Римокатолики и православные: проблемы сосуществования в переломные моменты истории (опыт югославских территорий 1900-1930 гг.) Этно-географическая карта Югославии 1917 г. Ситуация, сложившаяся на Украине, показала, что сосуществование на одной территории Православной и Римо-Католической Церквей сопряжено с целым рядом проблем. Римо-католицизм, ставящий своей главной задачей поглощение Православия, со времен крестовых походов не отказался от идеи проникновения в восточные православные земли. В этом отношении одним из «полигоном» отработки методов перевода православного населения «под крыло святой матери Римо-Католической Церкви» стала территория ныне уже бывшей Югославии, именно там Святой престол в первые десятилетия ХХ в. приступил к реализации программы по переводу в римо-католицизм населения территорий со смешанным конфессиональным характером, национальное сознание жителей которых не было оформлено в полной мере (прежде всего в Боснии и Герцеговине, Далмации и Славонии). При этом выполнение миссии «золотого моста проникновения католицизма на Балканы» было предназначено хорватскому народу, которому было присвоено ему наименование «оплота Христианства» («Antemurale Christianitatis»). В начале ХХ в. сначала на югославянских территориях Австро-Венгерской монархии, затем, с 1918 г. – в Королевстве сербов, хорватов и словенцев оформились идеология и практика Римо-Католической Церкви, направленные на расширение влияния Св. престола на некатолических землях габсбургских владений, а после 1918 г. – в многонациональном и многоконфессиональном югославянском государстве. Опыт Югославии, в частности, реализация католическим духовенством собственных религиозно-национальных задач, участие в общественно-политических процессах доказывает необходимость изучения методов и особенностей реализации стратегических планов Ватикана в данном регионе, что представляется немаловажным для России с ее сложной этноконфессиональной структурой. На протяжении всего ХХ в. осуществление целей Римской курии по «работе» с некатолическим населением Балкан происходило в рамках общеевропейского движения под названием Социальный католицизм или Католическая акция, но имело ряд своих региональных особенностей.

http://pravoslavie.ru/5281.html

Второй Ватиканский собор, проходивший в 1962-1965 годах при двух папах - Иоанне XXIII и Павле VI, принимал решения в ситуации, которую сами католики определяли как глубокий кризис. В то время отток духовенства из Римско-католической церкви в одних только Соединенных Штатах превышал тысячу человек в год, а количество тех, кто были католиками неноминальными, практикующими (как они говорят по-английски - " church qoers " становилось все ниже по отношению к католикам по факту рождения или национальной принадлежности, то есть лишь крещенным в ограде Римско-католической церкви. В чем-то ситуация самими католическими иерархами и богословами определялась как параллельная той, что была в Европе перед эпохой Реформации, эпохой кризиса католицизма. Второй Ватиканский собор был реакцией на это действительно кризисное положение. Соборные определения и последующие реформы вызвали весьма значительные изменения в жизни Католической церкви. Коснемся лишь некоторых из них. Общеизвестно, что вехой, эпохальным решением II Ватиканского собора была реформа католического богослужения. Первое - мы должны определить это точно - II Ватиканский собор разрешил перевод богослужения целиком на национальные языки. Подчеркнем: " разрешил " , а не " предписал " , как у нас это иногда трактуется. Например, в Италии, Польше, у нас в стране достаточное количество католических храмов, где месса по-прежнему совершается на латыни. Или предположим, в той же Польше или Италии одна месса совершается на латинском языке, другая - на национальном. Переводы богослужения на национальные языки были осуществлены не самочинно, не на уровне отдельного прихода, не решением группы интеллигентов-энтузиастов - но санкцией местной епископской конференции. И тем не менее, делая вывод из личных бесед со многими представителями Католической церкви, можно сказать, что многие из практикующих традиционных католиков указывают на утрату сакрального молитвенного наполнения богослужения после введения в обиход этих весьма тщательно выверенных и корректных переводов, утрату, которая не привела новых людей в церковь, но оттолкнула часть постоянных прихожан. Достаточно упомянуть хотя бы о том, что раскол в Католической церкви, связанный с именем Лефевра, французского епископа, оттолкнувшегося от католицизма после II Ватиканского собора, в значительной мере был связан именно с тенденциями к литургическому обновлению, которые он и его последователи восприняли как разрыв с полуторатысячелетней традицией западного латинского богослужения.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/294/...

