В. В одной ли Библии сохранилось в церкви Божественное Откровение, принесенное на землю Спасителем? О. Нет: кроме Священного писания, Церковь хранит учение Христово и в своём Священном Предании, соблюдать которое заповедали нам апостолы наравне со Священным Писанием: «итак братия, стойте и держите предание, которым вы научены или словом (т. е. Свящ. Преданием), или посланием (т. е. Свящ. Писанием нашим) ( 2Фес. 2, 15 ). В. Что разумеется под именем Священного Предания? О. Под именем Священного Предания разумеется то апостольское научение, которое они сами не записали, а передали Церкви или живою практикою (напр. когда совершали богослужение и таинства), или изустно («усты, к устам»), как не раз говорят они в посланиях: 2Ин. 1, 12 ; 3Ин. 1, 14 . Впоследствии Церковь в писаниях своих святых отцов и учителей и в книгах богослужебных всё это записала и хранит неизменно. О христианской вере В. Где кратко и точно изложено основное и существенное учение нашей веры? О. В Символе (т. е. как бы знамени, образце) веры, который составлен на 1 и 2 вселенских соборах 13 и потому называется никео-цареградским. Он делится по своему содержанию на 12 частей или членов и читается так: 1 . Верую во Единаго Бога Отца, Вседержителя, Творца небу и земли, видимым же всем и невидимым. 2 . И во единаго Господа Иисуса Христа, Сына Божия, Единороднаго, иже от Отца рожденнаго прежде всех век: Света от Света, Бога истинна от Бога истинна, рожденна, несотворенна, единосущна Отцу, Имже вся быша. 3 . Нас ради человек и нашего ради спасения, сшедшаго с небес, и воплотившагося от Духа Свята и Марии Девы и вочеловечшася. 4 . Распятаго же за ны при Понтийстем Пилате, и страдавша, и погребенна. 5 . И воскресшаго в третий день, по писанием. 6 . И возшедшаго на небеса, и седяща одесную Отца. 7 . И паки грядущаго со славою, судити живым и мертвым, Егоже царствию не будет конца. 8 . И в Духа Святаго, Господа, животворящаго, Иже от Отца исходящаго, Иже со Отцем и Сыном споклоняема и сславима, глаголавшаго пророки.

http://azbyka.ru/otechnik/novonachalnym/...

А на земле православных восточных греков и Соборы созывались, и отцы, составившие правила, процвели, и толкователи их возросли... Так справедливо ли, чтобы только этот народ терпел лишение и не имел божественных правил в переводе на собственный язык? И если раньше наш народ понимал эти правила на древнегреческом языке, поскольку знал древнегреческий, то почему тот же самый народ не должен и сейчас читать правила на простом языке, когда, за редким исключением, люди знают только простой язык? Умолкни же, о человек!» 141 . Это примечание, которого, надо заметить, нет в вышеупомянутой рукописи монастыря Эсфигмен, служит прямым ответом патриарху Герасиму III Константинопольскому и в то же время является речью прп. Никодима в защиту перевода текста священных правил на общедоступный греческий язык. Такие слова, естественно, не могли быть написаны во время патриаршества Герасима III, если составители «Пидалиона» имели тогда хоть малейшую надежду издать книгу. Кроме того, тон этих слов теперь решительный, резкий, в них нет уже никакого «фимиама», который присутствовал в письме Афанасия Паросского, написанном в то время, когда патриарх Герасим еще был у власти... В. Более поздним добавлением является и упоминание в приложении 142 о «Руководстве для духовника» и «Наставлении кающемуся», равно как и отсылка к «недавно изданному „Эксомологитарию“» в примечании к II-мy ответу Николая Константинопольского (там сказано: «см. также на с. 82 в недавно изданном Эксомологитарии“ еще один страшный пример чрезмерной снисходительности духовника» 143 ). Первое издание «Эксомотогитарис» было осуществлено в 1794 г. в Венеции Николаем Глики. Следовательно, указанное добавление сделано не ранее 1794 г. Г. В образцах грамот, опубликованных в конце «Пидалиона», встречается дата 1796 г. (так было только в первом издании «Пидалиона»): на с. 529 – в образце канонического свидетельства, на с. 528 – в образце брачного договора, на с. 528 – в образце канонического свидетельства о разводе. Кроме того, в образце завещания в первом и более поздних изданиях встречается дата «июль 1793 г.».

http://azbyka.ru/otechnik/Nikodim_Svjato...

