Скачать epub pdf Псалом 82 Надписание сего псалма составляет 1-й стих его и читается так: Песнь псалма Асафу. Псалом сей содержит в себе молитву народа Божия о помощи против союзных языческих народов и, как назначенный для пения его при богослужении, передан был Асафу, одному из начальников певческих хоров, бывших при Давиде и после него, вернее – одному из потомков того Асафа. Подобное же выражение – песнь псалма – имеется в надписании псалма 65, где оно имеет то же значение песнопения, назначенного для пения при богослужении. Существуют различные мнения об обстоятельствах происхождения сего псалма. Одни из толковников относят его ко временам Давида (2Цар. гл. 8, 10 и 12), другие же полагают, что поводом к написанию его послужили враждебные действия самарян и других соседних с ними народов против возвратившихся из плена иудеев при Зоровавеле и Неемии (1Езд. гл. 4 и 6). Большая же часть исследователей и толковников относят происхождение сего псалма к войне Иосафата, царя Иудейского, против идумеян, моавитян, аммонитян и других, на востоке и западе живущих народов, которые составили между собою союз (ст. 6), с целью не только разграбить иудеев и разорить всю землю их, но и совершенно изгнать их из Святой Земли (ст. 5 и 13). К последнему мнению (большинства), как более основательному, присоединяемся и мы. Неожиданно вышеперечисленные народы вторглись в пределы иудеев (как описано это во 2-й книге Паралипоменон, гл. 20), которые, при таком множестве врагов, не решались противостать им ( 2Пар.20:11–12 ). Сознавая собственное бессилие, иудеи: мужчины, женщины и дети, вместе с царем Иосафатом, – собрались в храме для молитвы о помощи Божией против врагов. Тогда Дух Господень, среди собрания, сошел на левита Иозиила, одного из потомков Асафа ( 2Пар.20:14 ), который в речи своей, обращенной к народу и самому Царю, успокоил иудеев уверением в близкой помощи Божией (см. в нашем объяснении Пс.45:7–8 ). Этот Иозиил и мог быть составителем сего псалма, который есть не что иное, как пламенная молитва к Богу об избавлении его народа от страшного нашествия многочисленных языческих народов, соединившихся для совершенного истребления Израиля. Весь псалом проникнут твердой надеждой на Бога и представляет молитвенную песнь пророчествовавшего тогда Иозиила, которою певцы хвалили Господа, выступая вперед Иосафатова войска, навстречу неприятелям, к пустыне Фекойской ( 2Пар.20:20–21 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij-Razum...

Книга 1 Книга 2 Книга 3 Книга 5 Содержание I. О книге Иова II. О книге Псалмов III. О книге Притчей IV. О книге Екклезиаст V. О книге Песнь Песней     …Работы над наукой более, – работы терпеливой, настойчивой, неустанной! – С наукой мы будем сильнее. епископ Михаил. При чтении исторических Библейских книг Ветхого Завета встречаются такие места, которые по способу представления изображаемых предметов, по особенному богатству образов, метафор, символов, а вследствие того, по особенному слогу и языку, вообще по особенной форме изображения, заметно отличаются от простого, в форме летописи представленного, исторического рассказа о событиях, бывших в народе Еврейском. В них – этих особенных местах – известный предмет, мысль, не прямо и просто излагаются, а облекаются таким языком, который кажется не чуждым некоторой высокой искусственности, что особенно заметно при простом, бесхитростном языке исторических повествований; в них веет особенный дух, особенная как будто жизнь, особенный образ представления, и потому особенный в них строй речи и язык. Это – места поэтические. Но священная поэзия Евреев не ограничивается только этими немногими произведениями, сохранившимися в исторических книгах; это лишь небольшие отрывки. Поэзия составляет одну из существенных потребностей каждого народа, и более или менее художественное развитие её у народа необходимо, как скоро он организуется в целый особый народ и, вышедши из состояния непосредственности, где он живет лишь прежними отрывочными воспоминаниями о прошедшем, сознает себя как народ, чувствует свои жизненные силы, понимает свое значение и назначение, твердо смотрит на свое прошедшее и будущее. И в Еврейском народе со временем не могла не развиться эта потребность, не могло не быть и удовлетворения её, то есть не могло не явиться более или менее обширных поэтических произведений, как более или менее ясных выражений поэтической стороны народного духа, выражений в поэтической форме воззрений на мир Божий и жизнь мира и духа. И такие произведения, действительно, появлялись, и многие важнейшие из них взошли в канон Священных Еврейских книг как Богодухновенные, писанные под влиянием Духа Иеговы, очищавшего и возвышавшего в лице святых избранников поэтическое воззрение народное, сообщавшего им характер истинности и предохранявшего от примеси лжи.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Luzin/u...

