Между такими посетителями немало было по своему уму, образованию и положению в свете особ очень важных. Так, нередко посещал старца Макария благочестивый граф Александр Петрович Толстой, бывший обер-прокурор Св. Синода, и служивший при нем чиновником особых поручений Константин Карлович Зедергольм (впоследствии иеромонах Оптинского скита о. Климент); сенатор Петр Иванович Соломон с семейством; известный писатель-философ Иван Васильевич Киреевский , который направил к старцу Макарию другого известного писателя, Николая Васильевича Гоголя. В первый свой приезд в Оптину Пустынь, в летнее время, Гоголь, по рассказу оптинского старожила, бывшего настоятеля Оптиной обители архимандрита Досифея 108 , прожил на монастырской гостинице недели три. Во все это время он ежедневно посещал старца и подолгу с ним беседовал. Со своей стороны, и старец, посещая почти ежедневно в послеобеденное время гостиницы, заходил в номер, в котором помещался Гоголь. Также достоверно известно, что батюшка о. Макарий с христианской точки зрения не одобрял его светскую литературную деятельность и советовал ему оставить писательство в этом роде и начать новую жизнь во Христе, по заповедям евангельским. И Гоголь во всем согласился, приняв близко к сердцу наставления старца Макария. Во время пребывания сего почтенного гостя в Оптиной Пустыни предложено было ему, между прочим, конечно, с благословения старца Макария, прочитать книгу св. Иоанна Лествичника . Прочитавши оную, Гоголь высказал о ней так: «Какая глубокая психология!» Слышно было, что по возвращении его из Оптиной в Москву душевное его настроение совершенно изменилось. Он уже не только перестал писать в смехотворном тоне, но и сожалел о том, что прежде им было написано, и даже выражал желание, если бы можно было, уничтожить все свои светские литературные произведения. Но за такой поворот Гоголя в его воззрении на жизнь умные миролюбцы провозгласили его тронувшимся в уме. А так как привлек его к старцу Макарию Иван Васильевич Киреевский, то и к Киреевскому те же умные люди отнеслись неблагосклонно. После того Гоголь еще раза два приезжал в Оптину к батюшке о. Макарию и во время своего пребывания на монастырской гостинице усердно посещал церковные службы в скиту.

http://azbyka.ru/otechnik/Makarij_Optins...

Схиархимандрит Давид (Псаракис): Нужно продолжать бороться до самого конца. Часть 1 Источник: Татьянин День Схиархимандрит Давид (Псаракис) Схиархимандрит Давид (Псаракис) – насельник монастыря преподобного Давида Эвбейского на острове Эвбея, ученик греческого старца Иакова (Цаликиса), вопрос о канонизации которого сегодня обсуждается в Элладской Церкви. Интервью отца Давида – о том, чем отличаются монастыри и богослужение в Греции и России, о старце Иакове и духовной жизни. – Отец Давид, Вы впервые в России? – Нет, во второй раз. Я уже приезжал четыре года назад, но буквально на два-три дня. Сейчас приехал на более долгий срок, чтобы какое-то время побыть в России, поклониться святыням, побывать там, где подвизались русские святые, посмотреть монастыри и увидеть, как живут монахи в России. Еще одна цель – в каком-то смысле повторить путешествие преподобного Давида Эвбейского, покровителя нашего монастыря, которое он совершил в XVI веке, когда прибыл в Россию для того, чтобы найти деньги и святой покров, чтобы иметь возможность построить монастырь на острове Эвбея. В те времена у нас в Греции был период турецкого владычества и не существовало экономической возможности построить монастырь. Преподобный Давид совершил большое путешествие по России, и ему помогли очень существенно. Поэтому я захотел в каком-то смысле уподобиться преподобному Давиду и также попутешествовать по России, потому что у меня есть большой интерес к ней и к ее святым. Я прибыл в Россию 18 июля и уже побывал в Оптиной пустыни, Никого-Угрешском монастыре и Троице-Сергиевой лавре, сейчас живу в Сретенском монастыре, собираюсь поехать в Дивеево. – Монастыри и монашеская жизнь в России сильно отличается от греческих? – Да, достаточно. Есть существенные отличия в том, как устроена их жизнь. Здесь, в России, я вижу сильную связь и развитое общение между монахами и мирянами, из-за чего в монастыре формируется немного другой климат. Монастырь похож на город или селение: в нем можно найти магазины, гостиницу, купить поесть, причем в трапезных или в гостинице работают миряне. В Греции, если ты приезжаешь в монастырь, чтобы поклониться святыням, всем этим – приготовлением пищи, подготовкой комнаты в гостинице – занимаются монахи, у которых есть такое послушание.

