иерей Евгений Шилов Правила древней Церкви 45 правило Святых Апостолов 2 Епископ, или пресвитер, или диакон, с еретиками молившийся токмо, да будет отлучен. Аще же позволит им действовать что-либо, яко служителям Церкви: да будет извержен. ТОЛКОВАНИЕ Зонара . Об этом сказано в прежденаписанных правилах. Ищи еще также 64-е правило и 70-е. Аристен . Молящийся вместе с еретиками отлучается; а кто клириками их признает, извергается. Пресвитер или диакон, только молившийся вместе с еретиками, отлучается; а если позволит им совершить что-либо, как лицам посвященным и клирикам, извергается. Вальсамон . Может быть, кто-нибудь спросит: почему молившиеся вместе с еретиками епископы, пресвитеры и диаконы не извергаются, а только отлучаются, как и молившийся с кем-либо из отлученных, по 10 апостольскому правилу? Решение. Можешь сказать, что здесь разумеется не то, чтобы епископ и прочие клирики в храме молились вместе с еретиками, ибо таковые по 46-му правилу, должны подлежать извержению, равно как и дозволивший им совершить что-либо в качестве клириков. Но выражение «молиться вместе» принимай вместо «иметь обыкновенное общение» и «быть снисходительнее расположену к молитве еретика», ибо таковых, как достойных отвращения, следует гнушаться, а не общение иметь с ними., посему и достаточным показалось наказание отлучения. Славянская кормчая . Моляйся с еретики, да отлучится. Аще же яко причетники приимет я, да извержется. Толкование. Епископ или пресвитер или диакон, аще помолится токмо с еретики, или в дому, или в церкви, да отлучится. Аще же и повелит им служити в церкви, яко пресвитером, или ино что от священных содевати, яко причетником, таковый да извержется. 46 правило Святых Апостолов 3 Епископа, или пресвитера, приявших крещение или жертву еретиков, извергати повелеваем. Кое бо согласие Христови с велиаром; или кая часть верному с неверным ( 2Кор.6:15 ). ТОЛКОВАНИЕ Зонара . Еретиков и их служений православные должны удаляться, а епископы и пресвитеры должны более обличать и вразумлять их, – не сознают ли своих заблуждений и не обратятся ли. Если же какой епископ, или пресвитер примет крещенного еретиками, или возьмет от них какое либо приношение, приносимое в жертву; то должен быть извержен, ибо дает подозрение, что – или мудрствует подобно им, или же дотоле не спешил исправить их зломыслие. Ибо соизволяющий их служениям как мог бы порицать их, и советовать еретикам оставить их?

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/kato...

Н.Р. Антонов XIX. Анализ пререкаемых церковных канонов Для доказательства истинности своей церковно-богословской теории о существе церкви, о правах мирян и значении «соборности», Н. П. Аксаков обращается еще к анализу различных церковных канонов, на которые обыкновенно ссылались его противники. При посредстве анализа филологического и аналогии он устанавливал истинный их смысл, с целью очистить хотя некоторые каноны от приставших, по его мнению, исторических наслоений. Аксаковым исследованы следующие каноны: 1) 39-е апостольское правило: «Пресвитеры и диаконы, без воли епископа, ничего да не совершают. Ибо ему вверены людие Господни, и он воздаст ответ о душах их». На основании этого правила, делается вывод, что пресвитер ничего не должен делать без приказания епископа, превращаясь, так сказать, в труп и атрофируясь в своих желаниях. Анализируя это правило, Аксаков говорит, что под волей, по-гречески переданной словом «гноми» (ϒνμη) – «разумеется воля выраженная, определенная»; словами ничего не совершают – по греческ. от слова епителин (επιτελεν), говорится, то, что пресвитер ничего не может совершить в области сакраментальной, в области религиозных обрядов и дел. Другими словами, пресвитер не может совершать ничего, входящего в круг епископского служения, ибо не ему, а епископу вверен народ Господень, и не он, а епископ даст ответ за их души. Но все это совершенно несовместимо с теперешним положением пресвитера, которому также вверено свое малое стадо и который также, независимо от епископа, даст ответ за их души». Было время, когда пресвитеру возбранялось крестить, вспоминает Тертуллиана – Аксаков, ему возбранялось созывать отдельные богослужебные собрания и воздвигать отдельный от епископского жертвенник. Теперь пресвитер получил самостоятельную роль и потому точное и строгое выполнение всех (изложенных выше) требований, нашедших себе выражение в 39-м правиле апостольском, возможно и осуществимо только тогда, «когда церкви довлеет епископское служение, и когда для достижения своих целей, она закономерно не выделила еще из себя, подчиняясь растущей необходимости признаваемых ею отделений – приходов, стоящих с нею в живом непосредственном общении, но и имеющих свою, в известной степени самостоятельную церковную жизнь»...

