Е.В. Белякова, Н.А. Белякова, Е.Б. Емченко Глава 11. Обсуждение положения женщин в Церкви в XX в. 1. Протестантский вызов и православие в поисках ответа В России процесс включения женщин в церковную жизнь, развивавшийся параллельно с Западной Европой и Северной Америкой, был искусственно прерван революцией 1917 г. Поместный собор 19171918 гг. не успел принять решений по ряду подготовленных докладов, касающихся положения женщин. Принятые постановления о вовлечении женщин в церковную жизнь, об участии их в административных органах церковного управления не были реализованы, тогда как в странах Западной Европы процесс продолжал динамически развиваться. С нач. 1920-х гг. в западном сообществе активизируется экуменическое движение, в ходе которого был выдвинут тезис о том, что Церкви необходимо реагировать на все процессы и изменения, происходящие в обществе, а не ограничиваться сугубо «религиозной сферой». В связи с этим встал вопрос о более активном привлечении женщин к миссии 1 . Как указывает Ф. фон Лилиенфельд, особая ситуация была в послевоенной Германии, когда пасторов-мужчин не хватало и лютеранская церковь сочла необходимым ординацию женщин (ординация не является по учению лютеран таинством) 2 . Возникший в 1948 г. Всемирный совет церквей (ВСЦ) важнейшим направлением своей деятельности назвал борьбу за защиту прав человека: за прекращение дискриминации на основании расовых, половых различий, «преодоление нищеты, несправедливых захватов территорий и политики грубой силы» 3 . В связи с этим активно стал обсуждаться вопрос положения женщин в обществе и Церкви. Эта тема стала предметом обсуждения одного из отделов Всемирного совета церквей – Отдела мирян (Lay Element). Параллельно, на первом же заседании ВСЦ под руководством доктора Кэтлин Блисс (Англия) и Сары Схако (Индия) начала свою деятельность комиссия «Жизнь и деятельность женщин в Церкви» по изучению положения женщин в Церкви и дискриминации их в обществе. Эта комиссия в 1954 г. преобразовалась в Отдел «Сотрудничество мужчин и женщин в Церкви, семье и обществе» 4 . С 1955 г. Мирянским отделом и Отделом «Сотрудничество мужчин и женщин в Церкви» стал ежегодно издаваться журнал «Миряне».

http://azbyka.ru/otechnik/antropologiya-...

Когда заканчивается восхищение красотой и начинается прелюбодеяние? Грешен ли человек, восторгающийся Венерой Милосской? Уместны ли монашеские нормы для мирян? Грешна ли Булгаковская Маргарита, сидящая на скамейке и оценивающая проходящих мимо мужчин? — отвечает священник Димитрий Агеев. Одна из десяти заповедей гласит: «Не прелюбодействуй». Только ли супружеская измена скрывается за этим словом? Когда заканчивается восхищение красотой и начинается прелюбодеяние? Грешен ли человек, восторгающийся Венерой Милосской? Может ли человек отрешиться от мира? Уместны ли монашеские нормы для мирян? Грешна ли Булгаковская Маргарита, сидящая на скамейке и оценивающая проходящих мимо мужчин? На эти вопросы отвечает священник Димитрий Агеев , клирик храма иконы Божией Матери «Всех скорбящих Радость» на Б. Ордынке. — Отец Димитрий Першин считает, что булгаковская Маргарита — грешница, потому что сидя на лавочке, она смотрела на мужчин и их оценивала . Так ли это? Во-первых, я, конечно, всецело соглашусь с отцом Димитрием Першиным в том, что Маргарита, конечно же, грешница, как каждый человек — грешник, потому что изначально человек рождается, будучи грешником. Я думаю, что есть некая разница в том, кто сидит на лавочке и смотрит. Если смотрит отец Димитрий Першин на проходящих мимо мужчин и женщин и оценивает их, то, конечно же, этот грех более тяжкий, нежели чем если сидит на лавочке и смотрит на проходящих мужчин или женщин незамужняя девушка, неженатый парень. Что такое прелюбодеяние ? Прелюбодеяние — это, прежде всего, предательство. Предательство по отношению к близкому человеку. При этом — предательство по отношению к Богу. Конечно же, все мы люди, и Господь создал нас людьми, Господь создал мужчину и женщину для того, чтобы люди были вместе, для того, чтобы люди любили друг друга. Это влечение мужчины к женщине, женщины к мужчине, естественно, и оно благословлено Богом. Поэтому вполне естественно, что, определяясь в своей жизни, выбирая свой жизненный путь и отправляясь на поиски близкой души, родного человека мы так или иначе оцениваем каких-то людей, которые встречаются на нашем пути. Очень важно, чтобы эта оценка была правильной.

