Как же быть с Ветхим Заветом, как можно доказать, что события, описанные там - не выдумка? 25.11.2016 09:27:34 Протоиерей Олег Стеняев Слушать: http://radonezh.ru/radio/2016/11/06/21-00.html Прот. Олег Стеняев: - Радио «Радонеж» в прямом эфире, как обычно по воскресеньям у микрофона протоиерей Олег Стеняев. Прежде всего, хочу благодарить всех, кто поддерживал меня во время болезни. У меня были две операции под общим наркозом на левую стопу. Сейчас, слава Богу, я чувствую себя лучше, хотя какое-то время придется передвигаться на костылях. Нога заживает. Итак, мы возвращаемся к нашим передачам. Сегодня мы возобновили библейский лекторий на радио «Радонеж», который у нас проходит по воскресеньям с семи до восьми вечера. Теперь переходим к формату вопросы -  ответы. Раб Божий Олег спрашивает: - Мучает такой вопрос. В ответ на вопрошания о том, реальны ли явления и события, описанные в мифах, например, про лабиринт, кентавров, Змея Горыныча и прочее -  священники говорят, что это выдумки. Как же быть с Ветхим Заветом, как можно доказать, что события, описанные там -  не выдумка? По каким критериям можно это доказать?  Благодарю. - Я подготовил такой ответ -  высказывание святителя Иоанна Златоуста. Златоуст учит: чудеса предлагаются для неверных, а не для верующих. Неверный же при удобном случае с презрением отнесется к чудесам. Когда я учился в семинарии, у нас был в ходу такой семинарский анекдот: «Встречаются верующий и неверующий. Верующий говорит: есть чудеса. Неверующий  - нет чудес. Верующий: ну как же нет чудес, у нас дьякон полез на колокольню, поскользнулся, упал, остался жив. Разве это не чудо? Неверующий: нет, это случайность. Верующий: потом он опять полез на колокольню, поскользнулся, упал и остался жив. Это что? Неверующий:  это совпадение. Тогда верующий говорит: но сегодня он опять полез на колокольню, поскользнулся, упал и остался жив. А это что?! Неверующий: наверное, привычка». Т.е. люди относятся скептически, они могут всё отрицать. Так же Златоуст писал: когда душа находится в состоянии бесчувственности и развращения, одержима недугом зависти -  тогда она не убеждается никаким чудом.

http://radonezh.ru/text/kak-zhe-byt-s-ve...

М.В.Бахтин Скачать epub pdf Введение Православно-христианское Догматическое богословие есть наука, в систематическом порядке излагающая догматы христианской веры в том виде, как понимает и исповедует их Православная Восточная Церковь . Таким образом, предметом нашей науки являются догматы или догматические истины христианской религии. Догматы – это богооткровенные истины, содержащие в себе учение о Боге и Его отношении к миру и человеку, определяемые Церковью и преподаваемые ею как непререкаемые и обязательные для всех верующих правила веры. Существенными чертами догматов, отличавшими их от других истин христианской религии, являются: 1. теологичность; 2. Богооткровенность; 3. церковность; 4. общеобязательность; 5. неизменяемость. Теологичность догматов указывает на то, что содержанием догматических истин является учение о Боге в Самом Себе и в Его отношении к миру и человеку. Значит, догматы суть истины теоретические или умозрительные, относятся к области вероучительной, чем они и отличаются от других истин христианской религии, например, от нравственных истин, литургических, канонических и проч. Богооткровенность догматов указывает на их источник, или происхождение. Источником догматов является не человеческий разум, а разум Божественный. Догматические истины христианской веры – не измышления человека, как например, положения философские или научные истины, а открыты людям Самим Богом в Его сверхъестественном Откровении, этим догматы отличаются от всех других истин человеческого знания. Церковность догматов указывает на то, что только Вселенская Церковь придает христианским истинам веры догматический авторитет и значение. Хотя догматы и заключаются в Откровении, но взойти на степень неоспоримого и обязательного для всех верующих догмата известная истина веры может только при том условии, что Вселенская Церковь признает за нею значение догмата. Это не значит, что Церковь сама создает догматы. Она извлекает их из Откровения и, как столп и утверждение истины, в силу своей непогрешимости, сообщает догмату в сознании верующих твердость и ручательство его Божественного достоинства. Церковь формулирует догматы, то есть придает им определенную словесную форму, облекая мысль догмата в точные выражения. Нужно, поэтому, догмат отличать от богословского мнения; последнее может заключать в себе истину, согласную с Откровением, но если оно составляет результат мышления отдельных лиц, но не принято Вселенской Церковью , то не может быть догматом. Общеобязательность догматов указывает на то, что для верующих догматы является непререкаемыми и непреложными нормами веры. Это значит, что каждый принадлежащий к Церкви должен принимать догматы те, которые преподает ему Церковь , и понимать их должен так, как понимает их Церковь . Догматы – это законы нашей веры: мы не иначе должны веровать, как именно учит нас Церковь . § 1. Задача и метод науки