неколиких же летех от Киева сие пение и знамя некиими люборачителями принесеся до великого Новаграда, а от великаго Новаграда распростреся и умножиша толиким долговременством сего пения учения во все грады и монастыри велико-Российския Епархии и во все пределы их. И тако и доныне нами сим знаменем церковное красногласие (по обыкновению, еже в нашем роде учинено учению) держимо суть не худе, но добре, и благочинне и благоисправне, последуя прежним нашим церковным, иже по Бозе, песнорачитилям и сего многочисленного знамени растворителем. Аще и во прежиих, старохаратейных, письменных, раздельноречных иаших Словено-Российского знаменного пения книгах знамя и в нем многоразличныя сокровенныя лица и попевки тайно водимы суть, и не имущим кому в том много сокровенном личном знамени смысла осязатсльства, и в пении силы мнятся быти пелет, и неблагопотребны, и невнятоприемны, и то их нетщевание ο сем многочастном и тайнозаменном знамени и лицах от неискуства, сиречь от ненаучения и крайняго невежества бывает. И ныне песни, возникшие от новых песноснискателей, крупнодушествующие и блазняшеся ο сем, кроме учения, уповающе на свое своеумие, не приемше в сем знамени и в лицах меры и совершенного познания, превозносящеся мыслию, мнят сие старо-Словено-Российское в сокровенноличном знамени пение приводиши в органогласонотное пение и тем нотное пение исправити добре 6 . Вем по истине, еже без науки привести и исправити никакоже возможно. Нам же великороссиянам, иже непосредственно ведущим тайно водительствуемого сего знамения гласы, и в нем многоразличных лиц и их разводов меру, силу и всякую дробь и тонкость, ни кая же належит о седминотном знамени нужда, но, за благость и человеколюбие смыслодавца Спасителя нашего Бога употребляется святые его Божии церкви в пении нашею обыкновенно Словено-Российскою знаменною наукою, кроме великого сомнения и пренятия, власте и добре». Β. В славу Св. Троицы славимого Бога, сия книга, Мусикия, написася первое с писем древних доброписцев, второе изысканием диакона Иоанникия Трофилова сына Коренева, что служил у Великого Государя на сешех, въ соборе Сретения Господня, последний же соверишся Николаем Павловым сыном Дилецким, лета 7189 (1681)Май в 30 день.

