Единоверческие молитвы Единоверие — православное старообрядчество. Единоверцы сохраняют Старый Обряд и признают юрисдикцию Московского Патриархата. В эту книгу вошли следующие богослужебные тексты единоверов: Молитвенное правило: Молитвы утренние и вечерние Чин чтения 12–ти псалмов Келейное правило Суточный круг: Шестый час Третий час Первый час Чин обедницы Утреня Девятый час Павечерница великая Павечерница малая Вечерня Полунощница повседневная Молитвенное правило Молитвы утренние и вечерние Утром, вставши от сна, еще на постели, перекрестись с молитвою: Господи, Исусе Христе, Сыне Божии, помилуй мя грешнаго.   Вставши с постели и умыв лице свое, а вечером, отходя ко сну, встань с благоговением пред святыми иконами и, взирая на них, мысль свою устремляя к невидимому Богу и его святым, истово, не спеша, ограждая себя крестным знамением и кланяясь, произноси с умилением молитву мытаря: Боже, милостив буди мне грешному  (поклон). Создавыи мя, Господи, и помилуй мя  (поклон). Без числа согреших, Господи, помилуй и прости мя, грешнаго  (поклон). Достойно есть, яко воистину блажити Тя Богородице, присно блаженную и пренепорочную, и Матерь Бога нашего. Честнейшую херувим и славнейшую воистину серафим, без истления Бога Слова рождьшую, сущую Богородицу, Тя величаем  (поклон всегда земной). Слава Отцу и Сыну и Святому Духу  (поклон). И ныне и присно и во веки веком, аминь  (поклон). Господи помилуй, Господи помилуй, Господи благослови  (поклон). Господи, Исусе Христе, Сыне Божии, молитв ради Пречистыя Твоея Матере, силою Честнаго и Животворящаго Креста, и святаго Ангела моего хранителя, и всех ради святых, помилуй и спаси мя грешнаго, яко Благ и Человеколюбец. Аминь.  (поклон земной, без крестнаго знамения.   Эти молитвы называются «началом» или «приходными и исходными поклонами» потому, что они совершаются в начале и после всякого молитвенного правила. После этого повтори молитву мытаря с поклонами: Боже, милостив буди мне грешному  (поклон). Создавыи мя, Господи, и помилуй мя  (поклон). Без числа согреших, Господи, помилуй и прости мя грешнаго  (поклон).

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=100...

В некотором было царстве, в некотором государстве был-жил царь, по имени Выслав Андронович. У него было три сына-царевича: первый – Димитрий-царевич, другой – Василий-царевич, а третий – Иван-царевич. У того царя Выслава Андроновича был сад такой богатый, что ни в котором государстве лучше того не было; в том саду росли разные дорогие деревья с плодами и без плодов, и была у царя одна яблоня любимая, и на той яблоне росли яблочки все золотые. Повадилась к царю Выславу в сад летать жар-птица; на ней перья золотые, а глаза восточному хрусталю подобны. Летала она в тот сад каждую ночь и садилась на любимую Выслава-царя яблоню, срывала с нее золотые яблочки и опять улетала. Царь Выслав Андронович весьма крушился о той яблоне, что жар-птица много яблок с нее сорвала; почему призвал к себе трех своих сыновей и сказал им: «Дети мои любезные! Кто из вас может поймать в моем саду жар-птицу? Кто изловит ее живую, тому еще при жизни моей отдам половину царства, а по смерти и все». Тогда дети его царевичи возопили единогласно: «Милостивый государь-батюшка, ваше царское величество! Мы с великою радостью будем стараться поймать жар-птицу живую». На первую ночь пошел караулить в сад Димитрий-царевич и, усевшись под ту яблонь, с которой жар-птица яблочки срывала, заснул и не слыхал, как та жар-птица прилетала и яблок весьма много ощипала. Поутру царь Выслав Андронович призвал к себе своего сына Димитрия-царевича и спросил: «Что, сын мой любезный, видел ли ты жар-птицу или нет?» Он родителю своему отвечал: «Нет, милостивый государь-батюшка! Она эту ночь не прилетала». На другую ночь пошел в сад караулить жар-птицу Василий-царевич. Он сел под ту же яблонь и, сидя час и другой ночи, заснул так крепко, что не слыхал, как жар-птица прилетала и яблочки щипала. Поутру царь Выслав призвал его к себе и спрашивал: «Что, сын мой любезный, видел ли ты жар-птицу или нет?» – «Милостивый государь-батюшка! Она эту ночь не прилетала». На третью ночь пошел в сад караулить Иван-царевич и сел под ту же яблонь; сидит он час, другой и третий – вдруг осветило весь сад так, как бы он многими огнями освещен был: прилетела жар-птица, села на яблоню и начала щипать яблочки. Иван-царевич подкрался к ней так искусно, что ухватил ее за хвост; однако не мог ее удержать: жар-птица вырвалась и полетела, и осталось у Ивана-царевича в руке только одно перо из хвоста, за которое он весьма крепко держался. Поутру лишь только царь Выслав от сна пробудился, Иван-царевич пошел к нему и отдал ему перышко жар-птицы. Царь Выслав весьма был обрадован, что меньшому его сыну удалось хотя одно перо достать от жар-птицы. Это перо было так чудно и светло, что ежели принесть его в темную горницу, то оно так сияло, как бы в том покое было зажжено великое множества свеч. Царь Выслав положил то перышко в свой кабинет как такую вещь, которая должна вечно храниться. С тех пор жар-птица не летала в сад.