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/dog...

Рубрики Коллекции Система пользовательского поиска Упорядочить: Relevance Relevance «Как ты можешь считаться верующим человеком, ведя такой образ жизни? Зачем тебе это нужно?»  — что мне не удалось объяснить 6 мин., 21.03.2023 Я давно это подозревала, но пыталась отмахнуться и сделать вид, что меня это не касается. Но вот не удалось… Как-то однажды сидели мы с А., человеком из ближнего круга, попивали каберне, обсуждали Анджея Вайду и Пазолини, и вдруг она ни с того ни с сего ляпнула: «Слушай, ну как ты можешь считаться верующим человеком, ведя такой образ жизни? Зачем тебе это нужно?» На самом деле я давно ждала чего-то подобного. Ждала, что кто-нибудь, скорее из приверженцев атеистических взглядов, не удержится и спросит: «Как ты можешь пить коньяк, мазать губы блеском, рожать ребенка вне брака — и быть верующим человеком?» Но спросит не для того, чтобы уязвить меня лично, а чтобы в сбивчивых моих оправданиях найти подтверждение тому, в чем давно убежден: «Православная Церковь — скопище лжецов и лицемеров»... Впрочем, такие вопросы неудивительно слышать от своих сограждан, которые, как и я сама, выросли в стране, где десятилетиями насаждалось безбожие. Да что говорить об атеистах, стремящихся к посрамлению Православия, когда и мы сами, воцерковленные люди, частенько завышаем планку, предпочитая действительности пребывание в приятных иллюзиях. «Я стопроцентно доверяю своему участковому педиатру, она православная», — с восторгом повествует мне подруга, не желая признавать, что и православный врач может ошибиться в диагнозе. Да и сама я не раз попадалась в эту ловушку, считая всех встреченных в храме людьми без недостатков… Если же вернуться к моей беседе с А., то услышать упрек и подозрение в лицемерии было для меня несколько неожиданно. И потому, похлопав глазами, я напомнила подруге, что верю потому, что Бог существует независимо от моего плохого поведения и даже независимо от того, верю я в Него или нет. Впрочем, моя собеседница давно была в курсе доказательств бытия Бога — от Ансельма Кентенберийского до Иммануила Канта. И даже знакома с моими собственными аргументами, полученными из реальности, данной мне в ощущениях. «Окей, — сказала А., — допустим. Но доказательства бытия Бога не указывают на какую-то определенную конфессию... Вот человек убедился, что Бог есть, и после этого он выбирает себе ту религию, в которой ему более комфортно. Так зачем выбирать Православие, если в нем так много ограничений? Посмотри, ведь существует достаточно куда более либеральных культов». — «Ситуация, когда человек верит в Бога, но не знает, где Он, — апеллирую я к собственному опыту, — не ситуация выбора, а ситуация поиска. Ищешь не ту религию, в которой тебе будет комфортней, а ту, где обретаешь истину. Ту, в которой меньше противоречий».

