Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла АПОЛЛИНАРИЙ (старший), пресв. в Лаодикии Сирийской (IV в.). Отец Аполлинария (младшего), еп. Лаодикии Сирийской. А. известен как филолог и преподаватель грамматики. Происходил из Александрии, до переселения в Лаодикию преподавал грамматику в Берите. Риторская школа в Берите была известна тем, что давала диалектическую и юридическую подготовку, привлекая многочисленных учеников. Имп. Юлиан Отступник , прославившийся изощренными методами борьбы с христианством, «полагая, что только образование сообщает убедительность их словам» ( Sozom. Hist. eccl. V 18), в 362 г. издал эдикт, запрещающий давать классическое образование христианам. Запрещалось также преподавание классических предметов христианами-преподавателями, в частности произведений греч. авторов. По-видимому, этот эдикт был задуман в качестве скрытой меры отторжения от Церкви образованных граждан и аристократии. Эдикт имп. Юлиана побудил А. и его сына к восполнению урона, нанесенного христ. школе в классической лит-ре. По сообщению Сократа , А. осуществил парафраз Пятикнижия греч. гекзаметром, а также пересказ исторических книг ВЗ в виде классической эпической поэмы - «вообще употреблял он все роды стихосложения, чтобы никакие формы греческого языка не оставались неизвестными христианам» (Hist. eccl. III 16). На библейские темы Аполлинариями были написаны трагедии в подражание Еврипиду, комедии в стиле Менандра, а также оды, подражавшие Пиндару. Созомен ничего не говорит о лит. трудах А., полагая, что они были осуществлены Аполлинарием (младшим). Вскоре после отмены эдикта Юлиана имп. Валентинианом I надобность в таких пересказах отпала. Поскольку лит. опыт Аполлинариев не пережил их времени, можно предположить, что выдающимися художественными качествами он не обладал. Блж. Иероним сообщает, что оба Аполлинария писали против язычников (De vir. illustr. 104), впрочем, Созомен относит это только к Аполлинарию (младшему) ( Sozom. Hist. eccl. V 18). Лит.: Спасский А. Историческая судьба сочинений Аполлинария Лаодикийского. Серг. П., 1895. С. 5-10; Prestige G. L. Fathers and Heretics. L., 1977. Свящ. Владимир Шмалий Рубрики: Ключевые слова:

http://pravenc.ru/text/75630.html

41 . Ипполит Римский , сщмч. О Христе и Антихристе. М., 2000. 42 . Ипполит Римский , сщмч. Толкование на книгу пророка Даниила. М., 1998. 43 . Ириней Лионский , сщмч. Против ересей; Доказательство апостольской проповеди/Пер. прот. П. Преображенского , Н. И. Сагарды . СПб., 2008. 44 . Когда Ану сотворил небо…: Литература древней Месопотамии/Пер. с аккад.; Сост. В. К. Афанасьевой и И. М. Дьяконова. М., 2000. 45 . Книга Еноха: Апокрифы. СПб., 2003. 46 . Овидий. Метаморфозы/Пер. с лат. С. В. Шервинского. М., 1977. 47 . Оды Соломона/Пер. с сирийского прот. Л. Грилихеса . М., 2004. 48 . Пастырь Еермы/Вступ. ст., коммент. И. С. Свенцицкой. М., 1997. 49 . Плавт. Комедии/Пер. с лат. А. Артюшкова; Коммент. И. Ульяновой. М., 1987. 50 . Платон. Федр/Пер. с др.-греч. А. Н. Егунова//Платон. Собрание сочинений: В 4 т. Т. 2. М., 1993. 51 . Плутарх. Избранные жизнеописания/Пер. с др.-греч.; Сост., вступ. ст., примеч. М. Н. Томашевской. Т. 1. М., 1990. 52 . Светоний. Жизнь двенадцати цезарей/Пер. с лат., предисл. и послесл. М. Гаспарова. М., 1990. 53 . Феофилакт Болгарский , блж. Благовестник. Книга первая. М., 2002. 54 . Эсхил. Трагедии/Пер. с др.-греч. В. Иванова. М., 1989. Исследования Исследовательская литература на иностранных языках Книга и письменность в различных культурных традициях 55 . Beard М. Ancient Literacy and the Function of the Written Word in Roman Religion//Literacy in the Roman World/Ed. J. H. Humphrey. Ann Arbor, 1991. P. 35–59 (Journal of Roman Archaeology, Supplementary Series). 56 . ВЫ T. Die Buchrolle in der Kunst: archaeologisch-antiquarische Un-tersuchungen zum antiken Buchwesen. Leipzig, 1907. 57 . Book//Dictionary of Biblical Imagery/Eds. L. Ryken, J. C. Wilhoit. Downers Grove, 1998. P. 114–116. 58 . BotteroJ. Mesopotamiä Writing, Reasoning, and the Gods. Chicago; London, 1987. 59 . Cancik H. Libri Fatales. Romische Offenbarungsliteratur und Ge-schichtstheologie//Apocalypticism in the Mediterranean World and the Near East/Ed. D. Hellholm. Tiibingen, 1989. P. 549–576.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia2/nebesn...

