В соответствии с масоретским делением текста (см. ст. Библия ) кн. Б. содержит 91 параграф: 43 открытых (петухот) и 48 закрытых (сетумот). В христ. традиции, возникшей не ранее XIII в., текст Б. делится на 50 глав. Структура и содержание Генеалогии Книга состоит из 2 неравных по объему частей: первые 11 глав содержат рассказ о творении мира и человека и начальной истории человечества; др. часть (12-50) излагает историю богоизбранного народа в лице его родоначальников-патриархов: Авраама, Исаака, Иакова и Иосифа. Сотворение человека. Роспись церкви в честь Воскресения Христова в Тутаеве. 80-е гг. XVII в. Сотворение человека. Роспись церкви в честь Воскресения Христова в Тутаеве. 80-е гг. XVII в. Основную роль в создании целостной структуры книги играют приводимые в Б. генеалогические списки, к-рые превращают собрание различных преданий и рассказов в единую Свящ. историю. Важнейшие из них предварены своего рода заголовками (толедот-формулами) -         (в Синодальном переводе: «вот родословие», «вот житие» или «вот происхождение»); за этой вводной формулой следуют либо собственно генеалогические списки (5. 1; 10. 1; 11. 10; 25. 12 и 36. 1 (9)), либо повествования о событиях (2. 4; 6. 9; 11. 27; 25. 19 и 37. 2). В кн. Б. можно выделить генеалогии 2 видов. «Вертикальные», прослеживающие одну линию потомков, встречаются в 5. 1-32 (от Адама до Ноя) и в 11. 10-26 (от Сима до Фарры). «Горизонтальные» генеалогии, остающиеся второстепенными к избранной линии потомков, показывают отношения различных подгрупп в рамках одной семьи: в 10. 1-31 перечисляются потомки сыновей Ноя - Иафета, Хама и Сима вместе с указанием ареала их расселения; в 25. 12-17 приводится список потомков Измаила, а в 36. 1-34 - список потомков Исава также с кратким описанием географического ареала. Функция вертикальной генеалогии - проследить непрерывную линию потомков от Адама до Иакова и обозначить рамки, в к-рые включаются повествования о патриархах. Так, в 5. 1-32 дается список потомков Адама вплоть до Ноя и в 6. 9 толедот-формула вводит рассказ о потопе и сыновьях Ноя, о к-рых речь пойдет в следующих главах. В 11. 10 избранная линия потомков продолжается от Сима до Фарры, а в 11. 27 вводятся рассказы об Аврааме. В 25. 19 основная линия возобновляется с Исаака и вводится повествование об Иакове. И наконец, в 37. 2 та же формула продолжает историю семьи Иакова, вводя в нее повествования об Иосифе и Иуде (38). Толедот-формула придает книге композиционную целостность и наглядно показывает единство Свящ. истории, о к-рой повествует кн. Б. В 2. 4 этой же формулой вводится рассказ о создании первых людей, что позволяет связать творение мира с последующей историей человечества. Содержание