http://pravoslavie.ru/55384.html

В.Н.И. Соловецкий концлагерь (со слов очевидца) 93 «Островом скорби» зовут его заключенные. И, действительно, скорбь и горе царят в бывшем монастыре. Там теперь сидят, большею частью, «бывшие люди», как их зовут в России, люди, занимавшие видное место при Царе, аристократы, «буржуи». Наряду с ними туда посылаются и уголовники, а также провинившиеся чекисты и коммунисты. До последнего времени там сидели и с.-р., но они пользовались особыми привилегиями и в данное время их должны были перевести на континент – намечали Суздальский концлагерь. Наиболее удобный и прямой путь до Соловков – это по Мурманской ж.д. до станции Кемь. Ехать надо через «Ленинград». В Кеми пересадка на ветку до Попова Острова – пристань Соловецкого лагеря. Тут уже пахнет тюрьмой, но все же тут еще вольные служащие; стоят конвоиры, есть красноармейская стража. Для приезжающих, т.е. в большинстве случаев для родственников, едущих на свидание в Соловки, существует вагон-гостиница. Здесь приходится иногда ждать несколько суток прихода парохода. Город Кемь довольно далеко от пристани, туда надо идти регистрироваться и предъявить документы на право свидания. Разрешение на свидание дается в Москве; дается maximum на пять часов, по одному часу в сутки, а зачастую дают лишь три часа свидания. Но, несмотря на это ничтожное время, несчастные матери и жены съезжаются со всех краев России на свидание с родными заключенными. Надо торопиться: в ноябре навигация остановится, и тогда Соловки отрезаны от континента до мая месяца. Два – три раза в месяц зимою отправляется ледокол из Архангельска в Соловки за почтой. У берегов, где ледокол не может пройти, его встречают рыбаки-поморы, перегружают на свои лодки почтовые сумы и с опасностью для жизни доставляют их на берег. При этом они выговорили себе право выкидывать всю почту, если их настигнет буря. Поэтому почта часто пропадает, а в лучшем случае, письмо до Москвы идет не менее четырех недель, так как ледокол часто бывает неделями затерт льдами. Таким образом, заключенные зимою, т.е. шесть-семь месяцев в году, лишены возможности получать посылки. Приходится стараться их снабжать провизией на полгода с осени. В первую очередь им нужны жиры, лимонная кислота, мука, крупа, сахар. Кроме того, конечно, теплая одежда, обувь. Казенной одежды не полагается, казенная пища так скудна и невкусна, а главное пресна, что, кроме того, что ее недостаточно, происходят массовые цинготные заболевания.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

