«Все это чрезвычайно изумило меня, — писал отец Владимир в своих воспоминаниях, — и вдруг явилось сильное желание ехать». Но не сразу он смог поехать на Афон. Сначала он поступил на подворье Руссика в Москве, где в то время жил великий старец Арсений (Минин). Василию посчастливилось быть у него писарем и здесь, в Москве, и впоследствии на Афоне почти до смерти старца в 1879 году. 1 июня 1874 года он наконец-то приехал на Афон, и его, как было сказано выше, сразу определили в канцелярию отца Арсения. 6 апреля 1874 года отец Арсений постриг его в рясофор, а 3 мая того же года в мантию. Послушник сопутствовал старцу Арсению всюду, куда бы ни ездил этот неутомимый старец: и в Москву следить за строительством часовни, и на Новый Афон выбирать место для строительства нового монастыря, и в другие места. После смерти отца Арсения отец Владимир окончательно осел в обители и до конца жизни не покидал его, кроме одного случая — посещения Иерусалима в 1901 году. 12 декабря 1884 года его рукоположили в иеродиакона, а 16 апреля 1888 года в иеромонаха. Послушанием же отца Владимира была организация издательского дела монастыря. На этом поприще он много потрудился и принес огромную пользу. Он был организатором издания ряда книг, редактором-составителем серии «Душеполезный Собеседник», в котором отдел «Афонская Летопись» принадлежал исключительно его перу, кроме некоторых выпусков 1911-1915 годов. Он же был редактором и издателем писем отца Арсения (Минина). Занимался не только изданием книг, но и организацией их распространения по всей России. Кроме того, отец Владимир был очень наблюдательным и внимательным человеком и детально описал быт монастыря, оставив обширные дневники и переписку с разными лицами (одним из его адресатов была племянница иеросхимонаха Арсения (Минина) монахиня Ольга (Шилова), насельница Новгородского Зверин-Покровского монастыря, которая скончалась 30 декабря 1892 года). Несмотря на свои огромные труды на благо монастыря, отец Владимир не смог избежать искушения и очень идеализировал своего духовного отца. Он так привязался к отцу Арсению (Минину), что после его смерти уже не смог никого воспринять как духовного руководителя, что привело к тому, что он замкнулся в себе и долго был охвачен духом противления. Ни игуменов, ни духовников монастыря он не мог уже принять так близко, как было с отцом Арсением. Он всех сравнивал с ним и решительно отвергал всех.

http://isihazm.ru/?id=384&sid=42&iid=247...

Что же касается подворья Арзамасской Алексеевской общины, к которой Н.Ф. Филатов отнес часовню на Варварке, то на самом деле оно находилось на Дворянской улице (ныне улица Октябрьская). В списке домов Нижнего Новгорода 1900 года указано, что дома этой общины и некоей Бузиной «выходят на площадку против церкви». Имелась в виду уже упоминавшаяся церковь св. великомученицы Варвары. Таким образом, подворье локализуется на месте современного комплекса зданий Сбербанка России. История возникновения часовни на Ильинке во многом схожа с вышеизложенной историей появления часовни на Варварке. В 1902 году один из фабрикантов города Иваново-Вознесенска П.А. Акифьев пожертвовал свое домовладение на Ильинской улице 86 по современной нумерации) женской Свято-Троицкой общине, находившейся в селе Спасском Васильсурского уезда (позже преобразована в монастырь). Здесь также было организовано подворье, для нужд которого к одноэтажному деревянному жилому дому была пристроена краснокирпичная часовня. Её проект, по заключению архитектора Н.М. Вешнякова, был согласован Строительным отделением Нижегородского губернского правления в апреле 1911 года. Проектные чертежи в архивном деле отсутствуют, также как не указан автор их разработавший. По схожести облика часовни с таковой же на Варварской улице, можно предположить, что автором являлся всё тот же П.А. Домбровский. Строительство часовни на Ильинской улице было осуществлено на средства нижегородского почетного гражданина (одна из сословных градаций в царской России) А.А. Худякова, за что Свято-Троицкая община через газету «Волгарь» выразила ему и его супруге «искреннюю и глубокую благодарность». При этом подчеркивалось, что часовня «останется вечным памятником их благотворительности и доброго сочувствия к нуждам бедной безызвестной общины». Эту благодарность затем перепечатал «Нижегородский церковно-общественный вестник». Архитектура обоих вышеназванных культовых сооружений относится к «русскому стилю», основанному на использовании форм и декора, характерных для русского средневекового зодчества.

