Но поскольку тогда, как и сами вы знаете, не дозволили этого сами обстоятельства; теперь же, по возвращении епископа Афанасия думали было мы, что будут они посрамлены и постыжены своими столь явными неправдами, — и потому рассудили молчать. А между тем, и после того, как Афанасий столько потерпел, после переселения его в Галлию, после пребывания его вместо своей стороны в стране чужой и весьма далекой, после того, как ему, если бы не встретил человеколюбивого Царя, приходилось почти умереть от их клевет, хотя всем этим удовольствовался бы всякий, самый раздраженный и лютый враг, — они не чувствуют стыда, напротив же того, снова восстают на Церковь и на Афанасия, и негодуя на возвращение его, отваживаются на новые, большие прежних злодеяния, легкомысленно возводят на него обвинение и не боятся написанного в Священном Писании: «свидетель лживый не без муки будет» (Притч. 19:9), и: «уста... лжущих убивают душу» (Прем. 1:11). По сему самому мы не в силах уже молчать, дивимся же их лукавству и ненасытному соревнованию в составлении заговоров.Вот, снова не перестают тревожить царский слух доносами на нас, не перестают писать губительные письма к истреблению епископа, врага их нечестию. Снова писали на него царям, опять хотят составить против него заговор, обвиняя его в небывалых кровопролитиях; опять намереваются нанести ему смерть, обвиняя его в мнимых убийствах. Ибо и тогда довели бы его до смерти клеветами своими, если бы не было у нас человеколюбивого Царя. Скажем короче: опять стараются изгнать его в заточение, притворно оплакивая бедствия заточенных, как будто им сосланы они в заточение. Оплакивают они то, чего мы вовсе не делали, но не довольствуются тем, что сами против него сделали, хотят же присовокупить вновь худшее прежнего. Столько-то они кротки, человеколюбивы и благонравны, лучше же сказать (и это будет сказано верно), лукавы и жестоки, и внушают к себе уважение страхом и угрозами, а не благочестием и скромностью, приличными епископам! Каких выражений не употребил бы ни один из светских деловодцев, такие осмелились они расточать, когда писали к Царям и обвиняли Афанасия в стольких убийствах и кровопролитиях не перед градоначальником и не перед кем-либо высшим, но перед тремя Августами.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/2...

«В миссионерский храм шумно вошло большое самоедское семейство, состоящее из нескольких мужчин, женщин и детей. Шедший впереди низкорослый самоед, по всей вероятности, глава семьи, громким носовым и сиплым голосом сказал: Нум Никола тара , Никола тара!” Указав на большой образ святителя, чтобы своим присутствием не стеснить пришедших помолиться, я пошел в алтарь, как вдруг позади меня раздалось громкое самоедское Торово” , дружно подхваченное другими мужскими и женскими голосами. Я невольно повернулся в сторону самоедов и увидел их стоящими перед образом святителя Николая и приветствующими его. Удивленный необычностью формы обращения к святителю, перед иконою которого они предстояли, я стал за ними наблюдать. Самоеды, сосредоточенно смотревшие на суровый, но милостивый лик угодника Божия, казалось, никого, кроме него, не видели. Но вот глава семьи начал в глубоком молчании делать поясные поклоны, его примеру последовали прочие. Поклонившись несколько раз, старший, а за ним и другие снова устремили свои взоры на образ. Как ни всматривался я в самоедов, не мог уловить в выражениях их лиц ни благоговения, ни страха, ни благодарности, ни мольбы. Они были так непроницаемы, как сама тундра в суровую северную зиму. Длившееся несколько минут глубокое молчание наконец прервалось. Опять заговорил старший. Он громко стал благодарить святителя за оказанные им его   семье благодеяния в сохранении оленьих стад и в хорошем промысле зверя – и, как доказательство последнего, около иконы упала брошенная им красная лисица. Сделав затем несколько поясных поклонов, он продолжал внятным голосом благодарить святителя за выгодную продажу в Обдорске избытка добычи, и на стоящем вблизи образа подсвечнике звякнул положенный им серебряный рубль. Опять возобновившийся ряд поясных поклонов закончился одним общим, земным. Наступило снова непродолжительное молчание, во время которого все молившиеся обратили свои застывшие лица на икону, пока сиплый голос главы не стал выдавать те чувства, кои привели этих дикарей в храм. Теперь у святителя испрашивалось покровительство на предстоящий год кочевья в тундре, где столь естественны всякого рода опасности и несчастья. Незамысловатые прошения милости окончились легким шумом от упавшей перед образом шкурки крестоватика и звоном другого, положенного на тот же подсвечник, рубля. Самоеды опять начали низко кланяться, опять пали ниц перед святителем; поднявшись, сделали, по языческому обычаю, слева направо полный оборот перед иконой и, дружно прокричав хором локомбой” , пошли из храма с таким бесцветным выражением лиц, какое сопутствовало им во все время их молитвы» .