122 года назад, в жаркие июньские дни, вся Россия прощалась с русским патриотом Михаилом Дмитриевичем Скобелевым. Похороны Скобелева носили небывало торжественный характер и были поистине народными. 26 июня тело положили в гроб в парадном генерал-адъютантском мундире. От академии Генерального штаба к гробу был возложен венок с надписью: «Герою Михаилу Дмитриевичу Скобелеву, полководцу, Суворову равному»; венки от полков, в которых служил Скобелев, Кавалергардского и Гродненского гусарского, от многих учреждений и неизвестных лиц. Государь-Император Александр III направил сестре покойного, княгине Белосельской-Белозерской телеграмму: «Страшно поражен и огорчен внезапной смертью Вашего брата. Потеря для Русской армии трудно заменимая и, конечно, всеми истинно военными сильно оплакиваемая. Грустно, очень грустно терять столь полезных и преданных своему делу деятелей. Александр». Корвет «Витязь» Император повелел переименовать в «Скобелев». Среди провожавших Скобелева были: Великие князья Алексей Александрович и Николай Николаевич старший, генералы Ганецкий, князь Имеретинский, Радецкий. Для отдания воинских почестей были выделены наряды от полков, сражавшихся под командованием Скобелева. Конный отряд возглавлял генерал Дохтуров. Прибыли депутации от войск 4-го конного корпуса, Московского военного округа, от Генерального штаба. От гостиницы Дюссо до церкви Трех Святителей, заложенной дедом Скобелева, где происходила панихида, войска стояли шпалерами (на двадцати двух подушках несли ордена и три Георгиевских креста – 2-й, 3-й и 4-й степеней). В ночь на 28 июня, перед панихидой, в церкви побывало около 60 тысяч человек, и «все это простонародье, – писала А.Ф. Тютчева, – так как высшие классы – дворянство и купечество в это время отсутствуют в Москве». За гробом вели лошадь Скобелева. Когда выносили гроб, «все пространство от церкви до вокзала железной дороги было покрыто сплошным ковром из лавровых и дубовых листьев, и вся огромная площадь перед вокзалом представляла собой море голов… народ, который не мог проникнуть в церковь, чтобы отдать покойному последнее лобзание, бросился на помост, с которого только что сняли гроб, и покрыл его поцелуями».

http://pravoslavie.ru/5249.html

II. Из Тора в монастырь через Бади-Хебран Рис. 1. Синайское подворье в Торе Двухэтажная гостиница для приезжающих в оре, выходя фасадом на море, имеет вход со двора, посреди которого возвышается простая каменная белая церковь без колокольни. Поднявшись по узкой каменной лестнице, мы вошли в приемную, кругом уставленную диванами, с висящими на стенах портретами египетского хедива, греческой королевской четы и целого ряда духовных лиц, включая и настоящего синайского архиепископа Порфирия. Окна приемной выходят во двор; из них видна церковь , различные монастырские службы, а за ними далекая пустыня с группами пальм и с возвышающимися на горизонте Синайскими горами. Для того, чтобы оправиться после столь неудобной ночи, о. Аристовул предоставил нам свою светлую, выходящую на море комнату. После обычного кофе и раки был поднят вопрос о верблюдах. За наем верблюдов берутся монахи; но это дело требует известного времени. Надо прежде всего найти бедуинов, которые согласятся везти; после соглашения бедуины идут за верблюдами, которые обыкновенно пасутся в пустыне, иногда очень далеко, так что их нужно еще поймать и привести. Благодаря тому, что паломники на Синай являются почти исключительно из России, т. е., другими словами, главный источник монастырского дохода на Синае находится у нас, – у синайских монахов для русских паломников установилось известное правило, νμος, как говорят монахи, по которому русские паломники платят за верблюда от Тора до Синая дешевле всех других национальностей, а именно за два с половиной или три дня этого пути взимается за каждого верблюда по 20 франков, т.е. по 7 р. 50 коп. Цена очень дешевая! Но здесь имеются в виду простые паломники; если же бедуины видят, что дело идет о «господах», то в таком случае требуется некоторый торг и доброе желание монахов оказать действительную помощь. С иностранцами дело усложняется; они принуждены торговаться с бедуинами до последней крайности и все-таки иногда платить очень высокие цены. После первых разговоров с о.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr-Vasi...