http://sobory.ru/article/?object=01879

3 сент. 1907 г. имп. св. Николай II Александрович утвердил доклад Синода об учреждении в Новгородской епархии на местные средства кафедры 2-го викарного епископа с переименованием 1-го викария в епископа Тихвинского. Определением Синода от 7-12 сент. 1907 г. местопребывание Кирилловских епископов назначено в Кирилло-Белозерском монастыре с поручением им управления обителью на правах настоятеля. В ведение Кирилловскому викарию были переданы храмы и мон-ри в сев.-вост. уездах Новгородской губ.: Кирилловском, Белозерском и Череповецком (ныне Вологодская обл.), позднее (возможно, в 1913) к территории викариатства был добавлен Устюженский у. Кирилловский еп. Феодосий 3 сент. 1907 г. стал епископом Тихвинским, на Кирилловскую кафедру в тот же день был определен архим. Иоанникий (Дьячков). 30 сент. 1907 г. архиеп. Гурий, епископы Тихвинский Феодосий и Ямбургский Сергий (Тихомиров) хиротонисали архим. Иоанникия во епископа, в Кириллов он прибыл 21 нояб. За 9 лет служения викарием еп. Иоанникий почти не покидал территорию К. в., посетил мн. приходы, в т. ч. те, где никогда прежде не видели архиерея. В июне 1911 г. он встречал в Кириллове Новгородского архиеп. Арсения (Стадницкого) и сопровождал его в поездке по викариатству. Летом 1912 г. с архиеп. Арсением он участвовал в торжествах восстановления почитания прмч. Евфросина Синозерского, весной 1913 г.- в хиротонии архим. Алексия (Симанского) (см. Алексий I , Патриарх Московский и всея Руси) во епископа Тихвинского, 2-го викария Новгородской епархии (28 марта 1913 еп. Иоанникий был переименован в 1-го викария Новгородской епархии). 30 нояб. 1916 г. Иоанникий был назначен епископом Олонецким и Петрозаводским, приезжал в Новгород для участия в хиротонии 8 янв. 1917 г. своего преемника на К. в.- новгородского епархиального миссионера архим. сщмч. Варсонофия (Лебедева) . 21 марта 1917 г. еп. Варсонофий писал Новгородскому архиеп. Арсению: «Хорошо, что уехал из Кириллова мой предшественник преосвященный Иоанникий, а то не обошлось бы без скандала. Почему-то народ сильно против него настроен был» (Российское духовенство и свержение монархии в 1917 г.: Материалы и архивные документы по истории Русской Православной Церкви/Сост., предисл. и коммент.: М. А. Бабкин. М., 2006. С. 251). В 1922 г. Иоанникий присоединился к обновленчеству , скончался в июле 1923 г. обновленческим «архиепископом Калужским».