http://foma.ru/popyitka-opravdaniya.html

Закрыть Православие на счетчике Сколько в России верующих 17.04.2024 11 Время на чтение 13 минут Фото: Даниила Михайлова Сколько в России православных и, главное, каковы они, что можно сказать об их духовных качествах? Недавно ВЦИОМ провел опрос, согласно которому большинство опрошенных жителей нашей страны называют себя православными ( ). Нынешней весной этот показатель составил 66%, что ниже данных 2017 г. на 9%, и всё равно Православие уверенно удерживает пальму первенства. В то же время ряд социологов отмечают низкую долю «истинно верующих». Идейные противники Церкви используют данное обстоятельство как аргумент для нападок на нее. Попробуем разобраться в данном вопросе. «Статистическая погрешность» Численность православных людей в России — корень пререкания в современной публицистике, популярная тема околорелигиозных и общественных дискуссий, удобное оружие антихристианской пропаганды. Как работает этот многолетний «механизм»? Время от времени различные структуры проводят социологические опросы об отношении россиян к религии, и выясняется, что православными в России себя считают 60–80% опрошенных. Затем подопытным людям подкладывают «уточняющие вопросы», например, о регулярном посещении храма, о степени воцерковленности, соблюдении постов, вере в догматы Церкви, исповеди и проч. Социологи внимательно фиксируют в процентном соотношении, сколько людей, называющих себя православными, верят в то или иное. Авторы опросов «режут» массу верующих на части: кто правильно верит, кто не очень, и в результате число «истинно православных» доходит до минимума. Вот, например, цитата из исследования Фонда общественного мнения 2014 года: «причащающиеся раз в месяц и чаще — всего 1,4%, ежедневно вычитывающие молитвенное правило — 0,7%, соблюдающие все посты — 0,4% от числа россиян» (цит. по: http://pravoslavie.ru/123130.html ). «В современном российском обществе религиозность имеет множество вариаций. Наряду с традиционной моделью, когда люди и верят в Бога, и ходят в церковь и говорят о важной роли религии в их жизни, есть те, кто говорит о важной роли религии, но не посещает церковь и не верит в Бога. А есть и те, кто отрицает роль религии, называет себя неверующим, но при этом периодически ходит в храм», — глубокомысленно рассуждают во ВЦИОМе ( ).

http://ruskline.ru/analitika/2024/04/17/...

Обыкновенное чудо Лонгина Сотника Я так и представляла себе эту картину, как к прогуливающемуся по райским садам святому мужу, прилетали один за одним ангелы, передающие просьбы верующих: «Молятся о мёде и удачном программном коде». А бедный Лонгин, хватаясь за голову, отвечал: «Братцы, да воин я, ничего не знаю ни про ульи, ни про компьютеры. Но раз просят – надо молиться…» 19 апреля, 2014 Я так и представляла себе эту картину, как к прогуливающемуся по райским садам святому мужу, прилетали один за одним ангелы, передающие просьбы верующих: «Молятся о мёде и удачном программном коде». А бедный Лонгин, хватаясь за голову, отвечал: «Братцы, да воин я, ничего не знаю ни про ульи, ни про компьютеры. Но раз просят – надо молиться…» Чудесная помощь по молитвам святым для многих православных — обыкновенное дело. О своем обыкновенном, но таком важном чуде святого Лонгина Сотника в Великую Субботу рассказывает Лидия Сиделева, главный редактор портала Матроны.ru. Мученик Лонгин Сотник – не самый известный для обывателей святой. Его имя не раз вводило в заблуждение верующих. Вот одни мои друзья-программисты, не сильно преуспевшие в церковнославянском языке, как-то поделились своей находкой, наткнувшись в центре Москвы на икону, как им показалось, святого «Логина», которого они решили почитать за покровителя всех технарей. Есть ещё история, как бедному святому Лонгину молились о благополучии пасек. Сотник – соты, что-то такое однокоренное и близкое повелителям пчёл. Я так и представляла себе эту картину, как к прогуливающемуся по райским садам святому мужу, прилетали один за одним ангелы, передающие просьбы верующих: «Молятся о мёде и удачном программном коде». А бедный Лонгин, хватаясь за голову, отвечал: «Братцы, да воин я, ничего не знаю ни про ульи, ни про компьютеры. Но раз просят – надо молиться…» Лонгин Сотник, как известно, был воином, охранял Голгофу во время самой страшной казни вселенной – Распятия Христа, а затем, по преданию, был у Гроба Господня. Именно ему мы с подругой и стали молиться перед сошествием Благодатного огня, находясь в граде Иерусалиме и мечтая в Великую субботу собственными глазами увидеть это чудо. Попасть в храм Гроба Господня накануне Пасхи нелегко. Надо пройти огонь, воду и медные трубы.

http://pravmir.ru/obyknovennoe-chudo-lon...

