Ходоров. Церковь Рождества Пресвятой Богородицы (старая). /// Объект утрачен Деревянная церковь.  Утрачена. ( вся деревянная архитектура в каталоге → )  Престолы: Рождества Пресвятой Богородицы Год постройки:1768. Год утраты:Не установлен. Адрес: Украина, Киевская область, Мироновский район, Ходоров Координаты: 49.92236, 31.243945 (приблизительно) Реальное положение объекта на местности может отличаться от указанного на 100-200 метров, а в отдельных случаях и больше. Если вам известны более точные координаты объекта - пожалуйста, сообщите нам. Карта и ближайшие объекты Ходоров, местечко при впадении ручья Ходоровки в Днепр, в 8-ми верстах ниже местечка Ржищева. Местечко это принадлежит к давним населенным местностям. По мнению некоторых, гетман Иван Самойлович был сын Ходоровского священника, а не Ходорковского. Вначале прошлого столетия Ходоров с Шучинкой принадлежал Феодору на Логойску Тышкевичу, подстолию воеводства Брестского. Спустя немного времени - судье Киевскому Щеневскому, с 1777 года его сыну Францишку Ксаверию Шеневскому, генерал-адъютанту польского короля. Ныне составляет резиденцию Владислава Янковского, наследовавшего от Евстафия. К имению этому в настоящее время принадлежат села: Тулинцы, Лигвинец, Яблонев; деревни Луковица и Кутелев, с 1625 рев. душами и 9813 дес. земли. В самом местечке Ходорове считается жителей обоего пола православных 696, римских католиков 6, евреев 127. В 1740 году было здесь 90 дворов; в 1792 считалось уже 101 двор, а жителей муж. пола 449, женск. 460, евреев в то время здесь не было. Церковь Богородичная деревянная, 6-го класса, земли имеет 36 десятин, построена, как значится на одверьях церковных, в 1768 году. Описание предшествовавшей, построенной в 1717 году, находится в визитах Каневского деканата за 1740 и 1746 годы. Она находилась, равно как и все местечко, несколько ниже по Днепру, каковое место подмыто водами. В церкви находится рукописный Трифологий, написанный по соображениям прежде 1700 года. Похилевич Л.И. Сказания о населенных местностях Киевской губернии/Собр. Л. Похилевич. - Киев : тип. Киево-Печер. лавры, 1864 г. http://dlib.rsl.ru/viewer/01003567224#?page=117

http://sobory.ru/article/?object=37420

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Малая подорожная книжица. Изд. Ф. Скорина. Вильно, 1522 рукописный или печатный сборник, по преимуществу или полностью состоящий из акафистов , число и состав к-рых в разных списках и изданиях может существенно отличаться. Как тип книги А. оформился не ранее сер. XIV в., когда были написаны седмичные акафисты на все дни недели (см. Седмичный богослужебный круг ). На слав. язык эти акафисты, входящие в состав седмичных служб, в свою очередь входящих в восследования к Псалтири, были переведены не ранее 2-й пол. XIV в. (списки с XV в.), вероятно в К-поле или на Афоне. Первое печатное издание А., содержащее седмичные акафисты, осуществлено ок. 1522 г. в Вильне Ф. Скориной (включившим в него 2 своих акафиста с именными акростихами : Пресладкому имени Иисусову и Иоанну Предтече) в составе «Малой подорожной книжицы» (Псалтири с восследованием). Это издание послужило основой для значительного числа рукописных А. XVI-XVII вв.; оно было прототипом рус. Молитвослова XVIII-XX вв. В XVII-XVIII вв. А. многократно издавались укр. и белорус. типографиями (старшие издания - К.: тип. Лавры, 1625, 1629; Вильно: тип. Братства, 1628), на московском Печатном дворе в XVII в. и в синодальных типографиях Москвы и Петербурга в XVIII в. эта книга не печаталась. Акафисты рус. святым и праздникам в состав печатных А., как правило, не включались. Многие издания А., в особенности с кон. XVII в., представляют высокие образцы книгопечатного искусства, богато украшенные гравюрами и орнаментикой в стиле барокко . В XX в. А. нередко называются сборники, состоящие из одних акафистов, набор к-рых произволен в отличие от набора акафистов в А. XVI-XVIII вв. Лит.: Никольский К., прот. Обозрение богослужебных книг Российской Церкви по отношению их к Церковному Уставу. СПб., 1858. С. 300-303; Попов А. Православные русские акафисты, изданные с благословения Святейшего Синода: История их происхождения и цензуры. Каз., 1903; Лукьяненко В. И. Каталог белорусских изданий кирилловского шрифта XVI-XVII вв. Л., 1973, 1975. Ч. 1-2; Запаско Я., Я. Пам " ятки книжкового мистецтва: Каталог cmapoдpykib, виданих на Ykpaïhi. Льbib, 1981-1984. Кн. 1-2 (2 ч.); Францыск Скарына i яго час: Энцикл. дabeдhik. Mihck, 1988. С. 231-235; Вознесенский А. В. Канонник как тип книги у старообрядцев//ТОДРЛ. 1993. Т. 48. С. 355-368; Желтов М. С., Правдолюбов С., прот. Богослужение Русской Церкви. Х-ХХ вв.//ПЭ. М., 2000. Т.: РПЦ. С. 503-515. А. А. Турилов Рубрики: Ключевые слова:

