Алавердская 15(28).01.1916–11(24).03.1916: Пирр Окропиридзе 1916–1917. 1917–1922: Пирр Окропиридзе, паки Алатырская 01(14).07.1912–09(22).02.1918: Назарий Андреев 1918–1919: Тихон Василевский, в. у. –1920: 26 .1(08.02).1920–07.1923: Гурий Степанов 27 .06(10.07).1921 –1925: Иоаким Благовидов 1925–1926: Герман Коккель, в. у. 1926–: – 1928: Аркадий Ершов 16(29).09.1927 –16(29).10.1930: Митрофан Гринёв 1930–1933: Иоанникий 1933–1934: Иннокентий Поспелов 16(29).06.1934–09(22).11.1934: Серафим Зборовский, в. у. Алатырская (обн.) 27 .04(10.05).1924–02(15).10.1925: Феодор Преображенский 1925–1934: 11 .1934–10(23).01.1935: Викентий Никипорчук Алданская (обн.) 22 .10(04.11).1928–1929: Константин Знаменский Александрийская (обн.) 03(16).07.1923–05.1925: Иоанн Славгородский 1925–1935: 1935–1936: Софония Яскевич Александровская (Владим. вик.) 09 .1932–1935: Леонид Антощенко Александровская (Владим. вик.)(обн.) 28 .04(11.05).1924–1928: Алексий Рождественский 10 .1929–1931: Александр Введенский 2 1931 – 1935: 04 .1935–27.08(09.09).1935: Андрей Расторгуев 09(22).04.1936–17(30).12.1937: Николай Автономов Александровская (Ставроп. вик.) 03(16).07.1911–1919(7): Михаил Космодемьянский 25 .10(07.11).1921–1922: Серафим Силичев 1922–1924: 10(23).09.1924–1925: Рафаил Гумилевский 15(28).04.1924–30.11(13.12).1933: Стефан Адриашенко Алексинская (обн.) 14(27).01.1925–07(20).11.1925: Христофор Сокольский 1925–09(22).09.1926: Пётр Данилов 1926–1932: 08 .1932–09.1932: Пётр Горбатов Алма-Атинская 25 .06(08.07).1912–16(29).12.1916: Иннокентий Пустынский 21 .01(03.02).1917–1917: Сергий Лавров 1917–1918: Пимен Белоликов 10(23).06.1919– 1920: Софроний Арефьев 1921–04 (05).1922: Леонид Скобеев 1923–24.01(06.02).1927: Сергий Лавров, паки 10 .1926–17(30).10.1929: Мелхиседек Аверченко 1929–1930: Лев Черепанов 03(17)04.1930–05(18).12.1932: Герман Вейнберг 21 .08(03.09). 1933–03.1936: Александр Толстопятов 17(30).07.1936–20.09(03.10).1937: Тихон Шарапов 1937–1945: 23 .05(05.06).1945–12(25).10.1955: Николай Могилевский

http://azbyka.ru/otechnik/Tihon_Belavin/...

