Состоялась встреча Предстоятелей Русской и Польской Православных Церквей 25 июля 2013 г. 16:21 25 июля 2013 года в Патриаршей и Синодальной резиденции в  Даниловом ставропигиальном монастыре  состоялась беседа Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла с  Блаженнейшим Митрополитом Варшавским и всей Польши Саввой . Святейший Патриарх Кирилл приветствовал гостя в крестовом храме резиденции, освященном в честь Всех святых, в земле Русской просиявших: «Мы рады видеть Вас не только как человека, близкого нам по взглядам на церковную жизнь, на миссию Церкви в современном мире, но и как собрата, столь много сделавшего для процветания  Польской Церкви , которая является Дочерью Церкви Русской и с которой у нас сохраняются самые тесные связи — не только официальные, но и сердечные, человеческие, в том числе взаимные паломничества, поездки молодежи. Несколько дней тому назад я  встретился  с группой православной молодежи из Польши, и меня просто обдало атмосферой Грабарки. Я увидел светлые лица, горящие глаза, и самое главное — людей с большим энтузиазмом, с большим потенциалом. Все это снимает существующие человеческие границы, в том числе и между Поместными Православными Церквами, создает атмосферу единодушия и братства». Поблагодарив за сердечные слова, Блаженнейший Митрополит Савва отметил, в частности, большую значимость  визита  Святейшего Патриарха Кирилла в Польшу в прошлом году. Далее Предстоятели Русской и Польской Православных Церквей прошли в Тронный зал резиденции, где состоялась братская беседа, в которой также приняли участие со стороны Московского Патриархата — председатель  Отдела внешних церковных связей  Московского Патриархата  митрополит Волоколамский Иларион ,  епископ Смоленский и Вяземский Исидор , заместитель председателя ОВЦС  протоиерей Николай Балашов , секретарь ОВЦС по межправославным отношениям протоиерей Игорь Якимчук, а со стороны Польской Церкви — архиепископ Лодзинский и Познаньский Симон, настоятель прихода преподобного Иоанна Лествичника в Варшаве протоиерей Николай Ленчевский, референт Блаженнейшего Митрополита архидиакон Павел Токанюк.

http://patriarchia.ru/db/text/3128052.ht...

Архив Пн Митрополит Волоколамский Иларион: Россия и Польша должны сгладить взаимные обиды и перезагрузить отношения 15 августа 2012 г. 18:17 О предстоящем визите Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла в Польшу рассказал в интервью ИТАР-ТАСС председатель Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата митрополит Волоколамский Иларион . — В середине августа ожидается эпохальное событие: впервые в истории Предстоятель Русской Православной Церкви посещает Польшу — страну с преобладающим католическим населением. Какова цель этого визита? — Визит Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла состоится по приглашению Предстоятеля Польской Православной Церкви Блаженнейшего Митрополита Саввы . Это так называемый мирный визит, то есть первое официальное посещение Его Святейшеством Польской Православной Церкви с момента избрания на Патриарший престол. Святейший Патриарх Кирилл уже посетил ряд Поместных Православных Церквей: в 2009 году — Константинопольский , в 2010 году — Александрийский , а в 2011 году — Антиохийский Патриархаты. В апреле сего года состоялся визит Его Святейшества в Болгарский Патриархат , а в июне — в Кипрскую Православную Церковь . Патриарх встретится с Предстоятелем и иерархами Польской Православной Церкви, посетит крупнейшие православные храмы и монастыри, а в праздник Преображения Господня вместе с Митрополитом Варшавским и всей Польши Саввой совершит Божественную литургию на Святой Горе Грабарке. Запланированы также встречи с Президентом Польской Республики Брониславом Коморовским и с Маршалом Сената Богданом Борусевичем. Поскольку Польша является страной с преобладающим католическим населением, в программу визита вошли встречи со священноначалием Римско-Католической Церкви. Вместе с председателем Католической Епископской Конференции Польши митрополитом Юзефом Михаликом Предстоятель Русской Православной Церкви подпишет Совместное послание народам России и Польши. Это послание станет свидетельством о благом намерении христиан России и Польши жить в мире, сообща утверждая непреложную ценность христианской веры словами и делами.

http://patriarchia.ru/db/text/2404306.ht...