http://pravoslavie.ru/121293.html

После этого ты снова обратился к прежним порокам, предался распутству и при нечестивом Антиохе установил эллинский образ жизни. Но и тогда, три года или немного больше пробыв в подданстве у Антиоха, чрез Маккавеев вы опять воздвигли себе знаменитые победные памятники. Но теперь у вас нет ничего подобного, а все пошло иначе. И особенно удивительно то, что прежние пороки прекратились, а наказание увеличено и нет никакой надежды на перемену вашего положения. Прошло не семьдесят, не сто и не двести лет, но триста и гораздо более, однако же нельзя найти и тени подобной надежды, и при том тогда, когда вы не служите идолам, не делаете ничего такого, на что отваживались прежде. Какая же причина этого? Та, что образ заменен истиной и закон исключен благодатью. Издревле предрекая это, пророк и сказал: «хребет их выну сляцай». Замечаешь ли точность пророчества, как оно предсказало неверие, показало упорство, обнаружило следующий затем суд и обозначило нескончаемость наказания? Так как многие из людей наиболее грубых не верили будущему и хотели судить о будущем по настоящему, то Христос и в этом случае доказал Свое могущество двояким образом, как тем, что уверовавших язычников превознес выше неба, так и тем, что не уверовавших иудеев привел в крайнюю нищету и предал неотвратимым бедствиям. Итак, апостол, сильно поразив их изображением их неверия, а равно прошедших и будущих бедствий, снова утешает следующими словами: Рим.11:11 .  глаголю убо: еда согрешиша, да отпадут? Да не будет. Когда (апостол) доказал, что иудеи подвержены бесчисленным бедствиям, он потом придумывает и утешение. И обрати внимание на благоразумие Павла: обвинение он заимствовал у пророков, а утешение предлагает сам от себя. Никто не будет спорить, говорит (апостол), что грехи иудеев велики, но посмотрим, действительно ли падение их так велико, что нельзя помочь ему и нет средств исправить дело. Нет, оно не таково. Замечаешь ли, как он снова касается их и, в ожидании утешения, представляет виновными в грехах, в которых они и сами сознаются? Но посмотрим, какое он придумывает для них утешение. Какое же это утешение? Когда войдет вся полнота язычников, тогда, говорит (апостол), весь Израиль спасется, то есть, во время второго пришествия и при конце мира. Но не тотчас говорит об этом (Павел), а после сильных упреков, после того, как приложил обвинения к обвинениям, после того, как раз, два и многократно привел свидетельства одного пророка за другим – Исаии, Илии, Давида, Моисея, Осии, которые все вопиют против них. Но чтобы этим не ввергнуть иудеев в отчаяние и не заградить пути к вере, а уверовавшим из язычников не дать повода к высокомерию, чтобы они, возгордившись, не потерпели ущерба в вере, (апостол) снова утешает иудеев, говоря:

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Zlatoust...

