Тот факт, что сегодня в храмах нашей Церкви множество народа, свидетельствует еще об одной потребности людей — не только возложить на себя узы поста, которые являются узами спасительными, благими и легкими, но также изменить свою жизнь к лучшему. А последнее и является целью поста. Мы постимся не для того, чтобы перейти на некую диету, как некоторые считают, не для того, чтобы похудеть, не для того, чтобы наш организм лучше работал, — хотя все это действительно является следствием физического поста. В первую очередь мы постимся для того, чтобы изменились наши чувства, потому что духовная природа человека связана с физической и состояние тела влияет на состояние духа. Результатом же поста должна быть глубокая перемена в наших мыслях, в нашем отношении к окружающему миру, в нашем мировоззрении, в нашем восприятии ценностей, в определении того, что есть важное и непреходящее для человека, а что второстепенное, на что не стоит тратить свою жизнь. Пост — это время молитвы и беспристрастного суда над самим собой через размышление и покаяние. Мы начинаем поприще Великого поста с Прощеного воскресенья. Церковь призывает простить друг друга, особенно же простить наших обидчиков, тех, к кому мы плохо относимся, кто причинил нам скорбь, кто явил некую несправедливость в отношении нас, попросить прощения у тех, чье имя мы не всегда хотим произносить. Для чего же это надо? Об этом замечательно сказал святой преподобный Ефрем Сирин: «Если ты, человек, не прощаешь всякого, кто согрешил против тебя, не утруждай себя постом и молитвой, ибо не услышит тебя Бог». Пост и молитва, если они не связаны с покаянным состоянием духа, если они не сопровождаются прощением тех, с кем мы во вражде или конфликте, не достигают престола Божия. И потому то, что происходит в Прощеное воскресенье вечером, не является лишь обычаем. Да и кто захотел бы следовать этому обычаю, заставляя себя сделать то, что сделать очень непросто! Но ведь каждый душой понимает, сердцем чувствует, что нужно сделать этот шаг, нужно испросить прощения у ближнего — для того чтобы ушла тяжесть сердца, для того чтобы взор стал светлым, для того чтобы очистилась атмосфера межличностных отношений.

http://pravoslavie.ru/68917.html

" Бороться с этим можно. Для этого необходимо развивать духовное образование на всех уровнях церковной жизни. И в первую очередь необходимо создать сеть миссионерских монашеских семинарий, в которых все монахи должны получить систематическое богословское образование. Такая практика принята, например, в Румынской Церкви " , - рассказал отец Андрей. Со своей стороны, архимандрит Сергий (Булатников) отметил, что «монастыри никогда и не были университетами». «Настоятели монастырей, конечно, должны иметь богословское образование, чтобы воспитывать простых монахов. Ведь большинство из тех, кто уходит в монастырь, - это простые, верующие и, как правило, хорошие люди. Правда, важно то, под какое руководство они попадают, придя в монастырь. Нельзя забывать, что лучший богослов – тот, кто хорошо молится. Миссионерские монашеские семинарии приведут к обмирщению монастырей. А зачем монахиням заканчивать семинарию? Неужели они собираются стать священниками? Они и так в монастыре могут получить необходимые знания. Почти в каждом монастыре есть библиотека, настоятель или настоятельница следят за тем, что читают обитатели монастыря, наставляют, какие книги им нужно читать. Таким образом, монахи получают самообразование», - подчеркнул настоятель Казанской Богородицкой Площанской мужской пустыни. «В монастырь уходят не для того, чтобы получить богословское образование, а для того, чтобы молиться, вот этому, конечно, надо научиться. Идея создания сети миссионерских монашеских семинарий кажется мне неприемлемой. Если архиерей благословит послать кого-нибудь из монахов, которые способны к учению, в общую семинарию, то так и следует поступить. Обучение для такого монаха будет послушанием. Но большинство приходящих в монастырь – это простые люди, которые и не рвутся в семинарию за получением богословского образования, потому что они пришли в монастырь молиться, их тоже надо окормлять. Окормление таких монахов - это уже внутреннее дело монастыря. Поголовное получение всеми монахами богословского образования не решит проблемы монастырской жизни. Кстати, в Царской России монастыри в основном наполняло крестьянство, неученые простые люди, но они были молитвенниками. Напротив, настоятели монастырей обычно имели богословское образование для того, чтобы они могли научить монахов началам Православной веры. Настоятели для того и поставлены во главе монастыря, чтобы духовно руководить монахами, следить за внутренним климатом в монастыре, пресекать ереси и суеверия. Простые же монахи не для того от мира ушли, чтобы мотаться по семинариям. В монастырь уходят для того чтобы другим служить своей молитвой. Ведь главное делание монаха – это молитва», - подчеркнул отец Сергий.