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Aksako...

Принимая таким образом паству сами собою, без воли епископа, бегствующие иереи поповцев действовали и действуют в противность 39-му правилу св. Апостол, глаголющему: «Без воли епископа своего, презвитери или диакони да не творят ничтоже, тому бо суть поручени людие Господни». Толкование: «Несть достойно презвитеру или диакону, без повеления епископа своего, ни людей связовати, еже есть отлучати, или умножити или умалити епитимию, сиречь, запрещение, или ино что таковое творити, аще не будет дано им от епископа о том писание, сиречь приимати в покаяние, и вязати и разрешити; свене (кроме) того не могут ничтоже творити, яко епископу суть поручени Господни людие, и той хощет воздати слово о душах их» (Кормчая лист 10). Священник, бежавший к раскольникам, ту паству, которая была дана ему в пасение православным епископом, оставил; от епископа своего, от православной церкви и ее православия, в проклятии мнимых ересей, отрекся: посему и данная ему от православного епископа власть принимать людей в покаяние и разрешать грехи, уже действительною быть не может; а в расколе, к которому он приходит, нет епископа, который дал бы ему ту власть. И так паству свою у раскольников-поповцев он приемлет «без воли епископа», и по силе вышеприведенного тридесять девятого правила св. Апостол не имеет у них власти ни разрешать грехи, ни ино что священническое творить. Кроме сего, общество беглопоповцев, не имея епископа, окормляясь одними попами, притом незаконными, с лишением епископства лишилось благодати Св. Духа на совершение таинства хиротонии, на освящение св. мира и св. антиминсов. Для помазания крещаемых и приходящих к ним в согласие они долгое время употребляли частицу «древнего» мира, разбавленную и постоянно разбавляемую деревянным маслом, также миро незаконно сваренное их попами, даже простое деревянное масло. Антиминсы же для церкви они употребляли и употребляют прежде освященные, старинные, похищая оные из православных церквей: посему и храмы их, или алтари, как освященные без воли епископа, не суть храмы Божии, по церковным правилам16. И самые службы их, или собрания, хотя и с пресвитерами, но без повеления епископа совершаемыя, также не законны и участвующие в оных, по правилам, подлежат проклятию 17 .

