Фритц Ринекер, Герхард Майер (лютеране) Скачать epub pdf Справедливость, праведность, правда (в значении «справедливость») I. ПОНЯТИЕ СПРАВЕДЛИВОСТИ В ВЕТХОМ ЗАВЕТЕ А. БОЖЬЯ СПРАВЕДЛИВОСТЬ 1) в библ. понимании справедливыми считались поступки человека, действующего в соотв. с его обязательствами перед Богом и людьми. Г. фон Рад передает значение слова «справедливость» (цедака) как «верность общине». Божья С. проявляется прежде всего в Его отношении к Израилю, в Его завете с ним. Признавая Божью С. ( Пс. 21:32 ; Пс. 35:7 ; Пс. 70:19.24 ; Пс. 88 и т.д.), Израиль признает тем самым, что Бог всегда был верен Своим обетованиям. Поэтому Он называется «праведным Господом» ( 2Пар. 12:6 ; Пс. 144:17 ; Втор. 32:4 ; 1Езд. 9:15 ; ⇒ Вера); 2) Божья С. проявляется в трех аспектах. Во-первых, праведный Бог дарует людям законность права. Это право лежит в основе всего завета – Закона, которому Израиль обязан следовать. Во-вторых, Божья С. проявляется в Его вмешат-ве во внутр. жизнь избранного народа, которое необходимо для исполнения данных Им обетований и для свершения дела спасения ( Ис. 41:10 ). Поэтому для ветхозаветных праведников Бог – это оплот и порука их спасения ( Пс. 70:2.15.19.24 ). В Своей С. Господь противостоит нечестивцам; совершая наказание, Он способствует обращению грешников ( Иов. 34:10–12 ; Пс. 95:13 ; Ис. 59:17 ). В-третьих, Божья С. проявляется в Его вмешат-ве в историю евр. народа: Израиль постоянно ощущал Божью помощь в борьбе против внешнего врага. Именно на нее в трудные времена возлагали надежду праведники, и именно благодаря этой помощи Израиль выходил победителем из самых сложных ситуаций (см. 4Цар. 6:8 ). Пророчества Исаии полны искренней надежды на Божью помощь, которая выведет праведников из тьмы и принесет им спасение ( Ис. 51:5 ; Ис. 56:1 ); 3) Божья С. может быть также названа Божьей верностью (Завету), Его правдой, милостью и любовью. Божий Промысл направлен на спасение Его народа, и Господь вершит это спасение судом и милостью, в любви и гневе, исцеляя и поражая. Осуществляя Свою С., Господь наказывает и милует, спасает и разоряет.

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/b...

Закрыть itemscope itemtype=" http://schema.org/Article " > Суперкомпьютер World One спрогнозировал гибель человечества к 2050 году Цивилизация потомков Каина была направлена именно на технический прогресс 14.11.2022 899 Время на чтение 3 минуты Фото: Коллаж РНЛ «Суперкомпьютер World One спрогнозировал гибель человечества к 2050 году. Причиной названа деятельность человечества, в том числе загрязнение окружающей среды», - отмечает Юрий Воробьевкий в статье «Промысл Божий и прогноз суперкомпьютера», опубликованной на сайте «Царьград». Известный православный исследователь задаётся вопросом: «Ситуацию не изменит даже строгий контроль рождаемости и переход на экологически чистые автомобили. Стоит ли бояться данного прогноза и как к нему относиться?» Далее Воробьевский рассуждает так: «Если брать христианскую цивилизацию и считать, например, с 1000-го года нашей эры, было много предсказаний близкого конца света. Я легко могу вспомнить штук пять. Насколько может быть реалистичен новейший и вроде бы беспристрастный машинный прогноз? Всё дело в том, что современная наука совершенно не учитывает такую ключевую категорию, как Промысл Божий, а это ведь самое главное. Понятно почему. Представьте себе какого-нибудь соискателя на учёную степень доктора наук, который выходит и говорит: вы знаете, есть Промысл Божий, Благодать Божья, действующая на людей. Ему скажут на защите диссертации: ты сумасшедший, что ли? А на самом деле это категории важнейшие, потому что иначе история человечества превращается в какой-то ворох фактов, случаев, событий, ведь в гармонию всё приводит именно Промысл Божий. Прогноз машины состоит в том, что мы сейчас сильно загрязняем окружающую среду, что показатели выхлопных газов в атмосферу зашкаливают. Но мы в христианской парадигме понимаем: да, существует такое понятие, как конец света, оно существует в нашем христианском сознании. Но сроков не знает никто». Всякий верующий человек понимает. что «рано или поздно конец света произойдёт, но тут надо всё-таки пользоваться другими категориями. Когда это случится? Ни один компьютер не сможет этого сказать. Самое главное – это не техногенные вещи, самое главное, когда смысл существования человечества будет постигнут, тогда что-то произойдёт такое, о чём мы даже понятия не имеем. То, что называется концом света».

