В 1821 г. митрополит Патрский Герман поднял в Калаврите (Пелопоннес) знамя нового восстания и обратился к народу со следующим воззванием: «Героические сыны геройских отцов! Пусть препояшется каждый мечом своим, потому что лучше пасть с мечом в руках, нежели видеть бедствия отечества и оскверненные святыни! Разорвите оковы, сокрушите иго, которое возложили на вас, потому что мы — наследники Божии и сонаследники Христовы! Дело, которое вы призываетесь защитить, есть дело Самого Бога». В том же году произошло большое восстание греков в Морее (Пелопоннес) и на Крите. «Не жить больше турку ни в Морее, ни на целом свете», — пели восставшие греки. Началась упорная и кровопролитная освободительная борьба. Турки усмиряли греков самыми жестокими мерами. Европейские правительства смотрели на происходящее в Морее как на внутреннее дело Османской империи, поэтому греки долгое время были предоставлены сами себе. Только под давлением России европейская политика бездействия закончилась. Россия, Англия и Франция, заключив между собой договор, потребовали от Махмуда II прекратить резню греков. Когда же он отказался выполнить это требование, союзники применили оружие. Иван Айвазовский. Морское сражение при Наварине 2 октября 1827 года В 1827 г. произошел Наваринский бой, в котором весь турецкий флот за несколько часов был истреблен союзным флотом России, Англии и Франции. В 1828 г. началась русско-турецкая война, которая победоносно окончилась для России. В 1829 г. Турция была вынуждена подписать мирный договор в Адрианополе, по которому, в частности, обязалась признать независимость Греции. Окончательно этот вопрос был решен в 1830 г. Восставшие греческие провинции были признаны самостоятельным государством, которому было присвоено название Греческого, или Эллинского. В состав нового государства вошли Морея, Средняя Греция и некоторые острова. «Во время освободительной борьбы, — пишет профессор Салоникийского университета Э.-Д. Теодору, — Православная Церковь как любящая мать и как птица, собирающая “птенцов своих под крылья” (Мф.

http://pravoslavie.ru/41286.html

В 30-ых годах Тулаба, во время посещения Риги был рукоположен епископом. В 1933 году жена Тулабы Леокадия Рамишевска-Тулабене была рукоположена священницей. После раскола Мариавитской церкви в 1935 Тулаба и его община поддержала архиепископа Ковальского. Вторая мировая война сильно ударила по церкви – закрылись почти все часовни, а 23 октября 1944 умер епископ Тулаба. После наступления мира, в 1946 Тулабене попыталась легализовать церковь, что ей удалось сделать в 1947 – 4 декабря был зарегистрирован приход в Крюкай (официально зарегистрировалось 27 человек). Однако в 1956 году приход был закрыт, Тулабене уехала в Польшу, и община фактически перестала существовать. Уже через 3 года – в 1959 мариавитами официально зарегистрировалось только 4 человека (последний официальный и неприсоединившийся ни к кому мариавит скончался в 1989). После восстановления независимости попыток реанимировать мариавитские общины в Литве не предпринимались. От мариавитского наследия сохранилось только кладбище в деревне Сирвидай (здание церкви в Крюкяй было снесено в 2005). В целом в межвоенный период в Литве насчитывалось около ста мариавитов, на территории Польши от ста до двухсот мариавитов были литовцами и служилась месса на литовском языке. Большинство мариавитов (кроме столичных общин) проживало в районе Занеманья (Unemun) Мариавитские общины преследовались католическим большинством и к моменту включения Литвы в состав СССР осталась только самая жизнеспособная – старейшая и центральная община в Крюкай, которая после десятка лет также исчезла. 2. Начало 20-го века в США. Старокатолики и Национальные католики. Первые независимые литовские католическое общины в США появились по двум причинам. Во-первых новые эмигранты в Америке сталкивались с притеснениями, местные католические епископы относились к ним как к верующим второго сорта. Во-вторых, было желание проводить богослужения на родном языке, на чужбине это желание тем более было актуально из-за опасности быстрой ассимиляции (как показало время, не безосновательной).

