Известно, что скорбь над гробом умершего будит наши лучшие чувства к нему, усиливает любовь к нему. Так и воспоминание о почившей Богоматери как бы воспламеняет в нас любовь к Ней, и Церковь в день Успения Ее льет над Ее гробом сладкие слезы любви к Ней и радости о Ней. Из этих слез и этой радости получается дивное сочетание, дающее своеобразную окраску торжеству этого праздника. И во всех остальных своих частях, успенское бдение, по подбору музыкальных мотивов, поражает глубиною и сочетанием своих мелодий. Тихая, томная скорбь, которая дышит в начале бдения, в 1-м гласе стихир на «Господи воззвах» постепенно переходит в неудержимую радость, которая перебирает для своего выражения самые радостные гласы — 2-й и 3-й в стихирах на литии (на 2-й глас поются и стиховные стихиры малой вечерни, но напевом «Доме Евфрафов», предпразднства Рождества Христова и обычным напевом предпразднств), переходя чрез них в прямо пасхальный глас 5-й для последних стихир на литии («Да воскреснет Бог» — 5-го гласа) и более тихую радость 4-го гласа для стиховных стихир.    Такую же лестницу напевов от скорби к радости представляет утреня. Первый седален ее подобно тропарю (седален — тот же тропарь, только для кафзм, и поется напевом, одинаковым с тропарем) — 1-го гласа, но подобен седальну Великой Субботы (т.е. поется напевом «Гроб Твой, Спасе»). Следующий седален радостнее — 3-го гласа (глас для тропаря апостолам) и подобен воскресному богородичну (на кафизмах); «Красоте девства». Седален же по полиелее, разумеется, еще радостнее — 4-го гласа, обычного гласа для праздничных тропарей и подобен даже воскресному богородичну «Удивися Иосиф». Ипакои 8-го гласа. Такие же гласы и даже подобны имеют седальны Рождества Христова, исключая подобен для второго седальна (здесь попроще). После пасхального ликования в каноне успенское бдение заключается умеренной радостью 4-го гласа (какою и начался праздник в стихирах на «Господи воззвах» малой вечерни) в стихирах хвалитных, — обычный глас для хвалитных стихир, — и торжественно-спокойною радостью 6-го гласа для последней хвалитной стихиры, — обычный глас для заключительных стихир.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/3...

авторов. Троичен и богородичен, поющиеся на полиелее на «Слава» и «И ныне», принадлежат пападическому мелосу, часто эти песнопения исполняются со своими кратимами. Используются сочинения тех же мелургов, что и для полиелейных песнопений. На менее продолжительных В. б. вместо троична и богородична могут исполняться 2 последних воскресных тропаря из блаженн 1-го гласа кратким ирмологическим напевом, с небольшими изменениями в словесном тексте (реже вместо этих песнопений поется просто «Аллилуия» «кратко-пространным» напевом). Воскресные тропари по непорочных поются пространным ирмологическим напевом Петра Пелопоннесского, 1-го плагального гласа. Степенные антифоны 4-го гласа исполняются пространным ирмологическим напевом, либо «карейским» распевом по устной традиции, либо в версии Петра Пелопоннесского или др. дидаскалов. Песнопения «Слава... Молитвами апостолов» и «И ныне... Молитвами Богородицы» поются пространным ирмологическим напевом на тот же глас, что и Пс 50. Катавасии либо все поются пространным ирмологическим напевом, либо 1, 3 и 9-я - пространным ирмологическим, а с 4-й по 8-ю - кратким ирмологическим напевом. Стихи «Всякое дыхание» и «Хвалите», как правило, исполняются пространным стихирарическим напевом протопсалта Иакова. Славник на хвалитех поется либо пространным стихирарическим напевом протопсалта Иакова, либо особым распевом Петра Филанфидиса. Богородичен обычно поется так же, как славник, однако «Преблагословенна еси», как правило, поется кратким ирмологическим напевом. Великое славословие исполняется в виде «кратко-пространных» сочинений на разные гласы следующих дидаскалов: протопсалта Иакова, Петра Пелопоннесского, Георгия Сарандаэкклисиота (2-я пол. XIX в.), Феодора Фокейского, протопсалта Петра Византийского (1808), протопсалта Георгия Виолакиса (ок. 1820-1911), Кириазиса Хрисополита (кон. XIX - нач. XX в.), протопсалта Даниила, хартофилакса Хурмузия (1770-1840), протопсалта Григория и Космы Мадитского (нач. XX в.). С кон. XX в. в мон-рях наблюдается тенденция возвращения в обиход нек-рых древних пространных песнопений, вышедших из литургической практики.

http://pravenc.ru/text/всенощное ...