Обы­кновенно кто-либо выступает апологетом или противни­ком последнего; – сейчас же появляется ряд статей, или примыкающих к этому взгляду, или опровергающих его; разгорается полемика, в большинстве случаев, безрезуль­татная – как в смысле соглашения между собою споря­щих сторон, так (тем более) и в смысле каких-либо практических последствий. Но это не мешает через ка­кой-нибудь десяток лет такому спору разгораться снова. В последний раз мы были свидетелями подобной поле­мики в начале девяностых годов прошлого столетия. Появившаяся в апрельской кн. «Русского Вестника» за 1891 г. статья г. Z «О нашем высшем церковном упра­влении» вызвала целую серию статей, посвященных разно­стороннему обсуждению Петровской церковной реформы. Так в том же 1891 году и тоже в «Русском Вестнике» по­мещена (в ноябр. кн.) резкая критика или «отповедь» на статью г. Z под заглавием: «О преобразовании церковного управления Петром I»; эта статья вместо подписи имеет под собою три звездочки. По поводу обеих этих статей проф. Н. Ф. Каптерев напечатал в июньской, августов­ской и октябрьской книжках «Богословского Вестника» за 1892 г. исторический этюд под заглавием: «Суждение боль­шого Московского собора 1667 года о власти царской и патриаршей». Одновременно с этим в июньской и июльской кнн. «Журнала министерства народного просвещения» за 1892 год г. В. В. Белогостицкий напечатал свою статью под заглавием: «Реформа Петра Великого по высшему цер­ковному управлению», также имеющую в виду суждения, высказанные г-ном Z. Мы не знаем точно, почему тогда эта литература не разрослась еще более... Но вот прохо­дит десять лет, – и мы снова видим, что в конце 1902 и начале 1903 годов вопрос о высшем церковном управлении снова начинает обсуждаться в светской и ду­ховной печати: «Московские ведомости», «Новый путь», «Богословский Вестник» открывают свои страницы для этого обсуждения. Теперь старый вопрос опять поставлен на очередь... Такое периодически наблюдаемое настойчивое возвращение к нему свидетельствует о том, что вопрос этот составляет больное место нашей церковно-обществен­ной жизни; а по пословице, «у кого что болит, тот о том и говорит»; – и как у больного, при всяком при­косновении к его ране, невольно вырываются стоны, так и с Петровской церковной реформой: стоит лишь кому-либо заговорить о ней, чтобы снова отовсюду начали по­являться возражения, разъяснения и т.

http://azbyka.ru/otechnik/Pavel_Tihomiro...

Встречи, рассыпанные по моей жизни В миру моим первым храмом был храм святых бессребреников Космы и Дамиана в Столешниковом переулке. Ходила туда каждое воскресенье. И теперь я чувствую помощь этих святых: встречи с ними рассыпаны по всей моей жизни. Так, в монастыре моей первой помощницей была инокиня Дамиана. Когда восстанавливали Гремячев монастырь, нам очень нужен был цемент, и как его найти, я поняла в праздник святых Космы и Дамиана, и привез нам этот цемент человек по имени Косьма (Кузьма). Когда в юности собиралась уезжать из Казани в Москву, у моей двоюродной сестры родился сын Артем. Муж бросил ее с младенцем, и у меня душа болела за этого рыженького мальчишку. Я тогда еще была некрещеная и не умела молиться, но, мне кажется, Господь принял эту мою душевную боль за молитву. Потом, уже покрестившись, я по-настоящему молилась за Артема. И теперь у меня такое чувство, что его ангел-хранитель везде помогает мне: всех моих благодетелей зовут Артемами. Как своими помыслами и поступками мы ткем «ковер» нашей жизни Когда я задумываюсь над совпадениями в нашей жизни, мне кажется, что своими помыслами, своими поступками мы ткем ее «ковер». Господь посылает нам каких-то людей, устраивает какие-то жизненные обстоятельства и смотрит, как мы поведем себя в этих обстоятельствах. Ковер – ткань гладкая, а вот на обратной стороне – узелки. Господь вышивает его вместе с нами, ткет узор нашей жизни. Если мы не принимаем то, что Господь нам дает, то в будущем снова натыкаемся на тот же «узелок» Если мы не принимаем то, что Он нам дает, то в будущем снова натыкаемся на тот узелок, который сами создали своей неправильной реакцией на происходящее. Там, где мы кого-то не пожалели, кому-то отказали в помощи, там в будущем сами окажемся лишенными помощи, поскольку не обретем помощника, в котором будем нуждаться. Мы должны расти духовно, но часто не растем, не обретаем благодати, не совершаем добрых поступков, которых ждет от нас Господь. И к нам снова возвращаются подобные ситуации, нас словно оставляют на второй год и опять дают решать те задачи, которые мы когда-то не решили.

