Патриаршее обращение к участникам торжественного открытия выставки «Православная энциклопедия» в Государственной Думе РФ 1 ноября 2006 г. 14:52 1 ноября в Государственной Думе Федерального Собрания Российской Федерации состоялось торжественное открытие выставки-презентации ЦНЦ «Православная энциклопедия» . В открытии выставки приняли участие спикер Госдумы председатель Общественного совета по изданию «Православной энциклопедии» Б.В. Грызлов , управляющий делами Московской Патриархии митрополит Калужский и Боровский Климент , депутаты Государственной думы — члены Общественного Совета по изданию «Православной энциклопедии». Многоуважаемый Борис Вячеславович! Уважаемые участники и гости выставки! Сердечно приветствую вас в этот знаменательный для научной и общественной жизни России и Русской Православной Церкви день. «Православная энциклопедия» — фундаментальный научный труд, создаваемый силами многих сотен ученых. Идея «Православная энциклопедия» стала воплощаться в жизнь в год празднования 2000-летия со дня Рождества Господа Иисуса Христа, когда был выпущен в свет первый особый том «Православной энциклопедии», посвященный истории и современной деятельности Русской Православной Церкви. С тех пор издано двенадцать алфавитных томов. В создании статей, в научном рецензировании наряду с церковными учеными принимают участие российские специалисты из академии наук, московского и петербургского университетов, из региональных центров отечественной науки. При поддержке российского государства энциклопедия поступает не только в церковные учебные учреждения, не только в библиотеки епархиальных центров и монастырей, но и целевым образом при поддержке государства доставляется во все публичные библиотеки России, в библиотеки большинства высших учебных заведений, а также в школьные библиотеки Москвы и Подмосковья. В 2001 году Министерство образования Российской Федерации утвердило за «Православной энциклопедией» статус учебного пособия по теологии, истории и искусствоведению. Укреплению общественного значения нашего проекта активно содействует Общественный Совет по изданию «Православной энциклопедии», возглавляемый Председателем Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации Борисом Вячеславовичем Грызловым. Общественный Совет объединил в своих рядах многих выдающихся политических, государственных деятелей, представителей культуры и искусства, средств массовых коммуникаций.

http://patriarchia.ru/db/text/155686.htm...

В Госдуме состоялось торжественное открытие выставки-презентации ЦНЦ «Православная энциклопедия» 1 ноября 2006 г. 17:39 С 30 октября по 3 ноября в Государственной Думе Федерального Собрания РФ проходит выставка-презентация основных направлений работы и новых изданий Церковно-научного центра «Православная энциклопедия» . 1 ноября состоялась официальная церемония открытия выставки, в которой приняли участие митрополит Калужский и Боровский Климент , Управляющий делами Московской Патриархии, член Наблюдательного Совета по изданию «Православной энциклопедии»; Б.В. Грызлов , председатель Государственной Думы Федерального Собрания РФ, председатель Общественного совета по изданию «Православной энциклопедии»; С.А. Попов , председатель Комитета по делам общественных объединений и религиозных организаций; С.В. Мироненко, директор Государственного архива РФ; С.Л. Кравец, руководитель Церковно-научного центра «Православная энциклопедия»; депутаты Государственной думы — члены Общественного Совета по изданию «Православной энциклопедии». Перед началом церемонии открытия московский камерный мужской хор «Пересвет» исполнил казацкие народные песни и патриотические произведения, а затем гимн I Государственной думы. Б.В. Грызлов, председатель Государственной Думы, объявил выставку-презентацию открытой и обратился к присутствующим с кратким приветственным словом. С приветственным обращением выступил митрополит Калужский и Боровский Климент. Владыка отметил многогранность и важность работы научного центра «Православная энциклопедия». Свое приветствие в адрес участников выставки-презентации направил Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II. Митрополит Климент торжественно вручил сертификат на получение всех томов «Православной энциклопедии» сотрудникам библиотеки Государственной думы РФ. С приветствием к гостям и организаторам выставки обратились С.Мироненко, директор Государственного Архива, и С.Л. Кравец, руководитель Церковно-научного центра «Православная энциклопедия». Выставка–презентация в Государственной думе приурочена к изданию XII алфавитного тома «Православной энциклопедии».

http://patriarchia.ru/db/text/156328.htm...