Евгений Успенский Б) Протестантство Общий взгляд на явление протестантства Общие причины, вызвавшие реформационные движения в латинской церкви В XVI-м веке в латинской церкви совершился великий религиозный переворот: в ней начались реформационные движения, которые произвели великий раскол церковный, отделивший от нее почти половину западного христианского мира. Этот религиозный переворот составляет естественное и необходимое явление в истории западного христианского мира. Явление религиозной реформации в латинстве можно рассматривать с двух сторон: с одной стороны – и это главное – реформация является как протест против уклонений латинской церкви от истины христианской веры, главным образом против духовного деспотизма представителей западной церкви – пап и против их злоупотреблений. С другой стороны, реформация является дальнейшим развитием ложных начал, принятых латинство: семя ее лежало в основе и духе самой латинской церкви – в отступлении последней от вселенского православия. Этот общий взгляд на явление западной религиозной реформации и ее причины может быть раскрыт и выяснен в более обстоятельных и частных чертах следующим образом. а) Латинский католицизм, воспрявший христианство с одной внешней стороны, полагая всю сущность его во внешних требованиях церковной дисциплины, обыкновенно отождествляется с папством. И действительно, идея папства есть основная идея латинства. Проникнутый ею, латинский католицизм задался целью объединить все человечество под одной иерархической властью папства. А для достижения этой цели он естественно должен был прибегать к искусственным средствам и насильственным мерам. Само собой, понятно, что такие меры должны были стеснять духовную жизнь человека и подавлять свободное ее развитие. Из этих мер между прочим другими можно указать на следующие. Прежде всего римская церковь в лице пап запретила духовенству брачную и семейную жизнь, затем принудительно ввела при богослужении мертвый и непонятный для народа язык – древне-латинский; на этом мертвом языке была в употреблении и Библия , перевод которой на разговорные народные языки был воспрещаем, так как последние лишены были всяких прав гражданства. А простой народ лишен был и латинской Библии: чтение Библии ему совсем запрещено было папскими буллами 157 . Отсюда естественно то, что во всем латинском мире возник протест народов во имя национального достоинства и гражданского патриотизма против стеснительного давления на них со стороны латинской церкви. Протестовавшие изъявляли требование иметь у себя Слово Божие и совершать богослужение на народных языках; вместе с тем они требовали ограничения незаконных прав римского папы так, чтобы он удерживался от насилий и произвола.

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/obl...