http://ruskline.ru/news_rl/2022/11/14/su...

Фритц Ринекер, Герхард Майер (лютеране) Скачать epub pdf Суд I. ПОНЯТИЕ 1) в ВЗ право С. принадлежит Богу. Вершить С. означает прежде всего «устанавливать или восстанавливать справедливость». Так, праведники могут ожидать справедливости именно от С. Божьего ( Пс. 57:12 ; Иер. 17:10 ). Судящий Бог – защитник гонимых, вдов и сирот ( Исх. 22:21–23 ; Исх. 23:7 ; Пс. 25:1 ; Пс. 67:6 ; Пс. 118:52 ). Но горе тем, кто творит неправду! Божий С. над ними будет суров ( Лев. 26:14 ; Втор. 28:15 ; Иер. 28:16 ); 2) в НЗ греч. слово крисис в первую очередь означает «разделение», «различение», и лишь затем – «решение, постановление суда», «суд». Отделять свет от тьмы (см. Быт. 1:4 ) – неотъемлемое свойство самой сущности Бога; «Бог есть свет, и нет в Нем никакой тьмы» ( 1Ин. 1:5 ; Иак. 1:17 ). В Нем нет места греху, который является частью тьмы. Поэтому Бог побуждает представлять сокрытые грехи и злые дела на всеобщее обозрение, тогда как грешникам присуще скрывать тайные дела тьмы ( Ин. 3:19 ). «Все, делающееся явным, свет есть» ( Еф. 5:11–23 ). Когда вершится Божий С., все сокрытое, согл. Его воле, должно быть явлено на свет. II. БОЖИЙ СУД И ЕГО ЛЮБОВЬ 1) все подчинено Божьей воле к спасению человечества. «Ибо не послал Бог Сына Своего в мир, чтобы судить мир, но чтобы мир спасен был чрез Него» ( Ин. 3:17 ). Поэтому Иисус говорит о Себе: «Я не сужу никого» ( Ин. 8:15 ). Его цель – спасение человечества, а не его уничтожение ( Лк. 9:56 ; Ин. 12:47 ). Божья воля к спасению засвидетельствована в Библии ( Иез. 33:11 ; Лк. 5:32 ; Лк. 19:10 ; 1Тим. 1:15 ; 1Тим. 2:4 ). Но Божье спасение и Божий С. не является взаимоисключающими понятиями. Напротив, для исполнения Богом спасит. миссии Ему необходимо вершить С. Без С. спасение невозможно; 2) никто не приобщится к Божьему вечному спасению, пока над ним не свершится С., который отделит свет от тьмы, добро от зла. И Христос послан на землю для вынесения всем людям приговора, согл. которому одни «восстанут», другие же «падут» ( Лк. 2:34 ). Он пришел в мир сотворить спасение, но Его приход обернулся С. над миром, ибо «люди более возлюбили тьму, нежели свет» ( Ин. 3:19 ). Смерть Иисуса стала осуждением для Его судей. Те, кто рассчитывал судить Иисуса, сами оказались под С. ( Ин. 12:31 ). Т.о., приход Иисуса имеет для человечества двойное значение:

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/b...

