Соборной и Апостольской Церкви. Исправить потенциальное непонимание можно легко, добавив одно слово: «…и соединении всех нас…».

http://azbyka.ru/ekteniya

Святитель Феофан так и писал о составе греческого «Добротолюбия»: «В греческом Добротолюбии помещены из них: главы ο любви, числом четыреста; семьсот глав ο Пресвятое Троице, и ο воплощении Бога-Слова, – более же ο добродетелях и страстях; и толкование ο молитве Господней. Мы заимствуем из сего в свой сборник: главы ο молитве все как есть; из семи же сот глав делаем выборку более удобопонятных и более нравоучительных и аскетических глав. Взамен опускаемого здесь вносим, по изданию Migne: подвижническое слово» 9 . При этом святителю Феофану было хорошо известно и славянское «Добротолюбие», на которое он опирался по мере возможности, хотя и писал об этом крайне редко 10 . В черновиках было сделано еще одно добавление: «Главы из Ватиканского кодекса», надписываемые там именем прп. Максима. Свт. Феофану было известно сомнительное авторство данных глав, как и то, что в составе греческого «Добротолюбия» они были помещены позднее под именем Илии Экдика 11 . Скорее всего, при окончательном формировании текста святитель решил не отступать сильнее без нужды от греческого оригинала и исключил данные главы. В сноске к переводимым главам святитель Феофан писал вполне в духе современной ему науки: «Кто прав – Ватиканский кодекс или греческое «Добротолюбие» – пусть решают исследователи исторической стороны отеческих творений. Ищущий же назидания с одинаковой пользою может читать сии главы» 12 . В русское «Добротолюбие» было включено новое произведение прп. Максима, одно из его самых ранних сочинений, аскетическое по содержанию: 1) Подвижническое слово 13 , в вопросах ученика и ответах старца. Первоначально в черновике святитель Феофан калькировал название: «Аскетическое», но потом исправил на «Подвижническое». Оно по свидетельству переводчика переводилось по тексту PG. 2) «Четыреста глав о любви» были оставлены без изменений. 3) «Умозрительные и деятельные главы», выбранные из семисот глав греческого «Добротолюбия» 14 . Следует особо отметить, что первоначально святитель Феофан перевел почти что все 700 глав – в соответствии с греческим прототипом.

http://azbyka.ru/otechnik/Dionisij_Shlen...

Даже некоторые еврейские мыслители стали отождествлять ангелов с астральными силами, под покровительством которых якобы находятся небесные тела. Более того, в I в. по Р.Х. в среде иудаизма зародилось мистическое направление, основанное на спекулятивных толкованиях Ветхого Завета и некоторых апокрифических произведений. По-видимому, колоссяне и оказались под влиянием такого синкретического учения отчасти иудейского, отчасти языческого. Содержание I. Введение (1,1–14) А. Приветствие (1,1.2) Б. Благодарение за колоссян (1,3–8) В. Молитва за колоссян (1,9–14) II. Восхваление Сына (1,15–23). Он есть: А. Глава творения и космических сил (1,15–17) Б. Глава нового творения и примирения (1,18–20) В. Цель и осуществление примирения (1,21–23) III. Цель служения Павла и его попечение о колоссянах (1,24 2,7) IV. Достаточность («полнота») Христа (2,8–23) А. Тщетность предания человеческого и «стихий мира» (2,8) Б. Полнота жизни в полноте Божией (2,9.10) В. Обрезание и крещение во Христе (2,11.12) Г. Новая жизнь и прощение во Христе (2,13,14) Д. Победа во Христе над враждебными духами (2,15) Е. Свобода от Закона и запретов (2,16–23) V. Жизнь во Христе (3,1 4,6) А. Совлечение ветхого человека и облечение в нового (3,1–17) 1 . Основание для повиновения единение со Христом в Его смерти и жизни (3,1–4) 2 . Умерщвление ветхого человека (3,5–9) 3 . Новая жизнь во Христе (3,10–14) 4 . Мир Божий, слово Христово и почитание Христа (3,15.16) Б. Наставления о христианской жизни (3,17 4,6) 1 . Об отношениях между «высшими» и «низшими» в обществе и в семье (3,18 4,1) 2 . О молитве (4,2–4) 3 . Об отношении к «внешним» (4,5.6) VI. Заключительные приветствия (4,7–18) Глава 1 1:1–2 Приветствие данного послания по форме схоже с приветствиями в посланиях к римлянам (1,1–7) и, особенно, к коринфянам ( 1Кор. 1,1.2 ). Тимофей. См. Деян. 16,1 . 1 о вере вашей во Христа Иисуса. Павел начинает свое послание с главного с веры колоссян в Иисуса Христа. 1:4–5 о вере... о любви... в надежде. Все это есть основание для возносимого Павлом благодарения, поскольку названные три добродетели занимают центральмое место в его понимании христианской жизни (см. Рим. 5,2–5 ; 1Кор. 13,13 ; Гал. 5,5.6 ; 1Фес. 1,3; 5,8 ; ср. Евр. 10,22–24 ). Он говорит о них, как о дарах Божиих, а не добродетелях, проистекающих от самих верующих. Павел подчеркивает, что Бог дарует спасение по Своей власти, но верующие могут полностью положиться на Христа в деле своего спасения ( Еф. 1,4; 2,8 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/zhenevs...

