Кресты: напрестольные, запрестольные и предносные, кресты-энколпионы (то есть раскрывающиеся кресты-мощевики), ставротеки (кресты, помещённые в подобие иконной доски, которые могут содержать частички подлинного крестного древа, привезённые из Иерусалима), панагии (происходящие от древних энколпионов), наперсные и нательные кресты. Также походные иконки-складни, перстни с христианской символикой, камеи и геммы. Упомянем рипиды, жезлы и посохи, также брачные венцы и митры, последние и как составляющие богослужебных облачений. Помимо облачений священнослужителей, к тканым изделиям относятся: покровцы и воздуха, плащаницы и пелены, шитые облачения престолов, завесы и хоругви (последние могут быть и металлическими), также при высоком уровне исполнения к произведениям искусства могут быть отнесены такие тканые изделия, как внебогослужебные одежды священно- и церковнослужителей, монашествующих и монашеские атрибуты – аналавы схимников, параманы и чётки. В малых формах используются такие материалы, как камень, металлы, в том числе драгоценные, дерево, кость, драгоценные и полудрагоценные камни, ткани. Работы ведутся в технике эмали, чеканки, золотой наводки, резьбы, лицевого и золотного шитья и многих других. Связь богословия с формами христианского искусства и закономерностями их сложения требует к себе особого внимания. Богословие в отношении к типологии, стилистике и технике – это достаточно широкая тема, но в ней есть некоторые ключевые моменты. Характер литургического пространства выражен в его ритмической направленности к престолу Этот динамический ритм создает разные типы объёмного решения церквей, но он же относится и к внешним формам храмов, к градостроительному и ландшафтному искусству, то есть ко всей жизни христиан, имеющей своим центром место совершения таинства Евхаристии. Отдельные структурные элементы храма имеют свою семантику и принципы её толкования (см. rл.V). Связь, как было уже показано, священных образов с литургическим пространством определяет и внутренние особенности пространственного построения в монументальной живописи, моленных иконных, миниатюрах и т.д. Компенсаторный характер перспективных построений в мозаиках позволяющий удаленное воспринимать не хуже близкого, использование криволинейных поверхностей, аксонометрические приёмы и собственно обратная перспектива на всех уровнях искусства (впрочем, в моленной иконе, как говорилось, такие приёмы появились позднее в силу здорового консерватизма этого вида искусства) – все это, как и более детальные пространственные особенности помогают пространству священных образов быть по смыслу тождественным с пространством литургическим.

http://azbyka.ru/cerkovnoe-iskusstvo-kak...

5) Постановление касательно крестов, водружаемых на храмах. Исправив и вновь позолотив верх Успенского собора, много пострадавший во время страшных московских пожаров, царь Иоанн Васильевич поставил на нем крест воздвизальный, каким обыкновенно тогда благословляли или осеняли в церквах. Крест этот, должно быть, по форме своей отличался от крестов, дотоле употреблявшихся на храмах, и от прежде стоявшего па Успенском соборе: почему Царь и обратил внимание отцов стоглавого собора на этот предмет и спросил, какие впредь должно ставить на церквах кресты? «И на церквах, говорил Царь, ставят кресты по древнему закону, – ныне убо водружен крест животворящий на соборной церкви Пресвятыя Богородицы, честного и славного Ея успения, на новопозлащенном версе, якоже есть в церквах воздвизальный крест, им же благословляют: и о том рассудити и уложити на святом соборе, которым образом вперед ставити кресты на церквах, и о тех крестах, которые кресты стоят на церквах, достоит порассудити». Отцы собора, по свидетельству Стоглава, определили: «якоже искони на святых церквах святые кресты водружены и поставлены и до днесь, такоже да пребывают неподвижими. Тако же и ныне убо водружен бысть и поставлен святый крест благочестивым царем Иоанном на соборной церкви Пресвятыя Богородицы, на новопозлащенном версе, якоже есть воздвизальный крест, им же благословляют: и тако достоит на славу Богу, и на умножение лет благочестивому Царю Ивану, и на сохранение его и всего российского царствия, и таковые святые кресты на церквах и впредь да поставляют» (гл. 41, вопр. 6). Из всего этого вытекают два непререкаемые следствия. Первое: во дни стоглавого Собора в наших церквах употреблялись двоякого рода кресты, из которых один назывался воздвизальным, и которые были различны между собою по виду: иначе, если бы они не различались между собою по виду, к чему бы Царю говорить, что он водрузил на Успенском соборе крест, якоже есть в церквах воздвизальный крест, им же благословляют, и к чему бы спрашивать, какие кресты впредь ставить на храмах? Второе: Стоглав равно одобрил для водружения на храмах и такие кресты, какие прежде поставлялись, и кресты по подобию воздвизального, какой поставлен был вновь царем Иоанном Васильевичем на Успенском соборе. Согласимся (против чего, конечно, не станут спорить и раскольники), что воздвизальный крест, вновь поставленный Царем на Успенском соборе, был осьмиконечный 152 ; но и они должны согласиться, что кресты, прежде поставлявшиеся на храмах, были, следовательно, не осьмиконечные, а другого вида, т.е. четвероконечные 153 , что эти четвероконечные кресты равно употреблялись тогда в наших церквах, как и осьмиконечные воздвизальные, и что Стоглав равно повелел водружать на храмах, и след. равно чтить те и другие кресты, осьмиконечные и четвероконечные. Зачем же нынешние последователи Стоглава чтут только осьмиконечный крест, а четвероконечный решительно отвергают?