Остальные материалы Мог ли предполагать лет 20 назад москвич, студент физического факультета МГУ им. Ломоносова, а теперь директор приюта Андрей Викторович Завражнов, что через несколько лет вместе со своей женой, тоже, кстати, выпускницей МГУ, он оставит московскую обеспеченную жизнь и переселится в глухую калужскую деревню Нелюбовку, чтобы всецело посвятить свою жизнь служению людям во имя Христа. Могла ли предполагать его жена-альпинистка Наталья, покоряя очередную горную вершину, что через несколько лет она будет покорять другие высоты – духовные. далее... Много лет занимаясь историей Валаамской обители, могу утверждать, что данный документ недостоверен. Это перевод статьи из шведской газеты 1922 года. Он хранится в Национальном архиве Республики Карелия. далее... Если ты хочешь, чтобы человек тебя понял или хотя бы прислушался, приходится говорить на его языке. Если девочкам, которые не считают аборт ничем таким серьезным, говорить о ценности человеческой жизни в елейных интонациях, то они в лучшем случае рассмеются Вам в лицо. далее... Не хочу высказать какого-то резкого мнения... Но мне было жаль прочитать про храм на Калитниках: " Сейчас здесь обычная кладбищенская церковь " . Мне кажется, стоило бы сходить в этот храм, узнать, как там идет духовная жизнь? далее... Вкратце мои возражения касаются трех пунктов: 1) Париж и французы, 2) русские эмигранты, 3) Православная Церковь. На эти пункты автор смотрит глазами, можно сказать, " старорежимного " человека. далее... Визуальный ряд сборника " Если око твое будет чисто " способен привести в оцепенение даже самого верного поклонника фильмов ужасов. Христианская проповедь в стиле программы " Катастрофы недели " лишь принижает и опошляет проповедуемое, к тому же может разрушительно подействовать на психику человека, тем более человека подрастающего. Христианский идеал жизни навязать нельзя - навязать можно " Орбит без сахара " , но не исполнение евангельских заповедей. далее... Что предлагает нам католицизм взамен соборности Православия? Усилить и без того авторитарный менталитет слепым преклонением перед еще большей авторитарностью Папы Римского? Не нужно быть социологом, чтобы понять, чем это грозит будущим поколениям... поколениям рабов, если католицизм победит.

http://pravoslavie.ru/5732.html

Закрыть О Новом годе от Рождества Христова до Рождества Христова 04.01.2023 1091 Время на чтение 10 минут Обратите внимание, сейчас почти что закон моды говорить о традициях, причем еще и о духовных! Но когда начнешь касаться конкретных областей и связанных с ними традиционных установлений, то вся «любовь к традициям» быстро улетучивается. В Белоруссии (к слову, столь горячо защищаемое «ревнителями национальной традиционности» название «Беларусь» появилось на свет «в глубине веков» и «на заре традиций» – в 1990-е после распада СССР ) это противоречие очерчивается еще более искрометно и одновременно легко разгадывается: при всплеске «вышиванчатого» культа «национальной идентичности» (почти всегда в джинсах и с модным гаджетом) никто из «возрожденцев» и слова не произносит о возвращении правильного порядка празднования «Рождество Христово – Новый год» и соответствующего календаря, несмотря на то, что нынешний введен «клятыми большевиками». А всё почему? А всё потому, что большевики революционного пошиба были западниками и вводили они западный (а еще точнее – григорианско-католический) календарь. А «возрождаемые традиции» должны отнюдь не сбивать с «верного пути» западной цивилизации (в Белоруссии – шляхетской), а «гармонично их дополнять». Не должно укрыться от взора, что папа Григорий XIII, – отец Григорианского календаря, которым был замещен утвержденный святыми отцами на Вселенском соборе священный календарь юлианский, – является «знаковой» по мрачности фигурой для Христианства и особенно как раз для «исторической традиции» Белой Руси. Исчадие развратного XVI века позднего Ренессанса, Григорий XIII не был таким распутником и сибаритом, как его предшественники (такие как Александр VI или Лев X), что не помешало ему обзавестись внебрачным сыном. При этом он вел борьбу против возникшего протестантизма такими методами, после которого полная секуляризация Европы становилась делом уже неотвратимым: в частности, после кровавой резни гугенотов во Франции, когда за одну ночь (знаменитую Варфоломеевскую) было убито более 30 тысяч человек, восторженный «папа приказал отслужить благодарственный молебен». Одновременно данный папа стал ревностным покровителем иезуитов, при котором они превратились в могущественную общеевропейскую силу. Именно при Григории XIII энергия иезуитов начала перенаправляться с протестантов на православный мир, для его им была создана «Греческая коллегия для обучения духовенства, предназначенного для пастырской деятельности на территориях, находившихся под влиянием православной церкви» (то есть, для обращения изощренной ересью, ложью и насилием православных в католицизм).

http://ruskline.ru/opp/2022/01/03/o_novo...

