Уже за два дня до праздника сходили в степь — за цветами и травою. Лазили по овражкам, поросшим весеннею бархатною зеленью, рвали душистый чёбор и длинные желтые медовники, спускались вниз, на дно оврага, и там над источником ломали белые березовые ветки… Уже за два дня до праздника сходили в степь — за цветами и травою. Лазили по овражкам, поросшим весеннею бархатною зеленью, рвали душистый чёбор и длинные желтые медовники, спускались вниз, на дно оврага, и там над источником ломали белые березовые ветки… Сколько было смеха, ауканья, беганья! Нарвали полный мешок чёбора, громадный букет желтых медовых цветов, пук белоствольных березок — с зелеными узорчатыми листками… Устали до изнеможения и — вспотевшие — прилегли в тени дикой яблоньки. Душистый чёборовый мешок — в головах, лежим и смотрим, как сквозь яблоневые веточки струится знойный воздух — густой и духовитый. Где-то по сторонам, в листве, все время — ш…ш…ш… — так спокойно и тихо. Чёбор одуряет голову, слегка дремлется… Хорошо полежать в тени яблоньки!.. А домой все же надо идти: пообещали старшим вернуться к обеду… С вечера — под ТРОИЦУ — церковь обрядили ветками и травою. Идешь по церкви — под ногами трава, по сторонам — деревца. И все березки — серебристые и нежные. Точно в саду или в степи. И пахнет садом — цветами, травой, деревцами. Батюшка — в зеленых ризах — ходит по церкви-саду и кадит… Мы — в уголке, пред старою иконою, на коленках, — нагнемся, захватим полную горсть травы и мнем в руках, потом к носу — как хорошо пахнет!.. Солнышко уже ушло из самого крайнего окна, и тень легла по храму. Краснеют высоко вверху — перед иконою Спасителя — лампадки и слабо колышатся, словно они там — на высоте — молятся… Свечки разгорелись, оплыли, пылают жарко… Чуткая-чуткая тишина вокруг. Лишь поднимаются от трав и деревьев степные чистые запахи, и вдали, на клиросе, невидимые — тихо поют монахини… О чем? О большом празднике, празднике зеленых трав, белых березок, ясного неба и чего-то еще — таинственного, незримого, далекого, чего никак не может уловить маленький детский ум… Невидимые — тихо поют о празднике Троицы монахини, благоухают цветы, а люди внимают, и тишина спускается к ним в души, и ласкают их белые нежные березки и зеленая яркая травка…

http://pravmir.ru/troica-kartinki-iz-det...

Разделы портала «Азбука веры» Как относиться к тому, что Сергей Есенин ради Родины готов был отказаться даже от Рая? Сергей Александрович Есенин, «Гой ты, Русь, моя родная…», 1914. Гой ты, Русь, моя родная, Хаты – в ризах образа… Не видать конца и края – Только синь сосет глаза. Как захожий богомолец, Я смотрю твои поля. А у низеньких околиц Звонно чахнут тополя. Пахнет яблоком и медом По церквам твой кроткий Спас. И гудит за корогодом На лугах веселый пляс. Побегу по мятой стежке На приволь зеленых лех, Мне навстречу, как сережки, Прозвенит девичий смех. Если крикнет рать святая: «Кинь ты Русь, живи в раю!» Я скажу: «Не надо рая, Дайте родину мою». Вопрос закрыт для новых ответов. Похожие вопросы 4 Ответа Предполагаю, что это аллегория. Подобную можно найти и у апостола Павла: “я желал бы сам быть отлученным от Христа за братьев моих, родных мне по плоти” ( Рим.9:3 ). Как видим и в Ветхом завете такое тоже есть, когда Моисей молит Господа, простить народ за сделанного тельца: “прости им грех их, а если нет, то изгладь и меня из книги Твоей, в которую Ты вписал” ( Исх.32:32 ). Как кончил Есенин, вы знаете. Думаю, любое творчество надо воспринимать через призму жизни, дел творца. Понимать, как есть. Есенин жил, как безбожник, писал, как безбожник и умер, как безбожник. Талант вовсе не равно добродетель. С уважением, Послушайте, но ведь есть версии что его убили и мы точно никогда, видимо, не узнаем что произошло. И кстати, почему бы какой-то части рая не быть похожей и на Россию, там ведь “много палат у Отца Моего” Я не склонен уделять внимания конспирологическим версиям, неизбежно возникающим на фоне смерти знаменитостей. Да и кто стал бы убивать его столь сложным способом? Есенин с восторгом принял советскую власть и преданно ей служил. А до времени сталинских “чисток” всех подряд было еще далеко. Но даже если предположить, что его все-таки убили, то это вовсе не дает оснований думать, что благодаря такой смерти он перестал быть кощунником и распутником, каковым являлся до этого. Я хорошо понимаю ваши чувства: всегда хочется думать хорошо о тех, кого мы по тем или иным причинам почитаем. Да, поэт был уникальный. Но талант вовсе не означает добродетель. Весь жизненный путь Сергея Есенина служит этому наглядной иллюстрацией. Что касается реплики о Рае, то поэт выразил все достаточно ясно. Он не сказал про некую часть Рая, похожую на Русь, в которой он предпочел бы поселиться. Он прямо противопоставил эти два места. А выражать свои мысли он умел хорошо. С уважением, Книги «Вопросы и ответы» Самое популярное Сейчас в разделе 56  чел. Всего просмотров 5.3 млн. Всего вопросов 3975 ©2024 Вопросы и Ответы к содержанию Входим... Куки не обнаружены, не ЛК Размер шрифта: A- 15 A+ Тёмная тема: Цвета Цвет фона: Цвет текста: Цвет ссылок: Цвет акцентов Цвет полей Фон подложек Заголовки: Текст: Выравнивание: Сбросить настройки