http://pravenc.ru/text/63820.html

В XVII-XVIII вв. акафисты И. В. многократно издавались в составе Акафистников укр. и белорус. типографий (старшие издания - Киев, тип. Лавры, 1625, 1629; Вильно, тип. Братства, 1628) и подвергались порой значительной правке (ярким примером здесь может служить акафист свт. Николаю; см.: Филарет (Гумилевский). Песнопевцы. С. 367; Попов. 1903. С. 48-58). Серьезной научной проблемой является греч. рукописная традиция акафистов И. В. В настоящий момент неизвестны греч. рукописи, содержащие оригинальные тексты акафистов И. В., за исключением одного из 2 приписываемых патриарху в славянской традиции акафистов Иоанну Предтече, сопровождаемого каноном. Известны 4 греч. рукописи (в т. ч. ркп. Vindob. theol. gr. 187, 1500 г.), содержащие канон 4-го гласа с акростихом («Χαρε» προσδω σοι χαρς τ Προδρμ. Ησδωρος; канон построен по модели канона Субботы Акафиста) и акафист (нач.: Τ πρ πντας ληθς Αγους μεζονι) Иоанну Предтече авторства И. В. (Ταμεον. Σ. 224). Не только акафист, но и канон известен в слав. переводе (см., напр.: РГБ. Троиц. Ф. 304/I. 262. Л. 45 об.- 58, XVI в.). Кроме того, греческий текст этого акафиста Иоанну Предтече без указания авторства был напечатан иером. Акакием Диакрусисом в 1665 г. (Εκλογα γουν βιβλιριον περιχον τος οκους τς Παναγας, κα το τιμου Προδρμου...) и печатается также без указания авторства в совр. греч. Акафистниках (см., напр.: Υμνολγιον τ χαρμσυνον, γουν Χαιρετιστριοι Οκοι ες Αγους κα Εορτς τς Εκκλησας/Εκδ. Ιερς Μονς Σταυροβουνας. Κπρος, 1996. Σ. 60-70). Не соответствует истине указание Г. Пападопулоса на то, что единственным акафистом И. В., изданным типографским способом на греч. языке, был акафист свт. Николаю Чудотворцу ( Παπαδπουλος. 1890. Σ. 271, σημ. 961). На самом деле речь идет об акафисте, принадлежащем прп. Никодиму Святогорцу (текст см.: Υμνολγιον τ χαρμσυνον... Σ. 322-332), тогда как акафист свт. Николаю авторства И. В. известен только в слав. переводе. Вероятно, И. В. также принадлежал упоминаемый Л. Алляцием канон св. Димитрию Солунскому ( Leonis Allatii De Octava Synodo Photiana. R., 1662. P. 543).

