И тогда услышал от Господа голос: — Дитя Мое, почему же ты не пьешь? — Но он же прокаженный! — А разве ты не видишь, что он только зачерпывает воду, он не дает ничего своего. Разве ты не видишь, что колодец весь золотой, ведро золотое? Священник не дает тебе чего-нибудь своего, будь он даже прокаженным, а дает тебе Господь, Который чист и непорочен, — ответил Господь. Святое Причастие совершает чудеса, какой бы священник ни причащал Святое Причастие совершает уникальные чудеса, какой бы священник ни причащал. Поэтому, какой бы священник нас ни причащал, к кому бы мы ни пошли — мы принимаем одного и того же Христа. Естественно, если твой духовник служит вместе с другими духовниками, то ты из благоговения и любви можешь захотеть причаститься у него, но это не означает, что Святое Причастие имеет разную ценность. Фото: uspeniya.cerkov.ru      То, что священник кадит нас во время Святой литургии, указывает на молитвы христиан. В Апокалипсисе есть замечательный образ ангелов, собирающих молитвы христиан и возносящих их пред Бога (ср. Откр. 5, 8; 8, 3–4). А на вечерне мы поем: «Да исправится молитва моя, яко кадило пред Тобою». Молитва, как фимиам, возносится на небо. Когда я был рукоположен, священник дал мне замечательное толкование ладана, угля и кадила. Он сказал: — Отче, сейчас ты — хороший ладан. Ладан благоухает. Если мы привезем его со Святой Горы Афон и ты его понюхаешь, то он благоухает. Но чтобы это благоухание распространялось вокруг, — продолжил он, — ладан надо положить на уголек и разжечь. Так и в нашей жизни: чтобы заблагоухала наша душа, как ладан в церкви, надо и нам пропечься в испытаниях и искушениях. Поэтому Бог их и попускает, и так проявляется ладан, это благоухание молитвы, благодать Святого Духа. А уголь — это огонь Божества, вошедшего в утробу Пресвятой Богородицы, и Она при этом не обожглась. Основание кадила — это утроба Пресвятой Богородицы, уголь — Божество, а ладан — это благоухание Святого Духа, распространившееся по миру. Есть такие символические толкования, которые делают даже святые. Святая литургия — не символическое событие, а самое настоящее, перед нами реальность, но всё же неплохо было бы дать и некоторые толкования, которые помогли бы нашей душе кое-что понять.

http://pravoslavie.ru/105481.html

А через некоторое время подвижник увидел сон: у золотого колодца стоит прокаженный и черпает воду. Золотым было и ведро, и ковш, даже цепь. И вот прокаженный говорит подвижнику: «Пей!» – «Ну нет! – отвечает подвижник. – Из рук прокаженного я пить не буду». И тогда он услышал голос Бога, который спросил его: «Дитя Мое, почему ты не пьешь?» – «Но этот человек – прокаженный!» – ответил подвижник. – «Разве ты не видишь – он только черпает воду! Колодец – из золота, ведро – тоже. Он не предлагает тебе ничего своего! Так и священник: он ничего не дает от себя, даже если болен проказой. Тебе всё дает Господь, Который чист и непорочен». Так ответил Бог тому подвижнику. Каждение во время литургии символизирует молитву Святое Причастие – это уникальное чудо, независимо от того, какой священник причащает. Какой бы священник ни причащал, к кому бы мы ни встали в очередь на Причастие – все равно мы соединяемся со Христом, Который Один и Тот же. Конечно, если служит несколько священников и один из них – твой духовник, желание причаститься именно у него понятно: это благоговение перед духовным отцом, любовь к нему. Но это не значит, что в разных Чашах – разное Причастие. Каждение во время литургии символизирует молитву верующих. В Откровении говорится об ангелах, которые собирают молитвы христиан и относят их к Богу. Как поется на вечерне: «Да исправится молитва моя яко кадило пред Тобою». Молитва – это ладан, аромат которого возносится на Небо. Когда меня рукополагали, владыка привел мне прекрасный пример про ладан и угольки в кадиле. Он сказал: «Отче, сейчас ты – ароматный ладан. Вспомни, как пахнет ладан, привезенный с Афона, – он благоухает. Но чтобы это благоухание распространилось, – продолжил владыка, – необходимо поместить его на горящий уголек. Так и в жизни: для того, чтобы наша душа начала благоухать подобно ладану, нужно пройти через огонь испытаний и искушений. Для того и попускает их Бог – чтобы ладан начал благоухать, чтобы заблагоухала молитва, благодать Святого Духа. Ведь уголь – это огнь Божества, Которое вошло в утробу Пресвятой Богородицы, не опалив Ее. И кадило символизирует именно утробу Божией Матери. Уголь – это Божество, а ладан – благоухание Святого Духа. Которое распространилось по всему миру».