Барнаул. Церковь иконы Божией Матери " Одигитрия " . Одигитриевская церковь /// Объект утрачен Церковь.  Утрачена.   Престолы: " Одигитрия " иконы Божией Матери Год постройки:Между 1795 и 1815. Год утраты:1935 (разрушена) Адрес: Располагалось она на пересечении Московского переулка (пр. Ленина) и Большой Тобольской улицы. Координаты: 53.329617, 83.796467 Изменить описание объекта Карта и ближайшие объекты To navigate, press the arrow keys. Каменное здание Богородице-Одигитриевской церкви начали строить в 1795 г., закончили в 1815 г. Освящена в 1815 г. Располагалось оно на пересечении Московского переулка (пр. Ленина) и Большой Тобольской улицы. Рядом находилась базарная площадь. Деньги на строительство выделил купец Иван Пуртов. Здание было «двухэтажным, крыша железная, покрыта зеленой краской, утварью достаточное». Эту церковь называли в Барнауле «купеческой»: по месту расположения у Торговой площади и церковными старостами в ней были долгое время представители купеческого рода Суховых. В 1914 году церковь обслуживала около 1300 прихожан, при ней действовали церковно-приходская женская школа и школа грамоты. После 1935 года здание было разобрано. От усадьбы храма остались сквер и искаженное перестройками церковное гостиничное здание. http://dic.academic.ru/dic.nsf/ruwiki/1842054 Одигитриевская церковь каменная, двухэтажная, во имя Пресвятой Богородицы Одигитрии и во имя Преображения Господня, с двумя приделами в нижнем этаже: во имя трех святителей Василия Великого, Григория Богослова и Иоанна Златоустого и во имя св. пророка божия Илии, построена в 1815 г., расстоянием от г. Томска 385 верст. Причта по штату: священник, диакон и псаломщик. Содержание причта при готовых причтовых домах: проценты причтового капитала 500 руб. 86 коп. и доходы от треб. Прихожан обоего пола 1300 душ, в том числе, раскольников и иноверцев 70 чел. При церкви часовня, построена в 1884 г. Церковно-приходская женская школа открыта в 1900 г. и школа грамоты. В районе прихода три школы гражданского ведомства. Церковно-приходское попечительство существует с 1898 г.

http://sobory.ru/article/?object=37171

Вид с юга на вход в монастырь. Дореволюционный снимок ЖМП 10 октябрь 2017 /  25 декабря 2017 г. 11:20 Монастырь из Теряева нельзя потерять ОБИТЕЛЬ ПРЕПОДОБНОГО ИОСИФА: ВОЗВРАЩЕНИЕ ОБЛИКА То, что на монастырской территории несколько десятилетий одновременно сосуществовали принадлежащие государству объекты культурного наследия двух рангов (федерального значения и вновь выявленных памятников), долгое время не позволяло надеяться на комплексное финансирование проектных и восстановительных работ из единого бюджетного источника. Обычно подобная ситуация побуждает пользователя зданий приниматься за ремонт лишь в тот момент, когда имеется полная уверенность в том, что хотя бы какой-то определенный цикл восстановительных работ будет завершен. В данном же случае порядок приоритетности объектов для восстановления Патриарх Московский и всея Руси Кирилл определил еще семь лет назад. На первом месте — Успенский собор, на втором — колокольня, на третьем — церковь Богоявления с Трапезной палатой. Далее следует Всехсвятский скит, гостиница, башни и стены монастырской ограды, Настоятельский корпус, надвратная церковь Святых апостолов Петра и Павла, Новобратский и Старобратский корпуса. Завершают этот список храмы-подворья в селах Теряево, Покровское и Шестаково. Священноначалием также отмечалась необходимость строительства подворья (до революции у монастыря в Москве их было целых три). PDF-bepcuя Чем не приглянулась колокольня Как видно из перечисленного списка, объем ремонтно-реставрационных и строительных работ велик. За собственные средства монастырю их было не осилить. Поэтому наместник игумен (ныне архимандрит) Сергий (Воронков), надеясь как можно быстрее привести в порядок вверенную монастырю недвижимость, принял решение участвовать в Федеральной целевой программе «Культура России». Сначала финансирование ограничивалось проектами по отдельным объектам-памятникам. Первые бюджетные ассигнования удалось привлечь на проектные работы по четырем направлениям: восстановление Успенского соборного храма, воссоздание колокольни, разработку генерального плана монастыря и разработку охранных зон.

http://e-vestnik.ru/church/volokolamskiy...

