Я возвратился в Иерусалим тем же путем. Спустясь с высот вифлеемских, напротив самого Вифлеема, за лощиною, находится гора Давидова; эта часть также принадлежала Вифлеему; мы направились туда. Там, где был дом Давидов, видны остатки древнего здания и большой колодезь. Этот источник здесь в большом уважении; его полагают за тот самый, из которого Давид возжаждал пить, когда он находился обложен филистимлянами; часть их войска находилась в долине Рефаимской, а другая часть в Вифлееме: «И возжада Давид, и рече: кто напоит мя водою из рова, иже в Вифлееме при вратех? и расторгоша три сильнии ополчение иноплеменниче, и почерпоша воды из рова Вифлеемскаго, иже при вратех: и взяша и приидоша к Давиду, и не восхоте пити ее и возлия ю Господу и рече: милостив мне Господи еже сотвори сие, кровь ли мужей пошедших в душах своих, пити имам, и не восхоте пити ея» ( 2Цар 23:15–17 ). Отсюда снял я вид Вифлеема. Спустясь на Иерусалимскую дорогу и поднимаясь на первую высоту, виден, налево от дороги, памятник Рахили; близ лежащее селение Рама, возле развалин, напоминает раздирающие сердце строки Священного Писания : «Глас в Раме слышан бысть, плач и рыдание и вопль мног! Рахиль плачущися чад своих и не хотяше утешитися, – яко не суть!» Хотя гробница Рахили, видимо, есть новое мусульманское построение, но нет никакой причины отвергать, чтоб оно не было основано на древних остатках настоящего памятника, тем более, что это мнение, укорененное веками, основано на местном определении Библии: «…Рахиль умерла, и погребена на дороге к Ефрафе, которая есть Вифлеем. Иаков поставил над гробом ея памятник. Это есть известный до сего дня памятник гроба Рахилина» ( Быт 35:19 ). Нельзя без особенных причин и не справясь с Библиею отвергать ни одного из преданий палестинских. Вифлеемский араб, сопровождавший нас, говорил мне в своем простодушном рассказе о Рахили, что она шла тогда из Гаурана, так они называют Харран в Месопотамии. Памятник Рахилин построен как обыкновенная сантонская молельня; ключ от входа хранится у дервиша, но можно видеть внутренность из окна; все небольшое пространство занято стоящим камнем, грубо оштукатуренным и в виде четверостороннего столпа, доходящего почти до потолка; может быть, памятник библейский закладен внутри. Кругом памятника видна разрушенная каменная ограда и остатки развалин из больших камней. Рама не есть Армафа, место рождения и погребения Пророка Самуила, как то заключили некоторые путешественники; самуилова Рама (тоже Рамафаим-тзофим) была в пределах ефраимских. По Книге Иисуса Навина ( Нав 19:36 ), третья Рама находилась в колене Нефталимовом.

http://azbyka.ru/otechnik/Avraam_Norov/p...

Указав ее, вы подали мне повод к более верным соображениям. Теперь я думаю, что Райя и Раифа, с самого начала построения их были отдельными городками. Туда привлекла отважных торговцов хорошая пристань и сладкая вода вблизи моря, а сюда приманила расчетливых купцов такая же пристань – тем более, что мелководный берег защищал их от нечаянных нападений с моря; здешние же серные ключи в финиковой роще могли доставлять им доход от больных, которые, вероятно, пользовались ими в старые времена, как пользуются ныне. Что касается пресной воды; то маленькое удаление ее от здешняго берега препятствовало неприятелю долго держаться здесь, а для жителей Раифы не могло быть тягостно. Ничего определенного не могу сказать вам о произхождении Райи, о которой в первый раз слышу: о Раифе же думаю, что она основана была Финикиянами в незапамятные времена, и возобновлена в царствование Соломона, который вместе с Тирским государем Хирамом учредил торговый флот в восточном заливе здешняго моря и посылал его в Офир. – Докажите ваше мнение. – Здешнее селение имеет два названия, Тур и Раифа. Оба звучат по Финикийски. Первое напоминает Тир; второе изъясняется подобными названиями Финикийских городов и местностей, и из Финикийского языка. Нынешняя Лаодикия в Сории древле принадлежала Финикиянам и называлась Рамафа. У берегов Ливии был остров, который по Финикийски именовался Самафа. Слышите, как оканчиваются эти названия, – звуком фа. Тот же звук слышится и в имени, Раифа. Стало быть это имя – Финикийское. Для большей несомненности припоминаю и то, что Финикияне, по древнейшему преданию Персов и Греков, перешли в Сирию с берегов Чермного моря за 2200 лет слишком до рождества Христова, и что их страна, начиная от Акки до Лаодикии и далее, называлась Рабафа, что значит, великая или пространная. Это название они приложили и к здешней обширной равнине, и по ней именовали здешнее селение свое, Рабафа. Из сего же имени, по мягкому выговору Греков, образовалась, Раифа. Итак название здешняго городка заставляет думать, что он основан был Финикиянами.

http://azbyka.ru/otechnik/Porfirij_Uspen...