http://religare.ru/2_62543.html

В дек. 1821 - янв. 1822 г. участвовал в работе I Национального собрания в Эпидавре, в окт. того же года отправился в составе правительственной делегации в Италию, чтобы вести переговоры с папой о его заступничестве за восставших греков перед европ. государями на Веронском конгрессе Свящ. Союза. Однако все усилия греч. уполномоченных были напрасны: они даже не получили аудиенции у папы, несмотря на обещание начать переговоры о церковной унии под началом Рима. Неудача объяснялась тем, что на Пия VII оказывал давление австр. канцлер К. Меттерних. Когда Г. вернулся в Грецию в авг. 1824 г., там только что закончилась 1-я гражданская война, а к концу года в стране назрел новый междоусобный конфликт. Митрополит не примкнул ни к одной из сторон и попытался выступить в роли миротворца. Убедившись в том, что все его усилия напрасны, Г. удалился в мон-рь Богородицы Хрисоподаритиссы в с. Незера, где был арестован солдатами одной из враждовавших сторон. Вскоре он был освобожден, однако здоровье немолодого уже архиерея было подорвано потрясениями. В апр. 1826 г. он получил пост главы одного из правительственных комитетов и принимал участие в заседаниях 3-го Национального собрания в г. Нафплионе. Еще до окончания войны с турками митр. Г. скончался от тифа. Г. был хорошо образован, знаком с идеями европ. Просвещения и выступал сторонником развития системы образования и создания независимого Греческого гос-ва. Он всегда подчеркивал огромную роль правосл. традиции в истории греч. народа, считал, что своим выживанием в эпоху османского ига греки были обязаны именно Церкви. Во время революции Г. призывал паству к христ. отношению к врагам, был противником мародерства и осуждал жестокости военного времени. В последние годы жизни написал мемуары, к-рые считаются ценным источником по истории восстания 1821 г. Соч.: Απομνημονεματα. Αθναι, 1837, 1900. Лит.: Pouqueville F. -Ch. Histoire de la Régénération de la Grèce. P., 1824. T. 2; Frazee Ch. A. The Orthodox Church and Independent Greece: 1821-1852. Camb., 1969; Мисюревич О. Е. Греч. революция 1821 г. в представлениях ее участников//ВМУ: Ист. 1997. 2. С. 27-44; она же. «Восстань, о Греция, восстань!»: Рождение греч. независимости глазами современников. Симферополь, 1998. О. Е. Петрунина Рубрики: Ключевые слова: АВЕРКИЙ († 1878), бывший митр. Врачанский Константинопольского Патриархата, переводчик духовной литературы с греческого и сербско-хорватского языков «АГАФАНГЕЛА ВИДЕНИЕ» (полное название – «Видение блаженного Иеронима Агафангела»), одно из многочисленных пророчеств о грядущем освобождении греков от тур. ига

http://pravenc.ru/text/164763.html

Одним словом, рассматривая описываемый нами монастырь относительно его местоположения, нельзя не сказать, что природная красота занимаемого им места, приятные виды, здоровый воздух и удобства жизни дают ему неоспоримые преимущества перед многими другими городскими девичьими монастырями, ибо не часто можно встретить соединение всех этих условий вместе. II. Основание обители Местные предания, устные и письменные, свидетельствуют, что еще «до лет блаженной памяти Государя Царя и Великого Князя Иоанна Васильевича всея России Самодержца (1462–1505)», а следовательно в первой половине XV столетия, был построен в Белеве, «на старом городищи» удельными Белевскими князьями Солнцевыми-Засекиными 2 Спасо-Преображенский мужской монастырь деревянным зданием и приданы были ему от этих князей вотчины и угодья, которые и утверждены за ним жалованными грамотами, как от Царя Иоанна Васильевича, так, и по нем от Государей Царей и Великих Князей Феодора Иоанновича, Михаила Фёдоровича и Алексея Михайловича в 7122 (1614) 124 (1616) и 149 (1641) годах. Белевские Князья вместе с Новосильскими (их родоначальниками), сделавшись ранее других Удельных Князей, и при том добровольно, присяжниками Московских Великих Князей, составляли с ними, говоря языком договорных грамот, «один человек» и служили оплотом Московской Украины против Литвы и Крымских Татар, и потому Белевский удел пережил все другие русские уделы и Князья его еще при Иоанне IV пользовались тенью некоторой независимости. По окончании между царствия, когда на престоле Московского Государства восседал «Богом избранный» Царь Михаил Федорович и обременительная Польско-Литовская война кончилась вожделенным миром, около 1625 года, по челобитию, поданному Царю некоей старицей Марфою Палицыною (может быть родственницею оказавшего столь незабвенные услуги отечеству в смутное время, Троицкого Келаря Авраамия Палицына), дозволено этой старице Марфе построить в Белове на посаде девичий монастырь с церковью во имя Воздвиженья Честного и Животворящего Креста.

http://azbyka.ru/otechnik/Leonid_Kavelin...