http://azbyka.ru/vopros/kak-otnositsja-k...

Святые в священном сане написаны в богослужебных облачениях. Все монашествующие, кроме епископов, — в черных ризах. Мученики за веру — традиционно в красных ризах, с крестом в руках, символически указывающим на мученический подвиг святого и напоминающим о крестных страданиях Спасителя, Которому подражают все мученики. Святитель Иннокентий написан в золотистом облачении с Евангелием в левой руке, символизирующим слово Божие, проповедником которого он был при жизни. Его правая рука сложена в благословляющем жесте — с таким жестом часто изображаются святые в священном сане. Во время своей земной жизни они каждый день благословляли этим жестом верующих, а теперь с Небес благословляют каждого, кто обращается к ним с молитвой. Этот жест виден и у священноисповедника Иоанна Оленевского (Калинина), который написан в зеленых одеждах. И это тоже неслучайно — святой изображен в том облачении, которое у него было при жизни. Его зеленые ризы сохранились до нашего времени. В нижней части иконы под ногами святых видна брусчатка перед Первохрамом Пензы, которая снизу вверх постепенно теряет четкость линий и переходит в золотой фон, символизирующий славу Небесной торжествующей Церкви. Таким образом удалось воплотить реализм академического стиля и одновременно символически показать переход от земного мира к горнему. При работе над иконой не обошлось и без трудностей, вызванных частичным отсутствием фактического материала. «Особая трудность состояла в том, что у некоторых святых до сегодняшнего дня нет икон, как, например, у мученицы Агриппины Киселевой. У кого-то из святых есть иконы, но нет фотографий, то есть их иконы когда-то были написаны просто по наитию, — говорит Евгений Белохвостиков. — А нам нужно было максимально достоверное, реалистичное изображение ликов святых. Правда, иногда приходилось идти на компромисс. Так, до сих пор не найдено ни одного фото священномученика Василия Смирнова, но есть фотография его брата протоиерея Николая Смирнова, которую в итоге пришлось принять за основу портрета святого. Тем не менее, написать лики святых даже с существующих фотографических изображений — уже большой труд, который был проделан за относительно небольшой срок: с момента утверждения празднования Собора Пензенских святых до завершения работы над образом прошло почти девять месяцев».

http://patriarchia.ru/ua/db/text/5820185...