http://azbyka.ru/otechnik/Makarij_Bulgak...

Иным из достойнейших Пресвитеров Прав. Церкви, подобно ветхозаветным священникам, на главы коих возлагаемы были клобуки (от греческого καδουκι–tiara) в честь и славу ( Исх.28:40 ), жалуют, с 1797 г. 18 декабря, Скуфьи (σκουια); после – Камилавки (καμηλαυκιον), кои древле на востоке делались из верблюжьего волоса (καμηλоς); от чего производят название камилавки; потом – Наперсные кресты (εγκολπιον – наперсник) и прочее. Отличие Наперсным крестом подобно ветхозаветному отличию гривною. Во времена ветхозаветные, в знак особенной чести и награды за заслуги, возлагали златую гривну – цепь на выю и перси ( Быт.41:42 . Притч.1:9 ). Обычай возлагать и носить такую гривну на шее и персях был и в Христианстве. Наши отечественные летописи представляют многих князей и вельмож, кои пожалованы были златыми гривнами и носили их на груди 207 . Подобно ветхозаветной гривне христиане стали иметь и носить при себе знамения св. своей веры – кресты 208 . Во времена гонений христиане носили кресты под одеждою, как видно из жития св. Макрины, составленного братом ее Григорием нисским . Цари, по сказанию св. Златоуста, древне носили кресты на главах своих 209 . Впоследствии, для отличия от прочих христиан, Цари, патриархи и епископы начали носить кресты со вложением св. мощей или частей животворящего креста; такие кресты называются εγκολπια или нанедренники 210 . В IX веке возглагали Наперсные кресты и на Пресвитеров 211 . В конце этого и начале X века, вероятно для отличия христиан и унижения священного обычая их носить Наперсные кресты, калиф Гакем (996–1020) предписал египетским христианам носить поверх одежды деревянные кресты со свинцовою печатию калифа 212 . В нашем Отечестве, московским Собором в 1675 году, установлено носить Наперсные кресты сначала одному патриарху и митрополитам в своей только епархии, а прочим епископам – одну панагию. В 1742 году Императрица Елизавета Петровна указом повелела возложить Наперсные кресты на всех архимандритов, для отличия от игуменов и иеромонахов, и на духовника своего – протоиерея. Императрица Екатерина II пожаловала также Наперсные кресты духовникам своим и некоторым иным протоиереям; а Император Павел 1 в 1797 году 18 декабря, повелел давать и всем достойным священникам. Наперсный крест, жалуемый духовным, знаменует ближайшее ими исповедание веры и последование заповеди Спасителя: иже хощет по мне ити, да отвержется себе, и возмет крест свой, и по мне грядет ( Мк.8:34 ); духовно – есть щит веры, в нем же возможно вся стрелы лукаваго разженныя угасити ( Еф.6:16 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Debol...