После обретения независимости в стране началась гражданская война между МПЛА и УНИТА, не прекращавшаяся до 2002 года, когда УНИТА потерпела поражение. За 27 лет войны (в которой до 1998 г . непосредственно участвовали также ЮАР и Куба) погибло около полутора миллионов человек, и еще четыре миллиона стали беженцами. Ныне страна постепенно восстанавливается. Религия : католики – 51 %; протестанты – 17 %; язычники – 30 %; другие – 2 % . Православие. Христианство на эту землю принесли католики-португальцы. Первая католическая миссия, состоящая из францисканцев, доминиканцев и иезуитов, прибыла на север Анголы в 1491 году. В XVI веке местный правитель Афонсо I добровольно принял христианство. Его сын стал епископом, и на протяжении столетия католицизм распространялся среди местных жителей на территориях, далеких от сферы влияния португальских колонизаторов. Первая протестантская миссия была основана в Анголе в 1878 году миссионерами из Англии, позднее пополнялась выходцами из других стран. С 1914 до 1960 годы деятельность протестантских миссионеров была фактически запрещена. В последние годы католические епископы Анголы не раз выражали обеспокоенность ростом популярности оккультизма в стране, а также стремительным увеличением количества сомнительных сект, выманивающих у населения последние деньги. Официальная статистика говорит о 87 зарегистрированных, 250 ожидающих регистрации и примерно 750 нелегально действующих религиозных объединениях. Несмотря на столь сложные условия, Православие также появилось и постепенно укрепляется в Анголе. Первый православный приход здесь был образован в 2002 году усилиями владыки Феодора, ныне – Патриарха Александрийского и всей Африки. Теперь ангольский приход относится к возглавляемой архиепископом Георгием Зимбабвийской епархии Александрийской Православной Церкви. Сейчас в Анголе россияне строят гидроэлектростанцию и добывают алмазы, среди них есть православные верующие. И потому 11 января 2007 года состоялось первое в истории Анголы православное богослужение на церковнославянском языке.

http://pravoslavie.ru/3439.html

Ну а российская боевая авиация (если она будет задействована) окажется на месте всего через 20 минут. Нельзя исключать, что и с подлодок Черноморского флота России по войскам и штабам Украины будут нанесены удары высокоточными «Калибрами». Начнется вытеснение украинских частей и нацбатов за границы Донецкой и Луганской областей (именно областей, так как сегодня ДНР и ЛНР занимают лишь 1/3 их территорий). Мариуполь, Славянск, Краматорск и Северодонецк вернутся в состав Донбасса. После чего заговорят уже политики - Россия может признать независимость ДНР и ЛНР в новых границах, и на этом «война» закончится (как это было с Абхазией и Южной Осетией). Но может быть и продолжение - сценарий 2. СЦЕНАРИЙ 2: Если бои выйдут за пределы Донбасса Этот вариант возможен, если хорошо побитые в Донбассе и отступившие украинские войска очухаются, получат новые порции оружия от НАТО и снова ринутся в бой. Генштаб Украины способен к имеющимся сегодня 260 тысячам человек в вооруженных силах незалежной призвать под ружье еще 150 тысяч резервистов (и не все они ботаники, парикмахеры и пивовары, среди них много уже повоевавших в Донбассе). Война за пределами границ ДНР/ЛНР - это уже «второй акт» драмы, которая запахнет «потерей государственности Украины», как однажды сказал Путин . Потому что, если украинские войска рискнут продолжать войну, они неизбежно покатятся задним ходом в сторону Днепра аж до Киева. Особо горячие головы считают, что Россия может одновременно совершить танковый марш-бросок с территории Белоруссии - от этой республики до Киева около 100 км. Или 2 - 3 часа ходу для бронетанкового клина. Это, конечно, уже похоже на фантазию, но, черт возьми, красивую. Конечно, никто не будет Киев бомбить или устраивать в нем танковые уличные бои. Расчет на другое. Не случайно, например, депутат Верховной рады Украины Илья Кива заявил, что надо говорить не о «вторжении» России, а об освобождении. Украина вполне может избрать новые власти, настроенные на одинаковое добрососедство и с Россией, и с Европой. И при этом процветать. Держать на такой Украине войска России незачем.

http://ruskline.ru/opp/2022/02/11/chetyr...

