Изменившаяся ситуация не прекратила борьбы итальянских республик. Только теперь Венеция и Генуя имели дело с Мурадом, а не с византийцами и при помощи турок смещали и назначали византийских императоров. Так, в 1376 году генуэзцы низложили — с турецкой помощью — императора Иоанна V, который отдал Венеции остров Тенедос, и возвели на трон его сына Андроника IV, обещавшего этот же остров Генуе. Выше мы видели, что насущные торговые интересы Генуи требовали взаимодействия с Золотой Ордой. Поэтому вполне естественно, что генуэзские дипломаты и купцы готовы были помогать татарам сохранить их господство на Руси. Сведения о деятельности генуэзцев в Москве очень скудны,   но русские летописи упоминают «сурожан» (т. е. жителей Сурожа, Сугдеи), политические цели которых, в отличие от их национальности, совершенно очевидны.   После 1370 года они активно сопротивлялись планам примирения Москвы, Твери и Литвы, которые вынашивали патриарх Филофей и его посол Киприан и которые угрожали власти Мамая над Русью. В 1374 году, когда примирение, казалось, было достигнуто, Некомат Сурожанин, в сопровождении татарского посла, сновал между Москвой, Тверью и Литвой и в конце концов привез из Орды грамоту, объявлявшую Михаила Тверского великим князем. Тогда Михаил Александрович нарушил клятвенное обещание о мире и союзничестве с московским князем.   За покорением Твери москвичами в 1375 году — это был явный вызов Мамаю — последовали годы колебаний со стороны князя Дмитрия Ивановича. Боярская партия в Москве хотела традиционной лояльности по отношению к Орде. В прошлом Византия и церковь поддерживали эту стратегию, но теперь против нее выступали Филофей, Киприан и их друзья–монахи в Москве, желавшие мира с Литвой и свержения татарского ига. Дмитрий был вынужден искать Алексию такого преемника, который бы проводил протатарскую политику, даже если при этом будет страдать православное население Литвы и единству митрополии наступит конец. Но, чтобы иметь такого митрополита, надо было отвергнуть Киприана. Источники несколько раз упоминают генуэзские деньги, употреблявшиеся для поддержки «московского» митрополита, что показывает, насколько активно генуэзские торговцы были вовлечены в византийскую и русскую церковную политику.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=719...

секторе портовой части Сугдеи, у подножия горы Полвани-Оба. Сооружение однонефное одноапсидное со входом в зап. стене, с каменной лестницей вдоль сев. стены шириной 0,75 м, огражденной подпорной стеной. Храм 1993 г. расположен в вост. секторе портовой части Сугдеи, на обрыве скалистого утеса ( Майко. 2007. С. 226-230). Сохранилась кладка апсиды и часть юж. стены однонефного храма со входом. Храм 12 апостолов, расположенный у основания башни Фредерико Астагуэрро (1386), посвященный, согласно местным преданиям, прор. Илии ( Гавриил (Айвазовский). 1844. С. 326),- однонефная постройка с апсидой 5-гранной формы снаружи и полукруглой изнутри. Свод храма не сохранился, но убедительно реконструируется как стрельчатое перекрытие с 2 подпружными арками. На стенах заметны остатки фресковой росписи. Часовня 1966 г., расположенная на обрыве береговой кромки портовой части Сугдеи, на участке раскопа III «Приморское укрепление», представляет собой домашнюю молельню квадратной формы, сложенную на глиняном растворе со стропильной крышей; она входила в архитектурный комплекс усадьбы ( Джанов. 1997. С. 223-226). Близ Сугдеи раскопано 5 храмовых объектов. Часовня 1995 г. на юж. склоне горы Перчем была однонефным сооружением площадью не более 5 кв. м. Внутренняя часть апсиды заложена сплошной кладкой, в к-рую вмонтировано каменное основание престола. Храм монастыря св. Пантелеимона в 1,5 км к северо-западу от городища, у юж. подножия горы Перчем ( Фомин. 1927. С. 47; Баранов, Майко, Джанов. 1997),- крупная 2-нефная 2-апсидная постройка с обширным нартексом, юж. неф имел отдельный каменный алтарь и исполнял функцию парекклисиона. Храм использовался как место погребения и заупокойных служб (под полом находилось большое количество могил). Во время раскопок был обнаружен блок с остатками греч. надписи по сырой штукатурке: «...воздвигнут от основания храм святого великомученика и бессребреника Пантелеимона (?) трудами...» На основании деталей литургического характера комплекс монастыря можно отнести к обычному типу поздневизант.