протоиерей Валентин Асмус О критике богословия священномученика Илариона (Троицкого) протоиереем Валентином Асмусом Андрей Горбачев   Царствование Николая II отмечено явным ростом национального самосознания. Это естественное и здоровое явление имело, однако, некоторые эксцессы, в том числе и в области богословия. Так, профессор Московской Духовной Академии М. М. Тареев доказывал, что русское православие должно свергнуть иго византийского аскетизма, иссушившего русский религиозный гений. Ярким представителем «национального богословия» был и коллега Тареева Владимир Алексеевич Троицкий, в монашестве Иларион (в архиерейский сан рукоположенный уже после революции). Он разделяет двусмысленность славянофильства, которое прекрасно понимало универсальный смысл Христианства и в то же время было склонно видеть в православии веры племенной богатство (Хомяков), как бы естественно присущее русским и славянам в целом. Дух славянства определяется православием (с.333) . Я всегда как-то чувствую ложь в положении славянина-католика. Все специфически католическое должно быть крайне противно славянской душе. Измена православию есть… измена славянству, переход на западный лад в настроении и в жизни (это сказано о поляках, с.334). Знаменитая мысль Тертуллиана о том, что человеческая душа по природе христианка, здесь сужается до одного отдельно взятого племени. Русский человек даже в падении сохраняет такие естественные ресурсы, которых нет у других, и даже заигрывание с диаволом ему нипочем. Немец душу черту продал, а русский так отдал, и в этом несомненное превосходство русского, потому что он так же и уйти от черта может, а немцу выкупиться нечем (с.115). Это было бы публицистическим курьезом, если бы своеобразный натурализм не окрашивал всю богословскую систему А. Илариона. Опровергая католицизм с его акцентированным юридизмом, А. Иларион говорит: Блаженство – не внешняя награда, как мудрствуют несчастные наемники-католики. Блаженство есть внутреннее следствие добродетели. Добродетель есть здоровье души, а здоровый всегда счастливее больного (с.400). Однако апостол учит, что блаженство превосходит меры естества ихже око не виде и ухо не слыша и на сердце человеку не взыдоша, яже уготова Бог любящим Его ( 1Кор. 2:9 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Valentin_Asmus...

4. Крестовые походы К Оглавлению В исторической науке принято рассматривать Крестовые походы как войны западно-европейских феодалов, горожан, крестьян, развязанные Западной Европой на Ближнем Востоке (Сирия, Палестина, Северная Африка) против «неверных» (мусульман) и для освобождения из-под власти «неверных» Гроба Господня, христианских святынь и Святой Земли — Палестины. Также Крестовые походы можно рассматривать в контексте реформирования католицизма и попыток возвращения к евангельской чистоте веры. Это движение было организовано с благословения римско-католической церкви, которая идеологически оформила все восемь Крестовых походов. Крестовые походы продолжались с 1096 г . по 1270 г . В дальнейшем, т.е. после 1270 г., делались попытки возрождения Крестоносного движения. Конечно, эти поздние попытки возрождения Крестоносного движения были чистым анахронизмом. Невозможно возродить то, что когда-то родилось, достигло расцвета и ушло из жизни, было порождено определенным историческим периодом и условиями, имманентно присущими только этому времени. Поэтому те, кто пытался возродить крестоносное движение, воспринимали только чисто внешние его элементы: атрибутику, символику, которые, кстати, и в наше время используются в эзотерических обществах. Термин «Крестовые походы» появился в середине XV в., и стал общеупотребительным в XVII-XVIII вв. Сами участники Крестовых походов называли себя не крестоносцами, а пилигримами (паломниками), походы же свои — паломничествами, или «священной дорогой». Причины Крестовых походов очень сложны, многообразны и столь же противоречивы. Это целый комплекс религиозно-духовных, психологических, экономических, торговых, социальных, дипломатических, внешне- и внутриполитических, национальных моментов Европы XI-XIII вв. Некоторые современные историки считают, что одной из главных причин Крестовых походов явился демографический взрыв, который Европа в это время переживала. Возможно, демографический взрыв и был одной из серьезных причин, но, конечно, не главной и не универсальной. Одной этой причиной нельзя объяснить такое сложное явление, как Крестовые походы. Более того, этот демографический взрыв можно рассматривать скорее не как причину, а как толчок к Крестоносному движению.