Тропарь «Богородице Дево» чаще поется как 2-хорный осмогласник: песнопение делится на 8 строк и каждая исполняется на один из 8 гласов поочередно 2 хорами; в конце каждой строки поется кратима соответствующего гласа. Это сложное произведение принадлежит Петру Берекету (1665 - ок. 1725) и относится к пападическому мелосу, его исполнение длится ок. 45 мин. Часто «Богородице Дево» поется с кратимами протопсалта Николая Смирнского (XIX в.). Иногда вместо «Богородице Дево» поется сложный 2-хорный осмогласник Ρδον τ μραντον Николая Смирнского, на менее продолжительном В. б. поется «Богородице Дево» «кратко-пространным» напевом 1-го плагального гласа. «Богатии обнищаша» (33-й псалом) поется на 1-й плагальный глас или глас βαρς «кратко-пространным» напевом. В основном это либо сочинения совр. авторов, либо распевы, передаваемые изустно. Утреня. Песнопение «Бог Господь» поется пространным ирмологическим напевом, полиелей «Раби Господа» - «кратко-пространным» напевом, могут использоваться сочинения Петра Пелопоннесского 1-го плагального гласа (наиболее распространено), протопсалта Григория († 1821) 3-го гласа, протопсалта Даниила († 1789) 4-го гласа и хартофилакса Хурмузия 4-го плагального гласа. В богородичные праздники поется полиелейное песнопение «Слово благо» (Λγον γαθν) «кратко-пространным» напевом, используются сочинения Феодора Фокейского на 4-й плагальный глас (наиболее распространено), Георгия Критского († 1815) на глас βαρς и Хурмузия на 4-й глас. Полиелейный псалом «Исповедайтеся Господеви» исполняется, как правило, кратким ирмологическим напевом на один глас или на разные гласы (определенные стихи поются на один из гласов, следующие стихи - на др. глас и т. д.). В память празднуемого святого поются избранные стихи псалмов из Эклогария (ненотированного собрания) Никифора Влеммида , либо кратким ирмологическим напевом на 2-й плагальный глас (νεναν) в соответствии с устной традицией, либо «кратко-пространным» напевом 4-го плагального гласа, принадлежащим одному из совр.

http://pravenc.ru/text/всенощное ...

На кратких всенощных исполняются аниксандарии Феодора Фокейского или Георгия Редестского, также «кратко-пространного» напева. «Блажен муж» поется «кратко-пространным» напевом 4-го плагального гласа лампадария Петра Пелопоннесского (1787) или в сокращении протопсалта Мануила. Кекрагарии исполняются на глас пространным стихирарическим напевом, чаще в сокращении протопсалта Иакова (1800). Стихи «Положи, Господи, хранение устом моим» поются кратким ирмологическим напевом, также на один из 8 гласов. С кон. XX в. эти стихи стали исполняться преимущественно в 3-дольном метре в соответствии с практикой, установленной мон. Синесием Ставроникитским (1949). Стихиры на «Господи, воззвах»: самоподобны (υτμελα) и подобны поются пространным ирмологическим напевом с использованием определенных мелодических строк; кратким стихирарическим напевом поются самогласны (διμελα), либо анонимные, не зафиксированные в нотных книгах, либо принадлежащие различным дидаскалам (это относится и к стихирам на стиховне, на вечерне и на хвалитех на утрене, когда используются подобны и самогласны). Стихиры на «Слава» и «И ныне» обычно поются пространным стихирарическим напевом; как правило, это творения протопсалта Иакова, но с сер. XX в. мн. певчие стали исполнять особые распевы, сочиненные Петром Филанфидисом (1-я четв. XX в.). Литийные стихиры на «Слава» и «И ныне» также обычно исполняются пространным стихирарическим напевом протопсалта Иакова. «Господи, помилуй» на литии часто поется на «святогорский» распев 1-го плагального гласа, состоящий из 30, 40 и 50 повторений этой молитвы кратким способом и 3 «кратко-пространных» повторений в конце каждой из этих групп. В соответствии с традицией по окончании литии перед образом Богородицы поется песнопение прп. Иоанна Кукузеля «Свыше пророцы» в пападическом мелосе на глас βαρς. Стихиры на «Слава» и «И ныне» на стиховне, как правило, это сочинения хартофилакса Хурмузия, написанные в пространном стихирарическом мелосе, или сочинения Петра Филанфидиса. Отпустительные тропари исполняются пространным ирмологическим напевом.