http://pravmir.ru/arhimandrit-andrey-kon...

е. не пеклись ни о чем), работая одному спасению своему. Повелела Царица Спасения, чтобы приумножилось море милостыни, и приумножилось оно; напоились иноки досыта из того моря милостыни, но, имея такое благодеяние, все-таки остались отступниками, не покорились Царице Спасения, изгнали Ее с царственного трона, а на царский трон посадили царицу погибели. Видит человек несчастие свое (нищету духовную), но оправдывает себя, говоря, что некогда Богу молиться, «не успеваем мы и на тело наше поработать, когда же нам молитвой заниматься? Сделаем снисхождение (уставам) монашеской жизни». Уже одно это снисхождение (или опущение) есть отступничество от монашеской жизни. Видит Царица Спасения, как хотят они оправдать себя нуждами своими телесными, не в силах якобы обеспечить тела своего; послала им Царица Спасения милость милостынную. Но опять видит, что и теперь не покоряются они монашеской жизни, опять стали промышлять о себе и преумножать милостынную милость. Сошла благословенная Царица, удалилась от (града) Своего, но от удела Своего еще не устранилась, долготерпя, как Матерь детям Своим и ожидая от них покаяния. Долготерпела и долготерпит Царица Спасения, печалится Она о бесчиниях, которые творят люди в противность Ей, и печальными словами говорит: «Людие Мои, что сотворих вам, или чем вас опечалих? Ответствуйте Мне? За то ли возненавидел ты Меня, народ Мой, что Я из мира тебя извела и освободила из дома рабства, поставила на путь спасения пред Лице Мое в жизнь монашескую? Людие, послушайте Меня, и благая снесте; воскурится тогда благими душа ваша (т. е. заблагоухает, как кадило). Вонмите, люди, слухом вашим, черпайте воду с веселием из источника спасения. Людие Мои, что сотворила Я вам, вместо спасения вы отплачивали и отплачиваете Мне злобами вашими? Людие Мои, что сотворих вам, и что воздали вы Мне? Вместо благодарности, воздаете Мне неблагодарностию. Народ Мой, что сотворила Я тебе, и что воздал ты Мне? Из убежища мира сделали вы убежище смуты. Народ Мой, что сотворила Я тебе, и что воздаешь ты Мне? Вместо любви, воздаешь Мне ненавистию.

http://azbyka.ru/apokalipsis/svyatoj-nil...