http://azbyka.ru/fiction/narodnye-russki...

Слово Божие, возлюбленные, как часто раньше мы говорили, просто, ясно, для всех очевидно и исполнено многого света; в нем различные действия, и отсюда различны названия (его); часто его называют и светом, и жизнью, и светильником, и светилом, и мечом, и рекой, и источником, и секирой, и дверью. Оно допускает эти названия соответственно своим благодеяниям в просвещении мысли слушателей и в возведении нашей мысли от того, что у нас, к тому, что над нами. Отсюда Господь наш Иисус Христос , Слово Божие, источник мудрости, во время беседы к народу, пользовался притчами, уча премирному тем, что в мире, незримому видимым, божественному человеческим. Он предлагает то притчу о винограднике, то притчу о рыбной ловле, то о неводе, иной раз о закваске; так сегодня в беседе к иудеям говорил: «У одного человека было два сына; и он, подойдя к первому, сказал: сын! пойди сегодня работай в винограднике моем» ( Мф. 21:28 ). Так как все это есть в нашей жизни, среди этого мы вращаемся, то Он ведет нас к премирной мудрости; так Он говорил и с самого начала. Вчерашний день говорил Спаситель: «Царство Небесное подобно хозяину дома, который вышел рано поутру нанять работников в виноградник свой» ( Мф. 20:1 ). Вчера Он предложил притчу о винограднике, и сегодня ее же. Необходимо обозначить и те времена, в которые выходил господин виноградника. Он выходил, говорится, рано утром, около третьего, шестого, девятого и одиннадцатого часа. Являются пять времен приглашения: раннее утро, час третий, шестой, девятый и одиннадцатый. Нет ничего праздного у Бога. Он угрожает: «За всякое праздное слово... отчет дадите» ( Мф. 12:36 ); сам Он, источник мудрости, тем более не пользовался бы праздным словом. Учит нас божественный учитель, что Бог в различные времена зовет. Он тот же самый Господь, у Него та же самая пашня, но делает приглашение в различные времена различным поколениям. День тот же самый, Владыка тот же самый, виноградник тот же самый, но времена, в которые нанимаются, не те же самые, но раннее утро, третий, шестой, девятый и одиннадцатый час.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Zlatoust...