Значение символических знаков и других изображений, которыми у нас окружаются кресты, мало или совсем неизвестно для многих православных, а потому находим небесполезным сказать несколько слов об этом предмете. II. а) Кресты иногда увенчиваются царскою короною или двуглавым орлом. Такие Кресты можно видеть на главах некоторых церквей, например, в Киево-Михайловском монастыре и в других местах. Понять значение таких крестов не трудно: они указывают на то, что православные русские храмы, как и вся Православная Русская Церковь , находятся под покровительством высшей самодержавной власти Царя; к тому же нужно заметить, что некоторые храмы, на главах которых водружены кресты, увенчанные короною или двуглавым орлом, были сооружены на царское иждивение или находились под особенным покровительством государей. б) При подножии креста нередко изображается знак в виде полумесяца или молодого месяца с поднятыми кверху рогами. По общераспространенному мнению, кресты с полумесяцем явились у нас со времени свержения татарского ига, как символ торжества христианства над магометанством. Но дело в том, что кресты с полумесяцем, или правильнее сказать, с двумя рогами якоря внизу, известны были в России раньше татарского владычества; так, например, на Дмитриевском соборе во Владимире на Клязьме, – соборе, сооруженном в XII в, и на других храмах дотатарского времени кресты поставлены с подобием полумесяца при подножии. Посему справедливее полагать, что кресты с подобием полумесяца получили свое начало еще в Древнехристианской Церкви. И действительно, кресты с подобием полумесяца, точнее, кресты с двумя рогами якоря внизу, встречаются на древнейших памятниках христианского искусства, например, на плитах надгробных, относящихся к первым векам христианства. Якорные кресты можно видеть и на других древних памятниках,например, на монетах, вычеканенных для Сицилии при греческих императорах (VII в.), а также на монетах латинских императоров в Константинополе – Балдуина (в начале XIII в.) и его преемников.

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Djach...

По народному убеждению, они служили главной защитой человека, оберегающей от всех злых сил. С крестом, прогоняющим бесов, не расставались никогда. На крестах-тельниках часто можно встретить изображения победителей демонов Архангела Михаила, великомученика Никиты, прозванного в народе «бесогоном», святых воинов Георгия, Федора Стратилата, Димитрия Солунского. К покровительству небесного воинства любили обращаться все, кто на ратном поле защищал русскую землю. Медные нательные и наперсные кресты, складные иконы часто находили на местах былых сражений, вместе с останками воинов. Памятные наперсные кресты и иконки паломники приносили из почитаемых святых мест Руси. Помимо нательных и наперсных крестов, на Руси были широко распространены меднолитые напрестольные и киотные кресты крупного формата. Крестами «Распятие Христово» уже более тысячелетия совершалось и совершается освящение воды в русских храмах. Ни один молебен не обходится без воздвизального креста. Кроме того, во многих домах в красном углу каждой комнаты помещался крест. Такими крестами были отмечены двери и врата усадебных построек. На Русском Севере, на перекрестках дорог сооружались деревянные кресты, в средокрестии которых располагали медные кресты. Кресты в киотах устанавливали и на многих памятных, и на могильных крестах. Медные кресты в деревянных киотах были обязательной принадлежностью церквей и часовен. В альбоме представлены 57 предметов – кресты-тельники, кресты наперсные, в том числе, и кресты-энколпионы (мощевики), кресты напрестольные, моленные – иллюстрации которых наглядно показывают, как усложняется иконография и крест становится центром композиции большого походного иконостаса. Несомненным достоинством альбома является его художественное оформление, передающее многообразие мира меднолитой пластики. Фотосъемка каждого предмета передает не только блеск цветного металла, яркость цветовой гаммы эмалей, но и рельефность, пластичность образа. Остается только сожалеть о нарушениях в соразмерности отдельных предметов и иллюстраций, о некоторой неполноте звучания цвета при печати, что затрудняет использование альбома при атрибуции аналогичных предметов.

http://azbyka.ru/otechnik/prochee/stavro...