http://pravenc.ru/text/674898.html

1.4 Сборник «Полуустав» (Вильно, тип. Братства, 1622) Новый сборник по своему содержанию представляет некий итог развития концепции келейного правила Виленского Свято-Духова братства. Происхождение названия «Полуустав» и назначение этой книги составители разъясняют в предисловии «К боголюбивому читателю»: «Далеко не всем возможно иметь при себе церковный Устав полностью : с одной стороны, из-за скудости печатных изданий, а с другой, из-за объемности его, для того чтобы носить с собою. Выбрав из него наиболее часто употребляемые главы и связав в снопик книжицы малой (благодаря трудам духовным славной памяти пана Василия Малюшицкого, а иждивением священной памяти его милости пана Константина Константиновича князя Острожского) , нам удалось их собрать и «Полъуставом» назвать. Потому священноначалию нашему изволилось дать указание издать эти главы повторно . Книжицу эту именуем Требником для мирских людей и всем ее предлагаем, поскольку содержит в себе и общее для всех и каждому лично необходимое» . Видим, что «Полуустав» представлен издателями как повторное издание острожской Псалтири с восследованием (1598), однако соответствует ей более как тип книги, являя полную самобытность в части собрания текстов келейного правила. Единственно, в чем традиция Свято-Духова братства копирует сборник Василия Суражского — это два последования молитв: утренние и «на нощь» . Остается добавить, что описанная нами традиция келейного правила Виленского братства сохранена вплоть до последнего издания «Молитвы повседневные» (Вильно, 1635), тогда как другие сборники издания типографии Виленского братства более поздних годов теряют самобытность. В частности, их составители уходят от местной традиции молитв утренних и «на нощь», подчиняясь влиянию новой традиции — келейного правила Киево-Печерской лавры. Собственно поэтому и приходится назвать виленский «Полуустав» итоговым изданием выделенного нами начального этапа бытования собраний келейных молитв. 2. Второй этап: традиция келейного правила Киево-Печерского монастыря (1625-1643)

http://bogoslov.ru/article/5233602

15 . Голубинский Е. Е. История Русской Церкви. – М., 1904. – Т. 1. 16 . Сергий Радонежский/Сост. В. А Десятников. – М.: Патриот, 1991. 17 . Дмитриев Л. А. Житийные повести русского Севера как памятники литературы XIII-XVII вв. – Л.: Наука, Ленингр. отд-ние, 1973. М. Докучаев-Баскаков К. А. Подвижники и монастыри Крайнего Севера//Христианское чтение. – 1881–1891. 19 .  Епифаний Премудрый . Житие преп. Сергия Радонежского. Слово похвальное преподобному отцу нашему Сергию//Житие и чудеса прп. Сергия, игумена Радонежского. – М.: Православная энциклопедия, 1997. – С. 9–162, 249–261. 20 . Ивина Л. И. Внутреннее освоение земель в России в XVI в. – Л.: Наука, 1985. 21 . Иоанн (Кологривов), иером. Очерки по истории русской святости. – Брюссель: Жизнь с Богом, 1961. 22 . Кадлубовский А. П. Очерки по истории древнерусской литературы житий святых. Ч. 1–5. – Варшава: Тип. Варшавского учебного округа, 1902. 23 . Казанский П. С. История православного русского монашества от основания Печерской обители преподобным Антонием до основания Лавры Св. Троицы прп. Сергием. – М., 1855. 24 . Каштанов С. М. Церковная юрисдикция в кон. XIV – нач. XVI в.// Церковь , общество и государство в феодальной России. – М.: Наука, 1990. – С. 151–163. 25 . Кудрявцев М., диак. История православного монашества в Северо-Восточной России со времен прп. Сергия Радонежского: В 2 ч. – М.: Тип. М. Н. Лаврова, 1881. 26 . Кузнецов Н. Д. Общественное значение монастырей. – Вышний-Волочок, 1907. 27 . Малков Ю. Г. Русь Святая: Очерк истории Православия в России. – М.: Правило веры, 2002. 28 . Никольский Н. К. Кирилло-Белозерский монастырь и его устройство до второй четверти XVII в. (1397–1625). Т. 1. Вып. 2: О средствах содержания монастыря. – СПб.: Синодальная тип., 1910. 29 . Памятник трудов православных благовестников русских с 1793 до 1853 г./Сост. Ал. С. Стурдза. – М.: Тип. В. Готье, 1857. 30 . Пеньков А., свящ. Миссионерское служение Русской Православной Церкви в XIII-XIV веках: Дис. канд./МДА. – Сергиев Посад, 1997. – Машинопись.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