От времени констатации «Я верующий» до момента реального воцерковления — путь величиной в жизнь Для того, чтобы религия стала образом жизни людей, от времени констатации «Я верующий» до момента реального воцерковления — путь величиной в жизнь. И ничего здесь быстро произойти не может. Нужно терпеливо и кропотливо работать. 5 апреля, 2010 Для того, чтобы религия стала образом жизни людей, от времени констатации «Я верующий» до момента реального воцерковления — путь величиной в жизнь. И ничего здесь быстро произойти не может. Нужно терпеливо и кропотливо работать. 4 апреля 2010 года, в день праздника Светлого Христова Воскресения, Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл посетил детский дом-интернат для умственно отсталых детей 15 Департамента социальной защиты населения города Москвы. В завершение визита Святейший Патриарх Кирилл ответил на вопросы корреспондента телеканала «Россия 24» Ивана Семенова о социальном служении и других аспектах общественной деятельности Русской Православной Церкви. Стенограмма интервью подготовлена Пресс-службой Патриарха Московского и всея Руси . Передача вышла в эфир на телеканале РОССИЯ-24 . Скачать — Ваше Святейшество! Уже вторую Пасху на посту Предстоятеля Русской Православной Церкви Вы встречаете в социальном учреждении. В прошлый раз Вы были в доме для бездомных, сегодня Вы приехали в дом для детей-инвалидов. Вы хотите создать новую традицию в Русской Церкви? — Я как-то не думал о том, чтобы традиции создавать, но есть и внутренняя потребность в день Святого Воскресения посетить людей, которые страдают, и, кроме того, у меня очень хорошие сотрудники, которые занимаются социальной работой, — они мне помогают делать правильный выбор. Действительно, в прошлый раз я был среди бездомных, а сегодня посетил это замечательное учреждение. Если Бог даст сил, буду и в будущем это делать, но не хочу это никак формализовать. И если кто-то будет брать пример с того, что делает Патриарх, я буду счастлив, но тоже не буду никого к этому призывать, потому что здесь должно быть внутреннее движение и желание самого человека день Христова Воскресения разделить с теми, кто страждет.

http://pravmir.ru/ot-vremeni-konstatacii...

С приложением указания особенных церковных достопримечательностей Москвы 1. Понятие о церковной истории История – слово греческое и значит рассказ. Церковь тоже слово греческое н значит дом Божий 1 . Христианской Православной Церковью называется совокупность, или общество всех людей, которые православно, т. е. правильно, истинно веруют в Иисуса Христа, Спасителя мира. Общество истинно верующих в Иисуса Христа называется домом Божиим потому, что в этом обществе особенным образом живет Господь и управляет им, как хозяин управляет своим домом. Церковь называется христианскою потому, что люди, составляющие ее, веруют во Христа – Спасителя мира. Сами они от сей веры во Христа называются христианами. Церковь называется еще Православной потому, что христиане, составляющие ее, веруют во Христа правильно, т. е. так, как научил веровать Сам Иисус Христос и Его св. апостолы; так как есть христиане, которые веруют во Христа не совсем правильно, т. е. из учения Христова и апостольского нечто изменили они, иное прибавили, а иное убавили, отчего и называются неправославными. Рассказы об этой христианской Православной церкви, т. е. о том, как она началась, как по времени устраивалась и как за тем до настоящих времен продолжает свое существование, и составляют так называемую историю Православной христианской Церкви. Сошествие Святого Духа на апостолов и начало Христианской Церкви Иисус Христос, живя на земле, из своих верующих уже образовал христианскую церковь . И вот, когда Он после своего вознесения на небо, послал Духа Святаго на апостолов и прочих верующих, то этим уже утвердил и освятил ее, и с сего времени она начала более и более распространяться по земле. Иисус Христос обещал апостолам по вознесении своем на небо послать Духа Святаго на них, чтобы он научал их истине, укреплял в добре и помогал в деле распространения христианской веры на земле. И в 10-й день после Вознесения, и в 50-й после Воскресения Своего действительно послал Его на апостолов и других верующих. Был у евреев праздник Пятидесятницы.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Buharev/r...