10 сентября 1922 г. Приговорен к 2 годам ссылки в Зырянский край, считая начало срока В Московской Таганской тюрьме был с епископом Коломенским Феодосием 14 ноября 1922 г. В одиночке Таганской тюрьмы освятил для себя походный антиминс во имя Всех святых, в земле Русской просиявших, и несколько антиминсов для раздачи отправлявшимся в изгнание 16 февраля 1923 г. Этап В этапе следовал с епископом Дмитровским Серафимом (Звездинским) и епископом Петергофским Николаем (Ярушевичем) конец апреля – начало мая 1923 г. Вятская внутренняя тюрьма май 1923 г. Город Усть-Сысольск. Митрополит Казанский Кирилл (Смирнов), архиепископ Астраханский Фаддей (Успенский) , епископ Звенигородский Николай (Добронравов) май 1923 г. Город Усть-Вымь июнь-июль 1923 г. Город Усть-Сысольск Епископ Старо-Уфимский Аввакум июль 1923 г. В Усть-Сысольском народном суде пересуд по делу о ценностях Приговор: 1 год заключения. По кассации за давностью дело прекращено апрель 1924 г. Село Усть-Кулома. Митрополит Кирилл, епископ Кинешемский Василий июль 1924 г. Село Керчемье июль 1924 – январь 1925 г. Пробыл в Зырянском краю по приговору май 1923 г.–14 ноября 1924 г. Счетовод хозчасти июнь-июль 1928 г. Попов Остров август-сентябрь 1928 г. Город Кемь. Сторож склада Епископ Каменец-Подольский Амвросий (Полянский), епископ Вязниковский Герман (Ряшенцев) октябрь 1928 г. – декабрь 1929 г. Арестован 23 декабря 1929 г. Этапирован на Соловецкий остров 24 декабря 1929 г. Возвращен на Попов остров 1 января 1930 г. Болел сыпным тифом январь-февраль 1930 г. Пробыл в Соловецких лагерях: по приговору июнь 1927 г. – 2 января 1930 г. без приговора сверх срока 2 января – 23 февраля 1930 г. Этапирован в Туруханский край на три года Этап Тюрьмы: Ленинградские Кресты, Новосибирская, Красноярская пересыльная и внутренняя. В последней встретился с митрополитом Кириллом 23 февраля – 30 апреля 1930 г. апрель 1930 г. г. Красноярск, г. Енисейск, станки Старый Туруханск, Мельничное июнь 1930 г.– январь 1932 г. Получил известие о смерти матери, скончавшейся 16 ноября

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr-Krav...

Приговор: два года ссылки в Зырянский край, считая с 14 ноября 1922 года. Тюрьмы: владимирская, московская Таганская (еп. Феодосий Коломенский [Ганецкий]), вятская. Этапы (еп. Серафим [Звездинский], еп. Николай [Ярушевич]) 10 сентября 1922 – 15 мая 1923 года. В Зырянском крае. Усть-Сысольск, Усть-Вымь, с. Керчемье (митр. Кирилл [Смирнов], архиеп. Фаддей [Успенский], еп. Николай [Добронравов], прот. [Владимир] Богданов, арх[им]. Неофит [Осипов]). В народном суде пересуд по делу о ценностях, один год заключения. За давностью дело прекращено в апреле 1924 года 198 . В Зырянском крае по приговору: 15 мая 1923 – 14 ноября 1924 года. Без приговора, сверх срока: 14 ноября 1924 – 20 января 1925 года. Возвратился во Владимир на церковное делание в феврале 1925 года. Арестован в Гавриловом Посаде при поездке по епархии 8 сентября 1925 года. Препровожден во Владимир для выяснения личности 9 сентября 1925 года. Освобожден 10 сентября 1925 года. Арестован 2 января 1926 года. Освобожден 2 марта 1926 года. Предложено уехать из Владимира или прекратить управление епархией. Отказался оставить вверенную мне епархию: декабрь 1926 года. Арестован 2 января 1927 года. Московская внутренняя тюрьма: 3 января – 30 апреля 1927 года. В одиночке с митр. Сергием [Страгородским] 23–28 [апр.?] 1927 года. За принадлежность к группе архиереев (архиеп. Корнилий [Соболев], еп. Григорий [Козлов]), возглавляемой митр. Сергием Страгородским , 3 года соловецких лагерей. Ленинградская пересыльная тюрьма: май 1927 года. Соловецкие лагеря (Разноволока, Чупа-пристань, Попов остров, г. Кемь). Сторож, счетовод хозчасти, сторож: июнь 1927 года. Арестован 23 декабря 1929 года. Отправлен на Соловецкие острова 24 декабря 1929 года. Возвращен на Попов остров 1 января 1930 года. Болел сыпным тифом: январь – февраль 1930 года. В соловецких лагерях: – по приговору: июнь 1927 – 2 января 1930 года. – без приговора, сверх срока: 2 января – 3 февраля 1930 года. Этапирован в Туруханский край на три года. Тюрьмы: ленинградские «Кресты», новосибирская, красноярские пересыльная и внутренняя (митр. Кирилл): 23 февраля – 30 апреля 1930 года.

http://azbyka.ru/otechnik/Afanasij_Sahar...