О том, что употребление молитв «спальных» — это живая и развивающаяся традиция русской книжности XV–XVI вв., говорит разнообразие молитв, которые присоединялись к исходному ядру из пяти текстов. В качестве примера сравним состав чина молитв в сборнике прп. Кирилла Белозерского (перв. четв. XV b.) и в Псалтири с восследованием государева посольского дьяка Митрофана Фёдоровича Карачарова , которая писана в 1507 г. в великокняжеской книгописной мастерской Москвы. В обоих списках добавлена молитва «Вседержителю, Слово Отчее» (2-я в современном чине), однако в сборнике Карачарова число добавлений больше: в конце чина встречаем молитвы Кресту и прп. Иоанна Дамаскина — те же, что завершают современное последование. Как сообщает запись в Псалтири Митрофана Карачарова, в 1526 г. он принял постриг в Пафнутиевом Боровском монастыре с именем Марко . Видим, что Псалтирь служила ему в качестве сборника келейного правила как в миру на государственной службе, так и в монашестве.   Пополнение состава молитв «спальных» в рукописях   ГИМ. Син. 329 Чудовский устав третья четверть XV в. РНБ. Кир.-Бел. XV Сборник прп. Кирилла Белозерского (нач. XV в.) РНБ. Кир.-Бел. 1/258 Псалтирь с восследованием государева дьяка М.Ф. Карачарова (1507 г.) 1. Боже вчный и царю всякого создания 1 1 2. Ангеле Христов, хранителю мой святый 5 4 3. Господи Боже наш, аще что согрших — 3 4. Благаго Царя благая Мати 6 5 5. Господи Иисусе Христе, Сыне Божий, ради честнейшия твоея Матере 2 7 Окончание (Взбранной Воевод…) + +   Дополнительные молитвы по Кир.-Бел. XV и Кир.-Бел. 1/258 3. Вседержителю, Слово Отчее 2. Вседержителю, Слово Отчее 4. Помощнице моему спасению 6. О, преблагий Отче, во имя Единородного Сына   8. Да воскреснет Бог (молитва Кресту)   9. Господи… не уже ли ми гроб будет постеля сия   Подводя итог историческому обзору, скажем, что закреплением московской традиции молитв «спальных» стала публикация данного чина в Псалтири с восследованием и в Каноннике, начиная с первых изданий этих книг в 1625 г. и 1636 г. соответственно. Здесь находим восемь молитв, среди которых новым для нас оказывается лишь собрание кратких молитв свт. Иоанна Златоуста по 12 часам ночи (в нынешней традиции помещены все 24 молитвы). В таком составе чин издавался вплоть до упомянутого в начале статьи нового типа Канонника (М., Печатный двор, 1679), начиная с которого в московских изданиях стали помещать молитвы «на сон грядущим», а также молитвы утренние в составе, заимствованном из сборника частной молитвы «Полуустав» (Киев, тип. Лавры, 1643), инициатором издания которого был митр. Киевский Пётр (Могила).

http://bogoslov.ru/article/6172339

Старопечатные книги: Молитвы повседневные. (Вильно, тип. Братская, 25.VII.1595). 8°, ок. 238 л. Молитвы повседневные. (Вильно, тип. Братская, 26.Х.1596). 8°, ок. 236 л. Псалтирь с восследованием (Правило истиннаго живота христианскаго). (Острог, 23.XII.1598). 8°, 439 л. Молитвы повседневные. (Вильно, тип. Леона Мамонича, 1601). 12°, 246 л. Молитвы повседневные. (Вильно, тип. Леона Мамонича, ок. 1609). 12°, 230 л. Молитвы повседневные. (Евье, тип. Братская, 1611). 8°, 257 л. Часослов с восследованием. (Острог, 25.V.1612). 8°, 496 л. Анфологион. (Евье, тип. Братства, 1613). 16° 236 л. Молитвы повседневные. (Евье, тип. Братская, 1615). 12°, 443 л. Часослов. (Киев, тип. Лавры, 20.XII.1616). 4°, 190 л Молитвы повседневные. (Вильно, тип. Братская, 1621). 12°, более 309 л. Полуустав. (Вильно, тип. Братская, 1622). 8°, 431 л. Псалтирь с восследованием. (Москва, Печатный двор, 5.XI.1625). 2°, 649 л. Акафисты. (Киев, тип. Лавры, 1625). 4°, 205 стр. Акафисты. (Киев, тип. Лавры, 1.IV.1629). 4°, 308 стр. Часослов полуставный. (Черная, тип. П. Лютковича, 10.VIII.1629). 8°, 501 л. Молитвы повседневные. (Вильно, тип. Братская, 1635). 8°, 268 л. Акафисты. (Киев, тип. Лавры, 8.XI.1636). 4°, 360 стр. Канонник. (Москва, Печатный двор, 14.IV.1636). 4°, 488 л. Канонник. (Москва, Печатный двор (Ф.Бурцов), 15.I.1641). 8°, 416 нн. л. Полуустав. (Киев, тип. Лавры, 1643). 8°, 1248 стр. Молитвословец (Ефимериос). (Вильно, тип. Братская, ок. 1644). 12°, более 207 л. Полуустав. (Евье или Вильно, тип. Братская, 1646). 2°, 227 л. Ефимериос. (Вильно, тип. Братская, 1652). 12°, 345 л. Часослов с молитвам повседневными (Киев, тип. Лавры, 1657). 24°, 461 л. Псалтирь с восследованием. (Москва, Печатный двор, 17.III.1658). 2°, 1146 стр. Псалтирь с восследованием. (Москва, Печатный двор, 1660). 12°, 1314 стр. Канонник. (Москва, Печатный двор, 30.VII.1662). 8°, 386 л. Полуустав. (Киев, тип. Лавры, 1672). 8°, 672 л. Канонник. (Москва, Печатный двор, XII.1672). 8°, 166 л. Канонник. (Москва, Печатный двор, II.1679). 8°, 379 л.