Часть I С именем Св. Амвросия дошло до нас очень много гимнов 1 . Но большая часть их суть Ambrosiani (hymni) т. е. гимны, не Амвросием Медиоланским составленные, но другими лицами и только имеющие сходство с подлинными гимнами Амвросия в композиции и стихотворном размере 2 . Несомненно принадлежащими самому Амвросию могут быть признаны только следующие четыре гимна: а., утренний гимн (начинающийся словами: Aeterne rerum conditor); б., вечерний гимн (Deus creator omnium); в., гимн на третий час (Jam surgit hora tertia); г., гимн на Рождество Христово (Intende, qui regis Israel: по некоторым изданиям: Veni Redemptor gentium). 3 Происхождение от Амвросия означенных четырех гимнов засвидетельствовано писателями или современными Амвросию или жившими лишь немного спустя после него. На гимн утренний, как на творение Амвросия, указывает блажен. Августин 4 . Точно также свидетельством Августина утверждается принадлежность Амвросию вечернего гимна 5 . О происхождении от Амвросия гимна на третий час свидетельствует, также, блаж. Августин 6 . Отчасти свидетельством того же блаж. Августина 7 , отчасти свидетельством некоторых, немного его позднейших, писателей первой половины V века 8 , утверждается принадлежность Амвросию гимна на Рождество Христово. Вот самый текст гимнов по изданию бенедиктинцев 9 с некоторыми, более важными, вариантами, встречающимися в новых изданиях, именно: Даниеля 10 , Моне 11 , Бираии 12 , Кайзера 13 , Фёрстера 14 и с присоединением стихотворного русского перевода. Hymnos I 1 . Aeterne rerum conditor Noctem diemque qui regis Et temporum das tempora, Ut alleves fastidium. 5 . Praeco diei jam sonat, Noctis profundae pervigil, Nocturna lux viantibus, A nocte noctem segregans. 9 . Hoc excitatus Lucifer Solvit polum caligine, Hoc omnis errorum chorus 15 Viam nocendi deserit. 13 . Hoc nauta vires colligit, Pontique mitescunt freta, Hoc ipsa petra Ecclesiae Canente culpam diluit. 17 . Surgamus ergo strenue, Gallus jacentes excitat Et somnolentos increpat, Gallus negantes arguit.

http://azbyka.ru/otechnik/Petr_Cvetkov/g...

Глава первая. Происхождение часов Новозаветное богослужение развилось на почве ветхого завета, и христианские времена молитвы находятся в соответствии с временами общественной и частной молитвы древних евреев. «Последование часов» (κολουϑα τν ρν, – horae), как показывает самое название, принадлежит к суточному богослужению и, в частности, имеет ближайшее отношение к известным часам дня. Поэтому, чтобы точнее определить связь службы часов с ветхозаветной молитвенной практикой, необходимо предварительно уяснить себе, какие часы молитвы соблюдались у древних евреев. 1. Часы ветхозаветной молитвы В ту давнюю пору, когда слагался ветхозаветный культ, евреи еще не знали счисления времени по часам. Тогдашнее суточное времясчисление имело характер довольно общий и неопределенный; употреблялись выражения – рассвет, утро, полдень, вечер, а также различные описательные обозначения времени 2 . Час, как единица времени, – явление позднейшее. Деление дня на 12 часов могло быть позаимствовано евреями от вавилонян во время плена. По крайней мере, еврейское слово «шаа» – час арамейского происхождения и в Ветхом Завете встречается только в книге пророка Даниила (3:6, 15 сн. 5:5). Правда, у иудейского царя Езекии были уже солнечные часы, отмечавшие счет времени по ступеням ( 4Цар. 20:9–11 ); но едва ли это обстоятельство могло заметно повлиять на обычное времясчисление евреев 3 . В зависимости от характера суточного времясчисления и все ветхозаветные предписания касательно времени совершения молитвы страдают отсутствием ясности и определенности; указываемые в них сроки весьма растяжимы. – Однако, сопоставляя древнюю молитвенную практику евреев с позднейшей, мы находим, что уже в ветхом завете освящались молитвой почти все часы христианского суточного богослужения. С течением времени у евреев входит в обычай общепринятое теперь деление дня на двенадцать часов; при чем счет ведется по-восточному, т. е. от восхода солнца (а по-нынешнему, приблизительно, с шести часов утра). Применительно к этому счету и прежние выражения – утро, полдень, вечер и т. под. – постепенно заменяются названиями – час первый, третий, шестой, девятый и т. д., – правда, в довольно широком и общем смысле прежних выражений. Таким образом, обычай молиться в определенное время дня естественно перешел в обычные «часы молитвы» ( Деян. 3:1 ), сделавшиеся потом известными и в христианском употреблении 4 . – Какие же это часы?

http://azbyka.ru/otechnik/Evfimij_Diakov...