http://pravenc.ru/text/всенощное ...

Тропари и кондаки поются в таком порядке: сначала поются все тропари, а потом за ними все кондаки. Перед предпоследним кондаком всегда поется « Слава », а пред последним кондаком поется « И ныне ». Последним поется всегда кондак Богородичен , или же Кондак предпразднства или праздника . Порядок этого пения таков: на первом месте поется тропарь в честь Господа; поэтому там, где храм посвящен Господу, глаголется прежде всего тропарь храму, который в воскресные дни заменяется тропарем воскресным, в среду и пяток — тропарем креста: Спаси Господи, люди Твоя…, в дни предпразднства и попразднства Господских праздников — тропарем предпразднства или праздника. За тропарем в честь Господа следует тропарь в честь Пречистой Матери Божией. Если храм Богородицы, то поется тропарь храма, если предпразднство или попразднство Богородичного праздника, то поется тропарь предпразднства или праздника. После тропаря в честь Матери Божией поется тропарь седмичного дня — понедельника, вторника, и т. д. За дневным тропарем поется тропарь рядовому святому, память которого данного числа и месяца прославляется. В субботу сначала поется тропарь дневной — Всем Святым, а потом рядовому святому. Кондаки поются в той же последовательности, как и тропари, с тем различием, что они оканчиваются или, по выражению Типикона, «покрываются» Богородичным : Предстательство христиан непостыдное… Вместо этого Богородична, в храме, который посвящен Господу, поется кондак храма, равно и в храме, который посвящен Пресвятой Богородице, поется его кондак, в дни предпразднства или попразднства поется всегда кондак предпразднства или праздника. В будние дни, когда простая служба, то на Славу : всегда поется кодак « Со святыми упокой.».. В субботу обычно поется в заключение кондак: яко начатки естества».. Надо, однако, знать, что далеко не всегда, не каждый день в году поются все вышеперечисленные тропари и кондаки полностью. Храмовые тропари и кондаки не поются, как скоро в других тропарях и кондаках, случившихся в этот день, содержится то же прославление, какое и в храмовых. Так, во вторник «не глаголем кондака храма Предтечи, зане же глаголется кондак дне, Предтечи же. Где храм Апостолам, там в четверток тропарь и кондак им не глаголем. В субботу не глаголются храмовые тропари и кондаки, где храм святому, ибо все святые именованы суть во вседневном тропаре. В среду и пяток тропарь храму Господню не глаголется, ибо глаголется тропарь Спасителю же: Спаси, Господи, люди Твоя… В воскресный день не поются тропари храму Христову, «понеже предваряет воскресен», то есть поется воскресный тропарь, в котором прославляется Христос же. Точно также не поется тропарь храма Христова в дни предпразднства и попразднства Господских праздников, равно и кондак. В предпразднство и попразднство Богородичных праздников не поется тропарь храма Богородицы и кондак храма. Тропари и кондаки храмов святым не глаголются, если случится святой, имеяй бдение ( но не полиелей ), в воскресный день и в седмичные дни.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=899...