http://pravenc.ru/text/1840469.html

21 июня того же года он был уже в монастыре. Его заточили в подземную келью под церковью. Но в скором времени участь его ещё ухудшилась. В момент объявления приговора следствие по его делу ещё не было закончено. 8 сентября 1725 года,с выявлением новых фактов преступления, был объявлен новый указ, по которому с Феодосия сняли сан; «чернец» Феодосий был переведён в худшую тюрьму в этом же монастыре, холодную, сырую. Сражённый всем происшедшим, Феодосий прожил недолго. 5 февраля 1726 года он скончался в своём заточении простым «чернецом Феодосом». По особому распоряжению он был погребён в Кирилло-Белозерском монастыре. Никто решительно не жалел несчастного Феодосия. Ему выпала печальная участь погибнуть без сочувствия к своему несчастью: «пожал то, что посеял». Литература: Рункевич С.Г. Александро-Невская лавра 1713–1913: Историческое исследование доктора церковной истории С.Г. Рункевича . СПб., 1913, стр. 17–347, 560, 807. Морошкин И.Я. Феодосий Яновский, архиепископ Новгородский//Русская старина. 1887, июль, октябрь, ноябрь. Чистович И.А. Феофан Прокопович и его время. СПб., 1868. Чистович И.А. Новгородский митрополит Иов, жизнь его и переписка//Странник. СПб., 1861, февраль. Прилежаев Е. Новгородские епархиальные школы: в Петровскую эпоху//Христианское чтение. СПб., 1887, 6. Толстой М.В. Рассказы из Истории Русской Церкви. М. 1901, стр. 629. Рункевич С.Г. История Русской Православной Церкви под управлением Святейшего Синода. СПб., 1900, т. 1. Тихонравов Н. Московские вольнодумцы начала XVIII в. и Стефан Яворский //Русский вестник. 1870. Кн. 9 и др. Терновский Ф. Стефан Яворский //Труды Киевской духовной академии. Киев. 1860–1917; 1864, т. 1. Есипов Г.В. Раскольнические дела XVIII столетия. СПб., 1861–1863. Есипов Г.В. Чернец Феодосий//Отечественные записки. 1862, 6. Соловьёв С.М. История России с древнейших времён: в 6 кн. Изд. 3. СПб., 1911. Кн. 4, стр. 257, 277, 427, 803, 804, 806, 809, 810, 817, 863, 910, 917, 1190. Устрялов Н.Г. История царствования Петра Великого. СПб., 1858.

http://azbyka.ru/otechnik/Manuil_Lemeshe...

28 сентября 1879 года он был назначен преподавателем Киевской духовной семинарии. Здесь он, как воспитатель, старался ограждать и оберегать юношество от увлечения пагубными наклонностями и дурными примерами. Здесь же ему пришлось теснее и ближе соприкоснуться с монашеством, и это сближение подготовило его к принятию иноческого чина. I сентября 1883 года он принял монашество и был определен инспектором Вифанской духовной семинарии, а II октября – рукоположен во иеромонаха. 4 янв.1885 года переведен ректором в Подольскую духовную семинарию. Инспекторская и ректорская служба, как он сам рассказывал о себе, многотрудная и многосложная по самому своему существу, дала ему возможность изучить характеры и нравы людей, присмотреться к разным явлениям жизни и частью познакомиться с обществом. Борьба с различными злоупотреблениями, дурными явлениями и страстями людей принесла также ему пользу. В нем выработалось терпение, установился более верный взгляд на людей, закалялся характер, приобретена большая опытность. Он перенес ряд душевных и телесных испытаний, при которых он чувствовал присутствие Божие и которое произвели в нем глубокую веру в то, что Господь Бог, хотя и посылает людям искушения, но дает всегда и выход из них. Правда, иногда он изнемогал от тяжести окружавших его обстоятельств, но вера в помощь Божию избавляла его от крайнего изнеможения души и после усердной молитвы он получал облегчение. 7 января 1885 года возведен в сан архимандрита. 24 сентября 1889 года хиротонисан во епископа Новгород-Северского, вик. Черниговской епархии. С 19 янв. 1891 года – епископ Старорусский, вик. Новгородской епархии. 21 ноября 1892 года – епископ Кирилловский, вик. Новгородской епархии. С 3 сентября 1693 года – епископ Черниговский и Нежинский. Будучи епископом Черниговским, в течение последних лет вел жизнь затворника и отшельника. Скончался 20 апреля 1911 года внезапно от паралича сердца. Похоронен под спудом Черниговского Троицкого монастыря в архиерейской усыпальнице. Много потрудился для прославления Св.Феодосия Черниговского, при нем были открыты его нетленные мощи.

http://azbyka.ru/otechnik/Manuil_Lemeshe...