http://pravenc.ru/text/153739.html

Строительство Вавилонской башни. Мозаика собора в Монреале. Сицилия. XII в. Строительство Вавилонской башни. Мозаика собора в Монреале. Сицилия. XII в. В начале книги (1. 1 - 2. 4) бытописатель повествует о творении мира и человека. Этот раздел из 6 абзацев рассказывает о 6 днях творения и о 7-м, «священном»,- дне покоя Божия (2. 2), который является кульминацией повествования. В этом тексте, четко структурированном повторяющимися формулами («и сказал Бог», «и стало так» и т. п.), заметен определенный параллелизм между рассказами о 3 первых и 3 последующих днях творения: 1 и 4 (свет - светила), 2 и 5 (море и небеса - рыбы и птицы), 3 и 6 (земля (и трава) - наземные животные и человек) (1. 26-31). Дальнейшее повествование о начальной истории человечества и патриархах вводится 10 заголовками (толедот-формулами). 1-й, «вот происхождение неба и земли» (2. 4 - 4. 26), предваряет рассказ о творении первых людей, описание жизни Адама и Евы в Едемском саду, их грехопадения и изгнания из Едема (2. 4 - 3. 24), истории сыновей первозданного Адама Каина и Авеля , братоубийства (4. 1-16) и рождения Сифа (4. 25-26). 2-й, «вот родословие Адама» (5. 1 - 6. 8), открывает список праотцев от Адама до Ноя (5. 3-32), рассказ о браках «сынов Божиих» с «дочерями человеческими» (6. 1-4) и о том, как умножилось зло на земле (6. 5-8). 3-й - «вот житие Ноя» (6. 9 - 9. 29). После краткого сообщения о Ное, его сыновьях и его праведной жизни (6. 9-10) следуют повествования о спасении семьи Ноя от вод всемирного потопа (6. 11 - 8. 22). Когда умножилось зло на земле, только один человек «обрел благодать пред очами Господа» - Ной, потомок Адама в 9-м колене (6. 1-8). Бог, решивший наслать на людей за их развращение потоп, предупреждает Ноя (6. 9) о предстоящей катастрофе и велит построить ковчег , в к-рый тот вводит по паре всех животных (6. 19) (по 7 пар культово чистых животных и по паре культово нечистых - 7. 2-3), а затем входит сам со своей семьей. В водах потопа гибнет все живое на земле (7. 17-24); когда вода начинает убывать, ковчег останавливается «на горах Араратских» (8. 1-4). Убедившись, что поверхность земли обсохла, люди и звери выходят из ковчега (8. 14-19). Ной приносит Господу жертву всесожжения, и Господь заключает с Ноем и его семьей завет (9. 1-17). От сыновей Ноя, Сима, Хама, Иафета, «населилась вся земля» (9. 18-19). Далее следует рассказ о преступлении Хама, осмеявшего спящего нагим Ноя. Ной благословляет Сима и Иафета и проклинает Ханаана, сына Хама и родоначальника ханаанеян, определив им рабский удел (9. 20-27).

http://pravenc.ru/text/153739.html

В первой части родословная знаменитых предков Израильского народа доводится до самых первых людей, причем указываются отношения между всеми народами и расами, которые, по сведениям Бытописателя, входили в состав великой общечеловеческой семьи. В общем ходе повествования с самого начала книги ясно обнаруживается стремление писателя показать последовательное выделение благословенного и избранного Богом семени из ряда других племен и народов, имеющих общее происхождение от праотца Адама. Это стремление верно подмечено митрополитом Филаретом в «Записках на кн. Бытия»: «Бог, – по выражению Филарета, – несколько раз разделял семя Патриархов на лучшее и худшее, дабы, отвергая одно, дать большую чистоту другому: подобно как удвояют и утрояют веяние пшеницы, дабы получить более чистое зерно» 1164 . Автор, в своем повествовании, в строгой постепенности излагает процесс выделения из разветвлений великого генеалогического дерева наилучшей ветви его, народа Израильского. От Адама идут две линии – Каина и Сифа. Особым Божьим благоволением пользуется последняя, и, в свою очередь, в нисходящем ряду, – в лице своих прямых потомков сыновей Ноя, разделяется на три ветви. Хранителем Божьих обетований и наследником благословения Божия является потомство Сима 1165 . Один из прямых потомков Сима – Фарра становится родоначальником трех племен: Аврамова, Нахорова и Аранова. Из них Бог избирает для нарочитого служения Себе племя Авраама, из которого в первом поколении —157— выделяются потомки Агари и Хеттуры, во втором – Идумеи, а третье поколение дает двенадцать родоначальников Израиля. В частности, обе указанные половины книги Бытия ныне принято разделять на отделы, сообразно надписаниям, сделанным самим автором в разных местах книги. Каждый отдел носит название «толедот» (о значении этого слова мы говорили ранее) 1166 , соответственно заглавным формулам: «элле толедот, зе сефер толедот». Всех отделов насчитывают десять: толедот неба и земли, Адама, Ноя, сынов Ноя, Сима, Барры, Измаила, Исаака, Исава и Иакова – по пяти в каждой половине.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Тексты Быт 7. 7-9; 8. 1b в это распределение не попадают. Боссхард-Непуштиль приписывает их более позднему редактору. В историях отмечают разный смысл и неодинаковое отношение к будущему. В прологе нежреческого рассказа (Быт 6. 5-8) констатируется обилие зла на земле - склонность людей ко злу непреодолима. В конце рассказа эпилог (8. 21) подтверждает это горестное наблюдение. После потопа ничего не изменилось. То, что было в начале, неизбежно повторяется в конце. Зло неискоренимо. Но что-то все-таки изменилось. Бог больше не будет проклинать землю из-за людей, не будет истреблять все живое. Человеку приходится рассчитывать в дальнейшем на изменение структуры взаимоотношений человека с Богом. Здесь конец истории: она дальше не продолжается - тот повествовательный цикл, к-рый начался с создания человека (Быт 2. 7), завершается потопом, описанием послепотопной ситуации (Быт 8. 21сл). Этот цикл сближается с месопотамским сказанием об Атрахасисе. Жреческий рассказ, напротив, открыт для будущего, т. к. он часть более длинного лит. произведения. Эпилог Быт 9. 1-17 начинается с благословения, очень похожего на благословение в дни творения (Быт 1. 28), однако в послепотопном мире уже позволено есть мясо (ср.: Быт 1. 29-30); это мир, в котором допускается убийство животных (Быт 9. 2-4), возможно не в последнюю очередь для обеспечения жертвенного культа. При этом человеку запрещено убивать человека и есть мясо животных с кровью. Бог в этом рассказе не просто обещает, что потопа не будет. Он заключает с Н. и его потомками (и со всеми жителями земли) завет (договор) об этом. Договор уже имплицитно содержит в себе будущее: генеалогическую линию от Н. (Сима) до Авраама и договор с Авраамом, который относится к потомкам Авраама и т. д. Работа редактора, имевшего дело с этими историями, состояла в составлении особенной структуры окончательного текста, содержащей двойное обрамление рассказа о потопе ( Gertz. 2011. P. 176-177): одна рамка образована нежреческими пассажами (Быт 6. 5-8 и 8. 21-22), а другая - жреческими (Быт 6. 9-22 и 9. 1-17). Новый раздел текста обычно вводится толедот-формулой. В окончательном тексте, однако, роль пролога выполняет нежреческий текст Быт 6. 5-8, тем самым вытесняя жреческую толедот-формулу Быт 6. 9-10 на 2-е после себя место. В наст. контексте толедот-формула уже не обозначает новый раздел текста, а отмечает пограничную зону между 2 прологами (они вместе рассматриваются как 2-частный пролог). На более старую структуру, образованную жреческим документом, наложена структура окончательного текста. То же самое относится и к эпилогу.