http://pravenc.ru/text/2462085.html

Скачать epub pdf Житие святого Стефана Исповедника, архиепископа Сурожского Память 15 декабря Преподобный отец наш Стефан родился в Каппадокии Великой – от христианских родителей, которые воспитали его в добром наказании. С детского возраста он отличался благонравием, удаляясь от обычных детских забав. Семи лет родители отдали его для обучения грамоте; он оказался способным к учению, и в скором времени хорошо навык в Божественном Писании. Когда же ему исполнилось пятнадцать лет, он удалился из своего отечества и пришел в Царьград, желая там докончить свое образование. Сие было при царе Феодосии Адрамитене 8418 и св. патриархе Германе . Там св. Стефан продолжал усердно учиться и, обучившись философским наукам, превзошел мудростью многих – даже самих учителей, – так что все удивлялись его премудрости. Услышав о Стефане, св. Герман, патриарх цареградский, призвал его и, благословив, спросил, из какой он страны. Стефан всё рассказал ему о себе. Полюбив его благонравие, премудрость и смирение, патриарх оставил Стефана жить у себя. Несколько лет прожил блаженный Стефан у патриарха, служа святой Церкви и живя в воздержании и чистой совести. Потом он, тайно от всех, ушел из Царьграда и, придя в некоторый монастырь, принял там иноческое пострижение и подвизался в добродетелях. Затем, возжелав безмолвнейшего жития, удалился из монастыря и, найдя уединенное и никому неизвестное место, прожил там довольно времени, работая Богу в посте и молитвах. В то время преставился епископ, который был в городе Суроже 8419 , и вот жители Сурожа пришли в Царьград к святейшему патриарху Герману, прося для Сурожа епископа. И когда происходило рассуждение о поставлении епископа, явилось несогласие, так как одни желали одного, другие – другого. Сурожане же просили царя и святейшего патриарха дать им епископа, могущего хорошо управлять церковью, «Ибо, – говорили они, – умножились ереси в городе нашем». Однажды, когда святой Герман ночью стоял на молитве, явился ему Ангел Господень и сказал: – Завтра пошли в то пустынное место, где живет избранник Божий Стефан: его поставь епископом для Сурожа, ибо он хорошо может пасти Христово стадо и привести еретиков к истинной вере. Я же и к нему послан от Бога, с повелением, чтобы он ни в чем не ослушался тебя.

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Rostov...