221 Аполлониада – город в Вифинии, северной области Малой Азии, впоследствии причисленной к Лидии 222 Листры – один из городов Ликаонии, серединной области Малой Азии, граничащей с Фригией. Здесь апостол Павел исцелил хромого, и язычники, при виде сего чуда, признали его и Варнаву за богов ( Деян.14:6–18 ). 225 Евсевий – долгое время занимавший епископскую кафедру в Кесарии Палестинской и близко стоявший ко многим великим событиям своего времени, известен как отец церковной истории и вообще богослов, сочинения коего высоко ценились в христианской Церкви, отличался обширною ученостью; жил с 268 по 340 г. Евсевий собрал воедино все записи и повествования о мучениках в сборнике, носящем название: «Собрание древних мученичеств». Сборник сей содержал в себе сказания о мучениках, епископах, исповедниках, святых женах и девах по всем епархиям. Он состоял по мнению одних из 20, а по свидетельству других – из 16 книг. 226 Св. Эпифаний – современник святого Иоанна Златоуста , был епископом на острове Кипре в течение 36 лет. Известный отец Церкви, оставивший после себя много творений, направленных против ересей его времени. Скончался в 408 году. Память его празднуется 12 мая 227 Св. Иоанн Дамаскин – замечательнейший христианский песнописец и богослов, скончавшийся в 776 году. За его ревностную защиту св. икон против иконоборцев ему была отсечена рука, но, по изволению Божью, вновь приросла к телу. Память его празднуется Церковью 4 декабря 228 Память святого Лазаря Четверодневного празднуется Церковью 17 октября, когда воспоминается перенесение мощей его с о. Кипра в Царьград. 229 По Евсевию и Иерониму, Аримафея то же, что Рама, или Рамафа, – город на горе Ефремовой, на два часа пути к северу от Иерусалима, недалеко от Лидды; иначе называется Рамафаим-Цофим. Он был отечеством Иосифа Аримафейского, одного из учеников Христовых ( Ин. 19:38 ), члена верховного совета иудейского, который в своем гробе, высеченном в скале, похоронил Иисуса Христа. 232 Вместе со св. Гамалиилом скончался и благочестивый сын его Авив, который также веровал во Христа; память святых Гамалиила и Авива празднуется Церковью 2 августа

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Rostov...

Ст. 2–3. …Народ еще приносил жертвы на высотах; ибо не был построен дом имени Господа до того времени. И возлюбил Соломон Господа, ходя по уставу Давида, отца своего; но и он приносил жертвы и курения на высотах... Под именем высот всего чаще в Писании называются места идольских треб у язычников. Но, очевидно, что здесь речь идет не об этих высотах, и не об идольских жертвах; ибо о Соломоне, приносившем таковые жертвы, не было бы тотчас же замечено, что он возлюбил Господа, и ходил по уставу Давида, отца своего. Нет, и у народа Израильского были, своего рода, священные высоты, т. е. холмы, осененные тенистыми дубравами, где воздвигаемы были алтари Иегове. Подобные места приобретали свое священное значение или от того, что здесь, некогда, стояла скиния Божия, или принесены были, некогда, жертвы знаменитыми и святыми мужами древности – по нарочитому повелению Иеговы, или от того, что какие-либо другие важные исторические воспоминания соединялись с сими местами. Таковы были в описываемые времена: Вефиль, Сихем, Хеврон, Галгалы, Силом, Рамафа, Кириафиарим, Гаваон и, может быть, многие другие. Хотя законом, во избежание религиозного разъединения, назначалось для жертв, собственно, одно только то место, которое, изберет Господь... в одном из колен Израильских , т. е., где располагалась станом скиния свидения 436 ; но на практике, сей закон не был строго соблюдаем до построения храма, ибо до этого времени скиния переходила с места на место, и Господь, как бы, еще не избрал ни одного определенного места, к которому окончательно было бы привязано богослужение. Так, некогда, по обнародовании законов пасхальных, еще долго не могли войти они в практику, по причине странствования Евреев в пустыне. Таким образом, замечание священного повествователя о высотах Израильских имеет не столько обличительный, сколько простой, вступительный характер. Намереваясь сказать ниже о построении храма, он предпосылает слово об обстоятельствах, предшествовавших сему важному событию, и дает заметить, как сами цари, и, даже ревновавшие о Господе, не стеснялись приносить Иегове жертвы и курения на высотах. «Сообразно с сим, – по замечанию блаж. Феодорита, – должно разуметь повествуемое и о других (подразумевается – благочестивых) царях, что они посекали дубравы, сокрушали идолов Вааловых, но не разоряли высоких. Ибо Аса, Иосафат и другие запрещали приносить жертвы демонам и разрушали их капища, но не переставали приносить жертвы на высоких (так долго живут укоренившиеся обычаи)! Впрочем, Езекии и Иосии Божественное Писание присвоило и это совершенство» 437 .