Cедмица.RU Церковно-Научный Центр «Православная Энциклопедия» По Благословению Святейшего Патриарха Московского и Всея Руси Кирилла Функционирует при финансовой поддержке Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации Из договора патриарха Гермогена и бояр с гетманом Жолкевским о призвании польского королевича Владислава на Российский престол. 17 августа 1610 г. Грамота издана: СГГиД. М., 1819. Т. 2. 200 . Приводится по изданию: А.П.Богданов. Русские патриархи (1589-1700): В 2 т. Т. 1. -- М.: ТЕРРА; Республика. 1999. С. 268-273 Несмотря на яростные усилия патриарха Гермогена, 17 июля 1610 г. Василий Шуйский был свергнут с престола и через день насильно пострижен в монахи. Разосланная по Руси окружная грамота говорит, в каких условиях власть в Москве взяли бояре во главе с князем Ф. И. Мстиславским: «...ныне польской и литовской король под Смоленским, а гетман Жолкевский с польскими и с литовскими людьми стоит в Можайску, а иные литовские люди и русские воры пришли с вором (Лжедмитрием II) под Москву и стали в Коломенском; и хотят государьством Московским завладети, и православную крестьянскую веру разорити, а свою латынскую веру учинити». Всех россиян грамота призывала биться насмерть против поляков, литовцев и самозванца, Лжедмитрия на государство не хотеть, «а на Московское государьство выбрати нам государя всею землею, собрався со всеми городы, ково нам государя Бог подаст» . В разосланной тогда же присяге боярскому временному правительству была клятва не служить Лжедмитрию и свергнутому Василию Шуйскому, но не упоминался еще один, сильнейший претендент — Владислав, сын короля польского и великого князя литовского Сигизмунда III . Вскоре выяснилось, что это не случайно. 24 июля войска Лжедмитрия начали сражение за Москву, а с другой стороны столицы, в гетманском стане, начались переговоры о признании Владислава российским государем. Они завершились месяц спустя подписанием договора и торжественной присягой московских жителей иноземному королевичу. В Успенском соборе присягу принимал (18 августа) патриарх Гермоген, добившийся внесения в первоначальный проект договора важного изменения; оно-то и оказалось камнем преткновения для выполнения договора на деле.

http://sedmitza.ru/lib/text/443568/

ЦВ 3 (400) февраль 2009 /  12 февраля 2009 г. Служение Патриарха Кирилла 1-6 февраля 2009 1 февраля, по окончании торжественного приема по случаю Патриаршей интронизации, Святейший Патриарх Московский и вся Руси Кирилл принял глав Евангелической Церкви в Германии и Евангелическо-Лютеранской Церкви Финляндии епископа Вольфганга Хубера и епископа Юкку Парму, а также представителей Армянской Апостольской и Коптской Церквей, католической миротворческой организации «Община святого Эгидия», присутствовавших на торжествах. В ходе встреч Предстоятелю Русской Православной Церкви были высказаны поздравления в связи с избранием и поставлением на Московский Патриарший престол. Выразив благодарность за поздравления и благопожелания, Святейший Патриарх обсудил с гостями перспективы отношений Русской Православной Церкви с представляемыми ими Церквами и общинами. 1 февраля в Патриарших покоях Храма Христа Спасителя состоялась встреча Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла с официальной делегацией Польской Православной Церкви во главе с Блаженнейшим Митрополитом Варшавским и всея Польши Саввой. Во встрече также приняли участие заместитель председателя Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата епископ Егорьевский Марк, епископ Красногорский Савва и секретарь ОВЦС по межправославным отношениям протоиерей Николай Балашов. Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл отметил особую близость Русской и Польской Православных Церквей, их тесное сотрудничество и поблагодарил Предстоятеля Польской Православной Церкви за участие в своей Патриаршей интронизации. 2 февраля в Патриаршей резиденции в Чистом переулке состоялась встреча Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла с Предстоятелем Албанской Православной Церкви Блаженнейшим Архиепископом Анастасием, прибывшим в Москву для участия в интронизации новоизбранного Предстоятеля Русской Церкви. Святейший Патриарх Кирилл тепло приветствовал Блаженнейшего Архиепископа Анастасия и сопровождающую его делегацию.