http://bogoslov.ru/article/5233602

Нетрудно понять, что первым изданием здесь признан «Полуустав» Виленского братства (Вильно, 1622). Вместе с тем, на титульном листе книги присутствует двойное название: «Полуустав, или Правило истинного христианского жития», которое ясно соотносит сборник также и с острожским изданием 1598 г. Василия Суражского. Таким образом, на примере трех указанных изданий можно констатировать, что книгопечатание в Западнорусской митрополии поспособствовало окончательно оформиться и прийти к своему практическому закреплению концепции универсального сборника текстов частного молитвенного обихода . Самобытной частью каждого из перечисленных сборников стало собрание текстов келейного правила, которое мы обобщенно назвали Молебником. Переходя непосредственно к особенностям собраний молитв «Полуустава» отметим, что их состав очевидным образом опирается на уже сложившуюся киево-печерскую традицию в сборниках Акафисты (издания 1625, 1629 и 1636 гг.). Однако есть и отличия состава, соответствия которым можно указать в книгах Московского Печатного двора, что позволяет именно «Полуустав» митр. Петра Могилы считать источником заимствования для редакторов московского варианта традиции утренних и вечерних молитв, а именно: 1) В молитвах «на сон грядущим» возвращена в состав молитва « Что Ти принесу, или что Ти воздамъ», которая печаталась во всех сборниках выделенного нами начального этапа. Здесь эта молитва единократно возвращается в киево-печерской традиции, тогда как последующие печерские сборники снова забывают о ней уже до момента ее возвращения в 1720-х/30-х гг. через московскую книжность. 2) В молитвах утренних возвращена в состав молитва полунощная к Божией Матери « Воспваю благодать Твою Владычице», история которой в печатных изданиях повторяет предыдущий случай. Исключена из состава краткая молитва « Господи Боже Вседержителю, приемляй отъ небесныхъ Твоихъ Силъ», оставшаяся, впрочем, в дальнейшей киево-печерской традиции молитв. Следующее издание «Полуустава» (Киев, тип. Лавры, 1672) содержит собрания молитв келейного правила без описанных изменений в составе. В нем издатели возвращаются к традиции состава, который установился уже с первого издания в сборнике Акафисты и в таком виде продолжал передаваться в его последующих изданиях. Добавим, что репертуар изданий Печерской типографии с молитвами утренними и вечерними в XVII b. отличался разнообразием, как и состав молитв в этих изданиях. Например, Часослов с молитвам повседневными (тип. Лавры, 1657) в молитвах утренних имел состав, как в сборнике Акафисты, тогда как молитвы «на сон грядуще» печатались, как в виленском сборнике Анфологион (1613). 3. Третий этап: молитвы утренние и вечерние в московких изданиях (1658-1701) 3.1 Прерванная традиция московской книжности

