Герб на здании мэрии Москвы Если бы все москвичи и гости столицы любили молиться, первое, после «Отче наш», что они читали бы, был бы тропарь Георгию Великомученику . Шутка ли, на борту всякого троллейбуса и муниципального автобуса видна икона «Чудо Георгия о змие». На ней великомученик в виде конного воина поражает дракона. Этот же образ находим и на гербе города Москвы, где бы он ни находился: на здании Городской Думы, на здании управления МВД и проч. Да что там! Собственно, герб Москвы и есть образ Георгия, и сколько раз мы его видим, столько раз могли бы читать тропарь святому, который, конечно, перед этим надо было бы выучить. «Яко пленных свободитель и нищих защититель, немощствующих врач, царей поборниче, победоносче великомучениче Георгие, моли Христа Бога спастися душам нашим!» То же изображение находим и на гербе всей страны, на самой груди двуглавого византийского орла, идейно рожденного Юстинианом и преемственно к нам от Второго Рима пришедшего. Значит, и все россияне, просвещенные христианством, коль скоро захотели бы молиться больше и чаще, могли бы (или должны были бы – как вам ближе) выучить тропарь и кондак Георгию, произнося их всякий раз, увидев герб страны. Иконы для того и пишутся, чтобы напоминать о Боге и Его святых. Гербы для того и сочиняются, чтобы, спрессовав историю города или страны, в узнаваемом образе выделить главное и согреть душу чувством причастности к великой истории. Герб Архангельской области А на гербе Архангельска Архистратиг силы Господней попирает и посрамляет злую силу, персонифицированную в виде падшего духа. Пожалуй, и всякий верующий архангелогородский патриот мог бы (или должен был бы) знать тропарь Михаилу и читать его всякий раз при взгляде на герб города. «Небесных воинств Архистратиже, молим тя присно мы, недостойнии, да твоими молитвами оградиши нас кровом крил невещественныя твоея славы, сохраняя ны, припадающия прилежно и вопиющия: от бед избави ны, яко чиноначальник вышних сил». Тот же Архангел, кстати, красуется и на гербе Матери городов русских – богоспасаемого Киева. Как знать, была бы набожность наша покрепче да молись мы побольше, слышал бы нас ежедневно и многократно Архангел Михаил до всех кроваво-безумных последних событий, может, и не было бы самих событий.

http://pravoslavie.ru/126008.html

1 Изложение это составлено в Ставрополе кавказском, вследствие желания некоторых лиц общества, в котором тогда предметом суждений был новый догмат папистов. 2 Точное изложение православной Веры святого Иоанна Дамаскина. Книга IV, гл. XIV. 3 О том, что верой уничтожается разум плотский и душевный, и рождается разум духовный, смотр. Преподобного Исаака Сирского слово 28. 4 Кондак, глас 2-й, в великий четверток. 5 Тропарь 3-го гласа в великий пяток. 6 Тропарь 9 часа. 7 Изложение православной Веры, книга III, rл.II. 8 По согласному мнению всех святых Отцов православной Церкви, писавших об этом предмете. Святой Григорий Богослов. Слово 38. 9 Изложение православной Веры. Книга III, гл. II. 10 Святой Иоанн Дамаскин. Изложение православной Веры. Книга IV, гл. XIV. 11 Святого Иоанна Дамаскина Изложение православной Веры. Книга IV, гл. XIV. 12 Акафист Божией Матери, 4-я стихира. 13 Святой Иоанн Дамаскин. Изложение православной Веры. Книга III, гл. XXVIII и XVI. 14 «Страстями называются свойства человеческие в их болезненном состоянии, произведенном падением.Так способность питаться превратилась в наклонность к объядению и лакомству; сила желания — в прихоти и похоти; сила гнева или душевная энергии — в вспыльчивость, ярость, злобу, ненависть; свойство скорбеть и печалиться — в малодушие, уныние и отчаяние; естественное свойство презирать унижающий естество грех — в презрение к ближним, в гордость, и проч.» — Преподобного Исаии Отшельника слово 2. 15 здесь духовным называется то, что освящено Святым Духом согласно тому значению, какое дает святой апостол Павел слову духовный (1Кор. 2:15) и какое ему дают все святые писатели православной Церкви 16 Преподобный Макарий Великий. Слово IV, гл. 3. 17 Тропарь и кондак Преображению. 18 Тропарь на часах святой Пасхи. 19 Роман, извлеченный из Евангелия, известный под названием: Passion douleureuse de notre Seigneuz Jesus — Christ, par Ecaterine d’Emerich. 20 Святого Иоанна Дамаскина изложение православной Веры, Книга III, глава XXVIII и XVI.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3170...