http://e-vestnik.ru/news/patriarha_kiril...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание ИГНАТИЙ (798/799, К-поль - 23.10.877, там же), свт. (пам. 23 окт.), патриарх К-польский (3 июля 847 - 23 окт. 858; 23 нояб. 867 - 23 окт. 877). Мирское имя Никита. 3-й сын визант. имп. Михаила I Рангаве (811-813) и Прокопии, дочери имп. Никифора I (802-811). Основные сведения о жизни И. восходят к следующим источникам: 1. Житие И. Никиты Давида Пафлагона (BHG, N 817). Написано на рубеже IX и X вв., содержит ряд важнейших сведений, но мн. проблемы политической борьбы и церковной жизни, актуальные для периода написания Жития, ретроспективно проецируются на историю конфликта между игнатианами (сторонниками И.) и фотианами (сторонниками свт. Фотия, патриарха К-польского); 2. Т. н. «антифотианская коллекция» - сборник документов различных жанров и содержания, составленный после 892 г. и направленный против патриарха Фотия и его сторонников; 3. Ряд исторических сочинений, созданных в Византии в сер. X в. при имп. Константине VII Багрянородном . Среди них особенно важны хроники Генесия и Продолжателя Феофана, авторы к-рых в значительной мере черпали информацию из памфлетов, написанных в период конфликта И. и Фотия и изобиловавших различными сплетнями и домыслами. Подобным же образом памфлеты нашли отражение в хронике Псевдо-Симеона кон. X в.; 4. Хроника Симеона Логофета (2-я пол. X в.), известная в неск. редакциях, беднее материалом, чем остальные исторические сочинения этой эпохи, но иногда содержит более сдержанные и достоверные оценки истории конфликта И. и Фотия; 5. Акты церковных Соборов IX в., созывавшихся в период конфликта И. и Фотия; жития ряда святых - современников И. (прп. Николая Студита, свт. Евфимия К-польского). Среди западноевроп. (латиноязычных) источников важное значение имеют жития Римских пап Николая I (858-867) и Адриана II (867-872), сохранившиеся в составе Liber Pontificalis, а также предисловие Анастасия Библиотекаря к его переводу актов К-польского Собора 869-870 гг.