6. Re: Слово на кончину Государя Императора Александра III Коммунист Адриан Роум, Вы прежде бы выучились писать правильно слово " митрополит " , а потом уже брались бы рассуждать об истинных пастырях, залезая в темы, читая которые Вам бы стоять на вытяжку и молчать. Что касается упомянутой греком-униатом " Ново " -Георгием жестоковыйности нынешнего народа, то она ведь не от того, что Господь покарал народ от отступления от веры до 1917 года, а вследствие деятельности того самого якобы " карающего меча " с известной кличкой на букву " с " , устроившего в России полный разгром церкви, уничтожение многих тысяч храмов и пропаганду атеизма. Ничего себе " карающий меч " Господа! Тут серой попахивает... . 5. Re: Слово на кончину Государя Императора Александра III Величие Государя Императора Александра III ярко проявилось в неукоснительном соблюдении принципов Самодержавного правления в России. Государь перестает быть Самодержцем, если либеральный болтун из парламента смеет ему указывать на нарушения конституции и требовать ее почитания. В далеком 1477 г. Великий Князь Иван III так отверг зачатки конституционных поползновений новгородцев: " Какое же тут мое государство, когда не я вам, а вы мне указываете и урекаете, как должен я держать вас " . Из ответа Императора Александра II звенигородскому уездному предводителю дворянства, заявившему Государю о желательности перехода к конституционному образу правления: «И теперь вы, конечно, уверены, что я из мелочного тщеславия не хочу поступиться своими правами! Я даю тебе слово, что сейчас, на этом столе, я готов подписать какую угодно конституцию, если бы я был убежден, что это полезно для России. Но я знаю, что сделай я это сегодня, и завтра Россия распадется на куски». [Татищев С. С. «Император Александра II. Его жизнь и царствование». т. I. – СПб., 1911 – с. 492] Прошло всего три недели со дня злодейского убийства Государя Императора Александра II и 22 марта 1881 г. фрейлина А. Ф. Тютчева записала в своем дневнике подробности беседы с Великим Князем Алексеем Александровичем.

http://ruskline.ru/analitika/2011/11/02/...

Будучи студентом духовной академии, Александр часто встречался с отцом Иоанном, вел с ним переписку, а позже вспоминал о нем в своих проповедях и статьях. Учился Ухтомский, судя по всему, средне, но без задолженностей, занимая 33—35-е места в переводных списках курса. Представив на последнем курсе итоговую работу под названием «О гневе Божием», Александр Ухтомский окончил Московскую Духовную Академию в 1895 году со степенью кандидата богословия. В этом же году 9 ноября назначен преподавателем Казанского духовного училища, пострижен в монашество 2 декабря, а 6 декабря рукоположен во иеромонаха. В 1897 году - инспектор Александровской миссионерской семинарии, в 1899 году - наблюдатель Казанских миссионерских курсов в сане архимандрита. 4 октября 1907 г. хиротонисан во епископа Мамадышского, викария Казанской епархии и назначен заведующим Казанскими миссионерскими курсами. Хиротонию совершали: архиепископ Димитрий, Назарий, епископ Нижегородский; Митрофан, епископ Пензенский и др. Состоялась хиротония в Благовещенском кафедральном соборе г. Казани. С 25 июля 1911 г. - епископ Сухумский. С 22 декабря 1913 г. - епископ Уфимский и Мензелинский. Епископ Андрей прибыл в Уфу в середине февраля 1914 года. Вскоре в местном епархиальном вестнике появилась новая рубрика «Письма к пастырям Уфимской епархии». Всего их было напечатано сорок одно, а затем письма вышли отдельными изданиями. Церковь того времени, как говорил в них епископ, не выполняла своих задач, не была способна на это в силу почти полного разложения своей организации от высших до низших звеньев и абсолютного отсутствия деятельности основной единицы церковной жизни — прихода. Если церковь еще была жива, считал епископ, то лишь благодаря отдельным личностям из числа священников и мирян, посвятивших свою жизнь религиозно-нравственному подвигу. В середине девятнадцатого века это славянофилы, в первую очередь Алексей Хомяков и Иван Аксаков, в начале двадцатого — Иоанн Кронштадтский. Среди современников епископ выделял также церковного историка и философа архиепископа Антония (Храповицкого) и архимандрита Кирилла (Васильева), настоятеля Воскресенского монастыря Новгородской епархии.