http://pravmir.ru/svyashhennik-dimitrij-...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание ГИЛЬБЕРТИНЦЫ [лат. gilbertines], средневек. католич. монашеский орден в Англии. Получил название по имени основателя католич. св. Гильберта из Семпрингема (1083/89-1189, канонизирован в 1202, пам. 4 февр.). Св. Гильберт, будучи приходским священником, при содействии еп. Линкольнского Александра, в 1130/31 г. основал жен. мон-рь в Семпрингеме со строгой дисциплиной и затворничеством. Исходя из хозяйственной необходимости, он добавил к 7 монахиням мирских сестер, а позднее мирских братьев по аналогии с цистерцианскими конверсами . Ок. 1139 г. еп. Линкольнский Александр передал мирским сестрам из Семпрингема часть замка на о-ве Хаверхолм (близ Слифорда, графство Линкольншир). В 1147/48 г. Гильберт на генеральном капитуле цистерцианских аббатов в мон-ре Сито (Бургундия) просил взять основанный им в Англии орден под опеку капитула. Получив отказ, он провел частичную реорганизацию Г., добавив группу регулярных каноников. Так сложилась 4-частная система «двойных монастырей» Г., к-рая в 1148 г. была одобрена папой Евгением III . Позднее в ордене появились мон-ри только для мужчин. Всего Гильбертом было основано 13 мон-рей, из к-рых 4 были только мужские. Уже при его жизни основание новых мон-рей пошло на убыль, а после смерти были основаны 1 «двойной монастырь» и 6 мужских. Наибольшее число мон-рей Г. находилось в графстве Линкольншир, по 1 мон-рю - в графствах Йоркшир, Бедфордшир и Норфолк. Помимо мон-рей орден опекал госпитали для прокаженных в Йорке, Клаттеркоте и Линкольне. Попытки основать мон-ри ордена за пределами Англии успеха не имели. Единственным исключением стал небольшой мон-рь в Шотландии. В «двойных монастырях» число женщин вдвое превышало число мужчин. Так, в приорате св. Марии (Уоттон, графство Йоркшир), основанном ок. 1150 г. Евстахием Фицджоном, могло быть 140 женщин и 70 мужчин, а в приорате св. Андрея в Семпрингеме - соответственно 120 и 60. Муж. мон-ри были значительно меньше. Число каноников в приорате Молтон (основан ок. 1150) не должно было превышать 35 чел. Иным было соотношение в госпиталях: напр., в линкольнском госпитале, опекаемом Г., служили 16 мужчин и 20 женщин (в госпиталях работали только каноники, мирские братья и сестры).