Услышав о Стефане, св. Герман, патриарх цареградский, призвал его и, благословив, спросил, из какой он страны. Стефан всё рассказал ему о себе. Полюбив его благонравие, премудрость и смирение, патриарх оставил Стефана жить у себя. Несколько лет прожил блаженный Стефан у патриарха, служа святой Церкви и живя в воздержании и чистой совести. Потом он, тайно от всех, ушел из Царьграда и, придя в некоторый монастырь, принял там иноческое пострижение и подвизался в добродетелях. Затем, возжелав безмолвнейшего жития, удалился из монастыря и, найдя уединенное и никому неизвестное место, прожил там довольно времени, работая Богу в посте и молитвах. В то время преставился епископ, который был в городе Суроже [ 3 ], и вот жители Сурожа пришли в Царьград к святейшему патриарху Герману, прося для Сурожа епископа. И когда происходило рассуждение о поставлении епископа, явилось несогласие, так как одни желали одного, другие — другого. Сурожане же просили царя и святейшего патриарха дать им епископа, могущего хорошо управлять церковью, «ибо, — говорили они, — умножились ереси в городе нашем». Однажды, когда святой Герман ночью стоял на молитве, явился ему Ангел Господень и сказал: — Завтра пошли в то пустынное место, где живет избранник Божий Стефан: его поставь епископом для Сурожа, ибо он хорошо может пасти Христово стадо и привести еретиков к истинной вере. Я же и к нему послан от Бога, с повелением, чтобы он ни в чем не ослушался тебя. — О, господин, — сказал патриарх, — как я узнаю место, где живет избранник Божий Стефан? Тогда Ангел, взяв одного из слуг патриарха, показал ему местопребывание святого, а слуга, возвратившись, поведал сие патриарху. К святому же Стефану, который в то время в скрытом месте своем молился Богу, явился тот же Ангел Господень в белой одежде, — и убоялся св. Стефан и в трепете пал от страха на землю. Взяв святого за руку, Ангел успокоил его, сказав: — Я — Ангел Господень и послан от Христа Спасителя возвестить тебе радость и повелеть идти в город Сурож, чтобы ты научил людей Христовой вере. Завтра патриарх призовет тебя и, посвятив, пошлет туда архиепископом, ты же не ослушайся его, да не прогневаешь Бога.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=519...

Феодосия Материал из Азбука паломники Идёт загрузка карты… 45.026654; 35.383911 Россия, Республика Крым, Феодосия Феодосия, Республика Крым Россия Православие в Феодосии [ править править код ] Кафа, древняя Феодосия — центр генуэзских владений в Северном Причерноморье была епархиальным центром католической епархии. Католические епископы в Кафе известны с 1318 года. Немецкий путешественник Штильберг в 1421 году пишет, что в Кафе три епископа: католический, армянский и греческий, подразумевая под греческим скорее всего митрополита Сугдеи, случайно оказавшегося там. Город со смешанным населением, состоявшим преимущественно из греков и армян, и при господстве в нём католиков генуэзцев оказался благодатной почвой для унии. Поэтому появление здесь униатского епископа было делом вполне ожидаемым. Первое упоминание униатского епископа относится к 1464 году. После его смерти в 1468 году волей папы Римского и при содействии титулярного униатского патриарха Константинополя Виссариона на Кафскую кафедру был поставлен архиепископ Амасийский Пахомий, но по дороге в 1470 году был убит разбойниками. В 1472 епископом Кафы стал кафинский же священник Николай. Поставленный согласно папской булле для христиан Кафы и Солдайи (Сугдеи), он получил наименование Фулльского. Однако добраться до своей кафедры он смог только в конце 1474 года, а в 1475 году Кафа была захвачена османами. Кроме католиков и униатов в городе большое число армян, принадлежавших к Армянской Апостольской церкви, но многие армяне принимали католицизм. Католическая епархия вряд ли сохранилась после завоевания Кафы османами. Вероятно та же участь постигла и униатскую. Разгром города, который последовал за его захватом, не лишил значения этот важный пункт крымского побережья. Поэтому не удивительно, что в скором времени город был восстановлен уже под властью новых хозяев. Кафская митрополия До учреждения православной Кафской митрополии местное православное население окормлялось митрополитом Сугдеи. Православная епархия Константинопольской церкви возникла здесь уже при турецком владычестве, в 1485 году.