П. Д. а. И. В частности, Алексопулос отметил, что в сравнении с к-польской литургией Преждеосвященных Даров Л. П. Д. а. И. фактически совершается отдельно от вечерни. К-польский чин предполагает, что вечерня, соединенная с Преждеосвященной литургией, заканчивается чтениями (к которым можно отнести и сугубую ектению, на полной литургии замыкающую собой Евангелие) и пением «Да исправится молитва моя» , после чего с молений об оглашаемых сразу начинается Преждеосвященная, а заключительная часть вечерни (стихиры на стиховне и проч.) опускается. Согласно же иерусалимским источникам, вечерня перед Л. П. Д. а. И. совершалась полностью, включая стихиры на стиховне, причем моления об оглашаемых (к-рые, возможно, читались только на Страстной седмице; во всяком случае чин полной Литургии ап. Иакова их не содержит) служили завершением именно вечерни, после чего молящиеся покидали храм, и только потом начиналась Л. П. Д. а. И. (Ibid. P. 108). Впрочем, на это обращал внимание уже Фундулис ( Θουντολης. 1979. Σ. 9), но он, ошибочно основываясь на привычной к-польской практике, продолжал считать вечерню и Л. П. Д. а. И. единым последованием, хотя это не так: завершив вечерню в основной базилике - Мартириуме (в Великий вторник - в церкви на Елеонской горе), молящиеся во главе со священнослужителями совершали литию в храме Воскресения Христова, где уже и происходила Л. П. Д. а. И. Во время литии пели тропарь и кондак, соответствующие дню, а по приходе на место - «Да исправится молитва моя», «Ныне отпущаеши» и 40-кратное «Господи, помилуй» (эти элементы, очевидно относящиеся к вечерне, по мнению Алексопулоса, необходимо понимать либо как знак к-польского влияния на чин Л. П. Д. а. И., либо как следы еще одной вечерни: Alexopoulos. 2009. P. 109). Таков устав в Святогробском Типиконе; в груз. же переводе Л. П. Д. а. И. сначала священник должен совершить полностью вечерню, и тогда после «Отче наш» поется песнопение на умовение рук, после чего следуют Пс 33 и тропари «Лик небесный…» со стихами ( Tarchni vili.