Скачать epub pdf ГЛАВА ОДИННАДЦАТАЯ Сегодня мы рассмотрим 11-ую главу Книги Исход, в которой говорится о том, как пророк Божий Моисей угрожает фараону десятой казнью – смертью всех первенцев. Скажем прямо, не все казни сопровождались конкретной угрозой, иногда казнь возникала как Божья кара без предварительного предупреждения. Но в данном случае угроза была совершенно уместна, потому что вопрос касался жизни каждого первенца в Египетском государстве: от первенца фараона до первенца находящегося в темнице раба. И мы читаем 1-ый стих: Исх.11:1 . «И сказал Господь Моисею: еще одну казнь Я наведу на фараона и на Египтян; после того он отпустит вас отсюда; когда же он будет отпускать, с поспешностью будет гнать вас отсюда». Итак, Господь собеседует с Моисеем, Своим пророком, и дает ему наставления о том, что будет казнь, и казнь будет страшная: после нее уже никто не будет пытаться удерживать евреев в египетском рабстве, но, напротив, их отпустят! Их будут даже с поспешностью гнать из Египта! То есть ужас этой казни, то впечатление, которое она произведет на египтян, будет столь сильным, столь мощным, что для них это будет полный кошмар: паника и дикий страх наполнят египтян, и они реально будут гнать верующих из своей земли. Еще ранее фараону было сказано: «Отпусти народ Мой», и теперь Бог угрожает ему тем, что Он умертвит его первенца. Фараон является символом диавола, сатаны – так рассуждали отцы, аллегорически понимая этот образ. А первенец диавола – это антихрист, которому предстоит родиться и прийти в этот мир. Поэтому существуют некие параллели между египетским фараоном, его первенцем и теми событиями, которые будут происходить во время воцарения антихриста, когда будет его царство, когда начнутся казни Божии, и когда Иисус Христос дыханием уст убьет первенца диавола, то есть антихриста. И мы читаем 2-ой стих: Исх.11:2 . «Внуши народу, чтобы каждый у ближнего своего и каждая женщина у ближней своей выпросили вещей серебряных и вещей золотых». Обращение, о котором говорится с 1-го стиха по 3-ий, предшествует последней казни, последним событиям, когда Божий гнев будет обрушен на богов Египта. Божий пророк Моисей, разговаривая с фараоном в последний раз, уже знает о тяжелом ударе, который будет сокрушать весь Египет. И вот это откровение, что фараон «окончательно изгонит вас отсюда», Моисей получает, что бы понимать, что после этого последнего наказания, которое обрушится на Египет, немедленно разрешится вопрос освобождения народа Божьего, и нужно быть готовым к Исходу.

http://azbyka.ru/otechnik/Oleg_Stenyaev/...

Райкен Л., Уилхойт Д., Лонгман Т. (книга неправославных авторов) Река (River) Образы рек и потоков, несомненно, взывают к человеческому воображению. Они обладают привлекательностью. Будучи источниками воды, они символизируют жизнетворное начало. Спокойное, неторопливое течение делает их образом тайны и обаяния. Противопоставляя в Пс.45 спокойствие образам разрушения, поэт просто замечает: «Речные потоки веселят град Божий» ( Пс.45:5 ). В христианской церкви есть выразительные гимны о том, как Божий народ собирается у реки, и о том, что совершенная Божья любовь подобна славной реке. Более 150 библейских упоминаний о реках и потоках разделяются в основном на шесть категорий: источник жизни, источник очищения, граница или географический ориентир, место встречи человека с Богом, инструмент Божьего обеспечения/избавления или суда и символ. Роль рек в Библии в значительной степени основывается на отсутствии на израильской территории крупных речных потоков. В отличие от Египта и Месопотамии, где жизнь поддерживается реками (см. Втор.11:10 ), Израиль «есть земля с горами и долинами, и от дождя небесного напояется водою, земля, о которой Господь, Бог твой, печется» ( Втор.11:11–12 ). Страны, где есть полноводные реки, используют их как средства транспортировки и связи, а Израиль ассоциируется в основном с землей. Но хотя в Палестине нет значительных водных потоков, не пересыхающих летом, там есть множество вади, то есть сухих долин, наполняющихся водой только в период дождей, и этот образ использовал Иов применительно к своим друзьям, на которых нельзя положиться: «Но братья мои неверны, как поток, как быстро текущие ручьи» ( Иов.6:15 ; ср. 3Цар.17:1–7 ). Отождествление в Библии потоков воды с жизнью связывается с засушливым климатом в библейском мире, по крайней мере, трояким образом. Во-первых, перед нами предстают картины потоков, текущих в пустыне. Читаем, например, об «источниках вод в степи» ( Ис.32:2 ), водах «в пустыне» и потоках «в степи» ( Ис.35:6 ), «потоках на иссохшее» ( Ис.44:3 ). Во-вторых, о деревьях постоянно говорится, что они растут на берегах потоков, и при этом подразумевается, что в стороне от потоков они не плодоносят ( Пс.1:3 ; Ис.44:4 ; Иер.17:8 ; Иез.31:4 ; ср. со словами в Ис.32:20 : «Блаженны вы, сеющие при всех водах»). К этому можно добавить время от времени появляющиеся упоминания о пересыхающих потоках – образах потери ( Иов.14:11 ; Пс.106:33 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/s...