http://azbyka.ru/palomnik/Феодосия

В сер. Х в. на юго-востоке К., включая Керченский п-ов, произошла резкая смена материальной культуры. Сократилось число сельских поселений. Жизнь продолжилась только в городах Сугдее и Боспоре. Трансформацию претерпел христианский погребальный обряд. На городских и прихрамовых некрополях Сугдеи и Боспора появляются коллективные погребения, часто и многоярусные. С сер. Х в. практически все каменные склепы предшествующего времени превращаются в костницы. Эти особенности погребений сохраняются до XIV в. На территории средневек. Сугдеи, возможно, существовало неск. больших соборных храмов, один из которых, согласно источникам, был посвящен Св. Софии. В XIII-XV вв. упоминаются неск. храмов с посвящениями св. Стефану Сурожскому, св. Афанасию, св. Димитрию, св. Николаю, вмц. Варваре, чудотворной иконе Божией Матери «Одигитрия», а также мон-рь Богородицы Скутариотиссы. Однако сопоставить их с открытыми христ. сооружениями не представляется возможным. В Сугдее существовало множество небольших часовен, использовавшихся как приходские храмы, были и домашние молельни. На нижних этажах нек-рых крепостных башен также располагались христ. часовни, вероятно поминального характера. Близ города на территории некрополей возводились поминальные часовни для заупокойных служб. На расстоянии 1,5-4 км от города располагались монастыри. Крупные мон-ри строились и содержались, очевидно, богатыми донаторами и являлись семейными усыпальницами, существовали и небольшие монастыри-киновии, возможно обетного характера, в которых проживало не более 3-4 монахов. К наст. времени на территории Сугдеи, а также в ее окрестностях известны ок. 20 христ. культовых сооружений. Внутри и вокруг большинства из них открыты прихрамовые некрополи с грунтовыми и плитовыми могилами и каменными склепами ( Джанов, Майко, Фарбей. 2004). К наиболее ранним относятся 3 сооружения 2-й пол. X-XII в. Т. н. Храм у главных ворот, расположенный в сев.-вост. части барбакана генуэзского времени, был однонефным, сохранились 3 стены ( Баранов. 1991. С. 101-107; Майко. 2014. С. 65-66). Часовня на территории некрополя Cyдak-I известна по остаткам ее сев.-зап. угла. Храм на территории некрополя Cyдak-II представлял собой однонефное сооружение с пристроенным коридором-галереей с 3 сторон. Внутри основного помещения храма исследован каменный склеп, а на площади пристройки - неск. плитовых могил ( Фронджуло. Раскопки в Судаке. 1974. С. 146-147; Майко. 2014. С. 65-66).

http://pravenc.ru/text/2462085.html

Интерес русского книжника к личности Стефана Сурожского и возможность обращения к греческому оригиналу объясняются давними и продолжительными торговыми связями русских с Сурожем. Начало их мы можем подметить уже в XII в. Упомянутый автор приписок на греческом синаксаре под 24 июля сделал заметку о праздновании «в этот день памяти святых новоявленных пеофапе " ntwn мучеников в русских странах, Давида и Романа (Бориса и Глеба), убитых собственным братом, окаянным Святополком ( tou ta " lano_s Zфanmopoulkou). О торговле русских купцов в Суроже в XIII ст. имеются арабские и европейские свидетельства. Ипатская летопись под 1288 г. отмечает присутствие сурожских купцов во Владимире Волынском. Южно-русские былины также знают каких-то богатырей сурожан, или суровцев. С XIV в. имеются уже частые указания на пребывание сурожских купцов на Руси и в частности в Москве. Но в то же время сурожцами начинают называться и природные русские люди, только ездившие в Крым и торговавшие привозными сурожскими, или, как говорили, суровскими товарами. (Вот разгадка одного из русских коммерческих терминов). По грамотам XV в. известно несколько купеческих фамилий, или московских торговых домов, имевших постоянные дела с Сурожем. Об одном из таких купцов, Степане Васильевиче Сурожском, родословные книги сообщают, что он прибыл в 1403 г. к вел. кн. Василию Дмитриевичу «из своей вотчины из Сурожа» и что от него пошли Головины и Третьяковы. Патриот города Сурожа, носивший имя местного святого и чтивший его не только по аналогии с купеческим почитанием святых – покровителей ярмарок, но и как своего личного патрона, без сомнения практически знавший греческий язык, такой человек, как Степан Васильевич Сурожский, имел все побуждения и возможности быть автором русской редакции жития св. Стефана. Мог это сделать и кто-нибудь из его ближайших родственников во славу небесного патрона своей фамилии, переселившейся в Москву. Итак, пред нами встает факт крещения русских в начале IX столетия, т. е. приблизительно за полвека до того момента, с которого ведет династическую историю русского государства и русского имени наша начальная летопись.

http://azbyka.ru/otechnik/Anton_Kartashe...