Хотя в этой статье были рассмотрены надписи не всех новгородских крестов с мощами, а в комментариях к ним затронуты далеко не все темы, надеемся, что нам удалось убедить читателей в необходимости публикации и изучения записей о священных вложениях. В. В. Игошев. Ярославские серебряные и золотые кресты XVI–XVIII веков (к вопросу о типологии церковной утвари) В храмах и монастырях Ярославля бытовали многочисленные святыни, в числе которых выделялись серебряные кресты разных типов, являющиеся интереснейшими произведениями ярославского церковного искусства XVI–XVIIIbekob 280 . Музейные собрания сохранили несколько десятков крестов этого времени, среди которых особенно часто встречаются кресты-мощевики. Мощи всегда были важнейшими составляющими христианского богослужения 281 , они вкладывались в кресты разных типов – в напрестольные, воздвизальные, водосвятные, наперсные и др. Нередко кресты содержали в себе часть Древа Господня или мощи святых. Такие предметы церковной утвари всегда почитались и поэтому бережно сохранялись. До настоящего времени типология древнерусских и, в частности, ярославских крестов является темой малоизученной, несмотря на большой к ним интерес, проявившийся еще у исследователей церковных древностей XIX – начала XX века 282 . И. П. Сахаров кресты разделял на «напрестольные (благословенные), воздвизальные, запрестольные (выносные), наперсные, походные патриаршие, закладные, тельные», им же отмечались кресты «осеняльные» и «колыбельные» 283 . И. Е. Забелин кресты выделял «по церковному назначению»: «а) напрестольные или благословенные, благословящие;б) воздвизальные, «что выносят из алтаря в день Воздвижения честного креста», и в) запрестольные или выносные» 284 . Н. В. Покровский , упоминая многочисленные древнерусские кресты, сделал верное замечание: «кресты эти имели разное назначение: напрестольные, выносные, наперсные и тельники, киотные и поклонные, хотя это разграничение и не выдерживалось строго и не имело иконографической важности» 285 . Задачей настоящей статьи является показать не только многообразие типов ярославских крестов, но и их назначение при богослужении, а также разнообразие техник, которые были использованы при их изготовлении. На отдельных серебряных предметах ярославской церковной утвари нами также анализируются изображения крестов, являющихся очень важными указаниями на главный христианский символ. Такие изображения крестов являлись смысловым и значимым центром всего предмета церковной утвари и становились ядром его композиции.

http://azbyka.ru/otechnik/prochee/stavro...

От редактора Раздел 1. Наследие отечественной ставрографии Н. И. Троицкий. Крест Христа – «Древо Жизни» Г. Д. Филимонов. Значение луны под крестом, по Афонским памятникам севастьяновского собрания Г.Д. Филимонов. «Похвала кресту» по византийским камеям в Париже и в Москве Раздел 2. Современные исследования К.А. Щедрина. «Крест императора Константина Великого» (К вопросу иконографии) Г. А. Романов. Кресты в крестных ходах Древней Руси В. Г. Пуцко. Византийско-русские бронзовые богослужебные кресты XII–XIII веков Д. В. Пежемский. Новгородский серапионов крест И. А. Стерлигова. Священные вложения в новгородских напрестольных крестах XVI–XVII веков В. В. Игошев. Ярославские серебряные и золотые кресты XVI–XVIII веков (к вопросу о типологии церковной утвари) И. Г. Харламова. Запрестольный крест XVI века мастера Салмана из собрания Ярославского музея-заповедника Л. Б. Сукина. «Корсунский» запрестольный крест из Переславского Никольского монастыря О. А. Сухова. Чудотворные Сретенский и Виленский кресты из города Мурома Г. М. Зеленская. Монументальные кресты нового Иерусалима Священник Александр Парфенов. Надписи на подпрестольных крестах из храмов Ростовской округи Раздел 3. Музейные коллекции Г. В. Сидоренко. Коллекция крестов- " корсунчиков» В. Е. Гезе – И. С. Остроухова в собрании государственной третьяковской галереи И. С. Родникова. Напрестольные серебряные кресты из собрания псковского музея И. Д. Костина. Серебряные напрестольные кресты XVIII века с вкладными надписями в собрании музеев московского кремля Н. В. Гаврилова. Серебряные напрестольные кресты XVIII века из собрания саратовского художественного музея имени А. Радищева Н. В. Тютюгина. Серебряные кресты в собрании башкирского государственного художественного музея имени М. В. Нестерова В. Н. Широков. Коллекция выносных крестов в собрании Государственной Третьяковской галереи Раздел 4. Методология ставрографии Д. В. Пежемский. Пути объективизации ставрографических исследований Раздел 5. Разные сообщения А. Б. Пермиловская. Крест из деревни Кушкопала В. Н. Шараев. Крест на волжском берегу Раздел 6. Рецензии и библиография Новая литература по ставрографии за 2000–2002 годы Пуцко В. Г. Белокаменные резные кресты XV–XVIbb. в Поволжье//Сообщения Ростовского музея. Вып. XI. Ростов, 2000. С. 66–82, ил.  