Для цельности картины мы начинаем публикацию с записи на Вербное воскресенье (15 апреля 1918 г.) и заканчиваем Светлой субботой (28 апреля 1918 г.), в 2018 г., по истечении столетия, сердце особо чутко отзывается на эти хронологически далекие, но не забытые, актуальные и назидательные для современности события, наполненные и духовной радостью Воскресения Спасителя, и земными тяготами, во сто крат усугубленными революционным хаосом и скорбью при виде разрушения вековых устоев и тревогой перед неведомым и заведомо несчастливым будущим. 15. Вербное (воскресенье). 5, 15, 9 Л. 51 об. Ночь ясн(ая), мороз, тих(ий) SE; день полуясн(ый), кратк(ий) дождь, слаб(ый) SE/SW. Обедню в соборе служил Никон 4 . Пели превосходно. При солнечной, яркой погоде после обедни пошел крестный ход по ограде 5 . Иеромонахи были в красивых зеленых ризах. Вчера было жарко идти в осеннем пальто в полдень. Погода вполне весенняя, майская, а всего только середина апреля. Какова будет вторая половина и май… Ныне вечером в собачьем клубе 6 с 8 до 11 веч(ера) концерт: водевиль, ничтожный, куплетист и еще что(-то). Каков концерт! А с 11 до 3 ч(асов) бал-монстр 7 . На него цена особ(ая) и низшая для тех, кто не захотел б(ыть) и на концерте, и на бале. Всегда прежде танцы до 2 ч(асов), теперь до 3-х (часов). Очевидно, демонстрация против Страстной недели. Безбожные хамы! По улице хихиканье девчонок. Мерзость! Хлеба и зрелищ! 16. Великий понедельник. 7, 14, 6 Ночь ясн(ая), тих(ий) SW; утро ясн(ое); день полуобл(ачный)/облачный), дождь сильн(ый), двукратно, сильн(ый) SW; ночь облачн(ая)/ясн(ая), тих(ий) W. С 1 ч(аса) до 4 ч(асов) заседание приходских советов в школе Рождественской церкви 8 . Было всего 20 челов(ек). Большевики согласились не отбирать у Лавры огороды в Крючкове и в Посаде, но Лавра не д(олжна) уменьшать запашку их. А между тем большевики же потребовали, чтобы Лавра уплатила рабочим своим за (19)16и (19)17 гг. дополнение платы по ценам 1918 г(ода). Ведь это несправедливейшая подачка хамам, и рабочие волнуются, требуют. Хотели было набрать монахов/для пахоты, но пища скудна, не набралось. Два дома лаврских готовы взять в распоряжение домовые комитеты, заведенные в Посаде большевиками же. Монахи заявили, что это Лавре не беда, т. к. эти дома будто бы были ей в убыток по незначительности квартирной платы. Домовые комитеты увеличат плату. Рассуждали о встрече Патриарха, о крестном ходе при нем к Черниговской 9 на Светлой неделе. Подачу заявления о неприкоснов(енности) достояния Лавры в собачий комитет 10 отложили до врем(ени). 17.

http://azbyka.ru/otechnik/Dionisij_Shlen...

Затем предстоятель или все священнослужители поют «Христос воскресе из мертвых, смертию смерть поправ». Певцы оканчивают «И сущим во гробех живот даровав». Отверзаются церковные двери, и крестный ход с этой радостной вестью шествует в храм, как и жены-мироносицы пошли в Иерусалим возвестить ученикам о Воскресении Господа. Под пение: «Христос воскресе из мертвых, смертию смерть поправ и сущим во гробех живот даровав» — двери открываются, молящиеся входят в храм, и начинается пение пасхального канона. За Пасхальной утреней следует Божественная литургия и освящение артоса — особого хлеба с изображением Креста или Воскресения Христова (он хранится в храме до следующей субботы, когда раздается верующим). Во время службы священник снова и снова с радостью приветствует всех молящихся словами «Христос воскресе!» и каждый раз молящиеся отвечают: «Воистину воскресе!» Через короткие интервалы времени духовенство меняет облачения и обходит храм в красных, желтых, синих, зеленых и белых ризах. В конце службы читается огласительное слово свт. Иоанна Златоуста . Вечером на Пасху служится удивительно красивая и радостная Пасхальная вечерня. Пасха празднуется семь дней, то есть всю неделю, и поэтому эта неделя называется Светлая Пасхальная седмица. Каждый день недели тоже называется светлым – Светлый понедельник, Светлый вторник. Царские Врата открыты всю седмицу. В Светлые среду и пятницу поста нет. Весь период до Вознесения (40 дней после Пасхи) православные приветствуют друг друга приветствием «Христос воскресе!» и ответом «Воистину воскресе!». Праздник Пасхи был установлен еще во времена Ветхого Завета в память избавления еврейского народа от египетского рабства. У древних евреев Пасха праздновалась 14–21 нисана – начало нашего марта. В христианстве Пасха – Воскресение Господа Иисуса Христа, Праздник победы жизни над смертью и грехом. Православная Пасха празднуется в первый воскресный день, после весеннего полнолуния, которое происходит в день весеннего равноденствия или после него, но не ранее весеннего равноденствия.