Начало Великого поста Стихира на стиховне, гл. 5. Прииде пост, мати целомудрия, обличитель грехов. проповедник покаяния, жительство Ангелов, и спасение человеков, вернии возопиим: Боже, помилуй нас! Тропарь на 1-м часе гл. 6. Заутра услыши глас мой, Царю мой и Боже мой. –      гл. 6. Стопы моя паправи по словеси Твоему, и да не обладает много всякое беззаконие. Избави мя от клеветы человеческия, и сохраню заповеди Твоя. Лице Твое просвети на раба Твоего, и научи мя оправданием Твоим. –      Да исполнятся уста моя хваления Твоего, Господи, яко да воспою славу Твою, весь день великолепие Твое. Тропарь на 3-м часе, гл. 6. Господи, Иже Пресвятаго Твоего Духа в третий час Апостолом Твоим низпославый: Того, Благий, не отъими от нас, но обнови нас, молящих Ти ся. Тропарь на 6-м часе, гл. 2. Иже в шестый день же и час, на кресте пригвождей в рай дерзновенный Адамов грех , и согрешений наших рукописание раздери, Христе Боже, и спаси нас. Тропарь на 9-м часе, гл. 8. Иже в девятый час нас ради плотию смерть вкусивый, умертви плоти нашея мудрование, Христе Боже, и спаси нас. В Понедельник 1-я седмицы, на вечерне Стихира на Господи воззвах, гл. 2. Всякий грех содеях, всех пройдох блудом; аще восхощу покаятися, не имам слез токи; аще леностно и ныне поживу, муце повинен есмь. Но даждь ми исправление, едино благий Боже, и помилуй мя. Стихира на стиховне, гл. 3. Постимся постом приятным, благоугодным Господеви; истинами пост есть, злых отчуждение, воздержание языка, ярости отлолжение, похотей отлучение, оглаголания, лжи и клятвопреступления. Сих оскудение, пост истинный есть, и благоприятный. Великое повечерие Ирмосы великого канона, гл. 6, песнь 1-я. Помощник и Покровитель бысть мне во спасение: Сей мой Бог, и прославлю Его, Бог отца моего, и вознесу Его, славно бо прославися. Припев: Помилуй мя. Боже, помилуй мя. –      2. Вонми небо, и возглавлю, и воспою Христа, от Девы плотию пришедшаго. –      Видите, видите, яко Аз есмь Бог, манну одождивый, и воду из камене источивый древле в пустыни людем Моим, десницею единою и крепостию Моею.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Aivazov/d...

     Если тебе весело и ты хочешь сохранить свой радостный настрой – это твое дело, а я не могу, ведь одно дело – слушать о других, неизвестных тебе, знать, что кто-то где-то заболел раком и неизвестно выживет ли, другой рискует заболеть, третий умер от этой болезни... Но совершенно другое – услышать это о своих близких, друзьях , духовных братьях, духовных чадах, и, самое страшное, о себе. Может такое случиться, что наступит час, когда ты узнаешь, что ты болен. Еще вчера все было прекрасно. Так, будто бы ты несся по дороге жизни со скоростью 180 километров в час, торопился – ведь мы всегда торопимся, нужно успеть! – и вдруг перед тобой что-то падает, огромный валун, и ты резко нажимаешь на тормоза! И конец, останавливаешься и больше никуда не спешишь. Почему? Потому что твоя жизнь меняется. Меняется, потому что у тебя появилась болезнь, которая переворачивает в тебе все, и кажется, что ты сходишь с ума. Я уже сказал, что сегодняшняя радиопередача предназначена для тех, кто знает, что такое боль, для них эта тема не является закрытой, они не унывают, потому что это их жизнь. А ты? Если тебя охватывает уныние, когда ты слышишь, что существуют такие люди, если это портит твое настроение, вспомни, что кто-то прямо сейчас, когда мы разговариваем, находится на химиотерапии. Он не слушает и не думает об этом, а живет этим заболеванием, испытывает его на себе. Он болен и страдает, у него выпадают волосы, он слабеет и это не в теории, это его ежедневная жизнь. Если тебе кажется, что утренние телепередачи и разные глупые телевизионные программы, благодаря которым мы смеемся и разговариваем так, как будто в мире не существует горя, если тебе кажется, что они помогут скрыться от этой реальности боли и болезни, то продолжай их смотреть. Ведь и я делаю то же самое. Я постоянно незаметно отхожу в сторону, не хочу думать и помнить об этом. Но беда приходит сама, приходит, прижимает тебя в угол и говорит: «Ты не сбежишь от меня, тебе некуда деться, ты почувствуешь на себе, что боль существует не только для других, неизвестных, но и для тебя, для твоего друга, для знакомой девушки, для маленького, милого, знакомого ребенка». И тогда тебе нечего ей ответить.