http://sedmitza.ru/lib/text/441073/

Бизюково. Бизюков Крестовоздвиженский монастырь. /// Объект утрачен Монастырь.  Утрачен.  ( все монастыри в каталоге → ) Год основания:Между 1640 и 1642. Год утраты:Не установлен. Адрес: Россия, Смоленская область, Дорогобужский район, с. Бизюково Координаты: 54.97695, 33.170759 (приблизительно) Реальное положение объекта на местности может отличаться от указанного на 100-200 метров, а в отдельных случаях и больше. Если вам известны более точные координаты объекта - пожалуйста, сообщите нам. Карта и ближайшие объекты Бизюков в честь Воздвижения Креста Господня мужской монастырь. Основан в районе 1640-1642 гг. в селе Бизюково Дорогобужского уезда. Фундаторами и патронами (основателями, покровителями) были Петр и особенно Федор Михайловичи Салтыковы, дети боярина Михаила Глебовича Салтыкова, лидера пропольской группировки в России, перешедшего на службу польской короне. Учрежден как православный с благословения Киевского митрополита, дизунита (противника унии с Ватиканом). В условиях проводимой польским правительством политики полонизации жизни, насаждения католицизма и унии на Смоленщине монастырь был единственным очагом истинного православия на Смоленщине, выполняя миссионерскую (сбережение веры) и национальную (бережение народных устоев) функции. Основу братии составили монахи православного мужского Кутеинского монастыря Оршанского повета, с которым в дальнейшем поддерживались побратимские отношения. Монастырская администрация пользовалась поддержкой польских уездных властей, конфликтовала со смоленским униатским архиепископом; братия при поездках в Москву поставляла разведданные политического характера. К 1648 г. Федор Михайлович Салтыков принял постриг, а ок. 1656 г., уже при московских властях, возглавил монастырь (строитель). В дальнейшем Федор Михайлович (в монашестве Сергий) поддержал старообрядцев, затем отошел от раскола, умер и похоронен в монастыре в 1680 г. Монастырь и потомство Петра Салтыкова за особые заслуги в бережении веры были в фаворе у царей, обитель непосредственно подчинялась Москве (патриарху, затем Синоду, по определению монастырь был патриаршим, ставропигиальным).