http://bogoslov.ru/article/5233602

65 к., да сверх того славленые деньги по разделу с прочими певчими, а в 1726 г., по указу блаженной памяти Государыни Императрицы Екатерины Алексеевны, от той певческой службы уволен по его желанию, по-прежнему в дом Крутицкого Архиерея в котором обретается и поныне певчим же; жалованья получает точию 3 р. 50 κ.; хлеба, ржи и овса, и запаса по 9 четвертей всего, – да сверх того бывает временно дача, по разделу с прочими певчими, ставленнических денег, в том случае, копеек 20 и более, когда оные производятся ставленники, и сверх того, никаких доходов ни откуда не имеет». Хор певчих Петра I представляется достойным завершением всего, что начато и сделано было для партесного пения в исходе XVII в. Это был хор с отборными и образованными голосами, и совершенно верный исполнитель державной воли, и церковных постановлений о богослужебном пении. В нотных книгах этого хора всегда можно прочитать то, чего хотел великий Монарх, когда решился развить и поддержать партесное пение в богослужебном употреблении. Государевы певчие дьяки, под наблюдением и при личном содействии самого Императора, строго держались определенного направления в партесном пении. Это направление, по своему характеру и разумеется, с некоторыми улучшениями в композиции, могло бы еще на долго украшать церковное пение, потому что оно успело утвердиться в России повсюду, где проводили остаток дней своих Государевы певчие или куда заносились их тетрадки, плод немалых трудов и усердия их к церковному пению. Тетрадки нотного пения, современного Петру I, употреблялись еще в Москве около 1780 г. V. Список Государевых певчих дьяков XVII в. 131 1625 г. Букин Юрий, 1625 г. 1 ст. Васильев Иван, 1625 г. 2 ст. Васильев Сергей, 1625 г. 3 ст. Ищейкин Иван, 1625 г. 1638 г. 3 ст. 1639 г. 2 ст. Кипелов Богдан, 1625 г. 1 ст. Кистенников Петр, 1625–1639 г. 3 ст. Клементьев Петр, 1625 г. 3 ст. Никитин Василий, 1625 г. 1 ст. Подунаев Петр, 1625 г. 1 ст. Порыльский Андрей, 1625 г. 3 и 2 ст. Савин Степан, 1625 г. 2 ст., 1635–1640 г.

http://azbyka.ru/otechnik/Dimitrij_Razum...

Лаврентьевская и Троицкая летописи. Санкт-Петербург: Тип. Эдуарда Праца, 1846. (ПСРЛ; т. 1). Лаврентьевская летопись. Вып. 1. Повесть Временных лет. Ленинград: АН СССР, 1926. (ПСРЛ; т. 1). Лаврентьевская летопись. Москва; Ленинград: АН СССР, 1948. (ПСРЛ; т. 1). Летописец Русский (Московская летопись)/по рукописи, принадлежащей А. Н. Лебедеву//Чтения в Императорском общества истории и древностей Российских. Кн. 3. Москва: Унив. тип., 1895. С. 1–194. Летописный свод 1497 г. Летописный свод 1518 г. Москва; Ленинград: Изд. АН СССР, 1963. (ПСРЛ; т. 28). Летопись Никоновская. Санкт-Петербург: Тип. И. Н. Скороходова, 1904. (ПСРЛ; т. 13. Ч. 1). Летопись по Воскресенскому списку. Санкт-Петербург: Тип. Эдуарда Праца, 1856. (ПСРЛ; т. 7). Львовская летопись. Санкт-Петербург: Тип. М. А. Александрова, 1910. (ПСРЛ; т. 20. Ч. 1). Максим Грек , прп . Слово против армянского зловерия//Сочинения преподобного Максима Грека в русском переводе: в 3 т. Т. 2. Сергиев Посад: Свято-Троицкая Сергиева Лавра, 1910. С. 93–100. Маттеос Урхаеци . Хронография. Вагаршапат: Тип. св. Эчмиадзина, 1898. Московский летописный свод конца XV в. Москва: Языки славянской культуры, 2004. (ПСРЛ; т. 25). Московский летописный свод конца XV века. Москва; Ленинград: АН СССР, 1949. (ПСРЛ; т. 25). Новгородская летопись по Синодальному харатейному списку. Санкт-Петербург: Тип. Импер. Акад. Наук, 1888. (ПСРЛ; т. 3). Новгородская четвертая летопись. Петроград: Тип. Я. Башмаков и Ко, 1915. (ПСРЛ; т. 4). Памятники древней письменности и искусства. Повесть о Царьграде Нестора-Искандера XV века (по рукописи Троице-Сергиевской Лавры нач. XVI века, 773)/сообщил архимандрит Леонид. Санкт-Петербург: Тип. В. С. Балашева, 1886. Патриаршая или Никоновская летопись. Санкт-Петербург: Тип. МВД, 1885. (ПСРЛ; т. 10). Патриаршая или Никоновская летопись. Санкт-Петербург: Тип. Эдуарда Праца, 1862. (ПСРЛ. т. 11). Патриаршая или Никоновская летопись. Санкт-Петербург: Тип. И. Н. Скороходова, 1897. (ПСРЛ; т. 11). Патриаршая или Никоновская летопись. Санкт-Петербург: Тип. И. Н. Скороходова, 1901. (ПСРЛ; т. 12).

http://bogoslov.ru/article/6192778

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010