http://ruskline.ru/news_rl/2009/10/22/ar...

Главное — не то, что у нас в руках, когда мы выходим из храма, а то, что у нас в душе и сердце. Работа над своей душой и над своим сердцем — это тоже непростая вещь. Без помощи Божией успеха не будет, если мы будем пытаться делать это только своими силами. А то выходит, что Христос нам нужен не для того, чтобы в нас что-то изменилось, не для того, чтобы душа и сердце наши стали другими, не для того, чтобы быть источником жизни и счастья, и не для того, чтобы мы вошли в жизнь вечную. Пусть эти ветви, с которыми каждый из нас сегодня придёт домой, напоминают нам о Том, Кого мы встречаем с этими ветвями в руках, как Победителя смерти, как Источник жизни, как Того, Кто нас любит даже тогда, когда мы про Него забываем или живём так, как будто бы Его нет. Нам бывает тяжело любить, когда мы любим, а в ответ нас не замечают. Родители на детей жалуются, что те их не замечают, родные люди жалуются друг на друга, муж на жену и жена на мужа. А Господь нас всё время так любит. Он заранее знает, что большая часть из нас будет Ему неблагодарна. Но всё равно Свою любовь не отнимает даже у тех, кто Ему неблагодарен, потому что Он Бог, потому что Он и есть настоящая Любовь, которая не кончается ни в этой жизни, ни в жизни вечной. Я всех вас поздравляю с Вербным Воскресеньем, великим праздником, который предшествует самому главному периоду в церковном календаре и в жизни Церкви — Страстной неделе и празднику Пасхи. Надеюсь, что у кого-то из вас появится желание и возможность не только сегодня, но и в четверг, пятницу и субботу быть в храме на богослужениях Страстной седмицы. Пусть это благое намерение не останется только намерением, и вы придёте в храм, как сегодня, для того, чтобы быть со Христом. Когда-то Господь, идя в Иерусалим на праздник Пасхи, говорил Своим ученикам: «Вот, Я иду в Иерусалим». А что будет в Иерусалиме? Он будет предан, Его схватят, подвергнут пыткам и унижениям, издевательствам, а потом убьют, но Он в третий день воскреснет. Господь говорил это ученикам, чтобы они не отчаялись, не испугались, не убежали. А что они в этот момент слышали? Они не слышали ничего о страданиях, об ужасе крестной смерти, о том, что Он идёт в Иерусалим не для радости, а для того, чтобы претерпеть скорбь. Они слышали только конец — что Он воскреснет и будет Царём, и этому Царству не будет конца. И они сразу обращаются к Нему с одной-единственной просьбой: «Когда ты Царём станешь, сделай так, чтобы один из нас с правой стороны от тебя был, а другой — с левой».

http://pravmir.ru/arhiepiskop-gorlovskiy...