Именно они легли в основу замысла его трагедии «О Навходоносоре-царе, о теле злате и о триех отроцех, в пещи не сожженых», возникшей в результате оригинальной светской обработки популярного мартирологического сюжета «Пещного действа», а также его «Комедии притчи о блудном сыне». В последней пьесе религиозные мотивы особенно заметно осложнены сюжетными коллизиями авантюрно-романного типа, что диктовалось уже поэтикой придворного театра, театра по преимуществу светского. Симеон Полоцкий успел реализовать в его границах далеко не все свои возможности, но и то, что он сделал, дало ощутимый импульс развитию светской драматургии в России. В поэтических руководствах «переходного» столетия много внимания уделялось лирике. Как же мыслили себе тогдашние филологи этот род поэзии? Здесь, как и в любых прочих сферах словесного искусства, символически соотносимого с творением мира божественным Логосом, действовала своего рода «табель о рангах». На первом месте в ней значились гимны в честь бога и святых, на втором – элегии, служившие для излияния скорбного религиозного чувства, на третьем – приветственные оды и панегирические послания 19 . Такое понимание лирики получило реальное отражение в поэтической практике писателей XVII в. И творчество Симеона не является тут исключением. Из его гимнописи, пожалуй, наиболее примечательны ранние польскоязычные акафисты – «Akaphist najwitszej Pannie, wierszami przeoony w roku 1648» «Акафист пресвятой Богородице, переложенный стихами в 1648 году») и «Akaphist do Pana naszego Jezusa Christusa» («Акафист Господу нашему Иисусу Христу»). В жанре элегии Симеон Полоцкий работал ничуть не с меньшим успехом, чем в жанрах религиозно-гимнографических. Однако и здесь нередко наиболее удачный результат достигался им благодаря обращению к общепризнанному тогда эталону, в качестве которого выступали элегические стихи Я. Кохановского и М. Сарбевского. Составляя в 1669 г. по случаю смерти царицы Марии Ильиничны поэтически вдохновенные «Френы, или Плачи...», поэт, безусловно, учитывал уже успевшую сложиться к тому времени на Украине и в Белоруссии богатую поэтическую традицию элегических плачей.

http://azbyka.ru/otechnik/Simeon_Polocki...