http://pravenc.ru/text/164987.html

Разделы портала «Азбука веры» Женщины более восприимчивы к вере. Женщиной был составлен первый благодарственный гимн Богу. Женщины первые благовествовали о Воскресении Христовом. В чем еще их преимущество перед мужчинами, напоминает иеромонах Иов (Гумеров) – Отец Иов, на ваш взгляд, существует ли в Церкви проблема женщин? – Вопрос о равенстве мужчин и женщин родился в XIX веке, в условиях быстрой ломки традиционных форм жизни как вопрос о политических и социальных правах. Сначала речь шла об избирательных правах. Потом это коснулось профессиональных занятий, которые в традиционных обществах были связаны с деятельностью мужчин. Парадокс в том, что все это удвоило жизненную тяжесть женщин. Они получили возможность трудиться наравне с мужчинами, но на их плечах остался и домашний труд. Может, это имел в виду Шарль Талейран, когда сказал: «Женщины, говоря отвлеченно, имеют равные с нами права, но в их интересах не пользоваться этими правами». Во второй половине XX века идеи эти не обошли стороной и Церковь . Не потому, что Церковь не замечала этих вопросов, а потому, что к церковному организму стали применять мирские социально-политические критерии. Люди нецерковные или церковные формально, но не по духу не понимают ни природы духовной жизни, ни конечных целей человеческого бытия. Мужчина и женщина по своим природным и душевным особенностям, с одной стороны, противоположны, а с другой – дополняют друг друга, составляя единство. С этим Божественным замыслом связан и способ их сотворения. Это нашло выражение и в древнееврейском языке: «иш» – мужчина, «иша» – женщина. Как видим, одно слово, а не два. Будучи равными перед Богом и имея одинаковое человеческое достоинство, они вместе с тем выполняют различное предназначение на земле. Цель у них едина – спасение в Царстве Небесном. Поэтому святой апостол Павел пишет: «…нет мужеского пола, ни женского: ибо все вы одно во Христе Иисусе» ( Гал. 3:28 ). Если смысл и цель человечества – спасение в Царстве Небесном, то соответственно этому нужно определять критерии при обсуждении вопроса о равенстве женщин и мужчин.

http://azbyka.ru/zhenshhiny-v-cerkvi-odn...

Большая Пурга. Церковь Покрова Пресвятой Богородицы (старая). Покровская церковь; Бывшая церковь Екатерины великомученицы в селе Дебёсы /// Объект утрачен Карта и ближайшие объекты Ещё в начале XIX века в Большой Пурге была часовенка, построенная в 1781 году от дебёсской Троицкой церкви. По указу Святого Синода от 26 мая 1850 года 5456 было разрешено пургинцам отстроить свою «временную» деревянную церковь. Строить её заново мужики что-то не захотели или не смогли, поэтому через четыре года купили у дебёссцев старую деревянную церковь, разобрали её по бревнышку, перевезли и поставили у себя на самом лучшемместе. Деревянная церковь построена в 1854 году на средства прихожан с двумя престолами: первый престол освящен 19 мая 1855 года в честь Покрова Пресвятой Богородицы, а второй престол освящен 11 июля 1864 года во имя Святого Пророка Илии. Открытие прихода было вызвано дальностью расстояния селений от местного приходского храма с. Дебёсы (30 верст). В состав Большепургинского прихода вошли 17 селений, ранее входившие в приход с. Дебёсы: с. Большая Пурга, поч. Тупал Пурга, поч. Кожой, поч. Беньшур, поч. Итадур, поч. Сепож, поч. Палым, поч. Шишур, поч. Юферевский (Вукобер), поч. Новонолинский, поч. Кедзя, поч. Четкер, поч. Костошур, поч. Чумой, поч. Шорни, д. Шудзялудская, поч. Тыловай. Население прихода в 1850 году: русских – 40 мужчин и 35 женщин; вотяков – 757 мужчин и 781 женщина. В 1900 году в Большепургинский приход (за выделением 15 селений в новые приходы: Тыловайский в 1886 году, Сюрсовайский и Чумойский в 1894 году) входило уже 28 селений: с. Большая Пурга, деревни Малая Пурга, Сеп, Итадур, починки Беляевский, Палым, Ивановское, Беньшур, Митроки, Троицкое, Никольский, Ст. Четкер, Четкер, Александровский, Кедзя, Б Шишур, Новоглазово, Костошур, М. Кожей, Вукобер, Башмаково, Н. Четкер, Кр. Яр, Новолудянский, Губино, Новонолинск, М. Шишур, Сюрсовай. По документам 1909 года в приходе значится: русских – 1172 мужчин и 1226 женщин, вотяков 1437 мужчин и 1430 женщин, все православные, язычников нет.