Святой Пророк, Предтеча и Креститель Господень Иоанн был последним из пророков и первым из мучеников. Он стоит на пороге Нового Завета, возвещая людям о том, что «идет за мною Сильнейший меня, у Которого я недостоин, наклонившись, развязать ремень обуви Его; я крестил вас водою, а Он будет крестить вас Духом Святым» (Мк. 1. 7-8). Иоанн Предтеча указывает на грядущего Спасителя и говорит: «Вот Агнец Божий, Который берет на Себя грех мира» (Ин. 1. 29). Он первым распознает в Иисусе Христе не простого человека, не просто пророка, а Того, Кого Бог обещал израильскому народу – Мессию Христа, Спасителя мира, Который на Себя берет грех всего мира. Того, Кто пришел для того, чтобы искупить человеческий род от греха и смерти. Святой Иоанн Предтеча, как бы предшествуя Господу Иисусу Христу не только здесь, на земле, но и в вечности, умирает раньше Него для того, чтобы уготовать Ему путь не только здесь, но и там. Как верует Церковь, после того, как Иоанн был убит беззаконным четвертовластником Иродом (о чем мы сегодня слышали в чтении из Евангелия от Марка), его душа сошла в адские бездны, дабы и там уготовать путь Спасителю, прямыми сделать стези Ему, чтобы и там возвестить о том, что грядет Агнец Божий, Который берет на Себя грех мира. И когда Господь Иисус Христос умер на Кресте, тогда, как мы веруем, Его душа сошла во ад не для того, чтобы там остаться, но для того, чтобы и адские бездны наполнились Божественным присутствием, для того, чтобы открыть путь к воскресению из мертвых и к вечной жизни всем тем, которые ожидали Спасителя в этих темных адских безднах. И, конечно, вместе с ними был выведен оттуда и святой Пророк, Предтеча и Креститель Господень Иоанн, которого мы сегодня почитаем и прославляем как пророка, который указал и продолжает указывать людям путь ко Христу Спасителю». Обращаясь к представителям профессорско-преподавательской корпорации ОЦАД и учащимся, ректор этого учебного заведения отметил: «Мы совершаем престольный праздник, одновременно отмечая начало учебного года в Общецерковной аспирантуре и докторантуре. Нынешний год начинается в непростых условиях, потому что, к сожалению, продолжается пандемия коронавируса. Нет возможности в полной мере обеспечить очное обучение для всех студентов, но, по крайней мере, после целого года, когда мы занимались заочно, сегодня мы имеем возможность видеть друг друга в лицо, пусть и в масках. Мы имеем возможность начать учебный год в очном режиме с надеждой на то, что при строгом соблюдении и преподавателями, и начальствующими, и учащимися необходимых противоэпидемических мер, сумеем избежать заражений, распространения коронавируса и сможем продолжить обучение в нормальных условиях.

http://mospat.ru/ru/news/88004/

Чтобы совершилось Боговоплощение, нужна Дева, Которая скажет: «Се, раба Господня; да будет Мне по слову Твоему» (Лк. 1: 38). Иоанн Предтеча необходим для того, чтобы приготовлен был путь Господу, чтобы Иисус Христос крестился в Иордане, приняв на себя грехи людей и устроив крещальную купель для всех последующих поколений. Апостолы нужны для того, чтобы Благая Весть обошла вселенную… Священное Писание – это не только хроника Божиих деяний, это история людей, это тысячи личностей, каждая из которых делает выбор – спасительный или пагубный, исповеднический или отступнический. Катастрофы, начиная с первой, с Адамова падения, – они-то уж точно происходят по человеческим причинам, и Бог не предотвращает их, связывая волю человека, нет, Он оставляет Свое творение свободным и ответственным за последствия. Если бы от человека ничего не зависело, если бы человек был песчинкой и ничтожеством, это было бы не христианство Если бы от человека ничего не зависело, если бы человек был песчинкой и ничтожеством, это было бы не христианство. Христианство есть диалог Бога с человеком, завет с ним, союз. Бог, Которого знают христиане, уважает того, кого создал по Своему образу и подобию. Вот что я потихоньку осознала, начав с вопроса о спасении Младенца Иисуса от Ирода. Но оказалось, это еще не все. Книга, именуемая Новый Завет, заканчивается, но история Церкви продолжается. Для того чтобы Церковь устояла – и не только устояла, но еще и разрасталась! – в годы жестоких гонений, нужны были те, чья вера и любовь ко Христу сильнее страха: свидетели, мученики. Для того чтобы Церковь не отравили и не разрушили бесконечные ереси, требовались христиане высочайшего духа, просвещенного ума и подлинной внутренней свободы, готовые защищать Истину до конца, невзирая на лица и не страшась никаких угроз. А для того чтобы она, Церковь, стояла во веки веков, чтобы врата адовы не одолели ее ни в одной стране и ни в какую эпоху, чтобы Сын Человеческий, придя во второй раз, нашел на земле веру (см. Лк. 18: 8), необходимы… опять святые?.. Конечно. Но не только они. Нужны – мы, несовершенные, грешные, кривые-косые, однако же сознательно избравшие Христа. Каждый из нас нужен Ему, на каждого из нас Он рассчитывает, пока не закончилась земная история.