Без любви – жертва несовершенна ( Мф.5:22,24 ). Участию в литургийном благодарении предшествовало примирение и врачевание взаимных отношений членов общины. Это требование предъявляется «Учением 12 апостолов» к участвующим в Евхаристии наравне с указанием допускать к ней только возрожденных в водах крещения. Примирение запечатляется «святым лобзанием любви» ( 1Кор.16:20 ), «лобзанием любви» ( I Петр. 5, 14 ), «лобзанием примирения» (св. Кирилл Иерусалимский . Пятое тайноводственное слово), «божественным лобзанием» ( Дионисий Ареопагит ), которое «соединяет взаимно души». «Когда, – пишет  Тертуллиан , – больше целование с братьями уместно, как не тогда, когда возносится более угодная Богу общая молитва, после которой они, как участники в нашем молитвенном подвиге, своим целованием хотят скрепить свой братский союз с ними. Какое моление цельно без скрепы святым целованием?» 8 . «Возлюбим друг друга». Без любви невозможно единомыслие. Источник любви – Христос 9 . Соединенная в единое тело этим «священнодействием мира» ( Дионисий Ареопагит ), которым достигается «единомыслие и единодушие, и словесное тождество» (св. Максим Исповедник ), община приступает к евхаристической молитве, которая читается епископом, окруженным клиром. Молитва часто импровизируется, ибо анафора находится еще в расплавленном состоянии. Литург вслух от лица всех верующих приносит благодарение и «словесную и бескровную службу» «о всех и за вся». Он не отделен от верующих. Он – «предстоятель братии» (св. Иустин Мученик ), «уста всех» (Феодор Мопсуэстийский и Нарсай), он – корифей хора «союзом любви связуемых» и дающих «благодарение и славу Дающему всем мир». Вся община творчески участвует в евхаристической молитве, в евхаристической жертве и благодарении, запечатлевая молитву общим торжественным «Аминь» 10 . Этим молитвенным подвигом выполнялось первое общественное дело – литургическое, одна из главнейших обязанностей не только иерархии, но и всех членов Церкви, народа «Нового Израиля», «народа избранного, царственного священства, рода святого» ( 1Пет.2:9 ; Анафора Св.

http://azbyka.ru/evxaristiya-v-drevnej-c...

Он добровольно от них отказывается и решается на продолжительное время удалиться от своей важной и почетной должности при дворе, рискуя потерять ее навсегда во время своего отсутствия, по проискам врагов. Он предпринимает отдаленное и трудное путешествие с единственной целью – помочь своим бедствующим соотечественникам. Он предвидит впереди многочисленные опасности, клеветы и противодействия со стороны врагов своего отечества, – и все-таки решается выступить на борьбу, с надеждой победить все препятствия. Ничто не могло остановить святой ревности, которой воспламенился великий вождь иудейский. В этом случае, Неемия напоминает собою великое лицо Моисея, оставившего двор царя египетского, чтобы сделаться спасителем своих страждущих соотечественников. Решившись идти на спасение и благоустроение своей родины, благочестивый Неемия весь успех своего дела полагает в силе Божией; и потому, прежде всего, обращается с пламенной молитвой к Господу Богу о помощи и содействии своему предприятию. Ст. 5–7. В этой молитве он, прежде всего, исповедует праведность суда Божия, разразившегося над Евреями за их грехи и нарушение заповедей, уставов и определений Божиих. Ст. 8–9. Затем он приводит на память милостивое слово Господне к Моисею, что, в случае обращения и раскаяния Евреев, Господь соберет их снова и водворит их на земле Обетованной, хотя бы они изгнаны были на край неба 907 . Ст. 10–11. После этого он преклоняет Господа па милость к довольно уже пострадавшему народу еврейскому, который Он искупил силой Своей великой и рукой могущественной; и затем, в смиренном чувстве благоговения пред именем Господним, Неемия умоляет Господа, присоединяя к участию в своей молитве и прочих истинных Израильтян, дабы благопоспешил Господь в задуманпом предприятии и помог найти милость у царя персидского. Глава 8. Чтение пред народом книги закона а) Всеобщее собрание сынов Израилевых в Иерусалим и расположение на площади перед Водяными воротами (ст. 1). б) Деревянное возвышение на площади, и внятное оттуда чтение книги закона от рассвета до полудня священником Ездрой, при помощи левитов, которые поясняли народу прочитанные места из закона (ст. 2–8). в) Плач народа при слушании слов закона, и совет Неемии, и Ездры, и священников – не омрачать плачем праздника, а лучше – есть тучное и пить сладкое и посылать части тем, у кого ничего не приготовлено, – и повиновение народа (ст. 9–12). г) На другой день Ездра разъясняет собравшемуся народу законное предписание о празднике кущей, и народ устрояет кущи, и живет в них узаконенное число дней, непрерывно слушая объяснение книги закона (ст. 13–18).

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Herasko...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010