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

Закрыть itemscope itemtype="" > В селе Кистыш состоялось освящение знамени 62-го пехотного Суздальского полка, которым командовал А.В. Суворов 23.02.2023 511 Время на чтение 3 минуты Фото: Предоставлены организаторами Состоялся выезд участников возрождения Суворовского храма в Суздаль и село Кистыш на Литургию и освящение знамени 62-го пехотного Суздальского полка, которым командовал Александр Суворов с 1763 по 1769 гг., сообщает РОО « Омофор – Суворовский призыв ». Группа подготовки выехала на машине 16 февраля, остальные выехали на 50-местном автобусе 17 февраля в 10.30 от московского метро «Новокосино». Прибыли в Суздаль около 14 часов. После обеда в кафе «Ландыш» и размещения в гостевом доме «Георгиевский» участники мероприятия были на вечерней службе в Свято-Василевском монастыре. Затем они собрались в столовой гостиницы, пили чай с пирогами от соратника Германа Витальевича Лапина и слушали песни суздальского соратника, поэта, барда, члена Союза писателей России, Евсеенко Анатолия Алексеевича, пели вместе с ним. 18 февраля в 9.30 в Суворовском Храме села Кистыш началась Божественная Литургия, которую служил настоятель Храма иерей Иоанн Власов. Более 50 человек причастились святых Христовых Таин. В конце Литургии состоялась Церемония прибивки к древку полотнища знамени 62-го пехотного Суздальского полка, в завершение которой отец Иоанн провел церемонию освящения знамени, а руководитель Инициативной группы по возрождению Суворовского Храма в селе Кистыш генерал-майор Черкасов Александр Владимирович вручил знамя знаменной группе кадетского класса Суздальской Православной гимназии имени Генералиссимуса А.В. Суворова. После Литургии, освящения и вручения знамени отец Иоанн отслужил Литию по всем усопшим, особо поминая при этом Александра Суворова со сродниками, воинов, погибших в ходе СВО, и соратников по возрождению Суворовского Храма в селе Кистыш. Затем полковник Трапезников Павел Васильевич, заместитель председателя Правления Владимирской региональной организации «Архитектурно-исторический комплекс имени Генералиссимуса А.В. Суворова», вручил всем кадетам Суздальской Православной гимназии подарки.

http://ruskline.ru/politnews/2023/02/23/...

Наибольшее внимание К. н. уделили Сахаров и Финдейзен. Сахаров помимо постановки проблемы К. н. составил описание «Ключа казанского знамени», в к-ром выделил 2 раздела. В 1-м разд.- «Имена казанскому знамени, иже не обретается в столповом знамении», по словам исследователя, показано 12 основных знаков с их вариантами: сокольице, голубчик, скамейца, слогия, ключик, переводка, осока, врахия, стрела, крюк, мечик, взглас; при них помещено более 100 вариантов. 2-й разд. озаглавлен «Изложение существенно столпового значения с казанским, которое знамя с коим поется. Так, статья светлая столповая равняется параклиту казанскому, статья мрачная столповая равняется простому крюку казанскому, переводка столповая равняется светлому крюку казанскому» ( Сахаров. 1849. Т. 63. С. 10). Приведенные характеристики позволяют заключить, что ученый описал список казанской азбуки, несохранившийся или пока не обнаруженный. Финдейзен, основываясь на документах, опубликованных В. М. Ундольским ( Ундольский. 1846), уделяет особое внимание создателям многоголосного пения. Первым из них он считает новгородца Василия Рогова (впосл. митр. Ростовский Варлаам ), жившего во 2-й пол. XVI в., к-рый славился как «знаменному и троестрочному, и демественному пению роспевщик и творец» ( Финдейзен. 1928. С. 153). По мнению Финдейзена, «едва ли не сам Василий Рогов или ученики его брата Саввы (Феодор Христианин и Иван Нос), жившие с Грозным в Александровской слободе, явились изобретателями так называемого казанского знамени и двухголосного церковного пения» (Там же. С. 249). Ученый указывает, что для освоения новой нотации была составлена «Книга, глаголемая кокизы, сиречь ключ к казанскому знамени», содержавшая 240 методических напевов и 67 фит (Там же). Тот же источник, без шифра, упоминается в работе Смоленского ( Смоленский. 1911. С. 99). Приведенные Финдейзеном цифры не соответствуют ни одному из известных кокизников К. н., следов., этот источник утерян. В качестве примера казанского знамени Финдейзен приводит начальный фрагмент кокизника рукописи БАН. Ф. 32.16.18 ( Финдейзен. 1928. Рис. 92). Ученый обращает внимание на имеющиеся в нем гласовые обозначения и констатирует, что казанское знамя еще не изучено.