http://pravoslavie.ru/143986.html

Кому неизвестно, что наша земная жизнь, собственно говоря, не есть жизнь, а одно лишь приготовительное странствование по юдоли мира, – житие же наше на небесех, есть ( Филип. 3:20 ), как учит св. Павел? Кому не известно, что премудрый Творец мира, украсив нас образом своим, сокрыл цели бытия нашего не на земле и во времени, а на небе в блаженной вечности? А если так, то кто не поймет, что когда Зиждитель всяческих благословляет нас жизнью, и прилагает дни ко дням и щедроты к щедротам, то конечно, благословляет не для того, чтобы даровать нам одно земное долгоденствие и благоденствие, а для того чтобы, с продолжением нашей жизни, всем нам дать время исправиться, сделаться добродетельнее и достойнее неба и вечности, – для того, чтобы через постепенное возрастание во всякой премудрости и благодати и разуме духовнем ( 2Петр. 3:18 ; Кол. 1:8 ), все мы успели совлечься тела греховного плоти ( Кол. 1:11 ), и наследовать царствие Божие (Кор. 15:50) не по душе только богоискупленной, но и по телу, прославленному и нетленному; – для того, чтобы, оживляя и возвышая в себе образ Божий делами Евангельского милосердия и всякой правды, все мы достигли полноты возраста Христова и совершенства богоподобного ( Матф. 5:58 ), – для того, чтобы, непрерывно очищая и освящая все силы духа, души и тела молитвами и таинствами, все мы невидимо, но неразрывно, еще здесь соединились с нашим Спасителем, как источником бессмертия и блаженства; словом, для того, чтобы закоснелый грешник пришел в разум истины и оставил грехи свои, взыскал Господа всем сердцем, покаялся и получил бы благодать прощения и помилования, а праведный и святый еще более творил бы правду и святился ( Апок. 22:11 ). Таким образом, долготерпение Божие благословляет всех нас новыми временами и новыми дарами своей благостыни для того, чтобы все мы, ближние и дальние, работавшие Господу с первого часа, и пришедшие к Нему в час предпоследний, совокупились в одно словесное стадо о едином Пастыре, и составили одну славную и святую Церковь , под единой главой – Господом и Спасителем Церкви.

http://azbyka.ru/otechnik/Sofoniya_Sokol...

Для чего все это? Для чего такое умаление присносущной славы и величия Божия? Не для того ли, чтобы нас человеков, уничижившихся до безобразия бессловесных, освободить от тлетворного рабства страстей, одуховит и возвысить до приобщения божеского естества. Христос Спаситель наш, претерпев преднаписаные ему страдания и смерть ( Лук. 24:26 ), воскресает от гроба; но для того ли только, чтобы Ему, яко Богу, явит силу и славу владычества Своего над смертью и животом, или же и для того, и не тем ли паче для того, чтобы Ему же, яко первенцу из мертвых ( Колос. 1:18 ; Апок. 1:5 ), совоскресить духовно все обумершее грехом человечество, избавить его от вечной смерти и облечь славой бессмертия и блаженства? Таковы, братия, благодеяния, коими Отец щедрот ознаменовал и освятил со своей стороны празднуемые дни. Более сего само всемогущество Божие ничего не может для нас сделать. А если так, то и знаменательнее, и святее этих дней, дней воплощения Сына Божия, Его смерти и воскресения – не было и не будет во всех днях стояния мира. Святая церковь , как истолковательница воли Божией и хранительница даров освящения, и сама знаменует дни сии и освящает их службами, исполненными особенной торжественности и велелепия, и это делает она для того, чтобы нас более утвердить в духе святыни. Иначе для чего она в сии дни с такой радостью и любовью, с таким убеждением, и как бы настоянием, созывает под кров свой всех верных чад своих? Не для того ли, чтобы всем нам одними устами и одним сердцем славить вместе с ней, воспевать и благодарить Господа Спасителя нашего? Смотрите: вот и престол Божий, который силы небесные невидимо окружают, и с которого воскресший Господь приемлет наши славословия и благодарения, в сии дни всегда и для всех открыт и видим. Для чего это? Не для того ли, между прочим, чтобы нам тем с большей ревностью и чистотой являться как бы перед само лицо Божие, и тем с большим благоговением внимать совершаемым здесь тайнам? Для чего, созывая под кров свой и вечер, и утро, и полудне, св.