ХРИСТОС ВОСКРЕСЕ! Выписка из протокола заседания Коллегии по рецензированию и экспертной оценке Издательского Совета 10 от 29 апреля 2010 года 1. СЛУШАЛИ: Сообщение эксперта о результатах экспертизы представленной издательством «Даниловский благовестник» книги «От Меня это было. Беседа Бога с душою человека», предлагаемой к переизданию. ПОСТАНОВИЛИ: 1. Предоставить издательству «Даниловский благовестник» право переиздать книгу «От Меня это было. Беседа Бога с душою человека» с грифом «Рекомендовано к публикации Издательским Советом Русской Православной Церкви» с учетом замечаний. 2. Присвоить данной книге номер Издательского Совета - ИС 10-10-0613. 3. СЛУШАЛИ: Сообщение эксперта о результатах экспертизы представленной издательством «Даръ» книги «Когда мудрость войдет в сердце твое» (М., 2009), предлагаемой к переизданию. ПОСТАНОВИЛИ: 1. Предоставить издательству «Даръ» право переиздать книгу «Когда мудрость войдет в сердце твое» с грифом «Рекомендовано к публикации Издательским Советом Русской Православной Церкви» при условии доработки оформления издания с учетом замечаний. 2. Присвоить данной книге номер Издательского Совета - ИС 10-10-0614. 4. СЛУШАЛИ: Сообщение эксперта о результатах экспертизы представленной издательством Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета книги «Объяснение священной книги псалмов» (М., 2009), предлагаемой к переизданию. ПОСТАНОВИЛИ: 1. Предоставить издательству Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета право переиздать книгу «Объяснение священной книги псалмов» с грифом «Рекомендовано к публикации Издательским Советом Русской Православной Церкви». 2. Присвоить данной книге номер Издательского Совета - ИС 10-10-0615. 5. СЛУШАЛИ: Сообщение эксперта о результатах экспертизы представленной издательством «Даръ» книги «Толковая Библия» (М., 2009), предлагаемой к переизданию. ПОСТАНОВИЛИ: 1. Предоставить издательству «Даръ» право переиздать книгу «Толковая Библия» с грифом «Рекомендовано к публикации Издательским Советом Русской Православной Церкви».

http://izdatsovet.ru/catalog/references/...