http://pravenc.ru/text/2110605.html

Примечание. Великое освящение воды начинается по заамвонной молитве пением тропарей, глас 8й: «Глас Господень…», и проч. По окончании чина водоосвящения, при пении на «Слава, и ныне» праздничной стихиры, глас 6й: «Воспоим, вернии…», священнослужители входят в алтарь, и следует окончание Литургии по обычаю: «Буди имя Господне…» (трижды), псалом 33й и отпуст. Отпуст краткий праздничный (см. в конце утрени). По традиции, по отпусте Литургии посреди церкви перед иконой праздника изшедшие из алтаря священнослужители поют тропарь праздника, «Слава, и ныне» – кондак праздника и, по обычаю, величание. Во время целования Креста все окропляются святой водой. Примечание. На трапезе разрешение на сыр, яйца и рыбу, а мирянам – и на мясо: «На трапезе бывает утешение братии велие. Ядим рыбу, и сыр, и яица, и пием вино; мирстии же мясо, аще будет и в среду, или пяток» (Типикон, 6 января). С 7 по 13 января – попразднство Богоявления. 14 января – отдание праздника Богоявления. 1 Существует мнение, что данная статья Типикона имеет русскую редакцию, поэтому времяисчисление излагает по современному счету. Ср.: Рождество Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа. СПб., 1993. С. 44. 2 Ср.: Минея, 6 января; Типикон, 25 декабря, 3е «зри». 3 В уставной традиции при совпадении двунадесятого Господского праздника с воскресеньем Евангелие, по аналогии с богослужением Недели ваий, полагается на аналой для целования вместе с иконой праздника (ср.: Типикон, гл. 49, «В субботу ваий вечера»). «Аще случится Рождество Христово в Неделю, не поется воскресно ничтоже, но все празднику… Ни Евангелие воскресно не чтется, ни Воскресение Христово не глаголем, точию целуем Евангелие…» (Устав. М., 1641. Л. 359 об.). «Воскресение Христово не глаголем, целование Евангелию, по обычаю его» (Устав. М., 1641. Л. 545 (88 (2) об.); «Неделя 8я [по Пасхе]»). В седмичные дни целования Евангелия не бывает. 4 При отмене пения «Честнейшую» возглас: «Богородицу и Матерь Света в песнех возвеличим», в традиции Русской Церкви не произносится (ср.: Никольский К. , прот. Пособие к изучению Устава богослужения Православной Церкви. СПб., 1907. С. 310; в греческой богослужебной традиции данный возглас обычно сохраняется). Если 9я песнь канона поется с припевами, то 1й припев, по традиции, возглашает диакон (или священник), совершающий каждение. Каждение на утрене на 9й песни канона никогда не отменяется (ср.: Минея, 1 сентября).

http://azbyka.ru/bogosluzhebnye-ukazaniy...

В самый праздник. Всенощное бдение (если праздник случится не в понедельник) начинается великим повечерием На нем после псалма «живый в помощи Вышняго» поется (а не читается) с нами Бог; затем читаются обычные тропари: День прешед... Бесплотное естество... Верую во единого.. Пресвятая Владычице Богородице. Три святое и по Отче наш тропарь святого праздничного (а седмичные тропари, напр. Невидимых врат моих и др., оставляются) По 2-м трисвятом (читаемом после молитвы Господи Вседержителю) читается кондак праздничного святого, и после него – Господи помилуй 40 (Тропари же: «Помилуй нас Господи» не читаются). После чтения «Слава в вышних Богу» бывает лития. Если праздник случится в понедельник 2-й, 3-й, 4-й и 6-й недель поста, то в неделю вечера всенощное бдение начинается великою вечернею. На ней, вместо стпхословия кафизиы, поется «Блажен муж» 1-й антифон; «Господи воззвах» поется во глас первых стихир Стихир поется 8: триоди дня 3 и празднуемого святого 5, слава святого, и ныне Богородичен – догнать по гласу славы. Вход Прокимен великий, – в недели 3-ю и 5-ю «Дал еси, достояние», а в недели 2-ю и 4-й: Не отврати лица Твоего, Партии святому празднуемому 3 Ектенья: Рцем вси., «Сподобя Господи», Ектенья «исполним вечернюю молитву» и лития. На литии стихиры и слава празднуемого святого, и ныне Богородичен по гласу славы «Спаси Боже люди Твоя» и проч. что положено на литии. Стихиры на стиховне триоди: самогласен дня и мученичен, слава – святого, и ныне – Богородичен воскресен. Ныне отпущаеши. Трисвятое, Отче наш. Тропарь святого дважды, Богородице Дево – однажды. Благословение хлебов. Буди имя Господпе Псалом: «Благословлю Господа» до – «ие лишатся всякого блага». Шестопсалмие Великая ектенья Бог господь во глас тропаря святого 2-жды, слава и ныне богородичен воскресный по гласу тропаря. Кафизмы 3; после 1-й и 2-й кафизмы седальны триоди, и ектеньй после кафизм не бывает; 3-й кафизмы оба седальна святого и бывает ектенья. Полиелей. Величание святому. Степенна – 1-й антифон 4-го гласа «От юности моея»...