http://pravenc.ru/text/1319806.html

И если не том знамени, с каким шел в мир Л.Н. Толстой, на одной стороне этого знамени, был начертан святой девиз: “ищите Царствия Божия и правды Его”, то вполне естественно, что “этот девиз привлек сердца людей, тоскующих по Богу и правде, к великому русскому писателю, а последний обессмертил свое имя горячей и преданной любовью к добру, пониманием его внутренней силы и святости”. Что же касается обратной стороны знамени Л.Н. Толстого, о которой я говорю в своей статье, – хотя об этих моих словах и не вспоминается в указе, – то я, равно как и каждый православно-верующий, не могу смотреть на эту сторону знамени иначе, как с чувством искренней скорби и сожаления о том, что такой великий учитель добра оказался вне Церкви, вне полноты познавания истины Христовой. Но судить за это усопшего не долг православного богослова, так как умерших судит один Бог. Скорее нашу совесть может смущать другой вопрос, не были ли мы, представители православного богословия, хоть отчасти виноваты в том, что Л.Н. Толстой отшатнулся от церкви и пошел своей дорогой, нередко доходя на своем пути до открытой вражды против Церкви и оскорбления самых святых христианских переживаний. Вторым моим служебным “преступлением” в формулировке синодального указа в нашем нравственном богословии. В общем, я согласен со справедливостью того, что говорится в указе по поводу моего отношения к этому направлению нашего богословия. Позволю себе лишь решительно отклонить то утверждение в письме ректора академии, что будто бы я позволял себе “дерзко оскорблять некоторых почтенных академических представителей богословия”. Этого я никогда не делал в своих лекциях и печатных работах и даже в большинстве случаев старался не называть имен своих идейных противников. Если же я горячо полемизировал с ними, то мне думается, более прямым ответом могло быть опровержение моих суждений в форме научной критики, а не тяжкая кара со стороны начальства. Ведь в том, например, сочинении, в котором я с особенной горячностью боролся с господствующим направлением наших систем нравственного богословия, – разумею свое исследование “ученые древней Церкви о собственности и милостыни” – я почти ничего не говорю от себя, но словами Откровения и святоотеческих писаний.

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Ekzemp...

Св. иконы всегда пишутся на основании истинных сказаний Библии и достоверных сказаний святых людей, так что на св. иконах изображаются только истинные события из жизни Церкви Божией. Поэтому св. икона есть как бы Библия , написанная красками, которую может читать каждый неграмотный человек и каждое дитя; равным образом Библия может быть названа иконой, которая для грамотных написана буквами. Таким образом св. книги и св. иконы взаимно восполняют одни других (см. Догм. 7 всел. собора). Всем без исключения людям быть грамотными трудно и невозможно, так что св. книгами все люди сами никогда не могут пользоваться, св. иконами же могут пользоваться сами люди все и всегда. Сейчас при новоначальном возбуждении народа и неграмотные сектанты хвалятся некоторым знанием священной истории, но совсем не то будет с их неграмотными детьми, когда пройдет возбуждение: они совсем забуду Бога. Вследствие этого, кто отнимает у неграмотного человека св. икону, тот старается держать людей во тьме духовной и является злейшим врагом своего народа. § 31. Чествование св. Креста Крест Христов, будучи орудием искупительных страданий Богочеловека, явился жертвенником, на котором Сам Господь Иисус Христос добровольно принес Себя в жертву (см. 2Кор.5:21 ; Еф.5:2 ; Евр.9:28 ), – стал орудием спасения всех людей ( Ин.12:32, 33 ; 1Пет.2:24 ; Кол.1:20 ), – явился знаменем нашей веры ( Числ.21:8 ; Ин.3:14 ср. Пс.59:6 ; Ис.11:12 ; Мф.24:30 ). Нарочитая честь всегда подобает священному жертвеннику (см. Мф.23:19, 20 ), доброму орудию (напр. 1Цар.21:9 ; 2Мак.15:15, 16 ) и знамени веры ( Пс.59:6 ); посему особенная честь подобает и св. кресту Христову, который в себе совмещает все три сии свойства. Действительно, крест Христов пророки называют «благословенным» древом ( Прем.14:7 ), прославленным подножием ног Господних ( Ис.60:13 ), «владычеством» ( Ис.9:6 ; что у Иисуса Христа на раменах или на плечах было – Ин.19:16–18 ). Апостолы «хвалятся» крестом Христовым ( Гал.6:14 ) и считают его средством умиротворения земного с небесным ( Кол.1:20 ), слово о кресте считают «силою Божией» и «благовествованием Христовым» ( 1Кор.1:18 ср. Рим.1:16 ), злых людей считают врагами креста Христова ( Флп.3:18 ). Устами же прор. Давида все верующие люди прямо призываются «поклониться подножию» ног Господних, т. е. кресту Христову ( Пс.98:5, 131:7 ). Как в обыкновенном войске посредством чествования знамени чествуется Государь, собравший воинов и сам давший им знамя: так при чествовании св. креста мы чествуем Самого Господа Христа, давшего нам крест Свой в знамя. Разумеется, как в знамени царском, так и в кресте – знамени Христовом чествуются не дерево, не металл, не краски и не линии, а та св. Личность и то священное дело, которые с крестом связаны.