По мнению древних историков, преградив христианам путь к образованию, Юлиан пытался лишить их возможности защищать свои убеждения 378) . Чтобы как-то помочь христианам в создавшейся ситуации, два богослова, Аполлинарий-отец и Аполлинарий-сын (автор известной ереси), за короткий срок составили грамматику на основе христианских источников и перефразировали Библию по канонам греческой поэзии и литературы. Так, например, они переписали историю евреев вплоть до правления Саула в стиле героического эпоса Гомера. По мотивам библейских сюжетов они создали комедии, подражая Менандру, трагедии в традиции Еврипида и оды на манер Пиндара. Они даже переписали евангелия в форме диалогов Платона. Некоторые христиане отнеслись к таким вольностям в отношении Священного Писания враждебно, хотя у Аполлинариев было немало почитателей и подражателей. Очень трудно оценить, какая из двух обсуждаемых тенденций превалировала в IV в. И антикультурная, и избирательная тенденции являются существенными факторами христианизации. Антикультурная тенденция подчеркивает радикальность обращения и отличие христианства от язычества. Избирательная тенденция помогает перевести евангельскую весть о спасении на язык культуры, способствует развитию богословия и апологетики. Кроме этого, сравнительно высокий уровень грамотности в обществе способствовал расцвету дидактических средств обращения и, в первую очередь, катехизации. Два этапа катехизации Несмотря на обилие недидактических средств обращения, которыми теперь располагала церковь, катехизация не перестала быть важнейшим средством распространения благой вести и орудием обращения языческого общества в христианство. IV век был не только золотым веком святоотеческой письменности, но и золотым веком проповеди и катехизации. Именно благодаря тщательной подготовке кандидатов к крещению, церковь была способна удержать на должной высоте свое вероучение и моральные требования. Хотя многие внешние преграды, стоявшие на пути язычника в церковь, были устранены, для большинства людей выбор христианства оставался постепенным, а подготовка к крещению – продолжительной. Предварительное знакомство с христианством, как и в прошлом, было весьма неформальным. Так как богослужение христиан стало носить более публичный и торжественный характер, внимание язычников могли привлечь и новые здания, и выступления епископов на площадях, и городские процессии во время главных христианских праздников.

http://azbyka.ru/katehizacija/istorija-k...

224 Когда Ксеркс, царь персов, проходил через Фракию – речь о событиях второй Греко-персидской войны 480–479 гг. 228 Кв. Гораций Флакк (65–8 гг.) – знаменитый римский поэт-лирик «золотого века» латинской поэзии. Его стихи отличались необычайною глубиною и образностью, точностью и искусством слова. Его стихотворения сохранились полностью, так как они вскоре вошли в состав школьных программ по грамматике и риторке. Наиболее известны «Песни», «Эподы», «Искусство поэзии», «Послания». Исидор, однако, цитирует Горация крайне редко. 230 Общее замечание к главе 39. Вообще говоря, можно отметить, что Исидор не упоминает о таких видах стихотворений, как оды, эклоги, сатиры, послания, посвящения (продолжение темы поэтов и поэзии будет в гл. 7 кн. VIII). Более того, если считать, что Исидор здесь заканчивает тему метрической литературы, то совершенно не упомянутой остается вся драматургия! Правда, очень коротко вопроса о трагедиях, комедиях, трагиках и комедиографах Исидор коснется в упомянутой гл. 7 кн. VIII. Там же читатель найдет наши комментарии к истории греческой и римской драматургии. 231 Алкмеон, сын Пейрифоя, из Кротона (перв. пол. V в.), ученик Пифагора, наи-более известный из пифагорейских врачей, автор прозаического трактата «О природе». Он удачно сочетал медицинскую практику с теорией, был основателем представления о здоровье, как о соразмерности всех элементов и качеств организма. 232 Эзоп (VI в.) – самый знаменитый из греческих баснописцев. Раб-калека из Фригии, жил на Самосе, затем отпущен на волю. Отлично умел сочетать понятный простому люду сюжет с побуждающей к размышлению моралью. Ходившие в народе и приписывающиеся ему басни собрал воедино на рубеже IV и III вв. Деметрий Фалерский. 233 Т. Макций Плавт (ок. 250 – 184 гг.) – выдающийся римский комедиограф, со-здатель комедии «паллиата» по образцу новой аттической комедии. Был автором около 130 комедий, в которых элементы древних народных италийских пьес подавались в оживленном действии, с искрящимся юмором и игрою слов, ярким и образным языком, благодаря чему эти комедии имели огромный успех и у аристократов, и у простого народа. Теренций Афр (190–159 гг.) – знаменитый римский комедиограф, автор 6 комедий, написанных по образцу Менандра и Аполлодора из Кариста и посвященных проблемам воспитания, семьи, любви и человечности. От комедий Плавта его произведения отличались чистым, изысканным языком, отсутствием непристойных сцен и грубых шуток. Поэтому его комедии первоначально имели успех, в основном, в образованных кругах.

http://azbyka.ru/otechnik/Isidor_Sevilsk...