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr-Svir...

Праздник Рождества Христова был впервые отделен от Крещения в Римской Церкви в первой половине IV века (при папе Юлии). Перенесением праздника на 25 декабря Церковь имела в виду создать противовес языческому культу солнца и предохранить верующих от участия в нем. Известно, что у римлян на 25 декабря падал языческий праздник в честь зимнего солнцеворота, называвшийся день (рождения) явления непобедимого солнца, которого не могла одолеть зима и которое с этого времени идет к весне. Этот праздник обновляющегося «бога солнца» был днем разнузданных увеселений народа, днем забав для рабов и детей и проч. Таким образом, сам по себе этот день был как нельзя более приличен для воспоминания события Рождества Иисуса Христа, Который в Новом Завете называется Солнцем Правды, Светом мира, Спасением людей, Победителем смерти. Празднование Рождества Христова 25 декабря в Восточной Церкви было введено позже, чем в Западной, а именно во второй половине IV века. Впервые отдельное празднование Рождества Христова было ведено в Константинопольской Церкви около 377 г. по указанию императора Аркадия и благодаря энергии и силе красноречия святого Иоанна Златоуста . Из Константинополя обычай праздновать Рождество Христово 25 декабря распространился по всему православному Востоку. Установление празднования Рождества Христова 25 декабря имело еще и другое основание. По мысли отцов Церкви III и IV веков (св. Ипполит, Тертуллиан , св. Иоанн Златоуст , св. Кирилл Александрийский , блаж. Августин), 25-е число декабря месяца более всего исторически соответствует дню самого рождения Господа Иисуса Христа. Из богослужебных песнопений, посвященных Рождеству Христову, наиболее древними, надо полагать, являются первая стихира на «Господи, воззвах...», кондак и икос. Кондак и икос составлены в VI веке преп. Романом Сладкопевцем. Им было составлено 24 икоса, из которых современная служба сохраняет лишь первые два (кондак и икос). Тропарь и светилен праздника также весьма древние. Уже в VII-VIII веках известны Минеи со службами Рождеству в целом их виде. В X веке имелись службы предпразднства и попразднства, а в XI-XII в. служба, посвященная Рождеству Христову, на Востоке принимает такой вид в изменяющихся ее частях, как и современная служба.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Maslov/p...

После молитвы бывает отпуст, который священник произносит с крестом в руках. Если молебен совершается без канонов, то после «Бог Господь» и тропарей сразу бывает чтение Апостола и Евангелия, после которого сразу — сугубая ектения и молитва. После молитвы иногда поется великое славословие или «Тебе, Бога, хвалим», а после отпуста — многолетие. ЧИН ОБЩЕГО МОЛЕБНА СПАСИТЕЛЮ, БОЖИЕЙ МАТЕРИ И СВЯТОМУ Схема общего молебна Спасителю, Божией Матери и святым такая же, как и молебных пений с каноном, помещаемых в «Книге молебных пений».1 Но вместо канона поются запевы, заменяющие собой ирмосы и тропари канона. Священник (возглас): Благословен Бог наш... Хор: Аминь. Царю Небесный... Чтец: Трисвятое по Отче наш. Господи помилуй (12 раз). Приидите, поклонимся (трижды) и 142-й псалом. Слава и ныне. Аллилуиа (трижды). Диакон: Бог Господь... И поются тропари (смотря по молебну) и Богородичен 1-й — по гласу последнего тропаря. Чтец: 50-й псалом. После чего священнослужители поют группу запевов (повторяемых хором): «Слава Тебе, Боже наш, слава Тебе» или «Пресвятая Богородице, спаси нас» или «Святый… моли Бога о нас» (смотря по молебну). Затем: «Слава». — Хор: «И ныне». Каждая такая группа запевов соответствует одной песни канона, и поют их по числу песней в каноне (ирмосы не поются). По 3-й и по 6-й песни поется катавасия: «Избави от бед» (если молебен Спасителю) или «Спаси от бед» (если Богородице), или: «Моли Бога о нас» (если святому). Затем: «Призри благосердием, Всепетая Богородице». После 3-й песни — сокращенная сугубая ектения. По 6-й песни — малая ектения, прокимен и Евангелие. По 9-й песни вместо катавасии — Достойно есть, а в двунадесятый праздник — задостойник. Чтец: Трисвятое по Отче наш. Хор: Тропарь или кондак. Затем произносится сугубая ектения — «Помилуй нас, Боже…». После ектении произносится возглас: «Услыши ны, Боже» и читается молитва Спасителю или Божией Матери, или святому, смотря по молебну. Затем: «Премудрость. Пресвятая Богородице, спаси нас», и проч. И бывает отпуст, на котором поминаются святые, которым пелся молебен.