http://pravoslavie.ru/122925.html

Ваши Императорские Величества! Дай Бог , чтобы настоящая война скорее окончилась. Но дай же, Боже, чтобы и ангельская песнь о мире громче и громче раздавалась среди людей, глубже и глубже проникала в их сердца. Не диссонанс она составляет бранному времени, а служит, напротив, единственным условием его прекращения в будущем; и когда-нибудь даже навсегда. Да будет так! Слава в вышних Богу, и на земли мир, в человецех благоволение. С светлым праздником Рождества Христова, праздником мира и Божия к людям благоволения, приветствую Ваши Величества. Речь на славлении Христа у Их Императорских Величеств, в Большом Царскосельском дворце, 28 декабря 1905 года. Ваши Императорские Величества! Снова круг времен привел нас к светлому празднику Рождества Христова, снова во всех концах христианского мира разносится радостная песнь ангельская: Слава в вышних Богу, и на земли мир, в человецех благоволение. Но опять мы, как и в минувшем году, встречаем этот светлый праздник не в радостной обстановке. По грехам нашим тяготеет над всеми нами праведный гнев Божий. Тяжелая внешняя война сменилась внутренней междоусобицей. Что доходило до нас, как отдаленное предание от лет древних, о раздиравших Отечество наше междоусобиях, то воочию опять теперь совершается пред нами. Братоубийственная вражда поддерживается безверием и забвением Бога. Святые заветы Церкви многими кощунственно попираются. Нет среди нас мира, нет покоя и отрады. Но тем дороже должен быть сердцу нашему настоящий светлый праздник Христов. Когда темные тучи застилают светлый лик солнца, когда разрушительный ураган пронесется над трепетной землей, тем радостнее вся тварь живая встречает тогда светлый луч солнца, все собою согревающого и оживляющого. И нас всех облегли ныне темные тучи скорби и печали. Но тем драгоценнее нам должен быть теперь светлый Лик Христа, Источника жизни и света, мира и радости. Стоит Он, Милосердый, всегда у дверей сердца нашего, особенно горем и скорбью удрученного, стоит и стучит. И кто услышит голос Его и дверь отворит, к тому Он входит и радость небесную с Собою приносит.

http://azbyka.ru/otechnik/Antonij_Vadkov...

Жил в Царьграде некий вельможа, имевший единственную дочь, которую хотел посвятить на служение Богу. Диавол же, ненавистник всякого доброго дела, возбудил в одном из его слуг страсть к девице, и этот слуга, желая во что бы то ни стало жениться на ней, пошел к одному из чародеев просить в своем деле совета и помощи. Тот направил юношу-слугу к сатане, который спросил его: «Веруешь ли в меня?» «Верую», – сказал юноша. Сатана продолжал: «Да, вот вы все веруете в меня, когда нуждаетесь в моей помощи, а когда я помогу вам, опять идете к своему Христу. Напиши мне собственноручно, что ты отрекаешься от Него навсегда, и тогда я исполню твое желание». Юноша исполнил сатанинскую просьбу, а сатана удовлетворил желание юноши. Возбуждаемая бесами, дочь вельможи, в свою очередь, почувствовала непреодолимую страсть к слуге и стала просить отца, чтобы он отдал ее замуж за него. Сколько ни возражал ее отец, сколько ни плакал, сколько ни умолял оставить сие намерение, дочь оставалась непреклонной и заявила отцу, что наложит на себя руки, если не будет женой слуги. Отец уступил и отдал дочь юноше. Сначала все шло хорошо; но затем некоторые из соседей стали замечать, что юноша не ограждает себя крестным знамением, не ходит в церковь , не причащается Святых Тайн. Они сказали об этом дочери вельможи, и та поняла весь ужас своего положения. Но, к счастью, после первых приступов отчаяния она образумилась и привела своего мужа к святому Василию Великому , а тот, получив полное признание от юноши во всем и полное раскаяние, удалил его на молитву и пост в одну из келий, и сам стал молиться за него. Прошло несколько дней, святой Василий пришел к юноше и спросил его: «Как ты чувствуешь себя, сын мой?» «В великой беде нахожусь, отче, – отвечал юноша, – ибо бесы совершенно не дают мне покоя». Святой сказал: «Не бойся, чадо, только веруй», – и, оградив юношу крестным знамением, оставил его. Придя к нему еще через несколько дней, Василий опять спросил: «Как себя чувствуешь?» «Ничего, отче, – отвечал юноша, – теперь я только издали слышу вопль бесов, уже они не мучают меня». Но вот прошло сорок дней затвора, и святой Василий снова пришел к юноше и опять спросил: «Ну, как себя чувствуешь, брат?» – «Теперь, слава Богу; ныне ночью я видел тебя, отче, боровшимся с диаволом и одолевшим его».