Она разделяется на трагедию, комедию и трагедокомедию. Частей трагедии пять: пролог, протазис, эпитазис, катастазис и катастрофа. Трагедия и комедия разделяются на акты и сцены. Актов киевская пиитика XVШ в. назначала для всех родов драматической поэзии пять, ни больше, ни меньше 52 . Киевская драма XVII и начала в. представляла из себя копию иезуитской, особенно же польско-иезуитской драмы. По подражанию иезуитским образм, она брала содержанем своим религиозно-народные предметы и лица, неуклонно следовала церковнобиблейскому рассказу о них и имела строго церковный характер. Таковы мистерии о страданиях Христостовых, об Алексее человеке Божием, о падении первых людей и божественном искуплеиии 53 . Новое направление киевской драмы дал Феофан Прокопович трагедокомедией: «Владимир славенороссийских стран князь и повелитель 54 ». Содержание для себя киевская драма берет или всецело из русской истории, 55 или же в обработке церковно-библейского сюжета затрогивает общественные и политические интересы южного края 56 . Как на образцы в области драматической поэзии пиитика Феофана Прокоповича указывает на римских классиков – в драме Сенеку, в комедии Теренция и Плавта 57 . Лирическая поэзия понималась в старой ки евской академии, как искусство составлять краткие стихотворения, которые первоначально пелись в честь богов, героев и знаменитых людей, а потом прилагаемы были ко всякой материи. Лирическая поэзия разделялась на два главные отдела: первый составляли священные гимны и светские оды, второй – элегия. Образцами священных гимнов для киевских поэтов служили главным образом гимны Мурета, составленные им по подражанию Горацию 58 . По образцу гимнов Мурета, у киевских ученых являются священные гимны, в которых церковное событие или жизнь святого служат только поводом к свободному выражению чувств автора. Светские оды или приветственные стихи разделялись на праздничные, родильные, имянинные, брачные, похоронные, благодарственные, застольные и, как выше сказано, иногда относились к поэме.

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Voskr...

Задачу создания полного репертуара русской книги взял на себя выдающийся библиограф В.С. Сопиков. Ему, самоучке, мещанину по происхождению, удалось воплотить в жизнь стремления учёных предшественников и создать труд, равного которому по масштабам русская библиография не знала. В то время в России отсутствовало какое-либо книгохранилище, где была собрана хотя бы большая часть отечественных изданий. Ни фонды недавно созданной Публичной библиотеки, ни библиотека Академии наук, ни крупные частные собрания не давали возможности составить список всех русских книг. Сопикову приходилось пользоваться книготорговыми росписями (зачастую неполными и неточными), рукописными библиографическими работами, рецензиями в журналах и множеством других источников. В библиографической работе он использовал свой опыт книгопродавца и издателя. Так же, как и многие современные ему книгопродавцы, он издавал росписи своей книжной лавки и каталог библиотеки при ней. Этот опыт помог ему в работе над репертуаром русской книги. Сопиков сблизился со многими литераторами, учёными, в том числе В.Г. Анастасевичем, К.Ф. Калайдовичем, митрополитом Евгением (Болховитиновым) , оказавшими ему большую помощь. Итак, «Опыт российской библиографии» в пяти томах (1813–1821) включал более 13 тыс. описаний книг и журналов, изданных на русском и церковнославянском языках с начала книгопечатания до 1813 г. (частично и до 1818 г.). Первый том посвящён книгам церковной печати, второй–пятый – книгам гражданской печати. Весь материал Сопиков расположил в алфавите заглавий – либо по первому слову, либо по первому существительному в именительном падеже. Однако произведения наиболее значительных писателей он сгруппировал под фамилиями авторов, выделив некоторые литературные жанры (трагедии, оды, комедии и т. д.). Были выделены и периодические издания. Сопиков предполагал снабдить «Опыт...» систематическим и именным вспомогательными указателями, но успел составить их только к первому тому. Пятый том «Опыта...» вышел уже после смерти В.С. Сопикова.

http://azbyka.ru/otechnik/bibliog/k-vopr...