http://azbyka.ru/otechnik/Andrej_Uhtomsk...

«Он очень любил служить литургию и служил каждый день, но это служение фактически было для него вспомогательным средством его иноческой жизни. Он не пастырствовал, он только служил. Инок поглощал в нем пастыря». При таких свойствах характера, требовавших уединения и самоуглубления, архимандрит Иосиф был поставлен во главе сначала монастыря, а потом видного викариатства, где требовались и административные способности, и умение разбираться в людях, которого ему тоже не доставало. Возникавшие на этой почве трудности еще более усиливали свойственные молодому епископу порывистость и неуравновешенность. Обязательное общение с людьми постепенно изменило внутренний облик епископа Иосифа. Он чаще стал смеяться, не считая уже этого за грех , чаще допускал осуждение ближних, раздражался на подчиненных, хотя случалось, что желания, не выполненные ими, были у него только в уме. Раскаиваясь в этом, он много молился и плакал и, наконец, дошел до того, что заболел мучительной болезнью, межреберной невралгией. В то же время епископ Иосиф «стремился пребывать в любви к Богу и Божией Матери”, в молитвах просил у них помощи, и «Господь посылал ему иногда некое утешение». В 1911 году он посетил Афон, что подкрепило его силы. Для всей деятельности митр. Иосифа имели громадное значение слова, сказанные в приветственной речи при его пострижении, постригавшим его епископом Арсением: «Теперь, когда хулится имя Божие, молчание постыдно и будет сочтено за малодушие или бесчувственную холодность к предметам веры. Да не будет в тебе этой преступной теплохладности, от которой предостерег Господь. Работай Господеви духом горяще " · К несчастию, горение духа митр. Иосифа не было ровным и согревающим. Оно давало бурные вспышки и закончилось пожаром, погубившим и его самого, пожаром, окончательно который Русской Церкви не удалось еще затушить и доселе. В 1920–1921 гг. архп. Иосиф был назначен архиепископом Ростовским, викарием Ярославской епархии. С 1920 по 1925 гг. он временно управлял епархией Новгородской и Старорусской.

http://azbyka.ru/otechnik/Manuil_Lemeshe...