В кон. 1920 г. эмигрировал в К-поль, затем в Германию, где поселился в Баден-Бадене (1921). Псаломщик Преображенской ц. в Баден-Бадене и Сергиевского храма в Бад-Киссингене (1922-1923). Добился возвращения находящегося под секвестром рус. правосл. храма в Штутгарте, содействовал организации прихода при нем (1923). В янв. 1924 г. переехал в Париж, был поручителем митр. Евлогия (Георгиевского) при покупке имения в Париже для устройства в нем церкви и богословской школы. Член Комитета по сооружению Сергиевского подворья в Париже (1924-1925) и ответственный за его хозяйство. Псаломщик и регент студенческого хора Православного богословского института преподобного Сергия Радонежского (1925-1950). Совместно с еп. Вениамином (Федченковым) и при участии еп. Сергия (Королёва) составил певч. обиход хора подворья на основе валаамского распева и московского напева. Член приходского совета Сергиевского подворья (1925-1950). Преподаватель церковного устава в Свято-Сергиевском богословском ин-те (1925-1947), организатор и преподаватель курсов псаломщиков при общежитии объединения «Православное дело» в париже (сер. 30-х гг. XX в.). автор статей по богослужебному уставу. Автор гармонизации церковных распевов («Милость мира» и «Плотию уснув» киевского распева, «Объятия Отча» болгарского распева, тропарь прп. Сергию Радонежскому и «Взбранной Воеводе» греческого распева, самоподобен «Небесных чинов» и др.). Записал с хором Богословского ин-та 2 грампластинки церковных песнопений. Похоронен на рус. кладбище в Сент-Женевьев-де-Буа. Арх.: Епарх. управление Рус. Экзархата КП (Париж). Ф.: Духовенство. Д.: Прошения об определении на церковную службу (1925); Ф.: Сергиевское подворье. Д.: Комитет по сооружению Сергиевского подворья (1924-1925); Ф.: Приходы. Д.: Сергиевское подворье (1925-1950). Соч.: Многая лета [гр. К. А. Хрептовичу-Бутеневу, благотворителю Сергиевского подворья]//Возрождение: Газ. П., 1927. 778, 20 июля. С. 3; Богослужебные указания//ЦВЗЕЕ. 1930. 1. С. 25-32; Уставщик: Схемы правосл. чинопоследований суточного круга. П., 1936; Exposé de l " histoire de la musique religieuse en Russie//Congrès intern. de musique sacrée. P., 1937. P. 122-128; Особенности богослужений Великого четвертка и пятка в 1939 г.//ЦВЗЕЕ. 1939. 1/2. С. 18-22; Памяти Д. С. Стеллецкого//Там же. 1947. 6. С. 9-12; Воспоминания о приобретении Сергиевского подворья//Вестн. РХД. 1987. 151. С. 249-273 (переизд.: Наше наследие. М., 1994. 32. С. 83-91).