http://pravenc.ru/text/293393.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ИОАКИМ патриарх Иерусалимский (ок. 1426-1463/64). По происхождению предположительно араб; известна запись И. на полях арабо-христ. рукописи XIII в. из собрания ун-та св. Иосифа в Бейруте. Самое раннее свидетельство об И. принадлежит рус. паломнику иеродиак. Зосиме , побывавшему в Иерусалиме в 1420/21 г. По словам Зосимы, И., тогда еще священник, знал араб. и греч. грамоту, был очень любим патриархом Феофилом II и рассчитывал занять после него Иерусалимскую кафедру. Исходя из текста послания И. в Москву, составленного на рубеже 1463 и 1464 гг., где говорится о 37 годах его Патриаршества, можно приблизительно датировать вступление И. на престол 1426 г. В кон. 30-х гг. XV в. И. был привлечен к переговорам о заключении унии с Римско-католической Церковью. Патриарх не участвовал в Ферраро-Флорентийском Соборе и делегировал свои полномочия Киевскому митр. Исидору . Заключение Флорентийской унии вызвало волну протестов на правосл. Востоке. И. также присоединился к движению против унии. В апр. 1443 г. по инициативе Арсения, митр. Кесарии Каппадокийской, прибывшего в Св. град под предлогом паломничества, 3 вост. патриарха, собравшись в Иерусалиме, осудили Флорентийскую унию и ее сторонника К-польского патриарха Митрофана II . По сообщению Иерусалимского патриарха и церковного историка XVII в. Досифея II Нотары , при имп. Иоанне Палеологе (видимо, Иоанне VIII , 1425-1448) И. добился от Александрийского патриарха Григория отказа от претензий на пограничные иерусалимские епархии Синая, Газы, Петры и др., к-рые со времен крестовых походов периодически управлялись Александрийскими патриархами. Этот факт остается неясным, т. к. в царствование Иоанна VIII не было Александрийского патриарха с именем Григорий; в любом случае конфликты Патриархатов за спорные территории в XV-XVI вв. продолжались. Судя по переписке синайских монахов с К-польским патриархом Геннадием Схоларием , мон-рь вмц. Екатерины на Синае в сер. 50-х гг. XV в. находился в юрисдикции Иерусалимского патриарха. Синаиты среди прочего спрашивали у патриарха Геннадия, можно ли признавать законным рукоположение Иерусалимского патриарха, за к-рое он дает деньги мусульм. властям. Этот вопрос, видимо, отражал реальные обстоятельства восшествия И. на престол. Геннадий Схоларий признал допустимым в условиях иноверного владычества определенные отступления от церковных канонов, в частности плату за поставление и др. подношения патриарха местным властям для поддержания с ними мирных отношений.

http://pravenc.ru/text/468881.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ИОСИФ I ГАЛИСИОТ [греч. Ιωσφ Γαλησιτης] ( 23.03.1283, К-поль), патриарх К-польский (28 дек. 1266 - 9 янв. 1275, 31 дек. 1282 - март 1283), противник заключения унии между К-польской и Римско-католической Церквами. С 1222 по 1254 г. имел церковный чин чтеца. В молодости был женат в течение 8 лет, но после смерти жены принял монашество; не получил хорошего образования, был прост в общении с людьми самого разного положения - от приближенных императора до простолюдинов. В 1259/60-1266 гг. был настоятелем мон-ря прп. Лазаря на горе Галисий (М. Азия). Приобрел большое влияние при дворе имп. Михаила VIII Палеолога , стал его духовником. В 1266 г. И. Г. возглавил делегацию, к-рая была направлена имп. Михаилом к ранее низложенному К-польскому патриарху Арсению Авториану с просьбой о снятии отлучения с Михаила, наложенного за отданный императором приказ ослепить Никейского имп. Иоанна IV Дуку Ласкаря . Арсений отказался, и миссия завершилась провалом. В сент. 1266 г. по поручению императора И. Г. убедил патриарха Германа III , к-рый не сумел завоевать авторитет в среде высшего духовенства К-польской Церкви, отречься от престола. И. Г. вскоре стал его преемником на Патриаршем престоле. В нач. 1267 г. в соборе Св. Софии И. Г. провел церемонию снятия отлучения с имп. Михаила, к-рый публично покаялся в злодеянии, совершенном по отношению к Иоанну IV, и получил прощение от И. Г. и неск. десятков архиереев К-польской Церкви, присутствовавших на церемонии. 8 нояб. 1272 г. И. Г. короновал сына имп. Михаила Андроника II как его соправителя и наследника. Т. о., в первые годы Патриаршества И. Г. проявил себя как близкий союзник имп. Михаила VIII, чья деятельность способствовала укреплению новой династии Палеологов. Однако с 1273 г., когда Михаил VIII начал подготовку к заключению унии с Римско-католической Церковью (см. Лионская уния ), И. Г. выступал против императора. Весной 1273 г. на Соборе в храме Св.