http://azbyka.ru/otechnik/Sofoniya_Sokol...

Иногда эти сигналы такие слабые, что заглушаются многими обстоятельствами нашей жизни. Каждый знает, что даже в храме мы не можем надолго оставаться в молитвенном напряжении, потому что не хватает сил, а ум уходит в сторону, далеко за пределы храма. Перед мысленным взором возникают образы из нашей жизни, наша память воскрешает проблемы, которые перед нами стоят, и мы нередко уходим мыслью далеко от Бога. Но в какой-то момент Господь дает нам силы сосредоточиться, сконцентрироваться, и когда мы просим Его, Он слышит и этот слабый сигнал. Поэтому нет ничего удивительного, что на этом месте процвела Церковь, наполненная силой благодати Святого Духа, — потому что молились сестры и, может быть, многие другие, и так оно и произошло. Я хотел бы выразить особую благодарность отцу Петру, который положил много сил для того, чтобы здесь было создано вначале Патриаршее подворье, чтобы собрались сестры, чтобы началась работа по воссозданию монастырской жизни. Думаю, что сегодня праздник и для отца Петра с братией, и для матушки Антонии с сестрами. Ну, а день сегодня особенный: исполняется 750 лет со дня блаженной кончины святого благоверного князя Александра Невского, которому посвящен главный храм нашего Свято-Троицкого Александро-Невского женского ставропигиального монастыря в Акатово, в Клинском районе. Замечательная юбилейная дата — сожалеть только приходится, что в масштабах страны и государства она не празднуется. А почему так происходит? А потому что утеряна историческая память. Многого не помним, не знаем, хотя, конечно, большинство людей знают Александра Невского и, более того, почитают его подвиг — великий ратный подвиг, великий дипломатический подвиг, но самое главное, подвиг его жизни, потому что и военные, и дипломатические задачи ему нужно было решать через самоуничижение. Надо было идти к хану получать ярлык, получать поддержку, для того чтобы остановить агрессию с Запада. Надо было заручаться поддержкой новгородцев, которые вначале критически относились к князю Александру, для того чтобы иметь возможность противостоять силе, которая шла с Запада. И во всем — смирение и самоуничижение. Для того чтобы остановить еще более страшную, чем с Запада, агрессию с Востока, нужно было доказать хану, что он ему не враг. И когда хан посылает в Новгород сборщиков податей и новгородцы их убивают, Александр понимает, что страна Русская на грани гибели, потому что нет сил остановить новое нашествие Орды и нужно сделать все для того, чтобы этого нашествия не было. И он наказывает жестоко тех, кто убил сборщиков податей. Кто он в глазах новгородцев? Жалкий предатель. Наверное, многие говорили: «Ради своей выгоды, чтобы удержаться на княжеском престоле, он предает Родину, предает свой народ». Тяжелейшие испытания выпали на долю святого Александра Невского!

http://patriarchia.ru/db/text/3421490.ht...