Книга одиннадцатая Начинается вторая часть сочинения о Граде Божием, в которой говорится о начале, распространении и предназначенном конце двух градов, небесного и земного. В настоящей книге бл. Августин прежде всего указывает первоначальные зачатки этих двух градов в предшествовавшем им различении ангелов добрых и злых, и по этому поводу говорит о сотворении мира, которое описывается в св. Писании в начале книги Бытия. Глава I. Об этой части сочинения, в которой начинается изложение начала и конца двух градов, небесного и земного Градом Божиим мы называем град, о котором свидетельствует то самое Писание, которое, по воле высочайшего провидения возвышаясь над всеми без исключения писаниями всех народов божественным авторитетом, а не случайно производимым впечатлением на человеческие души, покорило себе всякого рода человеческие умы. В этом Писании говорится: «Славное возвещается о тебе, град Божий!» ( Пс. 86:3 ). И в другом псалме читаем: «Велик Господь и всехвален во граде Бога нашего, на святой горе Его» ( Пс. 47:2 ). В том же псалме, немного ниже: «Как слышали мы, так и увидели во граде Господа сил, во граде Бога нашего; Бог утвердит его на веки» ( Пс. 47:9 ). И еще в другом псалме: «Речные потоки веселят град Божий, святое жилище Всевышнего, Бог посреди его; он не поколеблется» ( Пс. 45:5–6 ) Из этих и других того же рода свидетельств, которые приводить все было бы слишком долго, мы знаем, что существует некоторый град Божий, гражданами которого мы страстно желаем быть в силу той любви, которую вдохнул в нас Основатель его. Граждане земного града предпочитают своих богов этому Основателю града святого, не ведая, что Он есть Бог богов, – богов не ложных, т. е. нечестивых и гордых, которые, лишившись Его неизменяемого и общего всем света и ограничившись жалким могуществом, создают для себя некоторым образом частные владения и от обольщенных подданных требуют божеских почестей, а богов благочестивых и святых, находящих больше удовольствия в том, чтобы себя самих подчинять одному Богу, чем многих – себе, и самим почитать Бога, чем быть почитаемыми вместо Бога. Но врагам этого святого града мы ответили с помощью Господа и Царя нашего как могли в предыдущих десяти книгах. Теперь же, зная, чего от меня ждут, и не забывая о своей обязанности, начну говорить со всегдашним упованием на помощь того же Господа и Царя нашего о начале, распространении и предназначенном конце обоих градов, земного и небесного, о которых я сказал, что они в настоящем веке некоторым образом переплетены и друг с другом смешаны; и прежде всего скажу о первоначальных основах двух этих градов в предшествовавшем им разделении ангелов. Глава II. О познании Бога, понятие о Котором люди приобретают только через Посредника между Богом и людьми – человека Иисуса Христа

http://azbyka.ru/otechnik/Avrelij_Avgust...

Псалом 41 В конец, в разум (в разумение) сынов Кореовых. О сынах Кореовых мы сказали прежде в предисловии к этой книге (гл. 5). Этот псалом надписывается еще «в конец» потому что пророчества, содержащиеся в нем, имели исполниться в конце. Ибо как евреи, по словам Феодорита, имели быть пленены за грехи свои вавилонянами, и пробыть в рабстве 70 лет, то посему быв возбужден дарованием прозорливости от Св. Духа, божественный Давид принимает на себя лице каждого благочестивейшего из пленных как то: Даниила, Иезекииля, трех отроков и подобных им и от лица их произносит слова псалма сего, по мнению антиохийского Феодора и Златоуста. А «в разум» прибавил (в надписи), чтобы нас научить, что каждый из прежде сказанных праведников, разумея это взывал к Богу. Или это прибавление учит тому, что читающим слова сего псалма нужно разумение. Пс.41:2 .  Имже (каким) образом желает елень на источники водныя, еще желаешь душа моя к Тебе, Боже. Желая выразить великое и чрезмерное желание свое к Богу, царе-пророк Давид употребляет для сего в пример самого жаждущего оленя; потому что олень, имея естественный жар, а особенно, когда возжигается весь извлекаемыми им из нор чрез вдыхание в себя и пожираемыми многими змиями, имеет посему великую жажду и сильное желание к воде. Желает – означает, по словам Акилы, то же, что спешит, понуждается, стремится. Сказал – Тебя, Боже мой, то есть, Тебя, Который обитаешь в Иерусалиме (желает душа моя, и к Тебе стремится). Итак, каждый благочестивый из вавилонских пленников молится к живущему в Иерусалиме Богу, поелику думали, что нет Бога в Вавилоне, по причине находившегося там идолопоклонства (1). (1) Слова Златословесного: Таково свойство любителей, что не могут держать любви в молчании, но пред ближними обнаруживают и высказывают то, что для них любезно. Ибо свойство любви есть ничто пламенное, и душа не может покрыть ее молчанием. Потому-то и составляющей предмета сего псалма, – исполненный такою любовью, не терпит молчания. Григория Нисского : Для чего бы оное слово представило в пример сие животное? Олень есть некоторым образом жаждущее животное и потому часто бегает к источникам вод, а жаждущим бывает отчасти по природе и отчасти от того, что пожирает змей и питается их телами.