http://pravenc.ru/text/673633.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание НЕОФИТ I КРИТЯНИН [Кретянул; румын. Neofit Cretanul] (ок. 1690, о-в Крит - 16.06.1753, Бухарест), митр. Унгро-Влахийский, предстоятель Унгро-Влахийской митрополии К-польского Патриархата. Данные о времени приезда Н. К. в К-поль и о том, где он получил образование, отсутствуют. Известно лишь, что он обладал большими познаниями в древнегреч. и лат. языках и что ко времени приезда в К-поль был иеромонахом. В К-поле сблизился с семьей Маврокордат и в период 2-го господарства Константина Маврокордата в Валахии (13 окт. 1731 - 5 апр. 1733) прибыл в Бухарест в качестве духовника господаря и преподавателя древнегреч. языка у его брата, Александру, и сестры Султаны. В том же качестве Н. К. находился и при молдав. дворе, когда в 1733-1735 гг. Константин занимал господарский трон Молдавского княжества. В нояб. 1735 г., с возвращением Константина на валашский престол (16 нояб. 1735 - сент. 1741), в Бухарест приехал и Н. К. 27 янв. 1737 г. митр. Унгро-Влахийский Стефан II (1731-1738), епископы Неофит Нисский и Макарий Иерапольский хиротонисали Н. К. на титульную Мирликийскую кафедру К-польского Патриархата и возвели его в сан митрополита (Condica Sfânt. 1886. Р. 126-127). Акт об избрании Н. К. был подписан на румын. языке. Н. К. продолжал занимать должность наставника сына господаря Николая Маврокордата Александру. После смерти митр. Стефана II по настоянию господаря Константина Маврокордата Н. К. без избрания Собором архиереев Унгро-Влахийской митрополии 7 нояб. 1738 г. был перемещен на престол митрополита Унгро-Влахийского (Condica Sfânt. 1886. Р. 128; Arhiva Mitropoliei rii Româneti. 1961. Vol. 1. P. X). Указ К-польского патриарха Неофита VI о переводе Н. К. в юрисдикцию Унгро-Влахийской митрополии и назначении его на престол предстоятеля Валашской Церкви был подписан 10 дек. 1738 г. (Bucur. Arhivele Naionale Istorice Centrale. Ms. 139. Fol. 6v - 7). Впервые прецедент перемещения с почетной митрополичьей должности на пост митрополита Унгро-Влахийского без соблюдения обычаев Валашской Церкви, в соответствии с которыми предстоятель должен быть уроженцем этой земли и избран на церковном Соборе или гос. собрании под председательством валашского господаря (во избежание купли церковных должностей), был создан отцом Константина, господарем Николае Маврокордатом в период его 1-го пребывания на валашском престоле (21 янв. 1716 - 25 нояб. 1716), когда он возвел во митрополита Унгро-Влахийского титульного митр. Нисского Митрофана II (1716-1719). После Н. К. аналогичным способом возглавил Унгро-Влахийскую митрополию Григорий II из Колця (1760-1787).