http://azbyka.ru/otechnik/prochee/stavro...

Стихарь зенденинной зеленой, оплечье и нарукавники дорогильные, крест камчатой, подольник кумачной.   Епитрахели Епитрахель бархотная золотная, кресты мишурные, пугвицы сребреные сканные, каймы отласные жолтые, семь кистей шелковых з золотом. Поручи изорбавные красные травчетые з золотом, кресты и кайма отласные зеленые, шесть пуговиц сребреных. Епитрахель аксамитная по таусинной земле, кайма камчатая зеленая, десять пуговиц сребреных. Ветха. (Л. 718 об.) Епитрахель камчатая осиновая, кресты отласные, пять пуговиц сребреных, каймы камчатые таусинные, пять кистей шелковых з золотом и сребром.   Два пояса шелковые: один с кафимскими узлами золотными, четыре кисти с ворворки; у другова четыре кисти. Поес нитной.   Поручи отласные белые шитые золотом и сребром; звески, кресты и кайма шитые золотом; двенатцеть пугвиц канительных, из них у десяти по жемчюжине. Подбиты киндяком. Поручи отласные жолтые, кресты плетенковые золотные, кайма кружевная шолковая. Подбиты крашениною. Поручи отласные красные, на них травы и кресты шитые золотом и сребром, каймы отласные зеленые, десять пугвиц глатких сребреных вызлащены. Поручи отласные белые, кресты и каймы бархотные отласные, пугвицы оловянные. Двои поручи ветхие изорбавные, у одних пугвицы медные. Поручи аксамитные по таусинной земле ветхи, восем (Л. 719) пуговиц сребреных.   Орарий изорбавной травчетой. Кресты и кайма тафтяные белые. Пугвица сребреная вызлащена. Орарий камчатой белой, кресты обьеринные, кайма дорогильная красная. Орарий киндяшной, кресты тафтяные белые. Подбит крашениною.   Пелена камчатая красная, крест мишурной, кайма дорогилная. Пелена обьеринная таусинная, крест и кайма тафтяные. Ветха. Пелена тафтяная зеленая, крест плетенковой золотный, кайма камчатая красная. Три пелены: одна отласная жолтая, другая кумачная, третья выбойчетая. Ветхи.   В олтаре же над горним местом образ Вознесения Господня. Над царскими дверми образ Снятия со креста. На южной стене образ пророка Моисея. На северной стране Илии Пророка, Похвалы Богородицы, по полям оклад сребренной; да образ святые Троицы; образ Николая Чюдотворца.