http://sobory.ru/article/?object=51806

Соблюдая названные требования, священник должен всегда говорить человеку о необходимости для христианина следовать Евангельским заповедям. Настаивать на этом, твёрдо и недвусмысленно. И здесь в разговоре с разведённой женщиной начинается самое трудное. Позиции собеседников могут оказаться непримиримыми. Поясню подробней. Большинство разведённых женщин ещё достаточно молоды. «Замуж – поздно, а умирать ещё рано» – эта присказка не про них. Как правило, они не собираются уходить в монастырь или коротать жизнь в одиночестве. Женская природа требует своего, и это требование часто разбивает в прах все иные здравые аргументы, в том числе относящиеся к духовно-нравственной жизни. 80% одиноких женщин снова хотят замуж. Некоторые в первом браке не стали матерями, другие, родив одного ребёнка, мечтают родить ещё. Всем им хочется иметь хозяина в доме, видеть в новом муже своего защитника и кормильца. Хочется прижаться к мужскому плечу, услышать ласковое слово, дождаться наконец, чтобы тебя обняли и поцеловали. Хочется заботиться о любимом мужчине, быть ему помощницей, стать для него заботливой женой, матерью его детей, хозяйкой в его доме. Продолжать список женских желаний можно долго, почти бесконечно. С этими доводами женщин не поспоришь, они свойственны женской природе и даже вложены неё   Самим Богом. «К мужу будет твоё влечение» (ср. Быт. 3, 16), гласит Слово Божие. И это влечение есть благая цель. А к цели, даже благой, как известно, ведут многие пути. И одна и та же цель может быть достигнута разными средствами. Разведенные женщины обычно это понимают и с этим не спорят. Но, к сожалению, чаще всего на словах. В жизни – всё по-другому, но не только у женщин... Не лучше ситуация с мужчинами, у которых слова и поступки, как вода с маслом, обычно не соединяются. Позиция современных не состоявшихся в браке мужчин в отношении женщин часто лукавая и двойственная. Заметьте, что бывшая супруга получает обидное клеймо «разведённая женщина», тогда как мужчина после развода именуется свободным, в крайнем случае холостяком. Всем мужчинам известно слабое место в жизни одинокой женщины, с которого всё и начинается. Чтобы закрепить и упрочить отношения с интересной и красивой женщиной, в скором времени заводится разговор о возможной женитьбе и создании семьи. Удивляешься, как некритичны, доверчивы и наивны многие женщины. Поддавшись на мужскую провокацию, они теряют благоразумие и соглашаются на грех. Заметил, что легче грешат разведенные, чем незамужние женщины. Обычным ответом священнику служит «расхожая» фраза: «Сейчас по-другому никто не захочет...». На моей памяти почти нет удачных примеров, когда через блуд женщине удавалось второй раз выйти замуж и стать в браке счастливой... Давайте вместе с вами, дорогие женщины, сделаем первый и важный вывод: как бы ни складывалась ваша личная жизнь после развода, идти на блуд – ЭТО ПРЕДАВАТЬ ХРИСТА !