Поэтому нужно делать выводы, не надеяться, что пройдёт этот кризис и опять нам Запад начнёт поставлять продукцию, а максимально обеспечить экономическую, финансовую независимость, создать собственные  производства с полным циклом. Но паниковать ни в коей мере не стоит. Русские умеют мобилизоваться в трудной ситуации.   - По-моему такая ситуация была неизбежна. Она целенаправленно, упорно создавалась США и их союзниками. Нам была объявлена война не напрямую, а через Украину. Англосаксы привили ей бандеровщину, стали вооружать.   - Да, это война нового типа, через посредника. Нас буквально загоняли в угол. И России ничего не оставалось, как принять исторический вызов. Президент Владимир Путин сработал на опережение, иначе натасканная за эти годы на Донбассе сила могла обрушиться на Россию. Как в 1941 году фашистская Германия в первые дни войны уничтожила большую часть военной мощи и военной инфраструктуры СССР . Представляю, насколько это было непростое, мучительное для Владимира Владимировича решение, но откладывать его на потом было нельзя. Народ России его поддержал.   - Не знаю, как у Вас, а у меня, вызывали раздражение настроения шапкозакидательства у отдельных наших политиков. Вот, мол, за сорок восемь часов возьмем Киев, и прочее. Они вызывали безпочвенную эйфорию. Ясно было, что Запад основательно готовил Украину к противодействию со стороны России. Работали ученые центры с участием иностранных инструкторов, поставлялось оружие, шли потоком финансы. Украину натаскивали на войну с Россией.   - Да, все эти годы под руководством глобальных сил армия ВСУ укреплялась, и в настоящее время считается в Европе третьей военной силой после России и Франции. На протяжении восьми последних лет она безнаказанно тренировалась на Донецке и Луганске . Борьба в этой «большой игре» предстоит тяжелая. И у нас нет иного выхода, как ее выиграть. Недавно бывший премьер Украины Николай Азаров сообщил, что Североатлантический альянс планировал согласовать с Советом безопасности Организации объединенных наций ввод четырех военных бригад (2 сухопутные, 1 морская, 1 воздушная) на Украину летом текущего года. Цель – к концу года спровоцировать конфликт с Россией с ядерным оружием. Азаров – человек, безусловно, осведомлённый.

http://ruskline.ru/analitika/2022/03/26/...

Полагали, что все относящееся к исламу и мусульманскому миру принадлежит лишь прошлому, если не мертвому, то уж во всяком случае не более живому, чем христианское средневековье. Народы ислама не имели возможности распоряжаться собственной судьбой. Мусульманский мир был расколот, причем большая часть мусульманских стран стала объектом европейской колонизации. Европейцы, враждебные духу колониализма, симпатизировали арабам, но на этом их интерес и кончался. И вдруг, начиная с 1950 года, все совершенно изменилось. В развитии этих событий можно заметить четыре стадии. На первой стадии народы ислама сделали попытку освободиться от своих угнетателей. В этом мусульмане отнюдь не были оригинальны: война в Алжире и все, что за ней последовало, стало лишь следствием войны против французов во Вьетнаме. 2 Обретение Алжиром независимости было частью общего процесса деколонизации, и этот процесс, в свою очередь, привел к росту самосознания мусульманских народов, стремившихся быть не только свободными, но и принципиально отличными от своих угнетателей. Так мусульманский мир достиг следующей стадии: народы, входящие в него, отличает религия, а не этническое или организационное своеобразие устройства их жизни. В соответствии с этой позицией, даже в левых социалистических или коммунистических движениях исламского мира происходил возврат к религии, так что идея светского государства, наподобие того, которое предлагал Ататюрк, 3 отвергалась с порога. Взрыв исламской религиозности связывают, в основном, с деятельностью аятоллы Хомейни, но это неверно. Не следует забывать, что кровавая война 1947 года в Индии между мусульманами и индусами велась на чисто религиозной основе. Тогда погибло более миллиона человек, и поскольку массовые убийства не имели места, пока мусульмане жили в орбите индо-буддистской культуры, можно предположить, что причиной войны была попытка провозгласить независимую исламскую республику. Пакистан официально объявил себя исламской республикой в 1953 году, то есть именно в то время, когда и другие мусульманские народы стремились вернуться к своим религиозным и культурным истокам.

http://azbyka.ru/otechnik/religiovedenie...