http://azbyka.ru/otechnik/Evfimij_Zigabe...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла АНГЛИКАНСКОЕ ПЕНИЕ [англ. Anglican chant], в богослужении Англиканской Церкви небольшие мелодические формулы (напевы), используемые со 2-й пол. XVI в. для пения псалмов и библейских песен (canticles) по Псалтири (Parish Psalter, Oxford Psalter, New Cathedral Psalter) и Книге общих молитв . Эти напевы исполняются хором, часто при участии прихожан, a cappella либо в сопровождении органа и др. муз. инструментов. Исторически А. п. прошло 3 фазы эволюции: монодия; многоголосная (3-, 4-, иногда 5-голосная) обработка с основной мелодией (cantus firmus) в теноре (среднем голосе); с кон. XVII в. мелодию начали помещать в верхней партии, в XVIII в. традиц. напев постепенно сменился авторской музыкой. В соответствии с 2-частной структурой библейских стихов 7-тактовый напев делится на 2 структурно устойчивые формулы (3+4 такта), простые по мелодии и гармонии (вертикальное 4-голосие), регулярно организованные по ритму (половинные, четвертные и восьмые ноты (аккорды) - 3-5 в 1-й и 5-9 во 2-й формулах). Каждая из формул начинается с т. н. тона (аккорда) речитации, на к-ром свободно псалмодируется бóльшая часть стиха; следующий далее распев окончания полустишия носит, как правило, силлабический характер. Один и тот же напев нередко приходится на 2, иногда 4 стиха, повторяясь соответственно 1 или 3 раза. Способы подтекстовки мелодии различны; разбивка (своего рода «тактирование») текста, фиксирующая высотно-гармоническое изменение мелодии, указывается в богослужебных книгах с помощью наклонной черты или астериска. Целые псалмы могут быть распеты на 1, 2 или более мелодий в зависимости от размера и характера текста. Истоки А. п., используемого в богослужении на вечерне (Evensong) и утрене (Matins), восходят к монодийному псалмодированию песнопений оффиция в григорианском пении , а также к раннеренессансному фобурдону (fauxbourdone), континентальному 3-голосному пению, возможно первоначально имевшему англ. же происхождение. В фобурдоне мелодия псалмового тона находилась в верхнем голосе, средний располагался квартой ниже, нижний шел в сексту с мелодией. Распространение А. п. связано с движением Реформации , выдвинувшим идею проведения церковных служб на национальном языке. Составленная магистром хористов королевской часовни в Виндзоре Джоном Марбеком «Книга общих молитв, положенная на ноты» ( Merbecke J. Booke of Common Praier Noted, 1550) - первый нотированный источник А. п.- содержит образцы исполнения псалмов и библейских песен на григорианские псалмовые тоны: 8-й (7 примеров), 5-й (2 примера), 1-й, 4-й, 7-й и т. н. tonus peregrinus (странствующий тон) (по 1 примеру). Отсутствие здесь последовательного изложения системы тонов объясняется хорошим знакомством с ним музыкантов того времени.

http://pravenc.ru/text/ Англиканское ...

Псалом 104 Аллилуиа. О псалмах, имеющих надпись: Аллилуиа, мы сказали в 5-й главе предисловия. Аллилуиа значит «хвалите Сущего», т. е. Господа. Сей псалом возбуждает людей к прославленно Бога, и учит христиан из язычников, какие благодеяния оказал Бог древнему еврейскому народу; каков был этот народ прежде, и каким сделал его Бог после(1). (1) Слова Григория Нисского вместе с Евсевием: Это первый псалом из числа имеющих надпись: Аллилуиа. Аллилу означает хвалу, содержащую молитву к Богу: a иа есть одно из имен Божиих. Много таковых надписей сделано на последних особенно псалмах книги сей (т. е. в 5-й книге псалмов); из чего можно видеть, что тем, которые достигли совершенства добродетельной жизни, прилично хваление Бога и пребывание в том, в чем, как мы верим, состоит и занятие естества Ангельского; ибо мы знаем, что их занятие есть не другое какое-либо, как только хваление Бога, и совершенные в добродетели ни о чем другом не стараются, как только о сделании жизни своей хвалою Богу. Афанасия: Дух Святой в настоящем псалме повелевает святым апостолам открыть все чудеса, произведенные Господом во время пришествия Его к народу из язычников. Пс.104:1 .  Исповедайтеся Господеви и призывайте имя Его Сии слова имеют сходство с следующими: исповедайтесь Ему, хвалите имя Его, каковые мы изъясняли в 99-м псалме. Благодарите, говорит, люди, Господа за оказанные вам от Него толикия благодеяния, и призывайте всегда имя избавителя и владыки вашего. (1) (1)Слова Златословесного: Ибо если исповедаешься и отвергаешь грехи, то будешь в состоянии, призвав имя Его, с дерзновением произвести великие добродетели. Исихия; Не напрасно советует сперва исповедаться, а потом призывать, но для того, чтобы, очистившись чрез открытие тайн, мы могли приносить хвалу чистым орудием. Возвестите во языцех дела Его Почти то же самое говорит Давид и в 99-м псалме: возвестите в народах славу Его. А дела и слава Божия суть чудеса, о которых Давид говорит здесь ниже. Пс.104:2 .  Воспойте Ему и пойте Ему (и бряцайте); поведите вся чудеса Его.