http://pravenc.ru/text/Ной.html

В наст. контексте за нежреческим эпилогом следует эпилог жреческий, а именно текст Быт 9. 1-17. В силу тесной связи этого эпилога с Быт 6. 9-22 его практически невозможно отделить от повествования о потопе. Поэтому считается, что в совр. контексте благословение и завет составляют заключительный акт в рассказе о потопе, к-рый вытесняет обещание Яхве (Быт 8. 21-22), вместо к-рого в тексте образуется цезура. В результате соединения 2 источников получается следующая композиция текста о потопе Быт 6. 5-9. 17 ( Gertz. 2011. P. 177). Быт 6. 5-8 - Пролог «на небесах» (Часть 1); Быт 6. 9-10 - Толедот-формула (цезура); Быт 6. 11-22 - Пролог «на земле» (Часть 2); Быт 7. 1-8. 20 - Потоп; Быт 8. 21-22 - Цезура; Быт 9. 1-17 - Эпилог. Допускается, что эта композиция текста была создана редактором, соединившим 2 традиц. слоя. Библейский рассказ и месопотамская традиция После открытия Дж. Смитом в 1872 г. рассказа о потопе в клинописном источнике (в составе эпоса о Гильгамеше ) стало ясно, что у библейского рассказа есть ближневост. прототипы ( Финкель. 2016. C. 1-13). Последующие открытия в ассириологии, прежде всего появление нового клинописного материала, показали, что месопотамская лит. традиция, в к-рой содержится миф о потопе, возникла в кон. III тыс. до Р. Х. и представлена в неск. вариантах. В это время в шумерской лит-ре появляется тема полного уничтожения жизни водной стихией ( Galter. 2015. P. 69). Вероятно, местные наводнения, обусловленные обильными сезонными дождями, инспирировали метафорическое употребление слова «потоп» в шумерских плачах о городах ( Емельянов. 2009. С. 190-214; Chen. 2013. P. 197-252), к-рое впосл. нашло свое место в области мифологии. Всемирный потоп прочно укоренился в коллективной памяти жителей Междуречья. Он стал обозначать зону перехода из мифологического времени в историческое ( Chen. 2013. P. 129-196). Самое подробное описание Всемирного потопа дает вавилонское Сказание об Атрахасисе ( Lambert, Millard. 1969; Foster. 2005. P. 227-280). Древнейшие копии сказания восходят к старовавилонскому периоду (ок. 1700 г. до Р. Х.). Начало сказания литературно зависит от шумерского текста об Энки и о Нинмах ( Афанасьева. 1997. С. 42-47). В начале повествования об Атрахасисе рассказывается о творении мира и тяжелой работе младших богов - игигов. В конце концов они восстали против Энлиля, главы шумерского пантеона. Для поддержания социального мира Эа (Энки) и богиня-праматерь Мами создают человечество из глины, смешанной с плотью и кровью убитого бога (одного из восставших). Вновь созданный человек призван взять на себя обязанности младших богов; он должен заботиться о добывании пищи и выполнять религ. обряды.

