Кассиана Саковича». Это была полная апологетика Православной Западнорусской Церкви против тогдашних нападений на нее униатов и латинян, а отчасти и ее литургика с объяснением ее богослужения, таинств и обрядов, ее постов, праздников, устройства храмов и прочее. В Москве по указу царя Алексея Михайловича книга эта под названием «Камень» в славянском переводе списана была еще в 1652 году. Митрополит Петр вел строго аскетическую жизнь. Скончался он скоропостижно, прожив всего 50 лет. За девять дней до своей кончины, чувствуя себя больным, он написал духовное завещание. Своей любимой Киевской коллегии он завещал библиотеку, недвижимую собственность, приобретенную для нее, и значительную сумму денег, а наставников ее обязывал, чтобы они жили по его правилам и каждый четверг совершали о нем поминовение. Много митрополит Петр завещал лавре и другим монастырям и церквам, воздвигнутым им из развалин. Он вполне мог сказать: «Все, что имел я, посвятил вместе с собой на хвалу и служение Богу». «Имя Петра Могилы – одно из лучших украшений нашей церковной истории. Он, несомненно, превосходил всех современных ему иерархов не только Малорусской, но и Великорусской Церкви и даже всей Церкви Восточной, превосходил своим просвещением, еще более своею любовию к просвещению и своими подвигами на пользу просвещения и Церкви», – писал выдающийся историк Русской Церкви митрополит Макарий (Булгаков , † 1882). Но существует и совершенно противоположное мнение о нем. Вот отзыв архиепископа Филарета (Гумилевского , † 1866): «Признаюсь искренно, что Могила мне очень не нравится по образу мыслей и некоторых дел, да и нет почти ничего у него собственного, а все, что названо его именем, принадлежит не ему. Потому мне очень не хотелось бы, чтобы дано было ему почетное место между учителями и просветителями Церкви. Папистический энтузиазм или фантазия не дают права на такое звание». Труды: Триодь Постная.Киев, 1627. Агапита диакона главизны поучительны. – Киев, 1628. Акафисты. – Киев, 1629. Служебник. – Киев, 1629. Номоканон. – Киев, 1629. Триодь Цветная. – Киев, 1631. Крест Христа Спасителя и каждого человека. – Киев, 1631. Анфология, сиреч молитвы. – Киев, 1636. Евангелие учительное. – Киев, 1637. Лифос, или Камень, брошенный с пращи истины святой православной Русской Церкви смиренным отцом Евсевием Пименом на сокрушение лживо-темной Перспективы... Кассиана Саковича. – Киев, 1644; М., 1652.

http://azbyka.ru/otechnik/Manuil_Lemeshe...

Они не повторяют инципитов песнопений Акафиста Пресв. Богородице, а снабжены текстовым акростихом с именем автора. Триодь Постная (Киев, 1627) Триодь Постная (Киев, 1627) Эти произведения получили широкое распространение в XVI в. не только в великорус. (в Белоруссии и на Украине было много экземпляров издания), но и в серб. рукописной традиции ( Турилов. (II) 1981; Турилов. (II) 1989; Францыск Скарына и яго час: Энцыкл. даведник. Mihck, 1988. С. 235, 304-305). Из немногих гимнографических сочинений, созданных в XVII в., можно отметить службу прп. Иову Почаевскому, написанную под влиянием канонов игум. Маркелла (Безбородого), канон Печерской иконе Божией Матери мон. Антония ( Naumow. (II) 1996. S. 172), службу преподобным отцам киево-печерским, созданную иером. Мелетием (Сиригом) по инициативе митр. Петра (Могилы) в 1643 г., акафист вмц. Варваре, написанный архим. Иоасафом (Кроковским), выдержавший в XVII-XVIII вв. ряд изданий. На традиции правосл. Г. опиралась в первое время и ранняя униатская Г., напр. служба Иосафату Кунцевичу ( Naumow. (II) 1996. S. 97-142). С XVII в. в регионе не без влияния католич. традиции развивается паралитургическая церковная поэзия (см. ст. «Богогласник» ). Русская Г. XVII в. Заметным фактором в развитии Г. стал постепенный переход от использования рукописей к печатным изданиям. Комплекты служебных Миней издаются в 1607-1611 (вышли тома только с сент. по дек.), 1619-1630, 1644-1646, 1666 (вышло 3 тома), 1690-1691 и 1692-1693 гг. В Трефологионе 1637-1638 гг. (5 томов) один том содержит преимущественно службы рус. святым на сент.-нояб. Отдельными изданиями (иногда вместе с житиями) вышли службы на Положение ризы Господней в Успенском соборе (ок. 1625), преподобным Сергию и Никону Радонежским (1646), Савве Сторожевскому (1646), Тихвинской иконе Божией Матери (ок. 1661-1665), мч. Иоанну Воину (1695, автор - иером. Карион (Истомин) ). Г. в этом столетии занимались мн. крупные авторы, в т. ч. светские (кн. С. И. Шаховской , митр. Крутицкий (позднее Новгородский) Киприан , Симон (Азарьин) , «Савватеище» (справщик Печатного двора или соименный ему дьяк), Герасим (Фирсов) , поэт иером.