http://pravoslavie.ru/2306.html

списков (см., напр., И. по 6-м часе в РГБ. Троиц. 310, по 9-м часе в Троиц. 16, 17 и проч.; см. также греч. Часословы XV в. из б-ки К-польского Патриархата: Catalogue des manuscrits conservés dans la Bibliothèque du Patriarcat Œcuménique. Turnhout, 2008. T. 1. P. 344, 353; И. после междочасия 6-го часа в сир. Часослове XI в.- Black. 1954. P. 81). И. может предваряться особым заглавием «обедница» (ср.: в Часослове. Краков, в 1492: «Начало типиком, еже есть обедница») или же присоединяется к 9-му часу без к.-л. рубрики, что, видимо, является пережитком структуры студийских Часословов. В нек-рых списках и изданиях Часослова сохраняется припев к Пс 102 «Благословен еси, Господи», в греч. же изданиях помещается 1-й стих Пс 102 с этим припевом, затем излагается весь псалом с начала, эта форма изложения становится нормой и в рус. изданиях после патриарха Никона. Перед тропарем «Единородный Сыне» может стоять «И ныне» («Слава» перед Пс 145) или же вместе «Слава, и ныне». Устав кондаков после «Отче наш» различается. Так, в рукописи РГБ. Троиц. 16 указан только кондак храма (Успения), в других списках указывается кондак дня, «Слава» -       «И ныне» -   в иных добавляются указания о кондаке храма и Минеи (Краков, 1491), серб. Типикон 1319 г. ( Миркович. Типикон. С. 133б) указывает кондак храма, «Славу» и далее, как везде. В рукописи РГБ. Троиц. 17 богородичен   назначается только в среду и пятницу, в др. же будние дни (понедельник, вторник и четверг) - богородичен     В рукописях РГБ. Троиц. 309 и некоторых др. назначается тропарь       затем «Слава» -       и богородичен   В нек-рых изданиях, основанных на сербских рукописях Часословов и Псалтирей (Часослов. Вильно, ок. 1522. Псалтырь с восследованием: Венеция, 1520, 1546, Милешев, 1544, Цетинье, 1495), а также в ряде греч. изданий (см., напр., Часослов. Венеция. 1832) в чине опущена молитва     что ослабляет историческую связь И. с литургией (в поздних греческих изданиях кон. XIX в. молитва присутствует). Напротив, в московских изданиях Часослова XVII в.