http://azbyka.ru/otechnik/prochee/sokrov...

5. Ответ на 4, Сант: Христос Воскресе! О победе жизни над смертью церковь говорит постоянно. А ждать покаяния у государства уже поздно. 4. С ПОБЕДЫ! Неужели никто не призовет вспомнить народ о Боге хотя бы в Минуту Молчания, Тишины? Какая Ниневия?! Сколько секунд надо, чтобы мысленно принести слова благодарности: - " СЛАВА БОГУ " ! Но нет такого призыва... А нет организующего, объединяющиего призыва — нет и ОБЩЕНАРОДНОЙ молитвы... Жизнь... 3. Гром давно гремит, а ОБЩЕНАРОДНОЙ молитвы так и нету! Май 22 г. А И снова твердит о том же самом, но уже в отношении войны на Украине... И опять иерархи его не слышат..! Видимо, скоро придётся ув. А И повторять тоже самое и в отношении ещё более страшных проблем... Раз иерархи не дают нам ВСЕМ МИРОМ/регулярно/вспоминать о Боге и просить Его о помощи даже в День Победы... 2. Гром не грянет... Так он уже давно так гремит, глухие слышат! Май 22 г. А И снова твердит о том же самом, но уже в отношении войны на Украине... И опять иерархи его не слышат..! Видимо, скоро придётся А И повторять эти же мысли в отношении ещё более страшных проблем... Раз Иерархи не дают нам ВСЕМ МИРОМ/регулярно/вспоминать о Боге даже в День Победы и ВСЕМ МИРОМ попросить у Него спасения и помощи... Если не поздно... 1. Если бы нашлась 100 священников... Вот и теперь, если бы нашелся новый Иона, который смог бы призвать наш народ, и прежде всего христиан, к всеобщему покаянию и хотя бы к однодневному посту, то и мы избавились бы не только от смертоносного вируса, но и многих других бед. При таких могучих СМИ даже святой не нужен... Умная реклама нужна... Но некому организовать-призвать ежедневную ВСЕНАРОДНУЮ кратенькую мысленную ВЗАИМОМОЛИТОВКУ друг за друга/типа Иисусовой/в любом месте... В 9-12-15-18-21 ч... 5 слов, 5-7 секунд..: + Вспомни о Боге! Вот Он, рядом... (В сердце): - «ИИСУСЕ, СЫНЕ БОЖИЙ, ПОМИЛУЙ НАС, ГРЕШНЫХ».+ Любому, самому хилому в вере, по силе... Вибросигнал... Но нет для этого нет ни одного священника, ни единой группы священников с решимость и властью..! А личного авторитета ув. А. И., увы, не хватает... Противников слишком много?

http://ruskline.ru/news_rl/2020/12/28/ko...