Последование ко Господу нашему Иисусу Христу, сладчайшему и краснейшему, именуемое Трезвения и Очищения, ума сиречь и прегрешений, часто приношающо страшное бесом имя Иисусово, нам же сладчайшее Творение свт. Феолипта, митр. Филадельфийского (канон и часть стихир); свт. Марка Евгеника, митр. Эфесского (заключительные стихиры) и иных честных безмолвников. Стихиры, глас 6. Подобен: Все отложше… Иисусе сладчайший, души моея утешение, Иисусе мой, очищение ума моего, Владыко многомилостиве, Иисусе, спаси мя. Иисусе Спасе мой, Иисусе мой всесильне, не остави мене. Спасе Иисусе, помилуй, и избави муки всякия, Иисусе, и сподоби спасаемых части, Иисусе мой, и лику избранных Твоих сопричти мя, Иисусе человеколюбче. Иисусе сладчайший, апостолов славо, Иисусе мой, похвало мучеников, Владыко многомилостиве. Иисусе, спаси мя. Иисусе Спасе мой, Иисусе мой краснейший, к тебе притекающаго, Спасе Иисусе, помилуй мя, молитвами рождшия тя, всех, Иисусе, святых Твоих, пророк же всех, Спасе мой Иисусе, и сладости райския сподоби, Иисусе человеколюбче. Иисусе сладчайший, постников светлосте, Иисусе всеблагий, девствующих похвало и хранение, Иисусе, предвари, Иисусе Спасе мой, Иисусе мой и муки мя исхити, Спасе Иисусе мой, и сопричти части спасемых мя, Спасе Иисусе, и радости вечныя сподоби, Иисусе сладчайший. Иисусе Сладчайший, в нуждах сущих свободителю, Иисусе мой, бездно милости, Владыко, неичерпаемая, Иисусе, спаси мя, Иисусе Спасе мой и избави страстей всяческих мя, Спасе Иисусе, и превозношения; и славы вечныя мя тогда, Иисусе, сподоби и десныя Твоея части, Иисусе мой, со лики избранных Твоих вселив мя, Иисусе сладчайший. Канон. Глас 2 Песнь 1. Ирмос: Во глубине постла иногда… [Припев: Господи Иисусе Христе, помилуй мя.] Иисусе сладчайший Христе, Иисусе долготерпеливе, души моея исцели язвы, Иисусе, и услади сердце мое, многомилостиве Владыко, Иисусе Спасе мой, да величаю Тя спасаемый. Иисусе сладчайший Христе, Иисусе, отверзи покаяния ми двери, человеколюбче Иисусе, и приими мя, Тебе припадающа, и тепле просяща, Иисусе Спасе мой, согрешений прощения.

http://azbyka.ru/otechnik/Feolipt_Filade...

485 Эти каноны принадлежат одному празднеству, и в Уставе говорится так: «Воскресный с Богородичным», как бы они составляют один канон. 486 Канон недели поется прежде канона предпразднства – в неделю Св. отец пред Рождеством Христовым, если она случится 24-го декабря. Тогда поется сперва канон недели Св. отец, вместо канона воскресного, а потом канон предпразднства (Тип., послед. 24-го декабря). Бывает и то, что канон святого поется прежде канона недели Триоди. Так, если в 1-ю и 3-ю недели Великого поста случится праздник великого святого, то поется сперва канон святого, потом канон Триоди (Тип., послед. 24-го февр., аще в 1-ю и 3-ю Неделю Велик. поста). 487 Посему, Богородичный канон не поется в те недели, в которые случится праздник храма Симеона Столпника (1-го сентября) (Тип., храма гл. 1), 26-го октября, 1-го января, 15-го августа, 1-го октября. Во все эти числа поются следующие каноны: 1-го сентября – Индикта (на 4-ре), 26-го октября – Труса (на 4-ре), 1-го января – Обрезания (на 4-ре), 1-го октября – Богородицы (на 6-ть). Каноны указанных праздников поются на 4-ре или на 6-ть, а канон святого при атом поется на 6-ть или на 4-ре (итак, на 10-ть). И с ними поется еще воскресный канон на 4-ре. 488 Именно канон Богородицы (Октоиха) не поется: 1) В Неделю Св. отец – 6-ю по Пасхе, когда поется канон предпразднства на 4-ре и канон Недели Св. отец на 6-ть. 2) Канон Богородичный Октоиха не поется в Неделю Св. отец пред Рождеством Христовым, случающуюся с 20-го по 23-ф число декабря. Тогда поется канон предпразднства на 4-ре и канон Недели на 6-ть. Но в Неделю Св. отец, бывающую до 20-го числа декабря, когда нет предпразднства, и полагается лишь канон недели на 6-ть, – поется канон Богородицы на 2-ва и канон Крестовоскресен на 2-ва. 3) Не поется канон Богородичный Октоиха в Неделю Богоотец, если она случится в Собор Богородицы (26-го декабря) или в отдание Рождества (31-го декабря; ибо тогда поется канон праздника на 6-ть и канон недели на 4-ре. Должно заметить, что в Собор Богородицы поется сперва канон праздника Рождества Христова, а потом Богоотец, а в отдание Рождества Христова сперва поется канон Богоотец, а потом канон праздника (отдания).