http://pravenc.ru/text/165013.html

1155 Это также Служебник (1620 и 1629 гг.), Псалтирь (1624 и 1629 гг.), Акафист Пречистой Богородице и Иисусу сладкому (1625 г.), Триодь постная (1627 и 1629 гг.), и др. См.: Запаско Я. П., Icaebuч Я. Д. Пам’ятки книжкового мистецтва: Каталог cmapoдpykib, виданих на Ykpaihi Льbib, 1981. Кн. 1 (1574–1700). 109,120,134 и 193, 141 и 190, 160 и 220, и др. 1157 NATEPIKON, abo zywoty ss. oycow pieczarkich. Obszymie slowienskimi ezykiem przez swietego Nestora zakonnika у Latopusca Ruskiego przed tym napisany, teraz zas z Grae- ckich, Lacinskich, Slowianskich у Polskich pisarzow obiasniony, у krocey podany. Przez wielebneg w Bogu oyca Silvestra Kossowa. Episkopa Mscislawskiego, Orszanskiego, у Mohilewskiego. W Kiiowe, w Drukami s. Lawry Pieczarskiey, Roku 1635. 1158 Тερατουργημα, lubo cuda ktore byly tak w samym swietocudotwomym monastyru Piec- zarskim Kiiowskim iako i u obidwu swietych, w ktorich po woli Bozey Blogoslowieni Oycowie pieczarscy poziwszy, у ciezary cial swoich zlozyli: wiemie i pilnie teraz pirwszy razzebrane у swiatu podane, przez W. oyca Atanasiusa Kalnofoyskiego, zakonnika tego z S. Monastyra Pieczarskiego. Z drukami Kiiowopieczarsiego, roku P. 1638 (далее: Тератургима, 1638). 1159 См.: Голубев С. Т. Киевский митрополит Петр Могила и его сподвижники. Киев, 1883, 1898. Т. 1,2; evenko/. Essays on Cultural Hi story to the Early Eighteenth Century. Edmonton; Toronto, 1996 (особенно статьи: The Rebirth of the Rus’ Faith, p. 131–148; Religious Polemical Literature in the Ukrainian and Belarus’ Lands in the Sixteenth and Seventeenth Centuries, p. 149–163; The Many Worlds of Peter Mohila, p. 164–186). 1160 Тератургима, 1638, c. 106–108, 109–110, 127–129, 178–182. Сочинение изобилует примерами исцелений от мощей. 1162 Акты, относящиеся к истории Южной и Западной России, собранные и изданные Археографическою комиссиею. СПб., 1862. Т. 3, с. 29. 1166 Большой материал для суждений дает издание, отразившее коллекцию украинских старопечатных книг в РГБ, одну из богатейших в мире. См.: Украинские книги кирилловской печати XVI–XVIII вв.: Каталог изданий, хранящихся в Государственной библиотеке СССР имени В. И. Ленина/Сост. Т. Н. Каменева, А. А. Гусева . М., 1976. Вып. 1.1. 1574–1 половина XVII в. (далее: Каменева, Гусева, 1976).