http://pravenc.ru/text/2581643.html

Не довольствуясь этим, Григорий требовал «от пребывавших в то время в Константинополе русских архиепископов Анастасия и Александра прекратить выступления против советской власти, не поминать патриарха Тихона и давал им совет признать власть большевиков. Не встретив с их стороны сочувствия, он назначил следствие и запретил их в священнослужении. Он обращался к Сербскому патриарху Димитрию с просьбой закрыть Русский Архиерейский Синод в Сремских Карловцах, на что получил отказ. Летом 1924 г. Евдокимовский Синод, естественно при поддержке ГПУ, усиленно распространял в печати слухи о том, что Вселенский Патриарх отстранил Патриарха Тихона от Управления Российской Церковью («Известия» от 1 июня 1924 г.) и даже запретил его в священнослужении. План ГПУ состоял в том, чтобы устами Вселенского Патриарха поддержать обновленцев как ядро Русской Церкви, а Патриарху Тихону внушить, что ему лучше удалиться от Патриаршества. ГПУ использовало свои возможности для того, чтобы в глазах Вселенского Патриарха именно обновленцы выглядели законной Церковью. Однако, следует подчеркнуть, что канонически Константинопольский Патриарх имеет только первенство чести перед Патриархом Русским, но не имеет никакой власти над ним. Более того, 2-е правило II Вселенского собора запрещает епископу вмешиваться в дела другой епархии. Однако, несмотря на это ГПУ и обновленцы все же надеялись использовать Константинопольского Патриарха для смещения Патриарха Тихона. 17 апреля 1924 г. на заседании Синода в Константинополе было принято решение о посылке специальной миссии в Россию для изучения состояния церковных дел, причем из послания следует, что Патриарх понимает проявления русской церковности сводит к Живой Церкви . Одновременно с проведением плана внедрения Красницкого ГПУ проводился план дискредитации Патриарха Тихона в глазах Константинопольского Патриарха и склонения его на сторону «Живой Церкви». 30 апреля был утвержден состав комиссии , а 6 мая в своей речи перед Синодом Константинопольский патриарх Григрий VII призвал Патриарха Тихона добровольно отказался от Патриаршества и немедленно удалился от Церковного Управления. Синод принял решение о том, чтобы комиссия в своей работе «определенно опиралась на церковные течения, верные Правительству СССР» т.е. на обновленцев, Синод также высказался в пользу отречения Патриарха и упразднения патриаршества в России . Работа комиссии в СССР по замыслу ГПУ призвана была поддержать обновленческое движение и оказать дополнительное давление на Патриарха во время переговоров с Красницким.

http://pravoslavie.ru/57498.html

Несмотря на давление властей и распространение раскола, «тихоновское» крыло духовенства смогло самоорганизоваться. Этому способствовали и нестроения в Новгородской обновленческой епархии: после того как «епископ» Александр Лебедев поддержал второбрачное священство, женатый епископат и т. п., духовенство выразило ему недоверие. (Вопреки требованию духовенства Александр Лебедев отказался поехать с повинной в Москву и снял запрет с двоеженца свящ. Митецкого, наложенный еп. Серафимом.) Попытка ВЦУ в нач. июля 1923 г. прислать ему на замену «архиепископа» Николая Покровского завершилась неудачей: духовенство на епархиальном собрании 13 июля отказалось признать Покровского, постановив считать и далее временно управляющим Новгородской епархией Крестецкого еп. Серафима. Это подтвердил и съезд духовенства в расширенном составе, прошедший 26 июля 1923 г. во Входо-Иерусалимском соборе Новгорода. 30 июля 1923 г. патриарху Тихону от имени съезда было направлено обращение с просьбой утвердить еп. Серафима на Новгородской кафедре. 4 авг. еп. Серафим во главе группы новгородского духовенства подписал письмо патриарху с покаянием в сотрудничестве с обновленцами. Епископ принес покаяние в участии в «хиротонии» Александра Лебедева, а также в самочинных тайных хиротониях Макарьевского еп. Кирилла (Васильева) и Старорусского еп. Иоанникия (Сперанского) . Две последние хиротонии были совершены в новгородском Юрьевом мон-ре соответственно 3 июня и 27 июля (9 июня?) 1923 г. еп. Серафимом и 2 викарными архиереями Уфимской епархии: Бирским еп. Трофимом (Якобчуком) и Аскинским еп. Серафимом (Трофимовым) , состоявшими в юрисдикции Уфимского и Мензелинского архиеп. Андрея (Ухтомского) . Эти действия, не согласованные с патриархом, еп. Серафим объяснял чрезвычайными обстоятельствами. Свт. Тихон признал хиротонии. 10 окт. 1923 г. патриарх одобрил прошение еп. Серафима о хиротонии во епископа Тихвинского архим. Антония (Демянского) . 19 дек. 1923 г. по просьбе еп. Серафима был хиротонисан Боровичский еп. Никита (Стягов). 8 мая 1924 г. секретарь еп. Серафима диак. Михаил Михайловский писал патриарху Тихону о падении влияния обновленчества во всех викариатствах Новгородской епархии. В то же время, 9 мая 1924 г. председатель совета новгородского Софийского собора А. Афанасьев обратился к патриарху Тихону от имени прихожан и духовенства собора с просьбой ввиду болезненного состояния еп. Серафима и угрозы его скоропостижной кончины назначить в Новгород нового «стойкого администратора»; в итоге, указом патриарха от 14 мая 1924 г. в Новгород для временного окормления епархии назначен Вениамин (Глебов), еп. Рославльский, викарий Смоленской епархии (РГИА. Ф. 831. Оп. 1. Д. 273. Л. 87-88).