На этом этапе, слишком жёстко и доктринерски подходя к оперативному искусству, украинские штабы терпели врага, не сумев навязаться. Изучение хода боевых действий 2014-2016 годов на Донбассе показывает, что украинский генштаб систематически и механически применял одни и те же оперативные схемы. Однако война, которую вели автономисты, была тогда очень близка к тому, что мы наблюдали в Сахеле: очень мобильные операции, проводимые легкими средствами. Благодаря более гибкому и менее доктринёрскому подходу повстанцы смогли использовать инерцию украинских сил, чтобы неоднократно «заманивать» их в ловушку. В 2014 году я в НАТО отвечал за борьбу с распространением стрелкового оружия, и мы пытались обнаружить поставки российского оружия повстанцам, чтобы выяснить, не замешана ли в этом Москва . Информация, которую мы тогда получали, исходила практически вся от польских спецслужб и не совпадала с информацией от ОБСЕ: несмотря на довольно грубые утверждения, мы не наблюдаем никаких поставок оружия и материалов российским военным. Повстанцы вооружены благодаря дезертирству русскоязычных украинских отрядов, перешедших на сторону повстанцев. По мере развития украинских неудач ряды автономистов пополнялись целыми танковыми, артиллерийскими или зенитными дивизионами. Именно это побуждает украинцев согласиться на Минские соглашения. Но сразу после подписания Минских соглашений президент Украины Петр Порошенко начал масштабную антитеррористическую операцию (АТО) против Донбасса. Из-за плохих советов офицеров НАТО украинцы потерпели сокрушительное поражение в Дебальцево, что вынудило их выполнить Минские соглашения 2... Здесь необходимо напомнить, что соглашения Минск 1 (сентябрь 2014 г.) и Минск 2 (февраль 2015 г.) предусматривали не отделение и не независимость республик, а их автономию  в составе Украины. Те, кто читал  Соглашения  (их очень, очень, очень мало), найдут, что там написано полностью, что статус республик должен был быть предметом переговоров между Киевом и представителями республик, для  внутреннего решения на Украине.

http://ruskline.ru/analitika/2022/03/24/...

Большевики видели в конфликте большевистского центра против небольшевитских окраин не проблему национального самоопределения, а проблему власти, с помощью которой небольшевитские силы будут бороться с революцией. У большевиков не было возражений по национальным вопросам, у них были возражения по классовым вопросам на окраинах. И, видимо, это не было какой-то политической игрой большевиков, это было их искренним убеждением. Иосиф Виссарионович Сталин Например, нарком по делам национальностей И.В. Сталин заявил, что белорусы могут захотеть или отделиться, или стать автономной территорией, «всё равно большевики организуют Союз республик и в нём Белоруссия займёт место самостоятельного советского государства» И.В. Сталин подчеркнул лишь единственный важный фактор – необходимость того, чтобы во главе нового образования были большевики. Это было сказано через несколько дней после Октябрьской революции. 2 ноября II Всероссийский съезд Советов принял Декларацию прав народов России, в которой подчёркивалось «право народов России на свободное самоопределение, вплоть до отделения и образования самостоятельного государства» 12 декабря 1917 г. Сталин говорил: «Мы за самоопределение народов, но мы против того, чтобы под флагом самоопределения протаскивали контрабандой самодержавие Каледина, вчера еще ратовавшего за удушение Финляндии» Таким образом, можно утверждать, заявления о том, что объявить БССР в 1919 г. большевиков вынудило объявление во время немецкой оккупации Белорусской Народной Республики (БНР) в 1918 г. слишком преувеличено. Большевики были готовы признать независимость Белоруссии уже через несколько дней после Октябрьской революции. Естественно, что БНР большевики не признали бы ни в коем случае, потому что её правительство не разделяло большевистские ценности во всей полноте и, следовательно, с точки зрения большевиков, не могло говорить от имени всей народной массы. Право говорить от имени народа большевики скромно оставили лишь за собой и своими близкими по идеологическому духу союзниками. Судя по большевистской риторике, большевики не только не желали оставлять кого-то в составе России, но и помогали самоопределиться, поддерживая деньгами и советами.

http://ruskline.ru/opp/2023/10/11/formir...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010