http://pravoslavie.ru/63601.html

Глава 1 (1) Сия словеса, яже глагола Моисей сонму Израилеву, об ону страну Иордана, в пустыни на равнине близ чермнаго моря, между Фараном и Тофолом, и Ловоном, и Асирофом и Дизагавом. Что было по частям писано в трех книгах, то теперь Моисей совокупляет и излагает в порядке в одной книге Второзакония. Ленивые могли отговариваться трудностью отыскивать законы, и для прилежных отыскивание оных было бы утомительно; посему, Моисей, собрал их из трех книг в одну, чтобы желающие знать законы без труда извлекали для себя пользу. Закон же дается Евреям двукратно. Поелику закон, данный в первый раз, утратили они, поклонившись тельцу: то дан им сей второй закон. Но если бы послушали они, и сохранили закон первый; то не было бы нужды во втором. Притом, все слышавшие первый закон, по совершившемуся над ними определению суда, не были уже в живых, когда дан второй закон. (2) Единонадесяти дней путь от Хорта до горы Сеир. Второй закон изречен и изъяснен после одиннадцати дней пути от Хорива до горы Сеир. В сем скрывается тайна, что в единонадесятый час изшел Еммануил, взыскать заблудшиеся народы, и научил их заповедям нового завета. Между Фараном, Тофолом, Ловоном, Асирофом, Дизагавом. Мест сих пять, и сим указывается тайна пятого века, под которым приточно разумеется время пришествия Господа нашего, подобно тому, как, по сказанному в причте, исходил он нанимать делателей в вертоград Свой утром, в третий, шестой, девятый и единонадесятый час (Мф.20:1-6). (13) Изберите себе мужи мудры, (15) тысященачальники, и стоначальники, и пятьдесятоначальники, и десятоначальники. Тысященачальниками именуются Апостолы, стоначальниками - Пророки, пятьдесятоначальниками - учители, десятоначальниками - истолкователи. В ином смысле, тысященачальники означают не только верховное Божество, но и Престолов и Господствия, стоначальники - Архангелов, Начала и Власти, пятьдесятоначальники - Ангелов, Силы, Херувимом и Серафимов, десятоначальники - Апостолов, Пророков, учителей. Первый смысл относится к Церкви видимой, а второй - к Церкви умосозерцаемой. Ибо в видимой Церкви воплотившийся Еммануил поставил тысященачалъников, стоначальников, пятьдесятоначальников и проч.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/8...