Трогательную телеграмму владыка прислал в адрес 3-го Всероссийского съезда Русских Людей в Киеве 1-7 окт. 1906 (Всероссийский съезд Людей Земли Русской). В ней, в частности, говорилось: «Братья, будьте единодушны, единомысленны, сплотитесь теснее в единый крепкий союз в защиту бедной Родины нашей, столь терзаемой смутою. Священным для всех вас именем преподобного Сергия умоляю вас: не дробитесь, не делитесь на партии, забудьте то, что представляет собою некоторые оттенки в ваших личных взглядах... все сплотитесь воедино под священным знаменем, на коем красуются святыни нашего народного сердца: Вера Православная, Царь Самодержавный и Народ Русский как самобытная собирательная личность». 31 янв. 1907 еп. Никон стал членом Гос. Совета от Св. Синода, с 1 янв. 1908 — членом Св. Синода. Он прислал обстоятельное приветствие и благословение Московскому съезду (Съезд Русских Людей в Москве 27 сент. — 4 окт. 1909), в котором предостерегал: «Объединимся же теснее и пойдем дружно на защиту от врагов родной Церкви, родного нашего народа и его заветных идеалов. Иначе приидут языцы в достояние Божие, приидут иудеи и возобладают казни. И будут тогда последняя горше первых: плен иудейский горше плена татарского». Как член Гос. Совета и Св. Синода, он подолгу жил в столице и 24 апр. 1911 был избран членом Совета Русского Собрания (PC) (выбыл 8 марта 1912). 29 мая 1912 уволен по болезни от управления епархией с оставлением членом Св. Синода. В 1913 возведен в сан архиепископа и 4 апр. назначен председателем Издательского совета при Св. Синоде. 30 мая 1913 архиеп. Никон по решению Св. Синода был направлен на Афон с военным кораблем с целью воздействовать на русских монахов-имяславцев, в результате его действий несколько десятков афонитов были арестованы и вывезены в Россию. Действия архиеп. Никона вызвали неоднозначную оценку среди православных, многие осуждали его за жестокость. В 1915 архиеп. Никон был переизбран в Гос. Совет. Он продолжал поддерживать монархистов: присутствовал при открытии Петроградского совещания (Совещание монархистов 21—23 ноября 1915 в Петрограде), приветствовал Нижегородское совещание (Всероссийское монархическое совещание в Нижнем Новгороде уполномоченных правых организаций 26-29 ноября 1915).

http://lib.cerkov.ru/authors/487

Начну я с комментария на летописи священника Морева, опубликованного в 1911 году. В частности, священник Морев писал, комментируя рассказ летописца о крещении киевлян: «Многие не желали креститься. Одни по нерешительности, в которой прежде долго находился и сам князь Владимир, другие по упорству. Но последние не желали слушать проповеди . Ожесточенные приверженцы старой веры бежали в степи и леса» 1 . В таком же духе пересказал летописное повествование архимандрит Макарий, констатировав, что многие жители Киева явились на реку из страха перед князем. Он далее отметил: «Крестились одновременно очень много киевлян, но нашлись и такие, которые не хотели слушать ни проповеди духовенства, ни приказание князя. Они бежали из Киева в степи и леса» 2 . То есть, как мы понимаем, не особо много людей хотело креститься. То есть, наша вера-то, она всяко была у людей, наверное, в крови, и крещение было, я так думаю, что в приказном порядке. Дальше идем: Иоакимовская летопись. Нам известно об ожесточенном сопротивлении новгородцев. Подлинность летописи долгие годы была под сомнением. Но совсем недавно Яниным вновь была подтверждена его старая позиция по поводу подлинности известия Иоакимовской летописи о крещении Новгорода. Вот что пишет Янин: «И тем не менее самая поздняя версия, извлеченная В.Н. Татищевым из несохранившейся Иоакимовской летописи находит себе существенные археологические подтверждения» 3 . Читаем: «В Новеграде люди, уведавше еже Добрыня идет крестити я, учиниша вече и закляшася вси не пустити во град и не дати идолы опровергнути». Также с большим трудом удалось христианским миссионерам приобщить к новой вере жителей древнего Ростова. Первые два епископа Феодор и Илларион (XI век) ничего не могли поделать с ростовчанами-язычниками и сами отказались от своего пребывания в этом городе: «избегоша не терпеще неверия и многое досаждение от людей». Против третьего епископа Леонтия город взбунтовался, нависла реальная угроза не только изгнания, но и насильственной смерти. Лишь четвертый епископ Исайя смог добиться некоторого успеха, да и то не в самом Ростове, а в ростовской земле. Но и ему не удалось заставить всех ростовчан отказаться от язычества и окончательно перейти в христианство .

http://azbyka.ru/otechnik/sekty/publichn...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010