Судя по хронологии жития св. Стефана, всецело относящейся к VIII столетию, в рассказанном происшествии, бывшем «спустя немного лет по смерти святого», мы имеем дело с древнейшим фактом «русской» истории. Весь вопрос в том: какова степень достоверности жития и славянской приписки о чудесах, оригинала для которой не имеется в греческом тексте? Анализ жития открывает в нем пространные выписки из славянского перевода биографии Иоанна Златоуста , приписываемой Георгию Александрийскому, из славянского же перевода «Луга Духовного» Иоанна Мосха и даже из жития русского митрополита Петра, написанного митрополитом Киприаном († 1406 г.) Ясные признаки, что оно составлено русским человеком не ранее первой половины XV в. и не позднее взятия Сурожа турками в 1475 г., чего еще не знает житие. В наших святцах имя Стефана Сурожского появляется только с XVI в. Но, несмотря на такое позднее происхождение и некоторые внутренние несообразности, разбираемое житие хранит в своем составе весьма древнюю основу, следы которой видны в целом ряде точных исторических деталей, выгодно отличающих по местам русскую редакцию даже от единственного известного греческого текста жития. 17 Таковы напр.: указание имени родины святого – Моривас (параллель этому имеется и в греческом тексте в род. пад.: Boriba " sou); упоминание о супруге Константина Копронима Ирине, «дочери Керченскаго царя» (она была дочь хазарского кагана). В рассказе о чудесах упоминается князь Юрий Тархан. Черта глубоко правдивая для истории Сурожа в VIII в., когда он был в даннической зависимости от хазар и в нем должны были жить привилегированные лица, свободные от дани, – по-тюркски «тарханы». Преемником Стефана по архиепископству называется клирик Филарет. Возможно, что мы имеем косвенное подтверждение этому в письме Феодора Студита († 826) к архимандриту соседней с Сурожем Готии: там преп. Феодор упоминает о каком-то епископе Филарете. Храм сурожский именуется св. Софией. Это точно соответствует исторической действительности и видно из одной древней греческой приписки на поле синаксаря, принадлежавшего греку-сурожанину, об обновлении в г. Сугдее в 793 г. храма св. Софии. В роли крестителя русского князя выступает архиепископ Филарет, которому уместно было еще быть в живых, «спустя немного лет» по смерти св. Стефана; а смерть последнего можно полагать в конце VIII столетия, если отожествлять с ним Стефана епископа Сугдайского, подписавшего определение седьмого вселенского собора (787 г.). Словом, все приводит нас к убеждению, что составитель русского жития св. Стефана в XV веке почерпнул рассказ о крещении русской рати из того же старого греческого подлинника, написанного в духе полного соответствия изображаемой эпохе VIII и начала IX веков.

http://azbyka.ru/otechnik/Anton_Kartashe...