http://azbyka.ru/otechnik/Konstantin_Nik...

Die Gesänge im Gemeindegottesdienst v. Jerusalem. W., 1970; Χατζηγιακουμς. Χειργραφα Τουρκοκρατας; Στθης. Χειργραφα. Τ. 1-2. С. И. Никитин, Ю. Р. Шлихтина В современной греческой певческой практике образцовой считается традиция В. б., сохраняющаяся на Св. Горе Афон, а также в др. мон-рях. Их обычаями вдохновляются и певчие на приходах, к-рые выбирают из песнопений, поющихся на Св. Горе, те варианты, к-рые ближе к приходской практике. Для песнопений В. б. прослеживаются следующие общие закономерности: то, что на обычных службах поется кратким (σντομο; соответствует силлабическому певч. стилю) ирмологическим или стихирарическим напевом, во время В. б. часто исполняется пространным (ργ; соответствует мелизматическому певч. стилю) ирмологическим или стихирарическим напевом; почти все песнопения на В. б. поются в более медленном темпе, чем в проч. дни (если в наст. статье не указывается имя автора мелоса, это значит, что такое песнопение поется согласно устной традиции или по нотным книгам, где она зафиксирована). Песнопения малой вечерни исполняются в основном кратким ирмологическим напевом. Исключение могут составлять нек-рые славники, поющиеся кратким стихирарическим напевом. Великая вечерня. Нововведением является пение во время каждения священником храма стиха «Вниду в дом Твой», обычно «кратко-пространным» напевом (ργοσντομο соответствует силлабо-мелизматическому, или невматическому, певч. стилю). Распевы этого песнопения принадлежат совр. дидаскалам и существуют во всех гласах. Наиболее часто употребляются распевы 1-го и 4-го плагальных гласов. Традиц. считаются аниксандарии пападического мелоса, сочиненные прп. Иоанном Кукузелем и др. дидаскалами; в наст. время на панигир (престольный праздник) Вел. Лавры на Афоне исполняются обычно только первые 4 стиха этих аниксандариев, а проч. стихи поются в сокращении хартофилакса Хурмузия (1770-1840). В др. мон-рях обычно поются первые 6 и последний стихи с «Аллилуия» в сокращении Хурмузия, а остальные - «кратко-пространным» напевом, сочиненным Феодором Папапарасху Фокейским (1851).

http://pravenc.ru/text/всенощное ...