http://pravoslavie.ru/106658.html

I Всероссийский форум православных женщин ЦВ 24 (421) декабрь 2009 /  24 декабря 2009 г. Матушки всегда будут против? В Москве 3–4 декабря прошел I Всероссийский форум православных женщин, собравший около тысячи участниц из разных регионов России и сопредельных государств. В преддверии этого форума многие надеялись, что он станет уникальной площадкой для обсуждения специфических православных женских проблем, которых за годы церковного возрождения накопилось немало. Первые попытки откровенного разговора об этих проблемах до сих пор имели место только на православных интернет-форумах и в блогосфере, но уж никак не на официальном церковно-общественном мероприятии. Торжественное открытие I Всероссийского форума православных женщин состоялось в Зале церковных соборов Храма Христа Спасителя, на нем присутствовал Святейший Патриарх Кирилл и высокие представители государственной власти. На форум были приглашены руководители различных женских организаций. Можно было ожидать, что они будут говорить искренне и о наболевшем. К сожалению, в большинстве докладов на пленарном заседании звучали лишь привычные общие слова о демографии, падении нравственности, пропаганде пороков на телевидении. Те же самые стандартные формулы вполне можно было бы услышать не на форуме православных женщин, а, например, женщин-атеисток или мужчин-мусульман, — ничего бы не изменилось. Второстепенной темой некоторых докладов и одновременно главной темой разговоров в кулуарах форума стала ювенальная юстиция. Безусловно, перспектива введения ювенальной юстиции в России представляет серьезную проблему и требует самой широкой дискуссии. На эту тему уже неоднократно высказывались, например, такие известные церковные деятели, как протоиерей Всеволод Чаплин и протоиерей Димитрий Смирнов. Но то, как эта и другие реальные проблемы обсуждались на форуме, дает повод задуматься прежде всего о механизмах формирования и роли православных общественных движений, большинство участников которых — женщины. В конце 1990-х годов главной темой «молитвенных стояний» и прочих акций православной общественности было требование канонизации Николая II и его семьи.

http://e-vestnik.ru/church/matushki_vseg...

Закрыть itemscope itemtype="" > Вернуть в школы мужчин и раздельное обучение Об инициативе председателя Госдумы по подготовке мальчиков со школы к семейной жизни и роли отца 28.10.2023 1239 Время на чтение 5 минут Фото: Из личного архива автора 18 октября председатель Госдумы Вячеслав Володин во время доклада вице-премьера РФ Татьяны Голиковой о положении семей с детьми на пленарном заседании палаты выступил с предложением готовить мальчиков со школы к семейной жизни и роли отца, сообщает ТАСС. «Без мужчины нет семьи. Кстати, надо в школах подумать о воспитании мальчиков, чтобы они готовились уже к тому, чтобы стать отцами, к отношениям, в том числе в семье и к женщине. Посмотрите, сейчас не хотят создавать семью, заводят кошечек и живут», - заявил Володин. Парламентарий убежден, что мужчины без семьи и детей в 40 лет вряд ли уже возьмут на себя такие обязательства, так как боятся этого. «Поэтому именно наш комитет по вопросам семьи [женщин и детей] должен заняться решением этих вопросов. Семьи как раз, потому что семья - это и мама, и папа, и дети. Когда мы говорим, по вопросам женщин, где у вас тогда мужчины?» - заключил Володин. Инициативу Володина прокомментировал в интервью «Русской народной линии» благочинный центрального округа Южно-Сахалинской и Курильской епархии, настоятель храма святителя Иннокентия Московского в Южно-Сахалинске протоиерей Виктор Горбач : Во-первых, важно отметить, что председатель Государственной Думы Вячеслав Володин обозначил обеспокоенность и необходимость внимания к роли мужа и отца в семейной жизни. К сожалению, ныне образ семьи часто сводится к одинокой матери с ребёнком. Например, в Государственной Думе работает комитет по делам женщин, семьи и детей. Не отцов. И хотя в Семейном кодексе на бумаге декларирует равенство обоих родителей, на практике сильный пол имеет слабые права. После развода в подавляющем числе случаев ребёнка передают матери, отец оказывается в положении ограниченности своих прав. Сформировалось ложное общественное мнение, что отца можно отодвинуть на задний план, заменить его дедушкой или чужим дядей.

http://ruskline.ru/news_rl/2023/10/28/ve...