Глава 1 «Сия словеса, яже глагола Моисей сонму Израилеву об ону страну Иордана, в пустыни на равнине близ Чермнаго моря, между Фараном и Тофолом (Тофелом), и Ловоном (Лаваном)... и Асирофом, и Дизагавом» ( Втор.1:1 ). Что было частично написано в трех книгах, то теперь Моисей совмещает и излагает по порядку в одной книге Второзаконие. Ленивые могли отговариваться трудностью отыскивания законов, но и для прилежных отыскивание оных было бы утомительно; поэтому Моисей собрал их из трех книг в одну, чтобы желающие знать законы могли без труда извлекать для себя пользу. Закон же дается Евреям двукратно. Поскольку закон, данный в первый раз, они утратили, поклонившись тельцу, то дан им этот второй закон. Но если бы послушались они и сохранили закон первый, то не было бы нужды во втором. Притом, всех слышавших первый закон, по совершившемуся над ними определению суда, не было уже в живых, когда дан был второй закон. «Единонадесяти дний от Хорива путь до горы Сеир» ( Втор.1:2 ). Второй закон изречен и изъяснен после одиннадцати дней пути от Хорива до горы Сеир. В этом скрывается тайна, что в одиннадцатый час исшел Еммануил взыскать заблудшие народы, и научил их заповедям Нового Завета. «Между Фараном и Тофолом, и Ловоном... и Асирофом, и Дизагавом» ( Втор.1:1 ). Мест этих пять, и этим указывается тайна пятого века, под образом которой в виде притчи подразумевается время пришествия Господа нашего, подобно тому, как, по сказанному в притче, исходил он нанимать делателей в вертоград Свой утром, в третий, шестой, девятый и одиннадцатый час ( Мф.20:1–6 ). «Изберите себе мужы мудры..., тысященачалники и стоначалники, и пятьде­сято­началники и десятоначалники» ( Втор.1:13, 15 ). Тысяченачальниками именуются апостолы, стоначальниками – пророки, пятидесятиначальниками – учители, десятиначальниками – истолкователи. В ином смысле тысяченачальники означают не только верховное Божество, но и Престолы и Господствия, стоначальники – Архангелов, Начала и Власти, пятидесятиначальники – Ангелов, Силы, Херувимов и Серафимов, десятиначальники – апостолов, пророков, учителей. Первый смысл относится к Церкви видимой, а второй – к Церкви умосозерцаемой. Ибо в видимой Церкви воплотившийся Еммануил поставил тысяченачальников, стоначальников, пятидесятиначальников и прочих.

http://azbyka.ru/otechnik/Efrem_Sirin/to...

Закрыть itemscope itemtype=" http://schema.org/Article " > Экран последнего поколения 19.07.2010 581 Время на чтение 6 минут «В добрый час» - так назвали бал выпускников Москвы - самого благополучного города России. В Государственный центральный концертный зал можно было попасть за 4200. Дополнительный аргумент потратить деньги: «осуществляется телевизионная съёмка». Шанс оказаться запечатлённым на фоне безвкусно оформленной сцены, когда выступают Марк Тишман, Дмитрий Колдун, Катя Лель... Жирной кляксой ТВ Центр подытожил отрочество последнего поколения. Закончилась «Школа», закончилась школа. Скорее всего, трансляция пред­назначалась роди­те­лям, что­бы вспомнили. Пер­вый по­целуй с бутылкой порт­вейна, пьянящий запах шампуня «Ивушка» от волос из параллельного класса, полный символики рассвет. Последовавший день взрослой жизни забыт напрочь, за ним второй, третий, четвёртый, и вот уже 2010 год, шоу В доб­рый час». Полуголые певицы, запыхавшиеся от ритма «фанеры», жеманно приглашают во взрослую жизнь. Смонтировано с острыми юношескими кадыками, парни сглатывают слюну (будем считать эту двусмысленность незапланированной). Суетливая смена камеры, когда режиссёр обнаруживает в кадре дурнушку, шаловливый изучающий взгляд оператора, нашедшего наконец достойное трансляции декольте. Мама, дочка, учительница? Слава богу, дети это не смотрят, гуляют, сидят в Интернете, пока шоумены осваивают бюджет, воплощая свои представления о том, что нужно молодёжи. Креативного режиссёра Василия Бархатова не позвали, он мог бы придать действу масштаб - опыт на Красной площади в День России доказал мастерское умение «креативного режиссёра» надувать гигантские мыльные пузыри. Валерия Гай Германика тоже не задействована, она теперь креативный продюсер MTV. Именно её сериал вспоминался во время трансляции из ГЦКЗ «Россия», возникали образы ушедших в историю героев: Епифанова, Будиловой, Носовой - главного треугольника в супрематической композиции под названием «Школа». Странное дело: сейчас, когда страсти улеглись, сторонники правды и противники чернухи чётко обозначили свои позиции, ошибающимися кажутся и те и другие. А истина вопреки устойчивому стереотипу находится не посередине, а вообще в другом измерении. Нащупать её мешает ассоциативный ряд, связанный с Валерией Гай Германикой, акции PR-эnamaжa, шитая белыми нитками стратегия продвижения.

http://ruskline.ru/monitoring_smi/2010/i...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010