Если в Неделю (воскресение) случится двунадесятый праздник Богородицы, то на «Слава» поется стихира праздника. Если же в Неделю случится праздник Господний двунадесятый, то на «Слава и ныне» поется стихира праздника. В Недели (воскресения) кроме тех, в которые бывает великий Господний праздник (Рождество Христово, Богоявление, Преображение, Воздвижение Креста, Вход Господень во Иерусалим, Пятидесятница), на «И ныне» поется Богородичен 2-го гласа: «Преблагословенна еси, Богородице Дево». Этот Богородичен поется также в субботу Лазаря (если в эту субботу не случится праздника Благовещения) и в страстную субботу (хотя бы в оную случилось Благовещение) (Тип., послед. сих дней). После хвалитных псалмов и стихир следует великое славословие 504 . Когда поется: «Всякое дыхание», тогда, после пения стихиры на «Слава и ныне», настоятель говорит: «Слава Тебе, показавшему нам свет» 505 , и певцы поют великое славословие: «Слава в Вышних Богу». Когда же не поется «Всякое дыхание», тогда, после хвалитных псалмов, на место пения стихир на «Слава и ныне», чтец 506 произносит: «Тебе слава подобает, Господи Боже наш, Тебе славу возсылаем Отцу, и Сыну, и Святому Духу, ныне, и присно, и во веки веков. Аминь. Слава Тебе, показавшему нам свет», – и читает: «Слава в вышних Богу» (Часослов, След. Псалтирь и Типик., гл. 9-я). Итак, на всякой утрени (кроме седмицы пасхальной) положено славословие: «Слава в вышних Богу». В дни непраздничные «Слава в вышних Богу», читается, а в праздники оно поется 507 . Славословие, которое поется в праздники, именуется великим славословием 508 . Есть различие в славословии, которое поется и которое читается на утрени. Славословие, которое поется, оканчивается пением ангельской песни: «Святый Боже, Святый Крепкий, Святый Безсмертный, помилуй нас». Славословие, которое читается, оканчивается словами: «Тебе подобает хвала. Тебе подобает пение, Тебе слава подобает Отцу, и Сыну, и Святому Духу, ныне, и присно, и во веки веков». В этом славословии, которое читается (а не поется), молитва: «Сподоби, Господи» находится в конце его. В славословии же, которое поется, эта молитва находится в средине его. Притом, в славословии, которое поется, в молитве: «Сподоби, Господи» поется: «Благословен еси, Господи, научи мя оправданием Твоим», трижды. В славословии же, которое читается, вместо пения сего трижды, читается так: «Благословен еси, Господи, научи мя оправданием Твоим. Благословен еси, Владыко, вразуми мя оправданием Твоим. Благословен еси, Святый, просвети мя оправдании Твоими».

http://azbyka.ru/otechnik/Konstantin_Nik...

2) Служба Божия, напеву киевского, т.е. литургия св. Иоанна Златоуста . Изложена в двух ирмологах 1674 и 1700 г. почти во всем с буквальным сходством. В ней нотно положены: Ектеньи и другие возглашения. В ирмологах 1674 и 1709 г. «Господи помилуй» изложено весьма разнообразно напевом, подобным знаменному 5 . У Малашкина (ор. 40 «Литургия св. Иоанна Златоустог о», стр. 3) напев тот же, что и на всенощном бдении (см. выше), но с прибавлением нотного положения дьяконских чтений; малые же ектеньи изложены напевом придворным. В ирмологе Г. Головни, сверх того, изложено еще: «Слава. Единородный Сыне» с надписью: «Творение иеромонаха Герасима, Генерал – Баса» (Л. 6). В переложении литургии Малашкина песнопения: «Единородный Сыне», «Приидите поклонимся» и «Святый Боже» (стр. 4–8) изложены напевом придворным. В ирмологе Головни (л. 6 об.) имеются еще: «Слава Тебе Господи» по Евангелии и «Господи помилуй» на сугубой ектеньи – печально-кудрявого напева. У Малашкина: «Слава Тебе господи» и возглашения на последующих затем ектеньях (стр. 8–9) напоминают своими концами напев киевского распева, изложенный в Синодальном Обиходе (л. 125), но протяжнее его. «Аминь» перед Херувимской весьма протяженно и повторено 9 раз. Херувимская песнь распета тем же напевом, который в Синодальном Обиходе (л. 125) известен под именем «киево-печерского». Но напев этот в ирмологах 1674 и 1709 г., в которых он только и имеется, положен вдвое протяженейшими нотами и иной редакции. Тот же напев имеется и в ирмологе Головни (л. 7 об.) и у Малашкина под 1 (стр. 10) и то же иной редакции, хотя то же с многократным повторением последнего слова в каждом полустишии. Херувимская, изложенная у г. Малашкина под 2 (стр. 15), по напеву подобна 12 Обихода (л. 137), но иной редакции. Ектенья просительная имеет разнообразные изложения с протяженной мелодией в возглашении: «Тебе Господи». Имеется с буквальным сходством в ирмологах 1674 и 1709 г. То же и в ирмологе Головни (л. 9 об.). У Малашкина она изложена (стр. 17) протяженно, но без особых распространений. Напевом, подобным другим ектеньям.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Voznesen...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010