http://pravenc.ru/text/2459017.html

Показательный суд по обвинению в связи с изъятием церковных ценностей 27 мая 1922 г. Приговорен к одному году, по амнистии освобожден 28 мая 1922 г. Арестован 15 июля 1922 года (епископ СЕРАФИМ, прот. МИРТ.). Освобожден 25 июля 1922 г. Арестован 10 сентября 1922 г. (Архиеп. НИКАНДР, архиеп. ФАДЕЙ, епископ КОРНИЛИЙ, ДОМИОЗ, НИКОЛАЙ, ВАСИЛИЙ, протоиер. ГЛАГОЛЕВ, игумен ФИЛАРЕТ, свящ. С. ДУРЫЛИН, ДУЛОВ, протоиер. БЛАГОВЕЩЕНСКИЙ (Ковров), КОНСТАНТИН (Суздаль)). Приговор: 2 года ссылки в Зырянский край, считая с 14 ноября 1922 г. Тюрьмы: Владимирская, Московская, Таганская (еписк. ФЕОДОСИЙ), Вятская. Этапы (еписк. СЕРАФИМ, епископ НИКОЛАЙ) 10 сентября 1922 г. – 15 мая 1923 г. В Зырянском краю Усть-Сысольск, г. Усть-Вымь, с. Корчемье (митрополит Кирилл, архиепископ Фаддей, епископ Николай, протоиерей Богданов, архиеп. НЕОФИТ). В народном суде пересуд по делу о ценностях, 1 год заключения. За давностью дело прекращено апрель 1924 г. В Зырянском краю без приговора сверх срока 14 ноября 1924 г. – (12 – ) 20 января 1925 г. Возвратился во Владимир на церковное делание февраль 1925 г. Арестован в Гавриловом Посаде 8 сентября 1925 г. при поездке по Епархии и препровожден во Владимир для выяснения личности 9 сентября 1925 г. Освобожден 10 сентября 1925 г. Арестован 2 января 1926 г. Освобожден 2 марта 1926 г. Предложено уехать из Владимира или прекратить управление Епархией. Отказался оставить вверенную мне Епархию – декабрь 1926 г. Арестован 2 января 1927 г. Московская внутренняя тюрьма – 3 января – 30 апреля 1927 г. В одиночке с митрополитом Сергием 23–28? За принадлежность к группе архиереев (арх. Корнилий, арх. Григорий), возглавляемой митрополитом Сергием Старгородским – 3 года Соловецких лагерей. Ленинградская пересыльная тюрьма – май 1927 г. Соловецкие лагеря – Разноволока, Чупа Пристань, Попов Остров, г. Кемь. Сторож, счетовод хозчасти, сторож. Арестован 23 декабря 1929 г. Отправлен на Соловецкие острова 24 декабря 1929 г. Возвращен на Попов Остров 1 января 1930 г. Болел сыпным тифом в январе–феврале 1930 г.

http://azbyka.ru/otechnik/Afanasij_Sahar...