«Поэзия эпическая естъ изложение подвигов и деяний мужей славных или необыкновенных, – вымышленных правдоподобно, составленное стихом гекзаметром.. Части: предложение, призывание и повествование. Некоторые прибавляют четвертую часть – эпилог. Христианские поэты, вместо муз и Апполона, обыкновенно призывают в помощь для совершения дела истинного Бога, блаженную Деву и святых.. Не просто следует излагать факт, но он должен облекаться некоторым вымыслом, который придает ему прелесть и вид необыкновенности. В образец эпической песни Кветницкий указывает Виргилия 107 . «Буколическая поэзия (bucolica seu georgica) есть подражание действиям простых, сельских жителей (rusticarum actionum imitatio)». Иначе называется эклога.. Части: экзорпум, повествование, эпилог. Образцы – эклоги Виргилия 108 . «Поэзия сатирическая есть поэма остроумная, забавная, юмористическая, назначенная для порицания испорченных нравов людей. Это – шутливое стихотворение, составленное для исправления людских недостатков». Образцы у Персея, Горация и Ювенала. Стиль сатиры должен быть вульгарный, низкий 109 . «Поэзия граматическая есть изображение действий человеческих, представленное лицами, говорящими между собою. Виды ее: комедия и трагедия. Комедия есть изображение смешных и забавных деяний в разговорах между собою государственных мужей приватных лиц. Предмет ее – действия забавные, потешные, смешные. Трагедия изображает героические деяния славных мужей чрез представление лиц, говорящих между собою. Предмет ее – перемены счастия, бедствия, скорби, глубокое страдание, битвы, поражения и другие чрезвычайные деяния героев. Образцы у Теренция и Сенеки. Частей комедии и трагедии пять: пролог, действие, сцена, хор и эпилог. Драмы пишутся преимущественно шестистопным ямбическим стихом 110 . Здесь же замечено, что славянские драмы слагаются преимущественно стихами из тринадцати, или двенадцати и одиннадцати слогов.Поэзия элегическая есть стихотворение, назначенное для печальных материй Ее предмет – слезы, погребальные плачи, несчастия людей, горе, бедствия и другие неблагополучие фортуны. Три части элегии: экзорлум, изложение и заключение». Образцы у Овидия 111 · – «Поэзия лирическая есть искуство сочинять краткие песнопения не только во славу Бога, святых и в похваду мужей славных, но также в похвалу какой бы то ни было неодушевленной вещи. Или, это есть ода, воспевающая вещи печальные и радостные. Оды разделяются на 1) моноколон, 2) диколон, 3) триколон, 4) тетраколон.. Образцы у Горация, Сар- беевского, Альберта Инеса и др. Стиль в лирических пьесах должен быть отличный, выразительный, блестящий 112 .

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Voskr...