http://azbyka.ru/otechnik/Pavel_Prusskij...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла КАНОНИЧЕСКИЙ ВОЗРАСТ установленный канонами и др. церковными актами возрастной ценз для поставляемых в разные степени священства, для назначаемых или избираемых на нек-рые церковные должности, для принимающих монашеский постриг, а также для восприемников при крещении и для вступающих в брак. Служение на разных степенях священства предполагает разный минимально необходимый возраст для поставляемых. Связано это с тем, что для иерархического служения необходимы зрелость ума, твердость убеждений, жизненный опыт, к-рые предполагают достижение определенного возраста. Прав. 14 Трулльского Собора устанавливает минимальный возраст ставленника в диакона - 25 лет, а в пресвитера - 30 лет: «...дабы во пресвитера прежде тридесяти лет не рукополагати, аще бы человек и весьма достоин был, но отлагати до уреченных лет. Ибо Господь Иисус Христос в тридесятое лето крестился и начал учити. Подобно и диакон прежде двадесяти пяти лет... да не поставляется» (ср.: Неокес. 11; Карф. 16(22); IV Всел. 15). В 15-м прав. Трулльского Собора указывается минимальный возраст иподиакона - 20 лет, а также устанавливается прещение для клириков, не достигших К. в.: «Аще же кто, в какую бы то ни было священную степень поставлен будет прежде определенных лет, да будет извержен». О возрасте лиц, поставляемых в епископа, каноны умалчивают. «Апостольские постановления» предусматривают для кандидата в епископа 50-летний возраст (Const. Ap. II 1. 1). В «Номоканон XIV титулов» внесено положение из 123-й новеллы имп. св. Юстиниана I, к-рая устанавливает для кандидата на высшую иерархическую степень 35-летний возрастной ценз (Novell. Just. 123. 1. 1), в исключительных случаях - 30-летний (Ibid. 137. 2; Ρλλης, Ποτλς. Σνταγμα. Τ. 1. Σ. 65-66). О возрасте поставляемых в чин чтецов в канонах также ничего не говорится. 123-я новелла имп. св. Юстиниана дозволяет поставлять в чтеца не ранее 18 лет (Novell. Just. 123. 13). В России в синодальный период возрастной ценз был определен только в отношении ставленников, не имевших школьного духовного образования, выпускники же духовных школ поставлялись до достижения К. в. при отсутствии иных канонических препятствий. По действующему Уставу Русской Православной Церкви во диакона и пресвитера можно рукоположить лиц, достигших гражданского совершеннолетия (Устав РПЦ, 2000. XI 24); кандидаты епископства должны быть не моложе 30 лет (Там же. X 10). Устав определил также возрастной ценз для кандидата в патриархи - 40 лет (Там же. IV 17).

http://pravenc.ru/text/1470249.html

Принимая таким образом паству сами собою, без воли епископа, бегствующие иереи поповцев действовали и действуют в противность 39-му правилу св. Апостол глаголющему: „Без воли епископа своего, презвитори или диакони да не творят ничтоже, тому бо суть поручени людие Господни“. Толкование: „Несть достойно презвитеру или диакону, без повеления епископа своего, ни людей связовати, еже есть отлучати, или умножити или умалити епитимию, сиречь, запрещение, или ино что таковое творити, аще не будет дано им от епископа о том писание, сиречь приимати в покаяние и вязати и разрешати; свене (кроме) того не могут ничтоже творити, яко епископу суть поручени Господни людие, и той хощет воздати слово о душах их“ (Кормчая лист 10). Священник, бежавший к раскольникам, ту паству, которая была дана ему в пасение православным епископом, оставил; от епископа своего, от православной церкви и её православия, в проклятии мнимых ересей, отрёкся: посему и данная ему от православного епископа власть приимать люди в покаяние и разрешать грехи, уже действительною быть не может; а в расколе, к которому он приходит, нет епископа, который дал бы ему ту власть. Итак, паству свою у раскольников-поповцев он приемлет „без воли епископа“, и по силе вышеприведённого тридесять девятого правила св. Апостол не имеет у них власти ни разрешать грехи, ни ино что священническое творити. Кроме сего, общество беглопоповцев, не имея епископа, окормляясь одними попами, притом незаконными, с лишением епископства лишилось благодати Св. Духа на совершение таинства хиротонии, на освящение св. мира и св. антиминсов. Для помазания крещаемых и приходящих к ним в согласие они долгое время употребляли частицу „древняго“ мира, разбавленную и постоянно разбавляемую деревянным маслом, также миро не законно сваренное их попами, даже простое деревянное масло. Антиминсы же для церкви они употребляли и употребляют прежде освящённые, старинные, похищая оные из православных церквей: посему и храмы их, или алтари, как освящённые без воли епископа, не суть храмы Божии, по церковным правилам 16 . И самые службы их, или собрания, хотя и с пресвитерами, но без повеления епископа совершаемые, также не законны и участвующие в оных, по правилам, подлежат проклятию 17 .

http://azbyka.ru/otechnik/Pavel_Prusskij...