http://azbyka.ru/otechnik/Silvestr_Olshe...

Беспоповцы, не ожидавшие что-либо слышать от своего земского начальника, как человека чиновного и светского, пришедшего, как думалось им, на беседу из одного только праздного любопытства, с удивлением посматривали на него и слушали молча без возражений. Удивление их, впрочем, скоро прошло. На лицах беспоповцев можно было тогда без труда прочитать: «все это мы не раз слыхали, ваше благородие, все это мы знаем, и для нас не ново; сказали бы мы тебе кое-что, да боимся твоей власти, ареста, штрафа и т. п., с тобою толковать – не то, что с попом, которого мы и оскорбим, как хотим, – он не взыщет. Нет, с тобою беседовать не согласны». Выслушав своего начальника, один из беспоповцев обратился ко мне с вопросом: «Можешь ли ты доказать, что троеперстие есть обычай древний?» Я. Троеперстие есть древний обычай. Свидетельство о троеперстии можно указать в памятнике XIII века: в прении Панагиота (грека) с Азимитом (латинянином). О том можно читать в книге Кирилловой, находящейся у нас под руками. Вот что написано в ней на листе 236: «Почто не согбаеши три персты и крестишися десною рукою, егда полагаеши на челе твоем и не одеваешися оружием Креста Господня, но твориши крест обоими персты, и последи пальцом внешнею страною» и прочее. Вот, видите, как в глубокой древности слагали персты для крестного знамени, – почто не согбаеши три персты? Для крестного знамени и в те времена слагали три перста. Беспоповец. Как устанавливают католики персты свои для крестного знамени? Я. Именно так, как сказано в Кирилловой книге. Три перста они не соединяют вместе. На чело и перси они полагают два перста, как и вы, старообрядцы. Беспоповец. Какие три перста они не сгибают? Я. Первые три перста. Беспоповец. Этого из книги Кирилловой не видно, и доказать нельзя, какие именно три перста повелевает Панагиот сгибать. Скорее всего и вероятнее – большой палец с двумя дольними. Яснее сказать: латиняне перстов для крестного знамени не слагали, но молятся, полагая указательный и великосредний персты на чело и живот; Панагиот упрекает Азимита за то, что он не согбает остальные три перста, т.е. большой с двумя меньшими.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Petrov...