http://azbyka.ru/otechnik/Evfimij_Zigabe...

М.Д. Благовещенский Введение Книга, которая служит предметом нашего исследования, в еврейских рукописях и печатных изданиях еврейской библии носит название . Название это заимствовано от первого слова книги. 1 А так как еврейская частица составляет необходимую принадлежность еврейской элегической поэзии вообще 2 , то название это служит указанием на грустный, элегический характер книги Плач. В Талмуде книге Плач усвояется название , «плачевные песни». 3 Это же название употребляется иногда и в послеталмудической литературе. 4 Но господствующим здесь названием является или «Megillat echah». В переводе LXX исследуемая нами книга называется θρνοι или же в большинстве рукописей Θρνοι ερεμου. Древний Латинский перевод (Versio Itala) и Вульгата надписывают книгу Плач так: Threni id est Lamentationes Jeremiae prophetae. В патристической литературе наиболее часто встречаются названия θρνοι, Θρνος, Threni, Lamenta, Lamentationes. Но иногда в патристической литература книге Плач усвояется также название Kinoth. 5 Что касается наименования, какое усвояется ей в славянской библии: «Плач Иеремиев», то оно представляет не точный перевод греческого Θρνοι ερεμου. Правильнее было бы сказать: «Плачи Иеремии». Как видно из самого названия, книга Плач принадлежит к тому роду литературных произведений, который развился у евреев из обычая торжественного оплакивания умерших. Этот обычай восходит к глубокой древности. Уже в речи о смерти Иакова он упоминается, как явление вполне установившееся и общеизвестное ( Быт.50:3, 4 ). Нет ничего удивительного, поэтому, если во времена Давида обычай оплакивания умерших распространился так широко, что плачевные песни иногда слышались даже из уст самого царя. Библия сохранила нам две плачевные песни Давида: одну – на смерть Саула и Ионафана ( 2Цар.1:19–27 ) и другую – на смерть Авенира ( 2Цар.3:33–34 ). Кроме этих песней Давида, библия упоминает также о плачевной песни, составленной пророком Иеремией на смерть иудейского царя Иосии ( 2Пар.35:25 ). Все упомянутые плачевные песни составлены на смерть отдельных лиц. Но с течением времени поводом к составлению плачевных песней стали служить также и общенародный бедствия. Примеры подобных плачевных песней в библии нередки. Сюда нужно отнести псалмы: 52; 74; 77; 88; 94; 102:14–20; 120; 123; 137; 140; 142, а также следующие места из пророческих книг: Ам.5:1 и д.; Иер.7:29; 9:10, 17 и д.; Иез.19:1 и д.; 26:17; 27:2 и д. и некоторые другие. К этому же последнему роду произведений принадлежит и книга Плач.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia2/kniga-...