http://pravenc.ru/text/Ной.html

Толедот-формулы кн. Бытие (кроме 1-й) были созданы жреческим автором и первоначально обозначали отдельные части в источнике Р. В нынешнем тексте кн. Бытие 1-я толедот-формула 2. 4a («Вот повесть о небе и земле - о времени, когда они были сотворены») служит заголовком к нежреческому материалу 2. 4b-4. 24, за к-рым следует новая толедот-формула 5. 1, что было бы невероятным, если бы 2. 4a принадлежала Р. Утверждается ( Gertz. 2012. P. 115-118), что толедот-формула 2. 4a скорее всего добавлена редактором, чтобы озаглавить присоединяемый нежреческий текст о создании человека, так что заголовки 2. 4a и 5. 1 никогда не следовали непосредственно друг за другом в «первоначально самостоятельном жреческом документе» ( Gertz. 2012). Уникальность формулы           («Вот книга об Адаме и его потомках») в 5. 1 подтверждает то, что серия толедот начиналась с 5. 1. Уже в XIX в. получило распространение мнение о том, что этот рассказ о потопе (Быт 6-9) представляет собой переплетение 2 параллельных историй - жреческой и нежреческой. Разделение рассказа на эти повествовательные слои окончательно сформировалось к нач. XX в. и с тех пор практически не менялось ( Bosshard-Nepustil. 2005; Ska. 2009). Итоговый текст, по убеждению совр. исследователей, был создан редактором (компилятором), к-рый взял за основу документ Р и интерполировал между его отдельными частями параллельные части 2-го рассказа (одна из неск. возможных гипотез - Gertz. 2011. P. 171-178). Это можно было сделать, имея одинаковый общий план рассказов и определенные различия в деталях. Общую структуру обеих историй представляют в таком виде ( Westermann. 1987. P. 50-51): 1) Бог решает уничтожить человечество, однако спасти Н.; 2) спасение, ч. 1: Н. сообщается о грядущем потопе и отдается повеление построить ковчег; 3) всемирная катастрофа: потоп и его последствия; 4) спасение, ч. 2: окончание потопа и выход спасенных из ковчега; 5) Бог решает сохранить человеческий род: дает обещание, что потопа больше не будет. Обе составляющие рассказ истории содержат все 5 элементов данной структуры; это означает, что они - производные единой (общей) традиции. И, возможно, традиция существовала в более широких пространственно-временных и культурных рамках, чем древнеевр. лит. традиция. В наст. время, после открытия и обстоятельного изучения лит. памятников Двуречья в кон. XIX и в течение всего XX в., в научной лит-ре определенно утверждается, что библейский рассказ о потопе является частью единой древнеближневост. традиции (месопотамского происхождения). Считается, что месопотамский миф о потопе был воспринят лит. традицией Др. Израиля, скорее всего в нововавилонский период, когда значительная часть иудейской элиты непосредственно соприкасалась с месопотамской лит. традицией в Вавилоне.