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Herasko...

Но верный Моисееву закону Навуфей не согласился продать наследие от своих родителей. Ахав так огорчился этим отказом, что слег в постель и целый день не принимал пищи. Иезавель, узнав о причине его скорби, велела городским старейшинам осудить Навуфея в хуле на Бога и в оскорблении государя. Невинный Навуфей был побит камнями, a имение его было взято в царскую казну. Но когда Ахав вошел в новоприобретенный виноградник, к нему явился пророк Илия и сказал: «как псы лизали кровь Навуфея, так полижут и твою; Иезавель же совсем съедят и весь дом твой будет истреблен». Суд Божий над Ахавом скоро совершился. Венадад, вопреки условиям договора, заключенного с Ахавом при Афеке, не хотел возвратить Рамафа Галаадского, одного из главных городов в Палестине заиорданской. Ахав открыл против него войну, но в первом же сражении с сирийцами получил смертельную рану и умер в колеснице. Когда тело его повезли для погребения в Самарию, то на пути кровь капала из колесницы и псы лизали ее. Так исполнилось предсказание Илии. Хотя суд Божий и был уже произнесен над домом Ахава, тем не менее, Бог употребил все возможные меры к вразумлению царствовавших после Ахава сыновей его – Охозии и Иорама. Охозия царствовал не более года. Прогуливаясь однажды по площадке над своим дворцом, он упал оттуда и сильно ушибся. Во время болезни он послал в землю филистимскую спросить идола Вельзевула о своем выздоровлении. Посланных встретил пророк Илия и сказал: «разве нет Бога в Израиле, что вы идете вопрошать Вельзевула! Возвратитесь и возвестите царю, что он непременно умрет». Охозия послал отряд из 50-ти воинов и приказал им привести к себе пророка силою. Посланный военачальник нашел Илию на вершине одной горы. Увидев пророка, он с наглою насмешкою закричал ему: «человек Божий, иди за нами поскорее к царю!» Илия отвечал: «Если я Божий человек, то берегись, чтобы не сошел с неба огонь и не истребил тебя с твоими воинами». И действительно, тотчас же с небес ниспал огонь и истребил весь отряд. Царь послал другого военачальника также с 50-ю воинами; с ними случилось то же самое.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Ruda...