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Там же. Давыденков, Олег, иерей . Догматическое богословие. М.: Изд-во ПСТГУ, 2006. С. 314–315. Самогласен на стиховне (глас 6-й) вечера четвертка 3-й седмицы Великого поста//Триодь постная. Л. 215, оборот. Курсив наш. – В.Н. Самогласен на стиховне утра пятка 3-й седмицы Великого поста//Триодь постная. Л. 218 оборот. Трипеснец утра среды пятой седмицы, песнь 3, тропарь 2-й и песнь 8, тропарь 2-й//Триодь постная. Л. 287. Стихиры по алфавиту 24 Великаго канона. Творение господина Андрея Критского. Глас 4. Стихира 20-я (У)//Триодь постная. Л. 292 об. δμαλις (телица) τν μσχον, ν Ξλ κρεμασθντα, λλαζεν ρσα (греч.). См.: Непорочны (Пс. 118). Статия 3-я, похвала к стиху 157. Утреня Великой Субботы//Триодь постная. Л. 479. Контекст: в предыдущей похвале (ст. 156) Богородица прямо обращается к Сыну Божию, а в последующей похвале (ст. 158) говорится о погребении Христа Иосифом и Никодимом. Например, см.: Четверток вечера 2-й седмицы Великого поста, крестобогородичен стиховных стихир; Вторник 5-й седмицы вечера, стихира на Господи воззвах господина Феодора, гл. 2; Среда 5-й седмицы утро, канон 2-й, песнь 8, тропарь на «Слава Тебе…»//Триодь постная. Л. 175 об.; 284 об.; 288. Например, «пийте и кровь излиянную от богоребренного заколения» (Великая среда, трипеснец Андрея Критского на повечерии, песнь 9, тропарь 1-й)//Триодь постная. Л. 423); «яко овча на заколение, тако последоваше Агнец Божий, Сын Отчий…» (Великий четверток, утра хвалитные стихиры, 3-я стихира//Триодь постная. Л. 429) и др. Вторая стихира на «Господи воззвах». Неделя, в нюже чтется священное и святое Евангелие, притчи блудного сына//Триодь постная. Л. 9 об. Первый канон на утрени во Вторую Неделю Великого поста. Песнь 9, тропарь 1-й//Триодь постная. Л. 192, оборот. Песнопение на славу в стихирах на хвалитех (глас 6). Неделя, в нюже чтется священное и святое Евангелие, притчи блудного сына//Триодь постная. Л. 15. Григорий Палама, свт. Указ. соч. С. 33. Геннадий II Схоларий, св. Указ. соч. С. 195. Максим Исповедник . Patrologia Graeca. J.-P. Migne. T. 90. 1865. Col. 624. Рус. пер. по: Максим Исповедник . Вопросоответы к Фалассию: Вопрос 60/пер., прим.: А.И. Сидоров//Альфа и Омега. М., 2000. 1 (23). С. 40–50.

http://bogoslov.ru/article/6177711

225. Триодь Постная , в четвертку, 359 лл., полууставом XV в., в кожаном переплете. На полях внизу листов 2–3 приписка скорописью XVI в.: «Сия книга Козьмодемьянская». 226. Триодь Постная , в четвертку, 279 лл., неполная, полууставом XV в., с разрисованными буквами, в порванном кожаном переплете. На полях внизу листов 1–7 приписка скорописью: «Сия книга Триодь Постная от церкви архангела Михаила что на Большей ». 227. Триодь Постная , в четвертку, неполная 244 л., полууставом XV в., с разрисованными буквами, без переплета. Рукопись начинается последованием утрени во вторник 3-й недели поста, оканчивается началом службы в среду 6-й недели поста. 228. Триодь Постная , в четвертку, без начала, 239 л.л. полууставом XV в., в кожаном переплете. На полях внизу листов 1–6 позднейшею скорописью: «Церкви Козьмы и Дамиана, что в Кузминском». Рукопись начинаетея службою во вторник 3-й недели поста, 229. Триодь Постная , вь четвертку, неполная, 489 л.,л. полууставом конца XV и XVII в. в., в порванном кожаном переплете, разбита. Порваны с ущербом для текста листы: 16, 171, 172, 175–185, 188, 190– 202, 208–210, 214, 278–284, 292–298, 306, 307, 315, 359, 382, 383, 388, 393, 403, 407, 411, 415, 416, 422, 424, 425, 440, 453–455, 460, 485–487. На полях внизу листов: 1–9, 5–24 приписки: 1) позднейшею скорописью: «Сия книга Триодь Постная Вологодского окологородия от церкви Димитрия Селунского что в Раменье»; 2) скорописью XVII в.: «Лета 7031 (1523) купил сию книгу Треодь Постную у вдовово священника Сисоя Плюгина Дмитревской поп Савва за церковныя денги, а положена в дом Дмитрею страстотерпцу и Фролу Лавру а дано дваца алтын з гривною, а подписал поп своею рукою». 230. Триодь Постная , в лист, без начала и конца, 429 л.л., полууставом XV–XVI в.в., без переплета. Порваны с ущербом для текста листы: 1, 412 и 429. Рукопись начинаетея службою в четверг сырной недели, оканчивается седальнами из Октоиха на утрени по 1-м стихословии в седмичные дни Четыредесятницы. 231. Триодь Постная , в лист, 282 л., полууставом XV–XVI вв., в кожаной обертке. Рукопись разбита, с обветшавшими краями; 1–10 листы ветхи. На полях внизу листов 1–35 приписка скорописью: «Сия книга Треодь Постная Вологодского уезда церкви Воздвиженья честного Креста Господня что в Каменском конце».