В храме достопримечательны две старинные, Греческого письма, иконы: Николая «с деяниями» и Введения и – оловянный ковчег, хранящийся в ризнице. С 1811 г. при церкви имеется дом, купленный за 400 р. на средства церкви у священника Игнатия Вознесенского. В нем живет священник. Церковной земли 33 дес. Капитал церковный – в 1,000 р. Из позднейших жертвователей на церковь достойны упоминания местные землевладельцы гг. Штальман и Рожнов. С 1810 по 1844 год причт составляли: священник, диакон, дьячок и пономарь. В 1844 г. диаконская вакансия закрыта. Из прежних священников известны: Михаил, из крестьян дер. Глажево, умерший в 1780 г. Косьма Петров – из здешнего причта, умер в 1812 г. Нестор Федоров, сын дьячка, умер в 1830 г.; Павел Герасимов Приморский, сын Петербургского дьячка, выбывший, в 1844 г., на др. место; Игнатий Иванович Вознесенский, сын диакона села Помялова, выбывший, в 1877 г., в Васильково; Николай Васильев Белявин, сын священника села Гавсари, служит в настоящее время. С 1844 г. причт причислен к 4-му классу. Ныне священник получает 196 руб., псаломщик 68 р. 60 к. Из церковной земли большая часть под болотом, оврагами и мелким кустарником. Из 33 десятин при церкви находится 20 дес., а 13 – в 4-х верстах, за рекою Кобонкою. Часть пахатной земли отдается крестьянам дер. Бор для обработки, за «пятый сноп», а луговая часть вытравляется крестьянским скотом. С 1869 г. причт получает проценты с капитала в 1,500 р., завещанного помещиком Вихляевым на поминовение Алексия и Евгения. В 1878 г. получен еще билет в 150 рублей за поминовение «Феофана» от неизвестного. Соседние приходы: Кобонский, Сарский, Гавсарский и Теребужский. Чрез деревни Колосарь, Выстав, Лемосарь, Сухое и Маруя проходит почтовой Архангельский тракт. В приходе есть 4 поместья: Майкова, Жандр, Рожнова и Барановского. Деревень в приходе восемь: Лемосарь, Сухое, Митола, Выстав, Бор, Мостовая, Маруя и Колосарь. Последняя деревня перечислена к здешнему приходу от Теребужского в 1865 году. Всех прихожан мужск. 796 и 814 женск. пола. Они занимаются хлебопашеством, зимою – заготовкой дров. Грамотных одна 5-ая часть. Школа только одна в деревне Выстав, содержимая крестьянами, с участием земства.

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/i...

Сельские праздники суть следующие: в деревнях: Сухом, Лемасари и Маруи празднуют св. Николаю, в Митоле – Преображению и Введению, в Выставе – Покрову и Введению, в Мостовой и Бору – Параскеве, в Колосари – Казанской Б. М. Некоторые постятся пред днем Покрова и Усекновения Главы Иоанна Предтечи. Крестные ходы бывают: в Мостовую и Выстав – 29-го июня, в деревню Бор – в Тихвинскую; в Лемасарь и Колосарь – 8-го июля; в Марую – в Ильин день, в Сухое – в Успеньев день, в Митолу – 3-го июля – в день муч. Иакинфа. По одной часовне находится в Бору, Мостовой, Маруи и Колосори; две – в Выставе. Одна из часовен деревни Выстав находится в версты от деревни, на Архангельском тракте. Об этой часовне есть предание, что она выстроена крестьянами на месте общей могилы, будто бы вырытой во время сильного мора. Когда мор был весьма силен и некому было хоронить, то больные сами приходили к могилам, ложились на доску на краю могилы и здесь умирали. Следующий пришедший сюда больной спихивал своего предшественника в могилу и ложился на его место, чтобы, в свою очередь, умереть. При часовне в дер. Колосарь есть остатки кладбища с надгробными, вросшими в землю, плитами. В селе Вероле – три кладбища: одно – старое, на месте прежней церкви, уже давно поросшее кустарником, другое – при нынешней церкви и третье – в версты от церкви. На последнем хоронят в нынешнее время. Священник Николай Белявин. 1883 г. ноября 20-го. Церковь Пророчицы Анны в Веготе Деревня Вегота находится в 122 вер. от Петербурга и в 21 версте от Новой Ладоги, на проселочной дороге, у озера, на местности несколько возвышенной над соседними болотами. Церковь освящена 30 декабря 1853 г. во имя Анны Пророчицы. Она деревянная, на каменном фундаменте, о 5 главах, обшита тесом, внутри оштукатурена, покрыта железом и окрашена медянкой. Построила ее княгиня Анна Иоанновна Волконская, урожд. княжна Варшавская; антиминс освящен еписк. Христофором 1853 года июня 19 и подписан митр. Никанором. Иконостас – в 5 ярусов. В числе предметов церковной утвари более замечательны: иконы Нерукотворенного Спаса и Владимирской Божией Матери 77 ; плащаница, дарохранительница, священные сосуды, венцы и пр. Все это – хорошей работы и для деревенской церкви чрезвычайно ценны. Так киоты для икон стоят 300 р. с., плащаница – 160 р. с., венцы – 72 р.; в дарохранительнице серебра 2 ф. 38 зол.