Философия начинается с вопросов Платон и Аристотель на фреске " Афинская школа " Рафаэля Философия начинается с вопросов, то бишь с удивления. Нужно ли, можно ли удивляться и задавать вопросы верующему человеку? Иначе говоря, можно ли верующему человеку быть «чуть-чуть» философом? Это важный вопрос, поскольку многим верующим людям кажется, что мыслить можно только в рамках катехизиса. Но и сам катехизис есть диалог. Там есть вопросы и ответы. «Что есть Церковь?» – «То-то и то-то». «Каково учение Евангелия о будущей жизни?» – «Таково и таково». «Можно ли мыслить об этом вот так-то?» – «Нельзя, потому что сказано то-то». Катехизис дает некую сумму готовых ответов, но предполагает вопросы. Значит, верующему человеку можно их (вопросы, то есть) задавать и можно, следовательно, быть чуть-чуть философом. Ужасен человек, которому все ясно. Человек, которому все ясно, это не Платон, и не Василий Великий, и не Филарет (Дроздов). Это, скорее всего, какой-то зощенковский персонаж на манер того товарища, который в ответ на вопрос барышни: «Что это соловей так нынче сладко поет?» – ответил без сомнений: «Жрать хочет, оттого и поет». Можно было бы порадоваться, что человеку все ясно и на любой вопрос ответа долго ждать не надо. Но радоваться почему-то не хочется. Вопрос о возможности философии в христианстве формулируется так: «В христианстве можно только молиться или можно молиться и думать?» Конечно, можно думать и молиться, молиться и думать, просто думать и просто молиться. И когда человек будет думать, он будет постоянно задавать вопросы. Себе, Богу и окружающему миру. Почему все так, а не иначе? Если на все воля Божия, то я ни при чем или все же от меня чего-то ждут и за что-то спросят? О, как много этих вопросов, и как рвутся они из самих глубин человека! Иногда они, эти вопросы, заставляют молиться, иногда мешают. Но сделать вид, что их нет или что они не нужны, что это блажь и чушь, вряд ли удастся. Философия есть поиск Бога. По Клименту Александрийскому, она есть для язычников то же, что для евреев – Закон. Закон же для евреев, напомним Павлово слово, есть «пестун», то есть детоводитель ко Христу. Детоводителем называли раба, который водил детей своего господина к учителям. Евреев ко Христу должен был привести Закон, а язычников – размышление.