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

За службами Триоди: 1) начало седалнамь осмогласника ихже поемь на первых стихологиях святыя Четверодесятница (233 об.–234); 2) троичны гласа (235–237). 238. Триодь Постная , в поллист, в двух книгах, в первой 305 лл., во второй 302 л., полууставом XVI в., в кожаном переплете. На л. 305 об. первой книги следующее послесловие полууставом: «В лета 7030 (1522) списана бысть сиа книга Триодь Постнаа, а писана на две книги в дом Всемилостивого Спаса и Пречистей Его Матере и преподобного отца нашего Дмитриа чудотворца в монастыр на Прилук при благоверном великом князе Василие Ивановиче московском и всея Руси и при митрополите Даниле московском и всея Руси, а благословением и повелением отца нашего игумена Мисаила яж о Христе з братиею а писал сию Триодь дьяк Михей монастырской в славу Христу Богу аминь». 239. Триодь Постная , в четвертку, 497 лл., неполная, полууставом нескольких почерков XVI в., в кожаном переплете; верхняя часть (особенно с правой стороны) всех листов истлела с значительным ущербом для текста. 240. Триодь Постная , в четвертку, неполная, 275 л.л., полууставом XVI в., в кожаном переплете. Рукопись оканчивается службою в неделю 2 поста «вечер» (274–275). 241. Триодь Постная , в четвертку, 265 л.л., неполная, полууставом XVI в., с заставкою, в кожаном переплете; начинается службою в понедельник третьей недели поста, оканчивается службою в пятницу шестой недели. 242. Триодь Постная , в четвертку, неполная, 254 л., полууставом XVI в., с разрисованными буквами, в порванном кожаном переплете. 128-й л. порван с ущербом для текста. На полях внизу листов 1–12 приписка скорописью XVIII в.: «Сия книга Триодь Постная Вологодского уезда церкви Козьмы и Домиана что в Кузминском». Другая запись полууставом XVII в. киноварью на листах 1–5: «Сия книга Дионисиа чудотворца у Иоанна святого на Ссновце». Рукопись оканчивается службою во вторую неделю поста «вечер» (253 об.–254 об.), 243. Триодь Постная , в четвертку, неполная, 211 лл., полууставом XVI в., без переплеха. Рукопиеь начинаетея с продолженияслужбы в среду 4-й недели поста, оканчивается неполною службою в четверг 6-й недели. В службе четверга 5-й недели находится житие преподобной Марии Египетской, списанное Софронием, иерусалимским патриархом (77–89, 98–111). Начало: «Тайну царскую добро есть хранити, а дела Божиа проповедати преславно есть».

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Какие же это правила и предписания? Постная Триодь говорит о пощении всей братии «по преданию» до пятка первой седмицы Великого поста. При этом дается ссылка на Устав Святой Горы ничего не вкушать в первый день. 32 глава Типикона добавляет «такожде и во вторый». Именно под влиянием этих установлений Триоди и Устава сложился современный афонский обычай проводить первые дни поста в полном воздержании, не вкушая даже хлеба и воды. Типикон, правда, предусматривает в это время послабление для немощных и стариков, которым после вечерни во вторник разрешается хлеб и квас. Во вторник, среду и четверток первой седмицы Триодь Постная полагает на трапезе хлеб и воду, разве что с добавлением соли. Типикон добавляет в среду, после Литургии Преждеосвященных Даров «снеди овощные теплые» и «укроп с медом». В пяток первой седмицы Постная Триодь сначала назначает вино и елей по обычаю Лавры прп. Саввы Освященного, но потом оговаривается, что сие обыкновение оставлено и «за честность дне» едят только горячее со сливами и без масла. Типикон столько же суровый режим предписывает и для среды пятой седмицы и Великого Четвертка. В субботу первой седмицы Постная Триодь не отступает от Устава прп. Саввы, назначая вареные бобы с маслинами, варение с маслом, коливо и вино по красовуле (то есть по стакану). В неделю Православия положена горячая пища с елеем, а также по два стакана вина днем и вечером. Такой же устав питания предусмотрен 32 главой Типикона для всех суббот и недель Святой Четыредесятницы, а также для праздников Обретения главы Иоанна Предтечи, Сорока мучеников и некоторых других. Практика православного Востока допускает во все субботы и недели вкушение икры и черепокожих. Наша Постная Триодь допускает икру только в Лазареву субботу. Признать это разрешение на икру принадлежностью только субботы шестой седмицы, памяти воскрешения праведного Лазаря, мы не имеем никаких оснований, так как эта суббота по торжественности празднества и связанных с ним воспоминаний, стоит наравне с субботой первой седмицы Феодоровской, неделей Православия, неделей Крестопоклонной. В среду пятой седмицы, в навечерие Великого канона Триодь Постная разрешает на елей и вино, но делает суровую оговорку: «внимающии же спастися, воздержанию прилежат», тем самым противореча Уставу. В самый же четверток этой седмицы Триодь разрешает на елей и вино, ссылаясь на афонский обычай есть дважды горячее с маслом и испивать по две чаши вина. Однако тут же упоминает и обычай Студитского устава о сухоядении в это время, предлагая спасающимся самостоятельно избирать «благоугоднейшее пред Богом».