Так, наиболее употреблявшаяся в Средние Века энциклопедия Марциана Капеллы составлена главным образом по руководству Теренция Варрона (Libri novem disciplinarum) и отчасти по сочинениям Аквилы Римского (Aquila Romanus), Солина, Плиния Старшего и Аристида Квинтилиана. Примеры в ней приводятся большей частью из Цицерона, Виргилия, Теренция, Саллюстия, Энния, Септимия Серена и Теренциана 82 . В грамматике Алкуина цитуются главным образом: Виргилий, Гораций, Теренций, Лукан. Риторика и диалектика его составлены по Цицерону и Аристотелю. Преподавание грамматики происходило таким же образом, как и во времена римской империи. При изучении ее особенно важное значение придавалось чтению и объяснению литературных произведений. Классические писатели (по крайней мере римские), несмотря на неоднократно раздававшиеся протесты, удерживались в школах, и в некоторых из школ, как напр. в бенедиктинских, служили, вместе с Свящ. Писанием, главным предметом изучения. Читались и объяснялись главным образом поэты и историки 83 , но не столько писатели классического периода, сколько позднейшие. Так, Валерия Максима и Флора больше читали, чем Саллюстия и Тита Ливия, и декламациям Сенеки и Квинтилиана отдавали предпочтение пред Цицероном. Между поэтами на первом месте был Виргилий. Об Алкуине рассказывают, что он на одиннадцатом году жизни охотнее читал Виргилия, чем псалмы, но на старости лет объявил его вредным в религиозно-нравственном отношении и делал упреки архиепископу Ригбоду за подобное предпочтение. Тартарий, флерийский монах, говорит, что он усердно читал Горация. В „Реестре авторов» (Registrum auctorum) Гугона Тримбергского сатиры и послания Горация называются главными сочинениями (libri principales), а эподы и оды – менее употребительными. Гизберт говорит, что он отдавал предпочтение произведениям Овидия и Буколикам Виргилия. Кроме перечисленных авторов в школах читались также сочинения Лукана, трагедии Сенеки, басни Авиана, комедии Теренция, сатиры Ювенала, сочинения Стация, Клавдиана и др.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Drozdo...

Указ Юлиана, воспрещавший школьное учительство христианам, подал мысль некоторым из учителей-христиан создать новую учебную книгу для школьного употребления, книгу христианскую. Таковую попытку предприняли Аполлинарии (из Лаодикии в Сирии), – отец и сын. Первый с этой целью занялся переложением Библии в стихи, составив эпическую поэму в 24 песнях, в которых описывались события от начала мира до Саула; кроме того, он составлял трагедии по образцу Еврипидовых, комедии по образцу Менандровых, составлял оды, в которых подражал Пиндару. Другой расположил в диалогах, подражавших диалогам Платона, Евангелия 450 . Но пример Аполлинариев не нашел подражателей и не имел успеха уже потому, что работы их, исполненные поспешно, хотя не без таланта, в литературном отношении далеко уступали гениальным произведениям древних поэтов Греции и Рима. —570— Вопросу об отношении христиан к школе, имевшей языческий характер, и к школьному воспитанию Блаж. Августином посвящено целое сочинение «De doctrina Christiana» Блаж. Августин не воспрещает никому изучать произведения языческих писателей и посылать детей в школы язычников-грамматиков и риторов, указывая, однако, что в языческих писаниях должен быть усвояем язык, а не мысли, и это мнение епископа Гиппонского проникло в жизнь. До VI века на Западе были школы, основанные на изучении произведений языческих писателей. В третьей книге сочинения «La fin du paganism» говорится о том, как отразилось воспитание в языческих школах на христианских писателях. Прежде всего, разбираются: сочинение Тертуллиана «De pallio» и «Octavius» Минуция Феликса . В сочинении «De pallio» Написанном около 209 года, Тертуллиан отнюдь не выражается так враждебно о философии, как в других своих сочинениях 451 . С другой стороны, сочинение «De pallio», как и другие сочинения Тертуллиана , написано риторически, напоминает своим изложением школьную декламацию. Если же Тертуллиан заключает Буассье – уступил, если он – этот прямолинейный до еретичества христианин – не мог отстраниться от впечатлений юности, то, значит, сильно было влияние школы 452 . Подобное открывается из «Octavius» Минуция Феликса . Минуций доказывает истину христианства философскими аргументами, представляет в защиту его, что оно имеет много сходного с древней философией. Но отсюда прямо следует, что составитель «Октавия» был поклонник древней философии. Кроме того, влияние воспитания в языческих школах проясняется историей обращения в христианство Блаж. Августина, занимавшегося светскими науками в Кассиакуме и, в связи с этим, откладывавшего свое крещение, а также непоследовательностями в духовной жизни Блаж. Иеронима, бывшего долго не в состоянии отказаться от языческой науки и литературы.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010