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/i...

  Булычев А.А. Из истории русско-греческих церковных и культурных взаимоотношений 2-й половины XIV столетия//Вестник церковной истории. - – 2006. – с. 94 Флоря Б.Н. Исследования по истории Церкви. Древнерусское и славянское средневековье: Сборник. – М.: ЦНЦ «ПЭ», 2007. – с. 321 Рансимен С. Падение Константинополя в 1453г. – М.: Изд-во Сретенского монастыря, 2008. – с. 38 Цит. по: Флоря Б.Н. Исследования по истории Церкви. Древнерусское и славянское средневековье: Сборник. – М.: ЦНЦ «ПЭ», 2007. – с. 394 ПСРЛ. Том 43. Новгородская летопись по списку П.П. Дубровского. – М.: Языки славянской культуры, 2004. - с. 179 ПСРЛ. Том 23. Ермолинская летопись. – С.-Петербург: Типография М.А. Александрова, 1910. – с.150 Петрушко В.И. История русской церкви с древнейших времен до установления патриаршества. – М.: Изд-во ПСТГУ, 2007. – с. 162 Цит. по: Флоря Б.Н. Исследования по истории Церкви. Древнерусское и славянское средневековье: Сборник. – М.: ЦНЦ «ПЭ», 2007. – с. 398-401 Голубинский Е.Е. История русской церкви. – Том II. Первая половина тома. – М.: Университетская типография, 1900. – с. 458; Gill J. Personalities of the Council of Florence and other Essays. – Oxford, 1964. – p. 73 Копылов А.Н. Католическая церковь в России (конец IX – начало XXI вв.) – М.: Изд-во «Спутник+», 2012. – с. 81 Макарий, архиепископ Харьковский. История русской церкви. - том 5. – Спб.: Типография Юлия Анд. Бокрама по Большой Московской, - с. 326-27 Цит. по: Флоря Б.Н. Исследования по истории Церкви. Древнерусское и славянское средневековье: Сборник. – М.: ЦНЦ «ПЭ», 2007. – с. 396 ПСРЛ. Том 18. Симеоновская летопись. – М.: Знак, 2007. - с. 188; ПСРЛ. Том 8. Продолжение летописи по Воскресенскому списку. – СпБ.: Типография Эдуарда Праца, 1859. – с. 109 Комментарии ( 4): Василий, Ярославль 04 августа 2014г. 20:37 Необходимость установления патриаршества обусловлена в первую очередь не иерархической структурой, так как сперва не было патриархатов, а были архиепископии, но тем, чтобы в лице патриарха Поместная Церковь видела духовно-нравственный пример, на которого могла бы ориентироваться и в своей церковной жизни. На жизнь и речи патриарха смотрит и слушает Поместная Церковь, поэтому особо важно для патриарха воплощать в себе в доступной мере евангельские добродетели.