http://pravmir.ru/o-pasxalnom-bogosluzhe...

«И узрят лице Его, и имя Его будет на челах их». (Откр. 22:4) «Видим убо ныне якоже зерцалом в гадании, тогда же лицем к лицу. Ныне разумею от части, тогда же познаю, якоже и познан бых». (1Кор. 13:12) Они поспели к жатве — но столько еще зеленых колосьев… «Молю Тебя, милостивый Господи, да познают Тебя Духом Святым все народы земли»,  — говорил Старец Силуан. Созревшие, побелевшие колосья — отсвет и Свет трапезы, пресветлая тень семисвечника — символа Эссекского монастыря св. Иоанна Предтечи… Апостолы — в одинаковых белых ризах. Одинаковых? Но — это плоть Христа, Богочеловечество Сына, которое даровано им, и потому так уникальны, глубоко личны, такие разные и такие схожие, их лики… Всё то, что желали — сталось Наоборот, И ветер не пойман в парус, А в нем живет. От полночи до полудня- Наперекрест — Закаты стремятся утру Наперерез, Сжимать материк не стало Широт кольцо… Глядятся галактик стаи В Его лицо, А ветер воды тревожит, Силен и тих. Друзья на Него похожи, А Он — на них. Как различны, и похожи, и прекрасны их лики! Им дана новая плоть, плоть Христа, плоть нового творения, нового мира Божия — нового мира Сына Божия. Это и есть они — живые колосья, побелевшие на нивах, они и многие другие, входящие в горницу и остающиеся там, и возрастающие в Мужа совершенного. Они касаются руками трапезы — земли, готовой преобразиться. «Уготовал еси пищу им — Яко тако есть уготование — бразды ея упой, умножи жита ея, в каплях ея возвеселится возсиющи». Где же Бог Илии — Он Самый? (4 Цар. 2:14) Жив Господь и жива душа твоя! не оставлю тебя. Посреди апостолов, в центре — Совершающий все это, Он Самый, Бог Илии, Приносяй и Приносимый за жизнь мира, в ало-синих ризах — Жертвы жертв, Бога и Человека, Христос Бог — Он Самый. Он — на земле, земле с созревшими и несозревшими колосьями. Что это? Суд? Но — трости не преломит и не угасит огня… Он на золотом вневременном Престоле предлагает Жертву Свою — Себя — за жизнь мира. Ту Жертву, которая лежит у истоков мира, Жертву, которой стоит мир…

http://pravmir.ru/esseks-opyt-sozercaniy...