в) «Профетический библеизм» , стремление найти в Писании источник для духовного возрождения. Лютер говорил о своей «покоренности» мощью Слова Божьего, которое завладело всем его существом. Он возродил полузабытый новозаветный христоцентризм, остроту переживания спасающей силы Искупителя. История протестантизма отмечена поисками пророческого вдохновения, живой евангельской веры, ее глубинной сущности. Этот пафос «возвращения к истокам» тесно связывает протестантизм с духом первохристианства. г) «Понимать Библию только через саму Библию» , принцип, сыгравший большую роль в общехристианской герменевтике и создавший предпосылки для становления библейского как самостоятельной дисциплины. Однако слабость этого принципа – в его претензии на универсальность и исключительность, поскольку Писание до конца не может быть понято вне веры Церкви, вне ее Предания и исторического контекста, в котором сложились священные книги. д) Два уровня Писания . Согласно Лютеру, в Библии есть два аспекта. Как «внутреннее Слово» она есть духовная Весть, Божий призыв, обращенный к душе человека. Для познания «внутреннего Слова» нужна духовная просветленность воспринимающего сознания и непосредственная помощь Божья. «Внешнее» же Слово можно изучать с помощью рациональных, научных средств (например, лингвистики). Эта установка не была открытием Протестантской экзегетики , а восходила к экзегезе. Однако роковым для многих представителей Протестантской экзегетики стал разрыв между двумя подходами, который привел к забвению природы Писания. Превратившись в самодовлеющую науку, библейская почти утратила связь с богословием и нередко даже становилась разрушительным инструментом (см. статью критика). е) Иррационализм и адогматизм . «Мы справедливо делаем, – писал Лютер, – если, оставив диалектику и философию, обратимся к Слову Божию и научимся говорить новыми языками в царстве веры». Направляя острие своей полемики против схоластического он придавал протестантизму фидеистическую окраску. Этот парадоксальным образом вел к адогматизму, ибо осмысление догматов невозможно без работы мысли. Мысль же человеческую Лютер считал бессильной. «Не стремитесь с вашим разумом в небесную высь», – говорил он; а утверждал, что «Бог благоволил быть явленным и понятым только во Христе». Здесь уже содержались первые ростки позднейших либеральных и интерпретаций Библии. В результате радикальная Протестантская экзегетика приобрела позитивистский и агностический характер.

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/b...