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2639...

392. (308.) Триодь постная, полууст., нач. XVI века, в четверть, 235 листов, начальная тетрадь утратилась. Первая половина, оконч. второй неделею поста. 393. (301.) Триодь постная, полууст , нач. XVI века, в четверть, 290 листов. Вторая половина, начин. с понедельника третьей недели поста. Впереди на порожнем листе: Живоначалныя Троицы, сея книгу не отдати в раздачю. 394. (307.) Триодь постная, первая половина, полууст., XI века, в четверть, 202 листа, без начала. 395. (305.) Триодь постная, вторая половина, полууст., XI века, в четверть, 287 листов, начальный утрачен. По листам внизу, начиная с 34, скорописью XVII века: А се книга Ортемия Васильсва сына Попова, а положил со Иван Микитин сын Ушаков. Кроме сей подписи, находящейся и в предыд. 394, с л. 100 следует другая: Книга, глаголемая Треодь посная, боярина и ружничева Григория Гавриловича Пушкина села Мамонова церкви Вознесения Господа нашего Ис. Христа. Вклады последнего владельца были в 1648 и 1650 годах, сконч. в 1656 году. 396. (303.) Триодь постная, вторая половина, полууст., XVI века, в четверть, 288 листов. 397. (300.) Триодь постная, вторая половина, полууст., исх. XVI века, в четверть, 318 листов, конечный утрачен. На первых листах внизу: Сию книгу Треодь постную дал инок Гурии Шушлеба по своей души в дом пречистые Усиление в Клементиево – село подмонастырное. Другая ркп. Гурия Шушлебы Триодь цветная, по Оп. 1642 г., отдана в село Хупан. 398 (297.) Канон Андрея критского , устав. весьма крупный, XVII века, в лист, 227 листов. Канон на первые 4 дня великого поста, повторенный и в четверг 5 недели на утрени. Запевный стих вместо нынешнего: Помилуй мя Боже, помилуй мя, пишется: Слава Тебе Боже нашь, слава Тебе. В самом начале приписана (полууст.) молитва 42 мученикам иже во Аммории, марта 6. 399 (314.) Триодь цветная, полууст. XVI века, в лист, 371 лист. Начинается: В пяток 6 недели вечер. С л. 334 приложены синаксари от субботы 6 недели, канун на плачь св. Богородици гл. 6 и правило певаемо на боготелесное погребение Господа Бога и Спаса нашего Ис. Христа.

http://azbyka.ru/otechnik/bibliog/opisan...