http://sobory.ru/article/?object=38460

Выполняющие Апокалипсис РЕЛИГАРЕ RELIGARE («РЕЛИГИЯ и СМИ») , religare.ru постоянный URL текста: http://www.religare.ru/2_77168.html 01 июля 2010 Андрей Гайосинскас Выполняющие Апокалипсис Источник:  РИСУ Село Рожична Оратовского района Винницкой области расположено далеко от центральных трасс, на дороге из районного центра, вымощенной грубым булыжником, изредка встречаются пятна практически стершегося асфальта. Ехать со скоростью выше 20 километров в час не позволяет жалость к дребезжащему автомобилю. Случайный посетитель и не догадается, что тут находится практически духовный центр уникальной украинской конфессии – " Православной Евангельской Апокалипсической Церкви " . Не являясь типологически ни православной, ни католической церковью, ПЕАЦ сочетает в себе признаки православия, католицизма, позднего протестантизма и церкви нового откровения. К сожалению эта удивительная и исконно украинская церковь незаслуженна обделена вниманием украинского религиоведения, полноценных работ по ее истории и вероучению мне вообще не удалось обнаружить, а отдельные весьма краткие и схематические описания не дают полноценного представления. Более того, в той скудной информации, которую заинтересованному человеку удастся найти, будет достаточно не достоверных данных. Этой статьей я попытаюсь хоть немного исправить такое положение, дав краткую зарисовку истории и специфики вероучения и богослужения " Православной Евангельской Апокалипсической Церкви " . " Православная Евангельская Апокалипсическая Церковь " как отдельная церковная структура берет начало в 1923-1924 годах, когда католический священник Нарцис Гуминский (поляк по национальности) получил откровение от Господа Бога: возродить первую, оригинальную Апостольскую Церковь на Украине; и начал организовывать группу людей, изучающих Откровение Иоанна Богослова и ревностно относящихся к скорому наступлению Апокалипсиса (репрессии двадцатых годов он и его группа считала предвестием самого Апокалипсиса). Также священник Нарцис очень важным считал обновление как Католической, так и Православной Церквей, и объединение их в единую Церковь, в ту, которая была ими же разделена. В 1925 году в городе Погребищи (ныне райцентр в Винницкой области) начал организовывать собственные молитвенные встречи в часовне на католическом кладбище. Вскоре он обратился к иерархии Католической Церкви с предложением провести реформы (внутри церкви бытует история о встрече с самим Папой Римским). Полученному священником откровению от Бога о необходимости обновления значения не придали, понимания он не встретил, и вскоре был запрещен в служении.

http://religare.ru/2_77168_1_21.html

Закрыть itemscope itemtype="" > Клайв Стейплс Льюис и христианство 24.11.2022 800 Время на чтение 7 минут Далеко не вся западная литература описывает только человеческие пороки. Есть авторы чьи идеи являются светлым лучом в темном закате дехристианизированной Европы. Этих писателей не так много, но, тем не менее, они есть. И вот об одном из них стоит рассказать. Имя этому писателю Клайв Стейплс Льюис (1898-1963). 22 ноября 2022 г. исполнилось 59 лет со дня его кончины. Огненные детство и юность Клайв Льюис родился в 1898 г. в Белфасте, Северная Ирландия. Его детство выпало на нелегкий для этой страны период. В конце XIX в. между Британией и Ирландией вспыхнули националистические конфликты. В основе этих войн лежал конечно же религиозный фактор. Ирландия после католической экспансии Европы в результате Великого Раскола Вселенской Церкви 1054 г. и отделения католиков оставалась католической страной. В результате Реформации в Западной Европе вовремя правления Генриха VIII, который уничтожал католические монастыри в угоду своим прагматическим и плотским интересам, в Великобритании на основе синтеза протестантизма и католицизма в XVI в. возникла новая конфессия – Англиканская церковь, которая стремилась подчинить себе всю Британию. Именно под ее влиянием Северная часть Ирландии присоединилась к Великобритании в 1921 г. Все эти волнения в начале XX в. видел К. С. Льюис, который, будучи крещеным в католицизме, какое-то время по своему духу до поступления в Оксфордский университет долго оставался ирландцем. Тем не менее, кризис, в котором оказалась католическая церковь с ее духом формализма и прагматизма все больше подталкивал Льюиса к переходу в Англиканскую церковь, что в итоге и произошло. Однако природа родной Ирландии вдохновляла его на творческие поиски в трудные моменты жизни. В окопах Франции во время Первой мировой войны между боями Льюис уходил в мир поэтических образов, которые возникали в его голове на основе детских воспоминаний о днях, проведенных на лоне ирландской природы. В результате возник поэтический сборник Льюиса «Угнетенный дух» (“Spirits of Bondage”), выпущенный под псевдонимом Клайва Хэмильтона (Девичья фамилия матери писателя). Так Льюис начал свой творческий путь с поэтических текстов.

http://ruskline.ru/analitika/2022/11/24/...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010