Виктор Афанасьев Веселие и радость Одна девица из высшего светского круга, Екатерина Александровна Поливанова, с отроческих лет почувствовала в себе призвание от Господа к духовной жизни и взирала на все земное как на временное пустое зрелище, но, не находя поддержки такому своему душевному настроению, как бы поневоле принимала участие в том, что по обычаю делалось в обществе, в котором она возросла. Познакомившись со старцем Антонием, она всецело предалась его духовному руководству. Божие призвание сразу же стало сильнее говорить в ней, она стала еще более стремиться к уединению, воздержанию, хранению целомудрия. Ей не удавалось оставить свою среду и уйти в монастырь, но посещения Оптиной Пустыни давали ей в это время великое утешение. Она подолгу жила в гостинице и встречалась со старцем Антонием, присутствовала при богослужении, читала святых отцов. Вставала ночью при звуке колокола и шла к утрене. Старец Антоний воспитывал ее строго. Она хотя и жила возле Оптиной, но более чем раз в неделю он ее не принимал. В другие дни, при встрече с ним, она могла взять у него благословение – и только. Она сама потом говорила, что если нарушала этот порядок и приходила к Старцу в неурочное время, то потом не чувствовала покоя в душе. А если соблюдала – то испытывала усладительную тишину. Четыре года она была духовным чадом преподобного Антония: с 26-ти лет до 30-ти, а в тридцать – скончалась. „С весны и все лето, – писал о. Антоний, – Екатерина Александровна как свечка горела и каждый день таяла, то есть оскудевала в силах. Любимый разговор ее был всегда о переходе в вечность. Ежедневно готовилась к смерти своей, как некая невеста к брачному венцу – с светлым лицом и радостным сердцем. Июля 27-го была особорована елеем и после того чрез каждые два дня приобщалась Св. Христовых Таин, или даже через день, а последнюю неделю ежедневно. Со дня особорования ее ежедневно под руки водили ко мне, потом на стуле носили, а потом уже я ежедневно ходил к ней на гостиницу по два и по три раза в день. После облечения Екатерины Александровны в ангельский образ, поздравляя с оным, я спрашивал ее при посещениях:

http://azbyka.ru/otechnik/antropologiya-...