Когда же на самом людном месте Рима поставили ему статую, – он немедленно приказал то высокое копье в виде креста утвердить в руке своего изображения и начертать на латинском языке слово в слово следующую надпись: " Этим спасительным знамением, истинным свидетельством мужества, я спас и освободил ваш город от ига тирана, и по освобождении его, возвратил римскому сенату и народу свободу, прежний блеск и знаменитость " (Гл. 40). Впоследствии Имп. Константин и его воины неоднократно испытывали помощь и силу Креста Господня. Как свидетельствует Евсевий, " где знамение креста показывалось, там враги обращались в бегство, а победители преследовали их. Когда Царь узнал об этом, то спасительное знамя, как действительнейшее средство победы, повелел переносить туда, где видел какой-либо свой полк ослабевшим. Победа с ним тотчас восстановлялась, потому что сражавшихся при нем укрепляла бодрость и сила, посылаемая свыше " (Кн. II, гл. 7). " Посему тем из своих щитоносцев, которые отличались крепостью тела, силой души и благочестивым нравом, Константин повелел состоять единственно при служении этому знамени. Таких мужей числом было не менее пятидесяти, и они не имели другой обязанности, как либо стоять вокруг знамени, либо следовать за ним в виде стражи, когда каждый из них попеременно нес его на своих плечах. Писателю настоящей истории, спустя много времени после сих событий, рассказывал об этом на досуге сам Царь и к своему рассказу присоединил следующее достопамятное происшествие " (Кн. II, гл. 8): " Однажды в самом жару сражения в войске произошел шум и распространилось великое смятение. В это время некто, носивший на плечах знамя, сильно страдал от робости и потом передал свою ношу другому, чтобы убежать с поля битвы. Когда же один принял знамя, а другой удалился, и находился уже вне стражи знамени, – пущенная стрела в сего последнего пронзила ему чрево и лишила его жизни. Принимая наказание за боязливость и неверие, он упал и умер. Напротив, для того, кто взял спасительную хоругвь, она сделалась охранением жизни, так что сколько ни пускали в него стрел, – он оставался невредим; все удары их принимало на себя копье знамени " (Кн.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2448...

Атеизация человечества разра­стается. Неведомы ее пределы. Идеологи­чески исход для христианства в атеистичес­ком государстве – уход из мира, из атеис­тического государства. (Но куда? Некуда.) Христианину остается скорбеть и терпеть, покоряться действительности. Покоряется не идеологически – он хранит свои принципы как святыню. При наличной действительно­сти это хранение – идея его жизни. Какой смысл? Христианин верит в Промысл. Бог ведет человека неуклонно к поставленным целям мироздания. Совершившееся – не мировой случай. Оно – акт, Вам попускаемый, мудрый и благой. Боготворческая эво­люция ждет хранения и защиты христиан­ского знамени – это необходимое звено и фактор той эволюции. Измена знамени, от­клонение в сторону, ослабление знаменосца в хранении знамени – угрожает отступле­нием и исключением из цепи эволюции, богоцарственной истории спасения. В словах митрополита Сергия прозвучала измена христианскому знамени, потому-то Церковь забила тревогу. Она ужаснулась восставше­го призрака. Ужаснулась за судьбу русско­го Православия, за место его в богоспасении. Еп. Вениамин».   Архиепископ Павел, ознакомившись с письмом, передал его митрополиту Сергию, и оно вскоре попало в ОГПУ и было направ­лено затем начальнику Уральского Окруж­ного отдела ОГПУ со следующей характеристикой: «Из документа видно, что Вениа­мин не скрывает свою физиономию, а прямо призывает к борьбе с " безбожной властью " . Предлагаем тщательно разработать Вениа­мина на предмет выявления его связей сре­ди местных церковников и его контррево­люционной работы». 28 июля 1929 года, после того, как со­трудниками ОГПУ были сделаны выписки из этого письма, начальник Уральского Ок­ружного отдела ОГПУ распорядился: «На­чать усиленную проработку Вениамина, окружить его нашими осведомителями, поста­вить перед последними задачу выявления связей Вениамина контрреволюционным духовенством... Результат вашей работы со­общить». В начале сентября 1929 года в Ярослав­ле была арестована большая группа духо­венства во главе с архиепископом Варлаамом (Ряшенцевым).

http://fond.ru/kalendar/931/veniamin/

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010