http://pravenc.ru/text/2565014.html

СЛУШАЛИ: Доклад Преосвященного митрополита Смоленского и Калининградского Кирилла, председателя Отдела внешних церковных сношений, о Представительстве Патриарха Московского и всея Руси в Нью-Йорке, США. ПОСТАНОВИЛИ: Протоиерея Сергия Киприяновича, сотрудника Отдела внешних церковных сношений, назначить вторым священником Свято-Николаевского собора при Представительстве Патриарха Московского и всея Руси в Нью-Йорке, США. СЛУШАЛИ: Доклад Преосвященного митрополита Смоленского и Калининградского Кирилла, председателя Отдела внешних церковных сношений, о Представительстве Русской Православной Церкви при Всемирном Совете Церквей в Женеве, Швейцария. ПОСТАНОВИЛИ: В связи с истечением срока командировки освободить архимандрита Нестора (Жиляева) от обязанностей Представителя Русской Православной Церкви при Всемирном Совете Церквей в Женеве и направить в распоряжение Преосвященного митрополита Крутицкого и Коломенского Ювеналия. СЛУШАЛИ: Сообщение Преосвященного митрополита Смоленского и Калининградского Кирилла, председателя Отдела внешних церковных сношений, о кончине 11 февраля 1997 года Предстоятеля Польской Православной Церкви Блаженнейшего Митрополита Варашавского и всей Польши Василия. ПОСТАНОВИЛИ: 1. Вознести моление ко Господу о упокоении в селениях праведных Предстоятеля Польской Православной Церкви Блаженнейшего Митрополита Василия, много потрудившегося на благо Святой Христовой Церкви. 2. Выразить братскую поддержку клиру и мирянам Польской Православной Церкви в связи с постигшей утратой и свидетельствовать о нерушимых узах братства и любви, связывающих Русскую и Польскую Православные Церкви. СЛУШАЛИ: Доклад Преосвященного митрополита Смоленского и Калининградского Кирилла, председателя Отдела внешних церковных сношений, о Конференции «Духовно-историческая и православная тема в современной художественной литературе», проведенной 5-6 февраля в Московском Свято-Даниловом монастыре по инициативе Всемирного русского народного собора. ПОСТАНОВИЛИ: 1. Доклад принять к сведению.

http://patriarchia.ru/ua/db/text/4971742...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ИОАННИКИЙ [греч. Ιωαννκιος] († 15.09.1657), патриарх Александрийский (с 9 июня 1645). Род. на Кипре. Церковное служение начал в К-польском Патриархате. В сане митрополита Веррийского участвовал в работе К-польских Соборов 1638 и 1644 гг. На И. как на своего преемника указал перед смертью Александрийский патриарх Митрофан († 1639), однако против его кандидатуры выступил К-польский патриарх Кирилл II Контарис, и патриархом стал Никифор Кларонциан. В это время вновь обострился конфликт между Александрийской Церковью и Екатерины великомученицы монастырем на Синае , связанный со статусом Синайского подворья в каирском р-не Джувания (Джувайния). В этот конфликт были вовлечены др. Церкви правосл. Востока и власти Османской империи. На подворье, где проживала значительная часть синайской братии во главе с епископом, была построена церковь, велось богослужение. Привлекая в свой храм прихожан, синаиты лишали доходов Александрийского патриарха, имевшего в Каире собственную церковь. Патриархи с нач. XVII в. добивались прекращения богослужений в Джувании. Первая фаза конфликта тянулась до нач. 20-х гг. XVII в., когда Синайский еп. Иоасаф примирился с патриархом и отказался от совершения литургий на подворье. После отъезда в нач. 40-х гг. XVII в. патриарха Никифора в Грузию за милостыней синаиты возобновили службы в Джувании, получив на это соответствующие санкции от К-польского патриарха Парфения I (1643) и молдав. кн. Василия Лупу , влиятельного политика империи, оказывавшего щедрое покровительство правосл. Церквам Леванта. По позднейшим утверждениям синаитов, И. в бытность митрополитом Веррийским поддерживал их требования. Вернувшись из Грузии, патриарх Никифор добился отмены разрешений, данных синайским монахам (соответствующая грамота К-польского патриарха Парфения II датируется янв. 1645). Вскоре Никифор умер, и на его место был поставлен И. По прибытии в Египет И. столкнулся с неповиновением синаитов. Несмотря на грамоты в поддержку И., данные Василием Лупу (авг. 1645) и Антиохийским патриархом Евфимием III (июль 1646), и отлучение Синайского еп. Иоасафа К-польским патриархом Иоанникием II и его Синодом (кон. 1646), к к-рым присоединился Иерусалимский патриарх Паисий, синаиты игнорировали требования о подчинении Александрийскому патриарху на его канонической территории. Синайский мон-рь представлял собой самостоятельную республику с сотнями монахов и десятками подворий по всему христ. Востоку; его финансовые и властные возможности были намного больше, чем у Александрийского первосвятителя.

http://pravenc.ru/text/577954.html

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010