Многие из тех, кто жил здесь в Комсомольске-на-Амуре, умом всё это понимали, а кто-то и сердцем чувствовал, и потому даже тогда, когда на тысячи километров отсюда не было ни одного храма, люди летали в Иркутск, чтобы помолиться. Некоторые посещали храм один, два или три раза за всю свою жизнь, но были людьми православными. Еще в то время, когда публичная религиозность отнюдь не поощрялась, здесь возникла сильная, мотивированная православная община, которая стала добиваться открытия прихода. И я помню, с какой радостью мы стали свидетелями того, как в далеком комсомольском городе появилась первая православная община. Ну, а теперь мы с вами молимся рядом с прославленным заводом, где сконцентрирована блестящая научная и инженерная мысль, в величественном храме, который построен при участии завода. Более того, в Комсомольске образована епархия, для этого места избран и сюда назначен свой архиерей. Это означает, что земля Комсомольска стала землей православной, что здесь утверждена Церковь Христова. И я приехал, в первую очередь, для того, чтобы всех вас за это поблагодарить. Если бы не было веры ваших отцов, ваших дедов, если бы в ваших сердцах не было веры, то и Патриарх никогда бы не приехал на этот берег Амура. Помогай вам Бог, мои дорогие. Жизнь здесь непростая: край действительно суровый, но вместе с тем благодатный. Комсомольск-на-Амуре — это замечательный центр, и научный, и производственный, и от того, как работает Комсомольск-на-Амуре, во многом зависит безопасность нашего Отечества, а это сегодня очень большая и ответственная задача. Я хотел бы пожелать всем вам хранить веру в сердце, возрастать в этой вере, обращаться к Богу со своими молитвами кто как может. С Богом можно разговаривать так же, как с человеком. Он понимает любой язык, Он понимает движения души, Он знает все. И для того чтобы Божественная сила, Божественная благодать прикасалась к нам, чтобы она входила в нашу жизнь, чтобы она умножала наши физические, умственные, нравственные возможности, духовные силы, мы должны просить об этом Бога. И Господь отвечает; а если бы не отвечал, никто бы к Нему и не обращался. Это обычная житейская мудрость не просить того, кто тебе отказал. Может быть, раза два или три, но на четвертый к тому, кто нам отказал, мы уже не обращаемся. А к Богу мы обращаемся тысячелетиями, потому что Он нам отвечает.

http://pravmir.ru/patriarh-kirill-dlya-t...

Почему страдают святые? Св. Иоанн Златоуст приводит в своей беседе с народом восемь, и даже десять, причин, почему это происходит. «Я могу указать вашей любви восемь причин всякого рода и вида бед­ствий святых. Поэтому все усиленно напрягите ваше внимание, зная, что нам не будет уже никакого извинения и оправдания, если мы будем соблазняться приключающимися бедствиями, если, при существовании стольких причин, станем смущаться и тревожиться, как будто бы их не было ни одной». Указанные Златоустом причины бедствий святых изложим кратко, не приводя пространный текст его проповеди. Первая причина: Бог попускает святым терпеть беды, чтобы они вследс­твие величия своих заслуг и чудес не впали в гордость. Вторая причина: Для того, чтобы другие не думали о святых более, чем свойственно их человеческой природе; чтобы не думали, что они боги. Третия причина: Чтобы сила Божия являлась могущественной через лю­дей слабых. Четвертая причина: Чтобы яснее обнаружилось терпение святых, что служат они Богу не ради награды, а ради чистой любви к Нему. Пятая причина: чтобы мы думали о воскресении и загробной жизни. Если люди не оставляют без вознаграждения трудящихся, то тем более Бог воз­даст в будущей жизни святым, которые здесь без конца терпели бедствия и так и ушли из этого мира, не вкусив справедливости. Шестая причина: Для того и страдают праведники, чтобы, глядя на это, имели утешение и все, подвергающиеся несчастьям. Седьмая причина: Для того подвергаются унижениям святые, чтобы мы на призыв подражать им не говорили, что это невозможно, ввиду чрезмерной высоты их заслуг. Восьмая причина: Для того страдают святые, чтобы мы знали, что ублажать надо тех, кто ради Царствия Божия претерпевает скорби, а не тех, кто обогаща­ется имуществом (друзья Многострадального Иова этого не понимали). Девятая причина: Скорби делают искушаемых ими лучше. Десятая причина: Чтобы не претерпеть бедствия в той жизни, надо от по­роков очиститься в этой, а этому содействуют скорби. Одиннадцатая причина (добавлена Златоустом еще к десятой): Чтобы умножить венцы и награды в Царствии Божием, возрастают и умножаются здесь скорби и воздаяния.

http://azbyka.ru/otechnik/Gennadij_Fast/...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010