Е.А. Авдеенко Кафизма VII Пс.46:5             Он избрал нам наследие наше,                         высоту Иакова, которого возлюбил. «Избрал нам наследие наше» – ср.: «народ, который Он избрал в наследие Себе» ( Пс.33 /32:12). Наследие – то, что отец дает сыну. Господь стал Отцом для народа ( Исх.4:22 ), «возлюбил Иакова» (Израиль). Избранничество связано с наследием: Израиль сохраняет сыновство и имеет от Отца наследие. Только в усыновлении – избранность, которая идет от любви (Отца к Сыну). «Высота» гаон – 1) »величие», например, Яхве ( Исх.15:7 ), Израиля ( Наум.2:2 ), Иакова ( Ам.8:7 ); также: высота, слава; 2) «гордыня» , например, Египта ( Иез.32:12 ), Израиля ( Ос.5:5 ), Иакова: «гнушаюсь Я гордыней Иакова и чертоги его ненавижу, и предам город и то, что наполняет его» ( Ам.6:8 ) 253 . «Высшая» точка силы ( гаон ) может быть либо «гордыней» – если жить по человеческому разумению, либо «величием» – если жить с Богом. Промежуточного не бывает. Когда гаон из «величия» становится «гордыней», наследие Отца утрачивается 254 . Пс.47:8             Ветром восточным Ты сокрушил корабли Фарисейские. «Ветром восточным» – «духом восточным», Духом от Бога. «Корабли Фарисейские» – корабли Тира 255 . Пророчество Исаии о Тире начинается словами: «рыдайте корабли Фарисейские» (Ис., гл.23). В пророчестве о Тире Иезекииля сказано: «ветер (дух) восточный сокрушит тебя в сердце морей ( Иез.27:26 ). Почему такое внимание уделено городу Тир, кораблям города Тир? Тир выделяется в Писании как мировой город – центр мировой (морской) торговли. Тир «накопил серебра, как праха, и золота, как грязи улиц» ( Зах.9:3 ). «Золото Тира» – это концентрация всемирных богатств такая, что золота стало как грязи. Поэтому одна из главных черт в описании левафана-диавола – «он простер золото на грязь» ( Иов.41:22 ) 256 . Тир – библейский прообраз мировой финансовой системы. Сатана владеет всеем обращающимся золотом мировой торговли. Главный инструмент этой финансовой системы («корабли Фарисейские») приходом Мессии был «сокрушен» 257 .

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia2/vragi-...

Е.А. Авдеенко Кафизма IV Пс.24:3             И все ждущие Тебя не постыдятся,                         да постыдятся предавшие напрасно. «Ждущие» – от глагола кава : есть такой вид надежды – сила ждать. «Ждание смиренных не погибнет навсегда» ( Пс.9:19 ). Верующий знает, Кому кланяется ( Ин.4:22 ), и знает, Кого – с упованием – ждет: он ждет Мессию. «Предавшие» – подразумевается: «предавшие Тебя». Это – предатели в вере, их образ – псы: " предатели беззаконные, он возвращаются вечером, воют, как пес, и обходят город; изрыгают [злобу] устами своими, мечи в губах их, ибо [думают]: кто слышит?.. Они блуждают за пищей и несытые ночуют» ( Пс.59 /58:6–8,16) 180 . «Предавшие напрасно» – впустую (рекам ). Предатели не получают того, на что надеются, как, например, Иуда Искариот, в Ветхом Завете – Ахитофел (оба – самоубийцы). Предательство проявляется на фоне надежды и упования: где сокровище человека? что он хочет преумножить? чего он ждет? Предательство в вере назревало в Израиле и с полной отчетливостью проявилось только тогда, когда пришел Тот, Кого «ждали» (это – форма надежды): тогда «открылись от многих сердец помышления» ( Лк.2:35 ), и эти мысли уже невозможно стало скрыть. Пс.24:18,19             Виждь смирение мое и бедствие мое,                         и оставь все грехи мои.                   Виждь врагов моих, ибо умножились,                         и ненавистью насилия возненавидели меня. Давид просит, пусть Бог увидит обе крайности в духовной жизни, которая окончательно распалась на два полюса. С одной стороны, «смирение одинокого» («одинок и нищ я», ст.16), с другой – враги («враждующие») во «множестве». С одной стороны, «бедствие» (утруждение, изнеможение), с другой – полная готовность к неправде, связанной с «насилием» (хамас). С одной стороны, мольба «оставить грехи», с другой – те, кто «ненавистью возненавидили» (оборот внутреннего содержания) – достигли в ненависти последних (только в духе достижимых) границ. Эти ненавистники суть прямые богоборцы и в будущем – христоборцы-иудеи, о которых Христос сказал ( Ин.15:25 ) словами из Псалма Пс.69 /68:5 (ст. 5):

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia2/vragi-...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010