Вопреки мнению некоторых писателей, полагавших, что Сугдея находилась при Дунае, и искавших ее в нижней Мизии или определенно принимавших за Доростол (Ferrari Lexicon Geograph., edit. Baudrand., Patavii 1575; Orien. Christ. 1, pag. 1229), нельзя не признать за несомненное, что город сей лежал в нашем Крыму и тождествен с нынешним Судаком, который еще в XIII, XIV и XV столетиях был называем Солдаею, хотя носил уже и имя Судака (Крым. Сборн. Кеппена, стр. 116–119). Не подлежит также сомнению и тождество Сурожа, упоминаемого нашими летописями (Никон. Лет. IV, 158), с этим Судаком или древней Сугдеей. Основание крепости или города Сугдеи относят к 212 году по Рождестве Христове (Записк. Одесск. Общ. Истор. V, 695). См. выше примеч. 122. Notitiae Graecorum Episcopat, in Corp. Hist. Byz. tom. XXIII, pag. 327. Venet. Описание рукоп. Румянцевского Музеума NN CLXIII, CLXIX, CLXXII, CCCCXXXIV, CCCCXXXV. Также Пролог и Четьи-Минеи под 15 числом декабря. Есть житие святого Стефана Сурожского и на греческом языке, но неизвестно, тождественно ли оно с славянским житием или нет (Записк. Одесск. Общ. Истор. V, 595 и 623). Святой Стефан скончался 15 декабря, но в какой год — неизвестно. Не совсем кажется вероятным известие некоторых рукописных житий сего святого, будто он присутствовал на Седьмом Вселенском Соборе, который происходил в 787 г. в городе Никее; святой Стефан, по свидетельству жития его, на пятнадцатом году своей жизни прибыл в Царьград для окончательного своего образования, в лето Феодосия царя Андраминдина; но этот Феодосий, возведенный на престол в 716 году, царствовал только до 25 марта 717 г.; следовательно, святой Стефан должен был родиться около 701 г. и во время Седьмого Вселенского Собора иметь уже до 87 лет (Записки Одесского Общества Истории и древн. 1, 191–194). Не вследствие ли такого недоумения и святой Димитрий Ростовский не внес сего известия о святом Стефане в свою Четьи-Минею? А подписавшийся под актами Седьмого Вселенского Собора " Ep…skopoj Sougda…oj — мог быть другой Сурожский же или Сугдайский епископ сего имени, уже преемник Филарета, наследовавшего святому Стефану Исповеднику. Впрочем, решительно отвергать, что и сам Стефан Исповедник мог еще, хотя в глубокой старости, присутствовать на Соборе, отнюдь нельзя: дело не невозможное, при свежести сил святого старца-подвижника.

http://sedmitza.ru/lib/text/435780/

С. 101). Он принадлежит к типу крестово-купольных церквей с 4 свободно стоящими опорами, роль к-рых выполняют ранневизант. колонны с капителями из проконнесского мрамора. Вокруг церкви формируется плитовой некрополь ( Макарова. 1998. С. 315-316). В центральной части Керчи открыты остатки 4 христ. плитовых некрополей, которые начали формироваться с X в. Их особенностью являются арковидные ниши и кресты, вырезанные на торцевых плитах могил. Возможно, к одному из этих некрополей относилось мраморное надгробие Феодоты 1066 г. ( Науменко, Пономарев. 2013. С. 245, 250-253). В Х в. Керченский прол. неоднократно упоминается в визант. и араб. источниках в связи с походами русов на Византию. В период правления имп. Иоанна I Цимисхия (970-976) на Боспоре была образована самостоятельная военно-адм. область - фема, во главе которой стоял стратиг. На Соборе в К-поле в 1066 г. присутствовали архиепископы Крымской Готии и Боспора, а на Соборе 1067 г.- архиепископы Росии и Готии. В нотиции (Notitia Nova Tactica) сер. Х в. Росия значится на 61-м месте после архиепископий Херсона, Боспора, Готии, Сугдеи и Фулл ( Кулаковский. К истории Готской епархии. 1898. С. 174). В результате адм. реформ, проведенных в церковной организации имп. Алексеем I Комнином (1081-1118) и патриархом Евстратием Гаридой (1081-1084), архиепископии Херсона, Сугдеи и Боспора были отделены от митрополии Зихия. В кон. Х в. Боспор вошел в состав рус. Тмутараканского княжества, что способствовало христианизации окрестных племен касогов и ясов (см. в ст. Таматарха ). В нач. XII в. город был разрушен половцами и стал постепенно приходить в упадок. Эпоха господства итальянских торговых факторий и Золотой Орды (XIII-XV вв.) Генуэзская крепость в Судаке. VII в. (?). Фотография. 2010 г. Херсон и Готия (Юго-Зап. К.) после 1204 г. подчинились Трапезундской империи , к-рой платили подати ( Якобсон. 1950. С. 28; Богданова. 1985. С. 45; Сорочан, Зубарь, Марченко. 2000. С. 328-329; Карпов. 2007. С. 413). Влияние К-польских патриархов, переехавших в Никею, на церковную жизнь К.

http://pravenc.ru/text/2462085.html

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010