Рубрики Коллекции Система пользовательского поиска Упорядочить: Relevance Relevance О хлюпиках и воинах Христовых. Вымирают ли настоящие мужчины? 14 мин., 22.11.2013 Случилось ли что-то с сильным полом, и если да, где следует искать корни этого явления? Что о мужественности говорит христианство, непрестанно обвиняемое в пропаганде мягкотелости, непротивлении злу, а значит — слабости? Что дал в этом смысле нам Новый Завет, и что — Ветхий? Наконец, как быть с тем, что главные покровители семьи — святые Петр и Феврония — являли собой отнюдь не домостроевский пример распределения ролей между мужем и женой? Об этих аспектах нашей «мужской темы» говорим с  протоиереем Максимом Козловым . О каменной стене и «великой русской женщине»  — Отец Максим, давайте начнем с очевидного вопроса: тезис о вымирании «настоящих мужчин» — миф или он все-таки имеет под собой основание? — Можно говорить о том, что вообще исчезает всё настоящее — от продуктов питания (попробуйте купить что-то не генно-модифицированное и не суррогатное) до автомобилей, воды, воздуха. А много ли мы вспомним современных выдающихся произведений иконописи, словесности, церковной архитектуры, которые переживут века? Настоящего — мало, и в данном случае мужчины не исключение. Настоящих женщин больше по понятной причине: чисто статистически. Их и в Церкви больше: на одного молодого человека в московском храме — десять девчонок. Впечатление такое, что и по России соотношение примерно такое же. И получается, что в Церкви у нас такое гипертрофированное ощущение по поводу недостатка настоящих мужчин. Мужчин мало, и поэтому те, которые есть, очень ценятся. Я скажу, как человек, учившийся на филологическом факультете МГУ: мужчина в Церкви — это почти как юноша на филфаке, то есть он ценится просто по факту нахождения там, и это для него вредно. Потому что даже не самая выдающаяся особь, будучи ценимой просто за то, что принадлежит к противоположному полу, вследствие этого терпится со своими слабостями, недостатками, изъянами. А это не стимулирует к росту и к преодолению своих внутренних слабостей, падений и отступлений.

http://foma.ru/o-xlyupikax-i-voinax-xris...

Гагарино. Церковь Рождества Христова. Христорождественская церковь Карта и ближайшие объекты В документах 1680 г. упоминается находившееся в среднем течении р. Ягодная Ряса поместье князей Гагариных, по фамилии которых и получило впоследствии свое название село. Согласно историческим документам, поселение было основано служилыми людьми. Сложилось оно из двух населенных пунктов: деревни Новопокровское, Серпетчино тож и с. Никольское, Гагарино тож, расположенных по обоим берегам р. Ягодная Ряса. Последнее называлось так по деревянному храму святителя Николая Чудотворца, построенному в 1775 г. По данным на 1802 г., в с. Гагарино насчитывалось 37 дворов, а в них 151 мужчин и 144 женщины. В приходе Никольской церкви значилось сц. Покровское, Зыково тож, а в нем дворов 81, мужчин 378, женщин 378, а также д. Новопокровская с 18 дворами, а в них 90 мужчин и 102 женщины. В 1818 г. помещик майор Лев Кузьмич Рогозин просил в вотчине своей, «состоящей здешней епархии Раненбургской округи в селе Никольском, Гагарине тож имеется однопредельная деревянная церковь во имя Чудотворца Николая, которая хоть и крепка и к продолжению службы способна, но как имею усердие в оном селе вместо оной деревянной церкви вновь выстроить во имя Христа Спасителя с пределом Николая Чудотворца своим иждивением каменную, то прилагаю к прошению план и фасад. Покорнейше прошу дозволить, и вместо упоминаемой деревянной построить каменную церковь». В марте того же 1818 г. последовал указ Рязанской духовной консистории о разрешении строительства и выдаче антиминса в новую церковь, который 13 августа 1819 г. получен благочинным. В мае 1824 г. новый благочинный доносил священноначалию, что «майор Рогозин по своему произволу преуготовил канавы и грунт к зачатию клажи каменной церкви разстоянием от деревянной не менее пятидесяти сажен, против предписания указа». По указу Консистории было проведено дознание, и вопрос рассматривался Раненбургским земским судом, который отметил, что выбранное Рогозиным место более удобное и красивое, церковь в центре села, на правой стороне ручья, чтобы доступ был всем, и смотрелась церковь добротно и величаво, в восьмидесяти саженях от господского дома; и строит помещик на свои средства и в настоящее время уже вывел стены на три аршина выше фундамента! В результате дело было закрыто и сдано в архив.

http://sobory.ru/article/?object=17312

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010