302 Теперь эта местность, находящаяся к востоку от Тивериадского озера и представляющая собой крайне плодородное плоскогорье, называется Дшаулан. (Перев.) 303 В окрестностях Мертвого моря и в начале нижнего течения Иордана, где царит почти тропическая жара, особенно вблизи Иерихона, в изобилии разводилось это растение, из которого путем надреза коры добывалась по каплям драгоценная смола. Ср.: «Иуд. война». I, 6, 6; «Иуд. древности». VIII, 6, 6, IX, 1, 2; XV, 4, 2, и Плиний Старший. Естественная история. XII, 54. (Перев.) 304 Арабскими комментаторами рассказывается, что послы подкупили жену Валаама, благодаря настойчивым просьбам которой он вторично вопросил Бога. Не получив, однако, ответа, прорицатель поддался уговорам жены, что молчание Бога есть знак согласия. (Перев.) 305 Восора, или Восорра («Иуд. древности». XII, 8, 3), не должна быть смешиваема с позднейшей Басрой. Эту Восору взял и разрушил до основания Иуда Маккавей ( 1Мак 5.26,28,36 ). Рамафа, или Арамафа, («Иуд. древности». VI, 4, 6; VIII, 15, 3) соответствует библейскому Рамоф ( Втор 4.43 ; Нав 21.38 ) к западу от Аммана. Ныне обычно принимают за его остатки местность, носящую название Эссцальт, которая еще и теперь служит у бедуинов местом убежища. От города Гауланана получила свое имя и вся область, упоминаемая Иосифом в «Иуд. древностях» (IV, 5, 3). Точно определить местонахождение города теперь невозможно. (Перев.) 307 Этот город находился к востоку от Гадары. Иосиф Флавий о нем еще упоминает в этой книге (V, 1, 1; XII, 3, 3), а также в «Иуд. войне» (IV, 7, 6). (Перев.) 313 В древности на Востоке было в обычае пускать волов в поле, на котором был убран урожай, для обмолота срезанных снопов копытами. 314 Этот обряд освобождения деверя от брака практикуется еще и поныне и известен под именем халицы. (Перев.) 319 Ср. ниже, V, 1, 19; XIV, 6, 2. Эта гора Гевал к северу от г. Сихема (совр. Наблус). Ныне гора называется Джебель Сулемие. (Перев.) Читать далее Источник: Иудейские древности : [В 2 т.]/Иосиф Флавий. - М. : АСТ : Ладомир, 2002. (Классическая мысль)./Т. 1: Книга 1-12. - 2002. - 784 с.; Т. 2: О древности иудейского народа (Против Апиона) : Кн. 13-20. – 612 с.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Рама Рама (высота) – название след. мест и городов: а) ( Hab. XII, 25 , Mф. II, 18 , Uep. XXXI, 25 ) – город в колене Вениаминовом, лежавший близ границ колена Ефремова. Это та самая Рама, где пророчица Девора под пальмою на горе Ефремовой между Рамой и Вефилем судила Израиля ( Cyд. IV, 45 ) и которая лежала на пути из Иерусалима к горе Ефремовой и через которую должен был проходить левит, возвращавшийся из Вифлеема в дом свой ( Cyд. XIX, 1, 10–21 ). Об этом городе упоминают пророки Исаия ( Ис.Х, 29 ) и Осия ( Oc.V, 8 ). Здесь пр. Иеремия получил свободу из плена, тогда как прочие иудеи собраны были здесь Навузарданом, полководцем Навуходоносора, чтобы отвести их в Вавилон ( Uep. XL, 1 ); тогда Иудея опустела. Изображая это печальное событие, пророк в другом месте писал: Голос слышен в Раме, вопль и горькое рыдание; Рахиль плачет о детях своих, и не хочет утешиться о детях своих, ибо их нет ( Uep. XXXI, 15 ). В Новом Завете в этом печальном событии ев. Матфей видел прообраз другого печального события – избиения младенцев вифлеемских Иродом, и потому в избиении сих младенцев он дает видеть исполнение пророчества, как прообраза ( Mф. II, 16–18 ). Ныне это эр-Рам – бедное селение с развалинами, на холмистой горе, между Гаваоном и Гевою, на 1/2 часа пути от Гевы и на 2 часа пути к с. от Иерусалима; б) ( Hab. XIX, 29 ) – Рама город на границах колена Асирова и, очевидно, не в дальнем расстоянии от Тира. Робинсон указывает его в селении Рамех к ю.-в. от Тира, близ которого находится много саркофагов глубокой древности; в) ( Hab. XIX, 36 ) – город колена Неффалимова, на склоне горы в прекрасной долине. Ныне небольшое селение, обитаемое христианами и друзами и окруженное масличными деревьями, с прекрасным источником; г) ( I Цap. I:1, XIX:2 ) – нагорный город колена Ефремова на границах колена Ефремова. В этом городе родился, имел свое местопребывание и погребен пр. Самуил. Иначе этот город называется Рамафа или Рамафаим, т. е. двоякое возвышение, или две высоты, также Рамафаим-Цофим, может быть в отличие от Рамы Вениаминовой. Название Рамафаим-Цофим город получил от имени основателя своего Цуфа, ефрафянина. Здесь, в Раме, пр. Самуил имел свою пророческую школу, и сюда приходил к нему Давид, спасаясь от Саула. В Раме Саул первоначально помазан был Самуилом. Впрочем, местоположение его определенно неизвестно;

http://azbyka.ru/otechnik/Nikifor/biblej...