http://pravenc.ru/text/Ной.html

Вплоть до самого недавнего времени Толедот привлекал мало внимания как еврейских, так и христианских специалистов: как пишет Алан Хамм в предисловии к английскому переводу, «ныне среди ученых нет согласия относительно того, насколько текст Толедот может быть прямой пародией на ныне утраченное евангелие. Х.Дж. Шонфилд полагает, что он тесно связан с «Евангелием евреев» – настолько, что он пытается реконструировать это последнее, исходя из текста Толедот». По ван Воорсту, консенсус ученых отвергает Толедот в качестве надежного источника, повествующего об историческом Иисусе: в лучшем случае «он может содержать какие-то старые традиции иудейской полемики против христиан, но мы не узнаем из него ничего нового или значимого». Существует также большой объем частных источников, представляющий существенный интерес для исследования истории становления христианства как религиозной доминанты в условиях языческого окружения 61 . Глава 2. Произведения древних и средневековых историков церкви § 1. Греческая историография Эпохой расцвета византийской церковно–исторической литературы были 4–6 вв. Основы ее заложил Евсевий Кесарийский , труд которого охватывает период от истоков христианства до 324 г.; за ним следуют: Геласий Кесарийский (от Констанция Хлора до Юлиана), Сократ (от 325 до 439 г.), Созомен (от 325 до 423 г.), Феодорит Кирский (от 325 до 428 г.), Филосторгий (от 325 до 425 г.), Филипп из Сиды (приблизительно до 434 г.), Геласий Кизический (время Константина I), Иоанн Диакриномен (от 429 до 518 г.), Феодор Анагност (от 439 до 518 г.), Захария Ритор (от 450 до 491 г.), Василий Киликиец (ок. 450–до 540 г.) и Иоанн Эфесский (до 586 г.). Завершает это плодотворное время Евагрий Схоластик (от 431 до 594 г.). Большинство трудов названных авторов сохранилось до нашего времени. Епископ Кесарии Палестинской (с 311 г.) Евсевий, именуемый также Памфил (между 260 и 270 – не позднее 340), считается основоположником жанра церковной истории (κκλησιαστικ στορα, Historia ecclesiastica).

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Как о современниках Йешу–Иисуса говорится, например, об известных по Талмуду рабби Симоне (или Симеоне) бен Шетахе (1 в. до н.э.) и Танхуме бар Абба (4 в.), о матери императора Константина Великого Елене (4 в.) и даже о вавилонском царе Навуходоносоре (возможно, правда, что это имя использовано как нарицательное применительно к императору Тиберию). Видимо, первоначально Толедот существовал в арамейском варианте, затем были сделаны переводы на иврит (вероятно, в 11–12 вв.), арабский, идиш, ладино. Хотя еврейские учителя не считали эту книгу достаточно авторитетным источником (так как ее версия в ряде случаев существенно отлична от талмудической) и, как пишет современный переводчик П. Гиль, «старались не придавать ей излишней гласности, во всяком случае предпринимали усилия, чтобы она не попала в руки христиан», эти тексты были широко известны в Европе и на Ближнем Востоке, начиная с 9 в. Архиепископ Лиона Агобард упоминает об их существовании в труде De Iudaicis superstitionibus («Об иудейских суевериях»; 826 г.). С Толедот были знакомы другой лионский архиепископ 9 в. и его современник архиепископ Майнца Рабан Мавр. Однако полный текст был неизвестен христианам до к. 13 в., когда доминиканец Раймунд Мартин сделал его латинский перевод 58 . В 14 в. Толедот был подвергнут серьезной критике в трактате Vida de Jesucrist (лат.: Vita Christi – «Жизнь Иисуса Христа»), написанном испанским монахом–миноритом Франциском Эхименисом (Francesc Eiximenis; между 1328 и 1332–1409; с 1408 г. – епископ Эльнский, совр. Русильон во Франции, во времена Франциска входивший в земли Арагонской короны) 59 . В дальнейшем версия Толедот дополняется разнообразными и невероятными деталями и фактами 60 , и в итоге развития данной традиции Йешу из Нацрата предстает самозванцем и колдуном, творившим чудеса с помощью магии. Его рождение и смерть не носят сверхъестественного характера, но, наоборот, сопряжены с грехом и позором. Таким образом, тот, кого христиане почитают как Сына Бога и Мессию, – не просто обыкновенный человек, но худший из людей.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Почему же Библия не рассказывает о других сыновьях и дочерях Адама? Ответ очевиден: священные авторы упоминают всегда лишь самые важные факты и события, а также имена лишь тех лиц, история которых имеет особенное значение. Поэтому Библия не дает нам ни имен дочерей Адама, ни списка всех его детей. Она сообщает нам лишь о Каине – первенце Адама и Евы, но также и первом убийце и основателе богоборческой цивилизации, об Авеле – первом праведнике, невинно пострадавшем за то, что сподобился милости Божией, и о Сифе – наследнике благословения, из потомства которого должен был произойти Тот, Кто «будет поражать змея в голову» ( Быт.3:15 ). О других детях Адама священный автор не считает нужным говорить, тем более что потомство их все равно погибло в водах потопа. Кроме того, в родословиях Библии вообще редко представлены женщины, что объясняется патриархальными взглядами. Быт.4:25–26 . Сиф и Енос. Хотя зло и распространяется в мире, но оно не целиком завладевает человечеством. Говорится о рождении у Адама и Евы Сифа, который становится родоначальником благочестивого племени. Именно от Сифа произойдут праведник Енох, который будет «взят на небо», праведный Ной, благодаря которому не исчезнет род человеческий, и, наконец, Спаситель наш Иисус Христос. В то же время имя Енос буквально означает «слабый», чем подчеркивается мысль о слабости человеческой природы. Тогда начали призывать имя Господа. При таком переводе эта фраза означает, что в потомстве Сифа начинается поклонение Богу, богослужение. Однако многие толкователи, к числу которых относится святитель Филарет (Дроздов) , считают, что нужно переводить: «тогда начали называться по имени Господа» с. 151], то есть по имени Яхве. Такое чтение содержится в переводе Акилы. Это означает, что благочестивые потомки Сифа стали именоваться «сынами Яхве». 7. Роль толедота в книге Бытие. Долголетие патриархов (Быт. 5) В Книге Бытие 11 раз используется термин (толедот), который означает «родословие» или «происхождение» (2:4; 5:1; 6:9 и др.). Считается, что каждый толедот начинает новый раздел книги, посвященный определенному этапу истории мира или истории отдельного рода. Библейские родословия имеют несколько значений:

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej_Kashki...

Вопрос Иакова об имени таинственного Борца вряд ли можно понимать в том смысле, что патриарх совершенно не представлял, с Кем он имеет дело. Скорее всего, Иаков догадывался, что его Соперником был Господь, о чем свидетельствуют его просьба о благословении и сказанные сразу после поединка слова: я видел Бога лицом к лицу. Слова скажи [мне] имя Твое выражают прежде всего желание иметь большее знание о Боге. Также не исключено, что Иаков хотел использовать имя Божие в магических целях, ибо в Древнем мире было распространено убеждение, что через имя можно воздействовать на Бога. Своим ответом: на что ты спрашиваешь о имени Моем? [оно чудно] (ст. 29) – Господь внушает Иакову, что он должен довольствоваться тем, что открыто ему, не проникая в то, что человеку знать еще невозможно. О благословении, которое Господь преподал Иакову, Писание говорит слишком кратко: И благословил его там. Скорее всего, Господь повторил те обетования, которые Он прежде давал Аврааму, Исааку и самому Иакову. Эта таинственная борьба с Богом уничтожила в Иакове все, что было в нем недостойного: тягу к богатству, недостатки характера. Отныне он идет по стопам отцов, и сознание своего призвания проявляется в каждом его поступке. Иаков выходит из этой схватки обновленным и духовно укрепленным, способным стать родоначальником избранного народа. По мнению святых отцов и учителей Церкви, борьба Иакова с Богом имела таинственное значение, была прообразом великого таинства искупления человечества, предвозвестив, что настанет некогда время, когда Божественное правосудие преклонится на милость к падшему человеку и человечество примирится с Богом через Христа Спасителя. 12. История Иосифа. Переселение сынов Иакова в Египет (Быт. 37–48) Как сказано в Быт. 37:1 , последний и весьма обширный отдел Книги Бытие (гл. 37–50) содержит толедот Иакова, хотя на самом деле говорится о жизни детей Иакова и преимущественное внимание уделяется истории одного из сыновей – Иосифа. Впрочем, такое отношение священного автора к толедотам патриархов типично для Книги Бытие: в толедоте Фарры (11:27–25:11) основное внимание уделяется Аврааму, а толедот Исаака (25:19–35) содержит описание жизни и взаимоотношений Исава и Иакова.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej_Kashki...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010