232. Триодь Постная , в лист, 75 л.л., в два столбца, неполная, полууставом XV–XVI вв., со своеобразными разрисованными буквами, в порванном отставшем переплете. Порваны листы: 68–75, 70 с ущербом для текста. На л. 63 об. тайнопись. Рукопись начинается службою в понедельник пятой недели поста; за службою в пяток шестой недели поста следуют: 1) седальны семогласника, яже поем на первых стихологиях святыя Четыредесятница, без конца (63–73 об.); 2) троичны гласа. 233. Отрывок из Триоди Постной , в лист, 9 лл., полууставом XV–XVI, без переплета. Содержит в себе песнопения вторника и среды пятой седмицы поста. Интересны надстрочные знаки. 234. Триодь Постная , в четвертку, 212 л.л., без начала и конца, полууставом XV–XVI вв., в кожаном переплете. На полях листов 1–7 приписка скорописью: «Сия книга Триодь Постная из Катромского монастыря». Рукопись начинается неполным последованием утрени в 3 неделю поста. На л. 186 об–211 об. седальны Четыредесятницы; с 211–212 троичны гласа; рукопись оканчивается светильном 5 гласа. 235. Триодь Постная , в лист, 454 л., полууставом XVI в., в кожаном переплете; некоторые листы подклены; на листах рукописи следы подмочки; 1, 453 и 454 листы позднейшаго письма. На полях внизу листов 1–35 приписки скорописыо: 1) «Сия книга глаголемая Треодь Посная писмяная положил … 2) «Сия книга именуемая Треодь Посная Вологодского уезда Борисоглебской пустыни что на острове домовая и никому до нея дела нет, а подписал сию книгу тояж пустыни строитель иеромонах Аарон 1756 г. марта 12 дня». 236. Триодь Постная , в листь, 393 л., без начала, полууставом XVI в., в кожаном порванном переплете; нижние края рукописи истлели; Состав: 1) службы Триоди (1–365); рукопись начинается концом утрени в неделю мытаря и фарисея; 2) троичны на осмь гласов (365 об.–367); 3) синаксарь сиречь сборная в нарочитыа триоди праздникы един кождо сведущь како и когда еже в начаткы бысть (367 об.–393 об.). 237. Триодь Постная , в лист, 237 л.л., полууставом XVI в., в кожаном переплете. На полях внизу листов 1–9 приписка скорописью: «Сия книга Триодь Вологодского уезда от церкви пророка Илии что на Болшей Елме».

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

20 В переводе на русский: «Имея в виду всех, живших до закона, о душа, не уподобилась ты Сифу, не подражала ни Еносу, ни Еноху через преселение духовное, ни Ною, но оказалась чуждой жизни праведников» (Канон Великий.//Триодь Постная. В среду первыя седмицы Великого поста. Песнь 2-я. С. 113). 24 В переводе на русский: «Я подражал, Спаситель, развращенным современникам Ноя и наследовал осуждение их на потопление в потопе» (Канон Великий.//Триодь Постная. Во вторник первыя седмицы Великого поста. Песнь 3-я. С.102). 25 В переводе на русский: «Подражая отцеубийце Хаму, ты, душа, не прикрыла срамоты ближнего с лицом, обращенным назад» (Канон Великий.//Триодь Постная. Во вторник первыя седмицы Великого поста. Песнь 3-я. С. 102). 26 В переводе на русский: «Ты умудрилась, душа, устроить столп и воздвигнуть твердыню своими вожделениями, но Творец обуздал замыслы твои и поверг на землю твои построения» (Канон Великий.//Триодь Постная. В четверг первыя седмицы Великого поста. Песнь 2-я. С. 122). 28 В переводе на русский: «Ты слышала, душа моя, про Авраама, оставившего в древности отеческую землю и сделавшегося странником – подражай его решимости» (Канон Великий.//Триодь Постная. В среду первыя седмицы Великого поста. Песнь 3-я. С. 113). 30 Авраам вышел из Харран в 75 лет, а всего прожил 175 лет. Если исходить из среднего срока жизни человеческой (70 лет), то такое осознание случается годам к 30. 33 В переводе на русский: «Беги, душа моя, от пламени греха, как Лот; беги от Содома и Гоморры; беги от огня всякого безрассудного пожелания». (Канон Великий.//Триодь Постная. Во вторник первыя седмицы Великого поста. Песнь 3-я. С. 102) 36 Цифра 318 в греческом и славянском языках обозначается буквами «Т», «I», «И», которые, согласно толкователям, указывают на таинство Искупления, ибо буквой «Т» обозначается Крест, а йота и ита предствляют начало имени Iucyc (см.: Послание апостола Варнавы . Гл. 9.//Писания мужей апостольских. М., 2008. С. 100). Так, «благодаря образу Креста, а также имени Пригвожденного к Нему ради нас, великий патриарх Авраам вместе с триста восемнадцатью рабами, то есть вместе с образом и именем Иисуса, отважился выйти и одолел супротивные силы, которые представлены в виде царей ( Быт. 14:1–16 )» (преп. Максим Исповедник . Творения. Кн. II. Вопросоответы. Вопр. LV. С. 168). Примечательно, что и Первый Собор в Никее, низвергавший ересь Ария, хулившего Искупителя, состоял из 318 богоносных отцов.

http://azbyka.ru/otechnik/Vadim_Korzhevs...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010