http://bogoslov.ru/article/4086414

Сергиев Посад. 1894. С. 86–176; Строев П.М. Словарь библиографический и черновые материалы словаря//Сб. ОРЯ и С. Имп. АН. Спб, 1882. Т. 29. С. 16. 121 Христианство: энциклопед. словарь. М., 1995. Т. 2. С. 431; Религиоведение: энциклопед. словарь. М., 2006. С. 781–783. 126 Орлов С.Н. Археологические исследования на территории бывшего Антониева монастыря в Новгороде//Новгородский край. Л., 1984. С. 152–156. 128 Дмитриевский А. Описание литургических рукописей, хранящихся в библиотеке православного Востока. Киев. 1895. Т. 1, ч. 1. С. XXX. О Федоре Студите и Студийском Уставе более подробно будет рассмотрено при изложении строительной деятельности Антония. 132 Впервые эту версию высказал В.Д. Сарабьянов в книге «Собор Рождества Богородицы Антониева монастыря в Новгороде» (М., 2002. С. 8–10), но в дальнейшем он откорректировал данную версию, предположив, «что Антоний был одним из первых монахов-миссионеров, посланных в Новгород из Киева и продолжавших исполнять свое послушание, оставаясь в юрисдикции киевского митрополита». При этом исследователь не исключает чужеземного, скорее всего, греческого происхождения Антония (см.: Сарабьянов В.Д. Монашеская тема во фресках собора Рождества Богородицы Антониева монастыря в Новгороде//Византийский мир : искусство Константинополя и национальные традиции: к 200-летию христианства. М., 2005. С. 338–341). 133 Житие преподобного и богоносного отца нашего Антония римлянина новгородского чудотворца//НЕВ. 1897. 12. С. 771–773. Текст Жития напечатан по хранившемуся в Антониевом монастыре списку. В списке Жития XVII в. из Чудовского собрания (ГИМ) речь свт. Никиты, обращенная к посадничьим детям, передается так: «.чада мае, послушайте мене, есть бо в отечествии вашем селцо близ во отечествии града рекомое Волховской, Бог изволи и Пресвятая богородица воздвигнути на месте том храму Пречистыя богородици честнаго и славнаго ея Рождества, и устроити обители странным сим преподобным Антонием, и возлется молитва к господу о сретении душ ваших и воспомяновение будет родителям вашим.».

http://azbyka.ru/otechnik/Kirik_Novgorod...

перев. П. Николаева. Москва, 1900 г.), 3) на «Философию права» проф. Б.Н. Чичерина (Москва, 1900 г., кн. 3-я, гл. И-я), 4.) отчасти на нашу статью в «Христианск. Чтении»: «К вопросу о нравственной статистике и свободе человеческой воли» (1897 г., апрель), 5) на книгу Астафъева П.Е. «К вопросу о свободе воли» (М., 1889 г.); чит. «3-й выпуск» «Трудов Московского Психологического общества», «0 свободе воли» (М., 1890 г.); 6) отчасти на «Лекции по Введению в круг богословских наук» архим. (после еписк.) Михаила (Грибановского ); Казань, 1899 г. стр. 209 и след. и на друг. сочин. 14 «Обзор русской духовной литературы», цитов. изд., стр. 441 (здесь есть и другме сведения о переводчике). 17 См. в «Энциклопед. Словаре·» Брокгауза-Ефрона, XIII полут. 1892 г., Спб., стр. 172; также в «Истории новой философии» Фалькенберга (русск. изд. 1894 г., Спб.), стр. 263 и в друг. сочин 18 «Духовные школы в России до реформы 1808 года». Сочин. П. В. Знаменного. Казань, 1881 г., стр. 754–755. 19 См. в «Энциклопед. Слов.» Брокгауза-Ефрона, XV полут., 1892 г., Спб., стр. 279–280. Чит. о нем в особенности в цитов. труде Luthardt " а: G. d. chr. Eth. " Zw.Hlft. Leipz. 1893, S. 412–420, a об его «moralischen Vorlesungen», в частности, S. 416. Чит. и друг. источн. 20 Здесь он «сильно читался, начиная с 70-х годов» X40;VII-ro «и до 20-х годов» XIX-ro века (Энц. Слов. Брок.– Ефр. 1. cit., стр. 280. Тут-же см. и о других русск. Переводах сочинений Геллерта). 21 См. о Шуберте, напр., у Wuttke («Handbuch der christlichen Sittenlehre», 2 Aufl., Erster Band; Berlin, 1864, S. 257), y Schmid " a («Christlichen Sittenlehre», Stuttgart, 1861, S. 100) и друг. 22 См. о Фергюсон, напр., в цит. соч. Luthardt’a, (tom. cit., S. 455, § о «морали английского деизма и утилитаризма»), в цит. соч. Фалъкенберга: стр. 189 и у друг. 23 Об этике Меланхтона см. нашу статью в «Хр. Чт.» (1897 г., Май): «К характеристике наиболее существенных особенностей нравственного мировоззрения Филиппа Меланхтона (по поводу исполнившегося 400-летия со дня его рождения)» 24 О Бенед.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Bron...