В Вяжицком монастыре кадило сребропозлащенное, чеканное, чешуйчатое с надписью: «лта 7171 (1663) августа въ 1 день, построено кадило по смиреннаго митрополита казанского и въ В. Новгородъ въ домъ великихъ чудотворцевъ Николая и на Вяжищи по душ Москвитина гостинные сотни Бориса Андреева сына Никитинскова». В Соф. соборе кадило серебряное большое с прорезной главкой и с надписью: «лта 7180 (1672) марта въ 4 день далъ кадило въ обитель и домъ Живоначалъныя Троицы, что въ Торжку по конецъ посадовъ по своихъ родителей Московитинской, что у Великого государя на сняхъ». В Преображенской церкви на Ковалеве кадило серебряное, чеканное, лосчатое, с надписью вязью: «лта 7183 (1675) августа 25 д. кадило всемилостиваго Спаса Ковалева м. при настоящей власти игумен Сав съ В Преображенской Кунинской церкви серебряное чеканное, лосчатое кадило с надписью: «лта 7190 (1681) года сентября въ день построено кадило въ церковь Петра и Павла, на Кунинов врой и mщahieмъ еодора Васильевича Нащокина». В Предтеченской церкви на Опоках кадило сребропозлащенное, прорезное, с надписью: «лта 7193 (1687) при благоврныхъ великихъ государехъ царехъ и в. князехъ Алексевич и Петр Алексевич, и при благородной царевн и в. княжн Алексевн всея и малыя и блыя самодержцехъ и при митрополит В. Новаграда и Великолуцкомъ устроено кадило въ церковь Рожества Предтечи на Петрятин Дворищ, сего церковнаго кадила всомъ 203 золотника». В Знаменском соборе кадило старинного устройства с надписью: «лта 7204 (1693) декабря въ 23 д. при благоврномъ государ цар и великомъ княз Алексевич и при великомъ государ, цар и великомъ княз Петр Алексевич всея и малыя и блыя самодержц сдлано кадило въ дому у пречистые Богородицы честнаго ея въ церковные утварь». В Хутынском монастыре известно об одном кадиле XVII века, приложенном от князя Феодора Ивановича Мстиславского. В монастырской описи за 1642 год оно записано так: «кадило серебряное на поддоннике лосчатом с покрышкой, через ложку золочено, резь позолочена, травы резныя; а на покрышке маковица, а на ней крест вольячной» 429 ; по обе стороны креста резь, а на резе подпись – Iucycъ Христосъ; маковица и крест золочены, а около кадила подпись: «лта 7129 (1621) году далъ кадило въ Новгородъ, боголпнаго Господа Бога и Спаса нашего Христа въ монастырь великого чудотворца Варлаама на утыню бояринъ князь едоръ Ивановичь Мстиславской по своихъ родителехъ и по себ, въ вчныхъ благъ будущаго ради покоя, при архимандрит тоя обители Варлаам съ А подпись около кадила резная; да у того же кадила пять цепей серебряных не золочены; среди цепей четыре херувимы серебряные литые, по одной стороне золочены, на верху цепей чашка, а на ней травы резные золочены, на верху чашки два конца серебряные 430 .

http://azbyka.ru/otechnik/Makarij_Miroly...

В Деревяницком монастыре кадило серебряное чеканное, лосчатое, с надписью: «въ лто 7150 (1642) далъ кадило въ монастырь на Деревяницу монастыря архимандритъ Андреянъ». В Борисовской церкви кадило медное, чеканное с надписью: «лта 7157 (1648) декабря въ 27 день въ Великомъ Новгород на Запольскую улицу въ храмъ благоврнымъ княземъ Борису и Глбу еодоръ Григорьевъ сынъ Махотинъ далъ кадило по своихъ родителехъ». В Успенской церкви кадило серебряное, приложено царём Алексеем Михайловичем, с следующею надписью: «160 (1632) года въ 12 день кадило пожаловалъ государь царь и князъ Алексй Михаиловичъ всея въ В. Новгородъ къ своему государеву ангелу к Алексю человку по челобитью преосвященнаго Никона митрополита новгородского и великолуцкого». В валдайском Иверском монастыре сребропозлащенное кадило, чеканное прорезное, имеет вид одноглавого храма с чешуйчатой главкой. На нём по верхней чаше в шести клеймах чеканная надпись: «лта 7160 августа въ 7 день сдлано кадило въ Новгородъ къ каменной церкви святыхъ страстотерпецъ Бориса и Глба изъ государевы, царевы и вели»;–далее продолжается надпись на нижней чаше в шести также клеймах: «кого князя Алекся Михаиловича всея казны, по великого господина святйшаго Никона, московского и всея Борисоглебская церковь , к которой приложено кадило, находится в Новгороде на Торговой стороне. В Юрьеве монастыре серебряное кадило с надписью: «лта 7126 (1618) г. въ пятый день сдлано быстъ кадило въ монастыр при архимандрит всомъ фунтъ 77 золотниковъ». В Соф. соборе кадило сребропозлащенное лосчатое, большое, с чешуйчатой главкой; на нём надпись: «лта (7166) (1658) апрля въ 1 день передлано старое кадило въ благочестиваго государя царя и в. князя Алекся Михаиловича всея преосвященнйшаго митрополита Великого Новаграда, а всомъ три фунта безъ четверти, и въ то число прибавлено къ старому кадилу казеннаго серебра фунтъ семдесять девять золотниковъ съ полузолотникомъ». Другое подобное кадило в том же соборе с надписью: великого государя царя и в. князя Алекся Михаиловича всея самодержца и ево благоврные царицы».

http://azbyka.ru/otechnik/Makarij_Miroly...