Скачать epub pdf Страдание святых мучеников Акепсима епископа, Иосифа пресвитера и Аифала диакона Память 3 ноября В персидской стране, в городе называемом Наессон 7054 , жил благочестивый епископ, по имени Акепсим. Упражняясь, от дней своей юности, во всяких добродетелях, он сохранил непорочность жизни до самой старости. Будучи уже восьмидесяти лет от роду, он сохранил еще, среди трудов, силы совершать усиленные подвиги поста и молитвы, и ревностно заботился о врученной ему пастве. Но еще больший подвиг он обнаружил при своей кончине, когда мужественно постоял даже до крови за своего Господа, за Которого ревностно положил и свою душу после долгих и тяжких мучений. Еще за несколько лет до своего мученического подвига, он получил такое пророчество о своем страдании: Когда однажды он возлежал в своем дому, отрок его, исполнившись пророческого духа, поцеловал его в голову и сказал: – Блаженна сия глава, потому что она приимет мучение за Христа. Он возрадовался этому пророчеству и сказал: – Да будет мне, чадо, по слову твоему. Вместе с Акепсимом сидел, бывший у него в то время, один возлюбленной друг его, епископ соседнего города. Услышав сказанные отроком слова, он улыбнулся и сказал отроку: – Скажи мне, чадо, – не знаешь ли чего и о нас? Боговдохновенной отрок отвечал: – Ты не увидишь более своего города, но преставишься на пути к нему, в селении Етрадан 7055 . Пророчество этого отрока исполнилось на обоих епископах. Один умер на пути, в упомянутом селении, глава же епископа Акепсима, действительно, сподобилась мученического венца. Это произошло следующим образом. Нечестивый персидский царь Сапор воздвиг великое гонение в своей земле на христиан. В самой день спасительных страданий Христовых он послал во все подвластные ему страны повеление, чтобы были перебиты во всей Персии все исповедующие Христа. И бесчисленное множество христиан было в то время без пощады перебито нечестивыми по городам и селениям. Больше всех пылали яростью на христиан жрецы и волхвы 7056 ; они старательно разыскивали укрывающихся и, вытаскивая их из домов и потаенных мест, предавали лютой смерти. Иные из верующих сами предавали себя в руки их и доблестно проливали свою кровь. Многие из придворных лиц были умерщвлены за Христа. Евнух 7057 Азадис, которого царь весьма любил, был вместе с ними предан смерти, как истинный раб Иисуса Христа и исповедник Его Пресвятого имени.

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Rostov...

Божественная литургия (Во время чтения третьего и шестого часов священник в алтаре совершает проскомидию.) Диакон: Благослови, владыко. Иерей: Благословенно Царство Отца и Сына и Святаго Духа, ныне и присно и во веки веков. Хор: Аминь. Ектения великая Диакон: Миром Господу помóлимся. Хор: Господи, помилуй. (На каждое прошение) Диакон: О свышнем мире и спасéнии душ наших Господу помóлимся. О мире всего мира, благостóянии святых Бóжиих Церквéй и соединéнии всех Господу помóлимся. О святéм храме сем и с вéрою, благоговéнием и стрáхом Бóжиим входящих вóнь Господу помóлимся. О Великом Господине и Отцé нашем Святéйшем Патриархе Кирилле, и о господине нáшем преосвящéннейшем митрополите ( или: архиепископе , или: епископе ) (имя) , честнéм пресвитерстве, во Христé диаконстве, о всем причте и людех Господу помóлимся. О богохранимей странé нáшей, властéх и вóинстве éя Господу помóлимся. О грáде сем ( или: о вéси сей ; если в монастырé, то: о святéй обители сей ), всяком грáде, странé и вéрою живущих в них Господу помóлимся. О благорастворéнии воздухов, о изобилии плодóв земных и врéменех мирных Господу помóлимся. О плáвающих, путешéствующих, недугующих, стрáждущих, пленéнных и о спасéнии их Господу помóлимся. О избáвитися нам от всякия скорби, гнева и нужды Господу помóлимся. Заступи, спаси, помилуй и сохрани нас, Боже, Твоею благодáтию. Пресвятую, Пречистую, Преблагословéнную, слáвную Владычицу нашу Богорóдицу и Приснодéву Марию со всéми святыми помянувше, сáми себé, и друг друга, и весь живóт наш Христу Богу предадим. Хор: Тебе, Господи. Иерей читает тайную молитву первого антифона. Возглашает: Яко подобает Тебе всякая слáва, честь и поклонéние, Отцу и Сыну и Святому Духу, ныне и присно и во веки веков. Хор: Аминь. Антифоны изобразительные Первый антифон Благослови, душе моя, Господа./Благословен еси, Господи./Благослови, душе моя, Господа,/и вся внутренняя моя имя святое Его. Благослови, душе моя, Господа,/и не забывай всех воздаяний Его.