Глава II. Бог 1. Откровение личного Бога. Богословие и богопознание Христианство наряду с иудаизмом и исламом принадлежит к числу монотеистических религий, называемых также «авраамическими». Все три религии восходят к откровению, данному Богом Аврааму и зафиксированному в Ветхом Завете. Христианство исповедует, что Бог един, что Он – Отец всех людей, что Он – Творец мира материального и мира духовного. Согласно христианскому пониманию, Бог не есть абстрактное отвлеченное начало, безликая духовная сила, имперсональное бытие. Бог христиан – это Бог Личность, Бог Живой. Он открывается человеку в личном общении, личном опыте, личной встрече. В то же время Бог трансцендентен человеку, непостижим, неописуем, невидим. В этом изначальный парадокс религиозного опыта, – парадокс, который невозможно объяснить человеку неверующему или агностику, далекому от религии. В христианстве эмпирический опыт имеет решающее значение. Тому, кто сам опытно не ощутил присутствие Божие, невозможно доказать даже существование Бога. Все попытки доказательства бытия Божия, предпринимавшиеся в истории, были доказательствами для тех, кто желал их принять. Так, например, Фома Аквинский в «Сумме богословия» приводил пять доказательств бытия Божия: 1) через движение (ex motu); 2) через производящую причину (ex ratione causae efficientis); 3) через необходимость (ex possibili et necessario); 4) от степеней бытия (ex gradibus rei); 5) через целевую причину (ex gubernatione rerum). Первое доказательство исходит из того, что в природе все движется, а всякое движение имеет своей причиной нечто иное, следовательно, необходимо дойти до некоего перводвигателя, который сам не движим ничем иным: таким перводвигателем является Бог . Второе доказательство таким же способом, через понятие причинно-следственной связи, приходит к признанию первопричины всего, которой является Бог. Третье доказательство основывается на том, что для всех предметов этого мира возможно быть или не быть, но должна быть такая сущность, для которой не было бы внешней необходимости существования: такой сущностью является Бог. Четвертое доказательство отталкивается от того, что в мире имеются предметы более или менее совершенные, но необходимо высшее совершенство, которое было бы причиной всякого блага и совершенства: им и является Бог. Наконец, пятое доказательство исходит из того, что предметы, лишенные разума, подчиняются целесообразности, будучи руководимы сознательной волей: «следовательно, есть разумное существо, полагающее цель для всего, что происходит в природе; и Его мы именуем Богом».

http://azbyka.ru/otechnik/Ilarion_Alfeev...

Закрыть itemscope itemtype=" http://schema.org/Article " > «Дитя святое в мир пришло…» Рождественские стихи 08.01.2024 57 Время на чтение 3 минуты Фото: Иконописец Ростислав Гирвель, РНЛ С тех пор две тыщи лет прошло, как в Вифлееме Иудейском Дитя святое в мир пришло, больной неверьем и злодейством. Род человеческий любя, Господь Бог Сына своего, спасти нас от самих себя послал в земную жизнь Его. Христа зачатием безгрешным людскую веру испытать, перед Отцом Его Небесным за нас Заступником предстать. Не во дворце Христос родился, а в бедном маленьком хлеву, Младенец Божий появился, реально, зримо, наяву. О том знаменье ночью, в поле, близ Вифлеема, пастухи, узрев, пошли искать; и вскоре, Младенца поутру нашли. Ведомые незримой силой, они к пещере подошли, что хлевом издавна служила, и, в изумленьи, обмерли. У входа в хлев, старик почтенный, годами жизни не согбенный, улыбкой незнакомцев встретил, на их приветствие ответил. Мать молодая, на привет не отвлекаясь, лишь кивнула; готовя скромный свой обед, в глаза им даже не взглянула. Едва заметные в хлеву, вокруг животные лежали и жвачку вечную свою, во тьме задумчиво жевали. А в глубине, на возвышеньи, в яслях, Младенец мирно спал, всем видный и без освещенья, как будто Сам свет излучал. Тут небывалое волненье, вдруг простецами овладело, лишь поборов, с трудом, смущенье, к яслям приблизились несмело. Пав на колени перед Ним, родителям о том знаменье Что довелось узреть самим, Поведали без промедленья. На это им, пришедшим с поля, Старик смиренный дал ответ: На всё да будет Божья воля, На это нашей воли нет! Расставшись со Святым семейством, они обратно возвратились, но души их греховным действам навек готовности лишись. А вскоре многие уже, кто в Вифлееме проживали, со светлой верою в душе весть о Спасителе прознали. Тогда же на Востоке где-то волхвам небесное знаменье вдруг подсказало, как примета Царя Великого рожденье. Была ль звезда то иль комета, теперь узнать нам не дано, но видно, древняя примета открыла в тайну им окно.

http://ruskline.ru/analitika/2024/01/08/...