Утром — еще солнце не встало, над землею — предрассветная глубокая тишь, — а мы уже на ногах… Еще бы! Идти так далеко — в монастырь! И непременно пешком, с букетиками золотистых роз, идти туда через весь городок, через гору. Как далеко!.. Бегаем, суетимся, волнуемся: — Мамочка, скорее! Как бы не опоздать! — Не опоздаем. Еще рано!.. Ах, как долго собираются эти старшие! Наконец, собрались и тронулись в путь… По улице дома стоят еще с закрытыми ставнями — спят. Пыль лежит спокойно на дороге. Проезжающих нет, но пеших много. Нарядные, свежие — идут, как и мы, в далекий монастырь — к Троице… В монастыре еще тихо. Пробегают из церкви в кельи клирошанки, около святых ворот сидит слепой старик и жалобно поет про Лазаря… Собор, кельи, деревья в саду — все свежо, как само утро… Старшие уходят в келью — к знакомой монахине, а мы просим позволения остаться на дворе. После долгих просьб, получаем разрешение и убегаем за монастырь, в соседнюю березовую рощу… Она уже вся проснулась — умылась, приоделась в беленькие нежные корочки-одежки, надушилась запахами своих клейких душистых почек… Мы начинаем бегать между молодых стволов, аукать, бросаться травой… Вдруг — бом, бом, бом… Расплавленное золото, блестя и переливаясь, полилось с колокольни… Надо бежать в церковь. Кумачи, голубые платки, девичьи наряды — все весело горит на солнышке. Шум, разговор, кое-где легкий смешок. У всех — букеты из полевых цветов, перевязанные поветелью. Все стоят стеною около церкви и ждут… Меж тем незаметно в одинокий звон вплетаются другие колокола, и в воздухе льется тихой колеблющейся волной трезвон. Из собора вышел крестный ход. Золотые хоругви, кресты, образа. За ними батюшки — в зеленых ризах, с легкими звонкими кадильцами. Пошли вдоль стены собора, блестя и переливаясь. Следом хлынул народ. А мы тем временем — в церковь. Проходим наперед — к амвону, и здесь становимся. В соборе — жарко, душно от травы и солнца. Обедня — какая-то зеленая. Деревца, цветы, чёборок, зеленые ризы батюшек, травяной запах, иногда песни монахинь о горнице, убранной зеленой травою — в далеком святом Иерусалиме… И из этих отдельных простых черточек составляется особая жизнь — душистая, зеленая, солнечная — день Троицы…

http://pravmir.ru/troica-kartinki-iz-det...

белый или красный Господские средние праздники, седмичный и воскресные дни вне Великого поста золотистый (желтый) Богородичные праздники голубой Памяти пророков золотистый (желтый) или красный Памяти апостолов золотистый (желтый) Памяти святителей золотистый (желтый) Памяти мучеников красный Памяти преподобных и Христа ради юродивых зеленый Памяти благоверных князей Заупокойные богослужения (вне Великого поста) Таинство Крещения Таинство Венчания Белый, золотистый или красный (от Недели Фоминой до отдания Пасхи) Существует практика совершения богослужений в честь Креста Господня в бордовых облачениях или в ризах красного цвета, но более темного оттенка, чем пасхальные. В древности в Православной Церкви вовсе не было черных облачений, а в Великий пост служили в багряных ризах , т.е. в темно-бордовых. Таким образом, в седмичные дни Великого поста службы могут совершаться и в фиолетовых облачениях, но более темного оттенка, чем в воскресные дни св. Четыредесятницы. Существует практика, согласно которой в продолжение всего Успенского поста (кроме Преображения) употребляются ризы голубого цвета. Облачения в седмичные дни заменяются ризами, соответствующими лику святого, в случае совершения святому полиелея или службы с великим славословием. В периоды попразднств цвет облачений ради празднования полиелейных святых во многих храмах не изменяется. При совпадении памяти святого с воскресеньем цвет облачения не меняется и остается золотистым. В дни памяти благоверных князей, принявших иноческий постриг (например, св. блгв. кн. Даниил Московский), богослужение совершается в зеленых облачениях. Служба в честь благоверных князей-мучеников или страстотерпцев совершается в красных ризах. Примечание 1. В Русской Церкви существовала также традиция совершения богослужения в воскресные дни и в Господские праздники в красных ризах; в дни выноса Креста могли употребляться облачения синего цвета, а на Богородичные праздники, в Великий Четверг (на литургии) и в период от Пасхи до отдания Вознесения – белые. (Ср.: Розанов Н., прот. Руководство для лиц, отправляющих церковные богослужения… в Московском Кафедральном Христа Спасителя соборе и Московском Большом Успенском соборе… М., 1901. С. 244–245.)

http://azbyka.ru/shemy/cveta-bogosluzheb...