О свете небесном, как он сходит к гробу Господа Мне, худому и недостойному рабу, пришлось увидеть своими грешными глазами, как сходит свет к гробу Иисуса Христа. Многие странники неверно говорят о нисхождении Света Святого. Одни говорят, что Святой Дух голубем сходит к гробу Господнему, другие - сходит молнией с неба и так зажигаются лампады над гробом. Все это ложь и неправда: ничего этого не было видно, ни голубя, ни молнии, но невидимо сходит с неба Божья благодать и зажигает лампады у гроба. Об этом и расскажу поистине все, как видел. В великую пятницу после вечерней службы натирают гроб Господний, промывают лампады все, вливают в них масло без воды, только одного масла. И, воткнув фитили в оловянные держатели, не зажигают их, а оставляют в лампадах незажженными. Запечатывают гроб в два часа ночи, тогда же гасят все лампады и свечи по всем церквам в Иерусалиме. Тогда я, худой и недостойный, в эту пятницу в один час дня пошел к князу Балдуину и поклонился ему до земли. Он же, увидев меня, худого, подозвал к себе с любовью и спросил: " Что хочешь, игумен русский? " Он хорошо знал меня и очень любил, был он человеком добродетельным, очень скромным и ничуть не гордился. Я же сказал ему: " Князь мой, господин мой, прошу тебя ради Бога и князей русских, разреши, чтобы я поставил свое кадило на святом гробе от всей Русской земли " . Тогда он милостиво и любовно разрешил мне поставить кадило на гробе Господнем, послал со мною человека, своего лучшего слугу, к эконому церкви Воскресения и к тому служителю, который держит ключ гробный. Эконом и ключарь святого гроба разрешил и мне принести свое кадило с маслом. Я, поклонившись им, пошел с большой радостью, купил большое стеклянное кадило, налил в него масла честного, принес уже вечером к гробу Господню и упросил ключаря впустить внутрь гроба Господня. Он открыл мне двери, велел снять калиги, босого ввел меня с кадилом и разрешил мне поставить кадило на гробе Господнем. Я поставил своими руками грешными в ногах, там, где лежали пречистые ноги Христа. В головах стояло кадило греческое, на груди было поставлено кадило монастыря Саввы и всех других монастырей. Сохраняется такой обычай - во все годы ставить кадило греческое и монастыря Саввы. Благодатью Божьей тогда зажгли все эти три кадила. А католические кадила были повешены вверху, и ни одно из них не возгорелось. Я же тогда, поставив кадило, поклонившись честному гробу и поцеловав с любовью и со слезами Святое Место, где лежало тело Христа, вышел из гроба с великой радостью и пошел в свою келью.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2354...