Парфененков В. О. К историографии трудов Кирика Новгородца/ О. Парфененков//Петербургские чтения-97: Петербург и Россия: (материалы энциклопед. б-ки «Санкт-Петербург-2003»). СПб., 1997. С.384–396. Парфененков В. О. Кирик-Новгородец –древнерусский ученый/В. О. Парфененков.//Петербургские чтения-96: (материалы энциклопед. б-ки «Санкт-Петербург-2003») СПб., 1996. С. 343–346. Пашков А. М. От заблуждений к правильной оценке творчества Кирика Новгородца/А. М. Пашков, Р. А. Симонов//Вопросы истории естествознания и техники. 1986. 4. С. 92–94. Пашков А. М. Кирик Новгородец в письмах Н. В. Степанова к А. А. Шахматову/А. М. Пашков, Р. А. Симонов//Историкоматематические исследования. М., 1987. Вып. 19. С. 311–324. Пиотровская Е. К. Кирик Новгородец/Е. К. Пиотровская//Словарь книжников и книжности Древней Руси: XI –первая половина XIV в. Л., 1987. С. 215–217. Пиотровская Е. К. «Летописец вскоре» константинопольского патриарха Никифора и «Учение о числах» Кирика Новгородца/Е. К. Пиотровская//Византийские очерки. М., 1977. С. 216–224. Пиотровская Е. К. Кирик/Е. К. Пиотровская//Литература Древней Руси: биобиблиограф. слов./под ред. О. В. Творогова. М., 1996. Пиотровская Е. К. Об одном списке «Учения о числах» Кирика Новгородца и собрания архива ЛОИИ СССР АН СССР/Е. К. Пиотровская//Труды Отдела древнерусской литературы/Ин-т рус. лит. АН СССР. Л., 1985. Т. XL. С. 379–384. Пихоя Р. Г. Опыт изучения ранних новгородских памятников церковного права (Правило «Аще двоеженец» и «Вопрошание Кириково»/Р. Г. Пихоя//Вспомогательные исторические дисциплины. Свердловск, 1973. Т. 1. С. 9–16. Пихоя Р. Г. Церковь в Древней Руси (конец X –перв. пол. XIII в.). Древнерусское покаянное право как исторический источник: автореф. дис. ... канд. ист. наук/Р. Г. Пихоя. Свердловск, 1974. Подскальски Г. Христианство и богословская литература в Киевской Руси (988–1237 гг.)/Подскальски Г. СПб., 1996. С. 306–310, 374. Позоровский Д. И. О старинном русском счислении часов/Д. И. Позоровский.//Труды второго археологического съезда. СПб., 1881. Вып. 2. С. 165.

http://azbyka.ru/otechnik/Kirik_Novgorod...