http://sedmitza.ru/lib/text/10264715/

На Руси традиция ставить кресты более всего была развита на Севере, на побережье Белого моря. Видимо, потому, что в Средние века это был форпост Православия, русские люди осваивали эти пространства в борьбе и с трудными природными условиями, и с языческой культурой автохтонных народов Севера. По выражению П. В. Боярского, происходила «война религиозных символов» — кресты воздвигались там, где ранее стояли идолы. Кроме того, если под Русью понимать именно мир русской православной культуры, а не РФ в ее нынешних границах, то нельзя не сказать об Украине. Там традиция устанавливать кресты, особенно придорожные, всегда была крайне популярна, и, кстати, местные жители проявляют к таким крестам большее уважение, чем многие наши соотечественники. С какой целью? Алексеевский крест Поставлен в 1380-е годы в Новгороде по повелению митрополита Алексия Московского. Историки предполагают, что крест этот одновременно является и поклонным, и памятным — поставлен в честь победы над татарами на Куликовом поле. Высечен из цельного белокаменного блока. Во время Великой Отечественной войны был похищен немцами, затем возвращен. Сейчас находится в Софийском соборе Великого Новгорода. Древние подвижники, когда приходили в пустынное место, ставили там деревянный крест — тем самым освящая эту пустыню, свидетельствуя о благодати Божией и изгоняя бесов. Это известно из множества житий русских святых. Однако кресты ставили не только святые подвижники, но и обычные люди из разных сословий — от царей до крепостных крестьян. Кресты воздвигались, например, для поклонения в тех местах, где не было храмов и часовен. У таких крестов собирались местные жители и молились Богу, такие кресты напоминали о Боге путникам. Ставились и охранные кресты — фактически такие кресты были зримым воплощением молитвы к Господу об избавлении от всякого зла. Поставлялись кресты и по личному обету — скажем, в благодарность за исцеление, за избавление от морового поветрия, за спасение от гибели. Поморы, кстати, ставили кресты и как знак духовной войны с язычеством северных народов — ненцев и сиртя (народа, который то ли был уничтожен ненцами, то ли ассимилирован ими k XVII веку).

http://foma.ru/poklonnyie-krestyi-v-ross...

О Крестном знамении Государь кратко напомнил в таких словах: «И крестное знамение творят не по существу: Отцы Духовные о сем не радят и не поучают». Только и сказано было слово в слово в Царском вопросе или предложении. Собор положил: «Как подобает Архиереом и Иереом рукою благословляти и прочим православным Христианом знаменоватися и покланятися. Так же священные Архиереи и Протопопы и Священники и Диаконы на себе воображали бы крестное знамение крестообразно и по чину и благословляли бы и Священники православных Христиан крестообразно, якоже предаша Святии Отцы, также бы и детей своих духовных и всех православных Христиан поучали и наказывали, чтоб себя ограждали Крестным знамением по чину и знаменалися крестообразно 126 ». О Кресте на церквах Государь изволил спросить: «О Кресте водружаемом на церквах и назнаменовати, како достоит лепо ему быти?» Тот же вопрос повторен и во вторых ответах таким образом: «И на церквах ставят Кресты по древнему закону, ныне убо водружен Крест животворящий, на Соборной церкви Пречистыя Богородицы честнаго и славнаго ея Успения на новопозлащенном версе, якоже есть в церквах воздвизальный Крест, имже благословляют, и о том рассудити и уложити на святом Соборе, которым образом впредь ставити Кресты на церквах достоит поразсудити». Собор постановил: «Якоже искони на святых церквах святые Кресты водружены и поставлены и до днесь, тако же да пребывают неподвижими, такоже и ныне убо водружен и поставлен святый Крест, благочестивым Царем Иоанном на Соборной церкви на новопозлащенном версе:, якоже есть воздвизальный Крест имже благословляют, и тако достоит на славу Богу и на умножение лет Благочестивому Царю Ивану, и на сохранение всего его Российского Царствия и таковая святые Кресты на церквах и впредь да поставляют, а что на многих церквах стоят святые Кресты, и на тех Крестех приделывают кузнецы на всех концех иные меньшие Кресты по два и по три вместе, и те меньшие Кресты бурею и сильным ветром почасту ломает, и впредь бы кузнецы делали Кресты по чину крестообразно по древним образцом, якоже уставиша и предаша святии Апостоли, и святии Отцы, а по концом бы наделовали крепости для по единому Кресту со всяцем утверждением, а от своего бы замышления ничтоже не претворяли, кроме церковного предания».

http://azbyka.ru/otechnik/Ignatij_Semeno...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010