Тогда поют идучи певцы не спешно, новому лету ихже чреда, стихеры самогласны гласа а: самославная и божественная учениа Христова, и прочая стихеры допевают став поликом на уреченном месте. И пришед святитель на уреченное место и станет на своем месте по чину, а ризничей и диакон, став на среде со евангелии, сотворят вкупе ко святителю поклонение и отшед полагают евангелиа на налогех. Ключари же велят престати звонить и уставляют кресты и святые иконы по обычаю. А власти и священницы ставятся по ликом постепенно. Святитель же тогда сотворь поклонение г ко святым иконам и осенит на обе страны споклонениемь. И потом благословляет болярина и воевод и диаков. И по сем власти иереи сшед сликов койждо по единому на среду я поклоняются святителю два, два по чину и паки станут кийждо на своих местех. Таже протодиакон приносит ко святителю кадило. Святитель же приемлет кадило и, на знаменав на обе страны кадилом лики, и сшед сместа своего, кадить на налогех евангелия и святыя иконы и кресты предходящим ему подияком слампадою и со свещами, а по них протодиакон со свещею. И на правой стране святитель кадить святые иконы и рипиды, таже болярина и воевод и дияков и властей, иереов и певцов и правые страны народ. Потом левые страны кадит святые иконы и рипиды и властей и священниц и певцов и народ. И паки по семь покадит крест и на налогех святые иконы и евангелиа и подиаков и слампадою и сосвечами и сладаницею и за местом подиаков. И став паки на месте своем, покадит на обе страны властей и потом диаконов и протодиакона и отдаст кадило протодиакону. И сотворь поклонения г ко святым иконам и осенит на обе страны рукою. Таже протодиакон покадит святителя и потом юрьевского диакона и отдаст свечю и кадило диакону и диакон прием кадило покадит протодиакона, и протодиакон, отшед, станет по стороне святительского места и диакон подносит архимариту кадило. А хутынской диакон емлет другое кадило и свечю у ключарей и подносит такоже архимандриту кадило. И архимариты приемлют от диаконов кадила и, зашед против святителя, творят ко святителю скадилом поклонения, а диакони со свечами тако же творят поклонениа ко святителю вместе со архимариты.

http://azbyka.ru/otechnik/Konstantin_Nik...

Древние новгородские кадила 426 , как и в других местах России, имели вид храма одноглавого или пятиглавого, состоящего из чашки на поддоне с высокой шатровой кровлею или верхом. Подобного устройства были и ладоницы 427 , и кацеи 428 , только без цепей и повыше кадил. Те и другие устроялись из меди и серебра. 1 . Из дошедших до нас кадил все относятся к XVII веку. От XVI же века осталась одна нижняя часть, или поддон медного большого кадила в церкви упразднённого Болотова монастыря, с чеканной надписью: «лпа 7054 (1546) году мсяца мая 20 день, далъ сие кадило въ монастырь Npeoбpaжehiю Спасову на Ковалево Евдоиимъ Степановъ сынъ Льнянинъ при игумени eoдociu». Упоминаемый здесь Ковалёв монастырь находился близь Болотова. Что касается до XVII века, то от него сохранилось до 15 серебряных кадил в новг. церквах и монастырях, а кадильниц или кацей древних нигде не видно. В Антониевом монастыре кадило сребропозлащенное, лосчатое, о семи чешуйчатых главах, изящной работы, весом один фунт 70 золотников. О построении и возобновлении его свидетельствует надпись вязью: «лта 7130 (1622) генворя въ 8 день, при держав благоврнаго государя царя великого князя Михаила еодоровича всея самодержца и при святйшемъ иларете московскомъ и всея и при преосвященномъ митрополит великого Новаграда и великихъ Лукъ, боярина князя еодора Ивановича Мстиславского здлано кадило Рождеству пречистей Богородицы во монастырь Римлянина при игумене Павл а потом пониже другими буквами написано: «вдлано (вероятно переделано) кадило 182 (1674) году ноября въ 7 день при тоя честныя обители монастыря Римлянина архимандрите збратьею вдвадесятое лто паствы его». В Духове монастыре кадило круглое сребропозлащенное 1631 года, древней чеканной работы, устроено наподобие одноглавого храма, с прорезным верхом и чешуйчатой главкой. Надпись на верхней части его двустрочной крупной вязью в шести клеймах: «лта 7139 году въ 1 длано кадило цар и великомъ Михаил всея Руси и при на нижней чашке также в шести клеймах вязью: «государ святйшемъ Филарет всея Руси, при митропоолит Варлаам и ярославскомъ». Под этими последними шестью клеймами надпись не вязью, полууставная: «и то кадило преосвященный Варлаамъ и далъ въ домъ пречистые Богородицы въ двичь монастырь Михалицкой на Молотков по душ отца своего Карпа и по матери по инок схимниц». На поддоне въ четырёх клеймах надпись двустрочной вязью: «Духъ найдетъ на и сила осн».

http://azbyka.ru/otechnik/Makarij_Miroly...