Отличаясь храбростью, он не был безумно отважен, не бросался в неравный бой, не тратил сил напрасно, а с расчетливым мужеством отражал врага: сначала он нападал на менее опасного противника, что­бы заставить трепетать и храбрейших неприятелей. Огромный поэтический талант доставил ему, «сыну невольницы» высокую честь быть в числе семи славнейших поэтов, произведения которых были вывешены в Каабе. В своей поэме он воспевает любовь к Абле, своей возлюбленной, которая, будучи близкой его родственницей, отдала поэту свою руку за его рыцарскую храбрость и геройские подвиги в битвах родного племени. В своих рыцарских подвигах он мог соперни­чать с знаменитым Амруль-Кайсом и кончил жизнь в преклонной старости от раны стрелой. Впоследствии его героическая личность по­служила неизвестному автору сюжетом для романа «Сират Антарат альбаттал» т. е. приключения бойца Антары. В романе Антара являет­ся рыцарем-певцом, защитником и поклонником женщины, и мстителем за кровь родных. (См. Энциклопед. словарь, составл. русскими учеными и литераторами. С.-Петербург, 1862. Том 4, стр. 510–511. Энциклопед. Словарь, издан. под ред. пр. И. Е. Андреевского. Т. 1. С.-Петербург, 1890 г. стр. 827). 244 В настоящее время многие даже бедные бедуины имеют ружье и запас пуль. Хаджии рассказывают, что все одеяние бедуина не превышает по стоимости пяти рублей, а ружье и до 50 зарядов в патронташе стоит не менее 50 рублей. 253 В описании путешествия по Востоку и Святой Земле Великого Князя Николая Николаевича в 1872 г. рассказывается, что бедуины во время междоусобиц или воинственных игр, садят в украшенную шелковыми материями и богатыми чепраками и укрепленную на горбах верблюда лодку самую красивую девушку, около которой и происходит самая ожесточенная драка, возбуждаемая воинственными криками девуш­ки. Кто овладеет верблюдом и лодкой, тот считается победителем, и все племя его становится участником победы. (См. Рус. Вестн. 1876 г. 8, стр. 716). Читать далее Источник: Издание Сыр-Дарьинского Областного Статистического Комитета. Ташкент. Тип. при канц. Турк. Г. Губернатора. 1910. Вам может быть интересно: Поделиться ссылкой на выделенное

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Ostrou...

Затем руководитель ЦНЦ «Православная энциклопедия» Сергей Леонидович Кравец выступил с докладом, содержавшим отчет о деятельности ЦНЦ «Православная энциклопедия» в 2005 г. — первом квартале 2006 г. По завершении отчетного доклада, Святейший Патриарх Алексий выступил с сообщением о перспективах и основных направлениях работы ЦНЦ «Православная энциклопедия» в 2006 году. Затем слово для сообщения об итогах работы Попечительского Совета и Ассоциации благотворителей и году и о вступлении новых членов в состав Попечительского Совета взял председатель Попечительского Совета Ю.М.Лужков. Юрий Михайлович сообщил о вступлении в состав Попечительского совета новых членов. В совет вошли Глава компаний «Оптифуд» Иван Александрович Оболенцев; руководитель Федерального агентства по образованию Григорий Артемович Балыхин; руководитель Федерального агентства по печати Михаил Владимирович Сеславинский. Мэр Москвы вручил удостоверения членов Попечительского совета И.А.Оболенцеву, М.В.Сеславинскому, а также президенту Сбербанка России Андрею Ильичу Казьмину. На заседании также выступили президент Российской академии наук Юрий Сергеевич Осипов, руководитель Федерального агентства по культуре и кинематографии Михаил Ефимович Швыдкой, первый заместитель Мэра Москвы в Правительстве Москвы, руководитель Комплекса социальной сферы города Москвы Людмила Ивановна Швецова, президент ЗАО «Эко-тепло» Юрий Ефимович Шеляпин, генеральный директор ООО «Рес- Сервис» Илья Александрович Семин, генеральный директор ОАО «Московские учебники и картолитография» Семен Матвеевич Линович. Заседание завершилось выступлением председателя Общественного Совета Б.В.Грызлова о перспективах и основных направлениях работы Общественного Совета в 2006 году и заключительным словом Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II. Затем Предстоятель Русской Православной Церкви возглавил презентацию 11-го алфавитного тома Православной энциклопедии и документального фильма «Паломничество в Вечный город» (режиссер В. Хотиненко).

http://patriarchia.ru/db/text/118119.htm...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010