http://pravenc.ru/text/293900.html

В первые времена христианства благодать священства преподаваема была посредством возложения рук и молитв. О рукоположении епископа в четвертом правиле 1-го Вселенского собора сказано: «Епископа поставляли прилично наиболее всем тоя области епископам. Аще же сие неудобно… по крайней мере три во едино место да соберутся, а отсутствующие да изъявят согласие посредством грамот и тогда совершали рукоположение». В постановлениях Апостольских говорится 29 , что при посвящении во епископа, кроме возложения рук возлагали еще на главу рукополагаемого Святое Евангелие. В молитве, читаемой при рукоположении, испрашивается на него благодать Святого Духа, яко да имать власть отпущати грехи и устрояти клир и проч. У нас в России совершается посвящение во епископа следующим образом: а) Прежде посвящения бывает наречение в архиерея. По утверждении Государем Императором одного из трех представленных Святейшим Синодом архимандритов, члены Святейшего Синода собираются в Святейший Синод и там после Трисвятого собранные святители поют тропарь и кондак сошествия Святого Духа на апостолов, так как избираемый поставляется на священную чреду служения апостольского; после сего первенствующий член возглашает ектению: Помилуй нас Боже ... , на которой молится о новоизбранном да вселится в него Дух Святой и благоустроит служение его во славу Божию и в назидание паствы. По отпусте обер-секретарь Святейшего Синода читает объявление избранному об избрании его. б) Пред посвящением бывает испытание новоизбранного в вере, которое совершается следующим образом: в день посвящения пред Литургией, когда архиереи, находящиеся в столице, среди храма воссядут на амвоне в полном облачении, новоизбранный приводится пред них, и поставляется на изображение орла в знак духовного его возвышения; пред святителями новоизбранный исповедует, как будущий блюститель веры Христовой, Символ веры , отвергает все еретические заблуждения и дает обещание исполнять в точности все каноны седми Вселенских и девяти поместных соборов и наконец дает обычную присягу Государю, так как он обязан и других научать повиноваться и покоряться предержащей власти – начальствующим и управляющим 30 .

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

отражено в Типиконе Великой ц. В В. ч. с утра и до полудня совершалось поклонение св. копию - тому самому, к-рым, по преданию, было пронзено ребро Спасителя (Ин 19. 34); этот чин совершался лишь в К-поле, что естественно связано с уникальностью реликвии (ныне св. копие находится в Риме). Утреня имела обычный порядок; из песнопений Типикон указывает тропарь на Пс 50 (4-го плагального (т. е. 8-го) гласа: «Σμερον βασιλες τς ζως» -      ). По окончании утрени Патриарх совершал поклонение св. копию при пении тропаря 2-го гласа: «Προσκυνομεν τν λγχην» (    ). Тот же тропарь пели и на антифонах тритекти (третье-шестой час - дневная служба будних дней Великого поста), когда поклонение св. копию завершалось (на др. день - в Великую пятницу - поклонение копию совершалось еще раз). После входа тритекти на амвоне пели тропарь 3-го гласа: «Ο απισθες πρ γνους νθρπων κα μ ργισθες» (              ) и читали паремию (Иер 11. 18 - 12. 15, с прокимнами: из Пс 82 до нее и из Пс 75 после). После отпуста тритекти совершался чин омовения св. престола. Вечером служили вечерню, в конце к-рой был чин умовения ног: Патриарх омывал ноги 3 иподиаконам, 3 диаконам, 3 пресвитерам, 2 митрополитам и 1 архиепископу при чтении Ин 13. 3-11 (в Евхологиях чин представлен полностью - см. ст. Умовение ног). После чина совершался вход с Евангелием, и сразу с чтений (без Трисвятого и проч.) начиналась Божественная литургия. Чтения литургии: Исх 19. 10-19, прокимен из Пс 139, Иов 38. 1-21, прокимен из Пс 58, Ис 50. 4-11, прокимен из Пс 2, 1 Кор 11. 23-32, аллилуиарий, составное Евангелие (за основу взято повествование евангелиста Матфея, с 2 вставками: Мф 26. 2-20, Ин 13. 3-17, Мф 26. 21-39, Лк 22. 43-44, Мф 26. 40-27. 2). В литургию включен чин освящения мира; вместо херувимской песни и причастна поется тропарь 4-го среднего (μσος) гласа «Το δεπνου σου» (    ) ( Mateos. Typicon. T. 2. P. 72-77). Богослужение В. ч. в православной Церкви с X в. В различных редакциях Студийского устава , к-рый имел широкое распространение в X-XII вв., службы В. ч. принимают уже почти совр. вид; библ. чтения и основные гимнографические тексты - канон, тропарь, кондак, многие стихиры и седальны - одни и те же в студийских памятниках и

http://pravenc.ru/text/150115.html

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010