В кон. дек. 1919 г. А. переехал в Серпухов, где нес епископское служение. В 1923 г. он был уволен по болезни от управления Серпуховским вик-ством и поселился в Серафимо-Знаменском скиту, где оставался до его закрытия 12 июля 1924 г. В 1924-1925 гг. вместе с 2 духовными дочерьми жил в с. Кузьмёнки Серпуховского у. в доме настоятеля Успенской ц. прот. Михаила Пятикрестовского. Устроив в своей половине дома церковь, А. ежедневно совершал богослужения. К епископу приезжали схиигум. Фамарь, насельницы скита, многочисленные духовные чада, в Кузьмёнках он совершил неск. иноческих постригов. 1 марта 1926 г. в пос. Котельники Ухтомского р-на Московской обл. А. присутствовал при кончине почитаемого им Московского митр. Макария (Невского) , в 1927 г. А. составил жизнеописание святителя. В 1926 г. А. был выслан в Арзамас Нижегородской губ. Через нек-рое время поселился в Серафимо-Понетаевском мон-ре , после закрытия к-рого вернулся в Арзамас, где снял небольшой дом и, устроив в нем церковь, совершал богослужения. Вернувшись из ссылки в нач. 1928 г., А. вместе с неск. духовными детьми жил в Серпухове и в пос. Котельники, где купил дом благодаря помощи, полученной от митр. Сергия (Страгородского) . В 1931 г. А. был арестован, через 2 месяца освобожден. В нач. 30-х гг. проживал в Серпухове у своих духовных чад Д. В. Матвеевой и К. Н. Сокольниковой. 21 апр. 1932 г. арестован Серпуховским райгоротделением ОГПУ СССР по обвинению в нелегальной деятельности в составе «церковно-монархической организации «Истинно православная Церковь»» и систематической агитации среди населения. Вместе со сщмч. Серафимом (Звездинским) А. обвинялся в руководстве московскими храмами «антисоветской ориентации». Вскоре А. был освобожден. В мае 1933 г. арестован вместе с келейницей мон. Александрой (Мурашовой) в составе группы из 10 чел.; обвинен в антисоветской агитации среди населения Звенигородского р-на, осужден на 3 года ссылки в Казахстан. А. обжаловал приговор, сославшись на болезненное состояние (психическое расстройство), в к-ром он находился во время дачи показаний; 14 авг. тройка ОГПУ МО постановила приговор считать условным. В 1935-1937 гг. тяжелобольной А. жил в Котельниках вместе с келейницами монахинями Александрой (Мурашовой) и Матроной (Чушевой).

http://pravenc.ru/text/76226.html

Из-за политической ситуации в России, старообрядческий епископ Иосиф, находясь вынуждено в Харбине, не мог сам лично освятить возвращенную святыню. В своем послании от 7 марта 1923 г. священноиерею о. Иоанну Мартемьяновичу, настоятелю Тарбагатайской старообрядческой церкви во имя святых верховных апостол Петра и Павла, он дает разрешение занять Единоверческую церковь в Тарбагатае. В своем письме епископ Иосиф шлет благословение и наставления по освящению церкви переданной властями «в полное распоряжение древлеправославным христианам». (ГАРБ. Ф. 478. Оп.1. Д. 3. Л. 231.) Возвращенная старообрядческая церковь была освящена священноиереем отцом Иоанном Емельяновым 17 марта 1923 г. Много сил и трудов в этом трудном, но богоугодном деле положил Амвросий Феофанович Федотов - житель с. Тарбагатай. Он стал инициатором и активным организатором передачи властями насильно захваченной древлеправославной святыни старообрядцам. Епископ Иосиф Иркутско-Амурский и всего Дальнего Востока назначил священноиерея Иоанна Емелянова старшим священником в Тарбагатае и благословил служить в большом новом освященном храме настоятелем. Но по просьбе старообрядцев станицы Доно Забайкальской обл. и нехватки священства отец Иоанн 17 апреля 1924 г. отбыл к ним. Настоятелем храма во имя святителя Николы Чудотворца с. Тарбагатай стал священноиерей Амвросий Федотов. 30 июня с/с 1924 г. о. Амвросий в письме первоверховному святителю «Высокопреосвященнейшему кир Мелетию, архиепископу Московскому и всея России» с гордостью пишет о Тарбагатайской старообрядческой церкви: «Храм древний, построен вскоре по переселении сюда, за Байкал, наших предков. Живопись св. икон в храме чудная, даже не уступит рогожским храмам…[…] «Антиминс» в храме патриарший, освящен в 7148 лете 2 мая Варлаамом, архиепископом Вологодским при царе Михаиле Федоровиче и царице Евдокие. Патриарх не указан, но полагаю, что в 1-е лето патриаршества Иоасафа Московского…». В 1929 г. по настоятельной просьбе старообрядческих приходов Иркутско-Амурской и всего Дальнего Востока вдовствующей епархии о. Амвросий Федотов, настоятель Тарбагатайской Никольской церкви, становится правящим епископом с наречением в иночестве именем Афанасий. С этого момента церковь во имя Святителя Николы Чудотворца с. Тарбагатай Верхнеудинского округа становится главным кафедральным храмом Иркутско-Амурской и всего Дальнего Востока епархии Древлеправославной Христовой Церкви. Какие хиротонии проводил в кафедральном храме епископ Афанасий, к сожалению, не известно, но в 1935 г. он рукоположил в чин священосца отрока Увеналия, своего внука – сына старшей дочери Екатерины (Думнова Увеналия Андреевича).