http://ms.pravoslavie.ru/111159.html

VI. Дела и власть Святейшего Синода Круг дел Синода по духовному регламенту. – Дела веры, образование и просвещение, управление церковным строем. – Церковные имущества и церковный суд. – Постепенное отграничивание предметов, подлежащих ведению Синода, и вмешательство светских властей. – Отграничение предметов, подлежащих решению Синода. – Власть Синода. I Круг дел, подлежавших Святейшему Синоду, в духовном регламенте определен в следующих чертах. Все дела, подлежащие Синоду, регламент разделяет на «общие», т. е. касающиеся всех членов Церкви, и «собственные», т. е. относящиеся к отдельным классам членов Церкви: дела епископов, дела пресвитеров, диаконов и прочего клира, дела монашеские, дела образовательно-просветительные (школа и проповедь), наконец, дела мирян, поскольку миряне «участны суть наставления духовнаго» 1407 . Определяя «общие» дела Синода, духовный регламент возлагает на Синод наблюдение за тем, чтобы среди всех членов Православной Церкви все «делалось правильно по закону христианскому», чтобы ничего не было противного этому «закону» и чтобы не было «скудости в наставлении, подобающем всякому христианину» 1408 . Относительно дел «собственных» регламент замечает, что Синод для того, чтобы выполнять свою задачу, должен знать, в чем состоят обязанности в частности каждого члена Церкви, т. е. епископов, пресвитеров с прочими церковнослужителями, монашествующих, учителей, проповедников, учащихся, наконец, мирских лиц в той степени, в которой и они «наставления духовнаго участники» 1409 . И затем в духовном регламенте довольно много строк посвящено делам епископов, делам образовательным и просветительным и обязанностям мирян в отношении к Церкви 1410 . А дела клира церковного и чина монашеского подробно изложены несколько позднее, в «прибавлении» к духовному регламенту 1411 . После всего этого, как пример или отрывочный набросок, без всякой претензии дать полный свод подлежащих Святейшему Синоду дел, в духовном регламенте указаны, так сказать, поименно «некоторыя» дела, входящие в круг действования Синода. При перечислении этих примерных дел духовный регламент имел в виду, во-первых, обозначить в общих чертах все роды дел, подлежащих Синоду, и, во-вторых, отметить те единичные дела, которые были выдвинуты назревшими потребностями времени и требовали к себе исключительного внимания в данный момент. Указав, что Синоду подлежат дела веры, руководство просвещением, управление церковным строем, церковный суд в пределах, принадлежавших патриарху, и наблюдение за правильным употреблением церковного достояния 1412 , регламент обращается к таким единичным и случайным делам, как пересмотр «акафистов, иных служб и молебнов», сочиненных «в недавнее время» и распространенных по Малороссии, уничтожение суеверного малороссийского обычая «пятницы», составление «трех небольших книжек» вероучительных наставлений народу, и т. п. 1413

http://azbyka.ru/otechnik/Stefan_Runkevi...