Избранные эссе «Теперь, когда упорно не слышат друг друга те, для кого вообще нет греха, и те, кто хотел бы изничтожить грех силой, особенно радуют богословы, сочетающие ужас перед злом с любовью к людям, суровость евангельских предупреждений с евангельской милостью. Такими были Честертон и Льюис; таков и Питер Крифт, которого с ними часто сравнивают». Н.Л.Трауберг Текст статей «Время», «Духовная история. Как мы оказались на краю», «Кант» любезно предоставлен их переводчиком М. А. Гринзайдом. В наш сборник вошли следующие эссе Крифта: Время Духовная история. Как мы оказались на краю. Кант (из серии «Столпы неверия») Никколо Макиавелли (из серии «Столпы неверия») ВОЛЯ БОЖЬЯ И ВОЛЯ ЧЕЛОВЕЧЕСКАЯ БОЖИЙ ОТВЕТ НА СТРАДАНИЯ ЧЕЛОВЕКА СИЛА В НЕМОЩИ РАЙ АД Есть ли Секс на Небесах? Критическое эссе Время   Недавно я запаздывал со сдачей рукописи своему издателю. Каково было мое оправдание? В общем и целом, одно из самых популярных в Америке: у меня не было «времени». Давайте исследуем это оправдание. Почему нам кажется, то у нас ни для чего нету времени, меньше всего для молитвы? Я все время чувствую себя виновным из-за этого, и предпологаю, что большинство из вас тоже. Я думаю, само большое наше препятствие в отношениях с Богом(после греха, разумеется), это «отсутствие времени».Если бы я отдавал моим детям столько времени, сколько отдаю Богу, я мог был бы преследуем по обвинению в плохом обращении с детьми. Если бы я проводил настолько мало времени с женой, сколько я провожу с Богом, она бы имела все оснвания для того чтобы покинуть семью и развестись. Мы все знаем из опыта, что когда мы отдаем Богу наше время, мы счастливы. Когда мы обманываем Бога, мы также обманываем себя. Мы знаем это из тысячи повторяющихся экспериметов. Но несмотря на это мы мы продолжаем убегать от Бога, от союза с Богом, от молитвы, как если бы она была горьким лекарством. Мы настолько боимся тишины и уединения, необходимых для личной молитвы, что отдаем их нашим самым ужасным преступникам, которых наш разум может постигнуть – «одиночному заключению».

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=991...

Колодяжная Людмила Ивановна Содержание  1. Что остается после жизни...   2. Облако уступит высоту   3. Поэт рисует слово   4. Но обретается царство   5. Пространство, которого        на свете нет...                   Информация о первоисточнике  1. Что остается после жизни...  Что остается после жизни – эхо, Обрывок повести, иль вести над обрывом, Увенчанным навечно – точкой, вехой Чуть сгорбленной березы молчаливой. Что остается после жизни, после Впаденья дней в поток путей воздушных – Лампадка, колыбель пустая… Возле – Хрустальный ангел, что служил игрушкой… Последний жест, он прост – припасть к коленям, Просить пощады у Того, кто судит… Потом уйти, не оставляя тени, Потом дойти – до самой тайной сути. Что остается после жизни – солнце, Узор, что вышит вышними лучами, Пришедшими из дали, сквозь оконце, Да ангел, свет качнувший над плечами…   Иов Где врастает ивы ствол в песок сожженный, вырастает Иов тенью прокаженной, славя Божье Имя, позабыв утраты, зная Бог отымет, что давал когда-то. Лучше – песни ветра, чем богатства гири, лучше Божья света стороны четыре. Пусть Господь свивает дом прозрачней, проще, пусть душа сияет сквозь лохмотья-мощи. Босы ведь выходим из родного лона, босы переходим мы под райски кроны, где склонится м остом над потоком ива, где спадет короста, и воспрянет Иов, славя Божье Имя, позабыв утраты, зная Бог отымет, что давал когда-то...   Покаянья плоды Мы в ладонях спрячем горячий луч, тот, что к нам с небес прилетает горлицей, в речи ветра снова поток певуч, омывает утро границы горницы. Вспомним – Агнца соломенную колыбель, кельи-хлева пещерные своды... Он вошел в крещенья земную купель, Иордани родной раздвигая воды. В золотой песок оседала муть, золотистый луч упадал на темя, начинался Божий тернистый путь, растворялось в речке-вечности время. В речи ветра снова поток певуч, омывает утро границы горницы, мы в ладонях спрячем горячий луч, тот, что к нам с небес прилетает горлицей. А пока – покаянья плоды, как дань принесем, положим к тому порогу,

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/1134...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010