http://sobory.ru/article/?object=52998

Помимо главы ВПЦР прот. М. Мороза с 23 окт. 1921 г. орг-цией руководил на правах почетного главы «митрополит Киевский и всей Украины» В. Липкивский. 25-30 мая 1924 г. на Большом Николаевском собрании М. Мороза освободили от церковной деятельности. Избранный вместо него главой ВПЦР протодиак. Василий Потиенко смещен с должности вслед. т. н. кризиса 1926 г.: 31 июля весь состав ВПЦР был арестован, но вскоре освобожден, помещение на Владимирском подворье Софийского мон-ря в Киеве опечатано. Главой ВПЦР Большим собранием 25-30 окт. 1926 г. избран «епископ» Петр Ромоданов, «2-м Всеукраинским Православным Церковным Собором УАПЦ» 17-30 окт. 1927 г.- прот. Леонтий Юнаков, ставший последним руководителем Рады. 28 янв. 1930 г. на 1-м Чрезвычайном ликвидационном церковном Соборе УАПЦ «митрополит» Николай Борецкий и епископы подписали акт о самоликвидации этой Церкви. В дек. 1930 г. восстановлена деятельность укр. приходов под названием «Украинская Православная Церковь» и ВПЦР, в к-рую вошли только «митрополит» (глава) и 2 «священника» (казначей и секретарь). ВПЦР фактически прекратила свое существование в 1937-1938 гг., после ареста и репрессий, распространившихся на деятелей УАПЦ. В годы второй мировой войны, во время нем. оккупации Украины в кон. сент. 1941 г., восстановлена деятельность УАПЦ во главе с еп. Поликарпом (Сикорским) и ВПЦР по управлению ее ячейками. Ист.: Дiяhhя Всеукраïнського Правосл. Церковного Собору в м. 14-30 жовтня н. с. 1921 р. I: Канони Украïнськоï Автокефальноï Правосл. Церкви. II: Ухвали Собору в окремих питаниях життя Украïнськоï Церкви. К., 1921; Mapmupoлoriя Украïнських Церков: В 4-х т. Торонто, 1987. Т. 1. Украïнська Правосл. Церква. Док-ти, мат-ли, християнський самвидав Украïни. Балтимор; Перший Всеукраïнський Правосл. Церк. Собор УАПЦ 14-30 жовтня 1921 року: Док-ти i мат-ли. К.; Льbib, 1999. Лит.: Власовський I. Нарис icmopiï Украïнськоï Правосл. Церкви: В 4 т. Нью-Йорк, 1977. К., 1998 Т. 4 (XX ст.). Ч. 1; Преловська I. ВПЦР - oprahiзaцiйhuй осередок УАПЦ (1917-1921)//Украïнський церк.-визвольний рух i утворення Украïнськоï Автокефальноï Правосл. Церкви: Мат-ли наук. конф. Киïв, 12 жовтня 1996 р. К., 1997; Фотиев К. , прот. Попытки Укр. церк. автокефалии в XX в.//Правосл. Церковь на Украине и в Польше в XX ст. М., 1997. С. 7-85. (Мат-лы по истории Церкви; Кн. 14); Феодосий (Процюк), митр. Обособленческие движения в Правосл. Церкви на Украине. М., 2004.

http://pravenc.ru/text/155552.html

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010