Глава XXXIX. Хиротония еретиков второго чина не принималась, а повторялась 1) Вальсамон: «Вопрос 30-й: Аще еретик, иерей или диакон, сподобится божественного и св. крещения, или святым миром освятится, будет ли священнодействуя с первейшею хиротониею его, или другой сподобится хиротонии, аще восхощет священнодействовати? Ответ: Св. Апостол 80-е правило, из языческого правила (от языческой жизни) пришедшие к православной вере, и крестившиеся и епископского достоинства сподоблятися предопределяет. Убо первому иерейству, скверне непщуемой, яко не бывшу вменяемому, аще с правильным опаством возсуждаемый тако православив, и сый некогда скверный иерей в последнейшем своем житии не осужден возъявится, сподобится не точию иерейского достоинства, но и епископского, обычными всяко степенми на учителъну высоту возводим»» (Севаста, кн. 5-я). 2) Св. Григорий Богослов «Посылаше ко Клидонию пресвитеру, мужу благочестиву, и слузе присному Божию, и инем некиим, яко не приимати губительство еретическое и рукоположения же отметати Аполинарейская, яко неправедна и чуждая соборныя церкве» (В житии по изд. 1665 г., л. 10 об.). «Посылаше писание к Лидонию пресвитеру, мужу благочестиву и угоднику присному Божию, и другим некиим, яко не приимати пагубы еретическия и поставления, и отметати Аполинария, яко странны соборныя церкви» (Ч. Минея, старописьм., Январь, 25-й д.). 3)В одном древнем памятнике (припис. Иустину Философу или Ипполиту) IV века, известном под именем – «Ответы православным» читаем: «Вопрос 14: Если ложно и суетно крещение, преподаваемое еретиками, то для чего православные прибегающего к православию еретика не крестят, но оставляют его при ложном крещении, как бы при истинном? А если он получил от еретиков и рукоположение, то и сие принимают, как твердое? Ответ: у еретика, приходящего к православию, погрешительное исправляется: в лжеучении – переменою образа мыслей, в крещении – помазанием св. мира, в хиротонии возложением рук (хирофесия)» («Иерархия Англик. Церкви» Соколова, стр. 306–307).

http://azbyka.ru/otechnik/Serafim-Aleksa...

О священстве (иерархии) I. Православное учение о новозаветном священстве (иерархии) Богоучрежденная новозаветная иерархия всегда существовала в Церкви, как и ныне существует, т. е. как отдельное от мирян, освященное сословие лиц, избираемых и поставляемых на основании права божественного, а не на основании права человеческого, как это бывает у сектантов. Начальниками, имеющими власть управлять Церковью, должны быть епископы, преемники апостолов, которые рукополагают пресвитеров и диаконов. Между тем у сектантов нет епископского сана даже и по званию; следовательно, у них нет и не может быть богоучрежденной, преемственной от апостолов, иерархии. Без иерархии же таковой невозможно совершение истинных таинств, а без таинств невозможно для верующих усвоение искупительной силы заслуг Христовых, вместе с тем невозможно и усвоение благодатных даров. Вот почему «без иерархии нет и Церкви Христовой», справедливо замечает один из св. отцев (св. Игнатий). Вот почему наконец и сами сектанты, как ни ратуют против иерархии православной Церкви, на самом же деле допустили и у себя существование мнимой иерархии, избрание общиной и рукоположение своих наставников и этим самым ясно изобличили всю неосновательность своего учения. Недостойные пастыри, если бы и были в православной Церкви, не могут служит поводом к отрицанию иерархии, ибо в пастыре необходимо различать иерархический дар и человеческую личность. Как печать правильно вырезанная, из какого бы по своему достоинству материала она ни была сделана, непременно даст правильный оттиск, так и правильно поставленный священник, каких бы он ни был нравственных качеств, совершит истинно спасительное священнодействие; так, ап. Павел говорить: О нас же, надеюсь, узнаете, что мы то, чем быть должны. Молим Бога, чтобы вы не делали никакого зла, не для того, чтобы нам показаться, чем должны быть; но чтобы вы делали добро, хотя бы мы казались и не тем, чем должны быть. 2Кор.13:6–7 . Чью немощную совесть смущает применение к православным пастырям тех названий, которыми называются и ветхозаветные пастыри, именно – иерей и архиерей, священник и первосвященник, тому можно указать на то, что само св. Писание употребляет их вместо названий – пресвитер и епископ,причем пресвитерство называет священством ( 1Тим. 4:14 ), а Самого Господа Христа Священником ( Евр. 10:21 ) и Первосвященником ( Евр. 5:5; 9:11 ). Название иерей и архиерей, как и название – пресвитер и епископ, суть греческие, священник и первосвященник – соответственные русские названия; лицам, дорожащим русскими понятными словами, естественнее всего и употреблять их.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Smolin/m...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010