Первые три прошения: «Миром Господу помолимся», «О свышнем мире», «О мире всего мира». Ектения окончена. По уставу во вседневной, будничной вечерне, за редким исключением, полагается чтение одной кафизмы. Она почти нигде не читается. Читается в монастырях, а в приходских храмах почти не читается, но положена кафизма. После кафизмы идет малая ектенья, которая является сокращением великой, только ее начало и конец. После нее поется молитвословие на каждой вечерне, взятое из обихода богослужебного еще древней ветхозаветной Церкви: «Господи, воззвах к Тебе, услыши меня, услыши мя, Господи» — слова из псалма, и дальше добавляется: «Да исправится молитва моя, яко кадило пред Тобою». А как вы понимаете эти слова? Что значит: «да исправится молитва моя?» Я спрашиваю потому, что обыкновенно под словом «исправление» понимается обратное. Молитва окончилась. Знаете, как про человека говорят: «Он исправляет свою должность», т.е. выполняет. Тут именно об этом говорится. Не о том, чтобы кто-то какую-то молитву исправлял. «Да исправится молитва моя, яко кадило пред Тобою», т.е. пусть моя молитва выполняется, как кадило пред Тобою. В соответствии с этим, тут начинается каждение храма. Отец Иоанн Кронштадтский любил говорить, говоря о кадиле, что когда кадило горит и благоухает, то благоухающий дым поднимается кверху — «такова должна быть молитва твоя, а если видишь кадило холодное, погасшее и нет с него никакого фимиама — благоухания, то это та молитва, которая часто у нас бывает». Потому-то мы и молимся: «Да исправится» — да выполняется молитва моя, яко кадило пред Тобою. Маленькие дети, когда слушают, не очень хорошо это понимают. В обителях, в монастырях и в приходах, где соблюдается устав более или менее точно, после этих стихов читаются выдержки из псалмов, но в праздник их поют. В конце концов доходят до стиха «Изведи из темницы душу мою исповедатеся имени Твоему». Этот стих вы часто слышите на воскресных всенощных, с него начинается пенье «стихир» — отдельных молитвословий. Название «стихира» осталось за ней, потому что в древности, когда составлялось большинство служб, она была написана стихами.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3262...

Рассказывают (это случилось еще до моего прихода в монастырь), как–то в обитель на праздник приехал недавно рукоположенный дьякон из Ленинградской духовной академии. Он был учен, важен и со снисходительностью посматривал на невежественных монахов провинциального монастыря. У наместника в алтаре было любимое, необычайно красивое кадило, такое огромное, что мы называли его вавилонской печью. В него вмещалось полведерка пылающих углей. Пользовался этим кадилом отец наместник исключительно сам. Да оно и было таким тяжелым — металл, позолота, камни, цепи, — что только мощный отец Гавриил мог с ним справиться. Иногда, впрочем, под особое настроение отец наместник во время всенощной обращался, например, к отцу Иоанну: — Отец архимандрит, совершите каждение! Отец Иоанн, которому и поднять–то такое кадило было непросто, смиренно кланялся (это к вопросу о дисциплинарном послушании), брал это кошмарное орудие и начинал кадить. Но очень скоро настолько уставал, что завершал каждение двумя руками, еле держа цепи. Отца наместника это весьма веселило. А когда кто–то пытался высказать отцу Иоанну свое сочувствие, тот с удивлением говорил: — Что вы так возмущаетесь? Кому же меня и смирять, как не отцу наместнику? Но вернемся к питерскому гостю. Увидев висящее в пономарке чудесное кадило, он возгорелся желанием сейчас же применить его в деле. Пономари со страхом пояснили, что этим кадилом может священнодействовать только отец наместник. Академист поднял на смех глупых провинциалов и решительно приказал подать ему именно это кадило. Послушники–пономари, для которых выпускник духовной академии был почти небожителем, сдались. И вот питерский дьякон предстал в алтаре, вознося перед отцом наместником пылающую углями, дымящуюся благородным фимиамом драгоценную кадильницу. И торжественно произнес положенное: — Благослови, Владыко, кадило! Наместник по привычке занес было руку для благословения и… замер! Он просто не поверил своим глазам! Осознав наконец, что его любимое кадило посмел взять какой–то питерский дьяконишка, отец наместник тихим, леденящим кровь шепотом произнес:

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=67

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010