http://pravoslavie.ru/53778.html

Разделы портала «Азбука веры» Александр Ткаченко " decoding="" title="" Опять зачиталась, а хотела всего лишь навсего еще раз пролистать знакомые уже книги Александра Ткаченко перед тем, как записывать беседу с ним для нашего журнала. Ну что такого особенного в его книгах и иных публикациях? Что в них есть такого, чего нельзя прочитать у святых отцов, у других известнейших церковных авторов? Ничего такого там нет. И слава Богу, что нет. Александр Ткаченко не учит, не катехизирует, не миссионерствует. Он поступает чисто по-журналистски: ищет ответы на вопросы, которые возникают у него самого. И находит, и это каждый раз открытие, которым просто нельзя не поделиться. Прийти к Православию ему в свое время помогли друзья; и теперь он сам становится другом для многих, ищущих дорогу в храм. Не наставником, не просветителем, а именно другом, которого так подчас не хватает на этом пути. Александр, насколько я знаю, в Церкви Вы не с детства, не с рождения. Как для Вас это началось? Мне очень хотелось стать верующим. В определенный момент, с 20 примерно лет, я почувствовал: мне просто необходимо что-то такое, чего у меня сейчас нет, но есть у верующих людей. У них было что-то серьезное, какая-то большая правда, которая мне тогда была недоступна. А мне хотелось, чтобы она стала доступна и мне тоже. Это был как раз конец 80х: в газетах, журналах стали появляться публикации о Церкви, по телевизору уже можно было увидеть священников . И мама моя, которой было уже за 50, крестилась , стала ездить в Киево-Печерскую Лавру , привозила оттуда литературу тогда ведь православной литературы очень мало было. Я учился в Калужском культпросветучилище и жил в общежитии. И вот, сосед по комнате, мой близкий друг, стал верующим. Это был очень значимый для меня человек, я считался с его мнением, уважал его. То, что для него было дорого, было дорого и для меня. И, конечно, я уважал его веру, хотя и не понимал, что это такое. Когда он молился по вечерам, поставив перед собой икону, я выходил из комнаты, тихонько прикрывая за собой дверь, чтобы ему не мешать. Я чувствовал свою обделенность, ущербность, я понимал: у друга есть то самое, то, чего нет у меня. Но как мне это найти, что нужно напрячь для того, чтобы стать верующим ? Ответа не было. Не было и сознательного поиска. Таким образом, два самых близких моих человека пришли тогда к вере. Хотя вообще-то их было больше: еще об одном друге я вдруг узнал, что он поет на клиросе … Я увидел, что близкие мне люди стали верующими. Для меня это был такой факт, с которым я должен был как-то согласовать свою дальнейшую жизнь. То есть я должен был сформулировать свое к нему отношение: либо отвергнуть, уничижить, высмеять, либо, напротив, отнестись с уважением. И если говорить о моих тогдашних шагах в сторону веры единственный шаг состоял именно в том, что я к вере ближних своих отнесся с уважением. А потом, через это уважение к чужой вере, потихонечку Господь стал что-то открывать уже и для меня.

http://azbyka.ru/way/aleksandr-tkachenko...

«Церковные каникулы»: польза или вред? «Летние каникулы», на которые уходят очень многие верующие люди. На мой взгляд, явление это совершенно абсурдное. 15 июня, 2015 «Летние каникулы», на которые уходят очень многие верующие люди. На мой взгляд, явление это совершенно абсурдное. Летом, после Троицы, храмы обычно пустеют. Нередко можно видеть грустную картину: священник выходит на солею с Чашей, а на Литургии не оказывается ни одного причастника. Почему так происходит? Что случается с нами — еще вчера горевшими искренним стремлением быть с Богом каждое воскресенье, а теперь легко обходящимися без регулярных богослужений, исповеди, Причастия? Можно ли устать от Церкви? И к чему приводит летнее расслабление? Об этом мы беседуем с настоятелем Петропавловского храма игуменом Нектарием (Морозовым). — Отец Нектарий, безлюдный храм летом — это же ситуация, характерная для всех приходов? Что происходит? Куда пропадают прихожане? — То, о чем мы говорим,— это некие «летние каникулы», на которые уходят очень многие верующие люди. На мой взгляд, явление это совершенно абсурдное. Есть ситуации, когда человек куда-то уезжает и не может некоторое время бывать в своем храме, и о них стоит говорить отдельно. Но когда человек уходит на какое-то время из Церкви просто потому, что он решил отдохнуть от церковной жизни, это ненормально. И без пагубных последствий такое «пропадание» не обходится. Дело в том, что в любой области деятельности крайне важным является постоянство. Занимается человек спортом — никакого толку не будет от рывков: сначала прилагать какие-то усилия, а потом бросать спорт на полгода — эффект будет нулевой, а может быть, даже отрицательный. Приступает человек к овладению каким-то искусством — тоже необходимо постоянство. Иначе получается, что человек один раз начал, потом бросил, начал с нуля, затем второй такой же цикл, третий… А потом у него формируется убеждение, что овладеть этим искусством нереально,— тогда как на самом деле все возможно, просто требуется прилагать регулярные усилия. При этом очень важно, чтобы человек соблюдал некую постоянную меру в том, что он делает. Почему мы говорим о том, что необходимо молитвенное правило? Потому что это некий минимум, требующийся человеческой душе для того, чтобы хоть в какой-то мере поддерживать общение с Богом. Кто-то чувствует в свое время, что ему нужно больше, кто-то чувствует, что ему и это не по силам, но должна быть постоянная посильная составляющая.

http://pravmir.ru/tserkovnyie-kanikulyi-...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010