– Где же я могу все это сделать? – Здесь, в монастыре. Услышав это, атаман резко обернулся к пришедшей с ним шайке и сказал им: – Я остаюсь здесь. Разбойники покинули монастырь, а их атаман исповедался старцу, и тот постриг его в монахи. Игумен дал ему и правило: ничего не делать без благословения старца-монаха, у которого он будет находиться в послушании. Однажды старец послал его вместе с другим монахом в горы заготавливать топливо на зиму. Они должны были нарубить дров и привезти их в монастырь. Братья, взяв с собой осла, отправились в путь. Поднявшись на гору, они нарубили дров и взвалили их на спину животному. Однако когда они уже собрались в обратный путь, внезапно на них напали разбойники. Они избили монахов и забрали их осла вместе с дровами. Атаман-монах разгневался, но, прежде чем что-то сделать, спросил своего спутника: – Что пишется в книгах, что мы теперь должны делать? Монах ответил: – Ничего. Христов закон говорит, что если кто ударит тебя по одной щеке, обрати к нему и другую (Ср.: Мф. 5:39 ). Разбойники со своей добычей ушли, а монахи, израненные и с пустыми руками, отправились назад в монастырь. Увидев их, игумен сильно опечалился, но не сказал ни слова. Спустя несколько дней он снова, дав им другого осла, послал их в горы за дровами. Но… повторилось то же самое. Игумен был в недоумении и не знал, что предпринять. Однако, поскольку становилось все холоднее, он с трудом нашел еще одного осла и снова послал братьев в горы. В тот момент, когда они уже собрались, нагрузив осла, вернуться назад, опять появились те же самые разбойники. Они забрали осла, начали бить монахов. Терпение атамана-монаха было на пределе, но он опять спросил спутника: – Скажи мне быстрее, что говорит Писание, что нам делать? – Ничего, закон Христов предписывает терпение и любовь к врагам. Однако его ответ не удовлетворил атамана-монаха. – Вспомни-ка хорошо, – сказал он, – разве нет других Писаний, которые говорят иначе? Спутник отвечает: – Есть. Это Ветхий Завет с законом Моисея.

http://azbyka.ru/otechnik/Porfirij_Kavso...

Этот день является для нас, христиан,  днем светлой радости, пасхальной радости, Пасхой Господней , которую мы празднуем еженедельно. Ибо в этот день Господь явился Своим ученикам, собранным вместе, и  «возрадовашася ученицы, видевше Господа»   ( Иоан. 20: 20 ).  «По днех осмих» , то есть опять в тот же самый день недели Апостолы снова собираются вместе, и снова является им Господь, обновляя их радость ( Иоан. 20: 26 ). Через семь недель, в день Пятидесятницы, случившейся опять в тот же день, Апостолы уже по установившемуся обычаю собираются для молитвы в Синайской горнице, и этот день становится для них днем нового светлого торжества: Господь ниспосылает им Святого Духа, Который с тех пор непрестанно пребывает в Церкви ( Деян. 2: 1–4 ). С этого времени, как это ясно видно из книги Деяний Апостольских,  «день Господень»  становится особо-чтимым днем у всех христиан. По примеру ветхозаветной субботы и потому, что, согласно верованию Церкви, Господь воскрес в полночь, празднование этого дня начиналось еще  с вечера субботы , продолжалось  всю ночь  и завершалось утром  «преломлением хлеба» , то есть совершением величайшего христианского  таинства Евхаристии – причащением тела и Крови Христовых   ( Деян. 20: 7–11 ), к которому приступали все присутствовавшие верные. Отсюда и получило свое начало то наше общественное Богослужение, которое носить название «всенощного бдения» и которое должно продолжаться всю  ночь с субботы на воскресение  и только по нашей лености и небрежению все больше и больше теперь сокращается. О такой общественной ночной молитве христиан мы находим свидетеля уже в кн. Деяний Свв. Апостолов. Так, Апостолы Павел и Сила, заключенные в темницу, в полночь воспевали Бога ( Деян. 16: 25 ). Вся первая христианская община в Иерусалиме собиралась ночью на молитву ( Деян. 12: 12 ). Христианская община в Троаде «в первый день недели», то есть в день воскресный, собралась на молитву еще с вечера и провела в молитве и слушании поучений св. Апостола Павла  всю ночь «до зари» , закончив это молитвенное собрание  «преломлением хлеба» , то есть причащением Тела и Крови Христовых ( Деян. 20: 7–11 ).  Об этом праздновании воскресного дня говорят и такие древние памятники христианской письменности, как Послание св.

http://azbyka.ru/otechnik/Averkij_Taushe...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010