Удивительная вещь! – засилье синтетики, которое всем так не нравится, для современных ризниц просто манна небесная. Как вы думаете, почему у нас так укоренилась традиция служить, например, на Рождество в белых ризах? Почему бы нам не служить в золотых, как говорили Уставы? Говорить-то они говорили, но откуда эти золотые ризы взять – не объясняли. И где-нибудь в Великой Софии или в огромных цветущих лаврах, где складывались эти Уставы, золотая парча находилась. А в скромных деревенских храмиках о ней даже и не подозревали. Но не служить же на Рождество в том же желтом облачении, что и на буднях? Белое поторжественней... Поясняю: та парча стоила безумных денег, так как была действительно золотой – изготавливалась с использованием золота. Потому что никак иначе заставить ткань блестеть ни древность, ни Средневековье, ни даже Новое время не умели. Та парча стоила безумных денег, так как была действительно золотой А современность умеет. Современность предлагает огромный выбор тканей и отделок, которые блестят и радуют глаз, а стоят относительно дешево. Но на службе они создают ту же самую праздничную атмосферу, что и златотканые ризы древности. Правда, синтетические ткани «не дышат». Но зато они легкие, так что то на то и выходит – батюшки не в обиде. В. Г. Шварц. «Вербное Воскресение в Москве при царе Алексее Михайловиче. Шествие патриарха на осляти», (1865). – Мать Наталья, почему?! Почему у нас на Вход Господень в Иерусалим служили в облачении не такого цвета?! – Какого «не такого»? – Ну, везде все служили в зеленых, а у нас – в желтых. – Не в желтых, а в условно-золотых. Они вам не понравились? – Понравились, но... – Мы встречали Спасителя, как Царя Славы. Золото – символ Горнего Царства, потому что оно красиво и наиболее долговечно. У нас Устав такой. Мы подробно говорим о подобных вещах на лекциях по понедельникам, – выпаливаю я все доводы сразу и убегаю – на Страстной седмице много дел. А вслед слышу: – Ой, точно... Патриарх же в прошлом году тоже не совсем в зеленом на Вербное служил!

http://pravoslavie.ru/136577.html

В 1765 году мастером Дмитрием Сучковым в алтаре храма сделана новая печь из зеленых изразцов. В 1774 году увеличены окна в алтаре и церкви. Разобрана лестница, ведущая в храм, вместо двери сделано окно. В 1782 году стены храма оштукатурены, сделаны карнизы и клейма. Поставлен новый гладкий иконостас со столбцами. Над иконостасом в 18 клеймах двунадесятые праздники и лики святых. Сделаны новые царские врата резные с сенью и балдахином. В иконостас вставлены новые местные образа, написанные устюжским иконописцем Косьмой Волковым. В 1842 году во всем храме сделаны полы из белых каменных плит, трое дверей ведущих из храма в трапезную заложены. В 1845 году сделана новая крыша, главка окрашена в зеленый цвет. В 1889 году из монастырской казны выделено более 2000 рублей на ремонт храма. Все стены с живописными клеймами и окна вымыты, отвалившаяся штукатурка и подпорченная живопись подновлена. Панели в алтаре отделаны заново. Подправлена резьба на иконостасе и киотах. Орнаменты в верхних четырех колоннах, ранее закрытые иконами, сделаны новые. Пол выровнен и покрашен желтой краской. Наружные стены выбелены и покрашены желтой краской, а железная крыша и главка – зеленой. В 1893 году сложены три новые печи, промыты стены и выкрашены полы. Далее в описании внутреннего убранства храма использована статья А. Голосова опубликованная в «Вологодских епархиальных ведомостях» в 1900 Своды алтаря и церкви были расписаны. Иконостас столярный резной с шестью золочеными колоннами. В иконостасе: образ Господа Вседержателя сидящего на троне; Собор Архистратига Михаила; образ Николая Чудотворца старинного письма. Все образа в драгоценных ризах вышитых сестрами Иоанновского монастыря. За левым клиросом образ Божией Матери Знамение, за правым – образ Божией Матери Тихвинской украшены золотыми ризами вышитыми теми же сестрами Иоанновского монастыря. Из других предметов, бывших в Введенской церкви, можно отметить: напрестольный серебряный золоченый в три яруса складной ковчег для хранения святых даров. Внизу по углам четыре литых серебряных херувима, по сторонам четыре резных серебряных Евангелиста. На крышке нижней части ковчега черневое изображение Тайной Вечерни; на средней – Положение во гроб; на верхней – Благовещение Пресвятой Богородицы. В средней части ковчега два маленьких ковчежца для запасных даров. В верхней части – золоченый потир. Данный ковчег приобретен в 1749 году архимандритом Боголепом.

http://sobory.ru/article/?object=06296

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010