Вне населенного пункта в лесном массиве. Жиздринская Мелхиседекова пустынь. /// Объект утрачен Монастырь.  Утрачен.  ( все монастыри в каталоге → ) Год основания:Дата постройки неизвестна. Год утраты:Не установлен. Адрес: Калужская область, Кировский район, ур. Гурики (5 км Ю д. Анновка), вне населенного пункта в лесном массиве Проезд:Проход от Анновки до большака Изменить описание объекта Мужская пустынь основана в 1837 иеромонахом Мелхиседеком (в миру Максимом) близ Хатожской лесной дачи промышленника И. А. Мальцова. В 1840-х над могилой основателя возведена небольшая деревянная часовня, перестроенная с увеличением размеров в 1887. В нач. ХХ в. в пустыни имелись также три деревянных кельи, хозяйственные постройки, сад, дощатая ограда. Обращена в монастырь не позже 1916. Выстроены Инвалидный дом и церковь Одигитрии. Закрыта в нояб. 1918, обращена в сельхозкоммуну. Рядом возник пос. Гурики, существовавший до 1970-х. Все постройки монастыря, в т. ч. недостроенные кирпичные гостиница, братский корпус, ограда, к 1950-м постепенно разобраны. В настоящее время на месте обители расположены почитаемый источник и деревянный крест над обретёнными мощами Мелхиседека. По материалам: Бауэр А. А. Неизвестный монастырь Калужского края (Мелхиседекова пустынь Жиздринского уезда в 19 - нач. 20 вв.).//Вопросы археологии, истории, культуры и природы Верхнего Поочья. Сб. матер. XIV Всерос. науч. конф. Калуга, 5-7 апреля 2011 г. Неизвестный монастырь Калужского края. Мелхиседекова пустынь Жиздринского уезда в 19 - нач. 20 вв. Казалось бы, история Калужской епархии, ее храмов и приходов, а тем более монастырей хорошо изучена, ведь за последние два десятилетия на эти темы опубликованы десятки книг и сотни статей, и эта работа активно продолжается десятками исследователей. Вместе с тем, в этой большой историко-церковной проблематике есть еще ряд сюжетов и тем, ждущих своего исследователя. Одним из таких сюжетов является духовный труд на бывших мальцовских землях, в 20 км от нынешнего города Кирова, подвижника благочестия, одного из плеяды рославльских старцев рубежа 18 – 19 веков, иеродиакона Мелхиседека, на месте духовного подвига которого в нач. 20 века, вернее, в самые последние предреволюционные годы, возник монастырь, которому, однако, была уготована трагическая участь…

http://sobory.ru/article/?object=34731

Глава 16. Старец Анатолий «Младший» († 1922) Старчество о. Анатолия до революции «В 1903 году я должен был ехать на призыв в воинское звание из Петербурга на родину, в Белев Тульской губ. Поехал я с своим сверстником и товарищем Илюшей Картошкиным. Добрый он был юноша, но не знал духовной жизни, а тем паче монашеской. Говорю ему: – Илюша, хочешь со мною заехать в Оптину пустынь, посмотреть монастырь, монашество, великих старцев? – Тот отвечает: – Да я ничего ни о монашестве, ни о старцах не знаю, я готов. Прибыв в город Козельск Калужской губ., в пяти верстах от Оптиной, мы пошли пешком чрез прекрасный, покрытый зеленью, луг. Он раскинулся перед нашим взором, как прекрасный ковер, украшенный разноцветными цветами. А на склоне горы над рекой Жиздрой, виднелась Оптина – эта великая пустынь, Фиваида наша, Заиорданье… Подошли к Жиздре. Там паром нас ждал, готовый переправить нас чрез реку. Его обслуживали смиренные иноки Оптиной. И вот вступаем на почву святой обители, где все овеяно трудами, подвигами оптинских пустынножителей, их слезами и молитвой – непрестанной… Сойдя с парома, идем по шоссе к гостиницам, их было шесть. Все было занято, но так как у нас было рекомендательное письмо от баронессы О.П. Менгден, почитательницы старцев, то отвели нам скромный номер, на всякий случай оставленный. Спрашиваем – как пройти в скит к старцу Анатолию. Тогда он был еще иеродиаконом, но к нему уже ходили за советами и указаниями. Идем к старцу чрез монастырский фруктовый сад, минуем ограду монастырскую, попадаем в монастырский лес – сосновый, величественный, деревья в два-три обхвата. Идем дорожкой, ведущей прямо в скит. Вот, наконец, подходим. Видим колокольню скита. Направо – хибарка. Это – дом, где жили великие Старцы Оптинские. Еще направо – домик скитоначальника. Подходим к воротам. Стучим. Выходит согбенный монах: – Что вам надо? – Отвечаем, что пришли передать письмо от О.П. Менгден старцу Анатолию. Последний принял нас с любовию. В беседе с ним открылся нам дар его прозорливости… На всю жизнь осталась память об этой беседе… После сего я каждый год посещал Оптину и старцев пустыни. И память об этих посещениях до сего времени укрепляет и утверждает меня грешного в вере и благочестии».

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Koncevich...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010